Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»__________2021г. Секретарь _____________ Н. А. Дзбановская «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Л. О. Бакисова _____________ Н. И. Шляпникова______________ «____»____________2021 г. Приказ № ___ от «___»_________________2021 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Обучающейся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Хаирова Виктория Дмитриевна Возраст: 13 лет Срок реализации: 1 год Форма получения образования: на дому Автор-составитель Глинских К. В. учитель индивидуального обучения СОГЛАСОВАНО Родитель: ___________________________________________ ФИО (подпись) Реж 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с интеллектуальными нарушениями, с учетом его особых образовательных потребностей в 6 классе ГБОУ «Центр «Дар», обучающегося на дому. Нормативные документы: — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями); — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850; ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ ФИО ребенка: Хаирова Виктория Дмитриевна Возраст ребенка и дата рождения: 13 лет, 30.06.2008г. Класс – 6 «Б» Место жительства: г. Реж, ул. Металлургов 10-2 Законный представители (родители): мать – Хаирова Айгуль Рафаиловна Год обучения в ГБОУ «Центр «Дар» – 6 Заключение ПМПК от 23.06.2016 г. согласно протоколу обследования ребенка № 2652 от 30.08.2016 г. Рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Вариант 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Девочка обучается в образовательной организации 6 год. Виктория воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама, бабушка и отчим. В семье созданы все условия для обучения и воспитания Вики. Члены семьи заинтересованы в обучении и развитии девочки, а также готовы участвовать в составлении программы СИПР. И проявляют заинтересованность в мероприятиях, проводимых в классе и школе. Виктория удерживает голову самостоятельно в течение 3-4минут, совершает повороты головы, наклон головы. Ходит с помощью кресла-коляски. Сидит на диване со спинкой без фиксации в течение 5 минут. Сидит в кресле-коляске в течение 40 минут. Затем устаёт, Отводить взгляд, расслабляется и не обращает внимание на просьбы педагога. Не все вложенные в руку предметы может удерживать: ручку, ложку не удерживает, а небольшой кубик или колючий шарик, широкий маркер, большие восковые карандаши может удержать в течение 5 минут. Также захватывает небольшой кубик одной рукой, и старается схватить шнурок. Научилась, но с помощью, показывать большой палец «класс», а другой рукой «фигу». На непродолжительное время научилась задерживать дыхание, напрягаться и расслабляться по просьбе учителя. На данный момент может проглатывать слюну, но только тогда, когда педагог обращает внимание на ее действие. «Рука в руке» приминает пластилин, старается приложить определенные силы в движения, раскрашивает, прижимает проклеенные предметы. Вика реагирует на проявление эмоций другого человека, отвечает на них соответственно. Преобладает позитивный эмоциональный фон. Умеет помахать рукой, покачать головой в знак приветствия. Реагирует на домашних животных, улыбается и хохочет в нужной ситуации. Выбирает цвета, предметы, задания через вопросы учителя. Машет головой в ответ «Да» или «Нет». Узнаёт знакомые предметы на цветной картинке, прослеживает движение предметов; расстояние до стимула 30 см Ребёнок реагирует на знакомый голос, интонации речи, слышит речевые инструкции. Берет предметы, ощупывает одной рукой. Виктория обладает импрессивной речью, а также может звуком или кивком головы выразить согласие или несогласие. регулятивные: Сформированность учебного поведения, сформированность умения выполнять задание, умение выполнять инструкции педагога; познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; коммуникативные: • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) • соотносит число с соответствующим количеством и может найти нужную цифру; • различает цвета. Сформированы представления о своём имени, отзывается на него; о том, к какому полу она относится; о частях своего тела; о ближайшем окружении - маме и бабушке; Сформированы представления о временах года; о домашних животных и среде их обитания; Контакт со взрослым устанавливает легко, поддерживает его в учебной деятельности. Потребность в уходе проявляется в постоянной и полной помощи со стороны взрослого. Потребность в присмотре постоянная. В 2021 году нагрузка 4 часа в неделю индивидуальных занятий на дому. Также, по желанию и возможности, выход на классные мероприятия, нахождение в группе сверстников на внеурочной деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Индивидуальные занятия ГрупУчител Учитель Педаго Предмет, повые Учите Воспитатель/Ть ь- Учительфизкуль гкоррекционный курс занят ль ютор логопе туры дефекто психол ия д лог ог Речь и альтернативная 1 (доп.) коммуникация Математическиепредста 1 вления Окружающий природный мир Окружающий социальный мир Человек 1 Адаптивная физкультура Музыка и движение Изобразительная 1 деятельность Домоводство Профильныйтруд Коррекционноразвивающие занятия Сенсорное развитие Предметно-практич. действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация 0 4 0 0 0 0 0 Всего: Внеурочная деятельность: Итого: 4 Содержание образования в условия организации и семьи. Содержание 1 полугодие 2 полугодие 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации 1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 1.1.2.7. Использование карточек с различными картинками словами как средства коммуникации 2. Математические представления 2.1. Количественные представления 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 2.1.9. Узнавание цифр 2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом 2.2. Представления о форме 2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами 2.4. Временные представления 2.4.7. Различение времен года 2.5. Представления о величине 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения 4. Человек 4.1. Представления о себе 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) 4.2. Семья 4.2.1. Узнавание (различение) членовсемьи 4.5. Прием пищи 4.5.2. Пить ечерез соломинку 8. Изобразительная деятельность 8.1. Аппликация 8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем 8.1.14. Соединениедеталей между собой 8.1.17. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации 8.2. Лепка 8.2.3. Разминаниепластилина (теста, глины) 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой 8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, При оценке результативности обучения учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: Уровень сформированности действий/операций: 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом. 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно. Уровень сформированности представлений: • «узнает объект». • «не всегда узнает объект» (ситуативно). • «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Задачи: развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность детей; формировать коммуникативную деятельность; корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Методы и приемы реализации программы. ‒ Совместные действия детей и взрослого; ‒ Действия по подражанию действиям учителя ‒ Поддержание правильной позы ‒ Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание ‒ Подражание простым движениям и действиям с предметами ‒ Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) ‒ Принятие помощи взрослого ‒ Использование по назначению учебных материалов ‒ Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) ‒ Выполнение действий с предметами (по подражанию) ‒ Выполнение простых действий с картинками (по подражанию) ‒ Соотнесение одинаковых предметов (по образцу) ‒ Соотнесение одинаковых изображений (по образцу) ‒ Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу) ‒ Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу) ‒ Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу) ‒ Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии ‒ Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на занятии ‒ Выполнение речевых инструкций на занятии ‒ Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии ‒ Принятие помощи учителя на занятии ‒ Действия по образцу, по словесной инструкции; ‒ Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; ‒ Воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов; ‒ Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; ‒ Подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений; ‒ Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности. Планируемые результаты освоения программы БУД К концу обучения обучающаяся будет: готова к эмоциональному, продуктивному взаимодействию с педагогом. У нее может сформироваться учебное поведение: • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); • умение выполнять инструкции педагога; • использование по назначению учебные материалы; • выполнение действия по образцу и по подражанию, выполнять задание: ‒ в течение определенного периода времени, ‒ от начала до конца, с заданными качественными параметрами. Речь и альтернативная коммуникация (34 часа, 1 ч. в неделю) Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Общая характеристика учебного предмета: Учебный предмет включает 2 аспекта: - коммуникация, - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 5 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю. Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач. Задачи: Образовательные: 1. Закрепление средств общения обучающегося с учителем в ситуации взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, даже невербального. 2. Овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации, 3. Совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия, 4. Расширение возможностей использования речевых средств коммуникации во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками, 5. Совершенствование ручной моторики, 6. Закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, даже рука в руке. 7. Расширение возможностей элементарных графо-моторных умений, Коррекционно-развивающие: 1. Коррекция слухового внимания через умение слушать учителя; 2. Развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение звуков с предметами и наоборот; 3. Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур; 4. Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах; Воспитательные: 1. Воспитание интереса к учебе, предмету; 2. Воспитание интереса к родному языку; 3. Формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для образовательного процесса и развития личности в нем. Методы и приемы могут быть: -наглядными (работа иллюстрациями, тактильными книгами, различными предметами по темам; -словесными (беседа, рассказ, воспроизведение звуков с эмоциональной реакцией на учителя); -практическими (игры, выполнение действий «рука в руке» или самостоятельно, рисунки, изготовление поделок и т. д.). Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема урока 1. Развитие мелкой моторики. Освоение жестовых игр. 2. Культура общения: прощание 3. Умение просить о помощи. Выражение благодарности. 4. Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой. Коммуникация с использованием вербальных средств Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель). Экспрессивная речь. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, дядя и др.). Люди и имена 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. приветствие, Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Артикуляционные упражнения Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) -Написание прямых и волнистых линий. -Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» -Артикуляционное упражнение «Заборчик» -Динамическое упражнение «Сорока-сорока» -Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). -Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» -Артикуляционное упражнение «Заборчик» -Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» -Закрепление представлений об основных признаках согласных звуков и букв. -Составление схемы слова с обозначением каждого звука. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений предметов посуды, мебели. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание пиктограмм (мама, папа), проговаривание простых по звуковому составу слов вместе с учителем и самостоятельно, с опорой на пиктограмму. Выполнение графических упражнений. -Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» -Артикуляционное упражнение «Трубочка» -Игра-шнуровка «Божья коровка». -Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов). Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. -Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» -Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка» -Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами -Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения) -Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – 12. Эмоции. Что чувствует «страшила»? Воспитание эмпатии. 13. Пойми меня (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) 14. Какие бывают семьи. Моя семья. 15. Выкладывание буквы «А» из палочек. Слово «Арбуз». 16. 18. Обводка буквы «У» мелком. Слово «улица». Слово «облако». Письмо по трафарету буквы «О». Развитие дыхания 19. Звуки живой и неживой природы 20. Животные. Произношение первых звуков 21. Коммуникация с использованием вербальных средств. Выражение своих желаний (словом, предложением). Глобальное чтение Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, животные, 17. 22. 23. хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) -Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» -Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка» -Игра «Соберем бусы» -Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм. -Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» -Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» -Пальчиковая гимнастика «Грибок» -Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) -Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» -Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» -Пальчиковая гимнастика «Семья» -Рассматривание сюжетных картинок «Семья» -Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. -Игра с палочками, выкладывание буквы. Чтение стиха: «А» начало алфавита. Тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко. -Показ слова и иллюстрации «Арбуз». -Работа с мелом: буква У. Показ слова и иллюстрации «улица». -Пишем букву «О» по трафарету. -Показ слова «облако» и предметной картинки. -Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» -Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» -Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм. -Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. -Поддержание зрительного контакта. -Упражнение на развитие дыхания «Снежинка» -Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» -Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм). -Соотнесение звуков с реальным объектом. -Рисование по точкам. -Упражнение на развитие дыхания «Вертушка», Артикуляционное упражнение «Бублик», Пальчиковая гимнастика -Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ). Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с именами (детей, членов семьи), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв своего имени (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек со своим именем и именем членов семьи. Проговаривание своего имени. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений игрушек, животных, птиц. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. 24. 25. птицы). Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности, транспорт). Упражнения в различии слов, обозначающих действия предмета 26. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за, под, перед и др.). 27. Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.) 28. Упражнения в назывании игрушек 29. Понимание слов, предмет овощи 30. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты). Дидактическая игра: «Составь слово». Слушание сказки А. С. Пушкина 31. 32. обозначающих Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений школьных принадлежностей, транспорта. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. -Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят» -Артикуляционное упражнение «Качели» -Пальчиковая гимнастика -Работа с сюжетными картинками. -Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).. -Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят» -Артикуляционное упражнение «Качели» -Пальчиковая гимнастика -Определение основных пространственных отношений на конкретных примерах (упражнения на выполнение словесных инструкций «Поставь куклу за домик, перед домиком и т.д.) -Письмо овалов и полуовалов по точкам, по образцу -Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу» -Артикуляционное упражнение «Барабанщик» -Рассматривание картинок, употребление предлога на, около («на столе», «на полке»). -Выполнение поручений (положи мяч на…, положи мяч около…). -Штриховка «Воздушные шары» (цвет, размер). -Упражнение на развитие дыхания «Перышко» -Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» -Игровое упражнение с геометрическими вкладышами. -Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). -Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» -Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» -Рассматривание картинок. Называние (показ) овощей. Обобщающее понятие «овощи» (картинка-символ). - Игра-вкладыш «Овощи» Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек со словами, обозначающих действия предмета, артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего действия предмета (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с действием предмета. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с названиями предметов (посуды, мебели), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего предмет (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с названием предмета. -Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» -Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» 33. 34. Развитие слухового восприятия. Развивать фонематический слух и восприятие. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, печатание букв. -Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. -Слушание музыкальных инструментов. Слушание объяснений учителя, пальчиковая гимнастика, выполнение графических упражнений по обводке и самостоятельному печатанию букв с образца. Математические представления (34 часа, 1 ч. в неделю) В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно. Вначале педагог устанавливает связь между предметом, качественным или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.) Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. («Дай мне кубик». «Покажи большой мяч». «Возьми один гриб». и т. д.) Задачи: − формировать умение различать количество предметов − выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов − сравнивать предметы по величине, форме − продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много) − учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой − учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах − решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц Содержание предмета. Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Пространственные представления. Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху»). «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. Дата Тема урока 7. Повторение (5 ч.) Повторение за 5 класс. Числовой ряд 1-10. Упражнения в сравнении чисел в числовом ряду. Понятия «дороже – дешевле». Счет предметов по 2. Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов по цвету. Нахождение одинаковых предметов по форме. 8. Нахождение одинаковых предметов по размеру. 9. Разъединение множеств. Дидактическая игра: «Разложи правильно по корзинам». Сравнение множеств (с пересчетом). Дидактическая игра: «Давай посчитаем». Представления о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, точка, линия. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Число и цифра 20. 2. 3. 4. 5. 6. 10. 11. 12. 13. Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Решает примеры, сравнивает числа по заданию учителя. Записывает числовой ряд. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. Сравнивает числа, используя знаки >, <, =. Знакомится с понятиями «дороже – дешевле». Считает предметы по 2. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование, раскрашивание). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование по опорным точкам). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование, штриховка). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Конструктивная Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Ответы на вопросы (показ рукой). Написание цифры 20 мелом. Рассматривание цифры в календаре. Работа с карточками: 19, 20. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Написание цифры 30 мелом. Работа со счетами. Мера времени – сутки. Временные представления. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Дидактическая игра: «Что ты делал вчера». Части суток – утро, день 22 Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Различение однородных предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения «на глаз». Геометрический материал: треугольник (обводка). 23. Геометрический материал: круг (обводка шаблона). 24. Знакомство с мерой длины: метр. 25 Мера стоимости – 5 рублей. 26. Геометрический материал: квадрат (обводка). 27. Пространственные представления Развитие пространственных представлений. Формирование понятий «верх – низ». Практическое знакомство с пространственными отношениями между предметами. Развитие пространственных представлений, формирование понятий «право», «лево». Повторение и закрепление понятий «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий». Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе. Представления о величине. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Пространственные представления. Определение, месторасположения предметов в ряду. Диагностика усвоенных умений. Итоговый контроль сформированных за учебный год умений и навыков. 20. 21. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Рассматривание предметов и игрушек с цифрой 30. Написание цифры мелом. Рассматривание счетов, на них много косточек, посчитаем их. Перекладывание косточек. Игра: «Солнышко проснулось», называние день, сутки. Рассматривание иллюстраций. Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Рассматривание иллюстраций, называние части суток - утро. Чтение стихотворения: вместе с солнышком встаю, вместе с птицами пою: - С добрым утром! – С добрым днем! – Вот как славно мы живем! Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Различает однородные предметы по величине. Работает с предметными картинками. Сравнивает два предмета по величине способом наложения. Работает с предметными картинками. Рассматривание цветных треугольников, называние цвета, формы. Выкладывание фигуры с помощью подручных материалов. Работа с шаблоном. Работа с шаблоном. Рисование на манке. Рассматривание цветных кругов разных размеров, называние цвета, размера. Знакомство с метром, измерение предметов. Рассматривание иллюстрации «Снятие мерок». Рассматривание купюры, иллюстрации «В магазине». Обыгрывание с игрушками ситуацию покупки. Работа с шаблоном. Выкладывание фигуры из счетных палочек. Рассматривание цветных квадратов, называние цвета, формы. Ориентируется на листе картона. Отвечает на вопрос: Где? Знакомится с понятиями «верх – низ». Играет с мячом, подбрасывает его вверх. Называет и показывает правую и левую руку, правую и левую стороны. Сравнивает предметы по длине, высоте, ширине. Отвечает на вопросы: Какой предмет короче или длиннее? Выше или ниже? Шире или уже? Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Практические действия. Конструктивная. Изобразительная. Изобразительная деятельность (34 часа, 1 ч. в неделю) Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. − формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности − умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности − получение положительных эмоций от изобразительной деятельности − формирование доступных сенсорных эталонов − умение ориентироваться на листе бумаги − различение цветов − выделять в предметах и изображениях форму, размер, цвет − Соблюдать последовательность действий при работе с красками. − Основные и промежуточные цвета (красный, синий, зеленый, желтый и т.д.). − Различать инструменты (стека, карандаш, ножницы, кисти, краски, фломастеры и т. д.). − Приспособления используемые в изобразительной деятельности (палитра, подложка). − Различать и работать с разными видами материалов. Личностные результаты: − осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; − основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; − положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; − формирование уважительного отношения к окружающим; − готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; − овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; − освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), развитие мотивов учебной деятельности; − развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания; − развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: − умение выполнять задание в течение определённого времени; − умение выполнять инструкции учителя; − учиться работать по предложенному учителем плану. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Дидактические пособия для обучающегося: Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал. Календарно-тематическое планирование. № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Дата Тема урока Лепка. Подготовка материала к работе. Разминание пластилина. Размазывание пластилина на картоне. Деление материала на части. Откручивание кусочка пластилина от целого куска. Катание колбаски и скручивание ее в кольцо. Деление материала на части. Отрезание кусочка пластилина от целого куска. Катание шарика. Аппликация. Отрывание от целого листа бумаги куска заданной формы, размера. Составление аппликации. Собирание изображения на бумаге из нескольких готовых деталей. Наклеивание деталей аппликации на лист бумаги. Рисование. Выбор цвета красок. Раскрашивание листа бумаги акварельными красками одного цвета. Рисование на заранее раскрашенном листе бумаги гуашевыми красками. «Осень». Рисование красками вертикальных линий. Формы проведения Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в разминании, размазывании пластилина. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в делении куска пластилина на части, выполнение задания. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в делении куска пластилина на части, выполнение задания. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в отрывании кусочков бумаги от целого листа. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, составление изображения из готовых деталей. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в намазывании оторванных кусочков бумаги клеем с помощью кисточки. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в раскрашивании листа бумаги акварельными красками одного цвета. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование с помощью трафаретов листьев деревьев, раскрашивание листьев. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование. 10 11 Рисование красками наклонных линий. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование. Рисование красками горизонтальных линий. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование. 12 Лепка. Вырезание фигур из теста с помощью формы. Плетение из двух колбасок. 13 14 Катание колбаски из теста и скручивание ее в жгутик. 15 16 Аппликация. Сгибание листа бумаги по линиям. Разрезание ножницами по линиям. 17 Конструирование объекта из бумаги. 18 Выполнение декоративной аппликации. 19 Выполнение предметной аппликации. 20 Выполнение отверстия в деталях 21 23 Рисование. Дополнение готового орнамента элементами растительной и геометрической формы. Лепка . Скручивание расплющенного материала (колбаски, лепешки, полоски). Грибочки для ежика. 24 Флажки. 25 26 Аппликация. Жираф. Рисование. Украшение пасхального яйца. 22 Слушание объяснений учителя, изучение форм для вырезания, наблюдение за действиями учителя Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца; наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в раскатывании колбаски из теста и переплетении колбасок. Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца; наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в раскатывании колбаски из теста и скручивании ее в жгутик. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в сгибании листа бумаги по линиям. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в разрезании листа бумаги по линиям (только индивидуально). Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в соединении деталей из картона. Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, подготовка деталей для выполнения декоративной аппликации, выполнение декоративной аппликации. Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, подготовка деталей для выполнения предметной аппликации, выполнение предметной аппликации. Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, выполнение задания. Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание готовых изображений образцов, выполнение задания Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, выполнение задания. Чтение стихотворения: Ехал ежик в гости, отморозил носик. И от норки ключик соскользнул с колючек. Ну-ка поскорее ежика согреем! Дверку в норку отопрем, носик быстро ототрем! Вырезается картинка ежа из салфетки и наклеивается на альбомный лист. Изготовляется трафарет гриба. Совместно с учителем ребенок работает красками и трафаретом. Скоро папин праздник. Сделаем открытку с флажками. Я вырежу флажки, потом вместе их наклеим. Осталось подписать: «23 февраля». Поздравим папу. Сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону Рассматривание картинок. Выбор узора. Украшение овала. 27 28 29 33 Аппликация. Украшение пасхального яйца. Аппликация. «Весна» Раскрашивание карандашами «Цветы в вазе». Лепка. Цветок. Лепка Лепка предметов из нескольких частей. Гусеница (работа с зелеными пампушками). Сороконожка (из ватных дисков). 34 Изготовление декоративной аппликации 30 31 32 Намазывание поверхности клеем Выбор цвета для рисования Соблюдение последовательности действий при работе с красками Соединение деталей изделия разными способами Слушание объяснений учителя, рассматривание предметов для лепки, рассматривание готового образца, и деталей образца, выполнение задания. Внесение игрушки «Гусеница». Я сделала пампушки, сели их приклеить друг за другом, то получится такая же гусеница (используется двойной скотч). Рассматривание иллюстрации. На кого похожа сороконожка? На гусеницу. Приклеим вместе пампушки, а потом я нарисую ножки нашей сороконожке. Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя, подготовка деталей для выполнения декоративной аппликации, выполнение декоративной аппликации. Окружающий мир (34 часа, 1 ч. в неделю) Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Предметные результаты: Показывать основные особенности каждого времени года; Умение показывать на изучаемые объекты, их части; Умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); Оценивать правильность поведения людей в природе. Содержание курса: № п/п Раздел Краткое содержание курса 1 «Временные представления» Представление о частях суток. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь). 2 «Объекты неживой природы» Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление о значении объектов природы в жизни человека. 3 «Растительный мир» Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. 4 № п/п «Животный мир» Дата Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). Раздел. Тема. Календарно-тематическое планирование Форма проведения 1 Времена года: осень. 6 Сад (яблоко, груша). Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу. 7 Магазин «Овощи-фрукты». 8 Солнце: узнавание, называние, значение в жизни человека и в природе. 1 Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов, реагирование жестами, работа с календарем природы. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов, реагирование жестами; раскрашивание листьев деревьев, работа с календарем природы. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений растений; во время экскурсии рассматривание деревьев (рябина, клен), кустов (акация), травы. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений частей растений, по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений овощей, определение моркови, лука среди других овощей; определение цвета овощей, их формы и величины; по возможности повторение слов, реагирование жестами; раскрашивание. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений фруктов, определение яблока и груши среди других фруктов; определение цвета фруктов, их формы и величины; различение по вкусу, по возможности повторение слов, реагирование жестами; раскрашивание. Слушание объяснений учителя, подражание действиям учителя, распределение ролей (продавец – покупатели), игра. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений солнца (высоты солнца в разные времена года, в разное время суток), во время экскурсии наблюдение за солнцем – его местоположением; рисование солнца. 2 четверть - 8 ч. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок частей суток, по возможности повторение слов, реагирование жестами; определение на уроке времени суток. 2 Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад). Растения. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок). Огород (морковь, лук). Название, различение по цвету, форме, величине. 2 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности человека. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок (схем) о последовательности суток (утро, день, вечер, ночь), по возможности повторение слов, реагирование жестами; Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок о деятельности людей в разное время суток, по возможности повторение слов, реагирование жестами. 3 4 5 3 4 5 Домашние животные. Кошка. Собака Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание. Времена года: зима. 6 Признаки зимы. 7 Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, синица, ворона, воробей). Узнавание (различение) явлений природы (снегопад). 8 1 Дикие животные (лиса). Узнавание (различение). 2 Детеныш лисы (лисенок). 3 Дикие животные (заяц). Узнавание (различение). 4 Детеныш зайца (зайчонок). 5 Дикие животные (волк). Узнавание (различение). 6 Детеныш волка (волчонок). 7 8 Питание диких животных. Значение диких животных в жизни человека. 9 Времена года: весна. 10 Признаки весны. 1 Изменения в природе – появление листьев на деревьях. Луна: узнавание, называние, значение в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, аквариумные рыбки, черепаха). Времена года: лето. 2 3 4 5 6 Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений кошки, определение и называние (или показ) частей тела кошки. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, работа со схемой Зима, по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок, по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений зимующих птиц, по возможности повторение слов – для говорящих, для остальных - правильный выбор изображений. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок (или по возможности наблюдение за снегопадом), по возможности повторение слов, реагирование жестами; работа с календарем природы. 3 четверть – 10 ч. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений лисы, определение и называние (или показ) частей тела лисы, ее цвета летом и зимой. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений лисят, по возможности повторение слов – для говорящих, для остальных - правильный выбор изображений лисят. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений зайца, определение и называние (или показ) частей тела зайца, его цвета летом и зимой. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений зайчат, по возможности повторение слов – для говорящих, для остальных - правильный выбор изображений зайчат. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений волка, определение и называние (или показ) частей тела волка. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений волчат, по возможности повторение слов – для говорящих, для остальных - правильный выбор изображений волчат. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок про питание диких животных. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок про питание диких животных, по возможности повторение слов – для говорящих, для остальных - правильный выбор изображений. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, работа со схемой Весна, по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок, по возможности повторение слов, реагирование жестами. 4 четверть – 8 ч. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок, рассматривание на улице на деревьях почек и появление листьев; по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений луны, рассматривание картинок с ночным сюжетом; по возможности повторение слов, реагирование жестами. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений земли, неба. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений земли, неба. Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений животных, живущих в квартире (кошка, собака, аквариумные рыбки, черепаха). Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, работа со схемой Лето, по возможности повторение слов, реагирование жестами. 7 Признаки лета. 8 Итоговый урок за курс изученного материала в 6 классе. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных картинок, по возможности повторение слов, реагирование жестами, выбор и показ сюжетных картинок. Иметь представление об объектах природы, времени, животном и растительном мире Контрольная беседа за курс учебного года 1. И.А. Грошенков «уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2009г 2. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать Ярославль, Академия развития 2011г 3. Весёлые уроки волшебного карандаша» Я рисую животных» Т. В. Галян М., БАО – ПРЕСС, 2009 4. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г 5. «Отчий дом» В.Суродина, О.Суродина; Миасс, «Геотур», 2011г. 6. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С.Огоновская; Екатеринбург, издательский дом «Сократ» 2006. 7. Е.Вейсберг «Живая природа Миасской долины» 8. А.Б. Горская «Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 кл.» 9. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год. 10. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - СанктПетербург. : Речь, 2004г. -354 с. 11. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год. 12. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программнометодические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007. Расписание уроков индивидуального обучения на дому на 2021 – 2022 учебный год Хаирова Виктория Дмитриевна, 6 «Б» класс Дни недели Четверг Пятница Предмет Время Речь и альтернативная коммуникация Окружающий мир (человек) 09.50-10.30 Математические представления Изобразительная деятельность 09.50-10.30 10.40-11.20 10.40-11.20