Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» с родителями ___________________ У.А. Пархоменко __________________М.А. Никифоровна ______________________Е.В. Авдюкова «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» _________________________ Н.И. Шляпникова Приказ №_______от «__» _____________2024г Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для обучающихся класса ТМНР 1 ступень 2 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) Составитель: Ласкова А.О. учитель логопед 1 квалификационная категория Реж – 2024 I. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). Данная рабочая программа составлена на 2024/2025 учебный год для обучающихся класса ТМНР 1 ступень (Серебрякова Маша, Авдюков Илья, Клевакин Миша). Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в классе ТМНР 1 ступень определяет следующую цель и задачи: Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Задачи: - учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами; - пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач; - развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. - создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития. Характеристика обучающихся У детей отсутствует устная речь, коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов, вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций. 2 Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации социального взаимодействия. В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 66 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут. Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке. Система оценки достижения планируемых результатов. Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме входящей диагностики текущего мониторинга диагностика по результатам учебного года Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая диагностика проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и диагностика по результатам учебного года в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие, а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, и родителей. 3 Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Ожидаемые результаты: Обучающиеся к концу учебного года: - реагируют на обращение к нему; - слушают речь педагога; - понимают слова педагога; - выполняют пальчиковые упражнения; - различают звуки окружающей действительности; - выполняют речевое подражание; - выполняют простые поручения по просьбе учителя; - понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.; - используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями; - умеют различать речевые и неречевые звуки; - умеют подражать речевым звукам; - умеют использовать вербальные средства коммуникации. 4 II. Тематическое планирование Дата № Тема Кол-во часов 1 2 3 Обследование звуко-произносительной стороны речи. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи. Двигательные упражнения для развития артикуляционной моторики. 1 1 1 4 5 Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка. Артикуляционные упражнения для развития подвижности губ. 1 1 6 Сравнение звуков окружающей действительности. 1 7 Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. 1 8 9 Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. 1 1 10 1 16 Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Развитие фонематического слуха на гласные звуки А, О, У. Различение гласных звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Сопоставление артикуляции звуков «а, о, у». Развитие фонематического слуха. Игровые упражнения со звуком М, м. Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Уточнение произнесения звука М, м. 17 Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки. Составление предложений. 1 18 Предметы. Соотнесение предметов и их названий. 1 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 5 19 20 Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Практическое упражнение «Слушай и показывай картинку». 1 1 21 1 22 Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. Лексика по теме: «Сезонные изменения». Составление рассказа по картинному плану. Лексика по теме: «Сезонные изменения». 23 Формирование понятий на основе абстракции и обобщения. 1 24 25 Составление рассказа по графическим опорам. Артикуляционные упражнения для свистящих звуков. 1 1 26 27 1 1 28 Развитие фонематического восприятия на свистящие звуки. Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Уточнение артикуляции звука С. 29 Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы. 1 30 Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». 1 31 Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой. 1 32 1 33 Узнавание буквы Х, х. Формирование умения узнавать и писать букву Х, х. Конструирование буквы Х, х. Развитие анализа и синтеза состава слога. 34 Работа со слоговыми схемами. Развитие фонематического слуха. 1 35 Составление слогов со звуком С. Подбор слов и картинок. 1 36 Развитие звуко-буквенного анализа в слогах. Формирование фонематического слуха. 1 1 1 1 6 37 Развитие анализа и синтеза состава слога. 1 38 Развитие анализа и синтеза состава слова. 1 39 Различение «длинных» и «коротких» слов. 1 40 Синтез слов из 3-х звуков. 1 41 Синтез слов из 3-4 звуков. 1 42 1 43 Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. 44 Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. 1 45 Упражнение в составлении предложения из двух слов. 1 46 Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова. 1 47 1 49 Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н. Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы. Активизация и обогащение словаря по теме: «Овощи». 50 Формирование понятия «предложение». 1 51 Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. 1 48 1 1 1 7 52 Узнавание буквы В,в. Умение узнавать и писать букву В,в. Конструирование буквы В, в. 1 53 Игра «Соотнеси слово и картинку». 1 54 Подбор картинок к заданному предложению. 1 55 Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. 1 56 Складывание букв. 1 57 Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток. 1 58 Составление предложений по сюжетной картинке. 1 59 Развитие фонематического слуха. Закрепление артикуляторно-двигательных навыков. 1 60 Игровые упражнения для закрепления фонематического слуха. 1 61 Составление предложений по картинному плану. 1 62 Составление простых предложений по сюжетным картинкам. 1 63 1 64 Составление словосочетаний с опорой на предметные картинки и опорные слова. Лексика «Раннецветущие растения». Конструирование предложений по графической схеме. 65 Обследование звуко-произносительной стороны речи. 1 66 Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи. 1 1 8 5