РП педагога-психолога Глинских К. В. 4 класс на 2021-2022 уч. год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»__________2021г.
Секретарь
_____________
Н. А. Дзбановская

«Согласовано»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Л. О. Бакисова
_____________ Н. И.
Шляпникова______________
«____»____________2021
г. Приказ № ___ от
«___»_________________2021 г.

Рабочая программа коррекционного курса:
Психологический практикум
4 класс

Автор-составитель
педагог-психолог
Глинских К. В.

Реж
2021 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап
становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия
и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для обучающихся, имеющих
отклонения в умственном развитии.
Сформированность пространственных и временных представлений у учащихся начальных
классов очень важно для успешного обучения. При недостаточной сформированности
пространственных и представлений у школьников наблюдаются многочисленные ошибки,
трудности в ходе учебной деятельности: учащиеся не могут правильно расположить учебные
принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения
(вперед, назад, налево, направо и др.).
Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении
вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически
сходных букв. Трудности формирования пространственных представлений у умственно отсталых
детей связаны с дефектами восприятия, бедностью наглядных и слуховых представлений, речевым
недоразвитием, ограниченным опытом игровой деятельности. Сенсорное развитие детей с
нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно.
Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем,
замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют
их знакомство с окружающим миром.
Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не
использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая
полнота и недостаточная точность, односторонность.
Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности,
инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со
зрительным представлением
предмета.
Недостаточность
пространственно-предметных,
временных представлений - в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных
элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается
скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие
мелкой моторики. Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения
ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической,
тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных и временных
представлений у учащихся с нарушениями в развитии не вызывает сомнений.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего
школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России»,
2012 г.
Общая характеристика коррекционного курса
В рамках реализации программы коррекционного курса коррекционных занятий
определены следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня
психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие
познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению
проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных
учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами;
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности
трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
 сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей
 наблюдение за учениками во время учебной деятельности,
 беседы с учащимися, учителями и родителями,
 изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
 оформление документации.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы:
 занятия,
 игры, упражнения,
 психокоррекционные методики и технологии,
 беседы с учащимися,
 организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы
 анкетирование педагогов, родителей,
 разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы
используются следующие формы и методы работы:
 индивидуальные и групповые беседы, семинары,
 консультации и статьи для родителей на сайте организации,
 анкетирование педагогов, родителей,
 разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Программа составлена в определённой последовательности: первоочередное развитие тех
процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на
психические процессы в результате усложнения заданий. На всех занятиях используются игры,
игровые упражнения и задания.
Планирование занятий осуществляется из расчёта 34 занятия в год. Занятия проводятся в
течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия
составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по
результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю.
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и
упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, двигательной координации.
Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков
самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную
часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного
напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Критерии эффективности занятий:
Положительная динамика развития познавательных процессов, памяти, внимания,
нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация
эмоционального состояния, выполнение детьми заданий от начала и до конца.
Целью коррекционных занятий является: - дать правильное многогранное представление
об окружающей действительности, на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса:
 формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
 формирование пространственно-временных ориентировок;
 развитие слухомоторных координаций;
 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
 формирование точности и целенаправленности движений и действий.
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 обогащение словарного запаса;
 исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие:
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е.
умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
 Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
 Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях
каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных
предметов в различных ситуациях.
 Содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умению
сравнивать и обобщать.
 Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества
поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
 Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации
литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.)
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием.
Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения
уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных
аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в
себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов.
Задачи первого уровня:
 Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения
энергетического потенциала.
 Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела
 Развитие мелкой моторики, координации движений
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ

экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности.
Задачи второго уровня:
 Развитие чувства ритма
 Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к
разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.
 Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений
правой и левой половины тела
 Развитие внимания.
Третий уровень - уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции
психомоторных процессов
Задачи третьего уровня:
 Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли
способности к совместному решению задач.
 Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения,
формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.
 Развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих
психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для
успешного обучения.
В содержание курса 4 класса входит:
Обследование детей
Повышение энергетического потенциала
Отработка дыхательных упражнений, стимулирующие упражнения для отдельных частей
тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на тренировку в управлении
определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и
движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация
движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для
удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином,
тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения
(холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей,
игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация
предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие
двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в
предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый,

сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым
звука.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок
следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая)
сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня,
завтра. Дни недели.
Оценка эффективности занятий
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем
помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых
даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по
разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других
уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности и др.).
Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов
Оценка состояния общей моторики
Оценка статического равновесия: (сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с.
(средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе.
Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия:
Оценка ручной моторики: (выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать
«кольцо» из первого и каждого следующего пальца; координация движений обеих рук «кулак —
ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными
пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая
другую.)
Тесты зрительно-моторной координации: (срисовывание простых геометрических фигур,
пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех
элементов и размеров образца.)
Оценка тактильных ощущений: (узнавание знакомых предметов на ощупь правой и левой
рукой попеременно; узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения: (называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не
менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.д.)

Различение формы: (группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие
фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины: (ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе
абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую
убрал экспериментатор.)
Оценка зрительного восприятия: (узнавание и называние реалистичных изображений (10
изображений); узнавание контурных изображений (5 изображений); узнавание зашумленных и
наложенных изображений (5 изображений); выделение букв и цифр (10), написанных разным
шрифтом, перевернутых.)
Оценка слухового восприятия: (воспроизведение несложных ритмических рисунков;
определение на слух реальных шумов и звуков: шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей
воды из крана, стук молотка и др.)
Оценка пространственного восприятия: (показ и называние предметов, которые на таблице
изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; выполнение
аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве
(над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.); конструирование по образцу
из 10 счетных палочек.)
Оценка восприятия времени: (ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели,
месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года
наступит?» и т. д.)
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися:
Личностные:
- сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива;
- сформированность мотивации к обучению;
- выполнение поручений под контролем
- умение устанавливать контакт со сверстниками
Метапредметные:
регулятивные
- использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином,
бумагой при выполнении заданий.
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её одноклассниками,
учителем;
познавательные
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать
ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
- сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина,
классифицировать геометрические фигуры
- составлять предмет из частей
- ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле
- конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
- сравнивать картинки, находить отличия.
коммуникативные
- договариваться в процессе игры;
- уметь работать с людьми для достижения общей цели;
- слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
Предметные:
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- определять предмет по части;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- узнавать «наложенные» изображения предметов;
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- конструировать предметы из геометрических фигур;

- определять предмет по части;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- узнавать «наложенные» изображения предметов;
- характеризовать музыкальные звуки по громкости и продолжительности звучания;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется
специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
o функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (конструкторы с комплектом цветных деталей,
o «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные
геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и
ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши- формы и др.);
o игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для
развития крупной моторики; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные
мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
o техники арт-терапии;
o иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы
пространственного
расположения
предметов,
специально
разработанные
«пособия»,
репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка,
способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению
временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями,
серии карточек и т.д.);
o наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные)
карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к
«скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и
явлениями окружающего мира;
o нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е.
материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами
внутренней мыслительной деятельности;
o материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки,
аппликации, выполнения графических заданий).
o компьютер, доска электронная, тетради, листы, карандаши, ручки.
Методическая литература
1. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. - Москва-Воронеж.
2. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
3. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М..
4. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший
подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
6. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск,
1997.
7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
8. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./
Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.
9. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и
взрослых. СПБ. «Кристалл».
10. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

Тематическое планирование 4 класс
№
п/
п

1

Дата
план

Тема раздела
(количество
часов)

Тема занятия

Вводная
диагностика
познавательных
процессов

Диагностика
мышления: наглядно действенного,
наглядно – образного,
Диагностика памяти:
зрительная, слуховая.
Диагностика
внимания.
Пальчиковая
гимнастика

2

3
4

5

6
7

8

9
10

Формирование
моторики и
графомоторных
навыков

Обводка трафарета,
штриховка

Развитие
согласованности
движений на разные
группы мышц.
Соотношение
движений
со
звуковым сигналом
Выполнение действий
по
трехзвенной
инструкции педагога,
словесный
отчет
учащихся.
Совершенствование
точности
мелких
движений рук.
Вырезание
ножницами
Графический диктант
с
усложненными

Цель, задачи
(к разделу)

Форма проведения,
элементы, содержание, методические приемы
(на каждое занятие)

Определение актуального уровня
развития с целю мониторинга
результатов.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов
Р.С.
Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р.
Методика «Собери по образцу»;
Методика «Собери в единое целое» по представлению.
Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных,
неправильно нарисованных предметов»

Цель: развитие согласованности
движений на разные группы мышц.
Задачи:
-Отработка навыков взаимодействия в
группе.
-Целенаправленно выполнять действия
по четырехзвенной инструкции
педагога, составлять план действий.
-Развитие произвольного внимания.

- «Разноцветная дорожка» («Пальчики» прыгают по дорожке. По
команде: «Стоп» останавливаются и называют цвет)
стрелок»
-«Геометрические фигуры» (из геом. фигур оформить коврик с
соблюдением чередования по форме
- Работа с трафаретами геом. фигур и простых по форме
предметов.
- Обводка, штриховка
- Дидактическая игра «Море волнуется».
- Выполнение упражнений по диктовке учителя.
-Словесный отчет о выполнении задания.
-Работа с полученным рисунком.
Дидактическая игра «Разведчики». (один хлопок - бег вперед, два
хлопка - бег назад…).
- Дидактическая игра «Запомни и повтори».
- «штрихуй фигурку в заданном направлении»,
- «Увеличь фигуру квадрат, круг»
- «Уменьши фигуру квадрат, круг»
- Игры с мелкими предметами (мелкая мозаика, «Лего»,
соединение колец в цепочку).
Рисование по клеткам «Дом и дерево».
- Рисование фона для дома и дерева.
- Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка,
снежинка, яблоко). Дидактическая игра «Сделай как я».
- Дорисовывание симметричной половины изображения.
Дидактическая игра «Чего не хватает?».

11
12

13

Формирование
тактильнодвигательного
восприятия

Формирование
кинестетических
и кинетических
ощущений

14

15

16

17

Формирование
представлений о
форме,
величине, цвете
предметов.
Конструировани
е.

заданиями.
Тонкая
дифференцировка
предметов на ощупь
Игры
с
мелкой
мозаикой.

Сочетание движений
и
поз
различных
частей
тела,
вербализация поз и
действий.
Упражнение
на
расслабление
и
снятие
мышечных
напряжений.
Сравнение
и
группировка
предметов по форме,
величине, цвету.
Использование мерок
для
измерения
и
сравнения отдельных
параметров
предметов
Цветовой
спектр.
Смешивание цветов
(оттенки).

18

Конструирование
сложных
форм
предметов.

19

Составление
сериационных рядов

Цель:
Формирование навыка
дифференцировки предметов на ощупь
по разным качествам и свойствам
Задачи:
-Научить невербальному
взаимодействию.
-Развить и закрепить тактильные
ощущения при работе с различными
материалами.
-Развитие мелкой моторики.
Цель:
Развитие способности сочетать
движения и позы различных частей
тела.
Задачи:
-Развитие навыка вербализации
собственных ощущений.
-Научить упражнениям на
расслабление и снятие мышечных
зажимов.
-Коррекция общей моторики.
Цель:
Развитие и коррекция восприятия
величины, формы, цвета.
Задачи:
-Научить взаимодействовать при
работе в группе.
-Научить самостоятельно выделять
признаки предмета, используя простые
мерки для измерения и сопоставления
отдельных параметров; группировать
их.
-Коррекция внимания,
зрительного
восприятия.

- Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным
качествам и свойствам (выпуклый, колючий, горячий …).
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа с массажным шариком.
- Работа с раздаточным материалом: игровые упражнения с
предметами.

- Дидактическая игра «Море волнуется»
- Имитационные упражнения: птичка летает, зайчик подпрыгивает,
вода льется.
- Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку ...).
- Дидактическая игра «Пойми меня».

- Игра: «Сравни предметы», «Расположи, назови по порядку».
- Упр. На мышление: «что лишнее?».
- Дидактическая игра «Пойми меня».
- Использование мерок для измерения и сравнения отдельных
параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
- «Разложи картинки по порядку»,
- Составление рассказа по картинкам.
- Ответы на вопросы педагога.
- Дидактическая игра «Нарисуй и назови цвет».
-«Какого цвета предмет».
-«Какого цвета он бы стал, если смешать цвета?».
-«Главные цвета».
- Работа с «Техническим конструктором», мелкими пазлами.
-запоминать и впоследствии зарисовывать предметы в
определенных фигурах после просмотра;
-находить изменения в положении этих фигур.
- «Собери пирамиду»,
- «Расставь по порядку круги от маленького до большого»,
- Составление сериационных рядов по величине по

20

Узнавание предметов
по одному элементу.

21

Узнавание предметов
по
словесному
описанию.
Нахождение
отличительных
и
общих
признаков
предметов

22

Формирование
зрительного
восприятия

23

Нахождение нелепиц
на картинках.

24

Профилактика
зрения. Гимнастика
для глаз. Тренировка
памяти.
Температура.

25
26
27

28

29

Формирование
представлений
об особых
свойствах
предметов

Формирование
слухового
восприятия

Развитие
вкусовых
ощущений
Упражнения
в
измерении
веса
предметов на весах.

Дифференцировка
звуков
по
длительности,
громкости,
высоте
тона
Развитие
слухомоторной
координации.

Цель:
Тренировка зрительной памяти.
Задачи:
-Развитие умения работать
индивидуально и в парах.
-Развитие способности находить
отличительные и общие признаки на
наглядном материале.
-Научить приемам сбережения зрения.

Цель:
Развитие и коррекция восприятия
величины, формы, цвета.
Задачи:
-Научить взаимодействовать при
работе в группе.
-Научить самостоятельно выделять
признаки предмета, используя простые
мерки для измерения и сопоставления
отдельных параметров; группировать
их.
-Коррекция внимания, зрительного
восприятия.
Цель: развитие слухомоторной
координации.
Задачи:
-Научить давать оценку результатам
собственной работы, взаимодействия в
группе.
-Развитие навыков дифференциации
звуков по различным характеристикам
(высота, громкость).
-Развитие чувства ритма.

самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.
- Дидактическая игра «Узнай меня».
-«Разложи картинки по порядку»,
-Составление рассказа по картинкам.
-Ответы на вопросы педагога. Дидактическая игра «Узнай меня».
-«Собери пирамиду»,
-«Расставь по порядку круги от маленького до большого», Дидактическая игра «Узнай меня».
- Сравнение 2-3 сюжетных, предметных картинок). Дидактическая
игра «Что изменилось?».
- Игра с предметами «Что не так».
- «Найди одинаковое из множества» работа с картинками куклы,
хрюшки и т. д.
- Игра «Найди отличия».
- Раскрашивание картинок «по-разному».
- Дидактическая игра «Несуществующие животные».
-Разучивание упражнений для глаз: на снятие утомления, на
расслабление
зрительной
системы,
на
укрепление
глазодвигательных мышц.
- Дидактическая игра «Запомни и нарисуй».
- Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие
осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…).
- Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху».
(сладкий - слаще, кислый - кислее), ароматов.
- Определение противоположных качеств предметов (чистый –
грязный ...).
- Дидактическая игра «Скажи по- другому».

- Дидактические игры «Определи звук», «Угадай по голосу».
(неречевые, речевые, музыкальные).
-«Различай веселый и грустный голос»
-«Тихо и громко»
- «Аудио рассказ».
- Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Дидактические игры «Запрещенный звук».
-«Высокий и низкий звук разных предметов»
- «Звуки далеко — близко»
- Обсуждение результата.

30
31

Формирование
пространственн
ых
представлений

Ориентировка
в
помещении, на улице.
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве.
Ориентировка
на
листе бумаги разного
формата и разного
расположения

Формирование
временных
представлений

Определение времени
по
часам.
Длительность
временных
интервалов.
Работа с календарем и
моделью
календарного года.

32

33

34

Цель:
Развитие способности сочетать
движения и позы различных частей
тела.
Задачи:
-Развитие навыка вербализации
собственных ощущений.
-Научить упражнениям на
расслабление и снятие мышечных
зажимов.
-Коррекция общей моторики.
Цель:
Формирование умения давать
временные характеристики реальных
явлений, их длительность, порядок
следования друг за другом

- Дидактическая игра «Положи и объясни». (близко –далеко). Определение расположения предметов в пространстве
- Дидактическая игра «Мы - дизайнеры» ( расстановка мебели в
кукольном домике).
- Дид. игра «Минутка» (кто больше нанижет бус на верёвку,
свяжет верёвочек длинной по 10 см.)
- Мозговой штурм (что находится слева от тебя, справа
(горизонтально, вертикально, под углом).и т.д.)
- Составление на листе бумаги плана класса (с расположением
мебели).
- Развитие воображения: расставь мебель по своему желанию.
- Дидактическая игра «Береги минутку!».
-Рисунок часов. Стрелки из карандашей.
-Игра «Который час, сколько будет через час?»
-Игра «Части суток»,
-Игра «Что я буду делать утром, днем, вечером и ночью».
- Дидактическая игра «Когда это бывает?».
-Отгадывание загадок «Когда это бывает?»
-Работа с плакатом (нахождение месяца).
-Рисунок заданного времени года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».