Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по математике для обучающихся 4 «Б» класса (АООП 1 вариант) Составитель: Баринова Е.В. Учитель начальных классов Реж – 2024г. 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающихся, социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе Задачи обучения: -развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. -формирование знания таблицы умножения и деления. - совершенствование умения решать задачи. -закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. -коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; -формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика». На изучение учебного предмета «Математика» по учебному плану в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часов в год. Содержание рабочей программы Раздел Сотня. Нумерация. Повторение Дидактические единицы Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные. Решение простых задач на нахождение суммы и разности Коррекционная работа Коррекция логического мышления на основе приема систематизации (упорядочивание объектов по количественному признаку). «Продолжи ряд чисел» Упражнения «Назови повторяющееся число», «Расставь числа по порядку, начиная с наименьшего (наибольшего) числа» Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Арифметические действия Единицы измерения и их соотношения Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления). Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путём разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени. Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени. Игра-соревнование «Берем цифры, составляем числа» Коррекция памяти, мышления. «Дополни до указанного числа» Развитие памяти, внимания, мышления на основе упражнения «Считай». Коррекция внимания, зрительной памяти. «Что изменилось?» Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция внимания, зрительного восприятия, памяти. «Какой пример решен?» Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Развитие и коррекция пространственного мышления (анализа, сравнения, классификации) в процессепрактической деятельности Коррекция временных представлений, пространственных представлений. «Назови меры времени по порядку» Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, 3 Арифметические задачи Геометрический материал Повторение Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»). Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составные арифметические задачи, решаемые в два действия. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах). Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чётные нечётные, однозначные - двузначные числа; Таблица умножения и деления Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решение простых и составных задач. Коррекция мышления, связной речи на основе решения задач с недостающими данными. Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля. Коррекция и развитие зрительного восприятия, пространственных представлений. «Геометрические рыбки» Коррекция и развитие геометрических представлений; познавательных процессов: произвольного внимания, образной памяти; приемов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация. «Путешествие в мир звезд» Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля. Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; - знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; - откладывание любых чисел в пределах 100 на счётах - откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала; - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; - понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания умножения и деления; - выполнение устных и письменных действий сложения и - выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в вычитания чисел в пределах 100; пределах 100; - понимание смысла арифметических действий сложения и 4 вычитания, умножения и деления; - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; - выполнение решения простых арифметических задач на - пользование календарем для установления порядка месяцев в году; нахождение цены, количества на основезнания зависимости - определение времени по часам (одним способом); - знание и применение переместительного свойства сложения и умножения между ценой, количеством, стоимостью; составление задач – знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила на нахождение цены, количества (с помощью учителя); умножения чисел 1 и 0, на1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - пользование календарем для установления порядка – понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами месяцев в году; умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; - определение времени по часам (одним способом). - знание таблицы умножения однозначных чиселдо 5 (до – понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в 20); – умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической двумя мерами; умениепостроить отрезок заданной длины (в записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз; миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя); – знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в – различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных два арифметических действия, содержащих умножение и деление; линий; вычисление длины ломаной; – использование в собственной речи названий компонентов и результатов –построение прямоугольника (квадрата) с умножения и деления. – составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с задачи в два действия(сложение, вычитание, умножение, деление) на основе помощью учителя). моделирования содержания задачи. – умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа,полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах); – различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; –знание названий сторон прямоугольника (квадрата); построение прямоугольника (квадрата) спомощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; - узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрическихфигур; нахождение точки пересечения. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень 5 -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности; -готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, -социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научатся признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в обсуждении совместной работы; научатся задавать вопросы с целью получения информации; научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Календарно-тематическое планирование-136 ч Тема 1 четверть 1.Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100. 2.Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 3.Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Закрепление 4.Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. 5.Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел (40+3, 43-3, 43-40). 6.Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). 7.Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. 8.Вводная контрольная работа по теме «Нумерация чисел 1 –100». 9.Работа над ошибками. Меры длины: м, дм, см. Построение отрезков. Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд 10.Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин. 11.Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. 12.Знакомство с мерой длины –миллиметром. Запись: 1 мм.Соотношение: 1 см = 10 мм. 13.Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. 14.Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40 – 20). 15.Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2). 16.Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 –20). 17.Сложение двузначных чисел (54 + 21). Кол-во часов Дата 1 1 1 1 03.09 04.09 05.09 09.09 1 1 1 1 1 10.09 11.09 12.09 16.09 17.09 1 18.09 1 1 1 1 1 1 1 19.09 6 18.Вычитание двузначных чисел (54 – 21; 54 – 24; 54 - 51). 19.Получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 +38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62). 20.Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 – 24). 21.Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24). 22. Соотношения мер времени. Последовательность месяцев в году, количество суток в каждом месяце. 23.Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами. 24.Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние, моделирование. 25.Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. 26.Построение окружности с данным радиусом, дуги с помощью циркуля. 27.Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20) 28.Простые арифметические задачи на нахождение произведения. Решение задач на основе иллюстрирования содержания задачи. 29.Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд». 30.Работа над ошибками. Таблицаумножения числа 2. 31.Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице. 32.Порядок действий в числовыхвыражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение). 2 четверть 1 1 1 1 1 33.Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равныечасти (в пределах 20). 34.Решение задач на деление по содержанию и на равные части. 35.Решение примеров и задач на деление по содержанию и на равные части. 36.Таблица деления на 2.Числа четные и нечетные. 37.Сложение двузначного числа соднозначным числом с переходом через разряд (38+5) приемами устных вычислений. 38.Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения. 39.Составление арифметических задач в 2 действия по краткой записи. 40.Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами устных вычислений. 41.Порядок действий в числовыхвыражениях со скобками, без скобок. 42.Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии. 43.Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34-5) приемами устных вычислений. 44.Присчитывание, отсчитываниеравными числовыми группамипо 3, 4, 6 в пределах 100. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 45.Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53-24)приемами устных вычислений. 46.Составление и решение составных по рисунку, краткой записи. 47.Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд». 48.Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. 49.Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. 50.Табличное умножение числа 3 в пределах 20. 51.Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100. 52.Переместительное свойствоумножения. 53.Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3. 54.Деление по содержанию (по 3). 55.Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100. 56.Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованиемтаблиц умножения. 57.Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4. 58.Деление по содержанию (по 4). Дифференциация деления на равные части и по содержанию. Решение задач. 59.Контрольная работа по итогам2 четверти. «Умножение и деление до 6» 60.Работа над ошибками. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100. 61.Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 62.Таблица деления на 5. 63.Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой. 64.Деление по содержанию (по 5). 65.Решение примеров на все арифметические действия. 66.Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной с помощью циркуля. 67.Двойное обозначение времени. 68.Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. 69.Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100. 70.Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 71.Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицыпростых арифметических задач на нахождение стоимости. 72.Деление предметных совокупностей на 6 равных частей. Таблица деления на 6. 73.Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 74.Простые арифметические задачи на нахождение цены. Краткая запись задачи в виде таблицы. 75.Деление по содержанию. Решение простых арифметических задач. 76.Упражнения в решении примеров и простых задач. 77.Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100. 78.Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 79.Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены. 80.Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («больше в…»). Составление числового выражения. 81.Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …». 82.Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколькораз. 83.Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7. 84.Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой. 85.Решение составных арифметических задач. 86.Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («меньше в…»). Составлениечислового выражения. 87.Уменьшение в несколько раз предметной совокупности «уменьшить в …». 88.Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколькораз. 89.Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100. 90.Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 91.Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой. 92.Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8. 93.Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой. 94.Составление и решение простых арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». 95.Составление и решение составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». 96.Проверочная работа по теме «Умножение числа 8, деление на8». 97.Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами. 98.Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100. 99.Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 100.Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой. 101.Таблица деления на 9, еесоставление с использованием таблицы умножения числа 9. 102.Простые арифметическиезадачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 103.Умножение единицы начисло и деление на единицу. Умножение числа на единицу. 104.Контрольная работа за3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления» 105.Сложение двузначных чисел без перехода через разряд(письменный прием) вида: 35+12. 106.Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 45-13. 107.Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (письменные приемы) вида: 45+20, 45-20. 108.Письменное сложение и вычитание как способ проверки устных вычислений. 109.Сложение двузначных чисел с переходом через разряд(письменный прием) вида: 27+15. 110.Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение 0 в разряде единиц (36+24). 111.Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение в сумме числа 100 (74+26). 112.Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 25+7. 113.Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых. 114.Геометрическая фигура:прямоугольник. 115.Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. 116.Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. 117.Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. 118.Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур 119.Вычитание двузначного числа из круглых десятков (письменный прием) вида: 60-23. 120.Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 62-24. 121.Вычитание однозначногочисла из двузначного числа с переходом через разряд (письменный прием) вида: 34-5. 122.Решение примеров и задач с числами, полученнымипри измерении стоимости. 123.Решение примеров и задач с числами, полученнымипри измерении времени. 124.Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением. 125.Итоговая контрольнаяработа по теме «Решение примеров и задач на все арифметические действия» 126.Работа над ошибками. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0. Деление 0 на число (на основе взаимосвязи умножения и деления). 127.Взаимное положение наплоскости геометрических фигур: узнавание, называние, моделирование. 128.Умножение 10 на число(на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 10.Деление числа на 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 129.Проверочная работа по теме «Умножение 0, 10 на число,числа на 0, 10. Деление 0 на число, числа на 10». 130.Работа над ошибками.Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». 131.Решение примеров снеизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». 132.Простые арифметическиезадачи на нахождение неизвестного слагаемого. 133.Нумерация чисел 1 – 100.Сложение и вычитание круглых десятков. Нахождение значения числового выражения со скобками в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). 134.Табличные случаи умножения и деления. Решение арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 135.Сложение чисел с переходом через разряд (письменные вычисления). 136.Вычитание чисел спереходом через разряд (письменные вычисления). Раздел, тема Сотня. Нумерация. Повторение. 1. Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100. 2. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 3. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через .разряд. Закрепление. 4. Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. 5. Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел (40+3, 43-3, 43-40). 6. Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). 7. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода черезразряд. Содержание Знать последовательность круглых десятков в пределах 100. Уметь читать, записывать круглые десятки в пределах 100. Уметь продолжать счет круглыми десятками как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа. Уметь восстанавливать нарушенный числовой ряд круглых десятков в пределах 100. Уметь организовать своё рабочее место. Навык счета. Уметь записывать и читать числа первой сотни, понимать поместное значение цифр в числе. Знать числовой ряд 1- 100в прямом и обратном порядке. Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100. Получение следующего и предыдущего числа. 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности, формы работы Минимальный Достаточный -знание числового ряда -знание числовогоряда 1-100 1-100 в прямом порядке; в прямомпорядке; -откладываниелюбых -откладываниелюбых чисел чисел в пределах 100 на в пределах 100, с счётах; использованием счетного - знание порядка материала; действий в примерах в -пониманиесмысла два арифметических арифметических действий действия; сложения и вычитания, -выполнение устных и умножения и деления; письменных действий -выполнение устных и сложения и вычитания письменных действия чисел в пределах 100; сложенияи вычитания чисел в пределах 100; 11 8. Вводная контрольная работа по теме «Нумерация чисел 1 –100». Единицы измерения и их соотношения. 9. Работа над ошибками. Меры длины: м, дм, см. Построение отрезков. Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд. 10. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время),единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин. 11. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. 12. Знакомство с мерой длины – миллиметром. Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 100. Счет в заданных пределах. Умение называть предыдущее и последующее число. Знакомство с новой единицей измерения – миллиметр. Умение использовать математические знания в практической деятельности. Уметь читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины. Знать единицы (меры) измерения длины и соотношения изученных мер. Уметь сравнивать именованные числа, развивать навыки сложения и вычитания именованных чисел. Навыки работы с измерительными инструментами. - умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; -умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя); – умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах); -узнавание, построение, моделирование взаимного положения двух геометрическихфигур; 13. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Арифметические действия. Арифметические задачи 14. Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40 – 20). 15. Сложение и вычитание двузначного и однозначногочисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2). 16. Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 –20). 17. Сложение двузначных чисел (54 + 21). Вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел. Решение примеров данного вида с подробным и кратким пояснением приема вычисления. Умение следовать определённому алгоритму. -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления; -выполнение решения простых арифметических задач на нахождениецены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, -знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; -правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; -понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе длянахождения произведения и частного; –выполнение увеличения и 12 18. Вычитание двузначных чисел (54 – 21; 54 – 24; 54 - 51). 19. Получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 + 38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62). 20. Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 – 24). 21. Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24). 22. Соотношения мер времени. Последовательность месяцев в году, количество суток в каждом месяце. 23. Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами. Геометрическ ий материал 24. Замкнутые, незамкнутые кривыелинии: распознавание, называние, моделирование. 25. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. 26. Построение окружности сданным радиусом, дуги с помощью циркуля. Арифметические действия. Арифметические задачи 27. Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена сложения умножением; замена умножения сложением (впределах 20) 28. Простые арифметические задачина стоимостью; -составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); уменьшения числа в несколько раз; – знание порядка действий в числовыхвыражениях (примерах) без скобок в два арифметических действия, содержащих умножение и деление; -составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия. Знать понятие геометрических фигур, существенные признаки геометрической фигуры. Умение узнавать, называть геометрическую фигуру. Навык построения с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. -различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; -вычислениедлины ломаной; –построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощьюучителя). Знать определения (свойства) четных и нечетных чисел; табличные случаи деления на 2. Уметь составлять, записывать ичитать примеры на деление. Знать правило выполнения порядка действий в числовыхвыражениях без скобок, содержащих деление. -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления; -выполнение решения простых арифметических задач -различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; –знание названий сторон прямоугольника (квадрата); -построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; -узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; -нахождение точки пересечения. -знание и применение переместительного свойства сложения и умножения знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; -правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и 13 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. нахождение произведения. Решение задач на основе иллюстрирования содержания задачи. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чиселв пределах 100 без перехода через разряд». Работа над ошибками. Таблица умножения числа 2. Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице. Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение). Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равныечасти (в пределах 20). Решение задач на деление по содержанию и на равные части. Решение примеров и задач на деление по содержанию и на равные части. Таблица деления на 2.Числа четные и нечетные. Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38+5) приемами устных вычислений. Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения. Составление арифметических задач в 2 действия по краткой записи. Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами устных вычислений. Порядок действий в числовых выражениях со скобками, без скобок. Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих деление. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания впределах 100 без перехода черезразряд. на нахождениецены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; -составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); деления на 1, на 10; -понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе длянахождения произведения и частного; -понимание смысла математических отношений «большев …», «меньше в …»; - умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два арифметических действия, содержащих умножение и деление; -использование в собственной речи названий компонентов и результатов умножения и деления. -составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия 14 Моделирование ломаной линии. 43. Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34-5) приемами устных вычислений. 44. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4, 6 в пределах 100. 45. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53-24) приемами устных вычислений. 46. Составление и решение составных по рисунку, краткой записи. 47. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд». 48. Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. 49. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. 50. Табличное умножение числа 3 в пределах 20. 51. Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100. 52. Переместительное свойство умножения. 53. Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3. 54. Деление по содержанию (по 3). 55. Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100. 56. Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения. 15 57. Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4. 58. Деление по содержанию (по 4). Дифференциация деления на равные части и по содержанию. Решение задач. 59. Контрольная работа по итогам 2 четверти. «Умножение и деление до 6» 60. Работа над ошибками. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100. 61. Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 62. Таблица деления на 5. 63. Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой. 64. Деление по содержанию (по 5). 65. Решение примеров на все арифметические действия. 66. Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной с помощью циркуля. 67. Двойное обозначение времени. 68. Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. 69. Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100. 70. Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 71. Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости. 72. Деление предметных совокупностей на 6 равных частей. Таблица деления на 6. 73. Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой. 16 74. Простые арифметические задачи на нахождение цены. Краткая запись задачи в виде таблицы. 75. Деление по содержанию. Решение простых арифметических задач. 76. Упражнения в решении примеров и простых задач. 77. Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100. 78. Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 79. Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены. 80. Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («больше в…»). Составление числового выражения. 81. Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …». 82. Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз. 83. Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7. 84. Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой. 85. Решение составных арифметических задач. 86. Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («меньше в…»). Составление числового выражения. 87. Уменьшение в несколько раз предметной совокупности «уменьшить в …». 88. Знакомство с простой арифметической 17 задачей на уменьшение числа в несколько раз. 89. Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100. 90. Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. 91. Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой. 92. Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8. 93. Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой. 94. Составление и решение простых арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». 95. Составление и решение составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». 96. Проверочная работа по теме «Умножение числа 8, деление на 8». 97. Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами. 98. Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100. 99. Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой. 100. Таблица деления на 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 9. 101. Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. 102. Умножение единицы на число и деление 18 на единицу. Умножение числа на единицу. 103. Контрольная работа за 3 четверть по теме 104. «Табличные случаи умножения и деления» 105. Сложение двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 35+12. 106. Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 45-13. 107. Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (письменные приемы) вида: 45+20, 45-20. 108. Письменное сложение и вычитание как способ проверки устных вычислений. 109. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 27+15. 110. Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение 0 в разряде единиц (36+24). 111. Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение в сумме числа 100 (74+26). 112. Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 25+7. 113. Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых. Геометрическ ий материал 114. Геометрическая фигура: прямоугольник. 115. Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью чертежного Знать понятие геометрических фигур, существенные признаки геометрической фигуры. Умение узнавать, называть геометрическую фигуру. Навык построения с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. -различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; - вычисление длины ломаной; –построение прямоугольника – различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычислениедлины ломаной; –знание названий сторон прямоугольника 19 угольника. 116. Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. 117. Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. 118. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур Арифметические действия Арифметические задачи 119. Вычитание двузначного числа из круглых десятков (письменный прием) вида: 60-23. 120. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 62-24. 121. Вычитание однозначногочисла из двузначного числа с переходом через разряд (письменный прием) вида: 34-5. 122. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении стоимости. 123. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении времени. 124. Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением. 125. Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров и задач на (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) сложения чисел в пределах 100 с переходом черезразряд. Уметь пользоваться письменными приемамивычислений. Владеть навыком письменногосложения чисел с переходом через разряд. Понимать учебную задачу, соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи. Навык комментированного выполнения задания. Уметь правильно читать математические выражения и находить их значения. Умение использовать изученныеправила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий. Навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание. -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления; - выполнение решения простых арифметических задач на нахождениецены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; -составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); (квадрата); -построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; – узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; – нахождение точки пересечения -выполняютписьменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 столбиком. -продолжают различать деление на равныечасти и деление посодержанию. -называют компоненты сложения и вычитания, решают примеры на сложение и вычитание, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. -устанавливают последовательностьчисел в числовом ряду; -оценивают правильность составления числовой последовательности. 20 все арифметические действия» 126. Работа над ошибками. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0. Деление 0 на число (на основе взаимосвязи умноженияи деления). 127. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур: узнавание, называние, моделирование. 128. Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 10. Деление числа на 10 129. Проверочная работа по теме «Умножение 0, 10 на число, числа на 0, 10. Деление 0 на число, числа на 10». 130. Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». 131. Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». 132. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Повторение 133. Нумерация чисел 1 – 100. Сложение и вычитание круглых десятков. Нахождение значения числового выражения со скобками в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). 134. Табличные случаи умножения и деления. Решение арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 135. Сложение чисел с Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд, с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; Знание табличных случаев умножения чисел 2-9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9 - знание числового ряда 1-100 впрямом порядке; -откладываниелюбых чисел в пределах100 на счётах -знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; -выполнениеустных и письменных действий сложения ивычитания -знают изученный программный материал. -умеют применять: полученные ЗУН на практике, вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные приемы), навыки решения 21 переходом через разряд (письменные вычисления). 136. Вычитание чисел с переходом через разряд (письменные вычисления). чисел впределах 100; -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления; -выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); -пользование календарем для установления порядка месяцев в году; задач в 2 действия: составление краткой записи, запись решения по вопросам. 22 23 24