РП педагога-психолога Глинских К. В. 3 класс на 2021-2022 уч. год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»__________2021г.
Секретарь
_____________
Н. А. Дзбановская

«Согласовано»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Л. О. Бакисова
_____________ Н. И.
Шляпникова______________
«____»____________2021
г. Приказ № ___ от
«___»_________________2021 г.

Рабочая программа коррекционного курса:
Психологический практикум
3 класс

Автор-составитель
Педагог-психолог
Глинских К. В.

Реж
2021 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью
процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных
систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы;формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей
обучающихся
Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности,
инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со
зрительным представлением
предмета.
Недостаточность
пространственно-предметных,
временных представлений - в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных
элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается
скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие
мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений
различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и
др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого
развития в целом. И как следствие - к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс,
оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени
сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Рабочая программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия» разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего
школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России»,
2012 г.
Общая характеристика коррекционного курса
В рамках реализации программы коррекционного курса коррекционных занятий
определены следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня
психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению
проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных
учащихся;
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами;
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности

трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов. В основную часть обязательно включаются релаксационные
упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие
мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Целью коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
является: - на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса:
 обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в
речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
 формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического
и
целенаправленного воспитания у них полноценного
восприятия
формы,
конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
Критерии эффективности занятий:
Положительная динамика развития познавательных процессов, памяти, внимания,
нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация
эмоционального состояния, выполнение детьми заданий от начала и до конца.
В процессе коррекционной работы используются следующие формы и методы:
o сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей
o наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
o беседы с учащимися, учителями и родителями,
o изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
o оформление документации.
o занятия, игры, упражнения,
o психокоррекционные методики и технологии,
o беседы с учащимися,
o организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
o анкетирование педагогов, родителей,
o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
o индивидуальные и групповые беседы, семинары,
o консультации и статьи для родителей на сайте организации,
o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 34 занятия в год. Занятия проводятся в
течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия
составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по
результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю.
Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие:
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е.
умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
 Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
 Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ;
 Содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умению
сравнивать и обобщать.
 Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации
литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.)
Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения
уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных
аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в
себя развитие общей и мелкой моторики:
 Дыхательные упражнения и специальные способы повышения энергетического
потенциала.
 Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов
 Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела
 Развитие мелкой моторики, координации движений
 Развитие чувства ритма
 Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений
правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и
попеременными движениями.
 Развитие зрительно - моторных координаций, отработка согласованности действий.
 Развитие внимания.
 Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли
способности к совместному решению задач.
 Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения,
формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.
 Развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих
психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для
успешного обучения.
В содержание курса 3 класса входит:
 Обследование детей
 Повышение энергетического потенциала
 Развитие моторики, графомоторных навыков
 Тактильно-двигательное восприятие
 Кинестетическое и кинетическое развитие
 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
 Развитие зрительного восприятия
 Развитие слухового восприятия
 Восприятие пространства
 Восприятие времени
Оценка эффективности занятий
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

• степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем
помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
• результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых
даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным
школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности и др.).
Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов
1. Оценка состояния общей моторики
Оценка статического равновесия: (сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с.
(средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе.
Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия:
2. Оценка ручной моторики:
 координация движений обеих рук «кулак — ладонь. Одновременное изменение
положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации: (срисовывание простых геометрических
фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех
элементов и размеров образца.)
3. Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения: (называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не
менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.)
Различение формы.
5. Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от
2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия,
определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
6. Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
7. Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков: шуршание газеты, плач ребенка, звуки
капающей воды из крана, стук молотка и др.;
8. Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу,
вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
9. Оценка восприятия времени:
- ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Ожидаемые результаты освоения программы учащимися:
Личностные:
- сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива;
- сформированность мотивации к обучению;
- выполнение поручений под контролем
- умение устанавливать контакт со сверстниками
Метапредметные:
регулятивные
- использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином,
бумагой при выполнении заданий
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
познавательные
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать
ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
- сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина,
классифицировать геометрические фигуры
- составлять предмет из частей
- ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле
- конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
- сравнивать картинки, находить отличия.
коммуникативные
- договариваться в процессе игры;
- уметь работать с людьми для достижения общей цели;
- слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
Предметные:
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- определять предмет по части;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- узнавать «наложенные» изображения предметов;
- определять вкусовые качества;
- знать основные цвета и их оттенки;
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- определять предмет по части;
- определять на ощупь разные свойства предметов;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- узнавать «наложенные» изображения предметов;
- определять вкусовые качества;
- характеризовать музыкальные звуки по громкости и продолжительности звучания;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется
специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (конструкторы с комплектом цветных деталей,
- раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной
величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные
модули, вкладыши- формы и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для
развития крупной моторики; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные

мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
- разнообразие техники арт-терапии;
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы
пространственного
расположения
предметов,
специально
разработанные
«пособия»,
репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка,
способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению
временных и пространственных отношений.
- наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные)
карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к
«скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и
явлениями окружающего мира;
- нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е.
материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами
внутренней мыслительной деятельности;
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки,
аппликации, выполнения графических заданий).
- компьютер, доска электронная «Лвенок», тетради, листочки, карандаши, ручки.
Учебно - методическое обеспечение
Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М..
Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 610

1.
2.
3.
лет. - М.
4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Практикум для психологов и логопедов. - М.
5. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары.
6. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.
7. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./
Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.
8. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и
взрослых. СПБ. «Кристалл».
9. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.
10. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М.
11. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет - М., ТЦ
«Сфера».

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press,
ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
iemcko.narod.ru – презентации для коррекции и развития детей, дидактические материалы для
занятий.
viki.rdf.ru - Большая коллекция презентаций для развития психических процессов.
festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей – Открытый урок
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Тематическое планирование 3 класс
№
п/
п
1

Дата
план

Тема раздела
(количество
часов)
Вводная
диагностика
познавательных
процессов

2

3
4
5

6

7

8

9

Общая и мелкая
моторика

Тема занятия
Диагностика
мышления: наглядно действенного,
наглядно – образного,
Диагностика памяти:
зрительная, слуховая.
Диагностика
внимания:
устойчивость,
концентрация.
Игры на расслабление
и напряжение тела.
Учение контролю.
Общая (крупная
моторика). Прыжки и
движения в такт.
Упражнения на
развитие меткости
Обучение
целенаправленным
действиям по 2-3
звенной инструкции
Пальчиковая
гимнастика с речевым
сопровождением.
Совершенствование
точности мелких
движений рук.
Обводка контуров
предметных
изображений,
штриховка.

Цель, задачи
(к разделу)
Определение актуального уровня
развития с целю мониторинга
результатов.

-формирование пространственновременных ориентировок;
-формирование в детях чувственного
познания, т. е. умения видеть, слышать,
осязать, представлять, выделять
существенные признаки предметов и
явлений и отражать в речи;
-коррекция недостатков моторики;

Форма проведения,
элементы, содержание, методические приемы
(на каждое занятие)
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов
Р.С.
Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р.
Методика «Собери по образцу»;
Методика «Собери в единое целое» по представлению.
Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных,
неправильно нарисованных предметов»
Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за
картинка», «Определи размер на ощупь».
-Выполнение движений по сигналу.
-Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики.
-Игра «Статуя и ветерок».
-Выполнение движений по сигналу.
-Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики.
-Активное движение. Игра «Солдатики»
- Игра с мячом «Продолжи ряд».
- Знакомство с правилами игры
- Работа с текстом: запомнить и перечислить только имена и
фамилии героев.
- Разгадывание загадок.
- Игра «По порядку становись!»
- Индивид. работа, работа в парах по ориентировке в пространстве
«Раз – шаг, два – шаг».
- Игра «Услышал – расскажи» (пересказ текста с использ.
наводящих вопросов).
- Разучивание пальчиковой гимнастики со словесным
сопровождением.
- Шнуровка «Вопросы – ответы».
- Подвижная игра «Иголка и нитка».
- Витье «косички» из шнурков, ленточек.
- «Волшебные слова на букву «А».
- Упр. мозговой штурм «Шапка для размышлений».
- «Загадочные контуры».

10

11

Развитие
зрительного
восприятия и
зрительной
памяти

12

13

Рисование бордюров
по образцу.
Графический
зрительный диктант.

Работа в технике
«рваной»
аппликации.
Тактильнодвигательное
восприятие

14

Вербализация
собственных
ощущений.
Имитация повадок
животных.

15

Инсценирование
жизненных ситуаций.

16

«Язык жестов».

17

18

Цель:
Тренировка зрительной памяти.
Задачи:
-Развитие умения работать
индивидуально и в парах.
-Развитие способности находить
отличительные и общие признаки на
наглядном материале.
-Научить приемам сбережения зрения.

Восприятие
особых свойств
предметов
(развитие
осязания,
обоняния,
вкусовых
качеств,
барических

Определение
предметов на ощупь,
выделение их
свойств.
Восприятие
поверхности на
ощупь (гладкий,
шершавый, колючий,

Цель:
Формирование навыка
дифференцировки предметов на ощупь
по разным качествам и свойствам
Задачи:
-Научить невербальному
взаимодействию.
-Развить и закрепить тактильные
ощущения при работе с различными
материалами.
-Развитие мелкой моторики.

Цель- формирование представлений и
знаний об особых свойствах предмета
Задачи –
Коррекция понятий свойств предмета,
- расширить словарный запас,
-научить правильно и грамотно
выражать свои мысли.
-научится слушать, слышать и
анализировать услышанное и

- «Мозговой штурм».
- Дорисовать по образцу геометрический узор
- Найди отличия (2 рисунка).
- Игра «Горячо, холодно»
- Орг. момент «Ласковое имя соседа».
- Отгадывание загадок.
- В рисунке с недостающими частями найти части и правильно
расположить их.
- Игра с мячом «Приметы осени».
- Игра «Палочка – узнавалочка» (с карандашом).
- Оформление аппликации в «рваной» технике (по предложенным
контурам).
- Составление рассказа про сюжету аппликации.
- Упр. «Подарок другу» (жестами).
- Работа в парах «Портрет» (с закрытыми глазами).
- Игра в парах «Зеркало». Обратная связь.
- Упр. «Ласковое словечко».
- Загадки о животных.
- Мозговой штурм: называются повадки животных, дети –
животное (спит в берлоге – медведь).
- Игра – театрализация: один изображает животное, другие –
отгадывают.
- Упр. «Комплимент».
- Инсценирование жизненных ситуаций: поездка в автобусе с
последующим выявлением положительных и отрицательных
поступков пассажиров.
- Изобразить жестами предметы, действия с предметом (мяч,
чтение книги) мимикой - настроение.
- Постановка театра – пантомимы.
- Вывод о роли жестов и мимики человека.
- Приветствие в кругу: все держатся за руки, пожатие передаётся
сначала в правую сторону, затем в левую.
- Игра «Волшебный мешочек».
- Узнавание предмета по описанию, качеству.
- Игра в парах с закрытыми глазами «Портрет друга».
- Игра «Слово – признак».
- Игра на развитие тактильных ощущений «Узнай и назови».
- Развитие ассоциативного ряда (колючий – ёж).
- Упр. на развитие мелкой моторики «Найди клад» (коробочка с

ощущений)

пушистый).
Работа в технике
«оригами».
Игры с сюжетной
мозаикой.

увиденное.

Восприятие
пространства

Упражнения для
профилактики и
коррекции зрения.

Цель:
Развитие способности сочетать
движения и позы различных частей
тела.
Задачи:
-Развитие навыка вербализации
собственных ощущений.
-Научить упражнениям на
расслабление и снятие мышечных
зажимов.
-Коррекция общей моторики.

19
20
21

22

Ориентировка в
пространстве
(вербализ. с испол.
предлогов)

23

Моделирование
пространственного
расположения.
мебели в комнате.

24

Деление листа на
«глаз» на 2 - 4 части.

25

Тактильнодвигательное
восприятие

Расположение
предметов и их
перемещение на
поверхности парты.

26

Восприятие

Различение пищевых

Цель:
Формирование навыка
дифференцировки предметов на ощупь
по разным качествам и свойствам
Задачи:
-Научить невербальному
взаимодействию.
-Развить и закрепить тактильные
ощущения при работе с различными
материалами.
-Развитие мелкой моторики.
Цель:

сюрпризом).
- Игра «Бумажный ком» (кто дальше бросит)
- Игра на внимании «Что исчезло».
- Знакомство с мозаикой (формой, цветом).
- Рассмотрение образца с выявлением основных признаков.
-Сравнение рисунка с образцом.
- Игра «Далеко – близко».
- Беседа на тему «Сохрани своё зрение сам», факторы, вредящие
зрению.
- Демонстрация учителем и выполнение учащимися комплекса
упражнений для глаз.
- Игра «Быстрое построение» (по росту, по алфавиту, по возрасту
и т.д.)
- Мозговой штурм: справа, слева, впереди, позади.
- Дид. игра «Минутка» (кто больше нанижет бус на верёвку,
свяжет верёвочек длинной по 10 см.)
- Игра на внимание в быстром темпе «Не ошибись».
- Мозговой штурм (что находится слева от тебя, справа и т.д.)
- Составление на листе бумаги плана класса (с расположением
мебели).
- Развитие воображения: расставь мебель по своему желанию.
- Игра «Собери картинку» (из разрезанных частей);
- Деление листа бумаги пополам и на четыре части с помощью
сгиба.
- Деление листа бумаги пополам и на четыре части с помощью
линейки и карандаша.
- Игра «Подарок другу».
- Игра «Запомни и назови» (показ нескольких предметов на
несколько секунд, затем картинка убирается, а ребёнок называет
какие изображения запомнились).
- Расположение предметов на парте с указанием их места детьми
(друг другу).
- Игра с закрытыми глазами на перемещение предметов
(открывает глаза, говорит что изменилось и ставит всё на места).

- Арт. терапевтическое упражнение «Аромат цветов».

27

формы,
величины,
цвета;
конструировани
е предметов.

28

29

запахов и вкусов, их
словесное
обозначение.
Определение
различных свойств
веществ (твердость,
сыпучесть, легче,
тяжелее,
растворимость).
Сравнение и
обозначение словом
формы предметов
(3-4 предмета).
Комбинирование
разных форм
геометрического
конструктора по
инструкции.
Группировка
предметов по
заданному признаку.

30

31

Составление
предмета из мелких
деталей.

32

Определение
направления звука в
пространстве.

33

Развитие и коррекция восприятия
величины, формы, цвета.
Задачи:
-Научить взаимодействовать при
работе в группе.
-Научить самостоятельно выделять
признаки предмета, используя простые
мерки для измерения и сопоставления
отдельных параметров; группировать
их.
-Коррекция внимания, зрительного
восприятия.

Временные

Восприятие времени.

-формирование пространственно-

- Беседа: осязание и его роль.
- Практическое упражнение: «Разнообразие запахов».
- Игра на определение свойств предметов: «Волшебный мешочек».
- Речевая игра «Догадайся по признаку предмета».
- Развитие сферы чувств: «Мне приятно, жёстко, колюче…»
- Развитие дифференцированного ощущения тяжести
(сравнительная характеристика предметов)
- Имитационная игра «Взвешиваем». Взвешиваем «на глаз»
- Игра на определение формы предмета «Волшебный мешочек».
- Речевая игра – ассоциация «Форма – предмет».
- Работа на листе: геометрическая фигура – предмет определённой
формы.
- Обобщение: «Узнаём по форме».
- Рассмотрение геометрического конструктора с называние формы.
- Индивидуальная работа по заданной инструкции.
- Творческое задание: «Рисунок из геометрических фигур».
-Дидактическая игра «Часть и целое».
- Обобщение: разнообразие фигур.
- Задание на мышление «Что изменилось?»
- Отработка навыка выделения признаков предмета.
- Группировка предметов по какому – либо заданному признаку.
- Задание на внимание «Найди отличия».
- Игра на мышление: «Деталь – предмет».
- Сбор пазл, разрезанных картинок.
- Индивидуальная работа: составление изображения предмета,
задуманного учеником из мелких деталей (гороха, бобов и др.)
- Показ и отгадывание изображенных предметов.
- Работа с конструктором по составлению целостной конструкции
(по выбору учащегося).
-Арт. терапевтическое упр. «Пожелание» (на определение
различий в тембровой окраске голоса)
-Упр. «Кто позвал?»
-Игра со звучащими предметами «Откуда звук?»
Нахождение в окружающих предметах «звучащих».
-Дидактическая игра «Что звучит?»
-Работа в командах: выполнение действий по звуковому сигналу.
-Упр. «Кто внимательнее».
-Повторение: определение времени по циферблату.

понятия

34

Объемность времени
– сутки, неделя,
месяц, год.

временных ориентировок;
-формирование в детях чувственного
познания, т. е. умения видеть, слышать,
осязать, представлять, выделять
существенные признаки предметов и
явлений и отражать в речи;

-Работа в парах с циферблатом.
-Беседа о режиме дня.
-Составление собственного режима с привязкой по времени.
-Дид. игра «Что я успею» (за секунду, за минуту, за час).
-Активизация знаний названий дней недели, месяцев в году и их
последовательности.
-Придумывание своих названий дням недели по характерным
признакам.
-Работа с иллюстрациями: определение времени суток.
-Определение месяца по характерным признакам.
-Вспоминание и называние месяцев года, объёмности времени
(месяц, год).
-Работа с календарём (нахождение и номер месяца).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».