Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021г. Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. «____»____________2021г. Приказ № ___ от «___»____2021 г. Рабочая программа по математике для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 уч. год Составитель: Карфидова Н.В.. Г.Реж Математика (136 часов) Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» -Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Министерством образования и просвещения от 17.09.2020 Цель учебного предмета: социальная реабилитация и адаптация обучающихся с и нтеллектуальным нарушением в современном обществе Задачи: - формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практическиприменять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; -коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; -воспитание у обучающихся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, аккуратности. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всехобучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень Познакомятся с числовым рядом от 1—20 в прямом порядке; Познакомятся с числовым рядом 1—20 в прямом иобратном будут откладывать любые числа в пределах 20 насчётах. порядке; Познакомятся с названиямикомпонентов сложения, вычитания; Научатся считать присчитыванием, отсчитыванием по единице и Научатся пониманию смыслаарифметических действий равными числовыми группами в пределах 20;Научатся сложения и вычитания; Научатся применению откладывать любые числа в пределах 20 с использованием переместительного свойства сложения; счётного материала; Научатся выполнять устные и письменные действия сложенияи Познакомятся с названиями компонентов сложения, вычитания чисел в пределах 10; вычитания; 2 Будут знать единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы,времени и их соотношения; Научатся различать числа, полученные при счёте и измерении, записывать числа, полученного при измерении; Научатся решать, составлятьизученные простые арифметические задачи; Научатся пониманию смысла арифметических действий сложения и вычитания; Научатся применять переместительноге свойство сложения; Научатся выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; Будут знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; Будут различать числа, полученные при счёте и измерении,записывать числа, полученные при измерении; Будут знать порядок месяцев в году, дней недели; Научатся определять время по часам (одним способом);Научатся решать, составлять все изученные простые арифметические задачи; Научатся составлять краткую запись, моделирование содержания, решать составные арифметические задачи в двадействия; Будут различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; Познакомятся с названием элементов четырехугольников;научатся вычерчивать прямоугольник (квадрат); Личностные: -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научатся признавать собственные ошибки. БУД регулятивные научатся использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений привыполнении заданий научатся сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами,учителем; научатся соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-запарты и т. д.); научатся слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; познавательные научатся составлять краткую запись задачи; научатся устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий(продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); научатся восстанавливать условие задачи по рисунку, по данному решению будут конструировать геометрические фигуры из заданных частей; научатся сравнивать числовые выражения. коммуникативные будут участвовать в обсуждении совместной работы; научатся задавать вопросы с целью получения 3 информации;научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Содержание математики как учебного предмета во 2 классе включает: Первый десяток (Повторение) Второй десяток Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Сложение и вычитание с переходом через десятокДеление на равные части Геометрический материал Распределение математического материала представлено концентрически с учётомпознавательных и возрастных возможностей обучающихся. Одним из приёмов обучения математике является использование дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций, сравнение. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированиюи развитию речи учащихся. Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных). Во 2 классе в материал уроков планируется включать задания на закрепление состава чисел до 10. На обучение математике во втором классе отводится 4 часа в неделю, годовое планирование составляет 136 часов. Процесс изучения программы направлен на формирование компетенций: коммуникативных, учебно-познавательных и компетенций личностного самосовершенствования. ( работа в парах, общение , работоспособность, организованность в учебной работе (внимательность, включение в урок, самоконтроль, исполнительность), самостоятельность) Проверка знаний и умений осуществляется непосредственно в ходе изучения и отработки учебного материала (текущий контроль). В качестве инструментария используются срезы в момент игровой деятельности, фронтальной и индивидуальной работы. Разработаны контрольно-измерительные материалы. Программой предусмотрены контрольные работы: вводная, промежуточная, итоговая, так же для определения уровня усвоения некоторых пройденных тем. Контрольно-измерительный материал по математике. Промежуточная аттестация: Контрольнаяная работа за I полугодие Минимальный уровень 4 1. Спиши, вставляя пропущенные числа. 10, 11, 12, … , 14, 15, 16, … , 18, 19, 20 2. Сравни числа, поставь знак >, < или =. 2 … 12 14 … 15 20 … 13 3. Увеличь каждое число на 2. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -). Решипримеры. 5…2= 13 … 2 = 4. Уменьши каждое число на 1. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -).Реши примеры. 9…1= 12 … 1 = 5. Реши примеры. 13 + 1 11 р. + 4 р. 14 – 4 12 р. – 10 р. 15 – 2 13 р. – 2 р. 6. Запиши решение задачи. На первой тарелке 14 слив, а на второй тарелке на 2 сливы больше. Сколько слив навторой тарелке? 7. Начерти отрезок длиной 7 см. Достаточный уровень 1. Спиши, вставляя пропущенные числа. 10, 11, 12, 13, …, … , 16, 17, … , … , 20 2. Сравни числа, поставь знак >, < или =. 19 … 9 18 … 17 16 … 20 3. Увеличь каждое число на 5. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -). Реши примеры. 3…5= 5 12 … 5 = 4. Уменьши каждое число на 4. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -).Реши примеры. 14 … 4 = 20 … 4 = 5. Реши примеры. 1 + 16 7 р. + 10 р. 18 – 8 13 р. + 6 р. 20 – 3 16 р. – 5 р. 6. Запиши решение задачи. На первом столе 12 тарелок, а на втором столе на 2 тарелки меньше. Сколько тарелокна втором столе? 7. Начерти отрезок длиной 11 см. Итоговая аттестация: итоговая контрольнаяная работа Минимальный уровень 1. Спиши, вставляя пропущенные числа. 10, 11, 12, 13, 14, … , 16, 17, 18, … , 20 2. Реши примеры. 14 + 1 16 – 1 12 + 3 15 – 2 3. Запиши задачу кратко. Выполни решение. Запиши ответ. Задача. У Коли 9 р., а у Миши на 4 р. больше. Сколько рублей у Миши? 4. Реши примеры. 6 9+4 11 – 3 8+3 12 – 5 5. Сравни числа (поставь знак >, < или =). 20 р. … 17 р. 14 см … 15 см 6. Реши примеры. 10 см + 5 см 13 р. – 3 р. 7. Начерти луч. Достаточный уровень 1. Реши примеры. 18 – 5 20 – 3 19 + 1 15 + 3 2. Выполни сложение. 9+6 4+7 6+8 3. Выполни вычитание. 12 – 7 14 – 6 15 – 9 4. Запиши задачу кратко. Выполни решение. Запиши ответ. Задача. У Вани 12 р., а у Пети на 5 р. меньше. Сколько рублей у Вани и Пети вместе? 5. Сравни числа (поставь знак >, < или =). 18 р. … 16 р. 1 дм … 10 см 1 нед. … 1 ч 6. Реши примеры. 10 см + 8 см 17 кг – 7 кг 7. Начерти прямой угол с помощью чертежного угольника. График контрольных работ: Декабрь – Контрольная работа за I полугодие Май – Итоговая контрольная работа 7 Математика (136 часов) Дата № п/п 1 Тема урока Содержание темы / раздела Виды деятельности обучающихся на уроке Повторение. Первый десяток. (13 ч.) Числовой ряд 1-10. Прямой и обратный счет. Числовой ряд в пределах 10.Счет в пределах 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению кданному числу с опорой на числовойряд и без опоры на числовой ряд. Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числапутем отсчитывания (вычитания) 1 отчисла. Состав чисел в пределах 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на схематическое изображение состава чисел в пределах 10. Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание). Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. заданной суммы (в пределах 10 р.). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10; ответ задачи в форме устного высказывания. Составление и решение арифметических Воспроизводить последовательность чиселв пределах 10 в прямом и обратном порядке,в заданных пределах. Осуществлять счет предметов в пределах10. Соотносить количество предметов счислительным и цифрой. Определять место каждого числа от 1до10 вчисловом ряду. Получать следующее и предыдущее число на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа).Раскладывать числа 2-10 на 2 части (на 2 числа) с опорой на наглядный материал и без наглядности. Применять знание состава чисел в пределах10 в конкретной жизненной ситуации (разложить определенное количество предметов (2-10) в две емкости различнымиспособами, например, 5 кусков сахара в 2 чашки). Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с опорой на знаниесостава чисел. Моделировать арифметические действия(сложение и вычитание) с помощью дидактического материала и предметов окружающей действительности. Находить значение числового выражениябез скобок в два действия (сложение, вычитание). Набирать с помощью монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. заданную сумму в пределах 10 р Решать простые арифметические задачи на 3 Прибавление и вычитание 1 в пределах 10. Состав числа 5. 4 Состав числа 6. 5 Состав числа 7. 6 Состав числа 8. 7 Состав числа 9. 8 Состав числа 10. 9 Сравнение чисел. 10 Решение примеров на 2 8 Раздел программы сложение и вычитание в пределах 10. Сравнение отрезков по длине. Контрольная работа. Первый десяток. Работа над ошибками. Таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 10. 11 12 13 14 9 Второй десяток. Нумерация. (20 ч.) Число 11. Название, обозначение, десятичный состав. 15 Число 12. Название, обозначение, десятичный состав. 16 Число 13. Название, обозначение, десятичный состав. 17 Сравнение чисел в задач по предложенному сюжету, готовомурешению, краткой записи с использованием иллюстраций. Линии: прямая, кривая, отрезок; их распознавание, называние, дифференциация. Построение прямой линии через одну, две точки. Измерение длины отрезков. Построение отрезка заданной длины. нахождение суммы и разности, в том числена основе моделирования их решения с помощью дидактического материала или предметов окружающей действительности.Оформлять запись решения задачи новым способом, используя при записи чисел сокращенные наименования предметов. Формулировать (устно) ответ задачи. Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Узнавать, называть, различать линии: прямую, кривую, отрезок. Чертить прямую линию через одну, дветочки с применением линейки. Измерять длину отрезка; записывать число, полученное при измерении длины. Чертить отрезок заданной длины. Числа 11-13: образование, название, Образовывать числа 11-13 из одного десятка запись, десятичный состав, место в и нескольких единиц. числовом ряду. Моделировать образование чисел 11-13 на основе их Откладывание (моделирование) чисел11- десятичного состава с помощью различного 13 с использованием счетного дидактического материала, предметов окружающей материала, их иллюстрирование на действительности, графических работ в тетради основе десятичного состава. (например, число 12 – это одна полоска из 10 клеток Числовой ряд в пределах 13 в прямой и тетради и еще 2 отдельные клетки тетради).Читать и обратной последовательности. записывать числа 11-13. Получение следующего числа путем Воспроизводить последовательность чиселв присчитывания 1 к числу; получение пределах 13 в прямом и обратном порядке,в заданных предыдущего числа путем отсчитывания пределах (например, от 10 до 13). 1 от числа. Определять место каждого числа 11-13 в Счет предметов и отвлеченный счет в числовом ряду. пределах 13 (счет по 1). Счет взаданных Получать следующее и предыдущее число впределах пределах. 13 на основе арифметических действий (прибавлять 1 Сравнение чисел в пределах 13. к числу, вычитать 1из числа). Сложение в пределах 13 на основе Осуществлять счет предметов в пределах13. десятичного состава чисел (10 + 3); Соотносить количество предметов впределах 13 с сложение и вычитание на основе соответствующим числительным и записью числа. присчитывания и отсчитывания Сравнивать числа второго десятка впределах 13 с 10 числовом ряду 11-13 единицы (12 + 1; 13 – 1). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 13. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах13 р.). Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах13 см). применением знаков равенства и сравнения («=», «>», «<»). Выполнять сложение в пределах 13 на основе десятичного состава чисел (10 + 3); сложение и вычитание на основеприсчитывания и отсчитывания единицы(12 + 1; 13 – 1); моделировать данные случаи сложения и вычитания надидактическом материале, предметах окружающей действительности. Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах13. Набирать с помощью монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 13 р. различными способами. Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 13 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины в сантиметрах (в пределах13 см). 18 Число 14. Название, обозначение, десятичный состав. 19 Число 15. Название, обозначение, десятичный состав. 20 Число 16. Название, обозначение, десятичный состав. Числа 14-16: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) чисел1416 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 16 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 16 (счет по 1, равными числовыми группами по 2). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 16. Сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел (10 + 6); сложение на основе присчитывания Моделировать образование чисел 14-16 на основе их десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности,графических работ в тетради. Читать и записывать числа 14-16. Воспроизводить последовательность чиселв пределах 16 в прямом и обратном порядке,в заданных пределах. Определять место каждого числа 14-16 вчисловом ряду. Получать следующее и предыдущее число в пределах 16 на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1из числа). Осуществлять счет предметов в пределах 16, присчитывая по 1; присчитывая к 10 по 2, по 3. Соотносить количество предметов впределах 16 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка впределах 16 с 11 21 Сравнение чисел в числовом ряду 14-16. 22 Число 17. Название, обозначение, десятичный состав. 23 Число 18. Название, обозначение, десятичный состав. 24 Число 19. Название, обозначение, десятичный состав. единицы с практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (15 + 1; 1 + 15); вычитание на основе отсчитывания единицы (15 – 1). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 16. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах16 р.). Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах16 см). применением знаков равенства и сравнения («=», «>», «<»). Выполнять сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел (10 + 6); сложение и вычитание на основеприсчитывания и отсчитывания единицы(14 + 1; 15 – 1); моделировать данные случаи сложения и вычитания надидактическом материале, предметах окружающей действительности. Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах16. Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению с числами в пределах 16. Набирать с помощью монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 16 р. различными способами. Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 16 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 16 см). Числа 17-19: образование, название, Моделировать образование чисел 17-19 на запись, десятичный состав, место в основе их десятичного состава с помощью числовом ряду. различного дидактического материала, предметов Откладывание (моделирование) чисел17- окружающей действительности,графических работ в 19 с использованием счетного тетради. материала, их иллюстрирование на Читать и записывать числа 17-19. Воспроизводить основе десятичного состава. последовательность чиселв пределах 19 в прямом и Числовой ряд в пределах 19 в прямой и обратном порядке,в заданных пределах. обратной последовательности. Определять место каждого числа 17-19 вчисловом Получение следующего, предыдущего ряду. чисел. Получать следующее и предыдущее число в пределах Счет предметов и отвлеченный счет в 19 на основе арифметических действий (прибавлять 1 пределах 19 (счет по 1, равными к числу, вычитать 1из числа). числовыми группами по 2, 3). Счет в Осуществлять счет предметов в пределах19. заданных пределах. Соотносить количество предметов впределах 19 с Сравнение чисел в пределах 19. соответствующим числительным и записью числа. Сложение в пределах 19 на основе Сравнивать числа второго десятка в пределах 19 с десятичного состава чисел с применением знаков равенства и сравнения («=», «>», 12 25 Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес. 26 Сравнение чисел в числовом ряду 17-19. 27 Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 19. 28 Число 20. Название, обозначение, десятичный состав. 29 Сравнение чисел в пределах 20. практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (10 + 8; 8 + 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы (18 + 1; 1 + 18; 19 - 1). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости(в пределах 19 р.). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости(в пределах 19 р.). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 19, в том числе с числами, полученными при измерении стоимости. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах19 р.). Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, длиннее (короче) данного отрезка (в пределах 19 см). Число 20: образование, название, запись, десятичный состав, место вчисловом ряду. Откладывание (моделирование) числа20 с использованием счетного материала, его иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. «<»). Выполнять сложение в пределах 19 на основе десятичного состава чисел (10 + 9); сложение и вычитание на основеприсчитывания и отсчитывания единицы(17 + 1; 18 – 1). Моделировать случаи сложения ивычитания в пределах 19 на дидактическом материале, предметах окружающей действительности. Выполнять сложение и вычитание чисел,полученных при измерении стоимости (впределах 19 р.). Находить значение числового выражения вдва арифметических действия на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 в пределах 19. Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах19. Сопоставлять простые арифметические задачи разного вида с похожим сюжетом,анализировать их условие, подбирать на основе этого соответствующий способ решения. Набирать с помощью монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 19 р. различными способами. Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 19 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 19 см). Применять навыки сравнения чисел при планировании построения отрезка, которыйдолжен быть длиннее (короче) данного отрезка. Моделировать образование числа 20 на основе десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности,графических работ в тетради. Читать и записывать число 20. Воспроизводить последовательность чисел в пределах 20 в прямом и обратном порядке,в заданных пределах. Определять место числа 20 в числовом ряду.Получать следующее и предыдущее число впределах 20 на 30 Вычитание единицы и десятка из двузначного числа в пределах 20. 31 Контрольная работа. Нумерация 11-20. 32 Работа над ошибками. Решение примеров и задач. 33 Присчитывание и отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Прямой и обратный счет. 34 13 Единицы измерения Мера длины – дециметр. Соотношение между Получение следующего, предыдущего чисел. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 20 (счет по 1, по 2; равными числовыми группами, присчитывая к 10 по 2, 3). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 20. Однозначные, двузначные числа. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы (19 + 1; 1 + 19; 20 - 1). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости(в пределах 20 р.). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 20. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовомурешению, краткой записи с использованием иллюстраций. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах20 р.). Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, длиннее (короче) данного отрезка (в пределах 20 см). Знакомство с мерой длины – дециметром. основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа). Осуществлять счет предметов в пределах 20, присчитывая по 1, по 2; присчитывая к 10 по 2; присчитывая к 10 по 3. Соотносить количество предметов впределах 20 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка в пределах 20 с применением знаков равенства и сравнения («=», «>», «<»). Различать однозначные, двузначные числа. Сопоставлять однозначные и двузначные числа, выявлять их сходство и различие. Выполнять сложение в пределах 20 (10 + 10; 19 + 1; 20 – 1); моделировать данные случаисложения и вычитания на дидактическом материале, предметах окружающей действительности. Составлять взаимосвязанные примеры на сложение и вычитание с числами в пределах20 (10 + 5; 5 + 10; 15 – 5; 15 – 10). Выполнять сложение и вычитание чисел,полученных при измерении стоимости (впределах 20 р.). Находить значение числового выражения вдва арифметических действия на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 в пределах 20. Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах20. Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению с числами в пределах 20. Набирать с помощью монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 20 р. различными способами. Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 20 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 20 см). Обозначать дециметр с помощью сокращенной записи (дм). 35 36 37 38 39 40 14 величин их единицами длины: 1 дм = соотношения 10 см. ; действия с числами при измерении величин. (2 ч.) Сравнение чисел, полученных при измерении мерой длины. Запись: 1 дм. Соотношение : 1 дм = 10 см. Сравнение длины предметов с 1 дм. Измерение длины предметов в дециметрах (с помощью модели 1 дм в качестве мерки). Сравнение чисел, полученных приизмерении длины в сантиметрах, с 1 дм. Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение длины отрезка в дециметрахи сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя единицами измерения (1 дм 2 см). Увеличение Увеличение числа на несколько единиц. и уменьшение числа на несколько единиц. (9 ч.) Увеличение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. Составление задач на увеличение числа на несколько единиц по рисунку. Уменьшение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение Увеличение на несколько единиц предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, и еще …», «больше на …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Увеличение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («увеличить на …»). Увеличение числа на несколько единиц. Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …») и способом еерешения. Уменьшение на несколько единиц Называть меру длины по ее сокращеннойзаписи (1 дм). Изготовление модели 1 дм. Сравнивать длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины). Измерять длину предметов окружающей действительности в дециметрах (с помощьюмодели 1 дм в качестве мерки). Преобразовывать крупную меру (1 дм) вболее мелкие (10 см) и наоборот. Сравнивать числа, полученные при измерении длины в сантиметрах, с 1 дм. Сравнивать длину отрезка с 1 дм. Измерять длину отрезка в дециметрах и сантиметрах, записывать результаты измерений в виде числа с двумя единицами измерения (1 дм 2 см). Увеличивать предметную совокупность, сравниваемую с данной, на несколько единиц в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, иеще …», «больше на …»). Увеличивать на несколько единиц данную предметную совокупность в процессе выполнения предметно-практическойдеятельности («увеличить на …»). Отражать в математической записи действия, выполненные в практическом плане по увеличению количества предметов на несколько единиц (составлять числовыевыражения). Увеличивать число на несколько единиц наоснове выполнения сложения. Составлять краткую запись задачи на увеличение числа на несколько единиц (сотношением «больше на …»). Выполнять решение простых арифметических задач на увеличение числана несколько единиц (с 41 42 43 44 15 примеров. Составление задач на уменьшение числа на несколько единиц по рисунку. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. Контрольная работа. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. предметной совокупности,сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, без …», «меньше на …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметнопрактической деятельности(«уменьшить на …»). Уменьшение числа на несколькоединиц. Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …») и способом ее решения. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1. отношением «больше на …») в практическом плане наоснове моделирования предметной ситуации, описанной в условии задачи, иллюстрирования содержания задачи. Формулировать ответ задачи в форме устного высказывания. Уменьшать предметную совокупность, сравниваемую с данной, на несколько единиц в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, без …», «меньше на …»). Уменьшать на несколько единиц данную предметную совокупность в процессе выполнения предметно-практическойдеятельности («уменьшить на …»). Отражать в математической записи действия, выполненные в практическом плане по уменьшению количества предметов на несколько единиц (составлятьчисловые выражения). Уменьшать число на несколько единиц наоснове выполнения вычитания. Сопоставлять деятельность по увеличению, уменьшению на несколько единиц предметной совокупности, числа. Составлять краткую запись задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Выполнять решение простых арифметических задач на уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …») в практическом плане наоснове моделирования предметной ситуации, описанной в условии задачи, иллюстрирования содержания задачи. Дифференцировать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, Получать следующее число в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1устно и с записью в виде примера на сложение. Получать предыдущее число путем уменьшения числа на 1 устно и с записью ввиде примера на 45 Луч (1 ч.) 46 Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. (25 ч.) 47 48 49 50 16 вычитание. Узнавать и называть новую линию – луч. Дифференцировать луч с другими линиями(прямой, кривой, отрезком). Чертить луч с помощью линейки. Чертить лучи из одной точки с помощьюлинейки. Выполнять сложение двузначного числа с Название компонентов однозначным без перехода через десяток (13 и результата сложения. + 2) с опорой на предметно-практическую Решение примеров. деятельность и без нее. Применять при вычислениях переместительное свойство сложения (2 +13). Понимать название компонентов и результата сложения в речи учителя (уметь показать или назвать Сложение двузначного по требованию учителя первое слагаемое, второе числа с однозначным слагаемое,сумму); использовать названия числом. компонентови результата сложения в собственной речи (по возможности). Решение примеров и Находить значение числового выражения без скобок задач на нахождение в два арифметических действия(сложение, разности. вычитание) с числами в пределах 20. Переместительное Составлять и решать простые свойство сложения арифметические задачи на увеличение числана несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Выполнять вычитание однозначного числаиз Название компонентов и Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток(15 - 2) с результата вычитания. двузначного числа без перехода через десяток (15 – 2). опорой на предметно- практическую деятельность Решение примеров. Название компонентов и результата и без нее. вычитания. Понимать название компонентов и Составление и решение задач на результата вычитания в речи учителя (уметь уменьшение числа на несколько единиц показать или назвать по требованию учителя по предложенному сюжету, готовому уменьшаемое, вычитаемое, разность); решению, краткой записи с использовать названия компонентов и результата использованием иллюстраций. вычитания всобственной речи (по возможности). Находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия(сложение, Работа над ошибками. Луч. Луч: распознавание, называние. Дифференциация луча с другими линиями (прямой, кривой, отрезком). Построение луча с помощью линейки. Построение лучей из одной точки. Сложение двузначного числа с однозначным числом без перехода через десяток (13 + 2). Переместительное свойство сложения, его использование при выполнении вычислений (2 + 13). Название компонентов и результата сложения. Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание). Составление и решение задач на увеличение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. вычитание) с числами в пределах 20. Составлять и решать простые арифметические задачи на уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. 51 Вычитание однозначного числа из двузначного числа. 52 Решение примеров и задач на нахождение разности. Получение суммы 20 в результате Получение суммы 20. Решение примеров и сложения двузначного числа с задач, когда в сумме 20. однозначным (15 + 5). 53 54 Сложение без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости. Сравнение чисел, полученных при измерении стоимости, длины. 55 56 57 17 Вычитание из 20 однозначных чисел. Составление и решение примеров и задач по рисунку на вычитание из 20. Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5). Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости. Получение суммы 20 в результате Вычитание двузначного числа из сложения двузначного числа с однозначным (15 + 5). двузначного числа. Получать сумму 20 при выполнении сложения двузначного и однозначного чисел (15 + 5; 5 + 15) с опорой на предметно-практическую деятельность и без нее, с применением переместительногосвойства сложения. Дополнять данное количество рублей до 20 р. в практическом плане (на основе моделирования ситуации с монетами достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.) и в видематематической записи (составлении примеров). Сравнивать числа, полученные при измерении стоимости (в пределах 20 р.),длины (в пределах 20 см). с опорой на предметно-практическуюдеятельность и без нее. Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, на основе практических действий по увеличению или уменьшению данной суммы на несколько рублей (в пределах 20 р.). Получать сумму 20 при выполнении сложения двузначного и однозначного чисел (15 + 5; 5 + 15) с опорой на предметно-практическую 58 59 60 61 62 63 64 18 Решение примеров и задач на вычитание. Составление задач на вычисление стоимости по рисунку. Вычитание из 20 двузначного числа. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20. Сложение без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости. Сравнение чисел, полученных при измерении стоимости, длины. Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5). Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости. Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 – 12). Вычитание двузначного числа из числа20 (20 – 12). Практические упражнения, связанные с нахождением остатка рублей после совершения покупки (в пределах 20 р.),с записью выполненных действий в виде числового выражения. Составление и решение простых арифметических задач по схематическому рисунку, готовому решению, краткой записи. Сложение чисел с числом 0. Составление условия задачи по рисунку. Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3). Нуль как результат вычитания двузначных чисел в пределах 20 (15 –15 = 0). деятельность и без нее, с применением переместительногосвойства сложения. Дополнять данное количество рублей до 20 р. в практическом плане (на основе моделирования ситуации с монетами достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.) и в видематематической записи (составлении примеров). Сравнивать числа, полученные при измерении стоимости (в пределах 20 р.),длины (в пределах 20 см). Вычитать однозначные числа из 20 (20 – 5) с опорой на предметно-практическуюдеятельность и без нее. Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, на основе практических действий по увеличению или уменьшению данной суммы на несколько рублей (в пределах 20 р.). Выполнять вычитание двузначных чисел (17 – 12, 20 - 12) с опорой на предметно- практическую деятельность и без нее. Составлять примеры на основе переместительного свойства сложения, взаимосвязи сложения и вычитания (3 + 16;16 + 3; 19 – 3; 19 – 16), выполнять их решение. Применять полученные знания по производству вычислительных операций вжизненной ситуации, связанной с нахождением остатка рублей после совершения покупки (в пределах 20 р.). Составлять и решать простые арифметические задачи по схематическомурисунку, готовому решению, краткой записи. Выполнять сложение, при котором одно из слагаемых равно 0, в практическом плане ипо правилу. Выполнять вычитание, при котором разность равна 0, в практическом плане и по 66 Сравнение числа 0. Угол. 67 Вычерчивание углов. 68 Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Работа над ошибками. Составление и решение примеров на нахождение суммы и разности. Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (все случаи)». Сложение и вычитание Сложение и вычитание без перехода чисел, полученных при через десяток чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.). измерении стоимости. 65 69 70 71 72 19 Единицы измерения величин их соотношения ; действия с числами при измерении величин. (13 ч.) Решение чисел задач и Сравнение двузначных чисел с 0 (в пределах 20). Угол: распознавание, называние. Элементы угла: вершина, стороны. Дифференциация угла с другими геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом). Построение угла. правилу. Сравнивать числа в пределах 20 с числом 0. Узнавать и называть новую геометрическую фигуру – угол. Находить углы в предметах окружающей среды. Получать угол практическим путем в результате перегибания листа бумаги.Выделять элементы угла. Дифференцировать угол от другихгеометрических фигур. Чертить угол с помощью линейки.Находить общие признаки в углахразличного вида. Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.).Составлять Различение понятий «монета», «рубль». арифметические примеры на основе жизненной Замена монет более мелкого достоинства ситуации, иллюстраций для определения общего монетой более крупногодостоинства. количества рублей. Размен монет. Различать понятия «монета», «рубль». Составление и решение арифметических Осуществлять в практическом плане замену задач на увеличение, уменьшение на нескольких монет более мелкого достоинства несколько единиц числа,полученного монетой более крупного достоинства. на при измерении стоимости, с Осуществлять в практическом плане размен вычисление стоимости . использованием понятий «дороже на Сложение и вычитание …», «дешевле на …». Решение задач на содержащих понятия расчет сдачи при покупке товара. «дороже на», «дешевле на». 73 74 20 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины. Решение задач на вычисление длины, содержащих понятия «короче на», «длиннее на». Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении длины (в пределах 20 см). Измерение длины предметов окружающей действительности. Сравнение чисел, полученных при измерении длины. Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении длины, с использованием понятий «длиннее на …», «короче на …». Увеличение, уменьшение длины отрезка на несколько сантиметров. монет. Составлять простые арифметические задачи с числами, полученными при измерениистоимости, по краткой записи, схематическому рисунку. Дополнять условие задач недостающимичисловыми данными. Составлять и решать простые задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерениистоимости, с использованием понятий «дороже на …», «дешевле на …». Выполнять решение простых задач на расчет сдачи при покупке товара. Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении длины (в пределах 20 см). Составлять арифметические примеры на основе жизненных ситуаций, иллюстраций,связанных с использованием понятий «длиннее», «короче». Измерять длину предметов окружающей действительности (карандаш, ручка) спомощью линейки. Осуществлять самопроверку, применяя для выяснения верности выполненных измерений уже известный прием сравненияпредметов по длине приложением их друг кдругу (что длиннее? что короче?). Сравнивать числа, полученные при измерении длины. Составлять простые арифметические задачи с числами, полученными при измерении длины, по краткой записи, схематическомурисунку. Дополнять условие задач недостающимичисловыми данными. Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного приизмерении длины, с использованием понятий «длиннее на …», «короче на …». Увеличивать длину отрезка на несколько сантиметров. 75 Сложение и вычитание Сложение и вычитание без перехода чисел, полученных при через десяток чисел, полученных при измерении массы (в пределах 20 кг). измерении массы. Сравнение чисел, полученных при измерении массы. Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении массы, с использованием понятий «тяжелее на…», «легче на …». 76 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении ёмкости. Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении емкости (в пределах 20 л). Сравнение чисел, полученных при измерении емкости. 77 Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени. Мера времени - час. Обозначение: 1ч. Прибор для измерения Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении времени. Сравнение чисел, полученных при измерении времени. Знакомство с мерой времени – часом. Запись: 1 ч. Прибор для измерения времени – часы. 78 79 21 Строить отрезки, которые длиннее (короче)данного отрезка. Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении массы (в пределах 20 кг). Составлять арифметические примеры на основе жизненных ситуаций, связанных сиспользованием понятий «тяжелее», «легче». Сравнивать числа, полученные при измерении массы. Определять предметы, которые по массе равны 1 кг; тяжелее, чем 1 кг; легче, чем 1кг (на основе действий с реальными предметами). Составлять простые арифметические задачи с числами, полученными при измерении массы, по краткой записи, схематическомурисунку. Дополнять условие задач недостающимиданными. Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного приизмерении массы, с использованием понятий «тяжелее на …», «легче на …». Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученныхпри измерении емкости (в пределах 20 л). Сравнивать числа, полученные при измерении емкости. Дополнять количество воды в емкости доуказанного количества в практическом плане, с составлением арифметических примеров на основе выполненных практических действий. Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученныхпри измерении времени. Сравнивать числа, полученные при измерении времени. Обозначать единицу времени – час- спомощью сокращенной записи (ч). Называть меру времени по ее сокращеннойзаписи (1 времени. Измерение времени по часам, с точностью до часа. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. 80 81 82 83 84 Геометричес кий материал (2 ч.) 85 86 87 22 Арифметиче ские задачи (5 ч.) Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Работа над ошибками. Действия с числами, полученными при измерении времени. Виды углов. Прямой угол. Черчение прямого угла с помощью чертежного угольника. Простые задачи и их объединение в одну составную. Сравнение двух простых и составной Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на …». ч). Сравнивать продолжительность событий изжизни с 1 ч. Измерять время по часам с точностью до 1 ч. Определять время жизненных событий(начало события или его окончание) с помощью часов. Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного приизмерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на …». Прямой угол. Знакомство с чертежным угольником. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. Острый угол. Тупой угол. Определение вида углов с помощьючертежного угольника. Получать прямой угол путем перегибания листа бумаги. Чертить прямой угол с помощьючертежного угольника. Различать острый и тупой углы, устанавливать их отличие от прямого угла.Определять вид углов (прямой, острый, тупой) с помощью чертежного угольника. Моделировать углы различного вида в практической деятельности (выкладывать углы из счетных палочек), определять их вид. Составление составной арифметической задачи из двух простых арифметических задач: на нахождениесуммы, разности (остатка). Краткая запись составной задачи, ее Составлять условие составной задачи на основе объединения двух простых задач (нанахождение суммы и разности) в одно целое; ставить вопрос к составной задаче. Составлять краткую запись составной задачи по 88 89 90 91 92 93 23 задачи. Краткая запись составных задач и их решение. Дополнение задач недостающими числами с последующим решением. Решение составных задач на вычисление стоимости. Прибавление чисел 2, 3, Сложение однозначных 4. Разложение второго слагаемого на два чисел в числа. Решение пределах 20 примеров и задач. с переходом через десяток. (13 ч.) Прибавление числа 5. Разложение второго слагаемого на два числа. решение примеров и задач. Прибавление числа 6. Разложение второго решение. Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задач на нахождение суммы, разности (остатка). Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи). Решение примеров с недостающим слагаемым («Дополни до 10») (с целью подготовки к изучению сложения с переходом через десяток). Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических. Сложение однозначных чисел с числами 2, 3, 4 с переходом через десяток. Решение составных задач в 2 действия, состоящих из простых задач на нахождение суммы, разности. образцу и самостоятельно (спомощью учителя). Записывать решение и ответ составной задачи в 2 арифметических действия пообразцу и самостоятельно (с помощью учителя). Дополнять краткую запись составной задачи числовыми данными на основе анализа ее условия. Выполнение сложения и вычитания без перехода через десяток (все случаи).Определять неизвестное слагаемое вситуации «Дополни до 10». Находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение) с числами в пределах 20, когда сумма первых двух слагаемых равна 10 (8 +2 + 5). Выполнять сложение однозначных чисел с числами 2, 3, 4 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Составлять краткую запись составной задачи, выполнять ее решение. Дополнять краткую запись составной задачи недостающими данными. Сложение однозначных чисел с числом 5 с переходом через десяток . Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задачна увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») и на нахождение суммы. Выполнять сложение однозначных чисел с числом 5 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на двачисла. Составлять составную арифметическую задачу на основе объединения в одно целоедвух простых арифметических задач: на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …», «больше на …») и на нахождениесуммы. Составлять краткую запись составной задачи по образцу и самостоятельно (спомощью учителя). Записывать решение составной задачи в два арифметических действия с вопросами (пообразцу). Выполнять сложение однозначных чисел счислом 6 с переходом через десяток с подробной записью Сложение однозначных чисел с числом6 с переходом через десяток. Определение слагаемого на два числа. Решение примеров и задач. решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Определять вид углов на глаз. Осуществлять самопроверку, применяя для выяснения верности сделанного вывода уже известный способ определения вида углов спомощью чертежного угольника. Сложение однозначных чисел с числом Выполнять сложение однозначных чисел с 7 с переходом через десяток. числом 7 с переходом через десяток с подробной Составление и решение составных записью решения путем разложения второго арифметических задач по краткой записи слагаемого на двачисла. и предложенному сюжету. Составлять условие составных арифметических задач по краткой записи ипредложенному сюжету, ставить вопрос к задаче, выполнять решение составных задач. Сопоставлять простые и составные арифметические задачи с одинаковым условием и разными вопросами, выявлять их сходство и различие, дифференцировать способы их решения. Сложение однозначных чисел с числом Выполнять сложение однозначных чисел с 8 с переходом через десяток. числом 8 с переходом через десяток с подробной Составление и решение составных записью решения путем разложения второго арифметических задач по краткойзаписи слагаемого на двачисла. и предложенному сюжету. Дополнять краткую запись составной задачи недостающими данными. Составлять составные арифметические задачи по краткой записи и предложенномусюжету, выполнять решение составных задач. Сложение однозначных чисел с числом Выполнять сложение однозначных чисел с 9 с переходом через десяток. числом 9 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. 94 Прибавление числа 7. Разложение второго слагаемого на два числа. Решение примеров и задач. 95 Прибавление числа 8. Разложение второго слагаемого на два числа. Решение примеров и задач. 96 Прибавление числа 9. Разложение второго слагаемого на два числа. Решение примеров и задач. Таблица сложения однозначных чисел. Контрольная работа. Сложение однозначных чисел с переходом 97 9 8 24 видов углов на глаз. через десяток. Работа над ошибками. Решение примеров и задач на сложение однозначных чисел. Состав числа 11. 99 10 0 10 1 10 2 10 3 10 4 10 5 10 6 10 7 10 8 10 9 11 0 25 Состав числа 12. Состав числа 13. Состав числа 14. Состав чисел 15-16 Геометричес кий материал. (9 ч.) Квадрат. Свойства Элементы квадрата: углы, вершины, стороны. Свойства углов и сторон углов и сторон квадрата. Построение квадрата по точкам Вычерчивание квадрата (вершинам) на бумаге в клетку. Элементы прямоугольника: углы, по заданным вершинам. вершины, стороны. Свойства углов и Прямоугольник. сторон прямоугольника. Свойства углов и Построение прямоугольника по точкам сторон. (вершинам) на бумаге в клетку. Вычерчивание Четырехугольники: прямоугольник, прямоугольника по квадрат. Элементы четырехугольников. заданным вершинам. Четырехугольники. Квадрат и прямоугольник. Решение примеров и задач на сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Определять элементы квадрата, прямоугольника; определять их количество. Выявлять в практической деятельностисвойства углов и сторон квадрата, прямоугольника. Строить квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Дифференцировать квадрат ипрямоугольник. Делать обобщение: квадрат и прямоугольник – это четырехугольники.Делать обобщенный вывод о количествеэлементов четырехугольников. 11 1 11 2 11 3 11 4 Контрольная работа. Четырехугольники. Работа над ошибками. Вычерчивание четырехугольников. Повторение по теме «Сложение однозначных чисел» Вычитание чисел 2,3,4. Вычитание однозначных Решение примеров и задач. чисел из двузначных с переходом через десяток. (9 ч.) Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных Выполнять вычитание чисел 2, 3, 4 из чисел с переходом через десяток. двузначных чисел с переходом через десяток Составные арифметические задачи в 2 действия. с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на два числа. Составление краткой записи составной задачи. Выполнение решения составной задачи,запись ответа. 11 5 26 Вычитание числа 5. Разложение вычитаемого на два числа. Вычитание числа 5 из двузначных чисел с переходом через десяток. Решение простых арифметических задач с использованием понятий «старше на …», «мдадше на …». 11 6 Вычитание числа 6. Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток. Разложение вычитаемого на два Счет в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 2. числа. 11 Вычитание числа 7. Вычитание числа 7 из двузначных чисел Сопоставление простых и составных задач и способов их решения. Выполнять вычитание числа 5 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на два числа. Решать простые арифметические задачи с использованием понятий «старше на …», «мдадше на …». Выполнять вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на двачисла. Считать в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 2, с опорой на наглядность ибез нее. Выполнять вычитание числа 7 из двузначных чисел с 7 Разложение вычитаемого на два числа. с переходом через десяток. Счет в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 3. 11 8 Вычитание числа 8. Разложение вычитаемого на два числа. Вычитание числа 9. Разложение вычитаемого на два числа. Контрольная работа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток Работа над ошибками. Вычисление остатка с помощью таблицы сложения однозначных чисел. Треугольник. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам. Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток. 11 9 12 0 12 1 12 2 12 3 12 27 Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи. (5 ч.) Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток. Выполнять вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на двачисла. Элементы треугольника: углы, вершины, стороны. Построение треугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Определять элементы треугольника, их количество. Строить треугольник по точкам (вершинам)на бумаге в клетку. Дифференцировать треугольники и четырехугольники. Выполнять сложение на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, без подробной записи решения. Осуществлять самопроверку, сверяя с таблицей сложения результаты сделанных вычислений. Применять переместительное свойствосложения при Сложение и вычитание Таблица сложения на основе состава чисел. Состав числа двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через 11,12. десяток. Уточнение понятия «арифметическая задача». Сложение и вычитание переходом через десяток с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на двачисла. Считать в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 3, с опорой на наглядность ибез нее. Выполнять вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решенияпутем разложения вычитаемого на двачисла. 4 12 5 12 6 12 7 12 8 12 9 13 0 13 1 13 2 13 3 28 чисел. Состав числа 13,14. Решение примеров и задач на нахождение суммы и разности. Сложение и вычитание чисел. Состав чисел 15,16. Действия с числами, полученными при измерении величин. Меры времени: сутки, Единицы неделя, час. Сравнение измерения чисел, полученных при величин их соотношения измерении времени. ; действия с числами при измерении величин. (6 ч.) Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. Половина часа (полчаса). Направление движения стрелок. Деление предметных совокупностей на две равные части. Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без выполнении сложения с переходом через разряд. Анализ предложенных сюжетов, выявление среди них арифметических задач (задачи, которые можно решить); выяснение, почемунекоторые задачи нельзя решить (не хватаетчисловых данных). Решение простых арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на … ». Измерение времени по часам с точностью до получаса. Решать простые арифметические задачи с сюжетами, близкими жизненному опыту детей, на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного приизмерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на … ». Измерять время по часам с точностью до получаса. перехода и с переходом через десяток. Деление на две равные части 13 4 13 5 13 6 Итоговое повторение (2 ч.) Практическое деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). Выполнять деление предметных совокупностей на две равные части (поровну) в практической деятельности. Числа от 1-20. Повторение. Счет в пределах 20. Повторение. Критерии оценивания. В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; - «хорошо» - от 51% до 65% заданий; - удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий. При оценке устных ответов, текущих, тематических и итоговых письменных работ по предмету используется и традиционная система отметок по 5балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом 2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания; 3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; 4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий; 5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. 1.Оценка устных ответов. Отметка «5» ставится ученику, если он: - дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения; - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но: - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре 29 на образы реальных предметов; - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. «3» ставится ученику, если он: - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения. 2.Оценка письменных работ. Нормы оценивания комбинированных работ: «5»- нет ошибок; «4» - 2-3 негрубые ошибки; «3» - решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий; «2»- если допущены 4 и более грубых ошибок и ряд негрубых. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: «5» ставится, если все задания выполнены правильно; «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки; «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые; «2» ставится, если допущены 4 и более грубых ошибок и ряд негрубых. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку качество записей, рисунков, чертежей и т.д. 30 При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Материально-техническое и методическое обеспечение: Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для 2 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами: 1. Учебно-методическое обеспечение: - Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 2. Учебники: - Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1. - Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2. 3. Рабочие тетради: - Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1. - Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 2. 5. Технические средства: - классная доска; - персональный компьютер (ноутбук, планшет); 6. Учебно-практическое оборудование: - наборы счетных палочек; - раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.); - геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур; - набор предметных картинок; 31 - карточки с числами 1-10; 0; 11-201; - наборное полотно; - дидактические игры (настольно-печатные и пр.); - индивидуальные оцифрованные ученические линейки 32 33