Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»_________20___г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам. директора по УВР ________ Бакисова Л.О. /Н.И.Шляпникова / Приказ «___» ____________20__г № от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» _______20__Г Русский язык Рабочая программа для обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2020-2021 уч. год (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: выработать элементарные навыки грамотного письма. Задачи обучения: -Совершенствовать графические навыки. -закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов; -уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков; -упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов; -закрепить умения писать слова с твѐрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь. -познакомить с правилом написания гласных после шипящих -формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков. Краткая характеристика обучающегося . У обучающегося снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Слабая моторика рук, пишет левой рукой. В конце учебного года во 2 классе у Максима наблюдается незначительная положительная динамика. Рука стала более спокойной, первые элементы букв пишет медленно, но старается. Появилось написание первых письменных букв, простые по написанию.. Определяет гласные и согласные буквы, но забывает. Списывает с печатного текста предложения под контролем учителя. Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность: различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные согласные звуки; дифференцировать согласные по звонкостиглухости, твѐрдости-мягкости; -научиться делению слов на слоги для переноса; - списывать по слогам и целыми словами печатного текста с орфографическим проговариванием; -записывать под диктовку слова и короткие предложения (2 слова) с изученными орфограммами; - дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; - составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -научиться выделять из текста предложения на заданную тему; Личностные -будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -появится осознание языка как основного средства общения людей; - будет возможность договариваться с учителем; Коммуникативные -участвовать в обсуждении выполняемой работы; -задавать вопросы с целью получения информации; -работать в сотрудничестве «учитель-ученик» Контрольно-измерительные материалы. Вводная контрольная работа. Дома. Все были дома. Папа читал газету. Мама шила брюки. Юра учил уроки. Аня читала деду газету. - В первом предложении подчеркнуть гласные буквы. -Слова УЧИЛ и ГАЗЕТУ разделить на слоги. Словарный диктант по теме «Гласные после шипящих» Груши, дача, туча, машина, щука, снежинка, щавель, чулок. Промежуточная контрольная работа по теме «Парные звонкие глухие согласные» Лес зимой. Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берѐз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! -сделать звуко-буквенный анализ слов: наряд, пух - подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные -подобрать проверочные слова к словам: дуб, снег Тест по теме «Предлоги» Стол, над, под, книга, Маша, около, у, о, лес, весна, с, по, в, урок. - подчеркнуть предлоги. - составить и записать 3 слова с предлогом Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» Саша и Таня живут в деревне Липки. Деревня стоит на берегу озера Круглое. Ребята встают рано. Саша и пѐс Дружок идут на речку. Таня и еѐ подруга любят гулять в лесу. Дети любят родные места. - подчеркнуть первую букву в собственных именах -подчеркнуть предлоги -в последнем предложении подчеркнуть предмет, действие, признак. -найти и подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы: Где? Куда? Содержание учебного предмета Раздел 1.Повторение 2. Звуки и буквы Дидактические единицы Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Алфавит. Слова с гласными и, ѐ, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, Написание слов с этими согласными. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ѐ, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине и конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с ь и Ударение в словах Деление слов на слоги Написание гласных после шипящих. 3. Слово Слова, обозначающие предметы: называние предметов, признаков предметов. и их различение по вопросам Предлог, как отдельное слово (в, из, на, у, с, к, по, под, над, от). Написание собственных имѐн. 4. Предложение Предложение и текст. Предложение по цели высказывания Распространение предложений 5. Повторение Звуки и буквы. Слова, обозначающие предмет, действие, признак. Предложение, составление и дополнение Предлоги в предложении Форма организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», контрольный урок, практическая работа, урок-игра. Оценивание: З Н А Е Т П О Н И М А Е Т П Р И М Е Н Я Е Т О Ц Е Н И В А Е Т Отлично Хорошо Удовлетворит. «5» «4» «3» Соотносит звук и букву, различает звуки и буквы; звуки гласные и согласные и их различает; согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твѐрдые и мягкие; называет словапредметы, действия, признаки. Анализирует слова по звуковому составу, различает звуки гласные и согласные, согласные и звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твѐрдые и мягкие. Соотносит звук и букву, различает звуки и буквы; С организующей помощью учителя различает согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твѐрдые и мягкие. Несколько звуков и букв, соотносит некоторые буквы и звуки; дифференциация согласных звуков затруднена. Часто затрудняется самостоятельно анализировать слова по звуковому составу, допускает ошибки при определении свистящих, шипящих. парных согласных. Анализирует слова по звуковому составу, различает звуки гласные и согласные только с помощью учителя. Знания правописания слов с непроверяемыми в корне, взятых из словаря учебника. Находит в тексте свистящие, шипящие, парные согласные. Ставит к словам в предложении вопрос. Часто затрудняется в самостоятельном правописании слов с непроверяемыми в корне, взятых из словаря учебника. Затрудняется в постановке вопросов к словам в предложении. Правописание знакомых слов осуществляется при контролирующей помощи учителя. Принимает замечания и соглашается с неточностями, допущенными в работе и старается их устранить. Не всегда принимает замечания и соглашается с неточностями, допущенными в работе. Часто не видит ошибки в работе, самооценивание адекватным бывает редко. Календарно-тематическое планирование – 34ч Дата Раздел Повторение Звуки и буквы Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ Кол-во часов 3 16 Тема Содержание 1.Выделение предложения из текста Большая буква в начале предложения и точка в конце Предложения-вопросы и предложения – ответы 2. Завершение начатого предложения Порядок слов в предложении 3. Вводная контрольная работа по теме «Предложение» 1.Знакомство с алфавитом 2.Звуки гласные и согласные 3.Ударение в словах. Знак ударения Гласные ударные и безударные 4.Деление слов на слоги 5.Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога Перенос слов при письме Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы 6.Твѐрдые и мягкие согласные Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ, ю, я 7. Буква мягкий знак (ь) на конце слова Буква мягкий знак (ь) в середине слова 8.Написание жи – ши, ча – ща, чу - щу 9. Словарный диктант по теме «Гласные после шипящих согласных» Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Парные звонкие и глухие согласные Слово 11 10.Различение б - п , в-ф Различение д-т Различение г-к Различение ж-ш , з-с 11. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова 12.Промежуточная контрольная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» 13.Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова 14.Подбор проверочных слов путѐм изменения формы слова 15 Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова 16. Правила правописания в словах. Закрепление знаний 1.Различение названий предметов по вопросам кто? что? Выделение названий предмета из предложения 2.Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных Дифференциация слов типа: Белка (кличка животного), белка (название животного) 3.Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? что сделал? что сделала? 4.Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? 5.Выделение слов, обозначающих предметы и действия 6.Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы с помощью вопросов 7.Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, величину, вкус 8.Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 9.Названия предметов, действий и признаков 10.Предлоги в, на, с, из, у к, по, от со словами Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Психологический настрой Создание «ситуации успеха» Проблемные ситуации Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Предложение 3 Повторение 1 11. Предлоги над, под, о со словами Раздельное написание предлогов со словами Выделение предлогов из слов 1.Предложение законченное и незаконченное 2.Деление текста на предложения Составление предложений 3. Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» 1.Название предметов, действий и признаков предметов Предложение Использование сигнальных карточек, схем Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания Игровые упражнения Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Материально-техническое обеспечение и литература Печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; карточки с заданиями ;массажные мячики, дидактические игры по отдельным темам Литература: 1.Лободина Н.В.Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа – Волгоград: Учитель, 2008 2.Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1. Часть 2. – Волгоград: Учитель, 2009. 3.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционо-развивающие задания и упражнения 1-2 классы – Волгоград: Учитель, 2007 5. Якубовская Э.В. Коршунова Я.В. Русский язык, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год