Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»__________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам.директора по УВР «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ Бакисова № от Л.О. « » ________ «___»_____________20__г 2016 ______20__г «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» Чтение Рабочая программа для обучающейся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (ноябрь-май) (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель: Научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Задачи: - Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. - Формировать читательскую самостоятельность у обучающейся: развитие интереса к чтению, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; умение выбирать книги по интересу. -Учить самостоятельно работать с книгой. - Расширять и активизировать словарный запас; Ожидаемые результаты освоения программы обучающейся. Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность: -научиться осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; -научиться пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам; -научится правильно давать оценку поступков героев и событий; -читать наизусть 5-7 коротких стихотворений Личностные: -будет иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени; -научиться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями; -будет сформирована мотивация к обучению. -научиться аргументировать собственную позицию при выработке решения. Коммуникативные: Будет возможность: вступать в контакт и работать (учитель – ученик) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом спорной ситуации. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы Примерные лексические «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт темы зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло». Техника чтения Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Выразительное чтение Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения. Формы организации учебных занятий: индивидуальная Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», урок развивающего контроля, Критерии оценивания. Отлично «5» -отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно -читает целыми словами и про себя с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками -читает выразительно, с соблюдением знаков препинания -пользуется различными видами информации -твердо знает наизусть текст разученного стихотворения и читает его выразительно. -высказывает свое отношение к поступкам героев. - читает доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы, рассказывает отдельные эпизоды из прочитанного. Хорошо «4» -читает целыми словами, трудные слова – по слогам -допускает 1-2 ошибки при чтении - в ответах на вопросы и при пересказе содержания допускает неточности -допускает при недостаточно выразительном чтении наизусть 1-2 ошибки. Удовлетворительно «3» -ответ на вопрос содержит большое количество неточностей, искажающих содержание ответа -читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам -пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя. -при чтении наизусть обнаруживает нетвердое усвоение текста Календарно-тематическое планирование-26ч Дат Раздел а Кол-во часов Тема Содержание Делу- время, потехе- час 2 1.Пекла кошка пирожки…Русская потешка 2.Прятки. По Н.Носову В мире животных 4 1.Бодливая корова. По К.Ушинскому 2.Томка. По Е.Чарушину 3.Хитрый бурундук. Г.Снегирѐв 4.Лиса. По Ю.Дмитриеву Жизнь дана на добрые дела 2 1.Пичугин мост. По Е.Пермяку 2.Котѐнок. Е.Благинина Зима наступила 6 1.Снег идѐт. По Л.Воронковой 2.Снегурочка. А.Слащѐв 3.На горке. По Н.Носову 4.Снежная шапка. В.Бирюков -коррекция памяти при заучивании стихотворений; -развитие навыка связного устного высказывания при составлении ответов на вопросы; -этические беседы -разные виды чтения -коррекция воображения, мышления; -увеличение объема памяти развитие навыка связного высказывания -артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -беседы -проверка д.з -чтение -артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -беседы о добре и зле -чтение -коррекция памяти при заучивании стихотворений; -развитие навыка связного устного высказывания при составлении ответов на вопросы; -этические беседы 5.Не ветер бушует над бором. Н.Некрасов Заучив. наизусть 6.Находчивый медведь. По В.Бианки 1.Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н Носову 2.Вот какой рассеянный. С.Маршак -разные виды чтения -отгадывание загадок -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам коррекция воображения, мышления; увеличение объема памяти на материале инсценирования развитие навыка связного высказывания -артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом Весѐлые истории 2 Полюбуйся, весна наступает! 3 1.Март. В Алфѐров 2.Последняя льдина. По В.Бианки 3.Весенний вечер. По Ю.Ковалю В мире волшебной сказки. 3 1.Знакомство с сказкой.Хаврошечка. Русская народная сказка 2.У лукоморья дуб зелѐный. А.Пушкин 3.Подарки феи. По Ш.Перро Родная земля. 2 1.Царь-колокол. М.Ильин 2.День Победы. Т.Белозѐров Лето пришло 2 1.Ливень. С.Козлов 2.Летние приметы. По А.Спирину -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -развитие навыка связного высказывания -упражнение «Исключи лишнее» -коррекция памяти при заучивании стихотворений; -развитие навыка связного устного высказывания при составлении ответов на вопросы; -этические беседы -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам Материально техническое обеспечение и литература: 1. Чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год 3. Чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год 4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия.Стихи ООО 2Издательство «Фламинго», 2004 4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2003 Наборы картин, иллюстраций по сезонам Иллюстрации к сказкам Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения