Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам.директора по УВР «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ Бакисова № Л.О. от « » ________ «___» 2016 ____________20___г «___»_______20___г «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Шляпникова Н.И. Приказ № __ от Математика Рабочая программа для обучающейся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (ноябрь-май) (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающейся, социальная реабилитация и адаптация с интеллектуальным нарушением в современном обществе Задачи обучения: -развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. -формирование знания таблицы умножения и деления. - совершенствование умения решать задачи. -закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. -коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; -формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью. Минимальный уровень - знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; - откладывание любых чисел в пределах 100 на счѐтах - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; - выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; - понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления; - выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); - пользование календарем для установления порядка месяцев в году; - определение времени по часам (одним способом). - знание таблицы умножения однозначных чисел до 5 (до 20); – умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя); – различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; –построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). Личностные: Будет возможность: -научится признавать собственные ошибки. - научится задавать вопросы с целью получения информации; - научится обращаться за помощью и принимать помощь; Коммуникативные: Будет возможность: -вступать в контакт и работать (учитель - ученик,) -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; Контрольно-измерительные материалы Промежуточная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток» 1. Реши примеры 2. 3. 4. 5. 29 +2 = 41 – 3 = 54 +8 = 86 – 7= Составь 2 примера на умножение с ответами 20 и 32 и 2 примера на деление с ответами 4 и 5 Решить выражения 53 + 30 -9 = 40 +7 -40 = 66 – 8 + 23= У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у Васи? Начертить с помощью линейки и карандаша квадрат со стороной 3 см.. Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления» Тест : Подчеркни правильный ответ. 6 х4 25 24 18 7х3 21 22 23 5х6 35 40 30 8х3 16 20 24 2х9 9 18 2 4х7 28 14 32 Один пряник стоит 6 рублей. Сколько будут стоить 2 пряника? 6 руб. 12 руб. 18 руб 21 цветок расставили в 3 вазы поровну. Сколько цветков в каждой вазе? 6цв., 7цв., 8цв. Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия» 1.Какое это число? 2дес.7ед..- …. 7дес. - …. 6ед. - …. 10дес. - …. 2.Реши примеры 9+9 = 13 – 4 = 40 : 8 = 72 + 28 = 6x5= 100 – 34 = 4 + 46 = 3.Реши выражения 30 + 12:4= 100 – 8 х3= (38 – 30):8= 7x 7+ 40 = 4.Реши примеры с наименованными числами 1м. – 12 см= 1год – 12 мес.= 1ч.- 50мин.= 1р – 28к.= 5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения Содержание рабочей программы Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с действия и записью примера в строчку). задачи Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода 24 ч через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления). Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Игра-соревнование «Берем цифры, составляем числа» Коррекция памяти, мышления. «Дополни до указанного числа» Развитие памяти, внимания, мышления на основе упражнения «Считай». Коррекция внимания, зрительной памяти. «Что изменилось?» Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция внимания, зрительного восприятия, памяти. «Какой пример решен?» Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Повторение 2ч Число 0 как компонент сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путѐм разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чѐтные нечѐтные, однозначные - двузначные числа; Таблица умножения и деления Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решение простых и составных задач. Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля. Формы организации учебных занятий: индивидуальная Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», обобщающий урок, контрольный урок. Критерии оценивания Отлично «5» -умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; -самостоятельно с минимальной помощью учителя правильно может решить простую арифметическую задачу, объяснить ход решения; -дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями; -правильно узнает и называет геометрические фигуры; правильно выполняет работы по измерению и черчению; самостоятельно выполняет вычисления по алгоритму. Хорошо «4» -при ответе ученик допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах; -при вычислениях нуждается в помощи; -при решении задач нуждается в дополнительных объяснениях; -называет геометрические фигуры с незначительной помощью учителя; -выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Удовлетворительно «3» -при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; -производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала; -понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя Календарно-тематическое планирование-26ч Раздел Дата № п/п Тема урока Содержание. 2 четверть Арифметические действия и задачи. Дата 1. Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38+5) приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу сложения в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Знание и применение переместительного свойства сложения. 2. Составление арифметических задач в 2 действия по краткой записи. Составление арифметической задачи в 2действия с опорой на краткую запись, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи. Умение объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Оформление решения задачи по вопросам. 3. Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу сложения в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго числа на разрядные слагаемые (круглые десятки и единицы). 4. Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34-5) приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу вычитания в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа. Навыки счета равными числовыми группами в пределах 100. 5. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53-24) приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу вычитания в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем замены вычитаемого двумя числами (круглыми десятками и единицами). 6. Табличное умножение числа 3 в Знать табличные случаи умножения числа 3. пределах 100. Деление на 3. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Знать правило выполнения порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение. Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих умножение. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. 7. Табличные случаи умножения числа 4 и деление на 4 в пределах 100. Знать смысл арифметического действия умножения; таблицу умножения числа 4. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение; считать равными числовыми группами. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. 8. Табличные случаи умножения Знать табличные случаи умножения числа 5. числа 5 и таблица деления на 5 в Уметь составлять, записывать и читать примеры пределах 100. на умножение. Промежуточная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. 3 четверть Арифметические действия. Арифметические задачи Дата 1. Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100. И деления на 6. Знать табличные случаи умножения числа 6. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. 2. Простые арифметические задачи на нахождение цены. Краткая запись Знание понятия величин «цена», «количество», «стоимость»; денежных единиц измерения стоимости; зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Геометрический материал Арифметические действия. Арифметические задачи 3. 4. задачи в виде таблицы. Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение цены по известным данным. Умение записывать условие задачи в таблицу. Умение решать текстовые задачи. Геометрическая фигура: прямоугольник. Умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. Знать понятие «прямоугольник», существенные признаки геометрической фигуры. Умение узнавать, называть геометрическую фигуру «прямоугольник». Знание названий сторон прямоугольника, свойства сторон прямоугольника. Навык построения прямоугольника с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100. И деления на 7 Знать табличные случаи умножения числа 7. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. Геометрический 5. Квадрат. Знать термин «квадрат», существенные признаки материал Арифметические действия. Арифметические задачи Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. квадрата; свойство противоположных сторон квадрата. Умение распознавать, узнавать, называть геометрическую фигуру «квадрат». Навык построения квадрата с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. 6. Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100. И деления на 8 Знать табличные случаи умножения числа 8. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. 7. Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100. Знать табличные случаи умножения числа 9. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Деления на 9 Геометрический материал 8. Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. Построение пересекающихся, Узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения. непересекающихся геометрических фигур. Арифметические действия. Арифметические задачи 9. Умножение единицы на число и деление на единицу. Умножение числа на единицу. Знание правила умножения числа 1 и на 1. Умение использовать частные случаи умножения числа 1 и на 1. Знание переместительного свойства умножения. Вычислительные навыки. 10. Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления» 1. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 27+15. 2. Вычитание двузначного Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный числа из круглых десятков состав чисел в пределах 100; состав чисел первого (письменный прием) вида: десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) 4 четверть Арифметические действия. Арифметические задачи Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) сложения чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Уметь пользоваться письменными приемами вычислений. Владеть навыком письменного сложения чисел с переходом через разряд. Понимать учебную задачу, соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи. 60-23. вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Уметь пользоваться письменными приемами вычислений. Владеть навыком письменного вычитания чисел с переходом через разряд. Понимать учебную задачу, соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи. Навык комментированного выполнения задания. Навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание. 3. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 62-24. 4. Итоговая контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд» Умение использовать изученные правила, способы действий, приѐмы вычислений при выполнении учебных заданий. Умение уверенно применять письменные приемы вычислений для нахождения суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100. Умение выполнять решение составной арифметической задачи в 2 действия; оформлять решение задачи по вопросам. 5. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0. Деление 0 на число (на основе взаимосвязи умножения и деления). Знание правила умножения 0 на число и числа на 0; переместительного свойства умножения. Умение выполнять умножение 0 на число; числа на 0. Вычислительные навыки. Умение рассуждать и делать выводы. Знание правила деления 0 на число; взаимосвязи действий умножения и деления. Умение выполнять деление 0 на число. Умение анализировать, обобщать, использовать свойства арифметических действий 6. Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 10. Деление числа на 10 Знание правила умножения 10 на число и числа на 10; переместительного свойства умножения; взаимосвязи действий сложения и умножения. Знание правила деления числа на 10. Умение находить результат действия деления с помощью примера на умножение. 7. Табличные случаи умножения и деления. Решение арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Знание табличных случаев умножения и деления. Умение решать примеры в 2 действия без скобок, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления; задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 8. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд (письменные вычисления). Умение использовать изученные правила, способы действий, приѐмы вычислений при выполнении учебных заданий. Умение уверенно применять письменные приемы вычислений для нахождения суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2018 г. Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва «Просвещение», 2018г. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребѐнка 6-7 лет – М.: Изд-во Эксмо, 2006 Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика: Тесты: 1 класс – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003 Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе; - демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников; - демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица Пифагора - настольные развивающие игры; Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения