Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»__________2021г. Секретарь _____________ Н. А. Дзбановская «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Л. О. Бакисова _____________ Н. И. Шляпникова______________ «____»____________2021 г. Приказ № ___ от «___»_________________2021 г. Рабочая программа коррекционного курса: Психологический практикум 3 класс Автор-составитель Педагог-психолог Глинских К. В. Реж 2021 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений - в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие - к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. Рабочая программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012 г. Общая характеристика коррекционного курса В рамках реализации программы коррекционного курса коррекционных занятий определены следующие направления работы: 1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; 3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. 4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами; 5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Целью коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является: - на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи коррекционного курса: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; Критерии эффективности занятий: Положительная динамика развития познавательных процессов, памяти, внимания, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми заданий от начала и до конца. В процессе коррекционной работы используются следующие формы и методы: o сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей o наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, o беседы с учащимися, учителями и родителями, o изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. o оформление документации. o занятия, игры, упражнения, o психокоррекционные методики и технологии, o беседы с учащимися, o организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). o анкетирование педагогов, родителей, o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. o индивидуальные и групповые беседы, семинары, o консультации и статьи для родителей на сайте организации, o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Планирование занятий осуществляется из расчёта 34 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю. Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие: Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять. В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи: Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях. Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; Содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать. Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.) Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики: Дыхательные упражнения и специальные способы повышения энергетического потенциала. Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела Развитие мелкой моторики, координации движений Развитие чувства ритма Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями. Развитие зрительно - моторных координаций, отработка согласованности действий. Развитие внимания. Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач. Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга. Развитие произвольного внимания и памяти. Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения. В содержание курса 3 класса входит: Обследование детей Повышение энергетического потенциала Развитие моторики, графомоторных навыков Тактильно-двигательное восприятие Кинестетическое и кинетическое развитие Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Восприятие пространства Восприятие времени Оценка эффективности занятий Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; • косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов 1. Оценка состояния общей моторики Оценка статического равновесия: (сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с. (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. Оценка динамического равновесия: 2. Оценка ручной моторики: координация движений обеих рук «кулак — ладонь. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: (срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.) 3. Оценка тактильных ощущений: - узнавание знакомых предметов на ощупь правой и левой рукой попеременно; - узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения: (называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.) Различение формы. 5. Восприятие величины - раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; - ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. 6. Оценка зрительного восприятия: - узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); - узнавание контурных изображений (5 изображений); - узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); - выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. 7. Оценка слухового восприятия: - воспроизведение несложных ритмических рисунков; - определение на слух реальных шумов и звуков: шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; 8. Оценка пространственного восприятия: - показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; - конструирование по образцу из 10 счетных палочек. 9. Оценка восприятия времени: - ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). Ожидаемые результаты освоения программы учащимися: Личностные: - сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива; - сформированность мотивации к обучению; - выполнение поручений под контролем - умение устанавливать контакт со сверстниками Метапредметные: регулятивные - использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином, бумагой при выполнении заданий - сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; познавательные - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); - сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина, классифицировать геометрические фигуры - составлять предмет из частей - ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; - сравнивать картинки, находить отличия. коммуникативные - договариваться в процессе игры; - уметь работать с людьми для достижения общей цели; - слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; Предметные: - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - определять предмет по части; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; - определять вкусовые качества; - знать основные цвета и их оттенки; - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - конструировать предметы из геометрических фигур; - определять предмет по части; - определять на ощупь разные свойства предметов; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; - определять вкусовые качества; - характеризовать музыкальные звуки по громкости и продолжительности звучания; - соотносить времена года с названиями месяцев. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия: - функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, - раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши- формы и др.); - игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.; - разнообразие техники арт-терапии; - иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений. - наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира; - нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности; - материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий). - компьютер, доска электронная «Лвенок», тетради, листочки, карандаши, ручки. Учебно - методическое обеспечение Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М.. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 610 1. 2. 3. лет. - М. 4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М. 5. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары. 6. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск. 7. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск. 8. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл». 9. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М. 10. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М. 11. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет - М., ТЦ «Сфера». ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог" "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru iemcko.narod.ru – презентации для коррекции и развития детей, дидактические материалы для занятий. viki.rdf.ru - Большая коллекция презентаций для развития психических процессов. festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей – Открытый урок "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru Презентации на сайте: http://www.danilova.ru Тематическое планирование 3 класс № п/ п 1 Дата план Тема раздела (количество часов) Вводная диагностика познавательных процессов 2 3 4 5 6 7 8 9 Общая и мелкая моторика Тема занятия Диагностика мышления: наглядно действенного, наглядно – образного, Диагностика памяти: зрительная, слуховая. Диагностика внимания: устойчивость, концентрация. Игры на расслабление и напряжение тела. Учение контролю. Общая (крупная моторика). Прыжки и движения в такт. Упражнения на развитие меткости Обучение целенаправленным действиям по 2-3 звенной инструкции Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук. Обводка контуров предметных изображений, штриховка. Цель, задачи (к разделу) Определение актуального уровня развития с целю мониторинга результатов. -формирование пространственновременных ориентировок; -формирование в детях чувственного познания, т. е. умения видеть, слышать, осязать, представлять, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи; -коррекция недостатков моторики; Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждое занятие) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С. Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р. Методика «Собери по образцу»; Методика «Собери в единое целое» по представлению. Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов» Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь». -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Игра «Статуя и ветерок». -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Активное движение. Игра «Солдатики» - Игра с мячом «Продолжи ряд». - Знакомство с правилами игры - Работа с текстом: запомнить и перечислить только имена и фамилии героев. - Разгадывание загадок. - Игра «По порядку становись!» - Индивид. работа, работа в парах по ориентировке в пространстве «Раз – шаг, два – шаг». - Игра «Услышал – расскажи» (пересказ текста с использ. наводящих вопросов). - Разучивание пальчиковой гимнастики со словесным сопровождением. - Шнуровка «Вопросы – ответы». - Подвижная игра «Иголка и нитка». - Витье «косички» из шнурков, ленточек. - «Волшебные слова на букву «А». - Упр. мозговой штурм «Шапка для размышлений». - «Загадочные контуры». 10 11 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 12 13 Рисование бордюров по образцу. Графический зрительный диктант. Работа в технике «рваной» аппликации. Тактильнодвигательное восприятие 14 Вербализация собственных ощущений. Имитация повадок животных. 15 Инсценирование жизненных ситуаций. 16 «Язык жестов». 17 18 Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Научить приемам сбережения зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических Определение предметов на ощупь, выделение их свойств. Восприятие поверхности на ощупь (гладкий, шершавый, колючий, Цель: Формирование навыка дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам и свойствам Задачи: -Научить невербальному взаимодействию. -Развить и закрепить тактильные ощущения при работе с различными материалами. -Развитие мелкой моторики. Цель- формирование представлений и знаний об особых свойствах предмета Задачи – Коррекция понятий свойств предмета, - расширить словарный запас, -научить правильно и грамотно выражать свои мысли. -научится слушать, слышать и анализировать услышанное и - «Мозговой штурм». - Дорисовать по образцу геометрический узор - Найди отличия (2 рисунка). - Игра «Горячо, холодно» - Орг. момент «Ласковое имя соседа». - Отгадывание загадок. - В рисунке с недостающими частями найти части и правильно расположить их. - Игра с мячом «Приметы осени». - Игра «Палочка – узнавалочка» (с карандашом). - Оформление аппликации в «рваной» технике (по предложенным контурам). - Составление рассказа про сюжету аппликации. - Упр. «Подарок другу» (жестами). - Работа в парах «Портрет» (с закрытыми глазами). - Игра в парах «Зеркало». Обратная связь. - Упр. «Ласковое словечко». - Загадки о животных. - Мозговой штурм: называются повадки животных, дети – животное (спит в берлоге – медведь). - Игра – театрализация: один изображает животное, другие – отгадывают. - Упр. «Комплимент». - Инсценирование жизненных ситуаций: поездка в автобусе с последующим выявлением положительных и отрицательных поступков пассажиров. - Изобразить жестами предметы, действия с предметом (мяч, чтение книги) мимикой - настроение. - Постановка театра – пантомимы. - Вывод о роли жестов и мимики человека. - Приветствие в кругу: все держатся за руки, пожатие передаётся сначала в правую сторону, затем в левую. - Игра «Волшебный мешочек». - Узнавание предмета по описанию, качеству. - Игра в парах с закрытыми глазами «Портрет друга». - Игра «Слово – признак». - Игра на развитие тактильных ощущений «Узнай и назови». - Развитие ассоциативного ряда (колючий – ёж). - Упр. на развитие мелкой моторики «Найди клад» (коробочка с ощущений) пушистый). Работа в технике «оригами». Игры с сюжетной мозаикой. увиденное. Восприятие пространства Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Цель: Развитие способности сочетать движения и позы различных частей тела. Задачи: -Развитие навыка вербализации собственных ощущений. -Научить упражнениям на расслабление и снятие мышечных зажимов. -Коррекция общей моторики. 19 20 21 22 Ориентировка в пространстве (вербализ. с испол. предлогов) 23 Моделирование пространственного расположения. мебели в комнате. 24 Деление листа на «глаз» на 2 - 4 части. 25 Тактильнодвигательное восприятие Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. 26 Восприятие Различение пищевых Цель: Формирование навыка дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам и свойствам Задачи: -Научить невербальному взаимодействию. -Развить и закрепить тактильные ощущения при работе с различными материалами. -Развитие мелкой моторики. Цель: сюрпризом). - Игра «Бумажный ком» (кто дальше бросит) - Игра на внимании «Что исчезло». - Знакомство с мозаикой (формой, цветом). - Рассмотрение образца с выявлением основных признаков. -Сравнение рисунка с образцом. - Игра «Далеко – близко». - Беседа на тему «Сохрани своё зрение сам», факторы, вредящие зрению. - Демонстрация учителем и выполнение учащимися комплекса упражнений для глаз. - Игра «Быстрое построение» (по росту, по алфавиту, по возрасту и т.д.) - Мозговой штурм: справа, слева, впереди, позади. - Дид. игра «Минутка» (кто больше нанижет бус на верёвку, свяжет верёвочек длинной по 10 см.) - Игра на внимание в быстром темпе «Не ошибись». - Мозговой штурм (что находится слева от тебя, справа и т.д.) - Составление на листе бумаги плана класса (с расположением мебели). - Развитие воображения: расставь мебель по своему желанию. - Игра «Собери картинку» (из разрезанных частей); - Деление листа бумаги пополам и на четыре части с помощью сгиба. - Деление листа бумаги пополам и на четыре части с помощью линейки и карандаша. - Игра «Подарок другу». - Игра «Запомни и назови» (показ нескольких предметов на несколько секунд, затем картинка убирается, а ребёнок называет какие изображения запомнились). - Расположение предметов на парте с указанием их места детьми (друг другу). - Игра с закрытыми глазами на перемещение предметов (открывает глаза, говорит что изменилось и ставит всё на места). - Арт. терапевтическое упражнение «Аромат цветов». 27 формы, величины, цвета; конструировани е предметов. 28 29 запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, легче, тяжелее, растворимость). Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). Комбинирование разных форм геометрического конструктора по инструкции. Группировка предметов по заданному признаку. 30 31 Составление предмета из мелких деталей. 32 Определение направления звука в пространстве. 33 Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Временные Восприятие времени. -формирование пространственно- - Беседа: осязание и его роль. - Практическое упражнение: «Разнообразие запахов». - Игра на определение свойств предметов: «Волшебный мешочек». - Речевая игра «Догадайся по признаку предмета». - Развитие сферы чувств: «Мне приятно, жёстко, колюче…» - Развитие дифференцированного ощущения тяжести (сравнительная характеристика предметов) - Имитационная игра «Взвешиваем». Взвешиваем «на глаз» - Игра на определение формы предмета «Волшебный мешочек». - Речевая игра – ассоциация «Форма – предмет». - Работа на листе: геометрическая фигура – предмет определённой формы. - Обобщение: «Узнаём по форме». - Рассмотрение геометрического конструктора с называние формы. - Индивидуальная работа по заданной инструкции. - Творческое задание: «Рисунок из геометрических фигур». -Дидактическая игра «Часть и целое». - Обобщение: разнообразие фигур. - Задание на мышление «Что изменилось?» - Отработка навыка выделения признаков предмета. - Группировка предметов по какому – либо заданному признаку. - Задание на внимание «Найди отличия». - Игра на мышление: «Деталь – предмет». - Сбор пазл, разрезанных картинок. - Индивидуальная работа: составление изображения предмета, задуманного учеником из мелких деталей (гороха, бобов и др.) - Показ и отгадывание изображенных предметов. - Работа с конструктором по составлению целостной конструкции (по выбору учащегося). -Арт. терапевтическое упр. «Пожелание» (на определение различий в тембровой окраске голоса) -Упр. «Кто позвал?» -Игра со звучащими предметами «Откуда звук?» Нахождение в окружающих предметах «звучащих». -Дидактическая игра «Что звучит?» -Работа в командах: выполнение действий по звуковому сигналу. -Упр. «Кто внимательнее». -Повторение: определение времени по циферблату. понятия 34 Объемность времени – сутки, неделя, месяц, год. временных ориентировок; -формирование в детях чувственного познания, т. е. умения видеть, слышать, осязать, представлять, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи; -Работа в парах с циферблатом. -Беседа о режиме дня. -Составление собственного режима с привязкой по времени. -Дид. игра «Что я успею» (за секунду, за минуту, за час). -Активизация знаний названий дней недели, месяцев в году и их последовательности. -Придумывание своих названий дням недели по характерным признакам. -Работа с иллюстрациями: определение времени суток. -Определение месяца по характерным признакам. -Вспоминание и называние месяцев года, объёмности времени (месяц, год). -Работа с календарём (нахождение и номер месяца).