Рабочая программа по чтению для 8б класса на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе программ
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под
редакцией Воронковой В.В.,
М. «Просвещение», 2010г; на основе
программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью –
Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004г., авторы Новосёлова Н.А.,
Шлыкова А.А.; в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным перечнем
учебников на 2017-2018 учебный год, утверждённым приказом Министерства
образования и науки РФ от 08.06.2017г. №535, базисным учебным планом,
утверждённым приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065/п «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонении в развитии» и
учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской
области,
реализующего
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических
и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений, материально-технических условий школы, ресурсных возможностей
родителей, условий региона.
Чтение –
основное средство обучения, инструмент познания
окружающего мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в
том, что в комплексе решаются образовательные, коррекционные,
воспитательные задачи.
Цель – создать условия для повышения общего уровня развития учащихся
через формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи
и воспитание нравственных качеств личности.
Задачи:
 формирование
навыков
правильного,
беглого,
осознанного,
выразительного чтения;
 расширение кругозора учащихся, обогащение их познаниями об
окружающей действительности;
 коррекция познавательных процессов;
 развитие всех сторон речи учащихся: орфоэпического произношения,
словарного запаса, синтаксического строя речи;
 воспитание у учащихся таких нравственных качеств как доброта, честность,
дружба, привитие норм общественного поведения.

Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении
следующих разделов и тем (произведений):
Ценность
8 класс
Патриотизм

Социальная
солидарность
Гражданствен
ность
Семья
Труд и
творчество
Искусство и
литература
Природа
Человечество

Раздел «Устное народное творчество»: «Пословицы и поговорки»,
«Былина Добрыня и Змей»; раздел «Русская литература XIX века» стихи
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Никитина; раздел «Русская
литература XX века»: А.Т.Твардовский «Василий Тёркин», А.Н.Толстой
«Русский характер», стихи С.А.Есенина, А.А.Суркова.
Раздел «Русская литература XIX века»: произведения М.Ю.Лермонтова
«Парус», «Песня про купца Калашникова …», И.С.Тургенев «Муму»,
Л.Н.Толстой «После бала».
Раздел «Русская литература XIX века» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»,
Н.А.Некрасов «Русские женщины»; раздел «Русская литература XX века»:
А.Н.Толстой «Русский характер», А.А.Сурков «Родина».
Раздел «Русская литература XX века»: В.Г.Короленко «Слепой музыкант»,
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка», А.Н.Толстой «Русский характер»,
К.Г.Паустовский «Телеграмма».
Раздел «Русская литература XIX века» стихи Н.А.Некрасова, отрывок из
поэмы «Мороз Красный нос»; раздел «Русская литература XX века»
В.М.Шукшин «Гринька Малюгин».
Раздел «Русская литература XIX века» М.Я.Басина «Публичное
испытание», раздел «Русская литература XX века» В.Г.Короленко «Слепой
музыкант».
Раздел «Русская литература XIX века» стихи А.С.Пушкина, И.С.Никитина;
раздел «Русская литература XX века» стихи С.А.Есенина.
Раздел «Русская литература XX века» К.Г.Паустовский «Телеграмма».

Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения,
умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и
способов действий: словарная работа, многократное чтение текста разными
способами, составление плана прочитанного, пересказ, составление вопросов по
содержанию прочитанного и другие. Основным видом чтения на уроках
является чтение вслух, так как дети с нарушением интеллекта значительно
хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.На уроках
используются наглядные средства: портреты писателей, картины,
иллюстрации к произведениям. В 6-а классе используется тематический
принцип подбора учебного материала. Включены произведения малых форм:
рассказы, сказки, стихотворения, басни, научно-познавательные статьи.В
старших классах (8-9 классы) предусмотрены уроки литературного чтения. В
программу включены биографические сведения об авторе, некоторые
литературные понятия. Среди них: жанры устного народного творчества
(сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок
(волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказок
(зачин, присказка, троекратные повторы); жанры художественных
произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Дети учатся
характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную мысль
произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла,
овладевать средствами выразительного чтения.

Программой предусмотрены два уровня требований к предметному
результату.
Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год.
Содержание программы предмета
8 класс
Программа создана из расчёта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1
Устное народное творчество.
16
2
Русская литература 19 века.
48
3
Русская литература 1-ой половины 20 века.
34
4
Русская литература 2-ой половины 20 века
38
Устное народное творчество
Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об
исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного
творчества.
Русская литература XIX века
Биография
и
творчество
А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова,
И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого
Русская литература 1-й половины XX века
Биография и творчество А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького,
С.А.Есенина, А.П.Платонова, А.Н.Толстого, Н.А.Заболоцкого.
Русская литература 2-й половины XX века
Биография
и
творчество
К.Г.Паустовского,
Р.И.Фраермана,
Л.А.Кассиля,
А.Т.Твардовского,
В.М.Шукшина,
В.П.Астафьева,
Р.П.Погодина, А.А.Суркова.
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класс
Личностные результаты
 Мотивация к учебной деятельности. Ориентация на продолжение
обучения, получение профессии.
 Соблюдение правил школьного взаимодействия; осознание
ответственности за свои поступки.
 Принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций.
 Требование от себя выполнения моральных норм; способность
анализировать нравственную сторону своих и чужих поступков.

 Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым
на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результат. Целеустремленность и настойчивость в достижении
результата.
 Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей. Умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью.
 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим.
 Понимание ведущей роли образования и труда в жизни человека.
 Способность к преодолению трудностей.
 Ценностное отношение к России, государственной символике,
уважительное отношение к русскому языку как к государственному
языку межнационального общения; представления о правах и
обязанностях человека, гражданина.
 Ценностное отношение к природе; опыт природоохранительной
деятельности.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и
поступках людей.
 Представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры.
Метапредметные результаты
Познавательные действия
 Умение самостоятельно добывать информацию, и работать с ней.
 Умение работать по схемам, таблицам, учебным моделям,
самостоятельно составлять их.
 Умение выделять главное, делать умозаключение.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
самостоятельно.
 Умение устанавливать аналогии, переносить опыт в новую ситуацию.
Регулятивные действия
 Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности.
 Умение контролировать, оценивать и корректировать свою
деятельность.
 Умение составлять план действий, работать по плану.
 Проявление собственной инициативы в деятельности,
самостоятельности.
Коммуникативные действия
 Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию.
 Способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми.

 Умение выстраивать отношения в совместной творческой
деятельности.
Предметные результаты
Базовый уровень
 Читать осознанно правильно, бегло, выразительно вслух;
 Читать про себя доступные по содержанию тексты;
 Выделять тему и определять идею произведения (с помощью учителя);
 Определять черты характера главных героев и выражать своё
отношение к ним;
 Самостоятельно делить текст на части по данному плану и составлять
план к выделенным частям текста;
 Пересказывать содержание текста, используя слова и выражения,
взятые из текста;
 Ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
 Выучить наизусть 10 стихотворений.
Пониженный уровень
 Плавно читать по слогам слова, предложения (с помощью учителя);
 Участвовать в анализе воспринятого на слух текста;
 Выделять тему произведения;
 Определять черты характера главных героев, выражать своё отношение к
их поступкам;
 Пересказывать отдельные части произведения;
 Учить наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений).
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Тема
Тема урока
раздела
(количеств
о часов)
IУстное
1. Устное
народное
народное
творчество
творчество.
(16 ч)
Сказки как
жанр.

Цель, задачи

- Обобщить
знания учащихся
о жанрах устного
народного
творчества, видах
и особенностях
народных сказок;
- познакомить с
новым жанром
устного
народного
творчества –
балладой;
- развивать

Форма проведения,
элементы содержания,
методические приёмы

Планируемые
результаты
освоения
программы
Уточнение понятия «устное
Знания жанров
народное творчество».
устного народного
Жанры УНТ (сказки,
творчества, видов и
былины, народные песни…). особенностей
Аналитическое чтение статьи народных сказок.
о своеобразии народных
Умения читать
сказок.
правильно,
Записи в тетрадях.
осознанно,
Коллективная работа с
выразительно;
обсуждением: примеры
ориентироваться в
борьбы добра со злом;
тексте; выделять
Игра «Кто? Откуда?» (герои главную мысль
сказок).
произведения;
характеризовать

2. Сказки
навыки
народов Урала. правильного,
осознанного,
выразительного
чтения;
- формировать
умения выделять
главную мысль
произведения;
3. Сказки
народов Урала. давать
характеристику
главным
действующим
лицам, оценивать
их поступки;
передавать
4. Знакомство с
содержание
русской
произведения;
народной
выделять реплики
сказкой
героев и слова
«Волшебное
автора при чтении
кольцо».
по ролям;
- развивать
5. Выборочное
внимание,
чтение сказки
творческое
«Волшебное
мышление,
кольцо»
связную речь,
память;
- воспитывать
умение дружить,
сочувствовать;
6. Деление на
интерес к
части сказки
народному
«Волшебное
творчеству,
кольцо».
русской
словесности;
любовь к Родине.

7. Аналитическое
чтение сказки
«Царская
милость».
8. Чтение и
анализ сказки
«Горшеня»

Повторение.
Беседа о том, какие народы
живут на Урале, их культура,
обычаи.
Работа с удмуртской
народной сказкой «Лаптисамоходы».
Д/з: пересказ сказки.
Проверка д\з.
Чтение и анализ татарской
народной сказки «Умная
девушка».
Выборочное чтение, пересказ
отрывков.
Д\з: пересказ сказки
Повторение.
Чтение и анализ сказки
«Волшебное кольцо».
(вслух по цепочке).
Чтение по ролям отрывка из
сказки.
Д\з: с.15 в.1
Чтение и анализ
заключительного отрывка
сказки.
Выборочное чтение по
вопросам.
Выделение особенностей
сказки.
Д/з: с.15 в. 2, 5
Инструкции по делению
сказки на части.
Самостоятельная работа в
парах: деление сказки на
части.
Коллективное составление
плана.
Пересказ отрывков по плану.
Д/з: с. 15, в.7
Бытовые сказки.
Чтение и анализ сказки.
Характеристика царя.
Главная мысль сказки.
Чтение сказки по ролям.
Д\з: пересказ сказки
Аналитическое чтение
сказки.
Беседа по содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам.
Чтение сказки по ролям.
Сравнение сказок «Царская

главных героев,
оценивать их
поступки;
составлять план,
пересказывать
содержание
прочитанного,
используя слова и
выражения из
текста;
читать по ролям.

9. Пословицы и
поговорки.

10. Жанр баллады.

11. В.А.Жуковски
й «Перчатка»,
аналитическое
чтение.

12. Чтение по
ролям баллады
«Нашла коса
на камень».

13. Жанр былины.

14. Выборочное
чтение
отрывков из
былины

милость» и «Горшеня».
Д\з: пересказ сказки
Общие сведения о
пословицах и поговорках как
о жанрах УНТ.
Чтение статьи в учебнике,
конспектирование.
Знакомство с пословицами
по темам, объяснение
смысла пословиц.
Д/з: приготовить пословицы
о труде.
Баллада как жанр УНТ,
прослеживание взаимосвязи
с историей. Записи в
тетрадях.
Чтение и анализ отрывков из
баллад.
Д\з: с.18 з.4
Знакомство с балладой
«Перчатка».
Оценка поступков героев
баллады.
Работа с иллюстрацией.
Д/з: выразительное чтение
баллады.
Знакомство с балладой
«Нашла коса на камень».
Анализ произведения.
Оценка поступков героев
баллады.
Объяснение названия.
выразительное чтение
баллады по ролям.
Работа с пословицами и
поговорками с.23
Д/з: с.21-23 выразительное
чтение.
Повторение сведений о
былинах (какие былины
изучали раньше).
Чтение и анализ статьи о
былинах в учебнике,
конспектирование.
Былинные темы в творчестве
писателей, композиторов,
художников.
Д\з: с.25 вопросы
Знакомство с отрывком
былины «Садко».
Словарная работа.
Беседа по содержанию

«Садко».

15. Аналитическое
чтение былины
«Добрыня и
змей».

16. Обобщающий
урок по теме
«Устное
народное
творчество».

II
Русская
литерату
ра
XIX
века (48
ч)

1. А.С.Пушкин,
жизнь и
творчество.

2. «Публичное
испытание»,
пересказ по
данному
плану.

3. «Записки о
Пушкине»,
выборочное
чтение.

- Познакомить с
жизнью и
творчеством
писателей:
А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова,
И.А.Крылова,
Н.А.Некрасова,
И.С.Никитина,
И.С.Тургенева,
Л.Н.Толстого;
совершенствовать
навыки чтения,
соблюдение
логических пауз;
- формировать
умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев и
их поступки;
делить текст на
части, составлять
план;
пересказывать

отрывка.
Выборочное чтение по
вопросам.
Д/з: с.30 з. 4
Знакомство с былиной
«Добрыня и Змей».
Определение главной мысли
произведения.
Сравнительный анализ
героев.
Работа со словарём по
определению лексического
значения устаревших слов.
Чтение по ролям.
Д/з: выразительное чтение.
Самостоятельная работа с
заданиями творческого
характера и в виде теста по
изученным произведениям.
Составление связного
рассказа на тему «Мой
любимый герой».
Введение в творчество
А.С.Пушкина (слово
учителя).
Работа с учебником:
выразительное чтение по
цепочке статьи о Пушкине,
анализ статьи, составление
плана.
Конспектирование статьи.
Д/з: с. Пересказ статьи по
плану.
Чтение и анализ
произведения.
Беседа по вопросам с.38
Коллективная работа:
деление текста на части по
плану.
Воспроизведение
содержания текста по плану.
Д/з: с.39 з.6
Знакомство с содержанием
произведения.
Беседа по вопросам учебника
(1, 2, 4).
Чтение стихотворения в
полном содержании «Мой
первый друг», упомянутое в
тексте.
Работа над заданием 5.
Д/з: с. 42 в.3

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев и
их поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
произведение,
заучивать наизусть.

4. Тема дружбы в
творчестве
А.С.Пушкина.

5. Чтение и
анализ
стихотворения
«Во глубине
сибирских
руд».
6. Выразительное
чтение
стихотворения
«Зимнее утро».

7. Выразительное
чтение,
заучивание
наизусть
стихотворения
«Няне».
8. Тема любви в
лирике
Пушкина.

9. Выборочное
чтение
отрывков из
стихотворений
А.С.Пушкина

прочитанное с
использованием
слов и
выражений,
взятых из текста;
выразительно
читать лирическое
произведение;
заучивать
наизусть;
- развивать
внимание,
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативные
способности;
- воспитывать
интерес к русской
литературе;
любовь к Родине,
родному языку,
родной природе;
трудолюбие;
умение дружить;
уважение к
старшим,
сострадание.

Беседа о лицейских годах
Пушкина.
Чтение и анализ
стихотворения
«И.И.Пущину».
Рассказ учителя о
декабристах.
Чтение и анализ
стихотворения «19 октября
1827 года».
Д/з: выразительное чтение
стихотворения (на выбор).
Чтение и анализ
стихотворения «Во глубине
сибирских руд».
Главная мысль
стихотворения.
Выразительное чтение
стихотворений на выбор.
Д/з: учить наизусть.
Чтение и анализ
стихотворения «Зимнее
утро».
Работа с иллюстрацией.
Работа над выразительным
чтением стихотворения.
Коллективное составление
рассказа на тему «Солнечное
зимнее утро».
Д/з: с.43-45 читать
выразительно
Рассказ о няне Пушкина
Арине Родионовне.
Работа со стихотворением:
анализ, выразительное
чтение, заучивание наизусть.
Д/з: учить стихотворение.
Чтение и анализ стихов
«Сожжённое письмо», «Я
Вас любил».
Работа над выразительным
чтением.
Д/з: выразительное чтение
стихотворения (на выбор).
Чтение и анализ
стихотворения «На холмах
Грузии».
Работа со стихотворение
«Памятник»: чтение и
анализ, главная тема в
творчестве А.С.Пушкина.
Д\з: с.42 читать

10. Знакомство со
«Сказкой о
попе и о
работнике его
Балде».

11. Деление сказки
на части,
выявление
главной мысли
каждой части.

12. Обобщающий
урок по
творчеству
А.С.Пушкина
13. М.Ю.Лермонт
ов, жизнь и
творчество.

14. Аналитическое
чтение
стихотворения
«Смерть
поэта».

15. Заучивание
наизусть
отрывка из
стихотворения

выразительно.
Слово учителя о создании
«Сказки о попе и о
работнике его Балде».
Чтение сказки по цепочке.
Беседа по вопросам.
Чтение по ролям отрывков
сказки.
Д/з: с.53 в.8
Краткое воспроизведение
сюжетной линии сказки.
Характеристика главного
героя и действующих лиц.
Деление сказки на части,
определение главной мысли
каждой части.
Д/з: выразительное чтение
сказки.
Выборочное чтение стихов
из сборника произведений
А.С.Пушкина.
Викторина по творчеству
А.С.Пушкина.
Разгадывание кроссворда.
Введение в творчество
М.Ю.Лермонтова (слово
учителя).
Работа с учебником:
выразительное чтение по
цепочке статьи о
Лермонтове;
Анализ статьи, краткий
пересказ;
Конспектирование статьи.
Д/з: с.56 вопросы.
Знакомство со
стихотворением.
Анализ стихотворения по
вопросам.
Высказывание своего
отношения к прочитанному
стихотворению.
Подготовка к
выразительному чтению
стихотворения (про себя).
Выразительное чтение вслух.
Д/з: выразительное чтение
стихотворения.
Чтение и анализ
стихотворения.
Беседа по вопросам.
Чтение стихотворения

«Родина».

16. «Парус»,
выразительное
чтение,
заучивание
наизусть.

17. Чтение и
анализ стихов
«Сосна»,
«Утёс»,
«Листок».
18. «Песня про
царя Ивана
Васильевича…
», выборочное
чтение 1
отрывка.
19. Аналитическое
чтение 2
отрывка
«Песни …»

20. Чтение и
анализ 3
отрывка
«Песни …»

21. Обобщающий
урок по
творчеству
М.Ю.Лермонто
ва
22. И.А.Крылов,
жизнь и
творчество.
Особенности
басни.

каждым про себя.
Выразительное чтение вслух.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить стихотворение.
Чтение и анализ
стихотворения.
Беседа по вопросам.
Выборочное чтение.
Чтение стихотворения
каждым про себя.
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить стихотворение
Чтение и анализ стихов
М.Ю.Лермонтова.
Работа над выразительным
чтением стихов.
Д/з: выразит.чтение
стихотворения (на выбор).
Словарная работа.
Чтение и анализ текста.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Устное словесное рисование
портрета героини.
Д\з: с.61-63 выразительное
чтение
Аналитическое чтение
текста.
Определение главной мысли.
Выражение своего
отношения к героям.
Д\з: с.64-66 выразительное
чтение
Чтение и анализ
текста.Ответы на вопросы по
содержанию.
Рассуждение о героях
«Песни…», отношении
автора к их гибели.
Д\з: с.74 з.12
Викторина по произведениям
М.Ю.Лермонтова.
Выборочное чтение стихов.
Беседа об И.А.Крылове,
основные события в жизни
писателя.
Особенности басен
И.А.Крылова.
Работа со статьёй учебника.

23. Анализ басни
«Волк на
псарне».

24. «Осёл и
Соловей»
аналитическое
чтение,
заучивание
наизусть.

25. Чтение по
ролям басни
«Муха и
Пчела».

26. Н.А.Некрасов,
жизнь и
творчество.

27. Чтение
отрывка из
стихотворения
«Размышления
у парадного
подъезда».

28. Доля русской
женщины в
творчестве
Н.А.Некрасова
.

Чтение отрывков басен
И.А.Крылова.
Д\з: с.77 вопросы
Подготовительная беседа об
исторических событиях –
войне 1812 года.
Чтениеи анализ басни.
Мораль басни.
Выборочное чтение по
вопросам.
Деление басни на логические
части.
Д\з: с.80 з.10
Чтение и анализ басни.
Выражение своего мнения о
героях.
Определение морали басни.
Выразительное чтение басни
по ролям.
Заучивание отрывка.
Д\з: учить наизусть отрывок
с.80
Чтение басни.
Беседа по содержанию.
Выражение своего мнения о
героях.
Мораль басни.
Выразительное чтение по
ролям.
Д\з: с.82 з.9
Основные события из жизни
Н.А.Некрасова.
Основная тема творчества
Н.А.Некрасова.
Работа со статьёй учебника.
Д\з: с.83 вопросы.
Чтение стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию, выражение
впечатлений от
прочитанного.
работа с репродукцией
картины «Бурлаки на Волге».
Выразительное чтение
стихотворения.
Д\з: с.84 выразительное
чтение
Чтение и анализ
стихотворения «В полном
разгаре страда деревенская».
Определение чувств поэта.
Устное словесное рисование.

29. Отрывок из
поэмы «Мороз,
Красный нос»,
составление
характеристик
и героини.

30. Выразительное
чтение
отрывка из
поэмы
«Русские
женщины».
31. И.С.Никитин,
жизнь и
творчество.
«Русь»,
заучивание
отрывка.
32. «Утро на
берегу озера».
Деление на
части,
выразительное
чтение.

33. И.С.Тургенев,
жизнь и
творчество.

34. И.С.Тургенев
«Муму», 1
глава. Образ
Герасима.

Выразительное чтение
стихотворения.
Д\з: с. 85-86
Знакомство с отрывком из
поэмы.
Беседа по содержанию,
выборочное чтение.
Составление характеристики
героини по плану.
Заучивание наизусть
отрывка.
Д\з: 86 учить отрывок.
Подготовительная беседа,
рассказ о декабристах.
Чтение и анализ отрывка.
Определение главной мысли.
Отношение поэта к теме.
Выразительное чтение
отрывка.
Д\з: с.90 з.5
Чтение и анализ
стихотворения.
Выборочное чтение по
вопросам.
Определение главной мысли.
Устное словесное рисование.
Заучивание наизусть.
Д\з: учить стихтворение.
Чтение и анализ
стихотворения.
Определение чувств поэта.
Устное словесное рисование.
Деление стихотворения на
смысловые части и
озаглавливание частей.
Выразительное чтение
стихотворения.
Д\з: с.94 з.4
Основные события в жизни
И.С.Тургенева.
Характеристика писателя как
человека.
Знакомство с творчеством
писателя.
Работа со статьёй учебника.
Д\з: с.97 вопросы
Чтение и анализ отрывка.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение.
Характеристика героя.
Отношение к нему автора.

35. И.С.Тургенев«
Муму», 2
глава.
Аналитическое
чтение.
36. И.С.Тургенев«
Муму», 3
глава. Деление
на части по
плану.

37. И.С.Тургенев«
Муму», 4
глава.
Выборочное
чтение.

38. И.С.Тургенев«
Муму», 5
глава. Чтение и
пересказ.

39. И.С.Тургенев«
Муму», 6
глава.
Выборочное
чтение.
40. И.С.Тургенев«
Муму», 7
глава.
Составление
плана для
пересказа.
41. И.С.Тургенев«
Муму», 8
глава.
Составление
характеристик
и главного

Д\з: с.100 в.5-7
Выразительное чтение
текста.
Краткий пересказ описания
собаки.
Выражение собственного
мнения о поступке героя.
Д\з: с.101-102 пересказ
Чтение и анализ текста.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выражение своего мнения о
барыне.
Чтение по ролям отрывка.
Деление текста на части по
плану.
Д\з: с.107 з.8
Аналитическое чтение
отрывка.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение.
Беседа по теме
произведения.
Д\з: с. 107-108 пересказ.
Самостоятельное знакомство
с отрывком.
Составление вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение отрывка.
Подготовка к пересказу,
пересказ.
Д\з: с.109-110 пересказ.
Работа с текстом, ответы на
вопросы.
Выборочное чтение.
Составление характеристик
лекаря, Гаврилы, барыни.
Отношение автора к героям.
Д\з: с.111-112 пересказ.
Чтение и анализ отрывка.
Выборочное чтение.
Деление отрывка на части,
составление плана.
Д\з: пересказ по плану.
Аналитическое чтение
отрывка.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление характеристики
Герасима по плану.

героя.
42. Л.Н.Толстой,
жизнь и
творчество.

43. Л.Н.Толстой
«После бала»,
аналитическое
чтение 1
главы.

44. Л.Н.Толстой
«После бала»,
чтение и
анализ 2 главы.

45. Картины
природы в
творчестве
Ф.И.Тютчева.

46. Ф.И.Тютчев
«Я помню
время
золотое».

47. Мотивы
родной
природы в
русской
лирике.

Словарная работа.
Д\з: с.118 з.8
Углубление знаний ожизни и
творчестве Л.Н.Толстого.
Работа со статьёй учебника.
Основные темы творчества
Л.Н.Толстого.
Д\з: с.122 вопросы.
Чтение и анализ главы.
Выборочное чтение по
вопросам.
Описание внешности и
поведения полковника на
балу.
Пересказ главы от первого
лица.
Д\з: с.126 з.6
Аналитическое чтение 2
главы.
Сравнение поведения
полковника на балу и после
бала. Характеристика героя.
Объяснение названия
рассказа.
Пересказ главы от третьего
лица.
Д\з: с.129 вопросы.
Рассказ о жизни и творчестве
Ф.И.Тютчева.
Главные темы
стихотворений Ф.И.Тютчева.
Чтение и анализ стихов.
Наблюдение за описанием
природы в разное время года.
Работа с иллюстрациями.
Д\з: учить стихотворение (на
выбор)
Тема любви в творчестве
Ф.И.Тютчева.
Знакомство со
стихотворением.
Беседа по содержанию.
Работа над выразительным
чтением.
Д\з: читать выразительно
Особенности картин родной
природы в творчестве
Н.П.Огарёва, А.К.Толстого,
А.А.Фета, И.З.Сурикова.
Рассматривание
репродукций картин
Шишкина «Полдень»,

IIIРусская
литература
1-й
половины
20 века
(34ч)

48. Обобщающий
урок по теме
«Русская
литература
XIX века».
1. Сатира и юмор
в творчестве
А.П.Чехова.

- Познакомить с
жизнью и
творчеством
писателей:
А.П.Чехова,
В.Г.Короленко,
М.Горького,
С.А.Есенина,
2. Чтение по
ролям рассказа А.П.Платонова,
А.Н.Толстого,
«Лошадиная
Н.А.Заболоцкого;
фамилия».
совершенствовать
навыки чтения;
- развивать
умения
анализировать
прочитанное;
3. А.П.Чехов
выделять главную
«Хирургия»,
выразительное мысль
произведения;
чтение.
характеризовать
главных героев,
давать
4. А.П.Чехов
собственную
«Толстый и
оценку их
тонкий»,
аналитическое поступкам;
делить текст на
чтение.
части, составлять
5. В.Г.Короленко, план;
пересказывать
жизнь и
прочитанное с
творчество.
использованием
слов и
выражений,
взятых из текста;
выразительно
6. В.Г.Короленко читать лирическое
произведение;
«Слепой
заучивать
музыкант»,
аналитическое наизусть;
- развивать
чтение 1
главы повести. творческое
воображение,
7. «Слепой

Васильева «Мокрый луг».
Д\з: читать выразительно
стих-е (на выбор)
Обобщение знаний о
произведениях, прочитанных
в разделе, об их авторах.
Самостоятельная работа.
Беседа о жизни и творчестве
А.П.Чехова, углубление
знаний.
Презентация.
Словарная работа.
Работа со статьёй учебника.
Д/з: с.133 в.2-4
Чтение и анализ рассказа.
Объяснение названия
рассказа.
Выделение фрагментов
рассказа, делающих его
юмористическим.
Чтение по ролям отрывков из
рассказа.
д/з: с.133-137 выразительное
чтение.
Чтение и анализ рассказа.
Выборочное чтение по
вопросам.
Характеристика героев,
оценка их поведения.
д/з: пересказ
Аналитическое чтение
рассказа.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Пересказ отрывков.
Д/з: ответы на вопросы.
Повторение о творчестве
В.Г.Короленко, повесть
«Дети подземелья».
Работа со статьёй учебника,
записи в тетради.
Обсуждение темы повести
«Слепой музыкант».
Д/з: с.139 вопросы
Чтение и анализ 1 главы
повести «Слепой музыкант».
Первое впечатление о
главных героях повести.
Чтение по ролям отрывка.
Д/з: с.139-140 пересказ.
Чтение 2 главы.

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев,
оценивать их
поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
произведение,
заучивать наизусть.

музыкант», 2
глава.
Составление
характеристик
и главных
героев.
8. «Слепой
музыкант»,
чтение по
ролям 3 главы.
9. «Слепой
музыкант»,
выборочное
чтение 4 и 5
глав.
10. «Слепой
музыкант»,
аналитическое
чтение 6 и 7
глав.
11. «Слепой
музыкант»,
чтение и
пересказ 8
главы.
12. «Слепой
музыкант»,
аналитическое
чтение 9
главы.
13. «Слепой
музыкант», 10
глава. Анализ
поступков
героев.
14. Обобщающий
урок по
повести
«Слепой
музыкант».

15. М.Горький,

внимание,
образное
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативные
способности;
- воспитывать
интерес к русской
литературе;
любовь к Родине,
родному языку,
родной природе;
трудолюбие;
умение дружить;
уважение к
старшим,
сострадание.

Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Характеристика героев.
Определение главных черт в
поведении каждого из детей.
Д/з: с.145 в.5
Чтение 3 главы.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Чтение главы по ролям.
Д/з: с. 145-147 пересказ
Чтение и анализ 4 и 5 глав.
Чтение по ролям 4 главы.
Выборочное чтение 5 главы.
Пересказ отрывка (о дружбе
Петра и Эвелины).
Д/з: с.150 вопросы
Чтение и анализ 6 и 7 глав.
Объяснение значения
выражения.
Составление портретной
характеристики героев.
Д/з: с. 152 в. 2,3
Аналитическое чтение
отрывка.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д/з: с. 154 вопросы
Чтение и анализ главы.
Выборочное чтение по
вопросам. Объяснение
выражений.
Чтение текста по ролям.
Д/з: с.155 вопросы.
Аналитическое чтение главы.
Выборочное чтение.
Составление характеристики
героев, анализ их поведения,
подтверждение словами из
текста.
Д/з: с. 158 вопросы
Чтение и анализ 11 главы.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Беседа по основной теме
произведения.
Личное отношение к героям
повести.
Д/з: с.161 в.5
Жизнь и творчество

жизнь и
творчество.

16. М.Горький«Ма
кар Чудра»,
знакомство с
рассказом.
17. «Макар
Чудра»,
составление
словесного
портрета
главных
героев.
18. С.А.Есенин,
жизнь и
творчество.

19. С.А.Есенин
«Спит
ковыль»,
«Пороша».
Изобразительн
ые средства
языка.

20. «Отговорила
роща золотая»,
выразительное
чтение.

21. А.П.Платонов«
Разноцветная
бабочка»,
знакомство со
сказкой.

М.Горького. Презентация.
Автобиографические
повести М.Горького.
Работа со статьёй.
Записи в тетради.
Словарная работа.
Д/з: рассказ о М.Горьком
Аналитическое чтение
рассказа (по отрывкам с
обсуждением).
Словарная работа.
Д/з: с.170 в.2
Выборочное чтение по
вопросам.
Составление словесного
портрета Зобара и Радды.
Определение главной мысли
рассказа.
Д/з: с.170 в.6
Рассказ о жизни и творчестве
С.А.Есенина. Презентация.
Работа со статьёй.
Записи в тетради. Словарная
работа.
Д/з: с.173 вопросы
Чтение и анализ стихов
С.А.Есенина.
Отношение поэта к родной
природе.
Изобразительные средства
языка: олицетворение,
сравнение (выделение в
тексте, объяснение).
Выразительное чтение.
Д\з: учить стихотворение (на
выбор)
Чтение и анализ
стихотворения.
Изобразительные средства
языка – сравнение
(выделение в тексте).
Работа над выразительным
чтением.
Д/з: выразительное чтение
стихотворения.
Беседа о жизни и творчестве
А.П.Платонова.
Работа со статьёй.
Знакомство со сказкой
«Разноцветная
бабочка»(чтение и анализ).
Д\з: с.180 в.4-6

22. «Разноцветная
бабочка»,
выделение
главной мысли
сказки.
23. А.Н.Толстой
«Русский
характер»,
чтение и
анализ 1 главы.

24. «Русский
характер», 2
глава.
Составление
плана для
пересказа.
25. «Русский
характер», 3
глава. Главная
мысль
рассказа.

26. Н.А.Заболоцки
й «Некрасивая
девочка».
Рассуждение о
красоте
человека.

27. М.М.Зощенко
«Не надо
врать».Знакомс
тво с
рассказом.

Выборочное чтение сказки.
Определение главной мысли
сказка.
Составление плана сказки.
Пересказ по плану.
Д/з: с.180 в.10
Жизнь и творчество
А.Н.Толстого.
Работа со статьёй учебника.
Самостоятельное знакомство
с 1 главой рассказа «Русский
характер».
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание.
Д/з: с.183 в.5
Чтение и анализ 2 главы
рассказа «Русский характер».
Беседа по содержанию,
озаглавливание.
Деление главы на части,
составление плана.
Д\з: с.186 в.6
Пересказ по плану 2 главы.
Чтение и анализ 3 главы.
Озаглавливание.
Объяснение названия
рассказа.
Выделение главной мысли
рассказа.
Д/з: с.188 в.7
Жизнь и творчество
Н.А.Заболоцкого.
Аналитическое чтение
стихотворения «Некрасивая
девочка».
Рассуждение о внешней и
внутренней красоте
человека.
Выразительное чтение
стихотворения.
Д/з: с.190-191 читать
выразительно
Жизнь и творчество
М.М.Зощенко.
Работа со статьёй учебника.
Записи в тетради.
Знакомств с рассказом «Не
надо врать».
Беседа по содержанию.
Д/з: составить вопросы к
рассказу

28. Выборочное
чтение
рассказа «Не
надо врать»
29. Аналитическое
чтение
рассказа
«Бедный
Федя».
30. П.П.Бажов
«Малахитовая
шкатулка»,
общее
знакомство.

31. «Малахитовая
шкатулка»,
аналитическое
чтение сказки.
32. «Малахитовая
шкатулка»,
выборочное
чтение
отрывков.
33. Поэты о
«движении
весны».

34. Обобщающий
урок по теме
«Русская
литература 1-й
половины 20
века».

Беседа по вопросам
учащихся.
Выборочное чтение рассказа.
Работа с пословицами о
правде и лжи.
Д\з: пересказ рассказа
Чтение и анализ рассказа.
Выборочное чтение по
вопросам.
Чтение по ролям отрывка.
Д\з: с.175 вопросы
Жизнь и творчество
П.П.Бажова. Презентация.
Знакомство со сказкой
«Малахитовая шкатулка»
Чтение и анализ 1-го
отрывка.
Словарная работа.
Д\з: прочитать отрывок
сказки
Чтение и анализ 2-го
отрывка сказки.
Выборочное чтение по
вопросам.
Д\з: пересказ отрывка
Чтение и анализ
заключительного отрывка
сказки.
Выборочное чтение по
вопросам.
Пересказ отрывка.
Д\з: краткий пересказ сказки
Беседа об изменениях в
природе весной.
Чтение и анализ стихов:
И.А.Бунин «бушует полая
вода»,
И.Северянин «Весенний
день»,
А.П.Межиров «Летит
сосулька…».
Работа над выразительным
чтением.
Д\з: учить стихотворение (на
выбор)
Обобщение знаний о
произведениях, прочитанных
в разделе, об их авторах.
Викторина по пройденным
произведениям.
Чтение дополнительной
литературы.

IVРусская
литература
2-й
половины
20 века
(38ч)

1. К.Г.Паустовск
ий, жизнь и
творчество.

2. К.Г.Паустовск
ий
«Мещёрская
сторона»,
аналитическое
чтение.
3. К.Г.Паустовск
ий
«Телеграмма».
Аналитическое
чтение 1
части.
4. «Телеграмма»,
2 часть.
Выделение
главной
мысли.
5. Р.И.Фраерман
«Дикая собака
Динго…».
Аналитическое
чтение 1
главы.

6. «Дикая собака
Динго…»,
пересказ 2
главы.
7. «Дикая собака
Динго…»,
составление
вопросов по
содержанию 3
главы.

- познакомить с
жизнью и
творчеством
писателей:
К.Г.Паустовского,
Р.И.Фраермана,
Л.А.Кассиля,
А.Т.Твардовского,
В.М.Шукшина,
В.П.Астафьева,
Р.П.Погодина;
совершенствовать
навыки чтения;
- развивать
умения работать с
текстом: выделять
главную мысль;
характеризовать
героев и
оценивать их
поступки;
делить текст на
части, составлять
план;
пересказывать
текст с
использованием
слов и
выражений,
взятых из текста;
передавать
эмоциональное
состояние героев
при чтении по
ролям;
- развивать
внимание,
образное
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативные
способности;
- воспитывать
интерес к русской
литературе;
любовь к Родине,
родному языку,
родной природе;
трудолюбие;
уважение к

Расширение знаний о жизни
и творчестве
К.Г.Паустовского:
- презентация;
- работа со статьёй;
- записи в тетради.
Д\з: рассказ о
К.Г.Паустовском
Рассказ о путешествии
К.Г.Паустовского в Мещёру
(презентация, статья в
учебнике).
Словарная работа (очерк).
Чтение и анализ отрывка из
книги «Мещёрская сторона».
Д\з: с.177-178 пересказ
Чтение и анализ 1-ой части
рассказа.
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание части,
пересказ.
Д\з: с.194-196 пересказ
Чтение и анализ 2-ой части
рассказа.
Объяснение выражений.
Выделение главной мысли
рассказа.
Озаглавливание части.
Д\з: с.196-199 вопросы
Жизнь и творчество
Р.И.Фраермана (работа со
статьёй).
Чтение и анализ 1 главы
повести.
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание, пересказ.
Д\з: с.201-205 пересказ
Знакомство со 2 главой.
Беседа по содержанию.
Составление вопросов.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д\з: с.208 в.4
Самостоятельное знакомство
с 3 главой.
Составление вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение.
Чтение по ролям отрывка.
Д\з: с.213 в.5

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
героев, оценивать
их поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа; передавать
эмоциональное
состояние героев
при чтении по
ролям.

8. «Дикая собака
Динго…», 4
глава.
Составление
характеристик
и главной
героини.
9. «Дикая собака
Динго…», 5
глава.
Аналитическое
чтение.
10. Л.А.Кассиль
«Пекины
бутсы».
Выборочное
чтение 1 части.

11. «Пекины
бутсы»,
пересказ 2
части.

12. «Пекины
бутсы»,
составление
характеристик
и главного
героя.
13. В.А.Солоухин
«Мститель»,
знакомство с
рассказом.

14. В.А.Солоухин
«Мститель»,
оценка
поступков
героев.
15. А.Т.Твардовск
ий «Василий

людям,
совершающим
благородные и
героические
поступки;
умение дружить;
сострадание.

Чтение и анализ 4 главы.
Оценка поведения героев во
время бурана.
Составление характеристики
главной героини.
Составление плана отрывка.
Д\з: пересказ по плану
Самостоятельное знакомство
с 5 главой.
Беседа по содержанию.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д\з: 224-226 пересказ
Творчество Л.А.Кассиля.
Чтение 1 части рассказа
«Пекины бутсы»
Беседа по содержанию.
Описание внешности
главного героя.
Озаглавливание части.
Д\з: с.230 в.6
Знакомство со 2 частью
рассказа.
Составление вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение.
Озаглавливание.
Д\з: с.231 в.5
Чтение заключительной
части рассказа.
Беседа по содержанию.
Выборочное чтение.
Озаглавливание отрывка.
Составление характеристики
главного героя.
Д\з: с.234 в.5
Сообщение сведений о
жизни и творчестве
В.А.Солоухина.
Знакомство с рассказом
«Мститель»: чтение, беседа
по содержанию, словарная
работа.
Д\з: ответы на вопросы
Выборочное чтение рассказа
по вопросам.
Анализ поступков героев,
оценка их поведения.
Пересказ отрывков.
Д\з: краткий пересказ
Жизнь и творчество
В.Т.Твардовского.

Тёркин».
Выразительное
чтение главы
«Гармонь»

16. «Василий
Тёркин»,
выборочное
чтение главы
«Кто стрелял?»

17. «Василий
Тёркин»,
составление
характеристик
и главного
героя.
18. Аналитическое
чтение
стихотворения
«Рассказ
танкиста».
19. В.М.Шукшин
«Гринька
Малюгин».
Аналитическое
чтение 1
главы.

20. «Гринька
Малюгин».
Выразительное
чтение 2
главы.
21. «Гринька

Знакомство с поэмой
«Василий Тёркин».
Чтение и анализ главы
«Гармонь».
Деление главы на части по
плану.
Выразительное чтение по
частям.
Д\з: с.238-239 учить отрывок
Чтение и анализ главы «Кто
стрелял?»
Определение черт характера
главного героя,
подтверждение строчками
стихотворения.
Выразительное чтение
отрывка.
Д\з: с.243-246 читать
выразительно
Чтение и анализ главы «В
наступлении».
Составление характеристики
главного героя.
Выразительное чтение
отрывка.
Д\з: с.246-248 читать
выразительно
Чтение и анализ
стихотворения «Рассказ
танкиста».
Выборочное чтение
стихотворения.
Д\з: с.203-204 читать
выразительно
Жизнь и творчество
В.М.Шукшина.
Чтение 1 главы.
Беседа по содержанию.
Оценка поступка главного
героя.
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание, краткий
пересказ.
Д\з: с.253 в.5
Чтение и анализ 2 главы.
Выборочное чтение по
вопросам.
Чтение по ролям отрывков.
Д\з: с.253-256 читать
выразительно
Чтение 3 главы.

Малюгин», 3
глава.
Внутренняя и
внешняя
красота
человека.
22. Тема Великой
отечественной
войны в
творчестве
поэтов.

23. Экскурсия
«Герои
великой
победы».
24. В.П.Астафьев
«Далёкая и
близкая
сказка». Общее
знакомство.
25. «Далёкая и
близкая
сказка»,
деление на
части,
пересказ.
26. В.П.Астафьев
«Васюткино
озеро».
Аналитическое
чтение 1 части.
27. «Васюткино
озеро», чтение
и анализ 2
части.

28. «Васюткино
озеро», 3 часть.
Пересказ

Беседа по содержанию.
Размышления о внешней и
внутренней красоте человека
на примере главного героя
рассказа.
Чтение отрывка по ролям.
Д\з: с.256-259 читать
выразительно
Беседа о Великой
Отечественной войне,
праздновании Дня Победы.
Чтение и анализ стихов
К.М.Симонова «Ты
помнишь, Алёша, дороги
Смоленщины»,
А.А.Сурикова «Бьётся в
тесной печурке огонь».
Д\з: выразительное чтение
стихотворения (на выбор).
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Экскурсия к памятнику
ветеранам Великой
Отечественной войны.
Жизнь и творчество
В.П.Астафьева.
Словарная работа.
Чтение сказки.
Беседа по содержанию.
Д\з: с.266 в.1,2
Выборочное чтение сказки
по вопросам.
Деление сказки на части,
составление плана.
Д\з: пересказ по плану
Чтение и анализ 1 части.
Словарная работа.
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание отрывка.
Д\з: с.235-240 читать
Чтение и анализ 2 части
рассказа.
Составление вопросов по
содержанию.
Озаглавливание.
Выборочное чтение.
Д\з: с.240-244
Аналитическое чтение 3
части рассказа.
Составление вопросов по

отрывка.

29. «Васюткино
озеро», чтение
и анализ 4
части.

30. «Васюткино
озеро»,
выборочное
чтение 5 части.

31. «Васюткино
озеро»,
аналитическое
чтение 6 части.

32. Р.П.Погодин
«Алфред».
Выборочное
чтение 1
главы.
33. «Алфред», 2
глава. Деление
на части,
пересказ.

34. «Алфред», 3
глава.
Составление
плана,
пересказ.

35. «Алфред», 4
глава. Краткий
пересказ.

содержанию.
Озаглавливание.
Пересказ отрывка.
Д\з: с.244-248 пересказ
Чтение и анализ 4 части.
Выборочное чтение по
вопросам.
Озаглавливание.
Анализ поведения главного
героя.
Д\з: с. 248-252
Аналитическое чтение 5
части.
Выборочное чтение по
вопросам.
Чтение по ролям отрывка.
Озаглавливание.
Д\з: с. 252-256 пересказ
Чтение и анализ
заключительной части
рассказа.
Объяснение названия
рассказа.
Краткий пересказ по плану.
Д\з: с.256-259 читать
Жизнь и творчество
Р.П.Погодина.
Чтение и анализ 1 главы
рассказа «Алфред».
Выборочное чтение по
вопросам.
Д\з: с.268-270 вопросы
Аналитическое чтение 2
главы.
Характеристика героя
(Стёпки), подтверждение
примерами из текста.
Деление на части по плану.
Пересказ по плану.
Д\з: с.272 в.3
Чтение и анализ 3 главы.
Деление на части,
озаглавливание, составление
плана.
Пересказ по составленному
плану.
Чтение по ролям отрывка.
Д\з: с.272-277 пересказ
Чтение и анализ 4 главы.
Выборочное чтение по
вопросам.
Сравнительная

36. «Алфред», 5
глава.
Выборочное
чтение.

37. А.А.Суриков
Родина»,
выразительное
чтение.

38. Обобщающий
урок по теме
«Русская
литература 2-й
половины 20
века».

характеристика героев.
Краткий пересказ главы.
Д\з: с.279 в.4
Аналитическое чтение 5
главы.
Выборочное чтение по
вопросам.
Личное отношение учащихся
к героям рассказа, оценка их
поведения.
Д\з: с.282 в.6
А.А.Суриков – поэт-патриот.
Чтение и анализ
стихотворения «Родина».
Выборочное чтение.
Выделение основной мысли.
Выразительное чтение.
Д\з: с.284-285 читать
выразительно
Обобщение знаний о
пройденных произведениях,
сведений об авторах.
Самостоятельная работа.
Чтение дополнительной
литературы.

Формы и средства контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения. Текущий контроль (освоение материала
по теме) осуществляется в форме беседы, опроса, самостоятельной работы,
работы с карточкой, теста проверки выполнения домашнего задания
(пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.). Итоговый контроль
(проверка техники чтения) проводится три раза в год: начало учебного года, в
конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки техники чтения
подбираются незнакомые, но доступные по содержанию тексты. При оценке
учитываются все качества чтения: правильность, осознанность, беглость,
выразительность.

применяет

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу;
-знает наизусть текст
стихотворения, читает
его выразительно
- обнаруживает
понимание текста,
выделяет основную
мысль произведения;
- передаёт содержание
прочитанного полно,
правильно,
последовательно

- читает правильно,
бегло, выразительно
(допускаются ошибки
при соблюдении
смысловых пауз,
логических ударений)

Хорошо
«4»
- при ответах на вопросы
и воспроизведении
содержания текста
допускает неточности;
- недостаточно хорошо
знает наизусть текст,
допускает ошибки
- затрудняется
самостоятельно дать
точный ответ на
поставленный вопрос;
- излагает содержание
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности в
выделении главной
мысли, делении на части,
озаглавливании

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос
содержит ошибки,
которые искажают
содержание текста;
- не знает наизусть части
текста, допускает много
ошибок
- не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу;
- затрудняется в
выделении главной
мысли произведения;
- испытывает трудности в
понимании текста;
- излагает содержание
неполно,
непоследовательно
допускает искажение
смысла произведения
- читает недостаточно
- читает медленно с
бегло, допускает ошибки; большим количеством
ошибок;
- делает некоторые
ошибки в речи
- затрудняется
самостоятельно
выполнять действия
(деление на части,
озаглавливание),
нуждается в помощи
учителя;
- допускает ряд ошибок в
речи

оценивает

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их
поступки;
- объективно оценивает
свои возможности

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их
поступки с помощью
педагога;
- оценивает свои
возможности с
организующей помощью
педагога

- затрудняется назвать
главных действующих
лиц, характеризовать их
поступки;
- не всегда адекватно
оценивает свои
возможности

Учебно-методические средства обучения
Учебники:
Чтение. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова,
Е.С.Погостина – 15издание. – М.; «Просвещение», 2018.
Чтение. 8 класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / З.Ф. Малышева.
– 13 издание. – М.; «Просвещение», 2018.
Чтение. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова,
М.И. Шишкова. – 11 издание. – М.; «Просвещение», 2018.
Дополнительная литература:
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной
школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006;Литература Урала: Учебное
пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург:
Магеллан, 2007; Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога
спец. (кор.) общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.:
Владос, 2000; Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся.
– М.: Владос, 2000;Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному
чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2009; Яценко И.Ф. Поурочные разработки
по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2010; В мире литературы. 6
кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений./ Под ред.
А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2001.; наглядный материал:иллюстрационный
материал по чтению, портреты писателей, таблицы почтении; художественная
литература.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».