Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ________от _______ Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающегося 6 класса (1в) Резнова Максима на 2024-2025 учебный год Составитель: Ваганова О.Л. Учитель, высшая квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» Общая характеристика курса. На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающейся и мышлению. У обучающегося будет возможность научиться отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью: создание условий для развития коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; - развитие положительных качеств и свойств личности; На предмет « Чтение» в 6 классе при индивидуальном обучении отводится 34 часа в год (1 час в неделю) Планируемые результаты Предметные Достаточный уровень Минимальный уровень Будет возможность научиться(узнать) Будет возможность научиться(узнать) -читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с -читать вслух правильно, целым словом, трудные словапереходом на беглое чтение ( словосочетаниями), в трудных случаях - целым по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию словом; конца предложения в зависимости от знаков препинания; -читать про себя проанализированный заранее текст, -читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту; -делить текст на части под руководством учителя; -пересказывать текст ( полностью или частично) по плану , используя опорные слова; -определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; -выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); -выучить наизусть 8- 10 стихотворений; -читать внеклассную литературу под контролем учителя или родителя. выполняя несложные задания учителя; -отвечать на вопросы учителя; -пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; -оценивать поступки героев (с помощью учителя); -заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся); Личностные -осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; -гордиться школьными успехами и достижениями - понимания важности процесса обучения; - развитие морально-этических представлений, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; - готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; - мотивации к систематическому , самостоятельному чтению. Содержание Тема Раздел Содержание Устное народное творчество Загадки, пословицы, поговорки, небылицы ( особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного).Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. Виды деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень - составляет и задаѐт учителю -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух вопросы к тексту; и про себя; -понимает жанровые особенности произведений : сказка, стихотворение, рассказ, басня); Люблю природу Рассказы , стихи и научно-популярные -читает текст правильно, Заучивает наизусть русскую статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года. осознанно и выразительно вслух и про себя; - составляет и задаѐт учителю вопросы к тексту; О далеком прошлом России Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России. -пользуется монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения -оценивать поступки героев (с помощью учителя); -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; Животные в нашем доме Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. -умеет работать учебником -оценивать поступки героев (с помощью учителя); - определяет мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; Будь человеком, человек! Рассказы и стихи , раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем. -отвечает на вопросы учителя; -пересказывает фрагменты текста, несложные по содержанию; -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; Они прославили Россию Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России -делит текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий); -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; Смешное и веселое Юмористические произведения разных жанров умеет работать учебником -делит текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий); стихотворения Слышит учителя, задаѐт вопросы -называет людей-героев -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; - определяет мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; Вечный свет подвига Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. -отвечает на вопросы учителя; -пересказывает фрагменты текста, несложные по содержанию; -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; Писатели мира детям Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров. -пересказывает фрагменты текста, несложные по содержанию; -читает текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов 1. И. Бунин «Лес, точно терем расписной...» Заучивание наизусть 1 2. Ю. Качаев «Грабитель» 1 3. Б. Житков «Белый домик» 1 4. А. Белорусец «Звонкие ключи» 1 5. К. Паустовский «Заячьи лапы» 1 6. И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» 1 7. Е. Носов «Хитрюга» 1 8. В. Бианки «Октябрь» 1 9. С. Михалков «Будь человеком» 1 10. Б. Заходер «Петя мечтает» 1 Дата 11. По Д. Биссету «Слон и муравей» 1 12. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» 1 13. «Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины) 1 14. Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль», «Гришенька» 1 15. По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» 3 16. В. Бианки «Декабрь», Е. Благинина. «Новогодние загадки» 1 17. А. Никитин «Встреча зимы» А. Дорохов «Теплый снег» 1 18. А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...» Заучивание наизусть 1 19. Х.-К. Андерсен «Ель» 1 20. А. Чехов «Ванька» 1 21. И. Суриков «Белый снег пушистый...»Заучивание наизусть 1 22. Ю. Рытхэу «Пурга» 1 23. Х. К. Андерсен «Снежная Королева» 1 24. С. Смирнов «Первые приметы» 1 25. Г. Скребицкий «Весенняя песня» 1 26. В. Жуковский «Жаворонок» 1 27. А. Толстой «Детство Никиты» 1 28. А. Твардовский «Как после мартовских метелей...» 1 29. К. Паустовский «Стальное колечко» 1 30. Д. Хармс «Заяц и еж» 1 31. По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 1 32. М. Дудин «Наши песни спеты на войне» 1 33. По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 34. Тест по изученным произведениям. 1 Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится, если обучающийся: − читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; − допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; − допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; − допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя: Оценка «3» − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; − затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; − обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - стих не выучен.