Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«____»____________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.
Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№ Л.О.
от «
»
________
«___» 2016
____________20___г
«___»_______20___г
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Шляпникова Н.И.
Приказ № __ от
Математика
Рабочая программа
для обучающейся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
(ноябрь-май)
(индивидуальное обучение)
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж
I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающейся, социальная реабилитация и адаптация с
интеллектуальным нарушением в современном обществе
Задачи обучения:
-развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
-формирование знания таблицы умножения и деления.
- совершенствование умения решать задачи.
-закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры.
-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до
конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является
обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
- откладывание любых чисел в пределах 100 на счѐтах
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания
зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с
помощью учителя);
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году;
- определение времени по часам (одним способом).
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5 (до 20);
– умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при
измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах) (с помощью учителя);
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
–построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Личностные:
Будет возможность:
-научится признавать собственные ошибки.
- научится задавать вопросы с целью получения информации;
- научится обращаться за помощью и принимать помощь;
Коммуникативные:
Будет возможность:
-вступать в контакт и работать (учитель - ученик,)
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через
десяток»
1. Реши примеры
2.
3.
4.
5.
29 +2 =
41 – 3 =
54 +8 =
86 – 7=
Составь 2 примера на умножение с ответами 20 и 32 и 2 примера на деление с ответами 4 и 5
Решить выражения
53 + 30 -9 =
40 +7 -40 =
66 – 8 + 23=
У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у
Васи?
Начертить с помощью линейки и карандаша квадрат со стороной 3 см..
Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления»
Тест : Подчеркни правильный ответ.
6 х4
25 24 18
7х3
21 22 23
5х6
35 40 30
8х3
16 20 24
2х9
9 18 2
4х7
28 14 32
Один пряник стоит 6 рублей. Сколько будут стоить 2 пряника?
6 руб. 12 руб. 18 руб
21 цветок расставили в 3 вазы поровну. Сколько цветков в каждой вазе?
6цв.,
7цв.,
8цв.
Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия»
1.Какое это число? 2дес.7ед..- ….
7дес. - …. 6ед. - ….
10дес. - ….
2.Реши примеры
9+9 = 13 – 4 =
40 : 8 =
72 + 28 =
6x5=
100 – 34 =
4 + 46 =
3.Реши выражения
30 + 12:4=
100 – 8 х3=
(38 – 30):8=
7x 7+ 40 =
4.Реши примеры с наименованными числами
1м. – 12 см=
1год – 12 мес.=
1ч.- 50мин.=
1р – 28к.=
5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения
Содержание рабочей программы
Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
действия и
записью примера в строчку).
задачи
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
24 ч
через разряд и с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений
при сложении и вычитании чисел. Проверка устных
вычислений приемами письменных вычислений и наоборот.
Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка
сложения и вычитания обратным арифметическим
действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Переместительное свойство умножения. Таблица деления
на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0
на число. Способы проверки правильности выполнения
вычислений при умножении и делении чисел (на основе
использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи
сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной
предметной совокупности и предметной совокупности,
сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка
правильности вычислений по нахождению неизвестного
компонента сложения.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Название компонентов и результатов сложения и вычитания
в речи учащихся.
Игра-соревнование «Берем цифры,
составляем числа»
Коррекция памяти, мышления.
«Дополни до указанного числа»
Развитие памяти, внимания,
мышления на основе упражнения
«Считай».
Коррекция внимания, зрительной
памяти. «Что изменилось?»
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания, зрительного
восприятия, памяти. «Какой пример
решен?»
Коррекция развитие правильной
математической речи, логического
мышления,
Коррекция внимания (устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Повторение
2ч
Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
путѐм разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм
разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы
состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток.
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок
действий при решении примеров; чѐтные нечѐтные,
однозначные - двузначные числа;
Таблица умножения и деления
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
Решение простых и составных задач.
Коррекция внимания и зрительного
восприятия на основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков
самоконтроля.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная
Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», обобщающий урок, контрольный урок.
Критерии оценивания
Отлично «5»
-умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
-самостоятельно с минимальной помощью учителя правильно может решить простую арифметическую задачу,
объяснить ход решения;
-дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа
предметно-практическими действиями;
-правильно узнает и называет геометрические фигуры;
правильно выполняет работы по измерению и черчению;
самостоятельно выполняет вычисления по алгоритму.
Хорошо «4»
-при ответе ученик допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах;
-при вычислениях нуждается в помощи;
-при решении задач нуждается в дополнительных объяснениях;
-называет геометрические фигуры с незначительной помощью учителя;
-выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Удовлетворительно «3»
-при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы;
-производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала;
-понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя
Календарно-тематическое планирование-26ч
Раздел
Дата
№
п/п
Тема урока
Содержание.
2 четверть
Арифметические
действия и задачи.
Дата
1.
Сложение двузначного числа с
однозначным числом с
переходом через разряд (38+5)
приемами устных вычислений.
Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу сложения в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа. Знание и применение
переместительного свойства сложения.
2.
Составление арифметических
задач в 2 действия по краткой
записи.
Составление арифметической задачи в
2действия с опорой на краткую запись,
выполнение решения составной
арифметической задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение,
деление) на основе моделирования
содержания задачи. Умение объяснять и
обосновывать действие, выбранное для
решения задачи. Оформление решения
задачи по вопросам.
3.
Сложение двузначных чисел
(38+25) с переходом через
разряд приемами устных
вычислений.
Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу сложения в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения второго числа
на разрядные слагаемые (круглые десятки и
единицы).
4.
Вычитание однозначного числа
из двузначного числа с
переходом через разряд (34-5)
приемами устных вычислений.
Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу вычитания в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем разложения вычитаемого
на два числа. Навыки счета равными числовыми
группами в пределах 100.
5.
Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд (53-24)
приемами устных вычислений.
Знать разряды (единицы, десятки, сотни),
десятичный состав чисел в пределах 100; состав
чисел первого десятка; таблицу вычитания в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной
записью решения путем замены вычитаемого
двумя числами (круглыми десятками и
единицами).
6.
Табличное умножение числа 3 в Знать табличные случаи умножения числа 3.
пределах 100. Деление на 3.
Уметь составлять, записывать и читать примеры
на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Знать правило выполнения порядка действий в
числовых выражениях без скобок, содержащих
умножение.
Умение правильно определять порядок действий
при вычислении значений выражений без скобок,
содержащих умножение.
Умение читать математические выражения и
находить их значения.
Вычислительные навыки сложения и вычитания в
пределах 100 с переходом через разряд.
7.
Табличные случаи умножения
числа 4 и деление на 4 в
пределах 100.
Знать смысл арифметического действия
умножения; таблицу умножения числа 4. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на
умножение; считать равными числовыми
группами. Знание названий компонентов и
результатов умножения, их понимание в речи
учителя, их использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
8.
Табличные случаи умножения
Знать табличные случаи умножения числа 5.
числа 5 и таблица деления на 5 в Уметь составлять, записывать и читать примеры
пределах 100.
на умножение.
Промежуточная контрольная
работа по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
3 четверть
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи
Дата
1.
Табличные случаи
умножения числа 6 в
пределах 100. И деления
на 6.
Знать табличные случаи умножения числа 6. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения. Умение читать математические выражения
и находить их значения. Вычислительные навыки
сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через
разряд.
2.
Простые арифметические
задачи на нахождение
цены. Краткая запись
Знание понятия величин «цена», «количество»,
«стоимость»; денежных единиц измерения стоимости;
зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Геометрический
материал
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи
3.
4.
задачи в виде таблицы.
Знакомство с решением простой арифметической задачи
на нахождение цены по известным данным. Умение
записывать условие задачи в таблицу. Умение решать
текстовые задачи.
Геометрическая фигура:
прямоугольник.
Умение самостоятельно оценивать результат своих
действий, контролировать себя, находить и исправлять
собственные ошибки.
Названия, свойство сторон
прямоугольника.
Построение
прямоугольника с
помощью чертежного
угольника.
Знать понятие «прямоугольник», существенные
признаки геометрической фигуры. Умение узнавать,
называть геометрическую фигуру «прямоугольник».
Знание названий сторон прямоугольника, свойства
сторон прямоугольника. Навык построения
прямоугольника с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.
Табличные случаи
умножения числа 7 в
пределах 100. И деления
на 7
Знать табличные случаи умножения числа 7. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения. Умение читать математические выражения
и находить их значения. Вычислительные навыки
сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через
разряд.
Геометрический
5.
Квадрат.
Знать термин «квадрат», существенные признаки
материал
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи
Противоположные
стороны квадрата, их
свойство. Построение
квадрата с помощью
чертежного угольника.
квадрата; свойство противоположных сторон квадрата.
Умение распознавать, узнавать, называть
геометрическую фигуру «квадрат». Навык построения
квадрата с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.
6.
Табличные случаи
умножения числа 8 в
пределах 100. И деления
на 8
Знать табличные случаи умножения числа 8. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Умение читать математические выражения и находить
их значения.
7.
Табличные случаи
умножения числа 9 в
пределах 100.
Знать табличные случаи умножения числа 9. Уметь
составлять, записывать и читать примеры на умножение.
Знание названий компонентов и результатов
умножения, их понимание в речи учителя, их
использование в собственной речи.
Знание и применение переместительного свойства
умножения.
Умение читать математические выражения и находить
их значения.
Деления на 9
Геометрический
материал
8.
Пересечение
геометрических фигур.
Точки пересечения.
Построение
пересекающихся,
Узнавание, называние, построение, моделирование
взаимного положения двух геометрических фигур;
нахождение точки пересечения.
непересекающихся
геометрических фигур.
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи
9.
Умножение единицы на
число и деление на
единицу. Умножение
числа на единицу.
Знание правила умножения числа 1 и на 1. Умение
использовать частные случаи умножения числа 1 и на 1.
Знание переместительного свойства умножения.
Вычислительные навыки.
10.
Проверочная работа за 3
четверть по теме
«Табличные случаи
умножения и деления»
1.
Сложение двузначных
чисел с переходом через
разряд (письменный
прием) вида: 27+15.
2.
Вычитание двузначного
Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный
числа из круглых десятков состав чисел в пределах 100; состав чисел первого
(письменный прием) вида: десятка; алгоритм письменных способов (в столбик)
4 четверть
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи
Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный
состав чисел в пределах 100; состав чисел первого
десятка; алгоритм письменных способов (в столбик)
сложения чисел в пределах 100 с переходом через
разряд.
Уметь пользоваться письменными приемами
вычислений.
Владеть навыком письменного сложения чисел с
переходом через разряд.
Понимать учебную задачу, соблюдать
последовательность действий по выполнению учебной
задачи.
60-23.
вычитания чисел в пределах 100 с переходом через
разряд.
Уметь пользоваться письменными приемами
вычислений.
Владеть навыком письменного вычитания чисел с
переходом через разряд.
Понимать учебную задачу, соблюдать
последовательность действий по выполнению учебной
задачи.
Навык комментированного выполнения задания.
Навыки решения задач разных видов на сложение и
вычитание.
3.
Вычитание двузначных
чисел с переходом через
разряд (письменный
прием) вида: 62-24.
4.
Итоговая контрольная
работа по теме
«Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд»
Умение использовать изученные правила, способы
действий, приѐмы вычислений при выполнении
учебных заданий. Умение уверенно применять
письменные приемы вычислений для нахождения
суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100.
Умение выполнять решение составной арифметической
задачи в 2 действия; оформлять решение задачи по
вопросам.
5.
Умножение 0 на число (на
основе взаимосвязи
сложения и умножения).
Умножение числа на 0.
Деление 0 на число (на
основе взаимосвязи
умножения и деления).
Знание правила умножения 0 на число и числа на 0;
переместительного свойства умножения. Умение
выполнять умножение 0 на число; числа на 0.
Вычислительные навыки. Умение рассуждать и делать
выводы. Знание правила деления 0 на число;
взаимосвязи действий умножения и деления. Умение
выполнять деление 0 на число. Умение анализировать,
обобщать, использовать свойства арифметических
действий
6.
Умножение 10 на число
(на основе взаимосвязи
сложения и умножения).
Умножение числа на 10.
Деление числа на 10
Знание правила умножения 10 на число и числа на 10;
переместительного свойства умножения; взаимосвязи
действий сложения и умножения. Знание правила
деления числа на 10. Умение находить результат
действия деления с помощью примера на умножение.
7.
Табличные случаи
умножения и деления.
Решение арифметических
задач на увеличение и
уменьшение числа в
несколько раз.
Знание табличных случаев умножения и деления.
Умение решать примеры в 2 действия без скобок,
содержащих действия сложения, вычитания, умножения
и деления; задачи на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
8.
Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд (письменные
вычисления).
Умение использовать изученные правила, способы
действий, приѐмы вычислений при выполнении
учебных заданий.
Умение уверенно применять письменные приемы
вычислений для нахождения суммы и разности любых
2-х чисел в пределах 100.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва
«Просвещение», 2018г.
Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Алышева Т.В.
Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребѐнка 6-7 лет – М.: Изд-во Эксмо, 2006
Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика: Тесты: 1 класс – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; числовой квадрат;
таблиц на печатной основе;
- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников;
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица
Пифагора
- настольные развивающие игры;
Лист согласований и изменений
Дата
внесения
изменений
Место внесения изменений
Подпись лица,
вносившего
изменения
Подпись лица,
принявшего
изменения