Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Согласовано»
с родителями
___________________ У.А. Пархоменко
__________________М.А. Никифоровна
______________________Е.В. Авдюкова
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
_________________________ Н.И. Шляпникова
Приказ №_______от «__» _____________2024г
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающихся класса ТМНР 1 ступень 2 класс с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(2 вариант)
Составитель: Ласкова А.О.
учитель логопед
1 квалификационная категория
Реж – 2024
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
Данная рабочая программа составлена на 2024/2025 учебный год для обучающихся класса ТМНР 1 ступень
(Серебрякова Маша, Авдюков Илья, Клевакин Миша).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в классе ТМНР 1 ступень определяет
следующую цель и задачи:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
альтернативной коммуникации.
Задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой
деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных
умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Характеристика обучающихся
У детей отсутствует устная речь, коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов,
вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Могут выполнять отдельные операции, входящие в
состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость
внимания и нарушение последовательности выполняемых операций.
2
Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные
трудности коммуникации социального взаимодействия.
В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается
эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного
общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом,
родителями и сверстниками.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 66 часов. Форма проведения
занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и
утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые
проводятся в форме
входящей диагностики
текущего мониторинга
диагностика по результатам учебного года
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет
отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое
заключение (речевое представление). Первичная входящая диагностика проводится в первые две недели сентября (с
01.09 по 15.09) и диагностика по результатам учебного года в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме
практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме
наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие, а также анализа их
поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, и родителей.
3
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
- понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,
пиктограмм и т.д.;
- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения,
пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- умеют различать речевые и неречевые звуки;
- умеют подражать речевым звукам;
- умеют использовать вербальные средства коммуникации.
4
II. Тематическое планирование
Дата
№
Тема
Кол-во
часов
1
2
3
Обследование звуко-произносительной стороны речи.
Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи.
Двигательные упражнения для развития артикуляционной моторики.
1
1
1
4
5
Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка.
Артикуляционные упражнения для развития подвижности губ.
1
1
6
Сравнение звуков окружающей действительности.
1
7
Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а.
1
8
9
Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о.
Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны.
1
1
10
1
16
Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у.
Конструирование буквы У, у.
Развитие фонематического слуха на гласные звуки А, О, У.
Различение гласных звуков. Закрепление звуко-буквенных связей.
Сопоставление артикуляции звуков «а, о, у». Развитие фонематического слуха.
Игровые упражнения со звуком М, м.
Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение
узнавать и писать букву М, м.
Уточнение произнесения звука М, м.
17
Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки. Составление предложений.
1
18
Предметы. Соотнесение предметов и их названий.
1
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
5
19
20
Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки.
Практическое упражнение «Слушай и показывай картинку».
1
1
21
1
22
Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. Лексика по теме: «Сезонные
изменения».
Составление рассказа по картинному плану. Лексика по теме: «Сезонные изменения».
23
Формирование понятий на основе абстракции и обобщения.
1
24
25
Составление рассказа по графическим опорам.
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков.
1
1
26
27
1
1
28
Развитие фонематического восприятия на свистящие звуки.
Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с.
Конструирование буквы С, с.
Уточнение артикуляции звука С.
29
Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы.
1
30
Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».
1
31
Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой.
1
32
1
33
Узнавание буквы Х, х. Формирование умения узнавать и писать букву Х, х.
Конструирование буквы Х, х.
Развитие анализа и синтеза состава слога.
34
Работа со слоговыми схемами. Развитие фонематического слуха.
1
35
Составление слогов со звуком С. Подбор слов и картинок.
1
36
Развитие звуко-буквенного анализа в слогах. Формирование фонематического слуха.
1
1
1
1
6
37
Развитие анализа и синтеза состава слога.
1
38
Развитие анализа и синтеза состава слова.
1
39
Различение «длинных» и «коротких» слов.
1
40
Синтез слов из 3-х звуков.
1
41
Синтез слов из 3-4 звуков.
1
42
1
43
Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из
двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и
т. п.) и условно-графическое изображение предложения.
Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов.
44
Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.
1
45
Упражнение в составлении предложения из двух слов.
1
46
Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова.
1
47
1
49
Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н.
Конструирование буквы Н, н.
Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения
узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы.
Активизация и обогащение словаря по теме: «Овощи».
50
Формирование понятия «предложение».
1
51
Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.
1
48
1
1
1
7
52
Узнавание буквы В,в. Умение узнавать и писать букву В,в. Конструирование буквы В, в.
1
53
Игра «Соотнеси слово и картинку».
1
54
Подбор картинок к заданному предложению.
1
55
Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш.
1
56
Складывание букв.
1
57
Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток.
1
58
Составление предложений по сюжетной картинке.
1
59
Развитие фонематического слуха. Закрепление артикуляторно-двигательных навыков.
1
60
Игровые упражнения для закрепления фонематического слуха.
1
61
Составление предложений по картинному плану.
1
62
Составление простых предложений по сюжетным картинкам.
1
63
1
64
Составление словосочетаний с опорой на предметные картинки и опорные слова. Лексика
«Раннецветущие растения».
Конструирование предложений по графической схеме.
65
Обследование звуко-произносительной стороны речи.
1
66
Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи.
1
1
8
5