Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
Директора ГБОУ «Центр «Дар»
№____от «______» ________20____г.
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 7 «А» класса
Составитель: Пушкина А. П.
Должность: учитель, 1 к.к.
Реж- 2023 год
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Брошюровка и переплетное дело» составлена на
основе:
- федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- адаптированная основная общеобразовательная программа государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»;
- учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр
«Дар». от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи программы.
Цель: обучить учащихся технологиям переплётно-картонажного
дела на примере изготовления простейших изделий.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять ручные технологические операции сначала простые, потом более
сложные;
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией
(составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним);
- выработать понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами, обучить приёмам самоконтроля за правильностью выполняемых
действий;
- научить элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:
- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:
- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;
Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность к
самостоятельной жизни в социуме.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
п/п
1
Инструктаж по т/б. Беседа о правилах поведения в мастерской. Изготовление
папки с клапанами на тесьме.
2
Нарезка и фальцовка бумаги на блок. Разметка и вырезание деталей блокнота.
Шитье блокнота степлером.
3
Изготовление общей тетради в гибком переплёте.
4
Заготовка деталей для составной переплетной крышки.
5
Изготовление составной переплетной крышки.
6
Изготовление деталей для коробки с плинтусами.
7
Изготовление коробки с плинтусами.
8
Оформление коробки с плинтусами.
9
Заготовка деталей футляра для ученических тетрадей.
10
Сборка футляра для ученических тетрадей.
11
Окантовка и оформление футляра.
12
Заготовка деталей книжки-раскладушки
13
Сборка книжки-раскладушки.
14
Оформление, содержание книжки-раскладушки.
15
Геометрические знания и умения в переплетно-картонажном деле.
16
Арифметические действия при расчете деталей для изделий.
17
Виды измерительных инструментов.
18
Работа с линейкой и карандашом при разметке деталей. Экономное
расходование материала.
19
Фальцовка. Виды фальцовки.
20
Изделия «Оригами».
21
Обложка для крытья внакидку и блокнот типа1.
22
Заготовка деталей рамки для фотографий.
23
Сборка и оформление рамки для фотографий.
24
Заготовка деталей для цилиндрических коробочек.
25
Оклеивание и оформление цилиндрических коробочек.
26
Изготовление праздничных открыток.
27
Изготовление блока газетным швом.
28
Изготовление блока газетным швом.
29
Работа с развертками. Изготовление цельнокроеных коробок.
30
Работа с развертками. Изготовление цельнокроеных коробок.
31
Работа с развертками. Изготовление выдвижных коробок.
32
Вышивка на картоне.
33
Вышивка на картоне.
34
Сборка бумаги «гармошкой». Изготовление праздничной открытки из деталей
«гармошкой».
Методическое обеспечение
1. Г. В. Васенков. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М.,
Владос, 2011;
2. Г. В. Васенков, Е. А. Воробьёв. Рабочая тетрадь по картонажнопереплётному делу для
учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. М., Просвещение, 2007;
3. Г. В. Васенков, Е. А. Воробьёв, Л.Д. Степанова. Технологический альбом
картонажнопереплётных работ. М., Владос, 2006, программа для 5-9 классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.