рабочая программа по русскому языку для 7 классов на 2023-2024уч.г. педагог Смирнова О.Г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по русскому языку
для обучающихся 7 «А», 7 «Б» классов
(АООП вариант 1)

Составитель: Смирнова О.Г.
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2023год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании» №273-ф от 29.12.2012;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – ФАООП УО, утвержденная приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. №1026, адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом
общего образования детей с умственной отсталостью Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного
учреждения.
Рабочая
программа
ориентирована
на
учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 4-е
издание. – М.; «Просвещение», 2021. – 256 с.
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет
своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию
недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136
часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный, минимальный, ниже минимального. На основании
заседания ППК №219 от 09.08.2023г. обучающихся можно разделить на две
группы. В первую группу (достаточный уровень) входят обучающиеся:
7 «А» класс: Руковишникова Каролина, Елсукова Анастасия, Сергеев
Никита, Шабурова Валерия.
7 «Б» класс: Ржанникова Ульяна, Николаев Максим, Шатохина Анна,
Гарипова.
Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся:
7 «А» класс: Назаров Матвей, Новопашина Екатерина.
7 «Б» класс: Овчинникова Мария, Першин Кирилл

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

Писать под диктовку текст, применять
правила правописания слов;
Разбирать
слова
по
составу,
образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов;
Различать части речи;
Образовывать одну часть речи от
другой и правильно употреблять их в
речи;
Определять изученные грамматические
признаки частей речи с опорой на
таблицу;
Строить простое распространённое
предложение,
предложение
с
однородными
членами,
сложное
предложение;
Писать изложение по данному плану с
предварительной
обработкой
лексического материала;
Пользоваться
школьным
орфографическим словарем.

Обозначать на письме
звуки буквами;
Дифференцировать звуки
гласные и согласные,
звонкие и глухие;
Образовывать слова с
помощью приставок и
суффиксов;
Распределять слова по
частям речи по вопросу и
значению (с помощью
учителя);
Составлять предложения
на заданную тему;
Участвовать
в
составлении
рассказов,
обсуждении темы текста.

Уровень ниже
минимального
Знать названия
букв,
обозначать их
на письме.
Списывать с
письменного
или печатного
текста.
Повторять за
учителем
предложения
на заданную
тему.

Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Проговаривать последовательность
действий на уроке
Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами
социального взаимодействия;
владеть элементами оценки и
самооценки;
сформированность навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
умение строить сообщения в устной
форме;
самостоятельно видеть и исправлять
ошибки;
понимание учебной задачи,
поставленной учителем, и
способность выполнять

Минимальный уровень
Владение элементами
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, алгоритмов,
схем);
Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды
заданий;
Строить сообщения
(ответы), предложения с
помощью учителя.
Адекватно реагировать на
оценку учебных действий.

Уровень ниже
минимального
Повторять
ответы за
учителем или
одноклассника
ми. Работать по
шаблонам,
образцу,
алгоритму с
помощью
учителя.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
Тема
1.Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
2. Разделительные мягкий и твёрдый знаки в словах.
3. Правописание безударных гласных в словах.
4. Правописание звонких и глухих согласных в словах.
5. Правописание гласных и согласных в разных частях слова.
6. Вводная контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
7. Закрепление по теме «Правописание гласных и согласных»
8. Предложения нераспространённые и распространённые.
9. Однородные члены предложения.
10. Распространение предложений однородными членами.
11. Составление предложений с однородными членами.
12. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами
13. Изложение с элементами описания предмета*
14. Обращение. Его место в предложении.
15. Употребление обращения в диалоге.
16. Закрепление знаний по теме «Предложение».
17. Проверочный диктант по теме «Предложение».
18. Корень. Однокоренные слова.
19. Приставка.
20. Суффикс.
21. Окончание.
22. Безударные гласные в корне.
23. Звонкие и глухие согласные в корне.
24. Правописание гласных и согласных в корне.
25. Гласные и согласные в приставках.
26. Разделительный твёрдый знак после приставок.
27. Составление объяснительной записки.
28. Правописания в корне и приставке.
29. Контрольная работа по теме «Состав слова».
30. Закрепление. Состав слова
31. Сложные слова.
32. Правописание сложных слов.
33. Образование сложных слов.
34. Закрепление знаний по теме «Состав слова».
35. Свободный диктант по тексту *
(В родном краю)
36. Различение частей речи.
37. Образование одних частей речи от других.
38. Имя существительное. Значение в речи.
39. Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
40. Род и число существительных
41. Различение существительных мужского и женского рода с
шипящей на конце.
42. Правописание существительных с шипящей на конце.
43. Склонение существительных в единственном числе.
Существительные 1-го склонения.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

44. Определение склонения существительных по начальной
форме.
45. Существительные 2-го склонения.
46. Существительные 3-го склонения.
47. Различение существительных 1, 2, 3-го склонения.
48. Изложение повествовательного текста с предварительным
анализом* (Сказки Андерсена)
49. Ударные и безударные окончания существительных1-го
склонения.
50. Замена существительных с ударным окончанием
существительными с безударным окончанием.
51. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1-го склонения.
52. Ударные и безударные окончания существительных 2-го
склонения.
53. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения.
54. Ударные и безударные окончания существительных3-го
склонения.
55. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения.
56. Установление последовательности фактов в тексте.
57. Склонение существительных в единственном числе.
58. Контрольная работа за IIч по теме «Имя существительное»
59.Закрепление «Имя существительное»
60. Обучение написанию заявления.
61. Имя прилагательное. Значение в речи.
62. Описание предмета и его частей.
63. Использование прилагательных для сравнения предметов
64. Изложение текста описательного характера *
(В лесу)
65. Словосочетания с прилагательными.
66. Согласование прилагательного с существительным в роде и
числе.
67. Различение окончаний прилагательных в единственном и
множественном числе.
68. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
69. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
70. Правописание падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода
71. Склонение прилагательных женского рода.
72. Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах.
73. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
74. Правописание падежных окончаний прилагательных
женского рода.
75. Сочинение на материале уроков чтения * («Дети
подземелья»)
76. Правописание падежных окончаний прилагательных в

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

единственном числе.
77. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».
78. Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное».
79. Глагол. Значение в речи.
80. Использование глаголов для сравнения предметов.
81. Различение глаголов по временам.
82. Изменение глаголов по временам.
83. Различение глаголов по числам.
84. Изменение глаголов по числам.
85. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
86. Окончания глаголов прошедшего времени.
87. Время и число глаголов.
88. Составной план текста.
89. Продолжение рассказа по данному началу*
(Сапог)
90. Неопределённая форма глагола.
91. Правописание глаголов в неопределённой форме.
92. Постановка глаголов в неопределённую форму.
93. Использование частицы «не» в значении отрицания.
94. Наблюдение за правописанием частицы «не» с глаголами.
95. Правописание частицы «не» с глаголами.
96. Глагол. Закрепление знаний.
97. Контрольная работа за IIIч по теме «Глагол».
98. Повторение по теме «Глагол»
99. Экскурсия «Природа родного края. Родники»
100. Сочинение по картине бытового жанра*
101. Местоимение. Личные местоимения.
102. Значение местоимений в речи.
103. Лицо и число местоимений. Местоимения 1-го лица.
104. Местоимения 2-го лица.
105. Местоимения 3-го лица.
106. Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по родам.
107. Различение местоимений по лицам и числам.
108. Личные местоимения. Закрепление знаний.
109. Закрепление знаний по теме «Местоимение».
110. Самостоятельная работа по теме «Местоимение».
111. Части речи. Закрепление знаний.
112. Простое предложение с однородными членами.
113. Однородные члены предложения с союзами а, но.
114. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
115. Обращение.
116. Знаки препинания при обращении.
117. Простое предложение. Закрепление знаний.
118. Сочинение по картине с изображением пейзажа*
119. Сложное предложение.
120. Знаки препинания в сложном предложении.
121. Составление сложных предложений.
122. Простое и сложное предложения.
123. Контрольная работа по теме «Предложение».
124.Закрепление по теме «Предложение»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

125. Состав слова.
126. Правописание гласных и согласных в корне.
127. Правописание в приставке и корне.
128. Имя существительное.
129. Имя прилагательное.
130. Глагол.
131. Местоимение.
132. Экскурсия «Природа родного края весной».
133. Письмо с элементами описания *
134. Составление деловых бумаг.
135. Согласование прилагательных с существительными в
роде, числе, падеже.
136. Составление предложений различных конструкций.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема, раздел

1.Звуки и буквы.
(повторение)
(7ч)
1. Алфавит.
Гласные и
согласные звуки
и буквы.

Содержание

Устный опрос учащихся по уточнению функций и признаков
букв и звуков.
Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.
Звукобуквенный анализ слова.
Словарные слова. Проверка написания по орфографическому
словарю.
2.Разделительны Словарный диктант. Формулировка правила о применении
е мягкий и
разделительного мягкого и твёрдого знаков. Применение
твёрдый знаки в правила на практике. Работа в парах: учитель диктует слова с
словах.
мягким знаком; один ученик в паре записывает слова с Ь (с
функцией смягчения), а другой с разделительным Ь.
Взаимопроверка.
3. Правописание Ударные и безударные гласные.
безударных
Проверка безударных гласных в корне. Составление
гласных в
предложений по рисункам. Деление текста на части по плану.
словах.
4. Правописание Парные звонкие и глухие согласные.
звонких и
Выделение слова с парным согласным, требующим проверки.
глухих
Проверка парных звонких и глухих согласных. Работа со
согласных в
словами противоположными по смыслу.
словах.
5. Правописание Словарный диктант.
гласных и
Индивидуальная работа по карточкам.
согласных в
Разгадывание кроссворда.

Виды деятельности, формы работы
Мин.уровень
Дост.ур.
Обозначать
на
письме
звуки
буквами;
Дифференцировать
звуки гласные и
согласные, звонкие
и глухие

Классифицировать
гласные и согласные
звуки, обозначать их
на письме;
проверять гласные и
согласные в корне
путём изменения
формы слова или
подбора родственных
слов;
сопоставлять
написание слов с
разделительным
мягким и твёрдым
знаком.

Ниже
минималь
ного
Повторят
ь ответы
за
учителем
или
однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн
ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

разных частях
слова.
6. Вводная
контрольная
работа по теме
«Звуки и
буквы».
7.Закрепление
по теме
«Правописание
гласных и
согласных»
II Предложение
(10ч)
1. Предложения
нераспространё
нные и
распространённ
ые.
2. Однородные
члены
предложения.

3.
Распространени
е предложений
однородными
членами.
4. Составление
предложений с

Составление словосочетаний, выделение изученных
орфограмм.
Диктант с грамматическими заданиями.

Сообщение результатов контрольной работы. Коллективная
работа над типичными ошибками. Работа в группах
(упражнения на закрепление изученных орфограмм).

Повторение понятия «предложение» (сравнение предложения и
набора отдельных слов). Наблюдение над распространёнными
и нераспространёнными предложениями.
Упражнение в разборе предложений.
Упражнение в распростра-нении предложений с помощью
вопросов.
Наблюдение над однородными членами (работа со
стихотворением, содержащим однородные члены: С какой
интонацией читаем выделенные слова? От какого слова можно
поставить вопрос? Как называются слова? с.49). Выделение в
предложениях однородных членов, определение их
синтаксической роли.
Словарная работа. Сравнение предложений с однородными
членами с союзом и и без союзов. Схемы предложений.
Дополнение предложений однородными членами. Написание
предложений соответственно схемам.
Подбор предложений к схемам.
Постановка знаков препинания в предложениях с однородными

Уметь отличать
предложение от
словосочетания.
Производить
разбор простого
предложения с
помощью учителя.
Нахождение
главных и
второстепенных
членов предложения
без деления на виды
(с помощью
педагогического
работника).
Нахождение в
тексте однородных
членов
предложения.

Умения строить
простое
распространённое
предложение;
разбирать
предложение с
однородными
членами; ставить
знаки препинания в
предложении с
однородными
членами.
составление простых
распространенных и
сложных предложений
по схеме, опорным
словам, на
предложенную тему;
составление
предложений с

Повторят
ь ответы
за
учителем
или
однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн
ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

однородными
членами.
5. Текст.
Подтверждение
основной мысли
текста фактами
6. Изложение с
элементами
описания
предмета*
7. Обращение.
Его место в
предложении.

8. Употребление
обращения в
диалоге.
9. Закрепление
знаний по теме
«Предложение».
10.
Проверочный
диктант по теме
«Предложение».
II Состав слова
(18ч)
1. Корень.
Однокоренные

членами.
Составление предложений с данными однородными членами.
Текст. Части текста.
Основная мысль текста.
Подтверждение основной мысли текста фактами с помощью
рисунков и данных слов.
Составление и написание связного рассказа.
Знакомство с текстом. Определение признаков текста.
Анализ текста. Составление плана. Выделение опорных слов.
Пересказ текста.
Написание изложения. Самопроверка.
Чтение предложений с обращениями со звательной
интонацией.
Место обращения в предложении.
Постановка знаков препинания в предложениях с
обращениями.
Составление предложений с обращениями.
Дополнение диалога обращениями.
Чтение диалогов по ролям.
Составление текста, содержащего диалог.
Постановка знаков препинания.
Составление предложений с однородными членами.
Письменные ответы на вопросы.
Исправление речевых ошибок.
Повторение о предложении.
Написание диктанта.
Проверка.

Наблюдение над однокоренными словами (работа со
стихотворением, назвать выделенные слова, как они

Письмо небольших
по объему
изложений
повествовательного
текста и
повествовательного
текста с элементами
описания (30-45
слов) после
предварительного
обсуждения
(отработки) всех
компонентов текста;

однородными членами
с опорой на образец;

знание
отличительных
грамматических
признаков основных

Умения образовывать
слова с помощью
приставок и суффиксов;
выделять части слова;
связывать слова в

письмо изложений
повествовательных
текстов и текстов с
элементами описания и
рассуждения после
предварительного
разбора (до 70 слов);

Повторят
ь ответы
за
учителем
или

слова.

называются).
Запись выделенных слов, обозначение корня.
Какие ещё знаете части слова?
Выделение частей слова.
Игра «Исключи лишнее слово».
Упражнение в подборе однокоренных слов.
2. Приставка.
Выделение в тексте однокоренных слов. Чем отличаются?
(приставкой).
Роль приставок в словах. Определение.
Образование слов с помощью приставок.
3. Суффикс.
Словарная работа.
Работа с цепочкой родственных слов: книжка, книжечка,
книжонка, книжища. Сравнение значений слов. Определение.
Употребление слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
4. Окончание.
Работа с текстом (на доске). Выписать слово, которое
повторяется. Что в нём изменилось? (окончание) Повторение
понятия «окончание», его роли в предложении.
Упражнение в установлении связи слов с помощью окончания
с.34
5. Безударные
Работа с парами однокоренных слов. Дифференциация
гласные в корне. проверяемого и проверочного слова. Проверка написания
безударных гласных в корне по алгоритму (сомневаюсь –
проверяю – пишу).
6. Звонкие и
Письмо по памяти.
глухие
Наблюдение над словами с парными согласными. Выделение
согласные в
проверочного слова и слов, требующих проверки. Проверка
корне.
написания по алгоритму.
Словарная работа
7. Правописание Словарная работа.
гласных и
Сопоставление правил о написании гласных и согласных в
согласных в
корне.
корне.
Комментированное письмо.

частей слова;
разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
педагогического
работника;
образование слов с
новым значением с
опорой на образец;

предложении с
помощью окончаний;
подбирать
однокоренные слова для
проверки безударных
гласных, парных
звонких и глухих
согласных,
непроизносимых
согласных; различать
приставку и предлог;
правильно писать
гласные и согласные в
приставках; определять
корни в сложных
словах; объяснять
лексическое значение
сложных слов.

однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн
ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

8. Гласные и
согласные в
приставках.
9.
Разделительный
твёрдый знак
после
приставок.
10. Составление
объяснительной
записки.
11.
Правописания в
корне и
приставке.
12. Контрольная
работа по теме
«Состав слова».
13. Закрепление.
Состав слова
14. Сложные
слова.
15.
Правописание
сложных слов.
16. Образование
сложных слов.
17. Закрепление
знаний по теме

Работа с загадками. Объяснить орфограмму в слове-отгадке.
Образование слов с приставками по схеме.
Наблюдение за правописанием приставок. Правило с. 52.
Упражнение в правописании приставок.
Разбор по составу слов (подъезд, съезд, безделье, веселье).
Наблюдение над особенностями написания буквы ъ.
Упражнение в правописании разделительного ъ.
Знакомство с видом деловых бумаг – объяснительной запиской:
назначение, форма написания.
Упражнение в составлении объяснительной записки.
Упражнение в выделении приставок.
Объяснение орфограмм в корне.
Составление диалога.
Диктант с грамматическими заданиями.
Анализ работ.
Письмо слов с аналогичными орфограммами.
Упражнения на закрепление темы.
Наблюдение. Понятие «сложные слова», правило с.58.
Объяснение значений сложных слов.
Употребление сложных слов в тексте.
Правило написания соединительной гласной в сложных словах.
Составление словосочетаний со сложными словами.
Упражнение в образовании и запись сложных слов с
соединительными гласными о, е.
Составление словосочетаний. Разгадывание кроссворда.
Упражнение в объяснении орфограмм в корне и приставке.
Разбор по составу.

«Состав слова».
18. Свободный
диктант по
тексту *
(В родном краю)
III.Части речи
(76ч)
1.Различение
частей речи.
2. Образование
одних частей
речи от других.
3. Имя
существительное
. Значение в
речи.
4.
Использование
существительны
х для сравнения
одного предмета
с другим.
5. Род и число
существительны
х
6. Различение
существительны
х мужского и
женского рода с

Комментированное письмо.
Знакомство с текстом.
Беседа по содержанию.
Работа с планом.
Запись текста по частям с предварительным анализом.
Самопроверка.
Повторение понятия «части речи».
Различение частей речи по значению и вопросу.
Составление словосочетаний с разными частями речи.
Различение частей речи.
Образование одних частей речи от других.
Выделение имён существительных из группы слов. Повторение
понятия «имя существительное».
Лексическое значение имён существительных.
Упражнение в классификации имён существительных по
значению.
Повторение об имени существительном как части речи.
Упражнение в сравнении предметов, выбор существительного.

Грамматические признаки имени существительного:
одуш./неодуш., собств./нариц., род, число.
Упражнение в определении
грамматических признаков.
Определение рода существительных.
Наблюдение за написанием мягкого знака после шипящих.
Вывод.
Составление предложений со словосочетаниями.

Распределять слова
по частям речи по
вопросу
и
значению
(с
помощью учителя);
Составлять
предложения
на
заданную тему;
Участвовать
в
составлении
рассказов,
обсуждении темы
текста.
различение
изученных частей
речи по вопросу и
значению;
использование на
письме
орфографических
правил после
предварительного
разбора текста на
основе готового или
коллективного
составленного

Знание об имени
существительном,
имени
прилагательном,
местоимении, глаголе
как части речи.
Умения выделять в
предложении данные
части речи,
определять их
грамматические
признаки; правильно
писать падежные
окончания имён
существительных и
прилагательных,
согласовывать
прилагательные с
существительными в
речи;
называть личные
местоимения,
употреблять их в
устной и письменной
речи;
дифференцировать
глаголы настоящего,

Повторят
ь ответы
за
учителем
или
однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн
ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

шипящей на
конце.
7. Правописание
существительны
х с шипящей на
конце.
8. Склонение
существительны
хв
единственном
числе.
Существительны
е 1-го склонения.
9. Определение
склонения
существительны
х по начальной
форме.
10.
Существительны
е 2-го склонения.
11.
Существительны
е 3-го склонения.
12. Различение
существительны
х 1, 2, 3-го
склонения.
13. Изложение
повествовательн
ого текста с
предварительны
м анализом*

алгоритма;

Различение существительных мужского и женского рода с
шипящим на конце.
Упражнение в написании мягкого знака после шипящих на
конце существительных мужского и среднего рода.
Повторение понятия «склонение». Названия падежей, их
особенности.
Изменение существительных по вопросам выделение
окончаний.
Три склонения имён существительных.
Выделение существительных 1-го склонения.
Понятие начальной формы существительных.
Определение
склонения существительных по начальной форме.
Выделение существительных 2-го склонения.
Определение
склонения существительных по начальной форме.
Выделение из группы слов существительных 3-го склонения.
Однокоренные слова.
Различение существительных 1, 2, 3-го склонения.
Определение склонения по начальной форме.
Знакомство с текстом.
Беседа по содержанию. Составление плана текста. Выделение
и запись опорных слов.
Устный пересказ по плану и опорным словам.
Самостоятельная работа.

составление
различных
конструкций
предложений с
опорой на
представленный
образец;
установление
смысловых связей в
словосочетании по
образцу, вопросам
педагогического
работника;
письмо небольших
по объему
изложений
повествовательного
текста и
повествовательного
текста с элементами
описания (30-45
слов) после
предварительного
обсуждения
(отработки) всех
компонентов текста;

будущего и
прошедшего времени,
единственного и
множественного
числа; правильно
писать частицу не с
глаголами.

(Сказки
Андерсена)
14. Ударные и
безударные
окончания
существительны
х1-го склонения.
15. Замена
существительны
х с ударным
окончанием
существительны
ми с
безударным
окончанием.
16.
Правописание
безударных
Падежных
окончаний
существительны
х 1-го склонения.
17. Ударные и
безударные
окончания
существительны
х2-го склонения.
18.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительны

Самопроверка.
Выделение ударных и безударных окончаний существительных
1-го склонения.
Сравнение. Выводы.
Упражнение в замене существительных с ударным окончанием
существительными с безударным окончанием.
Существительные, близкие по значению.

Правило проверки безударных падежных окончаний
существительных (проверочные слова).
Выделение из текста имён существительных. Восстановление
текста.

Выделение ударных и безударных окончаний существительных
2-го склонения.
Сравнение. Выводы.
Выделение существительных 2-го склонения.
Проверка безударных окончаний существительных 2-го
склонения.

х 2-го склонения.
19. Ударные и
безударные
окончания
существительны
х3-го склонения.
20.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительны
х 3-го склонения.
21.
Установление
последовательно
сти фактов в
тексте.
22. Склонение
существительны
х в единственном
числе.
23. Контрольная
работа за IIч по
теме «Имя
существительное
»
24. Закрепление
«Имя
существительно
е»

Выделение ударных и безударных окончаний существительных
3-го склонения.
Сравнение. Выводы.
Выделение существительных 3-го склонения.
Проверка безударных окончаний существительных 3-го
склонения.

Основная мысль текста.
Установление очерёдности следования фактов с помощью
слов: сначала, потом, затем, наконец.
Упражнение в написании безударных падежных окончаний
существительных 1,2,3-го склонения.
Проверка написания.
Определение падежа.
Словарная работа. Грамматические признаки
существительного.
Диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок.
Упражнение в написании безударных падежных окончаний
существительных в единственном числе.

25. Обучение
написанию
заявления.
26. Имя
прилагательное.
Значение в речи.
27. Описание
предмета и его
частей.
28.
Использование
прилагательных
для сравнения
предметов
29. Изложение
текста
описательного
характера *
(В лесу)
30.
Словосочетания
с
прилагательным
и.
31. Согласование
прилагательного
с
существительны
м в роде и числе.

Заявление как вид деловых бумаг.
Знакомство с образцами заявлений.
Упражнение в составлении и оформлении заявления.
Упражнения на закрепление темы «Имя существительное».
Выделение в тексте имён прилагательных. Повторение
понятия «имя прилагательное».
Лексическое значение имён прилагательных.
Упражнение в классификации имён прилагательных по
значению.
Работа с загадками (назвать предметы по их признакам).
Противоположные прилагательные.
Словарная работа.
Описание предмета и его частей (портретная характеристика).
Сравнение предметов по их признакам.
Выделение в тексте имён прилагательных.
Составление предложений по рисункам.
Знакомство с текстом.
Анализ текста.
Составление плана. Опорные слова к каждой части плана.
Устный пересказ по плану и опорным словам.
Запись текста. Самопроверка.
Выделение в тексте словосочетаний сущ.+прил.
Постановка вопроса от существительного к прилагательному.
Вывод.
Составление словосочетаний сущ.+прил.
Наблюдение за окончаниями прилагательных.
Правило с.130.

32. Различение
окончаний
прилагательных
в единственном и
множественном
числе.
33. Склонение
прилагательных
мужского и
среднего рода.
34. Наблюдение
за окончаниями
вопросов и
окончаниями
прилагательных.
35.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
мужского и
среднего рода
36. Склонение
прилагательных
женского рода.
37. Постановка
вопросов от
существительны
хк
прилагательным
в разных
падежах.

Упражнения на различение окончаний прилагательных в ед. и
мн. числе –ее, -ие.
Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в ед.
числе.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в
разных падежах.
Выделение окончаний.
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
Написание безударных окончаний прилагательных по окончаниям
вопросов.
Проверка безударных окончаний прилагательных ударными
окончаниями вопросов.
Согласование прилагательных с существительными.

Изменение имён прилагательных женского рода в ед. числе по
падежам.
Выделение окончаний.
Упражнение в постановке вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах.
Выделение из текста словосочетаний существительного с
прилагательным.

38. Наблюдение
за окончаниями
вопросов и
окончаниями
прилагательных.
39.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
женского рода.
40. Сочинение на
материале уроков
чтения *(«Дети
подземелья»)
41.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
в единственном
числе.
42. Закрепление
знаний по теме
«Имя
прилагательное».
43. Проверочный
диктант по теме
«Имя
прилагательное».
44. Глагол.
Значение в речи.

Наблюдение за окончаниями прилагательных и окончаниями
вопросов.
Написание безударных окончаний прилагательных женского рода
по окончаниям вопросов.
Проверка безударных окончаний прилагательных ударными
окончаниями вопросов.
Составление вопросов к предложениям.

Повторение содержания повести «Дети подземелья».
Составление сравнительной характеристики Сони и Маруси по
плану.
Запись текста.
Самопроверка.
Проверка падежных окончаний прилагательных вопросами.
Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже.

Грамматические признаки имени прилагательного.
Правописание безударных окончаний прилагательных.
Повторение об имени прилагательном. Правописание
безударных окончаний прилагательных.
Написание диктанта.
Повторение знаний о частях речи.
Наблюдение над особенностями глагола как части речи.

45.
Использование
глаголов для
сравнения
предметов.
46. Различение
глаголов по
временам.
47. Изменение
глаголов по
временам.
48. Различение
глаголов по
числам.
49. Изменение
глаголов по
числам.
50. Изменение
глаголов
прошедшего
времени по
родам
51. Окончания
глаголов
прошедшего
времени.
52. Время и
число глаголов.

Семантические группы глаголов.
Выделение глаголов в речи.
Упражнение в распознавании глаголов среди других частей
речи.
Наблюдение над синтаксической ролью глаголов.
Сравнение предметов по их действиям.
Близкие и противоположные по значению глаголы.
Наблюдение над употреблением глаголов в разных временных
формах.
Выбор глаголов в группе однокоренных слов.
Упражнение в определении времени глаголов.
Упражнение в изменении глаголов по временам (особое
значение глаголам будущего времени).
Исправление недочётов в предложениях (изменение времени).
Наблюдение над изменением глаголов по числам. Вывод.
Упражнение в распознавании числа глаголов.
Упражнение в изменении числа глаголов. (Какие еще части
должны изменить число?).
Исправление недочётов в предложениях.
Работа с пословицами.
Наблюдение за глаголами прошедшего времени в ед. числе в
мужском, женском и среднем роде. Сравнение с глаголами
настоящего и будущего времени. Вывод.
Упражнение в определении рода, выделение родовых
окончаний.
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в
прошедшем времени.
Сравнение с вопросом.
Работа с диалогом.
Употребление в речи глаголов прошедшего времени.
Постановка вопросов к глаголам.
Наблюдение за глаголами прошедшего времени в ед. и мн.

53. Составной
план текста.
54. Продолжение
рассказа по
данному началу*
(Сапог)
55.
Неопределённая
форма глагола.
56.
Правописание
глаголов в
неопределённой
форме.
57. Постановка
глаголов в
неопределённую
форму.
58.
Использование
частицы «не» в
значении
отрицания.
59. Наблюдение
за
правописанием
частицы «не» с
глаголами.

числе.
Определение грамматических признаков глаголов.
Основная мысль текста.
Знакомство с составным планом.
Соотнесение плана с текстом.
Пересказ текста по плану.
Чтение вступления к тексту.
Устное продолжение рассказа, отбор лексического материала.
Коллективное составление плана.
Самостоятельная работа.
Проверка.
Понятие о неопределённой форме глагола.
Постановка вопросов к глаголам неопределённой формы.
Противоположные по значению глаголы.
Окончания глаголов неопределённой формы.
Составление предложений с глаголами неопределённой формы.
Письменные ответы на вопросы.
Употребление глаголов в неопределённой форме по вопросам.
Составление предложений к рисункам.
Наблюдение над смысловой ролью частицы не.
Использование частицы не в значении отрицания.

Наблюдение за правописанием частицы «не» с глаголами.
Подбор однокоренных слов.

60.
Правописание
частицы «не» с
глаголами.
61. Глагол.
Закрепление
знаний.
62. Контрольная
работа за IIIч по
теме «Глагол».
63. Повторение
по теме «Глагол»

Употребление частицы «не» в значении отрицания.
Исправление речевых недочётов.
Работа с пословицами.
Словарная работа.
Изменение глаголов по временам и числам.
Постановка глаголов в неопределённую форму.
Работа с диалогом.
Повторение по теме.
Грамматические задания по теме.

Анализ контрольных работ.
Упражнения на закрепление темы «Глагол».
Комментированное письмо.
64. Экскурсия
Инструктаж учащихся.
«Природа
Тема и цель экскурсии.
родного края.
Наблюдения во время экскурсии.
Родники»
Выводы.
Домашнее задание.
65. Сочинение по Проверка д\з.
картине
Рассматривание репродукции картины Ф.П.Решетникова
бытового жанра* «Опять двойка».
Работа с текстом и планом.
Дополнение текста фактами по плану.
Самостоятельная работа. Проверка.
66.
Работа с текстом: наблюдение за существительными и словами,
Местоимение.
которые их заменяют.
Личные
Понятие «местоимение».
местоимения.
Выделение в предложениях местоимений и существительных,
на которые они указывают.
67. Значение
Повторение о местоимении как части речи.
местоимений в
Соотнесение местоимений с существительными.
речи.
Замена повторяющихся существительных местоимениями.
68. Лицо и число Наблюдение за местоимениями 1-го лица. Вывод.

местоимений.
Местоимения 1го лица.
69. Местоимения
2-го лица.
70. Местоимения
3-го лица.
71. Изменение
местоимений 3го лица ед. числа
по родам.
72. Различение
местоимений по
лицам и числам.
73. Личные
местоимения.
Закрепление
знаний.
74. Закрепление
знаний по теме
«Местоимение».
75.
Самостоятельная
работа по теме
«Местоимение».
76. Части речи.
Закрепление
знаний.
IV

Выделение местоимений 1-го лица ед. и мн. числа.
Употребление местоимений в диалоге.
Наблюдение за местоимениями 2-го лица единственного и
множественного числа. Вывод.
Работа с загадками.
Наблюдение за местоимениями 3-го лица ед. и мн. числа.
Вывод.
Употребление местоимений 3-го лица в речи.
Письменные ответы на вопросы.
Местоимения
3-го лица ед. числа.
Подбор существительных к местоимениям 3-го лица по
рисунку с.208. Определение рода существительных. Вывод.
Выделение местоимений 3-го лица, определение рода.
Определение лица и числа местоимений. Исключение
«лишнего» местоимения.
Изменение числа местоимений.
Определение грамматических признаков местоимений (лицо,
число, род).
Упражнение «Исключи лишнее местоимение».
Выделение в тексте местоимений и существительных, на
которые они указывают.
Замена существительных местоимениями.
Повторение.
Выполнение грамматических заданий по теме.
Дифференциация частей речи.
Определение грамматических признаков существительного,
прилагательного, глагола, местоимения.
оформлять деловые

Знания о простом и

Повторят

Предложение
(13ч)
1.Простое
предложение с
однородными
членами.
2. Однородные
члены
предложения с
союзами а, но.
3. Однородные
члены
предложения с
союзами и, а,
но.
4. Обращение.
5. Знаки
препинания при
обращении.
6. Простое
предложение.
Закрепление
знаний.
7. Сочинение по
картине с
изображением
пейзажа*

Повторение о предложении.
Однородные члены предложения без союзов и с одиночным
союзом и. интонация перечисление.
Схемы однородных членов.
Наблюдение над предложениями с однородными членами с
союзами а, но.
Интонация противопоставления. Постановка знаков
препинания.
Составление схем.
Постановка запятых в предложениях с однородными членами.
Подбор предложений к схемам.
Составление предложений с группами однородных членов.
Наблюдение над предложениями с обращениями.
Значение обращений.
Выделение обращений в устной и письменной речи.
Правила оформления предложений с обращениями.
Схемы предложений с обращениями.
Дополнение предложений обращениями.
Составление предложений с однородными членами, с
обращениями.
Постановка знаков препинания в данных предложениях.
Комментированное письмо.
Рассматривание репродукции картины
И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Подбор лексического материала.
Составление плана.
Составление текста по плану.
Самостоятельная работа.

бумаги по образцам
под руководством
учителя;
пользоваться
словарем с
помощью учителя.
Уметь строить
простое и сложное
предложение с
однородными
членами
предложения, с
обращением с
помощью
вопросов.
письмо небольших
по объему
изложений
повествовательного
текста и
повествовательного
текста с элементами
описания (30-45
слов) после
предварительного
обсуждения
(отработки) всех
компонентов текста;

сложном
предложении,
главных и
второстепенных
членах предложения.
Умения строить
простое и сложное
предложение,
предложение с
однородными
членами, предложение
с обращением;
правильно
расставлять знаки
препинания в
предложениях с
однородными
членами, сложных
предложениях с
союзами и, а, но и без
союзов, предложениях
с обращением.

ь ответы
за
учителем
или
однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн
ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

8. Сложное
предложение.

9. Знаки
препинания в
сложном
предложении.
10. Составление
сложных
предложений.
11. Простое и
сложное
предложения.
12. Контрольная
работа по теме
«Предложение».
13. Закрепление
по теме
«Предложение»
V Повторение
(12ч)
1. Состав слова.
2. Правописание
гласных и
согласных в
корне.

Проверка.
Наблюдение над простыми и сложными предложениями,
сравнение, вывод.
Выделение главных членов в сложном предложении.
Построение схемы сложного предложения.
Составление сложных предложений из простых, постановка
знаков препинания (упр.335
Выделение частей в сложном предложении в устной и
письменной речи.
Распространение частей сложного предложения.
Постановка знаков препинания в сложном предложении.
Составление сложных предложений из простых, объединённых
общей темой.
Постановка знаков препинания в сложных предложениях.
Повторение о простом и сложном предложениях.
Дифференциация предложений, соотнесение со схемами.
Составление предложений разных конструкций.
Диктант с грамматическими заданиями.
Сообщение результатов контрольной работы. Коллективная
работа над типичными ошибками. Работа в группах
(упражнения на закрепление изученного).

Части слова.
Разбор по составу.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Проверка безударных гласных в корне.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.

оформление
изученных видов
деловых бумаг с
опорой на
представленный
образец;
различение
изученных частей
речи по вопросу и

Знание значимых
частей слова и их
дифференцировка по
существенным
признакам;
разбор слова по
составу с
использованием

Повторят
ь ответы
за
учителем
или
однокласс
никами.
Копирова
ть
письменн

3. Правописание
в приставке и
корне.
4. Имя
существительное
.
5. Имя
прилагательное.
6. Глагол.
7. Местоимение.
8. Экскурсия
«Природа
родного края
весной».
9. Письмо с
элементами
описания *
10. Составление
деловых бумаг.
11.
Согласование
прилагательных
с
существительны
ми в роде,
числе, падеже.
12. Составление

Правописание приставок.
Твёрдый знак после приставок.
Объяснение написания гласных и согласных в корне и
приставке.
Повторение об имени существительном.
Грамматические признаки существительного.
Повторение об имени прилагательном.
Грамматические признаки прилагательного.
Глагол как часть речи.
Грамматические признаки глагола.
Правописание глаголов.
Местоимение как часть речи.
Лицо и число местоимений.
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Наблюдения за природой во время экскурсии.
Выводы.
Беседа по наблюдениям после экскурсии.
Коллективное составление текста письма другу с элементами
описания природы.
Самостоятельное написание текста.
Составление деловых бумаг: заявление и объяснительная
записка.
Назначение деловых бумаг.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному.
Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже.

Дифференциация простых и сложных предложений.

значению;

опорных схем;

использование на
письме
орфографических
правил после
предварительного
разбора текста на
основе готового или
коллективного
составленного
алгоритма;

образование слов с
новым значением,
относящихся к разным
частям речи, с
использованием
приставок и суффиксов
с опорой на схему;

составление
различных
конструкций
предложений с
опорой на
представленный
образец;
установление
смысловых связей в
словосочетании по
образцу, вопросам
педагогического
работника;
нахождение главных
и второстепенных
членов предложения
без деления на виды
(с помощью
педагогического

дифференцировка слов,
относящихся к
различным частям речи
по существенным
признакам;
определение
некоторых
грамматических
признаков изученных
частей
(существительного,
прилагательного,
глагола) речи по
опорной схеме или
вопросам
педагогического
работника;
нахождение
орфографической
трудности в слове и
решение
орографической задачи

ые,
печатные
буквы с
готового
текста.

предложений
различных
конструкций.

Составление предложений различных конструкций (простых с
однородными членами, с обращением, сложных).

работника);

(под руководством
педагогического
работника);
пользование
орфографическим
словарем для
уточнения написания
слова;
составление простых
распространенных и
сложных предложений
по схеме, опорным
словам, на
предложенную тему;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».