1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н., Москва «Просвещение». Рабочая программа 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 класс под редакцией В.В. Воронковой, с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов. Рабочая программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее: Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социальногражданской, визуальнохудожественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической). Сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка. Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения. Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности. Через формирование здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей. 2 Кроме этого, системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Образовательная программа предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний, умений, навыков в условиях модернизации образования, в том числе, за счѐт углублѐнного предпрофессионального образования детей с нарушением интеллекта, эффективную коррекцию и развитие познавательной сферы, творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, что позволит им стать самостоятельным субъектом, успешно ориентироваться в жизни. Цель школьного курса природоведения усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Задачи курса: 1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека. 2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям. 3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни. 4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом. 5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным. 6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке. 7. Формирование здорового образа жизни. 8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду. 9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих — учебный план, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др. В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. 3 В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности). Личностные универсальные учебные действия У учащихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; •дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо); • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение • установка на здоровый образ жизни; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Учащиеся получат возможность для формирования: 4 • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников ; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности ; • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале ; • осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 5 Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ; • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); • осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: •ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • формулировать собственное желание и позицию ; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • контролировать свои и действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения Предметные результаты Обучающиеся должны знать: 6 Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. - Что общего и в чем различие неживой и живой природы. · Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы. - Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые). · Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. · Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь - Что изучает природоведение; - Основные свойства воды, воздуха и почвы; - Основные формы поверхности Земли; - Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); - Основные санитарно-гигиенические требования; - Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию; - Названия важнейших географических объектов; - Правила поведения в природе. Обучающиеся должны уметь: · Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия. - Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями. · Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. · Выполнять рекомендуемые практические работы. · Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда. · Соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения; - Демонстрировать простейшие опыты; Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения; - Называть разнообразных представителей животного и растительного мира; Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями; - Соблюдать правила элементарной гигиены; -Оказывать простейшую медицинскую помощь. Коррекционно-развивающие задачи по природоведению 1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. 2. Корректировать познавательную возможность и интересы. 3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы. 4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы. 5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами. 7 Тематическое планирование № п/п 1 Темы Введение 2 Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды 3 Солнце. Солнечная система 4 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. 5 Полёты в космос. Основное содержание по темам (тематическое планирование) Что изучает природоведение? Что такое природа? Что называют явлениями природы? Что относится к неживой природе? Что относится к живой природе? Формы работы Запись в тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Ознакомление с понятиями: природоведение, природа, явления природы. Различать живую и неживую природу. Коррекция внимания Познакомить с небесными телами, Запись в тетрадях. Беседа (ответы на вопросы планетами, звездами учителя). Ознакомление: небесные тела, что такое звезды, чем звезды отличаются от планет, что изучают астрономы, для чего изобрели телескоп. Коррекция внимания Что такое звезды? Как называется ближайшая Работа в тетрадях. Беседа (ответы на вопросы к нам звезда? Что такое планета? Чем звезды учителя). Почему Солнце кажется большим, а отличаются от планет? звезды маленькими. Почему солнце называют звездой. Из чего можно сделать вывод, что Солнце не просто горячее, а раскаленное небесное тело. Зачем всему живому на земле нужно солнце. Что такое Солнечная система. Небесные тел Солнечной системы, на которой есть жизнь. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков С помощью, каких приборов люди получили Просмотр и обсуждение в/ф. Беседа (ответы на первые сведения о звездах? Как звали вопросы учителя). Как звали человека, космонавта, который первый совершил полет который руководил первыми космическими на космическом корабле вокруг Земли? полетами. Для чего запускают космические спутники. Как звали первую женщину космонавта. Развитие зрительного восприятия. Сколько продолжался полёт Ю.А.Гагарина? Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на 8 Как звали первую женщину космонавта? Какие исследования проводят космонавты? Для чего нужны современные орбитальные станции? О жизни на космической станции. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи? Почему день сменяется вечером, а вечер – ночью? Из-за чего так происходит? Какие времена года? Описание признаков каждого времени года. Почему происходит смена времён года. 6 Смена дня и ночи 7 Смена времён года. Сезонные изменения в природе. 8 Обобщающий урок. Вселенная. 9 Наш дом – Земля. Воздух Планета Земля. Оболочки Земли. Земля – планета на которой мы живем. Вокруг какой звезды вращается наша планета? Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы? 10 Значение воздуха для жизни на земле Для чего нам нужен воздух? Какой газ необходим человеку и животным для дыхания? 11 Свойства воздуха. Воздух нужен человеку, животным и растениям. Воздух заполняет все пространство вокруг нас. Он растворен в воде. Воздух – это смесь газов. Людям и животным для дыхания необходим кислород. 9 вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о вселенной. Запись определений в тетрадь вопросы учителя). Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. За сколько дней Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Как называется естественный спутник Земли. Какие оболочки имеет Земля. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха. Что необходимо человеку для дыхания. От чего происходит загрязнение воздуха. Как чистым. Почему комнатные растения надо не только поливать, но и протирать листья. Коррекция мышления различии, сравнении поверхности Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас . Беседа (ответы на вопросы учителя). Из смеси каких газов состоит воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород. Что спасает нас от отравления углекислым газом. Зачем надо проветривать классы и спальни. Развитие устной речи при 12 Давление и движение воздуха. 13 Температура воздуха. Термометр. 14 Движение воздуха в природе. Ветер. 15 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. 16 Состав воздуха. Углекислый газ и азот. 17 Охрана воздуха. 18 Обобщающий урок. Воздух. 19 Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их Какое свойство тел называется упругостью? Почему тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз? Как эти свойства использует человек? Как меняется температура воздуха в течении суток? Каким прибором измеряется температура воздуха на улице и в жилом помещении? Как устроении термометр? Правила пользования термометром. Что такое ветер? Каковы причины появления ветра? Как называется прибор для определения направления ветра? Какой силы бывают ветры? Как называется страшный ветер? Роль ветра в жизни человека. Из каких газов состоит воздух? Какой газ необходим живым существам для дыхания? Может ли человек долго обходится без воздуха? Чем наполнены баллоны, которые берут с собой альпенисты и водолазы? С какой целью в медицинских учреждениях есть кислородные подушки? Свойства углекислого газа? Какого газа в воздухе больше всего? Какой газ применяют при изготовлении удобрений? Что необходимо человеку для дыхания? Отчего происходит загрязнение воздуха? Как сохранить воздух чистым? Зачем надо проветривать помещение? Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина. Они добываются из-под 10 ответах на вопросы Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе. Составление таблицы «Полезные ископаемые». (ответы на вопросы учителя). Что такое значение, способы добычи. 20 Полезные ископаемые используемые в качестве строительных материалов. 21 Гранит, известняк. 22 Песок, глина. 23 Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь 24 25 Добыча и использование каменного угля. 26 Нефть 27 Добыча и использование нефти. земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия. полезные ископаемые. Для чего нужны полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых. Способы добычи полезных Что такое месторождение. Коррекция мышления различии, сравнении. Полезные ископаемые обладают разными Работа по определению свойств полезных необходимыми человеку свойствами. ископаемых. Беседа (ответы на вопросы Каменный уголь, нефть и торф хорошо горят. учителя). Общее свойство нефти, газа, угля и Их используют как топливо. Их них торфа. Как используются эти людей получают много нужных людям материалов и добывающих каменный уголь. Коррекция предметов. мышления различии, сравнении. К какой группе полезных ископаемых относится гранит, известняк? Внешний вид гранита., известняка. Как человек использует свойства гранита? Из каких частиц состоит песок? Свойства глины. Внешний вид и свойства глины и песка. Свойства торфа? Как люди используют торф? От чего образовался каменный уголь? Свойства каменного угля. Где в природе встречается каменный уголь? Способы добычи? От чего зависит способ добычи угля? Какого цвета бывает нефть? Свойства нефти? В каком состоянии находится нефть? Как нефтяники добывают нефть? Какими способами попадает нефть в нефтехранилища, на заводы? Какой основной продукт получают из нефти? Почему в народе нефть называют «чёрным золотом»? 11 Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). 29 Природный газ. Добыча, использование, правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун. 30 Цветные металлы 31 Благородные (драгоценные) металлы. 32 Охрана полезных ископаемых. 33 34 Обобщающий урок. Полезные ископаемые. Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. 35 Свойства воды. 36 Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. 28 Что такое природный газ? Как добывают природный газ? Где его используют? Правила пользования газовыми приборами? Какие бывают металлы? Какие металлы относятся к чёрным металлам? Из чего человек получает металлы? Свойства металлов? Как получают сталь и чугун? Предметы, сделанные из металла? Почему чугунные батареи надо красить? Ценные свойства, которыми обладают сплавы цветных металлов? Как отличить чёрный металл от цветного? Какое второе название есть у благородных металлов? Как используются драгоценные металлы? Почему надо охранять полезные ископаемые? Возможна ли жизнь без них? Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о полезных . Где можно встретить воду на Земле? Для чего Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на нужна вода растениям и животным? Как вопросы учителя). человек использует воду? Почему воду надо беречь? Вода – прозрачная жидкость. Она не имеет Работа по определению свойств воды. на цвета и запаха. Вода принимает форму вопросы учителя). Свойства воды. Чем сосуда, в котором находится. У нее нет вкуса. отличается сок от воды. Что общего у воды и В воде растворяются сахар, соль и некоторые сока. Что происходит с водой когда она другие вещества. попадает в воду. Развитие мышления. Какие вещества называются растворимыми? Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на Какие водные растворы использует человек? вопросы учителя). Какие водные растворы существуют в природе? Почему масляные и жирные пятна плохо смываются водой? 12 37 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. 38 Три состояния воды. Температура воды и её измерение. 39 Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Лабораторная работа. Свойства воды. 40 41 Работа воды в природе. 42 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки. 43 44 Отчего вода становится мутной? Как очистить мутныю воду? Любая ли чистая вода является питьевой? Как получить питьевую воду? Вода бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии. При испарении воды образуется пар. Он поднимается вверх, охлаждается – так образуются облака и тучи. Пар превращается в капельки воды. Идет дождь или снег. Вода вернулась на землю, совершив круговорот. Что происходит с водой при нагревании? Как люди в быту применяют знания о свойствах воды при нагревании и охлаждении? Вода текучая. Не имеет формы . Не имеет запаха. Прозрачная. Безвкусная. Является растворителем. Вода бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии. При испарении воды образуется пар. Он поднимается вверх, охлаждается – так образуются облака и тучи. Пар превращается в капельки воды. Идет дождь или снег. Вода вернулась на землю, совершив круговорот. Где люди используют воду? Какие меры применяются по охране воды? Правила бережного использования воды. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Какое состояние воды можно наблюдать зимой на водоёмах? Воды суши – это ручьи, реки, озера, пруды, водохранилища, болота. Реки начинаются из ручья, родника, озера или болота. Она течет Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Заполнение схемы «Воды суши». вопросы учителя). Как называется вода пригодная для питья. Что такое родник. Как появляется река. 13 Выполнение зарисовок вод в тетрадях. на вопросы учителя). В каких состояниях встречается вода в природе. Как образуется пар. Почему на реке появляется лед. Развитие мышления. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Лабораторная работа Выполнение зарисовок вод в тетрадях. на вопросы учителя). В каких состояниях встречается вода в природе. Как образуется пар. Почему на реке появляется лед. Развитие мышления. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). 45 Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища. 46 Моря и океаны. 47 Охрана воды. 48 Обобщающий урок. Вода. 49 Поверхность суши. Почва. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. по углублению в земле. Река впадает в другую реку, озеро или море. Человек использует воду рек. Он должен бережно относиться к водоемам, не загрязнять их. Озеро – это большое естественное углубление, заполненное водой. В озеро впадают реки и ручьи. Пруды – искусственные водоемы. Люди используют их для разных хозяйственных нужд. Болота – это участки суши, на которых скапливаются и застаивается вода. Зимой реки, озера, пруды и водохранилища замерзают. А весной лед тает и вода выходит из берегов. Использование и охрана воды Океаны – это большое пространство воды. Море – часть океана. Вода в морях и океанах соленая. Человек использует моря и океаны для перевозки грузов и людей, ловли рыбы. Пресную воду рек и озер человек использует в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Без воды жизнь на Земле невозможна. Воду можно беречь. Где люди используют воду? Почему необходимо бережно относится к водоёмам? Какие меры применяют люди для охраны водоёмов? Равнины, холмы, овраги Твердая оболочка Земли – это земная поверхность, или суша. На суше находятся равнины, холмы, овраги. Небольшие возвышения на равнинах называют холмами, а углубления на равнинах 14 Откуда реки берут свое начало. Куда впадают реки. Почему в некоторых реках запрещено купаться. Развитие мышления Сезонные изменения. Записи в тетрадях. учителя). Сто такое озеро. Как образуется озеро. Для чего лю создают искусственные водоемы. Какое состояние воды можно наблюдать зимой на водоемах. Коррекция мышления различии, сравнении Выполнение заданий по нахождению на карте морей и океанов. Беседа (ответы на вопросы учителя). Чем море отличается от океана. Как люди используют океаны. Как люди используют воду. Какая вода нужна для питья. Почему нужно бережно относится к водоемам. Коррекция внимания Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о воде. Зарисовка форм поверхности суши. вопросы учителя). Виды поверхности суши. Что такое равнина. Что такое холм. Как образуются овраги. основе упражнений воспроизводстве видов 50 Горы. 51 Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. 52 Разнообразие почв. 53 Основные свойства почвы – плодородие. Обработка почвы. 54 Охрана почвы. 55. Обобщающий урок. Почва. 56 Есть на Земле страна Россия. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. – оврагами. Горы – самые высокие участки земной поверхности. Они обычно занимают большие площади. Понижения между горами называют горными долинами. Там обычно живут люди. Глубокие и узкие понижения называются ущельями. Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Почвы, на которых растения дают хороший урожай, называются плодородными. Для того чтобы почва была плодородной, ее надо удобрять и защищать от загрязнения. Состав почвы? Какая почва характерна для нашего края? Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Почвы, на которых растения дают хороший урожай, называются плодородными. Для того чтобы почва была плодородной, ее надо удобрять и защищать от загрязнения. Каково значение почвы для жизни человека? Каково главное свойство почвы? Что разрушает почву? Почему надо бережно относиться к почве? Как предотвратить разрушение почвы? Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Это самое большое государство в мире. Русский язык – государственный язык. В нашей стране много рек и озер. Россия богата полезными 15 Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. (ответы на вопросы учителя). Чем горы отличаются от холмов. Почему люди селятся в горных долинах. Почему в горах мало городов и поселков. Коррекция мышления различии, сравнении. Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. Беседа (ответы на вопросы учи Откуда берутся в почве питательные вещества. Какие животные живут в почве постоянно. Как защитить почву от размыва и загрязнения. Коррекция мышления различии, сравнении Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. Беседа (ответы на вопросы учи Откуда берутся в почве питательные вещества. Какие животные живут в почве постоянно. Как защитить почву от размыва и загрязнения. Коррекция мышления различии, сравнении Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о почве. Работа по карте, зарисовка Государственного флага России, нахождение России на политической карте. Беседа (ответы на вопросы учителя). Как называется страна в которой мы живем. Кого можно назвать 57 Моря и океаны омывающие берега России. 58 Равнины и горы на территории нашей страны. 59 Реки и озёра России. 60 Москва – столица России 61 Санкт-Петербург 62 Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Нижний Новгород, Казань, Волгоград 63 ископаемыми. И это все наша Родина, о которой надо заботится, и которую нужно беречь. Какие океаны и моря омывают берега нашей страны? Почему для плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы? Какие горы находятся в нашей стране? Чем богаты Уральские горы? Какие природные богатства есть на Кавказе? Как называются самые высокие горы в России? Какие крупные реки протекают в России? На каких реках построены крупные гидроэлектростанции? Какие реки и озёра есть в нашей местности? Москва – столица нашей Родины. Это самый большой город России. В Москве есть много достопримечательностей: музеи, театры, стадионы, храмы, библиотеки, Красная площадь – главная площадь страны. Центром столицы является Кремль. Санкт-Петербург очень красивый город. В нем много достопримечательностей: Эрмитаж, Кунсткамера, Петропавловская крепость. Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты. Город посещают много туристов. Главные достопримечательности городов Золотого кольца. В России много больших и малых городов, которые отличаются своей историей, 16 соотечественниками. Какой язык является государственным. Крупные реки нашей страны. Полезные ископаемые России. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Работа по карте, подбор иллюстраций. на вопросы учителя). Столица России. Кем был основан город Москва. Самый быстрый транспорт в столице. Достопримечательности Москвы. является Кремль. Коррекция мышления на основе причинно-следственных связей. Работа по карте, подбор иллюстраций. Северная столица России. Кем основан Санкт Петербург. Почему на реке Неве ночью разводят мосты. Коррекция мышления, установлении причинно-следственных связей. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на вопросы учителя). Подбор иллюстраций городов и их достопримечательностей.. О каких городах ты 64 Новосибирск, Владивосток 65 Население нашей страны. 66 Город в котором мы живём. 67 Урок - экскурсия. Важнейшие географические объекты. Повторение по курсу «Неживая природа» 68 архитектурой, промышленностью. На берегах узнал. Где расположен Нижний Новгород. волги расположены Нижний Новгород, Главная достопримечательность Нижнего Казань, Волгоград и другие города. Новгорода. В каких городах России есть метро. Столица Татарии. Что такое мечеть. Почему город Волгоград получил такое название. Коррекция мышления на основе упражнений в различии городов России. В России много больших и маленьких Работа по карте. Беседа (ответы на вопросы городов, которые отличаются своей историей, учителя). От какого слова произошло название архитектурой, промышленностью. города Новосибирск. Что такое Академгородок, Новосибирск – крупный промышленный кто там работает. Крупный город – порт на город. Он стоит на берегу сибирской реки востоке страны. Коррекция мышления на Обь. А город Владивосток расположен на основе упражнений в различии городов. берегу Тихого океана. Это город - порт. Что означает слово население? Чем Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на занимается городское население? вопросы учителя). Численность населения в городе и в деревне. Достопримечательности города? Население. Работа в рабочих тетрадях. Беседа (ответы на Какие реки есть в нашей местности? вопросы учителя). Обобщить и систематизировать знания учащихся о нашей стране России. Обобщить и систематизировать знания учащихся о неживой природе. 17 Лист согласования изменений Рабочая программа «Живой мир» 5 класс № п/п Содержание изменений Место внесения изменений 18 Подпись ответственного лица