Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению Учение с увлечением Легко ли писать без ошибок для 5а, 5б классов на 2023-2024 учебный год, педагог Баянкина Л.Г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
по направлению «Учение с увлечением»
«Легко ли писать без ошибок»
для обучающихся 5 «А» и 5 «Б» классов
(АООП вариант 1)

Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
учитель, высшая к.к.

Реж – 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Легко ли
писать без ошибок?» разработана на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным
планом
общего образования
детей с
умственной отсталостью
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской
области,
реализующего
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Цель – развитие письменной речи обучающихся, поддержка
обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых
результатов, связанных с правописанием.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
- развитие орфографических навыков;
- расширение уже имеющихся знаний о русском языке;
- обогащение словарного запаса;
- развитие речевых умений, творческих способностей обучающихся.
Место курса «Легко ли писать без ошибок?» в учебном плане –
внеурочная деятельность. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и
рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающиеся получат возможность научиться:
 различать,
сравнивать
звуки
русского
языка
(гласные
ударные/безударные,
согласные
твердые/мягкие,
согласные
звонкие/глухие);
 проводить звуковой анализ слов;
 знать произведения фольклора, исторические моменты развития
письма;
 подбирать антонимы, синонимы к словам, различать многозначность в
словах;
 участвовать в словотворчестве;
 применять правила написания Ь, заглавной буквы, гласных после
шипящих, переноса слова;
 развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
 развивать умение адекватно воспринимать причину своего
успеха/неуспеха;
2

 решать проблемы творческого характера;
 выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
 умению анализировать, классифицировать, обобщать;
 умению договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема
В мире безмолвия и
неведомых звуков.
Звуки.

Фонема. Поется – не
поется?
Тайны фонемы.
Можно ли писать
без букв?
Экскурсия в
прошлое. Буквы
потерянные и
редкие.
Словесные
раскопки.

Увлекательное
около нас.

Можно ли сломать
язык.

Содержание
1 раздел: Фонетика.
Речевой слух. Умение различать звук и
букву. Важность звуковой
произносительной стороны в создании
выразительности, эмоциональности речи.
Игровые упражнения и решение
занимательных задач.
Рассказ «Как рождаются звуки».
Гласные. Игра «Звуки вокруг». О
воображении. Стихотворение Б.Заходер
«Моя Вообразилия».
Согласные и гласные. Игротека.
Экскурс в историю. Узелковое,
пиктографическое, идеографическое
письмо, иероглифы, клинопись.
Занимательная игра «Шифровальщики».
Различные виды письма. Буквенное
письмо. Создание славянской азбуки.
Сообщения об отдельных буквах.
2 раздел: Лексика.
Развитие и обогащение языка – процесс
непрерывный. «Раскопки» слов, их
происхождение, история слов. Наука
этимология. Игра «Почему мы так
называемся».
Рассказ об истории названий
географических названий: городов, рек,
озер, улиц и площадей. Развитие речевых
умений. Беседа о главных функциях
языка. Вводится понятие «система
номинации». Работа с этимологическими
и историческими словарями.
Словари. Энциклопедические и
лингвистические словари. Знакомство и
практическая работа с разными видами
словарей. Тематическое занятие,
посвященное В.И. Далю «Собирал
человек слова».
3

Виды деятельности,
формы работы
Различение понятий:
звук и буква.
Различение звуков
гласных и согласных.
Знакомство с разными
видами письма.
Представление о
создании славянской
азбуки.

Работа со словарями.
Определение
происхождения и
значения слов, с
помощью словаря.
Представление о
многозначности
слова.
Определение и подбор
синонимов и
антонимов (без
определения).
Определение значения
пословиц и поговорок.

Об одном и том же –
разными словами. О
словах разных,
одинаковых, но
разных.
«Тезки наоборот».

В царстве смыслов
много дорог.

Не в бровь, а в глаз.

Орфография в
загадках.
Главная заглавная.
Тайна имени.
Смягчаю –
разделяю.
Строчки и слова.
Пишем без ошибок.

Разговор о словарном запасе человека.
Оттенки синонимов смысловые,
эмоциональные. Важность правильности
отбора слов в возможности создать яркие
образные картины. Практическая работа
со словарем синонимов.
Продолжение разговора о словарном
запасе человека. Многообразие
антонимов. Решение занимательных
лингвистических заданий. Работа с
пословицами и поговорками. Работа со
«Словарем антонимов русского языка».
Рассказ о свойстве « многозначность
слова», о строении словарной статьи
толкового словаря. Работа с толковыми
словарями. Игра «Прямое и переносное
значение слов».
Выразительность русского языка.
Пословицы и поговорки – подлинная
сокровищница народной мудрости.
Лингвистические конкурсы.
3 раздел: Орфография.
Правила правописания гласных после
шипящих.
Правила правописания заглавной буквы.
Знакомство с наукой «ономастика»,
с традиционными кличками животных
на Руси.
Правила разделительного и смягчающего
мягкого знака.
Правило переноса слов.
Умение найти ошибки в выполненном
задании.

Упражнение в
написании гласных
после шипящих,
разделительного и
смягчающего мягкого
знака.
Употребление имён
собственных.
Применение правила
переноса слов.

Календарно-тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема занятия, раздела

Фонетика
В мире безмолвия и неведомых звуков.
Звуки.
Фонема.
Поется – не поется.
Тайны фонемы.
Согласные и гласные.
Можно ли писать без букв? Иероглифы, клинопись.
4

Количе
ство
часов
10
1
1
1
1
1
1
1

Дата

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Буквы потерянные и редкие.
Создание славянской азбуки.
Викторина «Весёлая и занимательная фонетика».
Лексика
Словесные раскопки.
Увлекательное около нас.
Можно ли сломать язык.
Энциклопедические и лингвистические словари.
Об одном и том же – разными словами.
О словах разных, одинаковых, но разных.
«Тезки наоборот».
В царстве смыслов много дорог.
Не в бровь, а в глаз.
Занимательная лексика (оформление альбома).
Орфография
Орфография в загадках.
Правила правописания чу-щу, ча-ща.
Правила жи-ши
Главная заглавная.
Правописание имен собственных.
Тайна имени.
Клички животных.
Смягчаю – разделяю.
Разделительный и смягчающий мягкий знак.
Строчки и слова.
Правило переноса слов.
Пишем без ошибок.
Найди ошибки.
Обобщающее занятие. Игра «Умники и умницы».

5

1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лист согласования изменений
Дата
внесения
изменений

Содержание изменений

Место внесения
изменений

6

Подпись
ответствен
ного лица


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».