Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»__________2021г. Секретарь _____________ Н. А. Дзбановская «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Л. О. Бакисова _____________ Н. И. Шляпникова______________ «____»____________20 21 г. Приказ № ___ от «___»_________________2021 г. Рабочая программа коррекционного курса: Психологический практикум 1 класс Автор-составитель Педагог-психолог Глинских К. В. Реж 2021 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У детей с умственной отсталостью проявляются различные особенности восприятия то есть слабая способность к дифференцированию общих, особых и единичных признаков предметов, также необходимо отметить о недоразвитии скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью, а также снижение объема воспринимаемого материала. Сам процесс восприятия неотделим от внешних практических действий ребенка. По мере развития интеллекта ребенка и усложнения его деятельности наблюдается сокращение моторных компонентов восприятия. Перцептивные действия в процессе восприятия приобретают форму одномоментного охвата признаков предмета. Эти изменения обусловлены выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсоных эталонов, которые рассматриваются как своеобразные чувственные мерки для систематизации свойств окружающей действительности. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений - в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие - к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. При анализе сложной структуры дефекта у детей с умственной отсталостью нельзя не учитывать и такие социальные факторы как неправильное семейное воспитание, социальная депривация умственно отсталого ребенка в более старшем возрасте Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи - сенсомоторное развитие ребенка. Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы. - Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012 Общая характеристика коррекционного курса В рамках реализации программы коррекционного курса коррекционных занятий определены следующие направления работы: 1. Психолого-педагогическая диагностика, 2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей. 3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. 4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами; 5. Коррекционно-развивающая работа. 6. Аналитическая работа. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: — сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей — наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, — беседы с учащимися, учителями и родителями, — изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. — оформление документации. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: — занятия, — игры, упражнения. — психокоррекционные методики и технологии, — беседы с учащимися, — организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: — анкетирование педагогов, родителей, — разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы: — индивидуальные и групповые беседы, семинары, — консультации и статьи для родителей на сайте организации, — разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Программа составлена в определённой последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. На всех занятиях используются игры, игровые упражнения и задания. Планирование занятий осуществляется из расчёта 33 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, ВПФ, эмоционально-волевой сферы у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия. Критерии эффективности занятий: Положительная динамика развития познавательных процессов, памяти, внимания, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми заданий от начала и до конца. Целью коррекционных занятий является: - на основе создания оптимальных условий познания ребенком признаков, дать правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи коррекционного курса: формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения; коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций; формирование точности и целенаправленности движений и действий. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; В содержание курса 1 класса входит: Обследование детей Повышение энергетического потенциала Отработка дыхательных упражнений, стимулирующие упражнения для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции. Развитие моторики, графомоторных навыков Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов. Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали). Развитие зрительного восприятия Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Контрастные температурные ощущения. Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). Развитие слухового восприятия Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука. Восприятие пространства Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Восприятие времени Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Оценка эффективности занятий Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов 1. Оценка состояния общей моторики Оценка статического равновесия: (сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с. (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие. Оценка динамического равновесия: 2. Оценка ручной моторики: выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: (срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;) 3. Оценка тактильных ощущений: - узнавание знакомых предметов на ощупь правой и левой рукой попеременно; - узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения: (называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.) Различение формы: (группировка геометрических фигур с учетом формы). 5. Восприятие величины: раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 предметов; ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия. 6. Оценка зрительного восприятия: узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); узнавание контурных изображений (5 изображений); узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. 7. Оценка слухового восприятия: воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков; 8. Оценка пространственного восприятия: показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве; конструирование по образцу из палочек. 9. Оценка восприятия времени: ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). Ожидаемые результаты освоения программы учащимися: Личностные: - сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива; - сформированность мотивации к обучению; - выполнение поручений под контролем - умение устанавливать контакт со сверстниками Метапредметные: регулятивные - использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином, бумагой при выполнении заданий - сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; познавательные - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); - сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина, классифицировать геометрические фигуры - составлять предмет из частей - ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; - сравнивать картинки, находить отличия. коммуникативные - договариваться в процессе игры; - уметь работать с людьми для достижения общей цели; - слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; Предметные: - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - определять предмет по части; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; - знать основные цвета и их оттенки; - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - конструировать предметы из геометрических фигур; - определять предмет по части; - определять на ощупь разные свойства предметов; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - узнавать «наложенные» изображения предметов; - определять вкусовые качества; - характеризовать музыкальные звуки по громкости и продолжительности звучания; - соотносить времена года друг с другом. Их различия. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши- формы и др.); игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.; разнообразный материал арт-терапии; иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.); наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира; нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности; материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий). компьютер, доска электронная, тетради, листы, карандаши, ручки. Учебно - методическое обеспечение 1. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл». 2. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М.. 3. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М. 4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада/Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.144 е., 4 л. ил. 5. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва.- М. 6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М. 7. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск. 8. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М. 9. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М. 10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил. 11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог" "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru schoolpress.ru - Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития". collection.edu.ru - Сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации psychology.net.ru –тренинги, психологические тесты, библиотека, психологический клуб. danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам Тематическое планирование 1 класс № Дата Тема раздела п/ план (количество п часов) 1 Вводная диагностика познавательны х процессов 2 3 4 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторны х навыков. Тема занятия Диагностика мышления: наглядно действенного, наглядно – образного, Диагностика памяти: зрительная, слуховая. Диагностика внимания: устойчивость, концентрация. Общая (крупная моторика). Прыжки и движения в такт. «Нарисуй по точкам». 5 Пальчиковая гимнастика 6 Обводка трафарета, штриховка 7 Рисуем по точкам Игра «обведи по Цель, задачи (к разделу) Определение актуального уровня развития с целю мониторинга результатов. Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждое занятие) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С. Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р. Методика «Собери по образцу»; Методика «Собери в единое целое» по представлению. Цель: - дать ребёнку правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных средств, качеств и признаков. Задачи: -формирование пространственновременных ориентировок; -формирование в детях чувственного познания, т. е. умения видеть, слышать, осязать, представлять, выделять -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Активное движение. Игра «Солдатики» -Выполнение движений по сигналу. -Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. -Рисование по точкам разных изображений. - «Разноцветная дорожка» («Пальчики» прыгают по дорожке. По команде: «Стоп» останавливаются и называют цвет) стрелок» -«Геометрические фигуры» (из геом. фигур оформить коврик с соблюдением чередования по форме - Работа с трафаретами геом. фигур и простых по форме предметов. - Обводка, штриховка - Игра «обведи по точкам» (подобрать контур к предмету) - Соединение точек плавной линией, раскрашивание. 8 9 Тактильнодвигательное восприятие 10 11 12 13 14 15 Восприятие формы, величины, цвета; конструирован ие предметов. точкам» Синхронность работы обеих рук. существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи; -коррекция недостатков моторики; Определение на ощупь предметов с разными свойствами Игровое упражнение «Что ты держишь?» Игра с мелкими предметами «Найди бусину» Цель: Формирование навыка дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам и свойствам Задачи: -Научить невербальному взаимодействию. -Развить и закрепить тактильные ощущения при работе с различными материалами. -Развитие мелкой моторики. Узнавание предмета по словесному описанию. «Угадай что это?» Работа с сухим бассейном «Сочини историю» Развивающие игры по теме «Фрукты» Развивающая игра на обучение классифицировать и объединять объекты в пары «Найди пару» Развивающая игра «Дары природы» - Пальчиковая гимнастика - Работа с сухим бассейном. - Строим горку и делаем ямку. - Пальчиковая гимнастика «Что ты держишь?» (на столе фигурки (игрушки) -Аналогично на последовательность: «Запомни» (дети должны запомнить, что за чем стоит, отвернувшись рассказать) - «Опиши» (предлагается предмет, который нужно описать по форме, цвету, назначению) -Пальчиковая гимнастика. -Работа с массажным шариком. -Работа с раздаточным материалом: игровые упражнения с предметами. -Составление словесного описание предмета. -Узнавание предмета по одному или нескольким признакам. «Угадай что это?» - Работа в группе. -«Сочини историю про кошку, собаку, попугая и т. д. - «Хорошая» и «плохая» концовка истории. Цель: Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -«Разложи картинки по порядку», -Составление рассказа по картинкам. -Ответы на вопросы педагога. -«Разложи картинки по парам», -Объясни и скажи обобщающее слово.. -Ответы на вопросы педагога. -«Разложи картинки по порядку», -Составление рассказа по картинкам. - Ответы на вопросы педагога. 16 Лото «Мир вокруг нас» 17 Развивающие игры по теме «Овощи» -«Разложи картинки по порядку», - Составление рассказа по картинкам. - Ответы на вопросы педагога. - Раскрашивание овощей. 18 Группировка предметов по признакам. Упражнения на формирование умения идти по указанию взрослого по направлению к предмету Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД Нахождение середины листа, краёв, углов (верхний, нижний, левый, правый). Игра «Найди отличия». -Игра: «Сравни предметы», «Расположи, назови по порядку». -Упр. На мышление: «что лишнее?». -Игра на внимание «Стоп». -Выполнение действий по сигналу педагога. «Стоп, вперед, назад, присели, подпрыгнули». 19 Восприятие пространства 20 21 22 23 24 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Обводка по трафарету. Штриховка. Наложенные предметы. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Цель: Развитие способности сочетать движения и позы различных частей тела. Задачи: -Развитие навыка вербализации собственных ощущений. -Научить упражнениям на расслабление и снятие мышечных зажимов. -Коррекция общей моторики. -«Разложи картинки по порядку», -Игра в лото. - Ответы на вопросы педагога. -Работа с мячем. - Где находится мячик? НА, В, ПОД, ЗА, НАД», - перекладывание понятий «Право-лево», «верх-низ» на одноклассника. - Где находится мячик? НА, В, ПОД, ЗА, НАД» - перекладывание понятий «Право-лево», «верх-низ» на одноклассника. Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Научить приемам сбережения -Рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами. - Игра «Найди отличия». Раскрашивание картинок «по-разному». -Зрительная гимнастика. -Узнай предмет. - Обведи по трафарету. -Картинка с наложенными друг на друга предметами. «Угадай, какие здесь изображены предметы? зрения. 25 «Зашумленные предметы 26 Восприятие формы, величины, цвета; конструирован ие предметов. Описание картинки «Кто это? Что делает?» Узнаем предмет на основе отдельных признаков. Нахождение несоответствия на предмете и картинке Упражнение «Что не так?» Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. «Собираем из геометрических фигур разные предметы» Выполняем задания учителя. Восприятие особых свойств Вкусовые ощущения сладкое, горькое) Развитие 27 28 29 30 31 32 Цель: Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Цель- формирование представлений и знаний об особых свойствах предмета - Раскрась каждый в свой определенный предмет». - Картинка с зашумленными предметами. «Узнай, что это за предметы? Какой тебе больше всего нравится?» -Раскрасить 2 из них. -Зрительная гимнастика. -Узнай предметы на картинке. -Раскрашивание картинок «по-разному». -Из серии картинок выбрать те, которые похожи по определенному признаку (большой, маленький, широкий, хрупкий, твердый пушистый и т. д.) - Игра с предметами «Что не так». -«Найди одинаковое из множества» работа с картинками куклы, хрюшки и т. д. -Разучивание упражнений для глаз: на снятие утомления, на расслабление зрительной системы, на укрепление глазодвигательных мышц. - собрать из геометрических фигур дом, дерево, человека, стол, стул и т. д. - Работа с геометрическими фигурами. - Упражнение в обводке и штриховке предметов разных по форме и цвету. -Игра: «На кухне у мамы» (предметные картинки: фрукты, соль, конфеты, огурцы, перец) -«Что ты съешь?» 33 предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) памяти. Задачи – Коррекция понятий свойств Развитие внимания предмета, и памяти. - расширить словарный запас, -научить правильно и грамотно Формирование выражать свои мысли. чувства ритма. -научится слушать, слышать и анализировать услышанное и увиденное. Игра «Что изменилось?». Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова». -Игра «Эхо» (повторить заданный ритм). -«Узнай, что это? - Контуры предметов разрезаны на две части. - ребенку дается половина контура предмета - узнаем и на листе рисуем полностью предмет.