Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ________от _______
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для обучающейся 9 класса (1в)
Бабаковой Карины
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
Ваганова О.Л.
Учитель, высшая квалификационная категория
Реж – 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1026 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
Принцип коррекционной направленности обучения на уроках Русского языка является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у обучающейся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Решение воспитательных задач тесно взаимодействуют с решением общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Материал программы
расположен по принципу постепенного усложнения и увеличения объѐма сведений. Программа предусматривает наряду с изучением нового материала
небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.
В 9 классе предлагаются для изучения новые грамматические категории – имя числительное и наречие.
Целью программы является:
-формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и их лучшей адаптации после окончания школы.
Задачи:
- выработать прочные навыки грамотного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- повысить уровень общего развития;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать нравственные качества школьников, сформировать практические умения и навыки написания деловых бумаг;
- учитывать индивидуально-типические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
На индивидуальное обучение в соответствии с учебным планом центра «Дар» на изучение данного предмета выделено 2 ч. в неделю, 66 ч. в
год.
Планируемые результаты:
Предметные
Минимальный уровень
Будет возможность научиться
писать под диктовку текст с изученными орфограммами после
предварительного разбора (80-95 слов);
- применять правила при проверки орфограмм, опираясь на
схему или с помощью учителя;
- называть и различаеть изученные части речи
Достаточный уровень
- пишет под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (80-95
слов);
-подбирает однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм
в разных частях слова;
-выполняет последовательность разбора слов по составу
-выполнять последовательность разбора слов по составу с с использованием опорных схем;
опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
-называет и различает изученные части речи;
- устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, -определяет
некоторые
грамматические
признаки
изученных
частей
вопросам учителя;
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме;
-определять главные и второстепенные члены предложения без -пользуется орфографическим словарем для уточнения написания слова;
деления на виды;
-составляет простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным
-называть в тексте однородные члены предложения;
словам, на предложенную тему;
-различать предложения по интонации;
-называет главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных
-распознавать в тексте предложения, различные по цели схем;
высказывания;
-составляет предложения с однородными членами с опорой на образец;
-выбирать один заголовок из нескольких предложенных, -составляет предложения, разные по интонации с опорой на образец;
соответствующих теме текста;
-различает предложения различные по цели высказывания;
-оформлять виды деловых бумаг с опорой на представленный -выбирает один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и
образец;
основной мысли текста;
-писать небольшой по объему текст изложения с элементами -оформляет все виды изученных деловых бумаг по образцу;
описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения -пишет изложение повествовательного текста и текста с элементами описания и
всех компонентов текста;
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
-писать небольшое по объему сочинение (до 50 слов) -пишет сочинение-повествование с элементами описания после предварительного к
повествовательного характера (с элементами описания) на разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых
основе наблюдений, практической деятельности, опорным языковых средств (55-60 слов).
словам и предложенному плану после предварительной
отработки содержания и языкового оформления.
Личностные результаты
1.Осознаѐт себя гражданином России, имеющего определѐнные права и обязанности.
2.Гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности.
5.Активно включается в общеполезную социальную деятельность.
6.Осознанно относится к выбору профессии.
7.Бережно относится к культурно – историческому наследию родного края и страны.
Содержание
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Содержание
Виды деятельности
Минимальный уровень
Достаточный
уровень
1
Повторение
Обсуждать алгоритм орфографических действий при
выборе буквы для обозначения безударного гласного
звука в корне слова, подбирать несколько проверочных
слов с данной орфограммой, объяснять правильность
написания слова .Писать слова с непроверяемой
буквой безударного гласного в корне слова. Оценивать
результаты своей деятельности.
2
Состав слова.
Текст.
Разбор слов по составу. Образование разных
частей речи с помощью приставок и суффиксов.
Образование разных слов с помощью одних и тех же
приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих
слов.
Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда приставок на
согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную
согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-),
воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова.
Образование
сложных
слов
с
помощью
соединительных гласных и без соединительных
гласных. Сложносокращѐнные слова.
3.
Части речи.
Текст.
Роль
существительного
в
речи.
Основные
грамматические категории имени существительного.
Правописание
падежных
окончаний
имѐн
существительных.
Несклоняемые
имена
существительные. Существительные, называющие
один и тот же предмет по-разному. Существительные,
противоположные по значению. Существительные,
близкие по значению. Описание картин окружающей
действительности существительными. Образование
сравнительных оборотов с союзами как (один предмет
Существительн
ое
Определять однородные члены
предложения интонацией
перечисления
Составлять текст из предложений,
понимая смысл
Сравнивать схемы предложений,
соотносить их с определѐнным
предложением
Расставлять запятые в
предложениях при обращении.
Находить в словах приставку,
корень, суффикс, окончание.
Разбирать слово по составу.
Подбирать однокоренные слова.
Находить разные по составу слова.
Подбирать слова к заданной теме
Расставлять запятые в
сложном
предложении.
Определять роль имѐн
существительных в речи и в
предложении. Находить имена
существительные с предлогами.
Заменять повторяющиеся имена
существительные местоимением
или синонимом. Находить в тексте
существительные и определять
падеж. Приводить свои примеры
существительных по заданному
. Склонять
существительные .
Различать падежи по
вопросам, окончаниям
Обсуждать алгоритмы
орфографических
действий при выборе
задания
похож на другой: глаза как бусинки).
падежу
Прилагательное Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного
с
именем
существительным.
Правописание
падежных
окончаний
имѐн
прилагательных.
Описание
человека,
животных,
явлений
природы с помощью прилагательных. Описание
предмета и его частей словосочетаниями
с
прилагательными. Прилагательные, противоположные
по значению. Использование прилагательных для
выражения сравнения (ласковый, как котенок).
Употребление прилагательных в прямом и переносном
значении.
Согласовывать прилагательное с
существительным, к которому
относится. Находить в тексте
словосочетания, использовать в
речи; дописать окончания
прилагательных, согласовывая их с
существительными. Изменять
прилагательные по родам и числам;
находить в тексте прилагательные;
составлять словосочетания;
комментировать запись
словосочетаний, предложений.
Местоимение.
Использование местоимений как средства связи
предложений в тексте. Замена местоимениями
повторяющихся существительных и словосочетаний с
ними рядом стоящих предложениях.
Письменный пересказ текста на основе
коллективно составленного плана и выписанных
словосочетаний с местоимениями к каждому пункту
плана.
Глагол.
Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола.
Правописание
глаголов
повелительной
формы
единственного и множественного числа. Частица не с
глаголами.
Составление сочетаний глаголов с существительными,
отвечающими на вопросы косвенных падежей.
Включение в диалог слов автора, данных отдельно и
характеризующих речь участников диалога.
Краткий письменный пересказ текста по вопросам.
Заменять существительные
местоимениями; употреблять в речи
местоимения; находить в
предложениях; определять
грамматические признаки.
Употреблять местоимения вместо
существительных. Изменять
местоимения по лицам и числам.
Изменять личные местоимения по
падежам в ед.ч. и мн.ч.
Использовать в разных падежах в
устной и письменной речи.
Определять начальную форму.
Определять изученные
грамматические признаки глагола.
Накапливать опыт употребления в
речи различных глагольных форм.
Совместно составлять алгоритм
разбора глагола как части речи.
Правильно писать частицу НЕ с
глаголами. Определять спряжение
по признакам. Найти в тексте
Наречие
Числительное
4.
Предложение.
Текст.
Повелительная форма глаголов. Использование
в диалоге глаголов в повелительной форме.
1
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие
время, место, способ действия Подбор наречий к
глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию).
Распространение
предложений
наречиями.
Употребление наречий для связи предложений в тексте
и частей текста между собой. Выписывание
словосочетаний с наречиями. Восстановление текста
по выписанным словосочетаниям.
Правописание наречий с о и а на конце.Понятие об имени числительном. Числительные
количественные
и
порядковые.
Правописание
числительных от5 до 20; от 50 до 80; от 500 до 900; 4;
200; 300; 400; 40; 90; 100.
Составные числительные, их правописание.
Нераспространенные предложения с союзами:
что, чтобы, потому что, когда.
Выделение главных и второстепенных членов в
части сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на
фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но,
что, чтобы, потому что, когда.
Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой
речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой
речи 2
глаголы. Выделить окончания.
Указать спряжение. Подкреплять
объяснения своими примерами.
Находить наречия в тексте. Ставить
вопросы к наречиям от глагола..
Определять роль наречия в
предложении. Определять характер
наречий. Приводить примеры
словосочетаний и предложений с
наречиями.
Находить числительные в тексте,
ставить к ним вопросы. Определять
количественные и порядковые
числительные. Использовать ч. в
речи
Определять однородные члены
предложения интонацией
перечисления
Составлять текст из предложений,
понимая смысл
Сравнивать схемы предложений,
соотносить их с определѐнным
предложением
Оценивать результаты своей
деятельности
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов, тем уроков
Кол-во часов
1 четверть
1. Повторение
16
Простые, сложные предложения. Распространение предложений
1
Составление сложных предложений с союзами а, и, но
Корень и однокоренные слова
Образование слов с помощью суффиксов и приставок
Правописание в корне и приставке
Сложные слова. Сложносокращѐнные слова
Деловое письмо. Автобиография
Диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием
Существительные, близкие и противоположные по значению
Существительные, обозначающие черты характера
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим
Склонение существительных Склонение существительных в ед. и мн. числе
Несклоняемые существительные
Знакомство с несклоняемыми существительными. Сочетание прилагательных с несклоняемыми
существительными
Деловое письмо. Записка
Употребление глаголов в прош. вр. с несклоняемыми существительными
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Существительное»
2 четверть
Значение признака предмета
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении
Согласование прилагательных с существительными
Правописание падежных окончаний прилагательных
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
Дата
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье
Склонение прилагательных в женском роде на –ья, во множественном числе на -ьи
Деловое письмо. Объяснительная записка
Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте
Лицо и число местоимений
Изменение местоимений по падежам
Правописание местоимений с предлогами
Правописание местоимений 3-го лица
Деловое письмо. Письмо.
Промежуточная контрольная работа по теме «Прилагательное»
Работа над ошибками
3 четверть
Значение действия предмета. Глаголы, близкие и противоположные по значению
Употребление глаголов в прямом и переносном значении
Употребление глаголов со значением отрицания
Выделение и правописание глаголов в неопределѐнной форме
Изменение формы лица и числа глаголов
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
Правописание глаголов в повелительной форме
Деловое письмо. Автобиография
Наречие как часть речи. Наречия, противоположные и близкие по значению
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях
Правописание наречий с гласными а и о на конце
Различение наречий и прилагательных
Числительное как часть речи. Простые и составные числительные
Словосочетания с числительными
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900
Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова
Правописание числительных 90, 200, 300, 400
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием
1
4 четверть
15
Различение простых и сложных предложений
1
Союз и в простых и сложных предложениях
1
Работа с деформированным текстом
1
Сложные предложения с союзом что
1
Сложные предложения с союзом чтобы
1
Сложные предложения с союзом потому что
1
Сложные предложения с союзом когда
1
5. Повторение
Упражнения по теме «Состав слова»
1
Упражнения по теме «Существительное» Упражнения по теме «Прилагательное»
1
Упражнения по теме «Местоимение»
1
Упражнения по теме «Глагол»
1
Упражнения по теме «Наречие»
1
Упражнения по теме «Числительное»
1
Упражнения по теме «Предложение»
1
1
Итоговый диктант по теме «Части речи»
Критерии оценки.
Оценка устных ответов:
Устный опрос является одним из методов учѐта знаний, умений и навыков обучающихся с нарушениями интеллекта. При оценке устных
ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого
оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даѐт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении
правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно
полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает
ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
«Пять» – без ошибок.
«Четыре» – 1 -2 ошибки.
«Три» – 3- 5 ошибок.
«Два» – 6 -8 ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трѐх исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила
правописания также не учитываются.