Рабочая программа Резнов М.6 кл География на 2024-2025 гг Ваганова О.Л

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ________от _______
Рабочая программа
по предмету «География»
для обучающегося 6 класса (1в)
Резнова Максима
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
Ваганова О.Л.
Учитель, высшая квалификационная категория

Реж – 2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «География» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
Общая характеристика курса.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со
сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире,
позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс
географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой,
изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания,
полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание». География дает
благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами земной
поверхности, водоемами, планом и картой.
В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о
Земле Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».
Цель: создать условия для подготовки обучающегося к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на
последующих этапах обучения; формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных
представлений;
Основные задачи:
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе
- показать особенности взаимодействия человека и природы, помочь усвоить правила поведения в природе.
-обучить правилам поведения в природе,
- развивать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости, развивать воображение обучающегося.
-расширять лексический запас.

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На индивидуальное обучение в 6 классе отведено 34 часа (1 ч.в неделю) В связи с этим по многим темам обучающийся получит сведения в
краткой форме.
Планируемые результаты.
Предметные:
Достаточный уровень
Будет возможность познакомиться(узнать), научиться

Минимальный уровень
Будет возможность
познакомиться(узнать) научиться
что изучает география;
названия основных сторон
• горизонт, линию и стороны горизонта;
горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• основные формы земной
• виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения;
поверхности;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• названия водоемов;
• основные направления на плане, географической карте;
• основные правила безопасного
• условные цвета и основные знаки географической карты;
поведения в природе;
• распределение суши и воды на Земле;
• условные цвета и наиболее
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
распространенные условные знаки
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
географической карты;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• названия материков и океанов;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;
• значение Солнца для жизни на
• умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно Земле;
действовать даже в ситуациях неуспеха;
• название нашей страны, ее
• умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
столицы;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• делать простые схематические
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
зарисовки;
• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
• составлять рассказы об
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; изучаемых географических
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
объектах из предложенных
• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
учителем предложений;
• ориентироваться на географической карте и глобусе;
• показывать на географической
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
карте объекты, заранее выделенные
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
учителем
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на

контурной карте
Личностные:
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
• воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
• при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения
Содержание
Тема.Раздел

Содержание

Виды деятельности
Минимальный
Достаточный уровень
уровень
Называет компоненты составление устного
погоды, опасные
рассказа о своей местности
природные явления
по плану в учебнике с. 17.,
выполнение зарисовок

Введение

География — наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями
высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура,
облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.
Опасные
природные
явления
в
атмосфере,
меры
предосторожности. Географические сведения о своей местности
и труде населения.

Ориентирование
на местности

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и
правила пользования им. Ориентирование. Определение
основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам
и природным объектам.

Имеет представления
о линии горизонта,
основных и
промежуточных
сторонах горизонта

Формы
поверхности

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о

Практическая
работа: изготовление

рисунок линии горизонта,
вычерчивание схемы сторон
горизонта (с помощью
учителя)
умение ориентироваться по
местным признакам
природы(с помощью
взрослого)
Имеет представление о
формах поверхности

Земли

землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части.
Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера,
водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы:
ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана
воды от загрязнения.

План и карта

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их
изображение на плане по масштабу. Использование плана в
практической деятельности человека. План класса. План
школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб
карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки
физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в
жизни и деятельности людей.

Земной шар

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля —
планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение
космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на
глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

макета равнины,
холма из пластилина,
зарисовка равнины,
выполнение схемы
строения холма

земного шара
составление устного
рассказа о поверхности
родного края
навыки безопасного
поведения
Проведение опытов:
Практическая работа:
растворение морской
зарисовка схемы
соли в воде и
образования родника,
сравнение ее по вкусу Практическая работа:
с пресной водой,
составление рассказа по
Знает о правильном
иллюстрации в учебнике на
безопасном поведения тему «Как устроен
на реках в зимний и
колодец»,
летний периоды
Имеет представления о
морях и океанах, находит на
карте с помощью учителя
-Имеет представление Практическая работа:
и отличие рисунка от
вычерчивание простейших
плана
планов ( с помощью
-Отличие плана от
учителя)
карты, условные цвета -Вычерчивание плана своего
физической карты.
участка
-Умение показывать на
физической карте России
столицу государства,
крупнейшие города и другие
объекты
-Имеет элементарное
-элементарные
представление о телах представления о поясах
Солнечной системы.
освещенности-показывает
-Отличие Земли от
на глобусе полюса, линию
других планет
экватора
Солнечной системы
-показ на физической карте
-Знает первого
полушарий полюсов, линии
космонавта
экватора, океанов,

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о
климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их
на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных
поясов..
Карта России

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической
карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы
России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские
границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического
океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны.
Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал,
Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых
(каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного
газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России
(по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.

материков (при показе
обучающиеся называют
демонстрируемый объект).
Составление рассказа о
материке по плану

-название нашей
страны, ее столицы;
- составление
рассказа об
изучаемых
географических
объектах из
предложенных
учителем
предложений;
- умение показывать
на географической
карте объекты,
заранее выделенные
учителем

-составление описания
географического положения
России (с опорой на план)
-работа с контурной картой (
с помощью учителя)

Календарно-тематическое планирование.
№
1.

Тема урока
Введение
География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности

Кол-во
часов
1

Дата

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды
Явления природы
Ориентирование на местности.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта
Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы
Формы поверхности Земли.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы
Рельеф местности
Овраги, их образование Горы. Землетрясения. Извержения вулканов
Вода на Земле.
Вода в природе Родник. Колодец. Река
Озера. Водохранилища. Пруды
Океаны и моря Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения
План и карта
Рисунок и план предмета
План и масштаб План своего двора
План и географическая карта Условные цвета физической карты
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей
Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне Планеты
Освоение космоса

1
1
1

17.

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды
на глобусе

1

18.
19.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле Океаны
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка,
Австралия, Антарктида)

1
1

20.

Первые кругосветные путешествия

1

21.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной
поверхности

1

22.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1

2.
3.

4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.

Природа тропического пояса Природа умеренных и полярных поясов

1

24.

Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте
нашей страны

1

25.

Столица России – Москва Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1

26.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

1

27.

Моря Тихого и Атлантического океанов. Работа с контурными картами

1

28.

Острова и полуострова России. Работа с контурными картами

1

29.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья

1

30.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские Работа с контурными картами

1

31.

1

32.

Крупные реки России: Река Волга Дон, Днепр, Урал Обь, Енисей Лена и Амур
Работа с контурной картой
Озера Ладожское, Онежское, Байкал

33.

Крупные города России. Работа с контурной картой

1

34.

Наш край на физической карте России

1

Обеспечение.
-Глобус
-Контурная карта
-Карандаши, пластилин для практических работ.
-Иллюстрации к темам
-карточки по темам

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».