Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету история Отечества для обучающихся 7А и 7Б класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Галина Александровна Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2023год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - ФАООП приказ №1026 от 24.11.2022года - АООП «Центра «Дар»; - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г: - Истории Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 223с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета "История Отечества": формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023 идет дифференциация обучающихся на группы Класс 6а 6б Достаточный уровень Рукавишникова Каролина Елсукова Анастасия Сергеев Никита Шабурова Валерия Овчинникова Мария Николаев Максим Шатохина Анна Ржанникова Ульяна Гарипова Светлана Минимальный уровень Ниже минимального Назаров Матвей Новопашина Екатерина Першин Кирилл Планируемые результаты Предметные планируемые результаты Уровень выше достаточного Достаточный уровень знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий Минимальный уровень знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; Уровень ниже минимального отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду"; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени"; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника. сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. Личностные планируемые результаты Уровень выше достаточного Достаточный уровень проводить сравнения, находить признаки сходства и различия; уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради; уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике; уметь объяснять значение новых понятий и слов; уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями; уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. Минимальный уровень уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий Уровень ниже минимального Повторять ответы за учителем или обучающимися Календарно-тематическое планирование Тема Повторение. История – наука о прошлом. Лента времени. Практическая работа: Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России. Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом. Практическая работа: Происхождение славян. Три ветви славян. В каких местах селились славяне. Практическая работа : Славяне и соседние народы. Облик славян и черты их характера. Практическая работа: торговый пусть Из варяг в греки Занятие восточных славян. Организация жизни славян. Экскурсия: Современные занятия людей. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян Языческие традиции восточных славян. Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований» Как возникло древнерусское государство. О чем рассказывает древняя летопись. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Контрольная работа: Древняя Русь. Князь Олег (882 - 912). Правление Олега в Киевской Руси. Практическая работа: расселение восточных славян на карте. Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. Как княгиня Ольга отомстила древлянам Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. Практическая работа: Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь» Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) Контрольная работа: Крещение Киевской Руси. Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 1125). Обобщающий урок по изученным темам. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. Практическая работа: распад Руси на отдельные княжества. Новгородская республика. Господин великий Новгород Практическая работа с картой: Занятие и торговые пути новгородцев. Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157). История возникновения Москвы. Культура Руси в X – XIII вв Экскурсия: архитектура 20-21 века. Повторение по изученной теме. Практическая работа: Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия. Практическая работа: битва на реке Калке Нашествие монголов на Русь Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Практическая Работа : Походы Батыя на южнорусские земли. Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263). Практическая работа: ледовое побоище. Власть Золотой Орды над русскими князьями. Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII - XIVвв. Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. Изменения в Золотой Орде. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1389) Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти: «Герои ВОВ» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды. Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533- 1584). Практическая работа: реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами. Опричнина. Покорение Сибири. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина Минин и Пожарский: за веру и Отечество. Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645- 1676). Укрепление южных границ России. О казаках Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. Обобщающий урок Тема, раздел Древняя Русь. (11ч) 1.Повторение. История – наука о прошлом. Лента времени. 2.Практическая работа: Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Виды деятельности, формы работы Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их Минимальный уровень Достаточный уровень Ниже минимального Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной (по вопросам учителя) Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп, с Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов. Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной (по вопросам учителя) Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп, с 3. Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом. 4. Практическая работа: Происхождение славян. Три ветви славян. В каких местах селились славяне 5. Практическая работа: Славяне и соседние народы. 6. Облик славян и черты их характера. 7. Практическая работа: торговый пусть Из варяг в греки 8. Занятие восточных славян. Организация жизни славян. 9. Экскурсия: Современные занятия людей. 10. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян Языческие традиции восточных славян опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева и Новгорода. Истоки славянского язычества. помощью учителя. работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью под руководством учителя соседской общиной. Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп. Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя помощью учителя. работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью. С максимальной помощью учителя 11. Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований» Древнерусское государство Киевская Русь. (12ч) 1. Как возникло древнерусское государство. 2. О чем рассказывает древняя летопись. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. 3. Контрольная работа: Древняя Русь. 4. Князь Олег (882 912). Правление Олега в Киевской Руси. 5. Практическая работа: расселение восточных славян на карте. 6. Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. работать с контурной картой, соотносить век с датой с помощью учителя. описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь по вопросам учителя. Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь работать с контурной картой, соотносить век с датой с помощью учителя. описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь по вопросам учителя. С максимальной помощью учителя 7. Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. 8. Как княгиня Ольга отомстила древлянам 9. Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. 10. Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. 11. Практическая работа: Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. 12. Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь» Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (17ч). 1. Сыновья князя Святослава. 2. Возвращение Владимира на Русь. 3. Князь Владимир Красное Солнышко. 4. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства 5. Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской 6. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) 7. Контрольная работа: Крещение Киевской Руси. 8. Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 - 1125). 9. Обобщающий урок по изученным темам. Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение РостовоСуздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси с помощью учителя. Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства по вопросам учителя. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в с помощью учителя. Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости. Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси. Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства. Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха. Называть сословия людей по описанию рода их занятий. Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси с помощью учителя. Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства по вопросам учителя. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в. С максимальной помощью учителя 10. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 11. Практическая работа: распад Руси на отдельные княжества. 12. Новгородская республика. Господин великий Новгород 13. Практическая работа с картой: Занятие и торговые пути новгородцев. 14. Ростово Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157). 15. История возникновения Москвы. Культура Руси в X – XIII вв 16. Экскурсия: архитектура 20-21 века. 17. Повторение по изученной теме. Русь в борьбе с завоевателями (17ч). 1. Практическая работа: Образование монгольского государства. 2. Чингисхан и его армия. 3. Практическая работа: битва на реке Калке 4. Нашествие княжеств Руси в XII (12) в. Знать дату основания Москвы Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия знать причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, знать причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, монголов на Русь 5. Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска 6. Практическая работа: Походы Батыя на южнорусские земли. 7. Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263). 8. Практическая работа: ледовое побоище. 9. Власть Золотой Орды над русскими князьями. 10. Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII - XIVвв. 11. Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями. 12. Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. 13. Изменения в Золотой Орде. 14. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 1389) Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. 15. Экскурсия на площадь ДК Горизонт к войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель СевероВосточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве по вопросам учителя. Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов. Уметь показывать границы княжеств СевероВосточной Руси, названия городов,. Уметь описывать события на Куликовом поле по опорным карточкам. рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве. Уметь соотносить даты с историческими событиями. Знать причины покорения Руси Золотой Ордой. Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов Знать границы княжеств СевероВосточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать на контурной карте. Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества. Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало ее распаду. Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой. Уметь описывать события на Куликовом поле рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве по вопросам учителя. Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов. Уметь показывать границы княжеств СевероВосточной Руси, названия городов,. Уметь описывать события на Куликовом поле по опорным карточкам. С максимальной помощью учителя стене Памяти: «Герои ВОВ» 16. Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. 17. Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды. Единое Московское государство (11ч) 1. Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (15331584). 2. Практическая работа: реформы Избранной рады. 3. Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами. 4. Опричнина. Покорение Сибири. 5. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. 6. Лжедмитрий II. Семибоярщина. 7. Минин и Пожарский: за веру и Отечество. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Земский Уметь работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью с помощью учителя. Уметь по карточкам и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера по вопросам учителя. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного с помощью учителя. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Уметь по вопросам учителя устанавливать прямые и обратные связи между Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью. Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера. Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного. Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии) Знать причины возникновения Уметь работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью с помощью учителя. Уметь по карточкам и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера по вопросам учителя. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного с помощью учителя. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Уметь по вопросам учителя устанавливать прямые и обратные связи между 8. Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645- 1676). 9. Укрепление южных границ России. О казаках 10. Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. 11. Обобщающий урок. собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. датами и событиями. Уметь излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам, с помощью учителя. смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени. Знать даты исторических событий. Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями. Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам датами и событиями. Уметь излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. С максимальной помощью учителя