Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по психологии «Сенсорное развитие» для класса ТМНР Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 I Пояснительная записка Рабочая программа по психологии «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения - Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Задачи обучения: — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — развитие слухоголосовых координаций; — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; — исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; — формирование точности и целенаправленности движений и действий. На изучение коррекционного курса «Сенсорное развитие» по учебному плану в классе ТМНР отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы Зрительное восприятие Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Слуховое восприятие Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Кинестетическое восприятие Восприятие запаха Восприятие вкуса Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Краткая характеристика контингента обучающихся ТМНР класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Планируемые результаты освоения программы обучающимися Предметные планируемые результаты Достаточный уровень - Будет возможность научиться Узнавание (различение) цвета объектов Минимальный уровень - Будет возможность научиться 1. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на Фиксация взгляда на объектах задание); Соотнесение звука с его источником. Нахождение умение выполнять инструкции педагога; одинаковых по звучанию объектов. использование по назначению учебных материалов; Адекватная реакция на соприкосновение с материалами умение выполнять действия по образцу и по Различение материалов на ощупь. Узнавание (различение) объектов по запаху Узнавание (различение) продуктов по основных вкусовых качеств продуктов вкусу, подражанию. 2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца с заданными качественными параметрами. знание Личностные результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться Социально-эмоциональное участие в процессе общения и Социально-эмоциональное участие в процессе общения совместной деятельности; и совместной деятельности; Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и Сможет взаимодействовать с взрослыми и сверстниками сверстниками Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Тема 1. ПТБ на уроках. Обследование уровня сформированности сенсорных процессов у учащихся. 2. ПТБ на уроках. Обследование уровня сформированности сенсорных процессов у учащихся. 3. Вводное занятие «Моиорганы чувств». 4. Фиксация взгляда на лицечеловека. 5. Фиксация взгляда на неподвижном светящемсяпредмете. 6. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня Календарно — тематическое планирование — 34 ч Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 Дата глаз). 7. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка (справа, слева от ребенка). 8. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, повертикали). 9. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу, вперед/назад). 10. Гигиена зрения. Зрительная гимнастика. Посмотри на меня. 11. Мир звуков: речевые звуки и не речевые (окружающие звуки, звучание различных предметов). 1 1 1 1 1 одинаковых по звучанию объектов. 13. Ознакомление со звуками неживой природы 14. Соотнесение звука с его источником (звук неживой природы) 1 15. Ознакомление природы. звуками живой 1 16. Соотнесение звука с его источником (звук живой природы) 17. Различие звуков живой и неживой природы 18. Изучение звуков музыкальных инструментов. 19. Формирование адекватной эмоционально- двигательной реакции на прикосновения человека. 1 20. Реакция материалами 21. Реакция 12. Нахождение со 1 1 1 1 1 на соприкосновение с 1 на соприкосновение с 1 материалами 22. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный теплый). 23. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре (гладкий, шероховатый). 24. Реакция на соприкосновение с материалами, различнымипо вязкости (жидкий, густой, сыпучий). 25. Развитие адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов 26. Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела. 27. Формирование адекватной реакции на положение тела 28. Формирование адекватной реакции на изменение положения тела. 29. Формирование адекватной реакции на положение частей тела. 30. Движения и позы верхних и нижних конечностей (по инструкции) 31. Знакомство с внешними признаками органа обоняния (нос) и его функциональными возможностями; Формирование адекватно реакции на запахи 32. Знакомство с внешними признаками органа вкуса(язык) и его функциональнымивозможностями 33. Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) 34. Различение и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Тематика 1-2 ПТБ на уроках. Обследование уровня сформированности сенсорных процессов у учащихся. Вводное занятие «Мои органы чувств». 3 4 Фиксация взгляда на лице человека. 5 Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. 6 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка (справа, слева от ребенка). 7 8 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом Основные виды учебной деятельности обучающихся Коррекционно-развивающая деятельность Содержание работы Наглядный материал и оборудование Диагностические упражнения. Индивидуальная карта ученика. Коррекционные упражнения направленные на фиксацию взгляда на лице человека. Игра «Посмотри на меня». Коррекционные упражнения направленные на пламя электронной свечи, светящиеся игрушки. Игра «Весёлые фонарики». Коррекционные упражнения направленные на фиксацию взгляда на неподвижном предмете «Задержи взгляд». Коррекционные упражнения направленные на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка справа, слева от ребенка. Коррекционные упражнения направленные на прослеживание взглядом за Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Формирование умений фиксировать взгляд. Формирование умений фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете, Формирование умений фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз. Формирование умений фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка справа, слева от ребенка. Формирование умений прослеживания взглядом за движущимся близко Фонарик, пламя электронной свечи, светящиеся игрушки. Игрушки Игрушки (по горизонтали, по вертикали). 9 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу, вперед/назад). 10 Гигиена зрения. Зрительная гимнастика. Посмотри на меня. 11 Мир звуков: речевые звуки и не речевые (окружающие звуки, звучание различных предметов). 12 Нахождение движущимся близко расположенным предметом по горизонтали, по вертикали. Коррекционные упражнения направленные на Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу, вперед, назад. Профилактика и коррекция зрения Игры: «Определи, что слышится»; «Что слышно?». Дидактическая игра «Найди расположенным предметом по горизонтали, по вертикали. Формирование умений прослеживания взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу, вперед и назад Комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения Формирование представлений о звуках Формирование представлений о Игрушки Презентация Игрушки и предметысо звуковыми эффектами. Различные звуки: переливающейся воды из стакана встакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной;разрезание бумагиножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка,звонка будильника и др. Колокольчик, одинаковых по звучанию объектов. Ознакомление со звуками неживой природы такой же звук». звуках. Игры: «Тихо и громко», «Бей в барабан». Формирование представлений о звуках неживой природы. Выделение и различениезвуков неживой природы с окружающей среды Колокольчик, свисток, погремушка, бубен и др. пение птиц, мурлыканиекошки и др. Соотнесение звука с его источником(звук неживой природы) Ознакомление со звуками живой природы Игра: «Что слышно?». Погремушка, плачкуклы и др. 16 Соотнесение звука с его источником(звук живой природы) Игры: «Определи, что слышится»; «Что слышно?». Развитие умений соотносить звуки неживой природы с их источником Развитие умений соотносить звуки неживой природы с их источником. Выделение и различениезвуков живой природы с окружающей среды. Развитие умений соотносить звуки живой природы с их источником. 17 Различие звуков живой и неживой природы Игра: «Кто стучит» Развитие умений различать звуки неживой и живой природы с их источником. Презентация звуков 13 14 15 Дидактическая игра «Угадай по голосу». свисток, погремушка, бубен и др. Презентация. Различные звуки: переливающейся водыиз стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. 18 Изучение звуков музыкальных инструментов. Дидактические игры для развития слухового восприятия «Различай веселую и грустную музыку» «Тихо и громко» - ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки. Педагог должен выявить, какие прикосновения Приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Игры: «Обезьянки», «Кто быстрее». Работа на бизибордах. 19 Формирование адекватной эмоциональнодвигательной реакции на прикосновения человека. 20 Реакция на соприкосновение с материалами 21 Реакция на соприкосновение с материалами Игры с клейстером и водой. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный теплый). Дидактическая игра «Зимушка - зима». 22 Формирование представлений о звуках музыкальных инструментах Музыкальные инструменты Развивать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека Дерево, металл, пластмасса, бумага идр. Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, и др.). Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами (клейстер, вода и др.). Клейстер, вода и др. Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами различными по температуре (холодный теплый). Тактильные дощечки. Лёд, чай. Интерактивная игра «Холодное-горячее». (http://www.igraemsa.кг) 23 24 25 Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре (гладкий, шероховатый). Реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Развитие адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов 26 Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела. 27 Формирование адекватной реакции на положение тела Игры в сенсорной комнате. Работа с использованием материалов различных по вязкости Работа с использованием вибрирующих игрушек, массажеров без звука. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени. Рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям (мячи с разными поверхностями, массажеры и др.). Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами различными по фактуре (гладкий, шероховатый). Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Формирование положительной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Развивать адекватную реакцию на давление на поверхность тела. Ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) Игры с водой и крупой «Зёрнышко кзёрнышку». Вибромассажёр. 28 Формирование адекватной реакции на изменение положения тела. Адекватная реакция на изменение положения тела. 29 Формирование адекватной реакции на положение частей тела. Адекватная реакция на положение частей тела. 30 Движения и позы верхних и нижних конечностей (по инструкции делать простейшие обобщения. Выполнение движений, указанных на карточках «Сделай по рисунку». самостоятельно или с помощью взрослого. Данное положение тела он удерживает в течение нескольких минут для того, чтобы у него была возможность «прислушаться» к своим ощущениям. Чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе. Для этого используют качели, вращающееся кресло и т.п. Учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Формирование ощущений от различных движений и поз верхних и нижних конечностей. Качели, вращающеесякресло Презентации движений поз. 31 32 33 34 Знакомство с внешними «Определи предмет по признаками органа запаху». обоняния (нос) и его Игры: «Узнай по запаху» , функциональными «Вспомни, как они пахнут», возможностями; «Коробочки с запахами», Формирование адекватно «Ароматная радость». реакции на запахи Знакомство с внешними Дидактическая игра «Угадай признаками органа вкуса по вкусу» (язык) и его функциональными возможностями Ознакомление с основными Дидактические игры для видами вкусовых качеств развития восприятия вкуса продуктов (горький, «Определи на вкус» сладкий, кислый, соленый) Различение и определение Дидактические игры для продуктов по вкусовым развития восприятия вкуса качествам (горький, сладкий, «Определи на вкус» кислый) Восприятие особых свойств предметов Развитие осведомленности оразличных запахах; Формирование умений различать простые запахи Презентация Ванилин, сахарная пудра, кофе, лекарство, апельсин, свежий огурец, лук, сосновая шишка, корица, гвоздика, мускатный орех, роза, земляника; Формирование умений различать простые вкусовые ощущения. Формирование умений различать виды вкусовых качеств продуктов; Вербализация собственных вкусовых предпочтений Развитие осведомленности о различных вкусах продуктов Формирование умений различать и определять продукты по вкусовым качествам. Развитие осведомленности о различных вкусах продуктов; Вербализация собственных вкусовых предпочтений Перец горький и сладкий, огурец соленый, апельсин. Набор продуктов