Рабочая программа по математике для обучающегося 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (индивидуальное обучение) Ваганова О. Л.

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«____»____________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№ Л.О.
от «
»
________
«___» 2016
____________20___г
«___»_______20___г

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Шляпникова Н.И.
Приказ № __ от

Математика
Рабочая программа
для обучающейся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
(ноябрь-май)
(индивидуальное обучение)

Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающейся, социальная реабилитация и адаптация с
интеллектуальным нарушением в современном обществе
Задачи обучения:
-развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
-формирование знания таблицы умножения и деления.
- совершенствование умения решать задачи.
-закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры.
-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до
конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является
обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень

- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
- откладывание любых чисел в пределах 100 на счѐтах
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания
зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с
помощью учителя);
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году;
- определение времени по часам (одним способом).
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5 (до 20);
– умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при
измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах) (с помощью учителя);
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
–построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Личностные:
Будет возможность:
-научится признавать собственные ошибки.
- научится задавать вопросы с целью получения информации;
- научится обращаться за помощью и принимать помощь;
Коммуникативные:
Будет возможность:
-вступать в контакт и работать (учитель - ученик,)
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через
десяток»
1. Реши примеры

2.
3.
4.
5.

29 +2 =
41 – 3 =
54 +8 =
86 – 7=
Составь 2 примера на умножение с ответами 20 и 32 и 2 примера на деление с ответами 4 и 5
Решить выражения
53 + 30 -9 =
40 +7 -40 =
66 – 8 + 23=
У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у
Васи?
Начертить с помощью линейки и карандаша квадрат со стороной 3 см..

Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления»
Тест : Подчеркни правильный ответ.
6 х4
25 24 18
7х3
21 22 23
5х6
35 40 30
8х3
16 20 24
2х9
9 18 2
4х7
28 14 32
Один пряник стоит 6 рублей. Сколько будут стоить 2 пряника?
6 руб. 12 руб. 18 руб
21 цветок расставили в 3 вазы поровну. Сколько цветков в каждой вазе?
6цв.,
7цв.,
8цв.
Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия»
1.Какое это число? 2дес.7ед..- ….
7дес. - …. 6ед. - ….
10дес. - ….
2.Реши примеры
9+9 = 13 – 4 =
40 : 8 =
72 + 28 =
6x5=
100 – 34 =
4 + 46 =
3.Реши выражения
30 + 12:4=
100 – 8 х3=
(38 – 30):8=
7x 7+ 40 =
4.Реши примеры с наименованными числами
1м. – 12 см=
1год – 12 мес.=
1ч.- 50мин.=
1р – 28к.=
5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения

Содержание рабочей программы
Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
действия и
записью примера в строчку).
задачи
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
24 ч
через разряд и с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений
при сложении и вычитании чисел. Проверка устных
вычислений приемами письменных вычислений и наоборот.
Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка
сложения и вычитания обратным арифметическим
действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Переместительное свойство умножения. Таблица деления
на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0
на число. Способы проверки правильности выполнения
вычислений при умножении и делении чисел (на основе
использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи
сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной
предметной совокупности и предметной совокупности,
сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка
правильности вычислений по нахождению неизвестного
компонента сложения.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Название компонентов и результатов сложения и вычитания
в речи учащихся.

Игра-соревнование «Берем цифры,
составляем числа»
Коррекция памяти, мышления.
«Дополни до указанного числа»
Развитие памяти, внимания,
мышления на основе упражнения
«Считай».
Коррекция внимания, зрительной
памяти. «Что изменилось?»
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания, зрительного
восприятия, памяти. «Какой пример
решен?»
Коррекция развитие правильной
математической речи, логического
мышления,
Коррекция внимания (устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»

Повторение
2ч

Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
путѐм разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм
разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы
состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток.
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок
действий при решении примеров; чѐтные нечѐтные,
однозначные - двузначные числа;
Таблица умножения и деления
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
Решение простых и составных задач.

Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков
самоконтроля.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная
Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», обобщающий урок, контрольный урок.

Критерии оценивания
Отлично «5»
-умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
-самостоятельно с минимальной помощью учителя правильно может решить простую арифметическую задачу,
объяснить ход решения;
-дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа
предметно-практическими действиями;
-правильно узнает и называет геометрические фигуры;
правильно выполняет работы по измерению и черчению;
самостоятельно выполняет вычисления по алгоритму.
Хорошо «4»
-при ответе ученик допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах;

-при вычислениях нуждается в помощи;
-при решении задач нуждается в дополнительных объяснениях;
-называет геометрические фигуры с незначительной помощью учителя;
-выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Удовлетворительно «3»
-при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы;
-производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала;
-понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя
Календарно-тематическое планирование-26ч
Раздел

Дата

№
п/п

Тема урока

Содержание.

2 четверть
Арифметические
действия и задачи.

Дата

1.

Сложение двузначного числа с
однозначным числом с
переходом через разряд (38+5)
приемами устных вычислений.

Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу сложения в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа. Знание и применение
переместительного свойства сложения.

2.

Составление арифметических
задач в 2 действия по краткой
записи.

Составление арифметической задачи в
2действия с опорой на краткую запись,
выполнение решения составной
арифметической задачи в два действия

(сложение, вычитание, умножение,
деление) на основе моделирования
содержания задачи. Умение объяснять и
обосновывать действие, выбранное для
решения задачи. Оформление решения
задачи по вопросам.
3.

Сложение двузначных чисел
(38+25) с переходом через
разряд приемами устных
вычислений.

Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу сложения в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения второго числа
на разрядные слагаемые (круглые десятки и
единицы).

4.

Вычитание однозначного числа
из двузначного числа с
переходом через разряд (34-5)
приемами устных вычислений.

Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу вычитания в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения вычитаемого
на два числа. Навыки счета равными числовыми
группами в пределах 100.

5.

Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд (53-24)
приемами устных вычислений.

Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу вычитания в
пределах 10. Нахождение значения числового

выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем замены вычитаемого
двумя числами (круглыми десятками и
единицами).
6.

Табличное умножение числа 3 в Знать табличные случаи умножения числа 3.
пределах 100. Деление на 3.
Уметь составлять, записывать и читать примеры
на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Знать правило выполнения порядка действий в
числовых выражениях без скобок, содержащих
умножение.
Умение правильно определять порядок действий
при вычислении значений выражений без скобок,
содержащих умножение.
Умение читать математические выражения и
находить их значения.
Вычислительные навыки сложения и вычитания в
пределах 100 с переходом через разряд.

7.

Табличные случаи умножения
числа 4 и деление на 4 в
пределах 100.

Знать смысл арифметического действия
умножения; таблицу умножения числа 4. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на
умножение; считать равными числовыми
группами. Знание названий компонентов и
результатов умножения, их понимание в речи

учителя, их использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
8.

Табличные случаи умножения
Знать табличные случаи умножения числа 5.
числа 5 и таблица деления на 5 в Уметь составлять, записывать и читать примеры
пределах 100.
на умножение.
Промежуточная контрольная
работа по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»

Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.

3 четверть
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи

Дата

1.

Табличные случаи
умножения числа 6 в
пределах 100. И деления
на 6.

Знать табличные случаи умножения числа 6. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения. Умение читать математические выражения
и находить их значения. Вычислительные навыки
сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через
разряд.

2.

Простые арифметические
задачи на нахождение
цены. Краткая запись

Знание понятия величин «цена», «количество»,
«стоимость»; денежных единиц измерения стоимости;
зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

Геометрический
материал

Арифметические
действия.
Арифметические
задачи

3.

4.

задачи в виде таблицы.

Знакомство с решением простой арифметической задачи
на нахождение цены по известным данным. Умение
записывать условие задачи в таблицу. Умение решать
текстовые задачи.

Геометрическая фигура:
прямоугольник.

Умение самостоятельно оценивать результат своих
действий, контролировать себя, находить и исправлять
собственные ошибки.

Названия, свойство сторон
прямоугольника.
Построение
прямоугольника с
помощью чертежного
угольника.

Знать понятие «прямоугольник», существенные
признаки геометрической фигуры. Умение узнавать,
называть геометрическую фигуру «прямоугольник».
Знание названий сторон прямоугольника, свойства
сторон прямоугольника. Навык построения
прямоугольника с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.

Табличные случаи
умножения числа 7 в
пределах 100. И деления
на 7

Знать табличные случаи умножения числа 7. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения. Умение читать математические выражения
и находить их значения. Вычислительные навыки
сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через
разряд.

Геометрический

5.

Квадрат.

Знать термин «квадрат», существенные признаки

материал

Арифметические
действия.
Арифметические
задачи

Противоположные
стороны квадрата, их
свойство. Построение
квадрата с помощью
чертежного угольника.

квадрата; свойство противоположных сторон квадрата.
Умение распознавать, узнавать, называть
геометрическую фигуру «квадрат». Навык построения
квадрата с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.

6.

Табличные случаи
умножения числа 8 в
пределах 100. И деления
на 8

Знать табличные случаи умножения числа 8. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Умение читать математические выражения и находить
их значения.

7.

Табличные случаи
умножения числа 9 в
пределах 100.

Знать табличные случаи умножения числа 9. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Умение читать математические выражения и находить
их значения.

Деления на 9

Геометрический
материал

8.

Пересечение
геометрических фигур.
Точки пересечения.
Построение
пересекающихся,

Узнавание, называние, построение, моделирование
взаимного положения двух геометрических фигур;
нахождение точки пересечения.

непересекающихся
геометрических фигур.
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи

9.

Умножение единицы на
число и деление на
единицу. Умножение
числа на единицу.

Знание правила умножения числа 1 и на 1. Умение
использовать частные случаи умножения числа 1 и на 1.
Знание переместительного свойства умножения.
Вычислительные навыки.

10.

Проверочная работа за 3
четверть по теме
«Табличные случаи
умножения и деления»

1.

Сложение двузначных
чисел с переходом через
разряд (письменный
прием) вида: 27+15.

2.

Вычитание двузначного
Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный
числа из круглых десятков состав чисел в пределах 100; состав чисел первого
(письменный прием) вида: десятка; алгоритм письменных способов (в столбик)

4 четверть
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи

Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный
состав чисел в пределах 100; состав чисел первого
десятка; алгоритм письменных способов (в столбик)
сложения чисел в пределах 100 с переходом через
разряд.
Уметь пользоваться письменными приемами
вычислений.
Владеть навыком письменного сложения чисел с
переходом через разряд.
Понимать учебную задачу, соблюдать
последовательность действий по выполнению учебной
задачи.

60-23.

вычитания чисел в пределах 100 с переходом через
разряд.
Уметь пользоваться письменными приемами
вычислений.
Владеть навыком письменного вычитания чисел с
переходом через разряд.
Понимать учебную задачу, соблюдать
последовательность действий по выполнению учебной
задачи.
Навык комментированного выполнения задания.
Навыки решения задач разных видов на сложение и
вычитание.

3.

Вычитание двузначных
чисел с переходом через
разряд (письменный
прием) вида: 62-24.

4.

Итоговая контрольная
работа по теме
«Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд»

Умение использовать изученные правила, способы
действий, приѐмы вычислений при выполнении
учебных заданий. Умение уверенно применять
письменные приемы вычислений для нахождения
суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100.
Умение выполнять решение составной арифметической
задачи в 2 действия; оформлять решение задачи по
вопросам.

5.

Умножение 0 на число (на
основе взаимосвязи
сложения и умножения).
Умножение числа на 0.
Деление 0 на число (на
основе взаимосвязи
умножения и деления).

Знание правила умножения 0 на число и числа на 0;
переместительного свойства умножения. Умение
выполнять умножение 0 на число; числа на 0.
Вычислительные навыки. Умение рассуждать и делать
выводы. Знание правила деления 0 на число;
взаимосвязи действий умножения и деления. Умение
выполнять деление 0 на число. Умение анализировать,
обобщать, использовать свойства арифметических

действий
6.

Умножение 10 на число
(на основе взаимосвязи
сложения и умножения).
Умножение числа на 10.
Деление числа на 10

Знание правила умножения 10 на число и числа на 10;
переместительного свойства умножения; взаимосвязи
действий сложения и умножения. Знание правила
деления числа на 10. Умение находить результат
действия деления с помощью примера на умножение.

7.

Табличные случаи
умножения и деления.
Решение арифметических
задач на увеличение и
уменьшение числа в
несколько раз.

Знание табличных случаев умножения и деления.
Умение решать примеры в 2 действия без скобок,
содержащих действия сложения, вычитания, умножения
и деления; задачи на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.

8.

Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд (письменные
вычисления).

Умение использовать изученные правила, способы
действий, приѐмы вычислений при выполнении
учебных заданий.
Умение уверенно применять письменные приемы
вычислений для нахождения суммы и разности любых
2-х чисел в пределах 100.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва
«Просвещение», 2018г.

Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Алышева Т.В.
Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребѐнка 6-7 лет – М.: Изд-во Эксмо, 2006
Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика: Тесты: 1 класс – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; числовой квадрат;
таблиц на печатной основе;
- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников;
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица
Пифагора
- настольные развивающие игры;
Лист согласований и изменений
Дата
внесения
изменений

Место внесения изменений

Подпись лица,
вносившего
изменения

Подпись лица,
принявшего
изменения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».