Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»__________2021г. Секретарь _____________ Н. А. Дзбановская «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Л. О. Бакисова _____________ Н. И. Шляпникова______________ «____»___________2021 г. Приказ № ___ от «___»_________________2021 г. Рабочая программа коррекционного курса: Психологический практикум 2 класс Автор-составитель Педагог-психолог Глинских К. В. Реж 2021 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений - в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Так же, при недостаточной сформированности пространственных и представлений у школьников наблюдаются многочисленные ошибки, трудности в ходе учебной деятельности: учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Значительные трудности в освоении пространства и времени, формировании пространственных и временных представлений относятся к характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. У детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие - оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. Общая характеристика коррекционного курса В рамках реализации программы коррекционного курса «психокоррекционных занятий» определены следующие направления работы: Психолого-педагогическая диагностика. Психолого-педагогическое консультирование. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами; Коррекционно-развивающая работа. Рабочая программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012 г. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. 3 часть. Заключительная. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. В процессе коррекционной работы используются следующие формы и методы: o сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей o наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, o беседы с учащимися, учителями и родителями, o изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. o оформление документации. o занятия, игры, упражнения, этюды, o психокоррекционные методики и технологии, o беседы с учащимися, o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. o организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). o анкетирование педагогов, родителей, o разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. o индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, o консультации и статьи для родителей на сайте организации, o анкетирование педагогов, родителей, Планирование занятий осуществляется из расчёта 34 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю. Критерии эффективности занятий: Положительная динамика развития познавательных процессов, памяти, внимания, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми заданий от начала и до конца. Целью коррекционных занятий является: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи коррекционного курса: формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; развитие слухоголосовых координаций; коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование и коррекция пространственно-временных ориентировок; совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий. В содержание курса 2 класса входит: Обследование детей Развитие моторики, графомоторных навыков Тактильно-двигательное восприятие Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Восприятие пространства Восприятие времени Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Оценка эффективности занятий Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Ожидаемые результаты освоения программы учащимися: Личностные: - сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива; - сформированность мотивации к обучению; - выполнение поручений под контролем - умение устанавливать контакт со сверстниками Метапредметные: регулятивные - использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином, бумагой при выполнении заданий - сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; познавательные - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); - сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина, классифицировать геометрические фигуры - составлять предмет из частей - ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; - сравнивать картинки, находить отличия. коммуникативные - договариваться в процессе игры; - уметь работать с людьми для достижения общей цели; - слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; Предметные: - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - определять предмет по части; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; - определять вкусовые качества; - знать основные цвета и их оттенки; - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - соотносить времена года с названиями месяцев. - конструировать предметы из геометрических фигур; - определять предмет по части; - определять на ощупь разные свойства предметов; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши- формы и др.); разнообразный арсенал техники арт-терапии; игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.; иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка. наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др. нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности; материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий). компьютер, доска электронная, тетради, листочки, карандаши, ручки. Методическая литература 1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество. М.«Просвещение». 2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. - Москва-Воронеж. 3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль. 4. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990. 5. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995. 6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993. 7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994. 8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992. 9. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва.- М. 10. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М. 11. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары. 12. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск. 13. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл». 14. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М. 15. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М. 16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПБ. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог" "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru schoolpress.ru - Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития". collection.edu.ru - Сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации psychology.net.ru –тренинги, психологические тесты, библиотека, психологический клуб. ikprao.ru - Сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научнометодический журнал. schoolpress.ru - Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития". portalschool.ru – российский образовательный портал "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru Презентации на сайте: http://www.danilova.ru Тематическое планирование 2 класс № п/ п 1 Дата план Тема раздела (количество часов) Вводная диагностика познавательных процессов 2 3 4 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Тема занятия Цель, задачи (к разделу) Диагностика мышления: наглядно действенного, наглядно – образного, Диагностика памяти: зрительная, слуховая. Диагностика внимания: устойчивость, концентрация. Развитие крупной (общей) моторики. Подвижные игры. Определение актуального уровня развития с целю мониторинга результатов. Игры на расслабление и напряжение тела. Учение контролю. 5 Выполнение движений по сигналу. Игры с мячом 6 Пальчиковая гимнастика 7 Обводка трафарета, штриховка 8 Рисуем по точкам Игра «обведи по точкам» Упражнение "Домик". 9 Цель: - дать ребёнку правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных средств, качеств и признаков. Задачи: -формирование пространственновременных ориентировок; -формирование в детях чувственного познания, т. е. умения видеть, слышать, осязать, представлять, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи; -коррекция недостатков моторики; Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждое занятие) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С. Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р. Методика «Собери по образцу»; Методика «Собери в единое целое» по представлению. Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов» Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь». -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. - Игра «Маршируем как Солдат». -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Игра «Лепесток и камешек». -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Игры с мячом. «Передал – садись!», «Время, замри», «Мяч соседу». - «Разноцветная дорожка» («Пальчики» прыгают по дорожке. По команде: «Стоп» останавливаются и называют цвет) стрелок» -«Геометрические фигуры» (из геом. фигур оформить коврик с соблюдением чередования по форме - Работа с трафаретами геом. фигур и простых по форме предметов. - Обводка, штриховка - Игра «обведи по точкам» (подобрать контур к предмету) - Соединение точек плавной линией, раскрашивание. -Повторение цветов -Последовательное сгибание и, разгибание пальцев под текст, выполняется каждой рукой 3 раза: 1, 2, 3, 4, 5, Вышли пальчики гулять. 10 Синхронность работы обеих рук. Вырезаем по прямой линии. 11 12 Тактильнодвигательное восприятие Определение на ощупь предметов с разными свойствами Игровое упражн. «Что ты держишь?» 13 Игра с мелкими предметами «Найди бусину» 14 Узнавание предмета по словесному описанию. Составление рядов по самостоятельно выделенным признакам Игра «Разложи картинки по порядку» Составление рядов по самостоятельно выделенным признакам Игра «Разложи картинки по порядку» Группировка предметов по признакам. Упр. На мышление: «Что лишнее?». 15 16 Восприятие формы, величины, цвета; конструировани е предметов. 17 18 Восприятие пространства Игровые упражнения подражательного характера. Цель: Формирование навыка дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам и свойствам Задачи: -Научить невербальному взаимодействию. -Развить и закрепить тактильные ощущения при работе с различными материалами. -Развитие мелкой моторики. Цель: Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Цель: Развитие способности сочетать движения и позы различных частей тела. 1, 2, 3, 4, 5, В домик спрятались опять. - Пальчиковая гимнастика - Работа с сухим бассейном - Повторение правил работы с ножницами. - обведение рисунка по линиям, не отрывая карандаш от бумаги - рисование прямой линии по клеточкам цветным карандашом, вырезание - рисование квадрата цветным карандашом, вырезание. - Пальчиковая гимнастика «Что ты держишь?» (на столе фигурки (игрушки) -Аналогично на последовательность: «Запомни» (дети должны запомнить, что за чем стоит, отвернувшись рассказать) - «Опиши» (предлагается предмет, который нужно описать по форме, цвету, назначению) -Пальчиковая гимнастика. -Работа с массажным шариком. -Работа с раздаточным материалом: игровые упражнения с предметами. -Составление словесного описание предмета. -Узнавание предмета по одному или нескольким признакам. «Угадай что это?» -«Разложи картинки по порядку», -Составление рассказа по картинкам. -Ответы на вопросы педагога. -«Разложи картинки по порядку», -Составление рассказа по картинкам. -Ответы на вопросы педагога. -Игра: «Сравни предметы», «Расположи, назови по порядку». -Упр. На мышление: «что лишнее?». -Игра на внимание «Стоп». -Выполнение действий по сигналу «Хлопай и качайся». - Коллективная игра «Петушок, лошадка». Коллективная игра «Петушок, лошадка». 19 20 21 22 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Игра «Найди отличия». Восприятие формы, величины, цвета; конструировани е предметов. Группировка предметов по величине и цвету. Различие 2-3 предметов по длине и ширине. 23 «Собираем из геометрических фигур разные предметы» Выполняем задания учителя. 24 25 26 27 Обводка по трафарету. Штриховка. Задачи: -Развитие навыка вербализации собственных ощущений. -Научить упражнениям на расслабление и снятие мышечных зажимов. -Коррекция общей моторики. Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Научить приемам сбережения зрения. Цель: Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Цветовой спектр. Смешение цветов и оттенков. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Узнаем предмет на основе отдельных признаков. Нахождение несоответствия на предмете и картинке Упражнение «Что не так?» Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами. - Игра «Найди отличия». Раскрашивание картинок «по-разному». -Зрительная гимнастика. -Узнай предмет. - Обведи по трафарету. -«Собери пирамиду», -«Расставь по порядку круги от маленького до большого», - Копирование движений учителя - Работа с иллюстрациями по различным предметам, по длине и ширине. - «Найти в кабинете» (короткий предмет, широкий предмет) - собрать из геометрических фигур дом, дерево, человека, стол, стул и т. д. - Работа с геометрическими фигурами. - Упражнение в обводке и штриховке предметов разных по форме и цвету. -«Какого цвета предмет». -«Какого цвета он бы стал, если смешать цвета?». -«Главные цвета». -Из серии картинок выбрать те, которые похожи по определенному признаку (большой, маленький, широкий, хрупкий, твердый пушистый и т. д.) - Игра с предметами «Что не так». -«Найди одинаковое из множества» работа с картинками куклы, хрюшки и т. д. 28 29 30 31 32 33 34 Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Формирование зрительнодвигательной координации рук и глаз: Вкусовые ощущения сладкое, горькое) Формирование чувства ритма. Игра «Эхо» Развитие внимания и памяти. Упражнение для профилактики и коррекции зрения. Игры со словами и предметами -Научить приемам сбережения зрения. - Разучивание упражнений для глаз: на снятие утомления, на расслабление зрительной системы, на укрепление глазодвигательных мышц. -Рисование бордюров, заборов, столбов, раскрашивание их в одинаковые цвета и в разные - рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки). Цель- формирование представлений и знаний об особых свойствах предмета Задачи – Коррекция понятий свойств предмета, - расширить словарный запас, -научить правильно и грамотно выражать свои мысли. -научится слушать, слышать и анализировать услышанное и увиденное. -Игра: «На кухне у мамы» (предметные картинки: фрукты, соль, конфеты, огурцы, перец) -«Что ты съешь?» -Упр. «Лодочка» -Речевые игры с движениями. -Игра «Эхо» (повторить заданный ритм). -«Узнай, что это? Контуры предметов разрезаны на две части. Учитель показывает верхнюю часть, дети должны отгадать. - ребенку дается половина контура предмета - узнаем и на листе рисуем полностью предмет. - Посмотреть поочередно налево, направо (7 раз). - Посмотреть вверх, вниз (7 раз). - Смотреть на предмет, описывая подбородком круги по часовой стрелке и против часов. - Измерение объёма банки - Проверка через практическую деятельность -Запоминание цепочки слов -Запоминание пар слов (учитель показывает(называет) первое слово, дети второе.) Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Научить приемам сбережения зрения.