Рабочая программа коррекционного курса Ритмика для детей 9в класса с УО вариант 2 на 2023-2024 уч года Потапова С.В

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____20__г

Рабочая программа по ритмике
для обучающихся 9В класса

Составитель: Потапова С.В.
Реж — 2023 – 2024 уч.год

Пояснительная записка
Ритмика (34 часа)
I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО
«Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель. Создание условий для коррекции недостатков психического и физического развития средствами музыкально -ритмической
деятельности.
Задачи.
1) Образовательные:
- освоение с простых танцевальных элементов и терминов;
- изучение различных игр и упражнений;
- знакомство с видами танцев:
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие умений: слушать музыку, способности переживать содержание музыкального образа, выполнять под музыку разнообразные
движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;
- развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем;
- развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений;
- развитие у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координ ацию
движений рук;
- оказание коррекционного воздействия на физическое развитие, создание благоприятной основы для совершенствования таких
психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
- развитие дыхательного аппарата и речевой моторики:

3) Воспитательные:
- воспитание интереса к творческой самореализации;
-воспитание умения работать в парах, в командах;
-воспитание нравственных качеств (любовь к окружающим, патриотизм, умение сопереживать)
Краткая характеристика предмета:
Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности
(дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку,
выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простей ших музыкальных инструментах.
Срок реализации программы - 1 год.
1. Общая характеристика учебного предмета
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными
направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между
предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения
ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с
тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость,
отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид
деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность
переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу
для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее
ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание
условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и
воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные
построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий,
дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.
Рабочая программа по ритмике состоит из следующих разделов:
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве
2.
Ритмико-гимнастические упражнения
3.
Игры под музыку
4.
Танцевальные упражнения
Раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.
Правильное исходное положение.
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.
Построение в круг из шеренги, цепочки.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения»
Основное содержание этого раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков.
Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках,
чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Общеразвивающие упражнения.
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть предметы перед собой и сбоку).
Приседание с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч ).
Сгибание и разгибание ноги в подьеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги
на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений.

Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой, правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.д.
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц
Подняв руки в сторону и слегка наклонившись вперед, по сигналу уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья
свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в
нормальное положение.
Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Раздел «Игры под музыку»
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ.
После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно
вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок.
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,
низкий).
Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий
танцевальный бег сменяется стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.).
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение
транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами.
Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел «Танцевальные упражнения»
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся
знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.
Исполнение танцев разных народов приобщает обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны
особенности танцев разных национальностей.

Знакомство с танцевальными движениями.
Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах.
Подпрыгивание на двух ногах.
Прямой галоп.
Маховые движения рук.
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

2. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ритмика» относится к коррекционным занятиям. Согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных
занятий, рассчитан на 1 час в неделю (34 недели)
3. Содержание учебного предмета.
Упражнения на ориентировку в пространстве – 11 часов.
1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
2. Построение в шахматном порядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических
кругов в звездочки и карусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмико-гимнастические упражнения
1. Общеразвивающие упражнения.
- Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам.

- Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, р езкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
- Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
- Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения,
ходьба на внутренних краях стоп.
- Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений.
- Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
- Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
- Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
- Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками,
бубном, барабаном).
3. Упражнение на расслабление мышц.
- Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой
(«петрушка»).
- С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам
(имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Игры под музыку – 13 часов.
1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в
музыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных
танцевальных композиций.
5. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения – 10 часов.
1. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
2. Упражнения на различение элементов народных танцев.
3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий б ег.
4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.
5. Разучивание народных танцев.
Танцы и пляски

Круговой галоп. Венгерская народная мелодия
Кадриль. Русская народная мелодия
Бульба. Белорусская народная мелодия
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра
Грузинский танец «Лезгинка»
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
учащиеся должны знать/понимать:
- смысл основных теоретических понятий;
учащиеся должны уметь:
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
5. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Для оценки исходного уровня развития физической подготовленности ребёнка в начале учебного года (сентябрь) проводится
тестирование по ниже представленным контрольным заданиям. В конце учебного года (апрель) проводится повторное тестирование для
определения динамики развития двигательных способностей занимающихся по тем же тестам. Контрольные упражнения и критерии
оценивания физической подготовленности учащихся.
Оценка по предмету «Ритмика» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития
обучающихся, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных
знаний о музыке.
Поводом для отрицательной оценки действий обучающихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальноритмическим занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность танцевальных движений, нарушение координации между слухом
и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

6. Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13
14

Кол-во часов
I четверть 8 часов
Вводный. Техника безопасности на занятии
1
«Ритмика». Тестовые мероприятия.
Перестроение из колонны по одному в колонну по
2
четыре.
Упражнения на различение элементов народных
2
танцев.
Перестроение из нескольких колонн в несколько
2
кругов, сужение и расширение их.
Действия с воображаемыми предметами.
1
IIчетверть 8 часов
Построение в шахматном порядке.
2
Шаг кадрили: три простых шага и один
2
скользящий, носок ноги вытянут.
Шаг кадрили. Пружинящий бег.
2
Игровые задания под музыку. Упражнения с
2
лентами.
IIIчетверть 10 часов
Упражнения с гимнастическими палками.
1
Упражнения на расслабление.
Перестроение из простых и концентрических
2
кругов в звездочки и карусели.
Игры с пением, речевым сопровождением.
2
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Движения парами: боковой галоп, поскоки.
2
Выполнение упражнений под музыку с
2
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа
движений.

Дата

Примечания

Круговой галоп. Венгерская народная
мелодия.

Поскоки
с
продвижением
назад
(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей
ступне и на полупальцах. Кадриль.

Бульба. Белорусская народная мелодия.

15

16
17

18
19
20

Самостоятельное
составление
ритмических рисунков.

простых

1

IVчетверть 8 часов
Ходьба по центру зала, умение намечать
1
диагональные линии из угла в угол.
Сохранение правильной дистанции во всех видах
2
построений с использованием лент, обручей,
скакалок.
Игры с пением, речевым сопровождением.
2
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Упражнения на различение элементов народных
2
танцев.
Игры с речевым сопровождением. Тестовые
1
мероприятия.

Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.

7. Описание учебно- методического материально- технического обеспечения образовательного прцесса

Программно-методическое обеспечение:
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
4.
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.
5.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор,
1991.
6.
Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением
интеллекта. – М.: Изд-во «Гном» и Д, 2007
7.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук,
профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Ритмика» А.А. Айдарбекова.
8.
Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2000.
9.
Фиш Э., РудневаС. Музыкальное движение. – Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.

10. Школа танцев для детей. Под ред. Савчук О. – Санкт-Петербург: «Ленинградское издательство», 2010.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря
соответствуют возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в
процессе занятий.
Технические средства:
Музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
стенка гимнастическая; скамейки гимнастические; перекладина навесная; маты гимнастические; мячи набивные (1 кг); скакалки
гимнастические; мячи малые (резиновые, теннисные); палки гимнастические; обручи гимнастические; ленты атласные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».