Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ________от _______
Рабочая программа
по предмету «Математика»
для обучающегося 6 класса (1 в)
Резнова Максима
На 2024-2025 учебный год
Составитель:
Ваганова О.Л.
Учитель, высшая квалификационная категория
Реж – 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
Общая характеристика курса.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся,
коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально - волевой сферы. Программа курса математики в 6 классе представлена
элементарной математикой и в ее структуре геометрическими понятиями. Распределение учебного материала, осуществляется
концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения
необходим постепенный переход от практического обучения к практико-теоретическому. Повторение изученного материала сочетается с
постоянной
подготовкой
к
восприятию
новых
знаний.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями. Учащиеся учатся комментировать
свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии.
Развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ,
синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимание и других
психических функций. Обучение математике тесно связано с жизнью и другими учебными предметами.
Цель: создание условий для общего развитие обучающегося, коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств
с учетом индивидуальных возможностей ученика на разных этапах обучения.
Задачи: - формирование доступных обучающемуся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при
изучении других учебных предметов;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающегося с умственной отсталостью средствами
математики с учетом индивидуальных возможностей ученика;
- воспитание положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Математика» входит в образовательную область «Математика» и является обязательной частью учебного плана. На индивидуальное
обучение в 6 классе отведено 34 часа в год(1 ч.в неделю) В связи с этим в тематическое планирование включѐн материал в меньшем
объеме, чем предусмотрено программой для обучающихся 6 класса
Планируемые результаты
Предметные:
Достаточный уровень
Будет возможность познакомится(научиться) узнать
- читать, записывать считать, сравнивать, округлять до указанного
разряда числа в пределах 1000000;
- выделять классы и разряды в числах в пределах 1000000;
-выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах
1000000 без перехода через разряд;
-выполнять умножение и деление разрядных единиц на
однозначное число в пределах 1000000;
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 без
перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда;
-выполнять умножение чисел в пределах 1000000 на однозначное
число, деление четырехзначного числа на однозначное;
-выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении единицами стоимости, дины, массы;
-осуществлять проверку выполнения всех арифметических
действий (в том числе с помощью калькулятора);
Минимальный уровень
Будет возможность познакомится(научиться) узнать
-читать, записывать числа в пределах 10000 (с помощью учителя); выделять разряды в числах в пределах 10000(с помощью учителя);
-выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах
10000;
-выполнять умножение и деление разрядных единиц на
однозначное число в пределах 1000000;
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10000 без
перехода и с переходом в 1-2 десятичных разрядах (С помощью
учителя);
-выполнять умножение и деление чисел в пределах 10000 на
однозначное число без перехода через разряд;
-выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении
единицами стоимости, дины, массы (с помощью
учителя);
-осуществлять проверку выполнения всех арифметических
-получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;
-находить одну, несколько частей числа (двумя действиями);
-читать, записывать десятичные дроби;
-определять температуру тела по показаниям термометра с
точностью до десятых долей градуса Цельсия;
-решать простые арифметические задачи на нахождение одной или
нескольких частей числа; на зависимость между временем,
скоростью и расстоянием;
-решать задачи в 2- 3 действия, составленные из ранее решаемых
простых задач;
-определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в
пространстве;
-чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от
друга;
-практически пользоваться масштабом 2:1, 10: 1; 100:1; -чертить
высоты в треугольниках; - вычислять периметр многоугольника.
действий (в том числе с помощью калькулятора);
-получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;
-находить одну часть числа;
-читать, записывать десятичные дроби;
-определять температуру тела по показаниям термометра с
точностью до десятых долей градуса Цельсия (с помощью учителя);
-решать простые арифметические задачи на нахождение одной
части числа; на зависимость между временем, скоростью и
расстоянием;
-решать составные арифметические задачи в два действия (с
помощью учителя);
-определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в
пространстве;
-чертить высоты в треугольниках;
-вычислять периметр многоугольника.
Личностные:
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -проявление самостоятельности при выполнении заданий;
- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
Содержание учебного курса.
Тема Раздел
Содержание
Нумерация.
Нумерация чисел в пределах 1000.
Простые и составные числа.
Нумерация чисел в пределах 1000000.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000.
Разряды и классы. Таблица разрядов и классов.
Определение количества разрядных единиц и общего количества
единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч,
одной единицы миллионов в числе.
Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой
и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч, десятками
тысяч, сотнями тысяч (200, 2000, 200000; 500, 5000, 50000, 500000 в
пределах 1000000).
Разложение многозначных чисел в пределах 1000000 на разрядные
слагаемые.
Изображение чисел в пределах 1000000 на счетах и калькуляторе.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 на основе
присчитывания, отсчитывания 1,10,100,1000, 10000, 100000.
Сравнение чисел в пределах 1000000.
Округление чисел до указанного
разряда. Римские цифры XIII- XX.
Единицы
измерения и
их
соотношение
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения.
Термометр. Определение температуры по показаниям
термометра. Скорость. Время. Расстояние.
Виды деятельности
Минимальный уровень
Читать, записывать числа в пределах 1000 и
1000000 Считать, присчитывая, отсчитывая
различные разрядные единицы в пределах
1000.000 Называть разряды и классы чисел.
Определять общее количество
единиц
каждого разряда в числе.
Записывать числа в разрядную таблицу.
Располагать числа нужной последовательности
(возрастание, убывание).
Слушать объяснения учителя.
Устанавливать соответствие, логические связи
между числами Анализировать и оценивать свои
действия
Выполнять арифметические действия
сложения и вычитания с числами, полученными
при измерении стоимости, длины, массы,
времени
без преобразования
результата.
Решать простые арифметические задачи
практического содержания с числами,
Арифметиче
ские
действия
Письменное сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с
переходом через разряд.
Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 без
перехода через разряд.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 1000 с
переходом через разряд.
Письменное деление на однозначное число с переходом через разряд.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении1-2
единицами стоимости, длины, массы без преобразования результата.
Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 10000.
Письменное сложение чисел в пределах 10000 с переходом через 3-4
десятичных разряда.
Письменное вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через 3-4
десятичных разряда.
Письменное сложение и вычитание четырехзначных и трехзначных
чисел в пределах 10000 с переходом через 2-3 десятичных разряда.
Вычитание чисел в пределах 10000, где уменьшаемое содержит 0.
Сумма нескольких слагаемых.
Решение сложных примеров, содержащих действия одной ступени,
действия в скобках.
полученными при измерении.
Использовать математическую терминологию в
устной речи.
Выполнять задание по образцу.
Различать виды термометров (уличный,
комнатный, водный медицинский).
Читать показания термометра.
Располагать показания термометра нужной
последовательности (положительные
значения, отрицательные значения; возрастания,
убывания).
Выполнять письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 1000 с переходом через
разряд (с записью примера в столбик).
Находить
неизвестное слагаемое,
уменьшаемое, вычитаемое.
Выполнять умножение и деление трехзначных
чисел на однозначное число с переходом через
разряд приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик).
Использовать математическую терминологию в
устной речи.
Выполнять устные вычисления, действия
сложения и вычитания в пределах 20 с
переходом через разряд, используя
интерактивные тренажеры, презентации.
Слушать объяснения учителя.
Планировать последовательность практических
действий для реализации поставленной задачи.
Дроби
Проверка сложения вычитанием.
Проверка вычитания сложением.
Проверка арифметических действий сложения и вычитания с помощью
калькулятора.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1-2 единицами стоимости, длины массы, с последующим
преобразованием результата.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени.
Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах
10000. Письменное умножение на однозначное число в пределах 10000
с переходом через разряд.
Устное деление разрядных единиц на однозначное число вида 3000:3;
4000:2; 40000:4; 600000: 6.
Письменное деление на однозначное число в пределах 10000 с
переходом через разряд.
Письменное деление на однозначное число в пределах 10000, когда в
записи частного есть нули.
Деление с остатком.
Решение сложных примеров, содержащих действия разных ступеней.
Выполнять
простейшие исследования
(сравнивать, сопоставлять, анализировать).
Работать с дидактическим материалом.
Оценивать результаты выполненной работы.
Обыкновенны дроби. Образование, чтение, запись дроби. Числитель,
знаменатель дроби.
Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и
знаменателями.
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей (без преобразования
результата).
Вычитание обыкновенной дроби из единицы.
Вычитание обыкновенной дроби из целого числа.
Смешанное число. Получение, чтение, запись смешанных чисел.
Сравнение смешанных чисел.
Сложение и вычитание смешанных чисел (без преобразования
Образовывать, читать и записывать
обыкновенные дроби.
Различать числитель и знаменатель дроби.
Использовать математическую терминологию
при образовании дробей.
Определять количество долей в одной целой.
Сравнивать дроби с одинаковыми
знаменателями, числителями, и с единицей.
Работать с дидактическим материалом.
Классифицировать, читать, называть дроби по
их виду (правильные и неправильные).
Искать, отбирать и использовать необходимую
результата).
Вычитание смешанного числа из целого.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей.
Изображение десятичных дробей на калькуляторе.
Медицинский термометр, шкала, цена деления.
информацию (из учебника и дидактических
материалов).
Находить одну или нескольких частей числа.
Решать задач на нахождение одной или
нескольких частей числа.
Устанавливать причинно – следственные связи
при решении задач.
Обосновывать свои действия в процессе решения
задач, примеров.
Выполнять действия
по инструкции
учителя.
Арифметиче
ские задачи
Решение
задач на
нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Решение задач на приведение к единице.
Составные задачи, решаемые двумя – тремя арифметическими
действиями.
Решение задач с числами, полученными при измерении величин.
Решение задач на нахождение одной или нескольких частей числа.
Решение простых арифметических задач с обыкновенными дробями.
Простые арифметические задачи на зависимость между временем,
скоростью и расстоянием.
Геометричес
кий
материал
Точка. Линии: прямая, кривая, отрезок, луч, ломаная. Длина ломаной
линии. Геометрические фигуры и тела.
Многоугольники.
Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат.
Окружность. Круг. Линии в круге.
Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное.
Уровень.
Выполнять устные вычисления.
Производить разбор задачи.
Выделять вопрос задачи.
Составлять краткую запись к задаче.
Решать задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Устанавливать логические связи.
Обосновывать свои действия в процессе решения
задачи.
Оценивать достоверность результата.
Осуществлять самооценку
Работать с чертежными инструментами.
Чертить отрезок по заданным размерам в
различных положениях в тетради, на
нелинованном листе.
Находить длину ломаной линии.
Измерять отрезок с помощью линейки
Отвес.
Взаимное положение прямых на плоскости.
Параллельные и перпендикулярные прямые.
Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии друг от
друга.
Виды треугольников по величине угла и сторон.
Высота треугольника.
Построение прямоугольного треугольника по заданным длинам
сторон.
Периметр. Обозначение Р. Вычисление периметра
прямоугольника, квадрата. Вычисление периметра треугольника,
многоугольника. Масштаб.
Планировать практическую деятельность в
соответствии с еѐ задачами.
Называть, сравнивать геометрические фигуры и
тела
Вычислять периметр треугольника
Календарно-тематическое планирование
Тема
1. Нумерация чисел в пределах 1000
2.Точка. Линии: прямая, кривая, отрезок, луч, ломаная. Длина ломаной линии.
3.Письменное сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд
4.Нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
5.Геометрические фигуры и тела. Многоугольники
6.Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 без перехода через разряд.
7.Письменное умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 с переходом через разряд.
8.Контрольная работа по теме «Нумерация»
9.Решение сложных примеров, содержащих действия разных ступеней
10.Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.
11.Образование,
чтение, запись чисел в пределах 1000000. Разряды и классы. Таблица разрядов и классов.
12.Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч,
десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.
13.Разложение многозначных чисел в пределах 1000000 на разрядные слагаемые.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
14.Четырехугольники.
Прямоугольник. Квадрат.
15.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 на основе присчитывания, отсчитывания
1,10,100,1000,
10000, 100000.
16.Контрольная работа по теме «Числа в пределе 1000000»
17. Сравнение
чисел в пределах 1000000. Округление чисел до указанного разряда
18.Окружность. Круг. Линии в круге. Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное
19.Римские цифры XIII- XX.
20.Письменное сложение и вычитание
четырехзначных и трехзначных чисел в пределах 10000 с переходом через 2 – 3 разрядных единицы
21.Уровень. Отвес
22.Решение сложных примеров, содержащих действия одной ступени, действия в скобках.
23.Составные
задачи, решаемые двумя - тремя арифметическими действиями
24.Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого
25.Решение задач с числами, полученными при измерении величин
26. Контрольная работа по теме « Решение задач на нахождение неизвестного»
27. Обыкновенны дроби. Образование, чтение, запись дроби. Числитель, знаменатель дроби
28.Правильные и неправильные дроби.
Сравнение дробей.
29. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (без преобразования результата). Вычитание обыкновенной
дроби из единицы.
30. Смешанное число. Получение, чтение, запись смешанных чисел. Вычитание обыкновенной дроби из целого
числа. Вычитание смешанного числа из целого числа.
31. Скорость. Время. Расстояние. Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и
расстоянием.
32. Периметр. Обозначение Р. Вычисление периметра прямоугольника, квадрата
33. Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей
34. Контрольная работа по теме « Обыкновенные дроби»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольно – измерительные материалы.
Контрольная работа по темам: «Нумерация чисел в пределах 1000»,
1) Реши примеры с неизвестным.
х- 523= 189
600- х = 258
2) Реши примеры.
700 – 156 +300=
428:2=
218×4=
3) Найди и подчеркни составные числа. 12,19,20,22,23,29,32.
4) Реши задачу.
Утром в магазине было 654 кг манной крупы. Вечером осталось 298 кг. Сколько кг манной крупы продано за день?
5) Геометрический материал.
Выпиши названия геометрических тел.
а)
б)
в)
г)
Контрольная работа по темам: «Нумерация чисел в пределах 1000000»,
1)Разложи многозначные числа на разрядные слагаемые.
286127 =
502830 =
200671=
д)
е)
2)Выполни действия.
36р.12к. + 59к.
7т450 кг – 3т 380кг
2м- 13см
3) Реши задачу.
Один моляр за 3ч покрасил 12 рам. Сколько рам он покрасит за 5ч, если будет работать с той же производительностью труда?
4) Геометрический материал.
Начерти прямоугольник со сторонами 4см 5мм и 2см 5мм. Обозначьте его латинскими буквами. Подпиши основные элементы.
Контрольная работа по теме «Нахождение неизвестного»
1) Реши примеры с неизвестным, выполни проверку.
х + 1705 = 4002 х - 1492 =6508
2) Сравни числа
894006 … 894600
201975 …200010
300000 … 299000
3) Округли числа до сотен
185265 ≈
5123 ≈
140848 ≈
8698 ≈
3 4 Напиши соседей римских чисел:
)
…X…
… XV…
… XIX …
5) Реши задачу.
С одного поля собрали 1285 кг капусты, а с другого 2160кг. Вывезли 2670кг капусты. Сколько кг капусты осталось вывезти.
Контрольная работа по темам: «Обыкновенные дроби»
1) Сравни пары обыкновенных дробей, поставь знак <,> или =.
2) Реши примеры.
3)Реши задачу.
За 3 часа мотоциклист проехал 150 км. Какой путь он проедет за 4 часа, если будет двигаться с той же скоростью
4)Начерти прямоугольник ABCD со сторонами 5см и 3см.
Вычисли
периметр (Р) прямоугольника.