Рабочая программа по чтению для обучающегося 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (индивидуальное обучение) Ваганова О. Л.

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Согласовано
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»__________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№
от
Л.О.
«
»
________
«___»_____________20__г
2016
______20__г

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__»

Чтение
Рабочая программа
для обучающейся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
(ноябрь-май)
(индивидуальное обучение)
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: Научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающейся: развитие интереса к чтению, формирование навыков самостоятельного
чтения книг, читательской культуры; умение выбирать книги по интересу.
-Учить самостоятельно работать с книгой.
- Расширять и активизировать словарный запас;
Ожидаемые результаты освоения программы обучающейся.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является обязательным для
обучающейся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Будет возможность:
-научиться осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
-научиться пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;
-научится правильно давать оценку поступков героев и событий;
-читать наизусть 5-7 коротких стихотворений
Личностные:
-будет иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени;
-научиться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями;
-будет сформирована мотивация к обучению.
-научиться аргументировать собственную позицию при выработке решения.
Коммуникативные:

Будет возможность:
 вступать в контакт и работать (учитель – ученик)
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом спорной ситуации.
Содержание рабочей программы
Раздел
Дидактические единицы
Примерные лексические «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт
темы
зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады»,
«Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение
целыми словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми
структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.

Выразительное чтение

Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и
восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора,
подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям
и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и
поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под
руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора
к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по
теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения.
Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь
учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение
логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи.

Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими
словами с использованием приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке,
с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.)
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя
произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из
прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным
отрывкам текста.

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение
школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная
Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», урок развивающего контроля,
Критерии оценивания.
Отлично «5»
-отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно
-читает целыми словами и про себя с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками
-читает выразительно, с соблюдением знаков препинания
-пользуется различными видами информации
-твердо знает наизусть текст разученного стихотворения и читает его выразительно.
-высказывает свое отношение к поступкам героев.
- читает доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы, рассказывает отдельные эпизоды
из прочитанного.
Хорошо «4»
-читает целыми словами, трудные слова – по слогам
-допускает 1-2 ошибки при чтении
- в ответах на вопросы и при пересказе содержания допускает неточности
-допускает при недостаточно выразительном чтении наизусть 1-2 ошибки.

Удовлетворительно «3»
-ответ на вопрос содержит большое количество неточностей, искажающих содержание ответа
-читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам
-пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя.
-при чтении наизусть обнаруживает нетвердое усвоение текста
Календарно-тематическое планирование-26ч
Дат Раздел
а

Кол-во
часов

Тема

Содержание

Делу- время,
потехе- час

2

1.Пекла кошка пирожки…Русская
потешка
2.Прятки. По Н.Носову

В мире
животных

4

1.Бодливая корова. По
К.Ушинскому
2.Томка. По Е.Чарушину
3.Хитрый бурундук. Г.Снегирѐв
4.Лиса. По Ю.Дмитриеву

Жизнь дана
на добрые
дела

2

1.Пичугин мост. По Е.Пермяку
2.Котѐнок. Е.Благинина

Зима
наступила

6

1.Снег идѐт. По Л.Воронковой
2.Снегурочка. А.Слащѐв
3.На горке. По Н.Носову
4.Снежная шапка. В.Бирюков

-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы
-разные виды чтения
-коррекция воображения, мышления;
-увеличение объема памяти
развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-беседы
-проверка д.з
-чтение
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-беседы о добре и зле
-чтение
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы

5.Не ветер бушует над бором.
Н.Некрасов Заучив. наизусть
6.Находчивый медведь. По
В.Бианки
1.Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос. По Н Носову
2.Вот какой рассеянный.
С.Маршак

-разные виды чтения
-отгадывание загадок

-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
предложений;
-составление рассказов по наблюдениям в природе,
по сюжетным картинкам
коррекция воображения, мышления;
увеличение объема памяти на материале
инсценирования
развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом

Весѐлые
истории

2

Полюбуйся,
весна
наступает!

3

1.Март. В Алфѐров
2.Последняя льдина. По В.Бианки
3.Весенний вечер. По Ю.Ковалю

В мире
волшебной
сказки.

3

1.Знакомство с
сказкой.Хаврошечка. Русская
народная сказка
2.У лукоморья дуб зелѐный.
А.Пушкин
3.Подарки феи. По Ш.Перро

Родная
земля.

2

1.Царь-колокол. М.Ильин
2.День Победы. Т.Белозѐров

Лето пришло 2

1.Ливень. С.Козлов
2.Летние приметы. По А.Спирину

-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-развитие навыка связного высказывания
-упражнение «Исключи лишнее»

-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
предложений;
-составление рассказов по наблюдениям в природе,
по сюжетным картинкам

Материально техническое обеспечение и литература:
1. Чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
3. Чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия.Стихи ООО 2Издательство «Фламинго», 2004
4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ,
2003
Наборы картин, иллюстраций по сезонам
Иллюстрации к сказкам
Лист согласований и изменений
Дата
внесения
изменений

Место внесения изменений

Подпись лица,
вносившего
изменения

Подпись лица,
принявшего
изменения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».