Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Область: "Учение с увлечением!". Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки грамотея» для обучающихся 3 б класса (1 вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 I Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки грамотея» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения: Развитие и формирование навыков правильного письма, через игровые и практические приёмы устной и письменной коммуникации. Задачи обучения: Отрабатывать технические умения - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил чистописания; Развивать графические умения – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их; Формировать орфографические умения - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание. Корригировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, творческие способности; Воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать каллиграфически правильно и грамотно; трудолюбие, добросовестность, аккуратность. На изучение внеурочной деятельности «Уроки грамотея» по учебному плану в 3 б классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год. Содержание рабочей программы Раздел Волшебные буквы и слова Дидактические единицы Сказочное царство букв Дорисуй мордашку животного (рисование с использованием элементов букв) По грибы по ягоды (рисование с использованием элементов букв) Лабиринт (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) Умелые ручки (лепка букв, составление, чтение и написание слогов). Точка, точка, запятая (рисование букв по клеточкам; составление, чтение и написание слогов). Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и написание слов к данным буквам) Сказочное царство слов. К тайнам звуков и букв. (Гласные и согласные звуки и буквы) А что у Вас? (Упражнения в дописывании букв, составлении и написании слогов) Путешествие в город слов (Упражнения в составлении и написании слов из слогов) Хитрые превращения. Игра в слова. (Упражнения в составлении и написании слов, отличающихся одной буквой) Чудесные превращения слов. Игра в слова. ( Упражнения в составлении и написании новых слов путём добавления букв) Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв) Волшебная ручка. (Упражнения в написании слогов, слов под диктовку) Выбор друзей в Стране Слов (Упражнения в подборе и написании слов - родственников) Юный Грамотей «Копилка» трудных слов. (Работа со словарными словами, с последующей их записью) Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с рукописного текста предложений, текста) Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с печатного текста предложений, рассказов) Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в письме под диктовку слов, предложений, текста) В Королевстве ошибок. (Упражнения в нахождении ошибок в работе) Мой друг - орфографический словарь. (Знакомство и работа со словарём) В стране сочинителей Волшебные превращения в тексте. (Упражнения в делении текста на предложения и их запись) Текст - мозаика « В гости к Весне» (Упражнения в составлении из предложений текста и их запись) В стране Почемучек. (Упражнения в составлении предложений вопросов, предложений ответов и их запись) Юный писатель. (Упражнения в составлении рассказов по сюжетной картине и их запись). Загадки в отгадках В мире загадки. (Упражнения в отгадывании загадок, подборе нужной отгадки с помощью картинки). Слова - шарады. (Упражнения в отгадывании и записи слов-шарад) Слова - ребусы (Упражнения в отгадывании и записи слов-ребусов) Спрятанные слова. (Отгадывание лесенки слов) Сказки в кроссвордах. (Упражнения в отгадывании кроссвордов) В мире загадок «Почему их так назвали? (Отгадывание и запись названия растений, птиц, зверей по их описанию) Игротека: шарады, ребусы. (Упражнения в отгадывании и написании слов) Игротека: лесенки слов. (Упражнения в отгадывании и написании лесенки слов) Игротека: кроссворды. (Упражнения в отгадывании и записи слов из кроссворда) Игротека: подвижные слова. (Упражнения в составлении и записи предложений, соблюдая правильный порядок слов) Планируемые результаты освоения программы обучающимися Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Смогут овладеть следующими умениями и навыками: • различать сходные прописные буквы по написанию; • различать сходные строчные буквы по написанию; • узнавать и различать печатные буквы; • узнавать и различать письменные буквы; • различать печатные и письменные буквы; • знать алфавит, располагать слова в алфавитном порядке; • уметь пользоваться словарём (орфографическим и толковым); • изображать буквы, слоги и слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их; определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание; • писать слова различной слоговой структуры с помощью включения слухового контроля и без него (по картинке); • списывать печатные и письменные буквы, слоги, слова, предложения и короткие тексты с печатного и рукописного материала; • писать предложения с включением и выключением слухового контроля (по предметной, сюжетной картинке); • писать различные виды диктантов (выборочные, предупредительные, объяснительные); • отгадывать ребусы, шарады, загадки, кроссворды; • сочинять небольшие рассказы с опорой на сюжетную картинку; Смогут овладеть следующими умениями и навыками с помощью учителя: • различать сходные прописные буквы по написанию; • различать сходные строчные буквы по написанию; • узнавать и различать печатные буквы; • узнавать и различать письменные буквы; • различать печатные и письменные буквы; • знать алфавит, располагать слова в алфавитном порядке; • уметь пользоваться словарём (орфографическим и толковым); • изображать буквы, слоги и слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их. • • придумывать сказки; составлять рассказ о себе и о своих родственниках, семье. Личностные результаты Достаточный уровень Минимальный уровень осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию; • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе; • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик -ученик, ученик -класс, учитель-класс); • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Календарно-тематическое планирование курса «Уроки Грамотея» 3 класс № Тема урока п/п Дидактическая цель урока 1. Дорисуй мордашку Познакомить с техникой животного (рисование рисования животных с с использованием использованием элементов букв. элементов букв) 2. По грибы по ягоды (рисование с использованием элементов букв) 3 Лабиринт (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) Основные виды деятельности Кол- во Дата часов план факт Сказочное царство букв (12ч) Работа с иллюстративным материалом. Отгадывание загадок. 1ч Работа с «осколочными» картинками. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Участие в коллективной игре с карандашами. Работа по карточкам. Игра. Закрепить умение рисовать грибы и ягоды с использованием элементов букв. Отгадывание загадок. 1ч Работа с предметными картинками. Работа с «осколочными» картинками. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, нахождение предметов и их дорисовывание. Игра. Закрепить понятие «вертикальные и Работа у доски (упражнения в безотрывном рисовании спирали 1ч горизонтальные линии», «спираль»; по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры. отрабатывать умение безотрывно Пальчиковая гимнастика. рисовать спирали по контуру, Работа по карточкам. уменьшающиеся и увеличивающиеся Работа в альбоме безотрывное рисование по контуру спирали; фигуры. уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры. Игра. 4 Умелые ручки (лепка букв, составление, чтение и написание слогов). Закрепить приёмы лепки букв из пластилина, теста. Отрабатывать умение составлять буквы; составлять, читать и писать слоги под диктовку. 5-6 Выезд в городскую библиотеку «Гавань» «История алфавита» Отгадывание загадок. Работа по карточкам в группах. Пальчиковая гимнастика. Работа с пластилином. Работа по карточкам. Письмо под диктовку. Игра. 1ч Экскурсия 2ч 7 Умелые ручки (лепка букв, составление, чтение и написание слогов). Закрепить приёмы лепки букв из пластилина, теста. Отрабатывать умение составлять буквы; составлять, читать и писать слоги под диктовку. Отгадывание загадок. Работа по карточкам в группах. Пальчиковая гимнастика. Работа с пластилином. Работа по карточкам. Письмо под диктовку. Игра. 1ч 8 Точка, точка, запятая (рисование букв по клеточкам; составление, чтение и написание слогов). Закрепить умение рисовать буквы по Работа с предметными картинками. Отгадывание загадок. клеточкам. Отрабатывать умение Работа с подвижной азбукой. Пальчиковая гимнастика. составлять, читать и писать под Физкультминутка. диктовку слоги. 1ч Работа по карточкам. Работа в альбомах. Письмо под диктовку. Игра. 9 Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и запись слов к данным буквам) Закрепить знание изученных букв. Отрабатывать умение узнавать, составлять буквы по контуру, подбирать и записывать слова к данным буквам. Отгадывание загадок. 1ч Работа с предметными картинками. Работа с подвижной азбукой. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Работа по карточкам. Игра. 10- Выезд в городскую 11 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Отгадывание загадок. 1ч «История русской азбуки» 12 Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и запись слов к данным буквам) Закрепить знание изученных букв. Отрабатывать умение узнавать, составлять буквы по контуру, подбирать и записывать слова к данным буквам. Работа с предметными картинками. Работа с подвижной азбукой. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Работа по карточкам. Игра. 13 К тайнам звуков и букв. (Гласные и согласные звуки и буквы) Уточнить знания о гласных и согласных звуках и буквах. Сказочное царство слов (16ч) Работа с подвижной азбукой. Отгадывание загадок. Игра. Работа с пластилином, лека букв. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. 1ч Работа по карточкам, отгадывание звуков в словах, запись этих слов. 14 А что у Вас? (Упражнения в дописывании букв, составлении и написании слогов) Уточнить знания о звуковом составе Работа с иллюстративным материалом. слов, учить дописывать буквы. Работа с подвижной азбукой. 1ч Работа у доски с цветным мелом, дописывание букв. Пальчиковая гимнастика. Игра. Динамическая пауза. Работа по карточкам, дописывание букв, составление и запись слогов. 15- Выезд в городскую 16 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с «осколочной картинкой». 1ч «Слова вокруг нас» 17 Путешествие в город слов. (Упражнения в составлении и написании слов из слогов) Учить составлению слов из слогов. Работа с подвижной азбукой. Работа у доски с цветным мелом. Игра. Пальчиковая гимнастика. Работа в группах, составление слов из слогов по картинкам. Самостоятельная работа в тетради, запись слов. 18 Хитрые превращения. Уточнить представления о звуковом Игра в слова. составе слов, учить составлению (Упражнения в слов, отличающихся одной буквой. составлении и написании слов, отличающихся одной буквой) Работа с иллюстративным материалом. 1ч Работа с подвижной азбукой. Работа у доски, составление слов. Игра. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, составление и запись слов. 19- Выезд в городскую 20 библиотеку «Гавань» .Экскурсия 2ч Работа с подвижной азбукой. 1ч «Где живут важные слова» 21 Чудесные превращения Познакомить с составлением нового слов. Игра в слова. слова, путём добавления буквы к (Упражнения в этому слову. составлении и написании новых слов путём добавления букв) Работа с предметными картинками. Работа у доски, составление слов. Игра. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, составление и запись слов. Самостоятельная работа в тетради. 22 Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв) Уточнить знания о гласных и согласных звуках и буквах, отрабатывать умение составлять слова из данных букв. Отгадывание загадок. 1ч Работа в группах, составление слов из данных букв. Игра. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Самостоятельная работа в тетради, запись составленных слов. 23- Выезд в городскую 24 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с иллюстративным материалом. 1ч «Предметы вокруг нас» 25 Волшебная ручка. Учить написанию слогов, слов под (Упражнения в диктовку. написании слогов, слов под диктовку) Работа с подвижной азбукой. Работа у доски, запись слогов и слов под диктовку. Игра. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Самостоятельная работа в тетради, письмо под диктовку. 26 Выбор друзей в Стране Уточнить знания о словах Слов(Упражнения родственниках, отрабатывать умения в их подборе. в подборе и написании слов-родственников) Отгадывание загадок. Коллективная игра. Пальчиковая гимнастика. Работа в парах, составление слов, подбор словродственников. Работа по карточкам, различение словродственников 1ч 27- Выезд в городскую 28 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч «Словарь в жизни человека» Юный Грамотей (12ч) 29 «Копилка» трудных Уточнить знания о словарных словах, Отгадывание загадок. слов. (Работа со отрабатывать умение правильно их Работа в парах, нахождение словарных слов. словарными словами) записывать. Игра. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. Работа у доски со словариками. Работа по карточкам, 1ч отгадывание и запись словарных слов. Работа в тетради запись словарных слов по картинкам. 30 Умеешь ли ты грамотно писать? (Списывание с рукописного текста предложений, текста) Уточнить знания о письменных буквах, отрабатывать умение списывать с рукописного текста. Работа с иллюстративным материалом. 1ч Коллективная игра, дописывание предложений на карточках. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Самостоятельная работа, списывание с рукописного текста предложений. 31- Выезд в городскую 32 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч « История рукописи» 33 Умеешь ли ты грамотно писать? (Списывание с печатного текста предложений, текста) Уточнить представления о печатных Отгадывание загадок. и письменных буквах, отрабатывать умение списывать с печатного текста. Работа с подвижной азбукой, составление слов и их запись. Работа с «осколочными картинками». Игра. Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, запись слов. Самостоятельная работа в тетради, списывание с печатного 1ч текста. 34 Умеешь ли ты Отрабатывать умение писать под грамотно писать? диктовку. Письмо под диктовку слов, предложений, текста) Работа с иллюстративным материалом. Работа с геометрическими фигурами. Игра. Пальчиковая гимнастика. 1ч 35- Выезд в городскую 36 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с сюжетными картинками. 1ч Работа по карточкам, запись слов под картинками. Самостоятельная работа, письмо под диктовку. «Хочу быть поэтом» 37 В Королевстве ошибок. Отрабатывать умения видеть и (Нахождение ошибок в исправлять ошибки. работе) Работа у доски, нахождение ошибок. Работа в группах, исправление ошибок. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа в тетради, нахождение и исправление ошибок. 38 Мой друг Ввести понятие «орфографический орфографический словарь», учить работе с ним. словарь. (Знакомство и работа со словарём Работа с иллюстративным материалом. 1ч Работа у доски. Игра. Работа с орфографическим словарём. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, нахождение слов в словаре и их запись. 39- Выезд в городскую 40 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч «Истрия создания словаря» В стране сочинителей(8ч) 41 Волшебные Уточнить знания о понятии «текст», Работа с текстом, деление его на предложения. превращения в тексте. отрабатывать умение делить текст на Игра. (Деление текста на предложения и записывать их. предложения) Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, деление текста на предложения. Работа в тетради, запись предложений. 1ч 42 Текст - мозаика « В гости к Весне» (Составление из предложений текста) Познакомить с текстом - мозаикой, учить составлению текста из предложенных предложений. Работа с иллюстративным материалом. Коллективная игра. 1ч Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, составление текста. Работа в тетради, запись предложений. 43- Выезд в городскую 44 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с иллюстративным материалом. 1ч « Страна почемучек» 45 В стране Почемучек. Уточнить написание предложений, (Составление учить написанию предложенийпредложений вопросов вопросов и предложений- ответов. и предложений ответов) Работа с подвижной азбукой. Работа у доски, написание предложений. Работа по карточкам, запись предложений (.), (?). Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради. Игра. Динамическая пауза. 46 Юный писатель. Отрабатывать умение составлять (Составление рассказов рассказ по сюжетной картине. по сюжетной картине) Работа с сюжетными картинками. 1ч Коллективная игра. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Работа по карточкам, составление предложений по образцу. Работа у доски, запись предложений по памяти. Работа в тетради, запись рассказа. 47- Выезд в городскую 48 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч «Писатели и поэты г. Реж» . Загадки в отгадках(20ч) 49 В мире загадки. Уточнить знания о загадках, Работа с загадками - картинками. (Отгадывание загадок, совершенствовать умение отгадывать Отгадывание загадок. подбор нужной отгадки загадки с помощью картинок. с помощью картинки) Работа с карточками, подбор отгадок. 1ч Игра. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, запись загадок и их иллюстрирование. 50 Слова - шарады. (Отгадывание словшарад) Ввести понятие «шарада», познакомить с отгадывание шарад. Работа с иллюстративным материалом. 1ч Работа у доски с шарадами. Работа по карточкам, отгадывание шарад. Игра. Самостоятельная работа, разгадывание шарад, запись1слов. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. 51- Выезд в городскую 52 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с иллюстративным материалом. 1ч «Это загадочный русский язык» 53 Слова - ребусы (Отгадывание словребусов) Ввести понятие «ребус», отрабатывать умение отгадывать ребусы. Работа у доски с шарадами, ребусами. Работа по карточкам, отгадывание ребусов. Игра. Самостоятельная работа, разгадывание шарад, ребусов, запись слов, их иллюстрирование. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. 54 Спрятанные слова. Познакомить с лесенкой слов, (Отгадывание лесенки учить подбирать к ней слова. слов) Отгадывание загадок, шарад, ребусов. Работа с «осколочными 1ч картинками». Работа у доски, дописывание лесенки слов. 55- Выезд в городскую 56 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч Работа с предметными картинками. 1ч Игровое упражнение по карточкам в группах. Самостоятельная работа в тетради, разгадывание лесенки слов. Игра. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. « История сказки» 57 Сказки в кроссвордах. Уточнить представления о кроссвордах, отрабатывать умение (Отгадывание отгадывать кроссворды. кроссворда) Отгадывание загадок. Работа у доски с кроссвордом. Работа по карточкам в группах. Игра. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. 58 В мире загадок. Уточнить и расширить знания о (Отгадывание названия загадках. птиц, грибов по их описанию) Самостоятельная работа, отгадывание кроссворда. Отгадывание загадок. 1 Работа с «осколочными» картинками. Работа по карточкам в группах. Игра. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа, отгадывание загадок, иллюстрирование. 59- Выезд в городскую 60 библиотеку «Гавань» Экскурсия 2ч «Чудеса природы» 61 Игротека: шарады, ребусы. лесенки слов Ввести понятие «шарада», «ребус», Работа с иллюстративным материалом. учить отгадывать их. Познакомить с лесенкой слов, учить подбирать к ней Работа у доски с ребусами. слова Работа по карточкам, отгадывание шарад. Игра. Работа с «осколочными картинками». Работа у доски, дописывание лесенки слов. 1ч Самостоятельная работа, разгадывание шарад, ребусов, запись слов. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. 62 Игротека: Уточнить представления о кроссвордах, отрабатывать умение кроссворды. Игротека: отгадывать кроссворды Уточнить подвижные слова. представления о предложении, учить вставлять подвижные слова в предложения. Работа с предметными картинками. 1ч Работа у доски с кроссвордом. Работа по карточкам в группах. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски Игра. Динамическая пауза. . Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа, отгадывание кроссворда. Экскурсия 63- Выезд в городскую 64 библиотеку «Гавань» «Хочу все знать» 2ч 65- Экскурсия в городской 66 музей. 67- Итоговое занятие 68 «Вспомним все, подведение итогов» Экскурсия 2ч 2ч