Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________2021г.
Секретарь Дзбановская Н.А.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Бакисова Л.О.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова
Н.И.
«____»____________2021г.
Приказ № ___ от «___»____2021 г.
Рабочая программа по ручному труду
для обучающихся 2 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Карфидова Н.В..
Г.Реж
Ручной труд (34 часа)
Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся сумственной отсталостью образовательной
организации
-Учебным планом образовательной организации
-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации
-Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной
Министерством образования и просвещения от 17.09.2020
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовка к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи:
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде.
-подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т.д)
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, уменияработать в коллективе и т.д.);
- уважение к людям труда;
Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Планируемые предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов
не является обязательным для всехобучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
2
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-будут знать правила организации рабочегоместа и уметь
самостоятельно его организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
-будут знать правила рациональной организации труда,
включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-будут знать об исторической, культурной и эстетической
ценности вещей; виды
художественных ремесел;
-научатся находить необходимую информацию в
-познакомятся с видами трудовых работ;
-познакомятся с названиями и некоторыми свойствами поделочных
материалов, используемых на уроках ручного труда; соблюдать
правила их хранения, санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
-познакомятся с названиями инструментов,необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правилами техники
безопаснойработы с колющими и режущими инструментами;
-познакомятся с приемами работы (разметки деталей, выделения
детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на урокахручного труда;
-научатся проводить анализ объекта, подлежащего
изготовлению, выделение иназывание его признаков и свойств;
определение способов соединения деталей;
-использование в работе доступных материалов (глиной и
пластилином; природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью)
-научатся пришивать пуговицу
материалах учебника, рабочей тетради;
-будут знать и использовать правила безопаснойработы с режущими
и колющими инструментами, соблюдать санитарно- гигиенические
требований при выполнении трудовых работ;
-научатся использованию в работе разнообразной наглядности:
составление планаработы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших
технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение
действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-научатся осуществлению текущего самоконтроля
выполняемых практических
действий и корректировка хода практическойработы;
-научатся оценивать свои изделия (красиво,некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
-научатся установлению причинно-следственныхсвязей между
выполняемыми действиями и их результатами;
-будут выполнять общественные поручения по уборке класса после
уроков трудового обучения
Личностные:
Научаться умению преодолевать собственные трудности и помогать другому;
-научаться работать в коллективе
-понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице).
БУД
Регулятивные
-научаться планировать с помощью учителя предстоящую работу;
-научаться самостоятельно изготавливать изделие, давать оценку.
Познавательные
-научаться сравнивать свою работу с образцом;
Коммуникативные
-научаться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач.Содержание учебного предмета:
Работа с глиной и пластилином
Работа с природным материалом
3
Работа с бумагой и картоном
Работа с нитками и тканью
Предусмотрено 68 часов в год (2 часа в неделю).
Знания и умения, учащихся по занимательному труду оцениваются по результатам ихвыполненной работы, умению рассказывать о
выполнении своей работы.
4
Тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
1
Вводный урок. Повторение.
2
Работа с глиной и пластилином.
Лепка из пластилина
геометрических тел
прямоугольной формы.
3
Работа с глиной и пластилином.
Лепка столярных инструментов,
имеющих прямоугольную
геометрическую форму.
4
Экскурсия. Сбор природных
материалов для уроков труда.
5
Цель и задачи урока,
коррекционно-развивающая деятельность
Проверка знаний о правилах поведения и работы на
уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и
содержанию в порядке рабочего места. Выявление
знаний о видах ручного труда, поделочных
материалах и инструментах, используемых при их
обработке. Знакомство школьников с новыми видами
работ, образцами поделочных материалов,
инструментов и изделий.
Формирование знаний о глине как о строительном
материале. Знакомство с прямоугольным
геометрическим телом «брус», с геометрическим
телом «куб» и устанавливать сходство и различие
между ними во вопросам учителя. Обучение приемам
обработки пластилина с применением резака, стеки.
Формирование навыка правильного чтения слов:
пластилин, форма, брус.
Закрепление технологии выполнения брусков из
пластилина. Обучение использованию брусков и
изготовления изделия.
Обучение лепке из пластилина изделия, состоящего
из деталей прямоугольной формы. Развитие умения
анализировать изделие, ориентируясь на образец.
Закрепление знаний учащихся о геометрическом теле
«брус»
Расширение предоставления о растительном мире
(деревья, кустарники и травянистые растения), о
разнообразии форм и окраски листьев и цветов.
Знакомство с разными видами природных
материалов, их применением, правилами сбора,
сушки и хранения. Развитие изучения предметов и
явлений.
Наглядный материал,
оборудование
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с. 4-9.
Кол-во часов
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник – с.10-15.
Образец изделия.
«Брус», «Ворота»
1
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с. 16-17.
«Молоток»
1
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Лист картона, природный
материал. Образец
изделия.
Учебник с. 18-21
Коллекция «Осенние
1
1
5
Работа с природными
материалами. Изготовление
игрушек из желудей по образцу
и самостоятельно.
6.
Работы с природными
материалами. Изготовление по
образцу и самостоятельно
игрушек из скорлупы ореха.
7
Работа с бумагой и картоном.
Повторение пройденного по
теме «Виды и сорта бумаги»
8
Работа с бумагой и картоном..
Технология изготовления
аппликации из мятой бумаги.
6
листья», шишки, желуди,
семена клена, липы.
Повторение правил заготовки природных материалов. Иллюстрации.
Расширение представления об изделиях, игрушках,
Учебник с. 22-23
сделанных из природных материалов. Формирование «Зайчик»
умения составлять план выполнения многодетальной «Поросенок»
поделки и оценивать свое изделие по вопросам
«Птичка»
учителя. Знакомство с инструментами и правилами
«Собачка»
работы с шилом.
Расширение предоставления об изделиях, игрушках,
Иллюстрации.
сделанных из природных материалов. Формирование Учебник с.24-25
предоставления о признаках и свойствах орехов
«Кораблик»
(форма, величина, поверхность). Обучение
«Черепаха»
изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с
«Рыбка»
применением другого поделочного материала
(пластилин, бумага, палочки и т.д.). закрепление
навыков обработки пластилина: «сминание»,
«скатывание», «сплющивание», «вытягивание».
Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов
Презентационные
(писчая, газетная, рисовальная, салфеточная); свойства
материалы.
бумаги (прочность, толщина, гибкость,
Иллюстрации.
влагоустойчивость). Изучение внешнего вида (фактуры)
Учебник с.26-28
бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги». Заготовки из бумаги для
Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые поделки. Образец изделия.
окрашена бумага.
Коллекция «Сорта
бумаги», «Подставка для
кисти».
Расширение представления о сезонных изменениях в Иллюстрации.
природе (зима, весна, лето, осень). Знакомство с
Учебник с. 29
состоянием деревьев в разные времена года.
Образец изделия.
Определение сходства и различия деревьев в этих
Аппликации «Дерево
состояниях. При анализе образца выделять название
весной», «Дерево летом»,
изделия, материал, детали и их пространственное
«Дерево осенью», «Дерево
расположение. Формирование умения составлять
зимой под снегом» (по
план выполнения аппликации и оценивать свое
выбору)
1
1
1
1
9
10
11
7
изделие по вопросам учителя. Закрепление навыков
обработки бумаги с использованием приемов
сминания.
Работа с бумагой и картоном.
Развитие умение узнавать, называть предметы,
Изготовление пакета из плотной сделанные из картона, и определять их
бумаги (тонкого картона) с
функциональную значимость в быту, в игре, в учебе.
аппликацией из геометрических Знакомство с понятием «шаблон» и его
фигур.
геометрическими формами. Закрепление знаний о
геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг, овал). Обучение правилам
обведения шаблонов геометрических фигур.
Коррекция мелкой моторики. Закрепление знаний о
правилах работы с шаблоном и полученных навыков.
Обучение порядку обведения шаблонов
геометрических фигур. Закрепление умения сгибать
прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными
точками. Обучение предварительному рисованию по
опорным линиям в разных направлениях (снизу
вверх, сверху вниз, слева направо, по часовой и
против часовой стрелки).
Работа с текстильными
Закрепление знаний о свойствах ниток, о видах
материалами. Повторение
работы с нитками (вязание, вышивание, шитье,
пройденного по теме «Свойство плетение, связывание в пучок). Расширение
ниток». Изготовление
представления о назначении ниток (украшения и
стилизованных ягод из ниток,
игрушки). Развитие навыков планировать
связанных в пучок.
изготовления изделия по предметно-операционному
плану с частичной помощью учителя. Закрепление
приемов наматывания, связывания, резания ниток.
Работа с текстильными
Формирование представлений о назначении пуговиц,
материалами. Пришивание
цвете, форме, материалах, из которых производят
пуговиц с двумя сквозными
пуговицы. Расширение представлений об одежде.
отверстиями.
Закрепление умения вдевать нитку в иголку.
Обучение приему завязывания узелка на конце нитки.
Обучение пришиванию пуговиц двумя сквозными
отверстиями к ткани. Повторение приема шитья
Иллюстрации.
Учебник с. 32-34
Листы картона. Образцы
изделий.
Учебник с.35-37
«Геометрические фигуры:
квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг, овал»
«Пакет»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с. 38-41
Образцы изделий.
«Ягоды»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.42-43
«Пуговица с двумя
сквозными отверстиями»
1
12
13
14
8
«игла вверх-вниз».
Формирование представлений о глине как о
материале для изготовления посуды. Знакомство с
геометрическим телом «цилиндр». Закрепление
умения сравнивать форму геометрического тела с
предметами быта. Обучение лепке чашки
цилиндрической формы. Закрепление приемов:
«раскатывание пластилина в ладонях до овальной
формы», «вдавливание пластилина пальцем».
Повторение о пластилине и его физических
свойствах, лепить конструктивным способом
изделия. Овладения понятиями «конус», «усеченный
конус». Закрепление приема «скатывание пластилина
столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о
величине (длинный, короткий, средний).
Формирование умения осуществлять контроль
способом сравнивания длины вылепленной из
пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.
Работа с природными
Закрепление представления о деревьях, листьях.
материалами. Изготовление
Развитие умения сравнивать и находить сходства и
предметной аппликации листьев различия в листьях деревьев. Формирование
ивы и клена по образцу.
представления о природном материале как
поделочный материал и его художественновыразительных свойства. Закрепление понятия
«аппликация». Развитие воображения. Развитие
умения анализировать аппликацию и выделять
основные признаки и свойства аппликационных
изображений.
Работа с бумагой и картоном.
Проверка знаний о картоне: сорт (переплетный,
Разметка бумаги и картона по
коробочный), цвет (серый, белый, желтый,
шаблонам сложной
окрашенный в разные цвета), физические свойства
конфигурации.
(гладкий, шероховатый, рифленый), особенности
Изготовление плоских
(картон впитывает влагу и коробиться; толстый
елочных игрушек,
картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается,
украшенных аппликацией.
режется). Овладение понятиями «контур», «силуэт».
Работа с глиной и пластилином.
Лепка из пластилина предметов
цилиндрической и конической
формы.
Иллюстрации.
Учебник с.44-47
«Кружка»
«Чашка из пластилиновых
жгутиков»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Бумага, ножницы.
Аппликации из листьев:
«Мальчик», «Девочка»,
«Рамка для фотографии,
украшенная сухими
листьями».
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с. 56-57
Рабочая тетрадь с. 29-31
Листы картона. Образцы
изделий. «Машина»,
1
1
15
Работа с текстильными
материалами. Изготовление
стилизованных фигурок из
связанных пучков нитей.
16
Работа с глиной и пластилином.
Лепка чайно посуды в форме
шара.
17
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление из бумаги (из 2
кругов) игрушек в форме шара.
9
Закрепление умений вырезать ножницами по контуру
линии. Развитие зрительно-двигательной
координации. Обучение приемам изготовления
плоских елочных игрушек в форме стилизованных
изображений (яблоко, рыбка). Овладение понятием
«бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка
по шаблону», «вырезание по контурной линии»,
«обрывание бумаги», «наклеивание небольших
кусочков бумаги на основу».
Расширение представления об изделиях из ниток как
о декоративных украшениях. Формирование умения
анализировать изделие из ниток, выделяя его
признаки и свойства (название, назначение, детали,
форма, величина, цвет, материал) по вопросам
учителя. Закрепление приемов наматывания ,
связывания, резания ниток.
Формирование умения анализировать объект
(чайник), выделяя его признаки и свойства (название,
назначение, материал, форма, цвет, величина,
детали). Закрепление знаний о геометрическом теле
«шар», его признак. Совершенствование умения
скатывать пластилин кругообразными движениями до
получения формы шара. Обучение детей
воспроизводить по представлению геометрическую
фигуру шара. Обучение планированию хода работы
по изобразительно-графическому плану и умению
придерживаться плана работы при выполнении
изделия. Формирование умения подробно
анализировать свое изделие по вопросам учителя.
Закрепление знаний о геометрических формах «круг»
и «шар», их признаки (плоский, объемный).
Обучение изготовлению шара из бумаги, состоящего
из двух кругов. Закрепление понятия «симметрия».
Совершенствование технических приемов: «разметка
по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги,
«Яблоко»,«Рыба»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.58-59
Образцы изделий.
«Девочка»
«Мальчик»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.60-61
Образец изделия
«Чайник для заварки»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.62-63
Бумага, клей, заготовки.
Образец изделия.
1
1
18
19
20
10
сложенной пополам», «надрез по прямой линии».
Обучение сборке способом соединения заготовок в
прорези.
Работа с текстильными
Расширение представления о нитках. Знакомство с
материалами. Сматывание
правилами хранения ниток в виде бобин, катушек,
ниток в клубок.
мотков, клубков. Закрепление знаний о
геометрической форме «шар» и его признаках.
Повторение приемов наматывания ниток на картон.
Обучение сматыванию ниток в клубок на бумажный
шарик.
Работа с глиной и пластилином. Расширение представления о глине как о поделочном
Лепка по образцу
материале и ее применении для изготовления
стилизованных фигур животных скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и
(конструктивный способ). Лепка произведениями животных (заяц, медведь)
стилизованных фигур птиц
конструктивным способом, т.е. из отдельных частей и
(пластический способ).
деталей. Закрепление знаний о животных. Знакомство
с пластическим способом лепки из пластилина, т.е.
вытягивание деталей, частей и элементов из целого
курса пластилина. Закрепление знаний о птицах.
Закрепление приемов лепки: «скатывание овальной и
конической форм», «вытягивание», «прищипывание»,
«вдавливание». Обучение составлению плана лепки
изделия с опорой на наглядность и с частичной
помощью учителя.
Работы с природными
Расширение представления о растительном мире
материалами. Повторение
(хвойные деревья). Закрепление знаний и ели и ее
познавательных сведений о
характерных особенностями. Обучение
шишках стилизованной
самостоятельному сравнению этих деревьев и
фигурки человечка, птички.
нахождению сходства и различия между ними.
Изучение строения и других свойств и признаков
сосновой и еловой шишек (форма, цвет, величина).
Формирование умения изготавливать из шишек
человека с и использованием дополнительных
поделочных материалов (пластилин). Формирование
умения работать в соответствии с планом и
«Шар из кругов»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.65
Бумага. Образцы изделий.
«Шарики из ниток разной
величины»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.66-67, 68-69
Пластилин, подкладные
доски. Образец изделия.
«Медвежонок», «Утка»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.70-71-72
Бумага, ножницы.
Образец изделия.
«Человечек из шишки»,
«Сова», «Утка»,
«Журавль», «Лебедь» (по
выбору)
1
1
21
22
23
11
отчитываться о проделанной работе. Развитие
воображения.
Расширения представления о растительном и
животном мире (хвойные, деревья, птицы).
Формирование умение создавать образы птиц из
шишек с использованием дополнительных
поделочных материалов (пластилин, перья и другие
природные материалы). Обучение составлению плана
работы с опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично по вопросам учителя.
Работа с природными
Расширение преставления о деревьях. Знакомство с
материалами. Изготовление
пальмой и ее особенностями. Формирование умения
композиции (макета) с
создавать образцы деревьев из шишек с
использованием шишек, листьев использованием дополнительных поделочных
дуба и пластилина
материалов (пластилин и природные материалы).
Обучение умению составлять план с опорой на
наглядный образец и предметно-операционный план
самостоятельно или частично во вопросам учителя.
Работа с бумагой и картоном..
Знакомство с линейкой как измерительным
Разметка бумаги и картона по
инструментом. Закрепление умения проводить с
линейке.
помощью линейки линии (горизонтальные,
вертикальные, наклонные). Обучение умению
измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от
нулевого деления. Освоение приемов измерения
длины и ширины предметов. Обучение разметке
бумаги по линейке способом откладывание нужного
размера (10 см) на верхней и нижней кромке
заготовки и проведение прямой линии между двумя
точками.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление аппликации с
разметкой деталей по линейке
Закрепление знаний о линейке. Закрепление умений
узнавать и называть геометрические фигуры
(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Закрепление способа разметки деталей по линейке.
Закрепление навыков резания ножницами по
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.73
Образец изделия.
Композиция «Пальма»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты. Учебник с.74-77
Образец изделия.
«Горизонтальная,
вертикальная и наклонная
линии», «Измерение
длины и ширины
прямоугольника»,
«Прямоугольник 10*8
см», «Квадрат»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.78-79
Бумага, ножницы. Образец
1
1
24
Работы с текстильными
материалами. Составление
коллекции тканей.
25
Работа с текстильными
материалами. Раскрой из ткани
заготовки изделия.
26
Работа с текстильными
материалами. Соединение
деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчки (сметочными
стежками)
27
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление открытки.
Симметричное вырезание
деталей открытки из бумаги,
сложенной пополам.
12
размеченным линиям. Составление аппликаций из
размеченных деталей («Грузовичок» и
«Автофургон»)
Формирование представления о ткани, применение и
назначение ткани в жизни людей (предметы быта,
игрушки, одежда). Закрепление знаний о нитках.
Знакомство с процессом изготовления ткани.
Формирование умения различать ткани по окраске
(гладкоокрашенные, с печатным рисунком) и другим
свойствам (мнется, гладится, режется, сшивается,
смывается, складывается, толстая, тонкая,
шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная
сторона). Знакомство с сортами ткани (шерстяные,
хлопковые) и их применение в одежде.
Закрепление представления о ткани. Знакомство с
профессией портного. Ознакомление с
инструментами и приспособлениями, необходимыми
для швейных работ. Обучение технологии раскроя и
резания ткани по выкройке.
изделия
.«Грузовик»,«Автофургон»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.80-88
Образец изделия.
«Коллекция тканей»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.88-89
Ножницы. Образец изделия.
«Квадраты из ткани 5*5
см»
Закрепление знаний о профессии портного, швеи.
Презентационные
Обучение технологии сшивания сметочными
материалы.
стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомство с Иллюстрации. Плакаты.
правилами хранения игл. Обучение изготовлению
Учебник с90-91
игольницы по образцу (игольница-конверт,
Заготовки. Образец изделия
игольница «Котик»). Обучение составлению плана
«Упражнение на бумаге в
работы с опорой на наглядный образец
клетку», «Квадраты из
самостоятельно или частично по вопросам учителя.
ткани 5*5 см»,
«Игольница»
Расширение социального опыта в процессе
Презентационные
формирование представления об открытке. Значение материалы.
открытки в жизни людей. Знакомство с историей,
Иллюстрации. Плакаты.
формой, величиной и оформлением открытки.
Учебник с.92-93
Обучение изготовлению поздравительной открытки
Бумага, ножницы. Образец
1
1
1
1
28
Работа с пластилином.
Изготовление композиции
(макета) из пластилина к сказке
«Колобок»
29
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление композиции
(макета) к сказке «Колобок» из
складных бумажных фигурок.
30
Работа с бумагой картоном.
Изготовление модели
дорожного знака.
13
по образцу. Формирование умения самостоятельно
анализировать объект. (поздравительная открытка),
выделяя его признаки и свойства (название,
назначение, материл, форма, цвет, величина, детали,
пространственное расположение деталей
изображения на открытке)
Знакомство детей с понятием «иллюстрация » и
«макет». Обучению нахождению сходства и различия
между этими видами изображения. Формирование
умения анализировать содержание иллюстративного
материала к сказке «Колобок»: выделять главное и
второстепенное в изделии; определять
пространственное расположение деталей на макете;
выявлять пропорциональное и цветовое соотношение
элементов макета. Формирование умения выполнять
изделие в соответствии с планом.
Закрепление знаний детей об иллюстрации и макете,
их сходствах и различиях. Формирование умения
анализировать содержание иллюстративного
материала к сказке «Колобок». Обучение
складыванию из бумаги фигурок колобка и волка.
Развитие умения составлять композиции (макет) из
бумажных фигурок. Совершенствование приемов
сгибания бумаги: «сгибание квадрата и
прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла
на угол».
Развитие представления о дородных знаках
(назначение, форма и графическое изображение).
Формирование знания о правилах перехода улицы.
Обучение самостоятельному сравнению образца
модели указателя «переход» с иллюстрацией.
Обучение изготовлению модели указателя «переход»
с самостоятельным составлением последовательности
действий по предметно-операционному плану.
Обучение скручиванию трубочки из бумаги с
изделия. «Поздравительная
открытка», «Сказочный
цветок»
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.94-95
«Колобок», «Лиса»,
«Ель», «Пень»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.96-97
Рабочая тетрадь с.56-57
Образцы изделий.
«Колобок», «Волк»
1
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с. 98-99
Бумага, ножницы. Образец
изделия. «Модель
дорожного указателя
«Переход»
1
31
Работа с текстильными
материалами. Вышивание
сметочным стежком.
32
Работа с текстильными
материалами. Вышивание
стежком с перевивом
(«шнурок»)
33
Практическая работа в рамках
промежуточной аттестации
Работа с текстильными
материалами.
Познавательные сведения о
тесьме.
34
использованием приема «накручивание бумаги на
карандаш». Развитие умения составлять модели из
бумажных заготовок, соблюдая правильное
расположение деталей, пропорций и размеров.
Расширение представления о вышивке. Закрепление
понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние
между стежками». Знакомство с видами отделочных
ручных стежков (сметочный стежок). Обучение
вышиванию закладки смёточным стежком и
оформлению концов закладки кисточками.
Закрепление правил безопасной работы с иглой.
Расширение представления и вышивке. Закрепление
понятий «шитье», «вышивка», «стежок»,
«расстояние между стежками». Знакомство с видами
отделочных ручных стежков (стежок с перевивом,
или «шнурок»). Закрепление умений вышивать
сметочным стежком. Закрепление правил безопасной
работы с иглой.
Проверка знаний, умений и навыков по основным
разделам программы
Обучение приему наклеивания тесьмы на ткань.
Обучение формированию краев салфетки бахромой
способом выдергивания нитки из ткани. Коррекция
зрительно-двигательной координации. Развитие
точности, плавности движения рук.
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.100-102
Образцы изделий.
«Закладка из канвы»
2
Презентационные
материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник с.103
Бумага, ножницы. Образец
изделия.
«Салфетка из канвы»
Диагностический материал
для проведения
Презентационные
материалы.
Учебник с.104-105
Бумага, ножницы. Образец
изделия. «Салфетка
украшенная тесьмой»
1
1
1
Критерии оценивания.
Оценка «очень хорошо» (отлично), свыше 65% правильно выполненных заданий, ставится, если обучающийся обнаруживает
осознанное усвоение текущего программного материала, дает полный и правильный ответ на поставленный вопрос, отвечает
связно, последовательно, без особых недочетов или допускает не более одной неточности в речи, подтверждает ответ своими
примерами. Самостоятельно и правильно применяет полученные знания при решении практических задач. Достаточно легко
выполняет задания практического контроля, которые учитель предлагает на уроке. Может осуществлять текущий и заключительный
самоконтроль. Отмечается правильность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и колющими),
14
эффективность приемов работы в конкретных условиях и правильный и высококачественный результат.
Оценка «хорошо», от 51% до 65% правильно выполненных заданий, ставится, если обучающий обнаруживает осознанное
усвоение текущего программного материала, но дает частично полный ответ на поставленный вопрос, допуская неточности в
речевом оформлении ответа и в подтверждении ответа своими примерами. С частичной помощью учителя правильно применяет
полученные знания при решении практических задач. С некоторыми ошибками выполняет задания практического контроля, которые
учитель предлагает на уроке. С частичной помощью учителя правильно осуществляет текущий и заключительный самоконтроль.
Отмечаются некоторая нерациональность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и колющими) и
использование менее эффективных приемов работы в данных условиях, но при этом получает правильный и относительно
качественный результат.
Оценка «удовлетворительно», от 35% до 50% правильно выполненных заданий, ставится, если ученик в целом обнаруживает
понимание текущего программного материала, но отвечает на поставленные вопросы неполно и только по наводящим вопросам
учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами. Не всегда правильно применяет полученные знания при
решении практических задач, поэтому нуждается в постоянной помощи учителя. Со значительными ошибками выполняет задания
практического контроля, которые учитель предлагает на уроке. Испытывает трудности в осуществлении текущего и заключительного
самоконтроля. Отмечается нерациональность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и
колющими) и неэффективность использования приемов работы в конкретных условиях, поэтому получает не совсем правильный и не
качественный результат.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
Учебники (автор, название, год
издания, кем рекомендован или
допущен, издательство)
Список используемой литературы
15
Дидактические материалы
1. Кузнецова Л.А. Технология.
Ручной труд. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы
- Москва «Просвещение», 2017г.
2. Кузнецова Л.А. Технология.
Ручной труд. Рабочая тетрадь. 2
класс. Часть 1. М.: Просвещение,
2017.
3. Кузнецова Л.А. Технология.
Ручной труд. Рабочая тетрадь. 1
класс. Часть 2. М.: Просвещение,
2017.
16
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. методические
рекомендации. 1-4 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные
программы - Москва «Просвещение», 2016г.
2. Кузнецов, В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках
труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. –
179
3. Сорокина, Г. Лепим с пластилина./ Г.Сорокина. – Изд.
«Аркти», Санкт-Петербург. – 2003.
4. Щеблыкин, И.К. Кагакова «Аппликационные работы в
начальных классах»: кн. для учителя – 2-е изд., испр. И
доп. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- макеты «Овощи», макеты «Фрукты», макеты
«Геометрические фигуры»;
- таблицы по теме: «Профессии», «Нитки»;
- виды и сорта бумаги и ткани, технологические карты по
разделам: работа с пластилином, текстильными
материалами, бумагой и картоном, природным и
бросовым материалом;
- таблицы правил безопасной работы с инструментами;
- образцы изделий.
17