Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида под редакцией Воронковой В.В., М. «Просвещение», 2019г., адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утвержденным приказом директора образовательной организации. Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Тренируясь в письменной речи, школьники осваивают ее различные виды, в частности оформление некоторых деловых бумаг (письмо, заявление, автобиография, расписка, телеграмма и др.), что способствует подготовке их к жизни. Цель – создание условий для успешного умственного и речевого развития обучающихся, воспитания их личностных качеств. Задачи: формирование у учащихся орфографических умений и навыков через овладение грамматическими знаниями; уточнение, расширение и активизация словарного запаса; развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; воспитание нравственных качеств обучающихся, уважительного отношения к русскому языку. Рабочая программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание всех классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем. В начале учебного года в каждом классе отведены часы на повторение пройденного материала, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых знаний. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Основной формой организации процесса обучения является урок. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Основными формами и методами обучения являются: фронтальная и индивидуальная устная работа, работа в группах (парах, тройках), практические задания, упражнения, объяснение учителя, работа с книгой, дидактическая игра. Основными видами письменных работ являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, комментированное письмо и др. С помощью осваиваемого языкового материала дети учатся конструированию текстов. Через все разделы программы проходит тема «Связная речь» (составление связного рассказа, изложение, сочинение). Уроки связной письменной речи проводятся один раз в месяц в каждом классе. Основой для выбора видов работы служит отработанный на уроках русского языка материал и подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. В учебно-тематическом планировании данные уроки выделены «*». Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год. (34 недели, 136 часов, 4 часа в неделю). Содержание программы предмета № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела Предложение. Текст. (Повторение) Состав слова. Текст. Части речи. Текст. Предложение. Текст. Повторение Кол-во часов 11 16 90 11 8 Примерная тематика Предложение (повторение). Простое и сложное предложения. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. Состав слова. Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи, разбор по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок. Сложные слова с соединительными гласными и без соединительных гласных. Части речи. Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение). Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Имя прилагательное. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение. Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Правописание глаголов на -тся, -ться. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Наречие. Значение наречий. Образование наречий от прилагательных. Употребление наречий для связи предложений в тексте. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Количественные и порядковые числительные. Правописание числительных. Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов, сравнение с простым предложением с однородными членами с теми же союзами. Связная речь. Свободный диктант по тексту повествовательного характера. Работа с деформированным текстом. Сочинение с опорой на картину. Изложение текста с элементами рассуждения. Изложение на материале уроков чтения. Составление текста по его началу и опорным словам. Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Сочинение – описание по картине. Сочинение на основе заглавия – темы и плана. Сочинение с элементами рассуждения. Деловое письмо: объяснительная записка, заявление, объявление, автобиография. Повторение пройденного за год. Требования к уровню подготовки обучающихся В рабочей программе предусмотрены два уровня требований к предметному результату. Предметные результаты Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; Уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; Анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике. Достаточный уровень Обучающиеся могут научиться: Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания; Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; Образовывать слова с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; Пользоваться школьным орфографическим словарем; Исправлять отмеченные учителем орфографические ошибки, комментируя орфограммы; Определять части речи, знать их значение; Писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора; Писать сочинения описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств; Оформлять все виды изученных деловых бумаг. Минимальный уровень Обучающиеся могут научиться: Обозначать на письме звуки буквами; Дифференцировать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие; Распределять слова по частям речи по вопросу и значению; Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; Составлять предложения на заданную тему; Участвовать в составлении рассказов, обсуждении темы текста; Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов по опорной схеме; Пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя; Исправлять ошибки, отмеченные учителем; Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя; Оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец или с помощью учителя. Календарно-тематическое планирование Название раздела (количест во часов) Тема урока. Дата. I. Предложе 1. Простые и сложные Цель, задачи - Повторить ранее изученное Форма проведения, элементы содержания, методические приемы Планируем ые результаты освоения программы Понятие о предложении. Умения Деление текста на различать ние (11ч) предложени я. 2. Составлени е сложных предложени й. 3. Однородны е члены предложени я. 4. Использова ние однородных членов в предложени и. о предложении. - Обобщить знания о простом и сложном предложении; - формировать умение составлять простые предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов, сложные предложения; - закреплять умения написания простых и сложных предложений, синтаксического разбора данных предложений; - развивать внимание, логическое мышление, связную устную и письменную речь, коммуникативн ые способности учащихся; - воспитывать любовь к Родине и родной природе, самостоятельнос ть, самоконтроль. предложения, выделение главных членов. Работа с деформированным текстом. Предложение простое и сложное. Сравнение. Выводы. Схемы предложений. Работа с учебником. простые и сложные предложен ия; выделять главные и второстепе нные члены в простых и сложных Составление предложен предложений по иях; картинкам. расставлять Развертывание мысли, знаки данной в простом препинания предложении. в Актуализация знаний предложен (работа в парах). иях с Составление сложных однородны предложений из ми членами простых. Развертывание ив мысли, данной в сложных простом предложении. предложен Знаки препинания в иях; сложном предложении. строить Составление сложных простые предложений (выбрать предложен вторую часть по ия с смыслу), однородны Построение схемы ми членами предложения. с союзами Работа с предложениями и, а, но и с однородными членами без союзов, (запись предложений по сложные схемам). предложен Выделение однородных ия. членов из предложения. Построение схемы однородных членов. Знаки препинания при однородных членах. Дополнение предложений однородными членами. Составление предложений с однородными членами, соотнесение со схемами. Постановка знаков 5. Обращение. Знаки препинания при обращении. 6. Использова ние обращений в предложени ях 7. Предложени е. Закрепление знаний. 8. Контрольна я работа по теме «Предложен ие». 9. Работа над ошибками. 10. Составлени е текста объяснитель препинания. Чтение предложений с обращениями со звательной интонацией. Место обращения в предложении. Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями. Дополнение предложений обращениями. Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями. Составление предложений с обращениями. Схемы предложений. Употребление обращений в диалогах. Различение предложений простого с однородными членами и сложного. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Комментированное письмо. Диктант с грамматическим заданием. Сообщение результатов контрольной работы. Коллективная работа над группами орфограмм, на которые допущены ошибки. Упражнения на закрепление. Работа с диалогом (чтение и запись) с.16. Объяснительная ной записки. II. Состав слова (16 ч) 11. Свободный диктант по тексту повествоват ельного характера * (Листопадн ичек) 1. Корень. Систематизиров Однокоренн ать знания о ые слова. составе слова; - формировать умения образовывать однокоренные слова разных частей речи, сложные слова с соединительным и гласными и без 2. Приставка, них, употреблять их в речи; суффикс, - закреплять окончание. умения выделять части слова, проверять написание безударных гласных, парных звонких 3. Разбор слов и глухих по составу. согласных в корне; - развивать зрительное и слуховое восприятие, 4. Правописан внимание, ие гласных логическое и согласных мышление, записка, ее назначение. Правила оформления объяснительной записки. Составление объяснительной записки устно, запись в тетрадях. Знакомство с текстом. Словарная работа. Написание текста по частям. Самопроверка. Однокоренные слова. Части слова. Работа со словарем. Разбор по составу. Соотнесение слов со схемами. Единообразное написание корней однокоренных слов. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Части слова. Их значение. Словообразовательная роль приставок и суффиксов. Составление слов из данных частей. Выделение «лишнего» слова в цепочке однокоренных слов. Разбор по составу. Выделение в тексте однокоренных слов. Составление текста на заданную тему с использованием однокоренных слов. Повторение правил написания безударных гласных, парных Умения образовыва ть однокоренн ые слова разных частей речи употреблят ь их в предложен иях, разбирать по составу; образовыва ть слова с помощью приставок и суффиксов; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне; правильно писать гласные и согласные в приставках; образовыва в корне. творческое воображение, связную речь; - воспитывать любовь к природе, 5. Нахождение трудолюбие, орфограмм усидчивость, в корне и их самостоятельнос ть, проверка. самоконтроль. 6. Правописан ие приставок. 7. Орфограмм ы в корне и приставке. 8. Составление плана текста. 9. Сочинение с опорой на картину* звонких и глухих согласных в корне. Выделение в тексте слов с данными орфограммами, объяснение написания. Зрительный диктант на постановку пропущенных орфограмм. Работа в парах (упр. на изученные орфограммы), коллективная проверка. Составление диалога. Повторение о составе слова. Роль приставки. Словарная работа: образование слов с помощью приставок, объяснение значения слова в зависимости от приставки. Единообразное написание гласных и согласных в приставках. Работа с диалогом. Дифференциация слов с орфограммами в корне и приставке, объяснение орфограмм. Словарный диктант, взаимопроверка. Комментированное письмо. Чтение и анализ текста. Соотнесение с планом. Дополнение главной части плана подпунктами. Понятие «составной план». Пересказ текста по плану. Составление рассказа по вопросам и репродукции картины И.В.Шевандронова «В сельской библиотеке». ть сложные слова с соединител ьными гласными и без них. 10. Сложные слова. 11. Сложные слова без соединитель ной гласной. 12. Сложные слова с соединитель ной гласной и без неё. 13. Упражнения на закрепление темы «Состав слова». 14. Контрольна я работа по теме «Состав слова». 15. Работа над ошибками. 16. Написание автобиограф ии. Повторение понятия «сложные слова». Объяснение значения сложных слов. Образование сложных слов путем сложения двух частей (корней). Употребление сложных слов в речи. Образование сложных слов из начальной части первого слова и целого второго слова. Объяснение значения данных слов. Составление предложений со сложными словами. Сложные слова с соединительными гласными о, еи без соединительных гласных. Объяснение образования сложных слов. Составление сложных слов. Части слова. Разбор по составу. Упражнение на объяснение изученных орфограмм по теме. Словарный диктант. Грамматические задания по теме. Упражнения на закрепление темы «Состав слова». Повторение знаний о деловых бумагах. Знакомство с новой деловой бумагой – автобиографией. Изучение образцов. Чтение автобиографии. III. Части речи (90 ч) Беседа по содержанию. Составление и написание собственной автобиографии. 1. Различение - Формировать Части речи. частей речи. умение Распределение слов на распознавать группы (по частям части речи. речи). - Обобщить Признаки, по которым знания о частях определяем часть речи. речи: имени Словарная работа. существительно Грамматические м, имени признаки частей речи. прилагательном, Составление местоимении, словосочетаний по глаголе; их схемам. грамматических Упражнение признаках; «Четвертый лишний» - расширить (на определение частей знания учащихся речи). о глаголе: 2. Имя Имя существительное изменение существител как часть речи. глаголов по ьное. Работа с учебником. лицам; Значение Рассматривание рисунка существител - формировать в учебнике, называние ьных в речи. умения писать изображенных личные предметов. Основные окончания грамматические глаголов, категории имени различать существительного. глаголы на Составление словесных тся, картин с помощью -ться; существительных. - дать понятие Противоположные по об имени значению числительном и существительные. 3. Существител наречии, Близкие и упражнять в их ьные, противоположные по написании; близкие по значению - развивать значению. существительные. логическое Замена в предложениях мышление, существительных внимание, близкими по значению. память, связную Письменные ответы на речь, вопросы. 4. Род, число и коммуникативн Род имен ые способности; существительных. падеж существител - воспитывать Изменение Знание об имени существите льном, имени прилагател ьном, местоимени и, глаголе, имени числительн ом, наречии как о частях речи. Умения выделять в предложен ии данные части речи, определять их грамматиче ские признаки; грамотно употреблят ь слова разных частей речи в устной и письменной форме; выделять в речи глаголы неопределё нной формы; писать личные окончания глаголов; различать ьных. любовь к Родине, родному языку, природе, чувство заботы о близких, уважение к старшим, трудолюбие, 5. Склонение существител аккуратность, самостоятельнос ьных в единственно ть, самоконтроль. м числе. 6. Ударные и безударные окончания существител ьных. 7. Правописани е падежных окончаний существител ьных 1-го склонения 8. Правописани е падежных окончаний существител ьных 2-го склонения. 9. Правописани е падежных окончаний существител ьных 3-го склонения. 10. Правописани е падежных окончаний существител существительных по числам. Изменение по падежам. Определение грамматических признаков: род, число, падеж. Три склонения имён существительных. Признаки, по которым определяется склонение. Определение склонения существительных по начальной форме. Наблюдение за ударными и безударными окончаниями существительных. Вывод с.61. Составление словосочетаний с существительными, постановка вопросов. Проверка безударных окончаний существительных 1-го склонения. Письменные ответы на вопросы Проверка безударных окончаний существительных 2-го склонения. Постановка вопросов к существительным. Проверка безударных окончаний существительных 3-го склонения. Составление словосочетаний из данных слов с помощью предлогов и без них. Правописание безударных окончаний существительных в ед. числе. глаголы на -тся, -ться; составлять деловые бумаги. ьных в единственно м числе. 11. Изложение текста с элементами рассуждения * (Зеленый луг) 12. Склонение существител ьных во множественн ом числе. 13. Постановка падежных вопросов к существител ьным во множественн ом числе. 14. Падежные окончания существител ьных во множественн ом числе. 15. Ударные и безударные падежные окончания существител ьных во множественн ом числе. 16. Правописани Определение падежей. Дополнение текста фактами, отраженными в рисунке. Анализ текста. Составление плана. Подбор словосочетаний к пунктам текста Составление связного рассказа. Самостоятельная работа. Проверка. Изменение существительных во множественном числе по падежам, выделение окончаний. Вывод. Падежные вопросы. Определение падежей. Склонение существительных во множественном числе. Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе. Определение падежей. Постановка существительных во множественное число. Постановка вопросов к существительным. Определение падежа. Наблюдение за ударными и безударными падежными окончаниями. Правило с.77 Дополнение предложений однородными членами. Выделение падежных окончаний существительных во множественном числе. Проверка безударных е падежных окончаний существител ьных во множественн ом числе. 17. Окончания родительног о падежа существител ьных во множественн ом числе. 18. Закрепление изученного по теме «Имя существител ьное» 19. Самостоятел ьная работа по теме «Имя существител ьное» 20. Имя прилагательн ое. Значение прилагательн ых в речи. 21. Прилагатель падежных окончаний существительных во множественном числе. Проверочные слова. Составление предложений с данными словосочетаниями. Наблюдение за окончаниями существительных во множественном числе родительном падеже. Употребление данных существительных в устной и письменной речи. Правописание безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Составление предложений из слов, данных в разбивку. Комментированное письмо. Разбор имени существительного по плану. Правописание безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Исправление речевых ошибок. Роль прилагательных в речи (смысловые группы). Выделение в речи имен прилагательных Противоположные по значению прилагательные. Распространение предложений прилагательными. Близкие по значению ные, близкие по значению. 22. Словосочета ния с прилагательн ыми. 23. Род и число прилагательн ых. 24. Склонение прилагательн ых в единственно м числе. 25. Постановка вопросов к прилагательн ым. 26. Правописани е падежных окончаний прилагательн ых в прилагательные. Выбор наиболее подходящего по смыслу прилагательного для употребления в речи Выделение в речи словосочетаний прилагательных с существительными, постановка вопросов. Дополнение вывода с.93в учебнике. Согласование имени прилагательного с существительным в роде и числе. Выделение окончаний. Определение грамматических признаков имён прилагательных. Выбор прилагательного для сравнения предметов. Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Дополнение вывода с.99 Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже. Составление вопросов к тексту. Выделение в предложениях словосочетаний прил.+сущ. Постановка вопросов к прилагательным. Сравнение окончаний вопросов и прилагательных. Проверка безударных окончаний имен прилагательных по окончаниям вопросов. Распространение единственно м числе. 27. Подбор примеров для подкреплени я основной мысли текста. 28. Склонение прилагательн ых во множественн ом числе. 29. Постановка вопросов к прилагательн ым во множественн ом числе. 30. Правописани е падежных окончаний прилагательн ых во множественн ом числе. 31. Правописани е падежных окончаний прилагательн ых. 32. Склонение прилагательн ых. предложений именами прилагательными. Соотнесение текста и плана. Выделение основной мысли. Подкрепление основной мысли фактами, указанными в плане. Объяснение правописания безударных падежных окончаний прилагательных. Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам. Сравнение окончаний вопросов и прилагательных в каждом падеже. Выделение в тексте словосочетаний прилагательных с существительными. Постановка вопросов к прилагательным. Проверка падежных окончаний прилагательных во множественном числе окончаниями вопросов. Определение падежей. Объяснение написания падежных окончаний прилагательных. Распространение предложений однородными членами. Согласование прилагательных с существительными в Закрепление знаний. 33. Контрольная работа по теме «Имя прилагательн ое». 34. Работа над ошибками. Закрепление знаний. 35. Изложение на материале уроков чтения * 36. Местоимени е. Значение местоимений в речи. 37. Различение местоимений по лицам и числам. роде, числе, падеже. Проверка безударных падежных окончаний прилагательных. Исправление ошибок в согласовании прилагательных с существительными. Диктант с грамматическими заданиями. Анализ контрольных работ. Упражнения на закрепление: правописание прилагательных, грамматические признаки прилагательного. Изложение по повести И.С. Тургенева «Муму» (2 глава «Находка»). Анализ текста, Выделение опорных слов. Устный пересказ. Письменное изложение. Проверка. Местоимение как часть речи. Значение местоимений в речи. Употребление личных местоимений в речи. Замена существительных местоимениями. Изменение местоимений по лицам и числам. Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Употребление в предложениях местоимений. 38. Склонение местоимения 1-го лица единственно го числа. 39. Склонение местоимения 1-го лица множественн ого числа. 40. Склонение местоимений 1-го лица. 41. Склонение местоимений 1-го лица единственно го и множественн ого числа. 42. Склонение местоимения 2-го лица единственно го числа. 43. Склонение местоимения 2-го лица множественн ого числа. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа. Употребления местоимения 1-го лица ед. числа в разных падежах. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа. Употребление местоимения мы в косвенных падежах. Замена существительных местоимениями 1-го лица в разных падежах. Правописание местоимений с предлогами. Восстановление текста по опорным словосочетаниям. Написание местоимений с предлогами. Составление словосочетаний с местоимениями 1-го лица в разных падежах, определение падежей. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа. Употребление местоимения 2-го лица ед. числа в разных падежах с предлогами и без предлогов. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа. Употребление местоимения вы в разных падежах. 44. Склонение местоимений 2-го лица. 45. Склонение местоимений 2-го лица единственно го и множественн ого числа. 46. Склонение местоимений 3-го лица единственно го числа. 47. Склонение местоимения 3-го лица множественн ого числа. 48. Склонение местоимений 3-го лица. 49. Склонение местоимений 3-го лица единственно Сравнение предложений, содержащих местоимения вы, Вы. Вывод с.145. Употребление местоимения Вы как вежливое обращение к одному лицу. Замена существительных местоимениями 2-го лица в разных падежах. Определение падежа у местоимений. Употребление местоимений в диалоге. Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица ед. числа. Употребление местоимений 3-го лица ед. числа в разных падежах. Сравнение написания местоимений с предлогами и без предлогов. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица мн. числа. Употребление местоимения они в косвенных падежах. Правописание местоимений 3-го лица с предлогами. Связь предложений путем замены повторяющегося существительного местоимением. Замена повторяющихся существительных местоимениями 3-го лица. го и множественн ого числа. 50. Местоимени е. Закрепление знаний. 51. Самостоятел ьная работа по теме «Местоимен ие». 52. Составление и написание заявления. 53. Составление текста по его началу и опорным словам* (Вот хитрюга) 54. Глагол. Значение глаголов в речи. Правописание местоимений 3-го лица в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Употребление личных местоимений в устной и письменной речи. Работа с деформированными предложениями. Употребление местоимений в диалоге. Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Исправление речевых ошибок в предложениях. Деловое письмо. Заявление, его назначение. Форма написания заявления (образцы заявлений). Написание заявления о приеме на работу. Упражнения на повторение. Знакомство с началом рассказа. Выделение темы. Составление основной части. Устный пересказ. Запись текста. Проверка. Глагол как часть речи. Выделение глаголов в речи. Группы глаголов по их значению (глаголы речи, чувства, движения, звучания, цвета, труда) и их использование в речи. 55. Глаголы, близкие по значению. 56. Частица «не» с глаголами. 57. Неопределен ная форма глагола. 58. Изменение глаголов по временам и числам. 59. Изменение глаголов по лицам. Глаголы 1-го лица. 60. Постановка Различение глаголов по их значению. Близкие по значению глаголы. Выбор более подходящего по смыслу глагола. Дополнение предложений глаголами. Отрицательное значение частицы. Правописание частицы не с глаголами. Работа с пословицами, исправление недочетов. Употребление в предложениях глаголов с частицей не. Повторение о грамматических признаках глаголов. Наблюдение за глаголами неопределенной формы. Выводы. Вопросы и окончания глаголов неопределенной формы. Время глагола. Восстановление последовательности частей текста. Изменение времени повествования. Единство временных форм глагола в тексте. Исправление речевых ошибок в предложениях. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам. Наблюдение за глаголами 1-го лица. Вывод с.172 Выделение в тексте местоимений с глаголами. Наблюдение за вопросов к глаголам 1го лица. 61. Употреблени е глаголов в 1-м лице. 62. Глаголы 2-го лица. 63. Постановка вопросов к глаголам 2го лица. 64. Правописани е глаголов 2-го лица единственно го числа. 65. Употреблени е глаголов во 2-м лице. 66. Глаголы 3-го лица. 67. Постановка вопросов к вопросами к глаголам 1го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица от местоимений. Употребление глаголов в первом лице единственного и множественного числа. Постановка глаголов в форму 1-го лица. Знакомство с глаголами 2-го лица. Вывод с.177 Выделение в речи глаголов 2-го лица. Вопросы и окончания глаголов 2-го лица единственного и множественного числа. Употребление в речи глаголов 2-го лица. Выделение окончаний глаголов 2-го лица единственного числа. Правило с.181 Правописание –шь, шьсяу глаголов 2-го лица ед. числа. Употребление глаголов 2-го лица единственного числа в устной и письменной речи. Употребление глаголов во втором лице единственного и множественного числа. Изменение числа глаголов в тексте. Знакомство с глаголами 3-го лица. Вывод с.184 Составление словосочетаний и предложений с глаголами 3-го лица. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица. глаголам 3го лица. 68. Употреблени е глаголов в 3-м лице. 69. Правописани е глаголов на-тся, ться. 70. Различение глаголов по лицам и числам. 71. Глагол. Закрепление знаний. 72. Контрольная работа по теме «Глагол» 73. Работа над ошибками. Закрепление знаний. 74. Сочинениеописание по Окончания глаголов 3го лица единственного и множественного числа. Распространение предложений. Употребление глаголов в третьем лице единственного и множественного числа. Составление вопросов к предложениям в тексте. Различение глаголов 3го лица и неопределённой формы, которые заканчиваются на –тся,-ться. Постановка вопросов к глаголам. Изменение глаголов по лицам и числам. Определение лица и числа глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Упражнение в правописании глаголов: безударные гласные в личных окончаниях, ь после шипящих, не с глаголами, правописание глаголов на -тся и -ться. Исправление речевых ошибок. Повторение. Грамматические задания по теме. Проверка. Анализ ошибок, допущенных в диктанте и грамматических заданиях. Упражнения на закрепление темы «Изменение глаголов по лицам и числам». Рассматривание репродукции картины картине* (Грачи прилетели) 75. Наречие как часть речи. 76. Наречие – неизменяема я часть речи. 77. Значение наречий в речи. 78. Образование наречий от прилагательн А.Саврасова «Грачи прилетели». Чтение описания картины. Распространение подлежащего и сказуемого в каждом предложении. Написание текста. Проверка. Понятие о наречии как части речи. Практическое наблюдение за наречием в предложениях, постановка вопросов, значение. Выделение в предложениях словосочетаний глаголов с наречиями. Наблюдение за наречиями в словосочетаниях с глаголами, меняющими форму. Вывод: наречие не изменяется. Выделение наречий в предложениях. Постановка вопросов от глагола к наречию. Работа с деформированными предложениями. Выделение словосочетаний глаголов с наречиями. Постановка вопросов от глагола к наречию. Дополнение предложений данными словосочетаниями с наречиями. Наблюдение за однокоренными словами ых. 79. Наречия, противополо жные и близкие по значению. 80. Сочинение на основе заглавиятемы и плана* (Барсикохотник) 81. Наречия, отвечающие на вопрос как? 82. Наречия, отвечающие на вопрос где? 83. Наречия, отвечающие на вопрос когда? 84. Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? 85. Постановка (прилагательное и наречие). Образование наречий от прилагательных. Замена выражений наречиями. Употребление в речи наречий, близких и противоположных по значению. Работа с пословицами. Обсуждение темы и содержания текста. Составление предложений к каждому пункту плана. Устный пересказ. Написание сочинения. Проверка. Употребление наречий, обозначающих способ действия. Постановка вопросов к наречиям. Употребление наречий, обозначающих место действия, отвечающих на вопрос где? Распространение текста наречиями. Употребление наречий, обозначающих время действия, отвечающих на вопрос когда? Замена словосочетаний наречиями. Употребление наречий для установления последовательности изложения фактов. Употребление наречий, обозначающих место действия, отвечающих на вопросы куда? откуда? Выбор подходящих по смыслу наречий. Выделение вопросов к наречиям. 86. Подбор наречий с опорой на вопросы. 87. Наречие. Закрепление знаний. 88. Закрепление знаний по теме «Части речи». 89. Контрольная работа по теме «Части речи». 90. Работа над ошибками. Закрепление знаний. IV. Предложе ние (11 ч) 1. Простое предложение с однородным и членами. 2. Распростран словосочетаний глаголов с наречиями. Постановка вопросов к наречиям. Подбор к действию наречий по одному признаку с опорой на вопрос. Составление вопросов к тексту. Упражнение в употреблении наречий для связи предложений в тексте. Работа с наречиями противоположными по значению. Различение частей речи. Определение грамматических признаков существительного, прилагательного, глагола, местоимения. Исправление речевых недочетов. Повторение. Диктант с грамматическими заданиями. Проверка. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Упражнения на закрепление. - Обобщить Простое предложение с знания о однородными членами. простом и Запятая при однородных сложном членах. предложении; Схемы предложений с - формировать однородными членами. умение Главные и дифференцирова второстепенные члены ть простое предложения в качестве предложение с однородных. однородными членами и Упражнение в Знания о простом и сложном предложен ии. Умения строить простое распростра ненное предложен ие, простое ение предложений однородным и членами. 3. Сложное предложение без союзов. 4. Сложные предложения с союзами и, а, но. 5. Составление сложных предложений с союзами и, а, но. 6. Сравнение простых и сложных предложений . 7. Распростран ение простых и сложных предложений . 8. Составление предложений . сложное предложение; - закреплять умения в расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, сложных предложениях; употреблении данных предложений в устной и письменной речи; - развивать связную устную и письменную речь, внимание, память, творческое воображение, коммуникативн ые навыки; - воспитывать любовь к Родине, родному языку; трудолюбие; чувство товарищества, взаимопомощи; самостоятельнос ть, самоконтроль. распространении предложений однородными членами. Постановка знаков препинания между однородными членами. Повторение о сложном предложении. Выделение частей в сложном предложении при чтении голосом, на письме запятой. Выделение главных членов. Схемы предложений. Сложные предложения с союзами и, а, но. Схемы данных предложений. Составление сложных предложений из данных частей. Составление предложений по рисункам на заданную тему. Сравнение простых предложений с однородными членами со сложными предложениями. Схемы данных предложений. Составление сложных предложений и предложений с однородными членами Предложения распространенные и нераспространенные. Распространение простых предложений. Распространение частей сложного предложения. Составление простых и сложных предложений по вопросам, схемам, рисункам. предложен ие с однородны ми членами, сложное предложен ие; - правильно употреблят ь данные предложен ия в устной речи и оформлять на письме. 9. Предложени е. Закрепление знаний. 10. Проверочны й диктант по теме «Предложен ие» 11. Сочинение с элементами рассуждения * V. Повторен ие (8ч) 1. Состав слова. - Повторить и обобщить знания по основным разделам программы; - развивать логическое мышление, память, творческие способности, 2. Экскурсия «Размещение коммуникативн объявления». ые навыки, связную речь учащихся; - воспитывать любовь и 3. Имя существител интерес к русскому языку, ьное. родной природе; Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Предложение с обращением. Постановка знаков препинания в простых и сложных предложениях. Составление предложения разных конструкций. Построение схем. Предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение. Характерные признаки текста-рассуждения. Работа со вступлением и основной мыслью (нельзя уносить зверей и птиц из леса). Составление основной части и заключения по плану. Написание текста. Части слова. Разбор по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Правописание разделительного твердого знака. Составление объявления. Инструктаж. Тема и цель экскурсии. Наблюдения обучающихся во время экскурсии. Выводы. Грамматические признаки существительного. Правописание Знание изученных понятий. Умение применять полученные знания по основным разделам программы на практике. 4. Имя прилагательн ое. 5. Местоимени е. 6. Глагол. 7. Наречие. 8. Предложени е. самостоятельнос ть, самоконтроль. безударных окончаний существительных. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Проверка безударных окончаний прилагательных. Личные местоимения. Склонение местоимений. Замена существительных местоимениями. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание глаголов. Наречие как часть речи. Постановка вопросов к наречиям. Составление словосочетаний с наречиями. Простое и сложное предложения. Объяснение знаков препинания в простом и сложном предложении. Составление предложений по отдельным фрагментам. Формы и средства контроля Для проверки уровня усвоения знаний и умений по предмету программой предусмотрены контрольные и самостоятельные работы, проверочные диктанты по итогам изучения основных тем. Контрольные работы проводятся в конце каждой темы в форме грамматических заданий, диктантов, диктантов с грамматическими заданиями. График контрольных работ № п\п Дата Тема 1 Сентябрь Контрольная работа по теме «Предложение» (вводная) 2 Октябрь Контрольная работа по теме «Состав слова» 3 Декабрь Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 4 Март Контрольная работа по теме «Глагол» 5 Апрель Контрольная работа по теме «Части речи» (годовая) Контрольно-измерительные материалы. Контрольная работа №1 Тема: Предложение (вводн.). Диктант Сентябрь В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи. Кончилось лето. Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь — пора для наблюдений в природе. В эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетают на зимовку в тёплые страны. Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, запасаются едой. Белка заготовляет орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы. Насекомые прячутся в разные щели, засыпают непробудным сном до весны. (77слов) (Г. Скребицкий) Задание: 1. Последнее предложение разобрать по членам предложения, составить схему. 2. Разобрать по составу слово перелетные. 3. К глаголу запасаются подобрать из текста близкий по значению глагол. Контрольная работа №2 Тема: Состав слова. 1. Прочитай стихотворение. Найди в нём однокоренные слова. Поплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песню просвистели. Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу. 2. Какие гласные в корне надо проверить? Выдели их. Светлеет, светло, светлый, светильник. Подчеркни проверочное слово. 3. Какие согласные в корне надо проверить? Выдели их. Мягкий, мягко, мягонький, смягчить. Сердце, сердечко, сердцевина. Подчеркни проверочное слово. 4. Выдели приставки в словах. Подснежник, загадка, отсрочка, сделка, насмешка, перестрелка, походка, доставка, прогулка, надпись, объезд. 5. От слов бежать и прыгнуть образуй новые слова с приставками. 6. Раскрой скобки, запиши словосочетания. (За) шёл (за) товарищем. (По) ехал (по) дороге. (На) поляне (на) шли. 7. Начерти схемы сложных слов: листопад, коневод, пешеход, книголюб. Контрольная работа №3 Тема: Имя прилагательное. Диктант Зимний лес Чудесен и сказочен лес зимой. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Зеленые ветви маленьких и высоких елей покрыты тяжелыми шапками белого снега. Вершины елей и сосен украшены лиловыми шишками. Вот на стволе одной из ветвистых сосен красногрудый дятел долбит шишку. На ветки слетаются чижи и щеглы. На опушке леса поселились снегири. Они часами сидят на рябине или клене. Не страшны птицам зимние морозы. Лес полон жизни! (73 слова). Задание: 1. Данное предложение разобрать предложение по членам предложения: На ветки слетаются чижи и щеглы. 2. Определить род, число, падеж имен прилагательных: над лесными тропинками, белого снега, из ветвистых сосен, красногрудый дятел. 3. Разобрать по составу красногрудый. Контрольная работа №4 Тема: Глагол. 1. Прочитай слова. Цветок, рисовать, кровать, писал, пенал, красивый, красили, дочь, беречь. Выпиши глаголы. 2. В каждой группе исключи «лишнее» слово. Сижу, пишу, читает, решаю. 3. 4. 5. 6. Спал, гулял, завтракал, работает. Скучаешь, ждешь, помнишь, любите. Согрело, припекло, загорела, осветило. Поставь глаголы в неопределённую форму. перепутаешь – развяжем – построите – находят – отступишь – протекает – полюбим – пугает – Прочитай. На удочку кита поймаешь. Печальному шутка на ум идёт. Когда играют, тогда и пляши. Дружбу за деньги покупают. Запиши пословицы. Где нужно вставь частицу не. Прочитай. Ко мне прилетает Синица кормит(?)ся, И кормит(?)ся с рук Хлопотливая птица. Спиши. Вставь, где надо ь. объясни написание –тся, -ться. Найди и исправь речевые ошибки. Внук напишет письмо и отправил его дедушке. Если Сергей не хочешь, обойдёмся без него. Контрольная работа №5 Контрольная работа (за год). Диктант Черёмуха Наступает долгожданная весна. На опушках лесов, по берегам ручьев рано распускается и цветёт черёмуха. Это приятное и весёлое небольшое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться и радоваться. Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черёмухе забелеют пышные кисти цветов. Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой. (89 слов) Грамматическое задание. 1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой. 2. В последнем предложении второго абзаца подчеркнуть главные члены. 3. Подчеркнуть глаголы на - тся или - ться. 4. В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия. 5. Разобрать слова по составу: цветущую, ягодами. оценивает применяет понимает знает Уровни качества образованности Отлично «5» - содержание ответа соответствует поставленному вопросу; -знает грамматические понятия соответственно программе Хорошо «4» - при воспроизведении понятий и терминов допускает неточности; - знает основные грамматические понятия - обнаруживает понимание учебного материала; - может сформулировать ответ, привести примеры - затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос; - излагает материал недостаточно полно и последовательно; - допускает неточности в подтверждении правил примерами - умеет последовательно выполнять действие по алгоритму; - делает некоторые ошибки в речи - применяет изученные орфографические правила на практике; - употребляет в речи изученные грамматические понятия - объективно оценивает свои возможности; - определяет качество выполненной работы - оценивает свои возможности с организующей помощью педагога; - определяет качество со стимулирующей организующей помощью педагога Удовлетворительно «3» - ответ на вопрос содержит ошибки или большое количество неточностей, искажающих содержание ответа; - обнаруживает знание некоторых положений данной темы - не умеет самостоятельно объяснить материал по заданному вопросу; - затрудняется подтвердить правила примерами - затрудняется самостоятельно выполнять действия, нуждается в помощи учителя; - допускает ряд ошибок в речи - не всегда адекватно оценивает свои возможности; - исправляет недостатки с помощью педагога Критерии оценивания Оценка устных ответов Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если обучающийся: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся: обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка письменных работ обучающихся Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ детей, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым ребенком. Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками. Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: повторение одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ребенка. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Оценка грамматического разбора Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления. Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка изложения и сочинения Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В 8 – 9 классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов обучающимися. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки. Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки. Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; детям разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания. Учебно-методические средства обучения Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. Сб.1. Учебники: Якубовская Э.В. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. – 7-е издание. – М.; «Просвещение», 2021. – 255 с. Дополнительная литература: Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004; Зикеев А. Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка» ч.1, ч.2, ч.З, ч.4 - М. Владос, 2003; Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: АСТ: Астрель, 2003; Демонстрационный материал по русскому языку «Части речи», опорные таблицы по русскому языку, иллюстрационный материал для развития речи; дидактический материал (карточки для индивидуальной и групповой работы по темам, опорные схемы, коррекционно-развивающие упражнения). Материально-техническое обеспечение: Ноутбук Проектор Интерактивная доска