Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ________от _______ Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающейся 9 класса (1в) Бабаковой Карины на 2024-2025 учебный год Составитель: Ваганова О.Л. Учитель, высшая квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1026 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» Принцип коррекционной направленности обучения на уроках Русского языка является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающейся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Решение воспитательных задач тесно взаимодействуют с решением общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Материал программы расположен по принципу постепенного усложнения и увеличения объѐма сведений. Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. В 9 классе предлагаются для изучения новые грамматические категории – имя числительное и наречие. Целью программы является: -формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и их лучшей адаптации после окончания школы. Задачи: - выработать прочные навыки грамотного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и правописанию; - повысить уровень общего развития; - научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - развивать нравственные качества школьников, сформировать практические умения и навыки написания деловых бумаг; - учитывать индивидуально-типические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На индивидуальное обучение в соответствии с учебным планом центра «Дар» на изучение данного предмета выделено 2 ч. в неделю, 66 ч. в год. Планируемые результаты: Предметные Минимальный уровень Будет возможность научиться писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора (80-95 слов); - применять правила при проверки орфограмм, опираясь на схему или с помощью учителя; - называть и различаеть изученные части речи Достаточный уровень - пишет под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (80-95 слов); -подбирает однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова; -выполняет последовательность разбора слов по составу -выполнять последовательность разбора слов по составу с с использованием опорных схем; опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; -называет и различает изученные части речи; - устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, -определяет некоторые грамматические признаки изученных частей вопросам учителя; (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме; -определять главные и второстепенные члены предложения без -пользуется орфографическим словарем для уточнения написания слова; деления на виды; -составляет простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным -называть в тексте однородные члены предложения; словам, на предложенную тему; -различать предложения по интонации; -называет главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных -распознавать в тексте предложения, различные по цели схем; высказывания; -составляет предложения с однородными членами с опорой на образец; -выбирать один заголовок из нескольких предложенных, -составляет предложения, разные по интонации с опорой на образец; соответствующих теме текста; -различает предложения различные по цели высказывания; -оформлять виды деловых бумаг с опорой на представленный -выбирает один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и образец; основной мысли текста; -писать небольшой по объему текст изложения с элементами -оформляет все виды изученных деловых бумаг по образцу; описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения -пишет изложение повествовательного текста и текста с элементами описания и всех компонентов текста; рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); -писать небольшое по объему сочинение (до 50 слов) -пишет сочинение-повествование с элементами описания после предварительного к повествовательного характера (с элементами описания) на разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых основе наблюдений, практической деятельности, опорным языковых средств (55-60 слов). словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Личностные результаты 1.Осознаѐт себя гражданином России, имеющего определѐнные права и обязанности. 2.Гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. 3.Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др. 4.Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности. 5.Активно включается в общеполезную социальную деятельность. 6.Осознанно относится к выбору профессии. 7.Бережно относится к культурно – историческому наследию родного края и страны. Содержание № п/п Наименование разделов и тем Содержание Виды деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень 1 Повторение Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова .Писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. Оценивать результаты своей деятельности. 2 Состав слова. Текст. Разбор слов по составу. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих слов. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращѐнные слова. 3. Части речи. Текст. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Несклоняемые имена существительные. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзами как (один предмет Существительн ое Определять однородные члены предложения интонацией перечисления Составлять текст из предложений, понимая смысл Сравнивать схемы предложений, соотносить их с определѐнным предложением Расставлять запятые в предложениях при обращении. Находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание. Разбирать слово по составу. Подбирать однокоренные слова. Находить разные по составу слова. Подбирать слова к заданной теме Расставлять запятые в сложном предложении. Определять роль имѐн существительных в речи и в предложении. Находить имена существительные с предлогами. Заменять повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом. Находить в тексте существительные и определять падеж. Приводить свои примеры существительных по заданному . Склонять существительные . Различать падежи по вопросам, окончаниям Обсуждать алгоритмы орфографических действий при выборе задания похож на другой: глаза как бусинки). падежу Прилагательное Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных. Описание человека, животных, явлений природы с помощью прилагательных. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок). Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Согласовывать прилагательное с существительным, к которому относится. Находить в тексте словосочетания, использовать в речи; дописать окончания прилагательных, согласовывая их с существительными. Изменять прилагательные по родам и числам; находить в тексте прилагательные; составлять словосочетания; комментировать запись словосочетаний, предложений. Местоимение. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними рядом стоящих предложениях. Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана. Глагол. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей. Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога. Краткий письменный пересказ текста по вопросам. Заменять существительные местоимениями; употреблять в речи местоимения; находить в предложениях; определять грамматические признаки. Употреблять местоимения вместо существительных. Изменять местоимения по лицам и числам. Изменять личные местоимения по падежам в ед.ч. и мн.ч. Использовать в разных падежах в устной и письменной речи. Определять начальную форму. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. Правильно писать частицу НЕ с глаголами. Определять спряжение по признакам. Найти в тексте Наречие Числительное 4. Предложение. Текст. Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме. 1 Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям. Правописание наречий с о и а на конце.Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от5 до 20; от 50 до 80; от 500 до 900; 4; 200; 300; 400; 40; 90; 100. Составные числительные, их правописание. Нераспространенные предложения с союзами: что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членов в части сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но, что, чтобы, потому что, когда. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи 2 глаголы. Выделить окончания. Указать спряжение. Подкреплять объяснения своими примерами. Находить наречия в тексте. Ставить вопросы к наречиям от глагола.. Определять роль наречия в предложении. Определять характер наречий. Приводить примеры словосочетаний и предложений с наречиями. Находить числительные в тексте, ставить к ним вопросы. Определять количественные и порядковые числительные. Использовать ч. в речи Определять однородные члены предложения интонацией перечисления Составлять текст из предложений, понимая смысл Сравнивать схемы предложений, соотносить их с определѐнным предложением Оценивать результаты своей деятельности Календарно-тематическое планирование Наименование разделов, тем уроков Кол-во часов 1 четверть 1. Повторение 16 Простые, сложные предложения. Распространение предложений 1 Составление сложных предложений с союзами а, и, но Корень и однокоренные слова Образование слов с помощью суффиксов и приставок Правописание в корне и приставке Сложные слова. Сложносокращѐнные слова Деловое письмо. Автобиография Диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием Существительные, близкие и противоположные по значению Существительные, обозначающие черты характера Использование существительных для сравнения одного предмета с другим Склонение существительных Склонение существительных в ед. и мн. числе Несклоняемые существительные Знакомство с несклоняемыми существительными. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными Деловое письмо. Записка Употребление глаголов в прош. вр. с несклоняемыми существительными Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Существительное» 2 четверть Значение признака предмета Употребление прилагательных в прямом и переносном значении Согласование прилагательных с существительными Правописание падежных окончаний прилагательных Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 Дата Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье Склонение прилагательных в женском роде на –ья, во множественном числе на -ьи Деловое письмо. Объяснительная записка Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте Лицо и число местоимений Изменение местоимений по падежам Правописание местоимений с предлогами Правописание местоимений 3-го лица Деловое письмо. Письмо. Промежуточная контрольная работа по теме «Прилагательное» Работа над ошибками 3 четверть Значение действия предмета. Глаголы, близкие и противоположные по значению Употребление глаголов в прямом и переносном значении Употребление глаголов со значением отрицания Выделение и правописание глаголов в неопределѐнной форме Изменение формы лица и числа глаголов Правописание глаголов 2-го лица единственного числа Правописание глаголов в повелительной форме Деловое письмо. Автобиография Наречие как часть речи. Наречия, противоположные и близкие по значению Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях Правописание наречий с гласными а и о на конце Различение наречий и прилагательных Числительное как часть речи. Простые и составные числительные Словосочетания с числительными Правописание числительных от 5 до 20 и 30 Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900 Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова Правописание числительных 90, 200, 300, 400 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием 1 4 четверть 15 Различение простых и сложных предложений 1 Союз и в простых и сложных предложениях 1 Работа с деформированным текстом 1 Сложные предложения с союзом что 1 Сложные предложения с союзом чтобы 1 Сложные предложения с союзом потому что 1 Сложные предложения с союзом когда 1 5. Повторение Упражнения по теме «Состав слова» 1 Упражнения по теме «Существительное» Упражнения по теме «Прилагательное» 1 Упражнения по теме «Местоимение» 1 Упражнения по теме «Глагол» 1 Упражнения по теме «Наречие» 1 Упражнения по теме «Числительное» 1 Упражнения по теме «Предложение» 1 1 Итоговый диктант по теме «Части речи» Критерии оценки. Оценка устных ответов: Устный опрос является одним из методов учѐта знаний, умений и навыков обучающихся с нарушениями интеллекта. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если ученик даѐт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка письменных работ. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: «Пять» – без ошибок. «Четыре» – 1 -2 ошибки. «Три» – 3- 5 ошибок. «Два» – 6 -8 ошибок. В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трѐх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.