Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Согласовано
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»__________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.
Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№
от
Л.О.
«
»
________
«___»_____________20__г
2016
______20__г
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__»
Чтение
Рабочая программа
для обучающейся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
(ноябрь-май)
(индивидуальное обучение)
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж
I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: Научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающейся: развитие интереса к чтению, формирование навыков самостоятельного
чтения книг, читательской культуры; умение выбирать книги по интересу.
-Учить самостоятельно работать с книгой.
- Расширять и активизировать словарный запас;
Ожидаемые результаты освоения программы обучающейся.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является обязательным для
обучающейся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Будет возможность:
-научиться осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
-научиться пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;
-научится правильно давать оценку поступков героев и событий;
-читать наизусть 5-7 коротких стихотворений
Личностные:
-будет иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени;
-научиться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями;
-будет сформирована мотивация к обучению.
-научиться аргументировать собственную позицию при выработке решения.
Коммуникативные:
Будет возможность:
вступать в контакт и работать (учитель – ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом спорной ситуации.
Содержание рабочей программы
Раздел
Дидактические единицы
Примерные лексические «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт
темы
зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады»,
«Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение
целыми словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми
структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.
Выразительное чтение
Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и
восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора,
подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям
и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и
поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под
руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора
к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по
теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения.
Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь
учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение
логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи.
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими
словами с использованием приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке,
с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.)
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя
произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из
прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным
отрывкам текста.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение
школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная
Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», урок развивающего контроля,
Критерии оценивания.
Отлично «5»
-отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно
-читает целыми словами и про себя с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками
-читает выразительно, с соблюдением знаков препинания
-пользуется различными видами информации
-твердо знает наизусть текст разученного стихотворения и читает его выразительно.
-высказывает свое отношение к поступкам героев.
- читает доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы, рассказывает отдельные эпизоды
из прочитанного.
Хорошо «4»
-читает целыми словами, трудные слова – по слогам
-допускает 1-2 ошибки при чтении
- в ответах на вопросы и при пересказе содержания допускает неточности
-допускает при недостаточно выразительном чтении наизусть 1-2 ошибки.
Удовлетворительно «3»
-ответ на вопрос содержит большое количество неточностей, искажающих содержание ответа
-читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам
-пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя.
-при чтении наизусть обнаруживает нетвердое усвоение текста
Календарно-тематическое планирование-26ч
Дат Раздел
а
Кол-во
часов
Тема
Содержание
Делу- время,
потехе- час
2
1.Пекла кошка пирожки…Русская
потешка
2.Прятки. По Н.Носову
В мире
животных
4
1.Бодливая корова. По
К.Ушинскому
2.Томка. По Е.Чарушину
3.Хитрый бурундук. Г.Снегирѐв
4.Лиса. По Ю.Дмитриеву
Жизнь дана
на добрые
дела
2
1.Пичугин мост. По Е.Пермяку
2.Котѐнок. Е.Благинина
Зима
наступила
6
1.Снег идѐт. По Л.Воронковой
2.Снегурочка. А.Слащѐв
3.На горке. По Н.Носову
4.Снежная шапка. В.Бирюков
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы
-разные виды чтения
-коррекция воображения, мышления;
-увеличение объема памяти
развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-беседы
-проверка д.з
-чтение
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-беседы о добре и зле
-чтение
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы
5.Не ветер бушует над бором.
Н.Некрасов Заучив. наизусть
6.Находчивый медведь. По
В.Бианки
1.Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос. По Н Носову
2.Вот какой рассеянный.
С.Маршак
-разные виды чтения
-отгадывание загадок
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
предложений;
-составление рассказов по наблюдениям в природе,
по сюжетным картинкам
коррекция воображения, мышления;
увеличение объема памяти на материале
инсценирования
развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
Весѐлые
истории
2
Полюбуйся,
весна
наступает!
3
1.Март. В Алфѐров
2.Последняя льдина. По В.Бианки
3.Весенний вечер. По Ю.Ковалю
В мире
волшебной
сказки.
3
1.Знакомство с
сказкой.Хаврошечка. Русская
народная сказка
2.У лукоморья дуб зелѐный.
А.Пушкин
3.Подарки феи. По Ш.Перро
Родная
земля.
2
1.Царь-колокол. М.Ильин
2.День Победы. Т.Белозѐров
Лето пришло 2
1.Ливень. С.Козлов
2.Летние приметы. По А.Спирину
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-развитие навыка связного высказывания
-упражнение «Исключи лишнее»
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания
при составлении ответов на вопросы;
-этические беседы
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
предложений;
-составление рассказов по наблюдениям в природе,
по сюжетным картинкам
Материально техническое обеспечение и литература:
1. Чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
3. Чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия.Стихи ООО 2Издательство «Фламинго», 2004
4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ,
2003
Наборы картин, иллюстраций по сезонам
Иллюстрации к сказкам
Лист согласований и изменений
Дата
внесения
изменений
Место внесения изменений
Подпись лица,
вносившего
изменения
Подпись лица,
принявшего
изменения