Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по математике
для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель:
Баринова Е.В.
Учитель начальных классов
Реж – 2024г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством
Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающихся,
социальная реабилитация
и адаптация обучающихся
с
интеллектуальным нарушением в современном обществе
Задачи обучения:
-развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
-формирование знания таблицы умножения и деления.
- совершенствование умения решать задачи.
-закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры.
-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика». На изучение учебного предмета «Математика» по учебному
плану в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часов в год.
Содержание рабочей программы
Раздел
Сотня.
Нумерация.
Повторение
Дидактические единицы
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в
пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
Решение простых задач на нахождение суммы и разности
Коррекционная работа
Коррекция логического мышления на
основе приема систематизации
(упорядочивание объектов по
количественному признаку).
«Продолжи ряд чисел»
Упражнения «Назови повторяющееся
число», «Расставь числа по порядку,
начиная с наименьшего (наибольшего)
числа»
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания (устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Арифметические
действия
Единицы
измерения и их
соотношения
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании
чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот.
Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания
обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения.
Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0,
10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности
выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования
таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и
деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и
предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по
нахождению неизвестного компонента сложения.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и
результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго
слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путём
разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение:
1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением
результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52
мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины,
времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой
стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Игра-соревнование «Берем цифры,
составляем числа»
Коррекция памяти, мышления.
«Дополни до указанного числа»
Развитие памяти, внимания, мышления
на основе упражнения «Считай».
Коррекция внимания, зрительной
памяти. «Что изменилось?»
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания, зрительного
восприятия, памяти. «Какой пример
решен?»
Коррекция развитие правильной
математической речи, логического
мышления,
Коррекция внимания (устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Развитие и коррекция
пространственного мышления
(анализа, сравнения, классификации) в
процессепрактической деятельности
Коррекция временных представлений,
пространственных представлений.
«Назови меры времени по порядку»
Коррекция развитие правильной
математической речи, логического
мышления,
3
Арифметические
задачи
Геометрический
материал
Повторение
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе
зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение
отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность,
дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая
ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение
отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата):
основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные,
смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на
плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование
взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение
пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении
примеров; чётные нечётные, однозначные - двузначные числа;
Таблица умножения и деления
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
Решение простых и составных задач.
Коррекция мышления, связной речи на
основе решения задач с недостающими
данными.
Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля.
Коррекция и развитие зрительного
восприятия, пространственных
представлений. «Геометрические
рыбки»
Коррекция и развитие геометрических
представлений; познавательных
процессов: произвольного внимания,
образной памяти; приемов умственной
деятельности: анализ, синтез,
сравнение, классификация.
«Путешествие в мир звезд»
Коррекция внимания (устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
- откладывание любых чисел в пределах 100 на счётах
- откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного
материала;
- знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания умножения
и деления;
- выполнение устных и письменных действий сложения и
- выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в
вычитания чисел в пределах 100;
пределах 100;
- понимание смысла арифметических действий сложения и
4
вычитания, умножения и деления;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- выполнение решения простых арифметических задач на
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году;
нахождение цены, количества на основезнания зависимости
- определение времени по часам (одним способом);
- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения
между ценой, количеством, стоимостью; составление задач
– знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила
на нахождение цены, количества (с помощью учителя);
умножения чисел 1 и 0, на1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- пользование календарем для установления порядка
– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
месяцев в году;
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- определение времени по часам (одним способом).
- знание таблицы умножения однозначных чиселдо 5 (до
– понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»;
умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в
20);
–
умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах
несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности,
и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении
сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической
двумя мерами; умениепостроить отрезок заданной длины (в
записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и
уменьшения числа в несколько раз;
миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью
учителя);
– знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных
два арифметических действия, содержащих умножение и деление;
линий; вычисление длины ломаной;
– использование в собственной речи названий компонентов и результатов
–построение прямоугольника (квадрата) с
умножения и деления.
– составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
задачи в два действия(сложение, вычитание, умножение, деление) на основе
помощью учителя).
моделирования содержания задачи.
– умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и
миллиметрах, с записью числа,полученного при измерении двумя
мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах);
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
–знание названий сторон прямоугольника (квадрата); построение
прямоугольника (квадрата) спомощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
- узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух
геометрическихфигур; нахождение точки пересечения.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
5
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное
отношение к окружающей действительности;
-готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный,
-социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-появится положительное отношение и интерес к изучению
математики;
-научатся признавать собственные ошибки.
-будет возможность участвовать в обсуждении совместной
работы;
научатся задавать вопросы с целью получения
информации;
научатся обращаться за помощью и принимать помощь;
Календарно-тематическое планирование-136 ч
Тема
1 четверть
1.Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100.
2.Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.
3.Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Закрепление
4.Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего,
предыдущего чисел.
5.Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел (40+3, 43-3, 43-40).
6.Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание).
7.Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
8.Вводная контрольная работа по теме «Нумерация чисел 1 –100».
9.Работа над ошибками. Меры длины: м, дм, см. Построение отрезков. Решение примеров в
пределах 100 без перехода через разряд
10.Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры).
Сравнение чисел, полученных при измерении величин.
11.Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
12.Знакомство с мерой длины –миллиметром. Запись: 1 мм.Соотношение: 1 см = 10 мм.
13.Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.
14.Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40 – 20).
15.Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2).
16.Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 –20).
17.Сложение двузначных чисел (54 + 21).
Кол-во часов
Дата
1
1
1
1
03.09
04.09
05.09
09.09
1
1
1
1
1
10.09
11.09
12.09
16.09
17.09
1
18.09
1
1
1
1
1
1
1
19.09
6
18.Вычитание двузначных чисел (54 – 21; 54 – 24; 54 - 51).
19.Получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 +38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62).
20.Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 – 24).
21.Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24).
22. Соотношения мер времени. Последовательность месяцев в году, количество суток в каждом
месяце.
23.Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами.
24.Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние, моделирование.
25.Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга.
26.Построение окружности с данным радиусом, дуги с помощью циркуля.
27.Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена сложения умножением;
замена умножения сложением (в пределах 20)
28.Простые арифметические задачи на нахождение произведения. Решение задач на основе
иллюстрирования содержания задачи.
29.Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд».
30.Работа над ошибками. Таблицаумножения числа 2.
31.Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по
таблице.
32.Порядок действий в числовыхвыражениях без скобок в 2 арифметических действия
(сложение, вычитание, умножение).
2 четверть
1
1
1
1
1
33.Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равныечасти (в пределах 20).
34.Решение задач на деление по содержанию и на равные части.
35.Решение примеров и задач на деление по содержанию и на равные части.
36.Таблица деления на 2.Числа четные и нечетные.
37.Сложение двузначного числа соднозначным числом с переходом через разряд (38+5)
приемами устных вычислений.
38.Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения.
39.Составление арифметических задач в 2 действия по краткой записи.
40.Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами устных вычислений.
41.Порядок действий в числовыхвыражениях со скобками, без скобок.
42.Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы.
Моделирование ломаной линии.
43.Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34-5)
приемами устных вычислений.
44.Присчитывание, отсчитываниеравными числовыми группамипо 3, 4, 6 в пределах 100.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
45.Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53-24)приемами устных вычислений.
46.Составление и решение составных по рисунку, краткой записи.
47.Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
48.Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние.
Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных.
49.Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование
замкнутых, незамкнутых ломаных.
50.Табличное умножение числа 3 в пределах 20.
51.Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100.
52.Переместительное свойствоумножения.
53.Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3.
54.Деление по содержанию (по 3).
55.Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100.
56.Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с
использованиемтаблиц умножения.
57.Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4.
58.Деление по содержанию (по 4). Дифференциация деления на равные части и по содержанию.
Решение задач.
59.Контрольная работа по итогам2 четверти. «Умножение и деление до 6»
60.Работа над ошибками. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100.
61.Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей построения.
62.Таблица деления на 5.
63.Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой.
64.Деление по содержанию (по 5).
65.Решение примеров на все арифметические действия.
66.Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной с помощью
циркуля.
67.Двойное обозначение времени.
68.Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного
обозначения времени.
69.Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100.
70.Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей построения.
71.Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицыпростых арифметических задач
на нахождение стоимости.
72.Деление предметных совокупностей на 6 равных частей. Таблица деления на 6.
73.Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
74.Простые арифметические задачи на нахождение цены. Краткая запись задачи в виде таблицы.
75.Деление по содержанию. Решение простых арифметических задач.
76.Упражнения в решении примеров и простых задач.
77.Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100.
78.Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей построения.
79.Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач
на нахождение стоимости, цены.
80.Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («больше
в…»). Составление числового выражения.
81.Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …».
82.Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколькораз.
83.Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7.
84.Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой.
85.Решение составных арифметических задач.
86.Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («меньше
в…»). Составлениечислового выражения.
87.Уменьшение в несколько раз предметной совокупности «уменьшить в …».
88.Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколькораз.
89.Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100.
90.Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей построения.
91.Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой.
92.Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8.
93.Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой.
94.Составление и решение простых арифметических задач, содержащих отношения «меньше
в…», «больше в…».
95.Составление и решение составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше
в…», «больше в…».
96.Проверочная работа по теме «Умножение числа 8, деление на8».
97.Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами.
98.Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100.
99.Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей построения.
100.Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой.
101.Таблица деления на 9, еесоставление с использованием таблицы умножения числа 9.
102.Простые арифметическиезадачи на нахождение количества на основе зависимости между
ценой, количеством, стоимостью.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
103.Умножение единицы начисло и деление на единицу. Умножение числа на единицу.
104.Контрольная работа за3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления»
105.Сложение двузначных чисел без перехода через разряд(письменный прием) вида: 35+12.
106.Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 45-13.
107.Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (письменные приемы) вида:
45+20, 45-20.
108.Письменное сложение и вычитание как способ проверки устных вычислений.
109.Сложение двузначных чисел с переходом через разряд(письменный прием) вида: 27+15.
110.Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение 0 в разряде единиц (36+24).
111.Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение в сумме числа 100 (74+26).
112.Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд (письменный прием)
вида: 25+7.
113.Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых.
114.Геометрическая фигура:прямоугольник.
115.Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью
чертежного угольника.
116.Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с
помощью чертежного угольника.
117.Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения.
118.Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур
119.Вычитание двузначного числа из круглых десятков (письменный прием) вида: 60-23.
120.Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 62-24.
121.Вычитание однозначногочисла из двузначного числа с переходом через разряд (письменный
прием) вида: 34-5.
122.Решение примеров и задач с числами, полученнымипри измерении стоимости.
123.Решение примеров и задач с числами, полученнымипри измерении времени.
124.Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием –
сложением.
125.Итоговая контрольнаяработа по теме «Решение примеров и задач на все
арифметические действия»
126.Работа над ошибками. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и
умножения). Умножение числа на 0. Деление 0 на число (на основе взаимосвязи умножения и
деления).
127.Взаимное положение наплоскости геометрических фигур: узнавание, называние,
моделирование.
128.Умножение 10 на число(на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа
на 10.Деление числа на 10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
129.Проверочная работа по теме «Умножение 0, 10 на число,числа на 0, 10. Деление 0 на
число, числа на 10».
130.Работа над ошибками.Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой
«х».
131.Решение примеров снеизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х».
132.Простые арифметическиезадачи на нахождение неизвестного слагаемого.
133.Нумерация чисел 1 – 100.Сложение и вычитание круглых десятков. Нахождение значения
числового выражения со скобками в 2 арифметических действия (сложение, вычитание).
134.Табличные случаи умножения и деления. Решение арифметических задач на увеличение и
уменьшение числа в несколько раз.
135.Сложение чисел с переходом через разряд (письменные вычисления).
136.Вычитание чисел спереходом через разряд (письменные вычисления).
Раздел, тема
Сотня. Нумерация. Повторение.
1. Устная нумерация в пределах
100. Письменная нумерация в
пределах 100.
2. Сложение и вычитание в пределах 20 с
переходом через разряд.
3. Сложение и вычитание в пределах 20 с
переходом через .разряд. Закрепление.
4. Числовой ряд в пределах 100. Место
каждого числа в числовом ряду.
Получение следующего, предыдущего
чисел.
5. Сложение и вычитание в пределах 100
на основе разрядного состава чисел
(40+3, 43-3, 43-40).
6. Решение составных задач в 2
арифметических действия
(сложение, вычитание).
7. Сложение и вычитание в пределах 100
без перехода черезразряд.
Содержание
Знать последовательность круглых
десятков в пределах 100.
Уметь читать, записывать круглые
десятки в пределах 100.
Уметь продолжать счет круглыми
десятками как в прямом, так и в обратном
порядке от любого заданного числа.
Уметь восстанавливать нарушенный
числовой ряд круглых десятков в
пределах 100.
Уметь организовать своё рабочее место.
Навык счета.
Уметь записывать и читать числа первой
сотни, понимать поместное значение цифр
в числе.
Знать числовой ряд 1- 100в прямом и
обратном порядке.
Присчитывание, отсчитывание по 1 в
пределах 100.
Получение следующего и предыдущего
числа.
1
1
1
1
1
1
1
1
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
-знание числового ряда
-знание числовогоряда 1-100
1-100 в прямом порядке; в прямомпорядке;
-откладываниелюбых
-откладываниелюбых чисел
чисел в пределах 100 на в пределах
100, с
счётах;
использованием счетного
- знание порядка
материала;
действий в примерах в
-пониманиесмысла
два арифметических
арифметических действий
действия;
сложения и
вычитания,
-выполнение устных и
умножения
и деления;
письменных действий
-выполнение устных и
сложения и вычитания
письменных действия
чисел в пределах 100;
сложенияи вычитания чисел
в пределах 100;
11
8. Вводная контрольная работа по теме
«Нумерация чисел 1 –100».
Единицы измерения и их соотношения.
9. Работа над ошибками. Меры длины: м,
дм, см. Построение отрезков. Решение
примеров в пределах 100 без перехода
через разряд.
10. Величины (стоимость, длина, масса,
емкость, время),единицы измерения
величин (меры). Сравнение чисел,
полученных при измерении величин.
11. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин
одной мерой.
12. Знакомство с мерой длины –
миллиметром. Запись: 1 мм.
Соотношение: 1 см = 10 мм.
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 100.
Счет в заданных пределах.
Умение называть предыдущее и
последующее число.
Знакомство с новой единицей измерения –
миллиметр.
Умение использовать математические
знания в практической деятельности.
Уметь читать, записывать, сравнивать и
преобразовывать изученные единицы
измерения длины.
Знать единицы (меры) измерения длины и
соотношения изученных мер.
Уметь сравнивать именованные числа,
развивать навыки сложения и вычитания
именованных чисел.
Навыки работы с измерительными
инструментами.
- умение выполнить
измерение длины
отрезка в
сантиметрах и
миллиметрах, с
записью числа,
полученного при
измерении двумя
мерами;
-умение построить
отрезок заданной
длины (в
миллиметрах, в
сантиметрах и
миллиметрах) (с
помощью учителя);
– умение выполнить
измерение длины
отрезка в сантиметрах и
миллиметрах, с записью
числа, полученного при
измерении двумя
мерами; умение
построить отрезок
заданной длины (в
миллиметрах, в
сантиметрах и
миллиметрах);
-узнавание, построение,
моделирование взаимного
положения двух
геометрическихфигур;
13. Измерение длины отрезка в
миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах.
Арифметические действия.
Арифметические задачи
14. Сложение и вычитание круглых десятков
(40 + 20; 40 – 20).
15. Сложение и вычитание двузначного и
однозначногочисел (45 + 2; 2 + 45; 45
– 2).
16. Сложение и вычитание двузначных
чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 +
34; 34 –20).
17. Сложение двузначных чисел (54
+ 21).
Вычислительные навыки сложения и
вычитания двузначных и однозначных
чисел.
Решение примеров данного вида с
подробным и кратким пояснением приема
вычисления.
Умение следовать определённому
алгоритму.
-понимание смысла
арифметических
действий сложения и
вычитания, умножения
и деления;
-выполнение решения
простых
арифметических задач
на нахождениецены,
количества на основе
знания зависимости
между ценой,
количеством,
-знание таблицы умножения
всех однозначных чисел и
числа 10;
-правила умножения чисел 1
и 0, на 1 и 0, деления 0 и
деления на 1, на 10;
-понимание связи таблиц
умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе длянахождения
произведения и частного;
–выполнение увеличения и
12
18. Вычитание двузначных чисел (54 – 21;
54 – 24; 54 - 51).
19. Получение в сумме круглых десятков и
числа100 (38 + 2; 2 + 38; 98 + 2; 38 + 22;
38 + 62).
20. Вычитание однозначных, двузначных
чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 –
24).
21. Вычитание однозначных, двузначных
чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24).
22. Соотношения мер времени.
Последовательность месяцев в году,
количество суток в каждом месяце.
23. Определение времени по часам с
точностью до 1 мин двумя способами.
Геометрическ ий материал
24. Замкнутые, незамкнутые кривыелинии:
распознавание, называние,
моделирование.
25. Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
окружность, дуга.
26. Построение окружности сданным
радиусом, дуги с помощью
циркуля.
Арифметические действия.
Арифметические задачи
27. Умножение как сложение одинаковых
чисел (слагаемых). Замена сложения
умножением; замена умножения
сложением (впределах 20)
28. Простые арифметические задачина
стоимостью;
-составление задач на
нахождение цены,
количества (с помощью
учителя);
уменьшения числа в
несколько раз;
– знание порядка действий в
числовыхвыражениях
(примерах) без скобок в два
арифметических действия,
содержащих умножение и
деление;
-составление краткой
записи, выполнение решения
составной арифметической
задачи в два действия.
Знать понятие геометрических фигур,
существенные признаки геометрической
фигуры.
Умение узнавать, называть
геометрическую фигуру.
Навык построения с помощью чертежного
угольника на нелинованной бумаге.
-различение замкнутых,
незамкнутых кривых,
ломаных линий;
-вычислениедлины
ломаной;
–построение
прямоугольника
(квадрата) с помощью
чертежного
треугольника на
нелинованной бумаге (с
помощьюучителя).
Знать определения (свойства) четных и
нечетных чисел; табличные случаи
деления на 2.
Уметь составлять, записывать ичитать
примеры на деление.
Знать правило выполнения порядка
действий в числовыхвыражениях без
скобок, содержащих деление.
-понимание смысла
арифметических
действий сложения и
вычитания, умножения
и деления;
-выполнение решения
простых
арифметических задач
-различение замкнутых,
незамкнутых кривых,
ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
–знание названий сторон
прямоугольника (квадрата);
-построение прямоугольника
(квадрата) с помощью
чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
-узнавание, называние,
построение, моделирование
взаимного положения двух
геометрических фигур;
-нахождение точки
пересечения.
-знание и применение
переместительного свойства
сложения и умножения
знание таблицы умножения
всех однозначных чисел и
числа 10;
-правила умножения чисел 1
и 0, на 1 и 0, деления 0 и
13
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
нахождение произведения. Решение задач
на основе иллюстрирования содержания
задачи.
Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание чиселв
пределах 100 без перехода
через разряд».
Работа над ошибками. Таблица
умножения числа 2.
Выполнение табличных случаев
умножения числа 2 с проверкой
правильности вычислений по таблице.
Порядок действий в числовых
выражениях без скобок в 2
арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение).
Деление предметных совокупностей на
2, 3, 4 равныечасти (в пределах 20).
Решение задач на деление по
содержанию и на равные части.
Решение примеров и задач на деление
по содержанию и на равные части.
Таблица деления на 2.Числа четные и
нечетные.
Сложение двузначного числа с
однозначным числом с переходом через
разряд (38+5) приемами устных
вычислений.
Выполнение вычислений на основе
переместительного свойства сложения.
Составление арифметических задач в 2
действия по краткой записи.
Сложение двузначных чисел (38+25) с
переходом через разряд приемами устных
вычислений.
Порядок действий в числовых
выражениях со скобками, без скобок.
Знакомство с ломаной линией. Элементы
ломаной линии: отрезки, вершины, углы.
Уметь пользоваться таблицей умножения
для нахождения частного
Умение правильно определять порядок
действий при вычислении значений
выражений без скобок, содержащих
деление.
Умение читать математические
выражения и находить их значения.
Вычислительные навыки сложения и
вычитания впределах 100 без перехода
черезразряд.
на нахождениецены,
количества на основе
знания зависимости
между ценой,
количеством,
стоимостью;
-составление задач на
нахождение цены,
количества (с помощью
учителя);
деления на 1, на 10;
-понимание связи таблиц
умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе длянахождения
произведения и частного;
-понимание смысла
математических отношений
«большев …», «меньше в
…»;
- умение осуществлять в
практическом плане
увеличение и уменьшение в
несколько раз данной
предметной совокупности и
предметной совокупности,
сравниваемой с данной, с
отражением выполненных
операций в математической
записи знание порядка
действий в числовых
выражениях (примерах) без
скобок в два
арифметических действия,
содержащих умножение и
деление;
-использование в
собственной речи названий
компонентов и результатов
умножения и деления.
-составление краткой
записи, выполнение решения
составной арифметической
задачи в два действия
14
Моделирование ломаной линии.
43. Вычитание однозначного числа из
двузначного числа с переходом через
разряд (34-5) приемами устных
вычислений.
44. Присчитывание, отсчитывание равными
числовыми группами по 3, 4, 6 в пределах
100.
45. Вычитание двузначных чисел с переходом
через разряд (53-24) приемами устных
вычислений.
46. Составление и решение составных по
рисунку, краткой записи.
47. Проверочная работа по теме «Сложение
и вычитание с переходом через разряд».
48. Работа над ошибками. Замкнутые,
незамкнутые ломаные линии:
распознавание, называние.
Моделирование замкнутых, незамкнутых
ломаных.
49. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии:
распознавание, называние.
Моделирование замкнутых, незамкнутых
ломаных.
50. Табличное умножение числа 3 в пределах
20.
51. Табличные случаи умножения числа 3 в
пределах 100.
52. Переместительное свойство умножения.
53. Таблица деления на 3, ее составление с
использованием таблицы умножения
числа 3.
54. Деление по содержанию (по 3).
55. Табличные случаи умножения числа 4 в
пределах 100.
56. Нахождение произведения на основе
знания переместительного свойства
умножения с использованием таблиц
умножения.
15
57. Таблица деления на 4, ее составление с
использованием таблицы умножения
числа 4.
58. Деление по содержанию (по 4).
Дифференциация деления на равные
части и по содержанию. Решение задач.
59. Контрольная работа по итогам 2 четверти.
«Умножение и деление до 6»
60. Работа над ошибками. Табличные случаи
умножения числа 5 в пределах 100.
61. Таблица умножения числа 5, ее
составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
62. Таблица деления на 5.
63. Выполнение табличных случаев деления
на 5 с проверкой.
64. Деление по содержанию (по 5).
65. Решение примеров на все арифметические
действия.
66. Вычисление длины ломаной линии.
Построение отрезка, равного длине
ломаной с помощью циркуля.
67. Двойное обозначение времени.
68. Двойное обозначение времени.
Определение частей суток на основе
знания двойного обозначения времени.
69. Табличные случаи умножения числа 6 в
пределах 100.
70. Таблица умножения числа 6, ее
составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
71. Цена, количество, стоимость. Краткая
запись в виде таблицы простых
арифметических задач на нахождение
стоимости.
72. Деление предметных совокупностей на 6
равных частей. Таблица деления на 6.
73. Выполнение табличных случаев деления
на 6 с проверкой.
16
74. Простые арифметические задачи на
нахождение цены. Краткая запись задачи
в виде таблицы.
75. Деление по содержанию. Решение
простых арифметических задач.
76. Упражнения в решении примеров и
простых задач.
77. Табличные случаи умножения числа 7 в
пределах 100.
78. Таблица умножения числа 7, ее
составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
79. Составление по краткой записи (в виде
таблицы) и решение простых
арифметических задач на нахождение
стоимости, цены.
80. Увеличение в несколько раз предметной
совокупности, сравниваемой с данной
(«больше в…»). Составление числового
выражения.
81. Увеличение в несколько раз предметной
совокупности «увеличить в …».
82. Знакомство с простой арифметической
задачей на увеличение числа в несколько
раз.
83. Таблица деления на 7, ее составление с
использованием таблицы умножения
числа 7.
84. Выполнение табличных случаев деления
на 7 с проверкой.
85. Решение составных арифметических
задач.
86. Уменьшение в несколько раз предметной
совокупности, сравниваемой с данной
(«меньше в…»). Составление числового
выражения.
87. Уменьшение в несколько раз предметной
совокупности «уменьшить в …».
88. Знакомство с простой арифметической
17
задачей на уменьшение числа в несколько
раз.
89. Табличные случаи умножения числа 8 в
пределах 100.
90. Таблица умножения числа 8, ее
составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
91. Выполнение табличных случаев
умножения числа 8 с проверкой.
92. Таблица деления на 8, ее составление с
использованием таблицы умножения
числа 8.
93. Выполнение табличных случаев деления
на 8 с проверкой.
94. Составление и решение простых
арифметических задач, содержащих
отношения «меньше в…», «больше в…».
95. Составление и решение составных
арифметических задач, содержащих
отношения «меньше в…», «больше в…».
96. Проверочная работа по теме
«Умножение числа 8, деление на 8».
97. Определение времени по часам с
точностью до 1 мин тремя способами.
98. Табличные случаи умножения числа 9 в
пределах 100.
99. Таблица умножения числа 9, ее
составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
Выполнение табличных случаев
умножения числа 9 с проверкой.
100. Таблица деления на 9, ее составление с
использованием таблицы умножения
числа 9.
101. Простые арифметические задачи на
нахождение количества на основе
зависимости между ценой, количеством,
стоимостью.
102. Умножение единицы на число и деление
18
на единицу. Умножение числа на
единицу.
103. Контрольная работа за 3 четверть по
теме
104. «Табличные случаи умножения и
деления»
105. Сложение двузначных чисел без
перехода через разряд (письменный
прием) вида: 35+12.
106. Вычитание двузначных чисел без
перехода через разряд (письменный
прием) вида: 45-13.
107. Сложение, вычитание двузначных чисел
и круглых десятков (письменные приемы)
вида: 45+20, 45-20.
108. Письменное сложение и вычитание как
способ проверки устных вычислений.
109. Сложение двузначных чисел с
переходом через разряд (письменный
прием) вида: 27+15.
110. Сложение двузначных чисел
(письменный прием), получение 0 в
разряде единиц (36+24).
111. Сложение двузначных чисел
(письменный прием), получение в сумме
числа 100 (74+26).
112. Сложение двузначного и однозначного
чисел с переходом через разряд
(письменный прием) вида: 25+7.
113.
Проверка правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых.
Геометрическ ий материал
114.
Геометрическая фигура:
прямоугольник.
115.
Названия, свойство сторон
прямоугольника. Построение
прямоугольника с помощью чертежного
Знать понятие геометрических фигур,
существенные признаки геометрической
фигуры.
Умение узнавать, называть
геометрическую фигуру.
Навык построения с помощью чертежного
угольника на нелинованной бумаге.
-различение замкнутых,
незамкнутых кривых,
ломаных линий;
- вычисление длины
ломаной;
–построение
прямоугольника
– различение замкнутых,
незамкнутых кривых,
ломаных линий;
вычислениедлины
ломаной;
–знание названий
сторон прямоугольника
19
угольника.
116.
Квадрат. Противоположные
стороны квадрата, их свойство.
Построение квадрата с помощью
чертежного угольника.
117.
Пересечение геометрических
фигур. Точки пересечения.
118.
Построение
пересекающихся,
непересекающихся
геометрических фигур
Арифметические действия
Арифметические задачи
119.
Вычитание двузначного числа из
круглых десятков (письменный прием)
вида: 60-23.
120.
Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд (письменный
прием) вида: 62-24.
121.
Вычитание однозначногочисла из
двузначного числа с переходом через
разряд (письменный прием) вида: 34-5.
122.
Решение примеров и задач с
числами, полученными при измерении
стоимости.
123.
Решение примеров и задач с
числами, полученными при измерении
времени.
124.
Проверка правильности
выполнения письменного вычитания
обратным действием
– сложением.
125.
Итоговая контрольная работа
по теме «Решение примеров и задач на
(квадрата) с помощью
чертежного
треугольника на
нелинованной бумаге (с
помощью учителя).
Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100;
состав чисел первого десятка; алгоритм
письменных способов (в столбик)
сложения чисел в пределах 100 с
переходом черезразряд.
Уметь пользоваться письменными
приемамивычислений.
Владеть навыком письменногосложения
чисел с переходом через разряд.
Понимать учебную задачу, соблюдать
последовательность действий по
выполнению учебной задачи.
Навык комментированного выполнения
задания.
Уметь правильно читать математические
выражения и находить их значения.
Умение использовать изученныеправила,
способы действий, приёмы вычислений
при выполнении учебных заданий.
Навыки решения задач разных видов на
сложение и вычитание.
-понимание смысла
арифметических
действий сложения и
вычитания, умножения
и деления;
- выполнение решения
простых
арифметических задач
на нахождениецены,
количества на основе
знания зависимости
между ценой,
количеством,
стоимостью;
-составление задач на
нахождение цены,
количества (с помощью
учителя);
(квадрата);
-построение
прямоугольника
(квадрата) с помощью
чертежного
треугольника на
нелинованной бумаге;
– узнавание, называние,
построение,
моделирование
взаимного положения
двух геометрических
фигур;
– нахождение точки
пересечения
-выполняютписьменные
действия сложения и
вычитания
чисел в пределах 100
столбиком.
-продолжают различать
деление на равныечасти и
деление посодержанию.
-называют компоненты
сложения и вычитания,
решают примеры на
сложение и вычитание,
увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц.
-устанавливают
последовательностьчисел в
числовом ряду;
-оценивают правильность
составления числовой
последовательности.
20
все арифметические действия»
126.
Работа над ошибками.
Умножение 0 на число (на основе
взаимосвязи сложения и умножения).
Умножение числа на 0. Деление 0 на
число (на основе взаимосвязи
умноженияи деления).
127.
Взаимное положение на
плоскости геометрических фигур:
узнавание, называние, моделирование.
128.
Умножение 10 на число (на
основе взаимосвязи сложения и
умножения). Умножение числа на 10.
Деление числа на 10
129.
Проверочная работа по теме
«Умножение 0, 10 на число, числа на 0,
10. Деление 0 на число, числа на 10».
130.
Работа над ошибками. Решение
примеров с неизвестным слагаемым,
обозначенным буквой «х».
131.
Решение примеров с
неизвестным слагаемым, обозначенным
буквой «х».
132.
Простые арифметические
задачи на нахождение неизвестного
слагаемого.
Повторение
133.
Нумерация чисел 1 – 100.
Сложение и вычитание круглых десятков.
Нахождение значения числового
выражения со скобками в 2
арифметических действия (сложение,
вычитание).
134.
Табличные случаи умножения и
деления. Решение арифметических задач
на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
135.
Сложение чисел с
Сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд, с
переходом через разряд на основе
приемов письменных вычислений;
Знание табличных случаев умножения
чисел 2-9 с проверкой правильности
вычислений по таблице умножения чисел
2-9
- знание числового
ряда 1-100 впрямом
порядке;
-откладываниелюбых
чисел в пределах100 на
счётах
-знание порядка
действий в примерах в
два арифметических
действия;
-выполнениеустных и
письменных действий
сложения ивычитания
-знают изученный
программный материал.
-умеют применять:
полученные ЗУН на
практике,
вычислительные навыки
сложения и вычитания
двузначных и
однозначных чисел в
пределах 100 с переходом
через разряд (устные
приемы), навыки решения
21
переходом через разряд
(письменные вычисления).
136.
Вычитание чисел с
переходом через разряд
(письменные вычисления).
чисел впределах 100;
-понимание смысла
арифметических
действий сложения и
вычитания, умножения
и деления;
-выполнение решения
простых
арифметических задач
на нахождение цены,
количества на основе
знания зависимости
между ценой,
количеством,
стоимостью;
составление задач на
нахождение цены,
количества (с помощью
учителя);
-пользование
календарем для
установления порядка
месяцев в году;
задач в 2 действия:
составление краткой
записи, запись решения
по вопросам.
22
23
24