Рабочая программа по математике для 6 класса на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________2021
г.
Секретарь ____________
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________
Шляпникова Н.И.

«____»____________2021
г.

Приказ № ___ от «___»___2021
г.

Рабочая программа по математике
для 6а, 6б классов класс

Автор-составитель:
Нифонтова З.Ф.

г.Реж
2021г
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы «Центр «Дар» обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа рассчитана на 2021-2022 учебный год.
Количество учебных часов в год – 136 , из расчета 4 учебных часа в неделю.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов
в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций:
аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.),
произвольного запоминания и внимания.
Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является
умение применять полученные знания на практике: покупка продуктов
питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других
коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет
процентов по денежному вкладу и др. Математические знания необходимы
детям при усвоении других дисциплин.
Цель: использовать процесс обучения математике для повышения уровня
общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Задачи:
 Дать
учащимся
такие,
доступные
количественны,
пространственные,
временные
и
геометрические
представления, которые помогут им в дальнейшем включиться
в трудовую деятельность; формировать доступные учащимся
математические знания и умения, их практического
применения в повседневной жизни, основных видах трудовой
деятельности, при изучении других учебных предметов;

Развивать речь учащихся, обогащая ее математической
терминологией;
 Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость,
работоспособность, настойчивость, навыки контроля и
самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое
дело до завершения, умение принимать решения,
устанавливать адекватные деловые, производственные и
общечеловеческие отношения в современном обществе;
Распределение материала по классам представлено концентрически с
учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся. При отборе
математического материала учитывались разные возможности учащихся по
усвоению математических представлений, знаний, умений практически их
применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.
Поэтому в каждом классе материал усваивается учащимися на различном
уровне,
т.е.
программа
предусматривает
необходимость
дифференцированного подхода к учащимся в обучении.

Для изучения геометрического материала выделяется 1 час в неделю.
Математические представления, знания и умения практически применять их,
оцениваются:
 по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся,
 проверочных,
 самостоятельных (творческих, обучающих),
 математических диктантов (разного вида),
 тестов,
 письменных контрольных работ (вводной – в сентябре, за четверть, за
учебный год – в мае). Вводные и годовые контрольные содержат
задания творческого характера и повышенной трудности.
Для формирования умения читать текст задачи (выделять условие, вопрос,
известные, неизвестные), анализировать его с точки зрения математических
понятий и отношений, устанавливать взаимосвязь между условием и
вопросом использовать различные методические приемы:
1) Сравнение текстов задач, выявление их сходства и различия;
2) Составление задач по данным условиям и вопросу;
3) Перевод словесной модели задачи или ее условия в схематическую
модель;
4) Выбор схемы;
5) Завершение начатой схемы, соответствующей данной задаче;
6) Объяснение выражений, составленных по условию задачи;
7) Выбор вопросов, соответствующих данному условию, на которые можно
ответить, пользуясь данным условием;
8) Выбор условий, соответствующих данному вопросу;
9) Дополнение текста задачи в соответствии с данным решением;
10) Дополнение текста задачи в соответствии с данной схемой;
11) Выбор задачи, соответствующей данной схеме;
12) Выбор решения данной задачи;
13. Постановка к данному условию различных вопросов и запись выражения,
соответствующего каждому вопросу;
С целью формирования измерительных и чертёжно-графических навыков у
учащихся включить упражнения и задания практического характера.
Дополнить имеющийся материал по следующим направлениям:
1)Построение фигур по образцу.
2)Построение фигур по заданным параметрам.
3)Произвольное построение фигур.
В этой связи при составлении рабочей программы темы распределены
т.о.: весь курс состоит из шести разделов. В начале и конце года отведено
время для повторения, предусмотрены резервные уроки, которые
используются по мере необходимости. Тематика задач выделена в отдельный
раздел, но задачи решаются на каждом уроке и повторяются все виды
предшествующих лет обучения.
Контрольные работы проводятся вводные, четвертные, за год.

Занятия проводятся в классной комнате всем классом. Предусмотрены
индивидуальные, фронтальные, групповые (в паре, тройке) формы работы.
При планировании уроков учтены знания по другим предметам.
Основными средствами обучения являются: традиционные, нетрадиционные,
практические работы, экскурсии. При составлении тематического
планирования были учтены особенности познавательной деятельности
умственно отсталых детей, материально – технические условия школы и
возможности родителей.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету по итогам
учебного года
Личностные результаты
- способность к принятию базовых национальных ценностей
- понимание принятых в обществе представлений о добре и зле,
должном и недоступном
- мотивация к учебной деятельности
- способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию
ответственности за их результат
- ценностное и творческое отношение к учебному труду. Способность к
взаимодействию с детьми и взрослыми
- готовность к преодолению трудностей
- готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия
Метапредметные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
-самостоятельно
-строить свои
-отличать новое от уже
организовывать свое
отношения на основе
известного с помощью
рабочее место в
уважения и признания;
взрослого;
соответствии с целью
-следовать принятым
-сравнивать предметы,
выполнения заданий;
нормам и правилам при объекты;
-самостоятельно
общении;
-ориентироваться в
определять важность
-слушать собеседника,
учебнике;
или необходимость
решать конфликтные
-отвечать на вопросы,
выполнения различных ситуации;
самим задавать
заданий в учебном
-договариваться о
вопросы;
процессе и жизненных
распределении
-сравнивать и
ситуациях;
обязанностей ;
группировать предметы,
-соотносить
-аргументированно
объекты: находить
выполненное задание с отвечать на
закономерности;
образцом;
поставленный вопрос;
- добывать новые
-использовать в работе
-воспринимать устную
знания, находить ответы
простейшие
речь;
на вопросы,используя
инструменты и более
-отстаивать свою точку учебник;
сложные приборы;
зрения;
- перерабатывать
-корректировать
-учавствовать в диалоге; полученную
выполнение задания;
-понимать точку зрения информацию: делать
-оценка своего задания; другого
выводы;

-осуществлять
- составлять
самооценку своих
математические
действий;
рассказыи задачи на
-отвечать за результат
основе простейших
труда;
математических
-приводить доводы,
моделей;
аргументы,
-составлять план
доказательства;
выполнения построений
-осуществлять выбор из
нескольких вариантов;
-найти выход решения
проблем;
- осмысливать ошибки и
устранять их;
-адекватно
воспринимать оценки;
-взаимодействовать со
взрослыми и
сверстниками
Предметные.
1 уровень
могут знать:
- десятичный состав чисел в пределах миллиона;
- классы и разряды;
- основое свойство десятичной дроби;
- смешанные числа;
- расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
- свойства граней и ребер куба и бруса;
- алгоритм письменного и устного сложения и вычитание чисел в
пределах 10000 без перехода и с переходом через 2-3 разряда;
- алгоритм письменного умножения чисел на однозначное число,
деления четырехзначных чисел на однозначное число
могут уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать и записывать под диктовку в пределах 10000;
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 10000;
- выделять классы и разряды чисел;
- письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10000;
- осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий;
- письменно выполнять умножение чисел в пределах 10000 на
однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;
- выполнять сложение и вычитание чисел полученных при измерении;
- сравнивать смешанные числа;
- складывать, вычитать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на соотношение;

- четрить параллельные прямые;
- чертить высоту в треугольнике;
2 уровень
могут знать:
- десятичный сотав чисел в пределах 10000;
- классы и разряды;
- смешанные числа;
- расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
- положение объектов в пространстве;
- алгоритм письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
могут уметь:
- читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, вести
счет, сравнивать:
- письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10000;
- письменно выполнять умножение чисел в пределах 10000 на
однозначное число;
-письменно выполнять сложение и вычитание чисел полученных при
измерении;
- осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий с
помощью калькулятора;
- сравнивать смешанные числа;
- решать простые арифметические задачи;
-чертить параллельные прямые.
Содержание программы предмета
6 класс
Нумерация чисел в пределах 1000 000. Получение единиц, десятков, сотен
тысяч в пределах 1000 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000
(легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых,
разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение,
запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная
таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.
Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества
разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в
числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII – XX.
Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые
десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление
с остатком. Проверка арифметических действий.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство
обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более
крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными
числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми
знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую
пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость,
время. Составные задачи на встречное движение (равномерное,
прямолинейное (двух тел).
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные; не пересекаются, т.е. параллельные), в пространстве:
наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки  и II. Уровень и отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела – куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра,
вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1:1000; 1:10 000; 2:1; 10:1; 100:1.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие»
(отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно»
если обучающиеся верно выполняют от 35%
(зачет)
до 50% заданий
«хорошо»
от 51% до 80% заданий
«очень хорошо» (отлично) свыше 80%
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет
постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать
пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению
пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся
по математике является устный опрос. При оценке ответа ученика
учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности
понимания изученного, умения практически применять свои знания,

последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные
ответы:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается
в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала,
но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках,
на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей
части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя,
других учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной
частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является
определение качества усвоения учащимися программного материала,
диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание
ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль
играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако
значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и
самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих
действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в
дальнейшем.
При оценке письменных работ используются нормы оценок
письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень
самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть
однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т.д.); либо комбинированными – это зависит от цели
работы, класса, и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение
учащимся требовалось 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны
не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3
простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная или 2 составные задачи,
примеры в одно или несколько арифметических действий, математический
диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные,
измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный
выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение
смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых
числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов
и результатов действий, величин и др.)

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы в
виде самостоятельных и контрольных работ и тестов.
Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти и года в
форме разноуровневых контрольных работ.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Учебно – тематический план распределения освоения
программного материала, 6класс, 4ч в неделю, 136 часов.
Название темы
Повторение
Контрольная работа (вводная)
Работа над ошибками
Простые, составные числа
Решение задач на пропорции
Нумерация многозначных чисел
Образование, запись многозначных чисел
Округление чисел
Римские цифры
Контрольная работа за полугодие
Работа над ошибками
Сложение чисел в пределах 10 000
Письменное вычитание четырехзначных чисел
Проверка сложения, вычитания
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
Контрольная работа за 1 полугодие
Работа с ошибками
Обыкновенные дроби
Чтение, запись обыкновенных дробей
Образование смешанного числа
Преобразование обыкновенных дробей
Нахождение части от числа
Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Скорость, время, расстояние. Задачи на движение
Контрольная работа за 3 четверть
Работа с ошибками
Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые
десятки
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые
десятки
Проверка действий на калькуляторе
Геометрический материал
Взаимное положение прямых на плоскости: пересекаются
Прямоугольник, квадрат: свойства
Высота треугольника, прямоугольника
Построение треугольника
Взаимное положение прямых на плоскости: не пересекаются
Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное,
наклонное
Геометрические тела: куб, брус, шар
Масштаб
Геометрические фигуры. Периметр

Кол.
часов
6
1
1
1
3
9
6
2
1
1
1
4
6
3
7
1
1
24
2
3
3
3
4
6
1
1
9
12
2
29
3
2
2
2
3
2
3
5
7
9
1

Повторение за год 1
Контрольная работа за год
Работа над ошибками

Методическое обеспечение
1. Г.М.Капустина, М.Н.Перова, математика 6, учебник для 6 класса
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы М. «Просвещение»
2021
2. М.Н.Перова.
Методика
преподавания
математики
в
коррекционной школе М., «Владос», 2001
3. М.Н.Перова.
Методика
преподавания
математики
в
коррекционной школе М.,»Просвещение», 2013
4. А.В.Калинченко. Методика обучения обыкновенным дробям детей
с нарушениями в развитии. М., «ВЛАДОС», 2013
5. Г.В. Дорофеева Учим дроби доли, М., 2011
6. Т. В. Шишей. Коррекционно – развивающие уроки математики
(пособие для учителя)., 2003. МСОУ СОШ (кор.) 8го вида №123.
7. Т.В. Шишей. Коррекционные упражнения для уроков математики.,
2003, МСОУ СОШ (кор) 8го вида №123, г. Екатеринбург.
8. Т.В.Шишей. Устный счет на уроках математики., 1003, МСОУ СОШ
(кор) 8го вида №123
9. Т.В.Шишей. Тесты по математике для кор. школы., МСОУ СОШ (кор.)
8го вида №123, Ек – г.
Дидактический материал:
а)















контрольные работы (вводные, за полугодие, за четверть, за год),
самостоятельные работы: обучающие, творческие, обзорные.
контрольный устный счет,
диктанты, тесты, тренинговые диктанты,
карточки с нарастанием уровня помощи,
адаптированные задания,
система заданий по снижению объективных и субъективных причин
трудностей в обучении,
алгоритм построения геометрических фигур;
раздаточный материал по геометрическому материалу,
диктанты,
устный счет,
блиц-опрос;
кроссворды,
карточки с заданиями на межпредметной основе;

 Упражнения - проблемы
б) наглядные пособия для запоминания учебного материала:
 словарь математических терминов,
 справочный материал,
 образцы,
 карточки – помогайки.
в) комплекс «Коррекционно – развивающие задания, способствующие
активизации познавательной деятельности и развитию внимания на
уроках математики».
г) демонстрационный материал.
д) карточки для быстрого счета.
е) сборник «Задания по сопровождению речевого развития учащихся на
уроках математики».
Литература.
1. Аствацатуров Г.О. Медиатехника и современный урок, Волгоград,
Издательство «Учитель», 2015
2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике 1 – 4 классы.
Москва «Вако» 2006
3. Волкова С.И.Математика устные упражнения, М., «Просвещение»,
2011
4. В.Г.Ермолаева Тренажёр по математике для начальных классов.
«ЮВЕНТА», М., 2010
4. Жохов В.И., Погодин В.Н Математический тренажер 3 – 4 классы:
Пособие для учителей и учащихся. М.: ЗАО «РОСМЕН _ ПРЕСС», 2006.
5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной
школе 5 – 9 классы м., «Вако» 2007
6. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. Волгоград,2012.
7. Нефедова Е.А., Узорова О.В., 2000 задач и примеров по математике для
начальной школы. М., «Аквариум», Астрель, 2000.
8. Нефдова Е.А., Узорова О.В. Летние задания по математике для
повторения и закрепления, «Астрель», «АСТ», М., 2011
9. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы 1 – 4 классы. М., «Вако»
2007
10.Узорова О.В., Нефедова. 2518 задач по математике часть 2. М.2004.
11. Узорова О.В. Устный счет и математические диктанты. Пособие для
начальной школы. М., Издательство АСТ, 2000.
12. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Уникальный рабочий материал по
математике.
13.Шишей Т.В., Коррекционно – развивающие уроки математики (пособие
для учителя). Т. В. 2003. МСОУ СОШ (кор.) 8го вида №123.
14.ШишейТ.В. Корркционные упражнения для уроков математики. 2003,
МСОУ СОШ (кор) 8го вида №123, г. Екатеринбург.
15.Шишей Т.В.,Устный счет на уроках математики. 1003, МСОУ СОШ
(кор)8го вида №123

16.Шишей Т.В.Тесты по математике для кор.школы. МСОУ СОШ (кор) 8го
вида №123, Ек – г.
17. В.В.Никифорова. Графические диктанты, М., «ВАКО», 2012
18. Числа в загадках и пословицах, сборник. Реж, 2012
19.Нифонтова З.Ф. «Математика и здоровье» сборник задач. 2012
20. Ватажук Е.Н. Считаем и решаем, М., 2014
21. Сыропятова Г.А. Графические диктанты Дикие животные. Екатеринбург,
2014
22. Сыропятова Г.А. Графические диктанты Животные жарких стран.
Екатеринбург, 2014
23.Сыропятова Г.А. Графические диктанты насекомые. Пауки. Екатеринбург,
2014
Разработчик:
1. Нифонтова Завия Файзельхановна.
Бирский
Государственный
педагогический
институт,1985г,
специальность: математика и физика,
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет», 2013г., специальность: олигофренопедагогика.
2. Высшая квалификационная категория сроком на 5 лет с
27.11.2020г. по 27.11.2025г. Приказ МПОСО№904 –Д
от
10.12.2020г.
3. Стаж педагогической работы: 35 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

График контрольных работ
Вводная

1 четверть

1
полугодие

3 четверть

Годовая

5а класс

8–10 сен.

18 – 20 окт.

20 – 22 дек.

23 – 28дек.

3 – 6 мая

5б класс

8 – 10 сен.

18 – 20 окт.

20 – 22 дек.

23 – 28 дек.

3 – 6 апр.

График экскурсий
Классы

Время проведения

6а класс

ноябрь

6б класс

ноябрь

Тематическое планирование, 6 класс, 4 часа в неделю, всего 136часов
Название раздела
программы

Повторение
основных
понятий курса 5
класса
6ч

№п/
п

1

Тема урока
(дата)

Цели и задачи
(к разделу)

Чтение и запись
чисел до 1000.
Счет числовыми
группами

Формирование
представлений о
целостности и
непрерывности курса
математики 5 класса.
1. восстановить в
памяти учащихся
алгоритм
выполнения
арифметических
действий в
пределах 1000;
закрепить
вычислительные
навыки;
повторить
геометрический
материал.
2. Развивать
навыки
самостоятельной
работы; контроля
и самоконтроля.
3. Воспитывать
толерантность,
уважительное
отношение к
окружающим.

2

Устное сложение
и
вычитание
чисел

3

Письменное
сложение и
вычитание
трехзначных

Форма проведения,
элементы, содержание,
методические приемы

Ожидаемые
требования к
результатам на
основе предметных
составляющих

К.у.
Знать:
Мозговой штурм.
 десятич. состав
Игра «Цепочка».
числа, разряды
С. 3, №2 -5.
трехзначного
Фронтальная
числа;
работа – прямой и
 предыдущее,
обратный счет. С.7.
последующее
№25, 28.
число;
Дифференцирован
 прием устного
ная помощь.
сложения
и
вычитания
чисел
с
переходом
К.у.
через разряд;
У.с.
 таблицу
М.д.
деления,
(взаимопомощь)
названия
Р.т. с.9, №24, 25,
компонентов
26.
деления,
Учебник. С.11, №41,
 свойства нуля и
42
1
при
Дифференцирован
умножении
и
ная помощь.
делении;
 виды
К.у. , У.с.
треугольников;
М.д.
Работа
по

4

чисел
Решение
задач
на разностное,
кратное
сравнение

5

Умножение
деление
трехзначных
чисел

и

6

Построение
треугольников
по
данным сторонам
7

учебнику, с. 12,
№44,
46,
Индивидуальная
Уметь:
помощь.
 читать
и
записывать
К.у.
трехзначные
М.ш.
числа;
Работа
по
 называть
учебнику. С. 17,
соседей числа;
№69, 70, Опорная
 присчитывать и
схема.
отсчитывать
№49.
поразрядно;
Индив. помощь.
 раскладывать
числа
на
удобные
К.у.
слагаемые;
М.ш.
 использовать
У.с.
при сложении и
Иллюстрация
на
вычитании;
доске.
 выполнять
Работа в учебнику.
деление чисел,
С.17, №71, 72
содержащих
Р.т. с. 10, №27,
нули;
30(1,2), 32
 понимать связь
Табл. умн.
между
Образец
компонентами
выполнения
задачи;
деления.
 различать
Индивидуальная
простую
и
помощь.
составную
задачу.
К.у.
«Лишняя
 составлять
фигура».
краткую запись,
М.ш.
решать
по
Демонстрация
на
действиям;

8

Простые и
составные
числа.
Решение задач
на прямую
пропорциональ
ность
(4ч)

9

доске.
Работа в тетрадях.
Алгоритм
построения, ТБ при
работе с циркулем.
Раздаточный
дифференцирован
ный материал.
Индив. помощь.
Правила
выполнения
контрольных
заданий.
Самостоятельное
выполнение
индивидуальных
контрольных
заданий.

Контрольная
работа (вводная):
«Арифметические
действия с
целыми числами
в пределах 1000»

Работа над
ошибками

Цель.

ознакомить
учащихся с понятием
Простые
и простых и составных
составные числа чисел; дать
представление о
прямой и обратной
пропорциональности
величин;
10


Сформировать
первоначальные
умения решать
задачи с помощью
пропорции;





различать
треугольники
по длине сторон
и по величине
углов;
строить
треугольники
по
длинам
сторон
с
помощью
циркуля
и
линейки.

Анализ
допущенных
ошибок.
Выполнение
упражнений по
образцу.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
У.с. – табл.умн.
М.ш.
–
четные,
нечетные
Объяснение

Знать: какое число
называется простым,
какое число называется
составным,
Что такое прямая

11

12

13

Преобразовани
е чисел,
полученных
при измерении
(2ч)

Простые задачи
на прямую
пропорционально
сть



Развивать
логическое
мышление,
внимание, умение
анализировать,
сравнивать,
обобщать.

нового:
объяснительноиллюстративный метод,
фронтальная работа с
учебником, С.9, №35,
36, 37, 39.
индивидуальный
контроль.

К.у.
 воспитание интереса У.с. – задачи
к
предмету, Объяснение
Простые задачи на
умение
нового:
обратную
сотрудничать,
объяснительнопропорциональност
чувства
иллюстративный метод,
ь
фронтальная работа с
ответственности,
самостоятельности учебником. С. 18, №81,
и
правильной 82, 83, 84, 85.
Опорная схема.
самооценки
Дифференцирован
ная помощь.

Решение задач на
пропорцию

К.у.
Блиц-опрос.
Объяснение
нового:
объяснительноиллюстративный метод,
фронтальная работа с
учебником. С.19, №86,
87,
Обучающая

пропорциональность,
Уметь:
Различать простые и
составные числа,
Уметь:
Составлять схемы к
задачам,
Пользоваться готовой
схемой.

помощь.

14

15

Нумерация
многозначных
чисел в
пределах
1 000 000 (9ч)

16

Единицы
измерения
стоимости,
длины,
массы,
времени

Цель. Обобщение
знаний учащихся о
величинах.
1. Восстановить в
памяти учащихся
преобразование
чисел, полученных
при измерении;
закрепить навыки
работы с таблицами
мер; отработать
навыки
преобразования( пер
Преобразование
евод одних мер в
чисел,
другие);
полученных при2. Развивать логическое
мышление через
измерении
приемы: анализ,
синтез, обобщение.
3. Воспитывать интерес
к предмету, умение
работать в
коллективе.

Образование
многозначных
чисел
Цель. Знакомство с

К.у.
У.с. (задачи)
Тренировочные
задачи.
С.20, №88, 89, 90.
Индивидуальная
помощь.
Знать:
единицы измерения
и их соотношения.
Уметь:
применять
К.у.
зависимость
между
У.с. – игра «Знаток величинами
при
величин»
решении задач.
Тренировка навыка
преобразования
величин.
Таблица величин.
Фронтальная
работа.
С. 20 – 21, №91,
92.Индивидуальная
помощь.
К.у.
У.с. –тренировка в
преобразовании
величин.
С.22, №94, 95.
Решение задач на
зависимость между Иметь:

17

Место цифр
записи числа

в

18

Чтение и запись
чисел
до
миллиона

19

20

Определение
количества
разрядных
единиц и общего

образованием
четырехзначных чисел.
1. Познакомить с
новой счетной
единицей – 1000;
с образованием
чисел до
миллиона; с
названием этих
чисел; закрепить
навыки ввода
чисел на МК;
отработать
умение читать и
записывать
многозначные
числа.
2. Развивать умение
осуществлять
самоконтроль;
внимание;
слуховую память
выполнением
упражнений,
диктантов.
3. Воспитывать
организованност
ь,
сосредоточеннос
ть.

величинами.
С. 22, №96.
Дифференцирован
ная помощь.
К.у.
У.с.

Мозговой штурм.
Повторить
разрядные
единицы 1 класса.
объяснительноиллюстративный метод,
фронтальная
работа,
письмо. С.30, №131,
132,
обучающая помощь.

представление о
десятичной
системе
счисления;
 представление о
новой
счетной
единице.
Знать:
 название класса,
разряды класса,
 разрядный состав
числа;
 правила
сравнения;
округления;
 правило
образования
римских цифр.


К.у. У.с.
Счет до 1млн. уже
известными
счетными единицами
и новыми: десятками
тысяч
и
сотнями Уметь:
 вписывать
в
тысяч.
таблицу
числа
Фронтальная работа.
второго класса;
С. 32, №135, 136,
 считать
Взаимопроверка
и
единицами,
взаимопомощь.
десятками,
сотнями тысяч;

составлять числа
Кор. упр.; устный счет;
из
разрядных
объяснительноединиц;
иллюстративный метод,
 читать
и
фронтальная
работа,
записывать
запись
чисел
под
многозначные
диктовку. Чтение чисел
числа;
Раздаточный
 определять

количества
единиц,
десятков, сотен
в числе
21

Изображение
чисел
на
микрокалькулят
оре

22

Сравнение
многозначных
чисел

дифференцирован
ный материал. Р.т.
с.17, 18
Работа
с
таблицей
классов.
Индив. помощь.
К.у.
М.д.

Повторение разрядов
числа.
Работа с таблицей
разрядов.

Округление
чисел до единиц
тысяч







С. 36, №147, 148, 149
Демонстрационные
карточки
Взаимопомощь.



Кор.упр.
Ус.счет.
Игра
«Живая
нумерация».



Самостоятельная работа
в парах.
Р.т. с.23, №69.
Учебник с.44, №183.
Взаимопомощь.

23



К.у.
Блиц - опрос.
Сравнение чисел с
одинаковым
количеством цифр, с
разным количеством
цифр. Вывод.
С. 42, №175, 176,

количество
сотен, десятков,
единиц в числе;
вводить
числа,
читать.
переводить
буквенное
выражение в
цифровое;
сравнивать
натуральные
числа;
записывать
результат
сравнения,
используя знаки
сравнения;
применять
правило
округления для
округления до
единиц тысяч;
читать,
писать
римские цифры.

Р.т. с.19, №58.
Взаимопомощь.

24

Округление
чисел
до
десятков, сотен
тысяч

К.у.
Самостоятельная
запись
чисел
по
цепочке,
с
последующей
взаимопроверкой.
объяснительноиллюстративный метод

Округление чисел до
единиц тысяч. С. 40,
№163, 164
Индив. помощь.

25

26

Сложение
вычитание
чисел
пределах
10 000
(14ч)

и
в

27

Обозначение
римскими
цифрами чисел
XIII – XX

К.у.
Мозговой штурм.
Фронтальная работа
по округлению. С.40,
№165.
Самостоятельная
работа
с
взаимопроверкой.
Дифференцированна
я проверка.
Рефлексия.
К.у.
У.с.
Повторить
правило
записи
римских
цифр;
Объяснительно-

иллюстративный
метод.
Работа с учебником.
Запись
и
чтение
чисел до 20.
Иллюстрация
на
доске. С. 46, №189,
190, 191.
Взаимопроверка,
взаимопомощь.

Контрольная
работа за 1
четверть
«Нумерация»
28
Работа с ошибками

Устное
сложение,
вычитание
четырехзначных
чисел
29

30

31

Письменное
сложение
четырехзначных
чисел

Цель. Систематизация
знаний о действиях
сложения и вычитания;
отработка
вычислительных
навыков.
1. Учить детей
складывать и
вычитать
четырехзначные
числа
письменным
способом;
выработать
умение
самостоятельно
применять
знания, умения и
навыки
осуществлять их
перенос в новые
условия.
2. Развивать у
детей интерес к

Знать:
 разряды чисел;
 алгоритм
сложения,
вычитания;
 переместительны
й закон
сложения;
 свойство нуля
при вычитании;
 порядок
действий;
Анализ
 два способа
допущенных
проверки
ошибок.
сложения,
Выполнение
вычитания;
упражнений по
Уметь:
образцу. Инд.
 записывать числа
помощь.
«столбиком»,
К.у.
складывать;
Повторение
 применять
разрядов.
алгоритм
«Опиши число»
вычитания к
Устное сложение и
четырехзначным
вычитание
числам.
четырехзначных
 вычитать с
чисел.с.49,
№197,
переходом через
198, Решение задач

Правила
выполнения
контрольных
заданий.
Самостоятельное
выполнение
индивидуальных
контрольных
заданий.

Сложение
четырехзначных
чисел

32

33

Сумма трех
слагаемых

Письменное
вычитание
четырехзначных
чисел

предмету на
основе
разноуровневых
и игровых
технологий.
3. Воспитывать
стремление
достигать
поставленной
цели; чувство
ответственности.

на
сложение
и
вычитание. 199, 200
Контролирующая
помощь.


К.у.
У.с.
Фронтальный опрос.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Работа с учебником.
С.50, №201, 203, 204.
Индивидуальная
помощь.
Работа у доски.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Работа с учебником.
С. 52, №208, 210,
211.
Дифференцированна
я помощь.

34

Вычитание чисел
с нулями в



К.у.
У.с.
Решение примеров.
С. 53, №216,
Решение
задач.
№214, 215.

разряд;
складывать
столбиком три
слагаемых;
проверять
результат.

 Различать
тип
задачи.
 Уметь выделять
части
задачи,
записывать
ответ.

уменьшаемом

35

Вычитание чисел
с переходом в
двух разрядах

36

Вычитание вида:
6101 – 5108

Анализ
Краткая
схемы.

задачи.
запись,

К.у.
М.д.
Объяснительноиллюстративный
метод.
С. 54, №218, 219,
221.
Обучающая помощь.
К.у.
У.с.
«Назови
разряды».
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективная работа
с иллюстрацией на
доске.
С.55, № 223(2), 225.
Образец выполнения
задания.

37

Вычитание вида:
6000 – 4287

38

К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективное
решение №236(1)
Сам. решение
примеров с поиском
ответов на стенах.
С.58, №236(2), 237

39

Решение составных
задач на сложение
и вычитание

40

Порядок действий

Сложение и
вычитание
чисел,
полученных
при измерении
(4ч)

41

Проверка
сложения

Обучающая помощь.
К.у.
Мозговой штурм.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективное
решение. С.59,
№240(1)
Самостоятельное
решение №240(2).
Взаимопроверка.
№241.
Индивидуальная
помощь.

К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективное
решение. С.62,
№252(2).
Самостоятельное
решение с
отыскиванием
ответа. №253(2),
254.
Индивидуальная
помощь.

42

Проверка
вычитания

К.у.
Опрос.
У.с.

Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективное
решение с.62,№254,
260,
Индивидуальная
помощь.

43

Сложение чисел,
полученных при
измерении длины
44

Единицы
измерения
времени (3ч)

Вычитание чисел,
полученных при
измерении длины
45

Сложение чисел,
полученных при
измерении массы
46

Вычитание чисел
вида:
9т - 2т 240кг

Цель. Формирование
вычислительных
навыков с
именованными
числами.
1. Тренировать в
сложении и
вычитании чисел,
полученных при
измерении
длины, массы
письменным
способом.
2. Развивать устную
речь.
3. Воспитывать
чувство
уверенности в
себе.

К.у.
Мозговой штурм.
У.с. «Определи
порядок действий»- (
какое действие
выполняется
последним…,
первым..)
Решение примеров.
С.62, №256, 257.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективное
решение с.64, №262,
263.
Наводящие вопросы.
К.у.
Мозговой штурм.
Объяснительно-

Знать:
соотношения мер;
Уметь:
 складывать
именованные
числа, записывая
столбиком;
 вычитать
именованные
числа, записывая
столбиком;
 различать
простое и
составное
именованное
числа;

иллюстративный
метод.
Коллективное
решениес.65, №266,
267.
Наводящие вопросы.

47

48

49

Обыкновенные
дроби (24ч)
50

51

Единицы
измерения
времени. Таблица
единиц времени

Сложение и
вычитание чисел,
поученных при
измерении
времени

Сложение и
вычитание чисел,
поученных при
измерении
времени

Контрольная

Цель. Формирование
навыков
преобразование мер
времени.
1. Познакомить с
новыми
единицами
измерения
времени;
упражнять в
замене крупных
мер мелкими и
наоборот.
2. Развивать
познавательный
интерес к
окружающей
жизни, навыки
общения.
3. Воспитывать
аккуратность,
дисциплину,
наблюдательност

К.у.
Мозговой штурм.
Запись мер длины в
тетради.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Закрепление. С.67,
№271, 272.
Обучающая помощь.
К.у.
М.д.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Закрепление с. 70,
№279, 280, 281.
Дифференцированна
я помощь.
К.у.
Мозговой штурм.
Запись меры в
тетради.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Закрепление. с.71, №
286,287.

Знать:
 единицы мер
времени, их
соотношения;
 длины, массы,
стоимости;
 таблицу мер
времени.
Уметь:
 определять
время по часам;
 складывать
столбиком;
 преобразовывать
меры времени.

52

работа за 1
полугодие
«Сложение и
вычитание
чисел в
пределах
10 000»

ь.

Работа над
ошибками
53

Обыкновенные
дроби
(повторение)

54
Цель. Формирование
навыков сложения и
вычитания
обыкновенных дробей с
Чтение и запись одинаковыми
знаменателями.
обыкновенных
1. Повторить и
дробей
закрепить
понятие

Индивидуальная
помощь.
К.у.
М.д.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Закрепление. с72, №
290(2), 292.
Индивидуальная
помощь.
К.у. Загадки
Беседа о времени.
Пословицы.
Определение времени
по часам.
Работа в парах по
карточкам.
Кол. работа: опр. углов
по циферблатам.

К.у.
Фронтальный опрос.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Решение примеров.
С.75, №297, 298.
К.у.
М.д.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Закрепление. с.75,

Знать:
 элементы дроби;
 числитель,
знаменатель;
 элементы
смешанного
числа;

55

Образование
смешанного числа

Чтение,
запись
смешанных чисел
56

Сравнение
смешанных чисел

57

Основное
свойство дроби

обыкновенные
дроби;
отрабатывать
навыки
преобразования
дробей; учить
решать задачи на
нахождение
части;
нескольких
частей от числа.
2. Развивать
вычислительные
навыки,
логическое
мышление;
умение
анализировать,
делать выводы.
3. Воспитывать
умение
оценивать свой
труд и труд
товарища.

№299, 300.
Развернутая,
подробная запись
решения примера.




О.м. правила
выполнения заданий.
Самостоятельное
выполнение
индивидуальных
заданий.
Дифференцированны
й контрольноизмерительный
материал.



правило
сравнения
смешанных
чисел;
основное
свойство дробей сокращение,
смысл;
признак
делимости.

Уметь:
 получать и
изображать
графически
дроби;
 читать и
Анализ
допущенных
записывать
ошибок.
дроби;
Выполнение

отличать
упражнений по образцу.
числитель и
Индивидуальная
знаменатель;
помощь.
 различать
смешанные числа
от обыкновенных
К.у.
дробей;
Мозговой штурм.
 сравнивать
Объяснительносмешанные
иллюстративный
числа;
метод.
 выполнять
Изображение дробей
сокращение
практическая
дробей.
работа.
Работа в парах с
учебником. С.78,
№304, 305, 306.
Взаимопомощь.

58

Сокращение
дробей

К.у.
Чтение дробей.
Коллективная
работа. С.81, № 311,
312.
Творческая работа
по карточкам.
К.у.
Запись под диктовку
и чтение дробей.
Наглядно
иллюстративный
метод.
Закрепление. с. 82,
№ 314, 315.
Обучающая помощь.

59

Преобразование
обыкновенных
дробей

К.у.
М.д.
Работа с учебником.
С.83, №316.
Работа по карточкам.
Индивидуальная
помощь.

60

Нахождение
части от числа

К.у.
М.д.
Наглядно
иллюстративный
метод.
Коллективная
работа. С.84, № 317,
319, 320.
Наглядная
иллюстрация,

модели дробей.
61

62

Нахождение
нескольких
частей от числа

Простые
задачи
на
нахождение
дроби от числа
3

64

Сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
с
одинаковыми
знаменателями

К.у.
У.с. сравнение
смешанных чисел.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Работа по учебнику.
С.86, №322, 323, 324.
Наглядная
иллюстрация,
модели дробей.
К.у.
У.с.
Частично-поисковый
метод.
С.87.
Коллективная
работа. №326.
Работа в парах по
карточкам.
Взаимопомощь.
Д.д. придумать 5
сократимых дробей.

К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
С.89,
Закрепление. №328,

329, 330.
Работа в парах:
№331.
Взаимопомощь,
взаимопроверка.
Д.д. №332(4).

65

66

Вычитание
обыкновенных
дробей
одинаковыми
знаменателями

с

Вычитание
дробей из 1

67

Вычитание дроби
из целого числа

К.у. У.с.
Частично-поисковый
метод.
С.90.
Коллективная работа
с демонстрацией на
доске. №334,
Работа в парах.
№335(1,2), 337 (с
последующей
проверкой).
Д.д. №338.
К.у.
У.с.
Частично-поисковый
метод.
С.93, №34.
Коллективная работа
с демонстрацией на
доске. №345,
Работа в парах.
№349, устно№347.
Д.д.№350.
К.у.
У.с.
Фронтальный опрос.
С.94, №351.
Решение задач.
С.95, №352, 355, 357.

Д.д. №359.
Взаимопомощь.

Задачи на
движение (6ч)

68

Сложение,
вычитание
смешанных чисел

К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод.
С.104,
Коллективная работа
с комментариями.
№376.
Работа в парах.
№377, 378.
Взаимопомощь.
Д.д. №377(4 примера
на выбор).

69

Вычитание
смешанного числа
из целого
70

71

Решение
задач
практического

К.у. У.с.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод.
С.106.
Коллективная работа
с комментариями
№383.
Работа в парах. №
385388.
Взаимопомощь.
Д.д. №384 (4
примера на выбор)
К.у.
У.с.

содержания

72

Скорость, время,
расстояние

73

74

Задачи
нахождение
времени

75

Умножение
многозначных
чисел на

Задачи
нахождение
скорости

Цель. Формирование
навыков в решении
задач
1. Ввести понятия
«скорость»,
на
«время»,
«расстояние»;
сформировать у
учащихся
представление о
новой величине
«скорость» и
единицах ее
измерения;
выявить
зависимость
между
на
величинами,
характеризующи
ми движение
тел(скоростью,

Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.109,
Коллективная работа
на
доске
с
комментариями.
№398(2), 399.
Индивидуальная
помощь.
Д.д. №400
К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.111.
Коллективная работа
на
доске
с
комментариями.
№409
Работа в парах с
последующей
презентацией. №410.
Д.д. №415
К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Частично-поисковый
метод.
С.113, №417, 418.
Коллективная работа
на доске с
комментариями.
№422, 428.
В парах: №424.

Знать:
 понятия
«скорость,

время,
расстояние»;






зависимость
между
величинами;
формулу
нахождения
скорости,
времени,
расстояния;
понятия
встречное
движение, время
встречи, способ
решения;

однозначное
число и
круглые
десятки (9ч)

76

77

Экскурсия
«Скорость, время,
движение»

Решение задач на
встречное
движение
78

Составные задачи
на
встречное
движение
79

Контрольная
работа
за

3

временем,
расстоянием;
учить решать
задачи на
встречное
движение на
основе анализа
схематического
моделирования к
условию задач;
на нахождение
скорости,
времени,
расстояния,
используя
формулы.
2. Способствовать
развитию
логического
мышления,
внимания, речи..
3. Воспитывать у
учащихся
культуру
общения при
работе в паре,
группе,
доброжелательн
ость.

Д.д. №433(1,2)
К.у.
У.с.
Тренировочные
упражнения: замена
целого числа
смешанным.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Коллективная работа
с демонстрацией на
доске.
С.119, №440, 441.
Прямые указания по
выполнению
задания.
К.у.
У.с.
Коллективная работа
на доске с
комментариями.
№435
Работа в парах по
карточкам с
последующей
проверкой.
Д.д. №438(2).

К.у.
Фронтальная работа.
Мозговой штурм.
Практическая
работа.

Уметь:
 определять
связь
между
величинами;








находить время
по расстоянию и
скорости;
вычислять
скорость по
формуле;
делать чертеж,
решать задачи
данного типа в
три действия;
самостоятельно
применять
знания , умения и
навыки решения
задач на
движение.

80

81

82

83

четверть
«Обыкновенные
дроби,
смешанные
числа»

Работа с учебником.
С.128, №483.
Работа в парах по
карточкам.
Взаимопомощь
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.132.
Коллективная работа
№493, 494
Работа
в
парах.
№495(1).
Д.д. №495(2)
Взаимопомощь,

Работа с
ошибками

Устное
умножение чисел

Письменное
умножение
четырехзначных
чисел на
однозначное

Цель. Формирование
умения умножать
четырехзначные числа
на однозначное и
круглые десятки.
1. обобщить знания
об умножении
как о
математическом
действии; учить
применять
алгоритм устного

К.у.
Блиц-опрос..
Объяснительноиллюстративный
метод. С.132.
Коллективная работа
№492,
Работа
в
парах.
№499.
Знать:
Д.д. №495(3)
 правило устного
Взаимопомощь,
умножения
чисел;
 переместительны
О.м.
й закон
Инструктаж
умножения;
Сообщение задания
 названия
Умение
выполнять
компонентов
инструкцию
умножения,
К.у.

порядок
выполнения
действий в

84

Деление
многозначных
чисел на
однозначное и
круглые десятки
(14ч)

Решение
составных задач
на умножение

Умножение чисел,
оканчивающихся
нулем
85

Умножение чисел с
нулем в середине

86

Умножение
на
однозначное число
в пределах 10000

и письменного
умножения к
четырехзначным
числам;
закрепить
умение решать
задачи
изученного вида.
2. Развивать умение
анализировать,
сопоставлять,
делать выводы.
3. Воспитывать
любовь к родной
природе.

Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.136.
Коллективная работа с
демонстрацией
на
доске. №506, 507. Д.д.
с.140, №1

сложных
выражениях без
скобок и со
скобками;

структуру
текстовой
задачи;
К.у.
условные
У.с.
обозначения,
Объяснительноиспользуемые в
иллюстративный
краткой записи
метод. С.138.
задач;
Решение задач двумя Уметь:
способами.
 выполнять
№508 510.
устное
Д.д. №511.
умножение
Взаимопомощь.
многозначных
чисел;
О.м.
 выполнять
Индивидуальное
письменное
решение
умножение
контрольных
четырехзначных
заданий.
чисел;
Дифференцированны
 применять при
й контрольнорешении
измерительный
примеров;
материал.
 составлять
краткую запись,
выделять
К.у.
главное;
Анализ
 обосновать выбор
действий при
допущенных
решении задачи;
ошибок.

Выполнение
упражнений по
образцу. Инд.
помощь.



87

88

89

90

91

Особые
случаи
умножения

Решение задач на
умножение чисел

Письменное
умножение
на
круглые десятки

Устное деление на
однозначное число

К.у.
Фронтальный опрос.
У.с.
«Знатоки
таблицы умножения»
Коллективная
работа. С.141, №512,
514.
Д.д. №515.
Контролирующая
помощь.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.142,
№516 (1. 2)
№518.
Д.д. №521(3)
Обучающая помощь.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод.
С.144, №531, 534,
536.
Д.д. №540(1,2)
Образец
решения
примера.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный

Цель. Формирование
умения делить
многозначные числа на
однозначные и круглые
десятки.
1. Учить применять
алгоритм
деления к
четырехзначным
числам;
закрепить
умение
определять
Письменное
количество цифр
деление
в частном;
четырехзначных
совершенствоват
чисел
ь
вычислительные
навыки;
самоконтроль.
2. Развивать умение
анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
логически
мыслить.
3. Воспитывать
внимание,
умение
Решение примеров
сотрудничать в
с проверкой
паре, группе,
уважать чужое
мнение.

Письменное
деление числа
92

93

94

метод.
С. 147, №555(1)
Коллективная работа
с
комментариями.
№555(2), 556.
Д.д.
№555(4 Знать:
столбик).
 правило устного
деления, таблицу
К.у., У.с.
деления;
Объяснительно алгоритм
иллюстративный
письменного
метод.
деления чисел;
С.148.Коллективная
 особые случаи
работа
с
деления;
демонстрацией
на
 правило
доске. №562
проверки;
Работа
в
№563(1)
Д.д. № 566.

парах.

К.у.
У.с.
Работа
в
парах.
С.150, №572(10
Коллективная
работа. №573.
Д.д. №577(1-3)
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Коллективная
работа. С.151, № 578,
579.
Д.д. №577(4,5)
Взаимопомощь.

95

Уметь:
 уверенно
выполнить
деление
многозначных
чисел;
 выполнять
проверку
самостоятельно,
делать выводы;
 оценивать свои
возможности,
выбирать
адекватные
задания;
 объяснить

характер своей
ошибки;


К.у.

пользоваться
таблицей
деления;

Деление чисел
нулем в частном

с

96

Деление чисел
нулем в конце

с

97

Деление
чисел
вида:
6042 : 3 =2014
98

127

Деление чисел с
нулями в середине

У.с.
Работа в парах по
карточкам
с
дифференцированны
ми заданиями.
Взаимопомощь,
взаимопроверка.
К.у.
У.с.
Фронтальный опрос.
Объяснительноиллюстративный
метод
С.152, №586(1), 589
Взаимопроверка.
Д.д №587(1,2)
К.у.
Фронтальный опрос.
У.с.
–таблица
умножения.
Коллективная работа
на
местах
с
комментариями.
С.154, №590
№593.
Контрольный устный
счет.
Д.д. №590(2-4ст).
К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный



определять
количество цифр
в частном.

128

Повторение за
год (9ч)

129

130

Деление
вида:
2308 : 4

чисел

Деление
проверкой

с

Деление
остатком

с

131

Письменное деление
на круглые десятки
132

метод.С.155, №592(1)
Коллективная работа
№592(2), 593.
Д.д.
№591(2
3
примера на выбор)
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод
С.156, №595, 596,
597.
Д.д.№600.
Обучающая помощь.

К.у.
У.с.
Блиц – опрос.
Решение.
С.156,
№599, 602.
Д.д. №605.
Прямые указания по
выполнению
задания.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный

133

134

Проверка
умножения
и
деления
на
микрокалькулятор
е

Подготовка
контрольной
работе

к

метод.
С.159,
№621(1)
Коллективная
работа. №621 (2), 622
Д.д. №621(2-4ст)
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.158,
Коллективная
работа. №613, 614
Д.д. №614(3)
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.161,
Коллективная работа.
№630(2), 631(3).
Д.д.№631(1)

136

Контрольная
работа за год:
« Умножение,
деление
многозначных
чисел»

К.у.
У.с.
С.162, №635, 638.
Д.д. №639.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
У.с.
Коллективная работа
с.164, №645
Работа
в
парах.

Работа над
ошибками

Чтение и запись
многозначных
чисел
Цель. Корректировка
знаний учащихся.
1. Обобщить,
проверить
материал,
изученный в 6
Сложение
и
классе;
вычитание
совершенствоват
четырехзначных
ь
чисел
вычислительные
навыки.
2. Развивать умение
рационально
планировать
свою работу;
творческие
способности.
Решение
3.
Воспитывать
текстовых задач
умение слушать
другого,
тактично
общаться.

№651, 650.
Д.д.№653.
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Коллективная
работа.
С.166,
№657(1,2)
658(1)
Д.д. №657(3, 6)
Индивидуальная
помощь.
Знать:


К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Объяснительноиллюстративный
метод. С.171,
Коллективная
работа.
С.171,
№689(1),
Д.д.№689(1ст)
Индивидуальная
помощь.
К.у
У.с. «Табл. дел»
Объяснительноиллюстративный
метод. С.170, «686(2
-1,2), 687(1)
Дома.№686(3)










названия,
последовательность
чисел в пределах
млн.,
правило сравнения
чисел;
названия
компонентов при
указанных
действиях,
порядок
действий;
единицы
измерения
времени,
соотношения;
тип задачи;
правило
округления;
виды
обыкновенных
дробей, основное
свойство;



Округление
чисел
до
заданного
разряда

Единицы
измерения
времени
и
соотношения

их

Преобразование
дробей

Сложение,
вычитание
обыкновенных
дробей

К.у.
У.с.
Фронтальный опрос.
С.172, №690
С.р. по карточкам.
Индивидуальная
помощь.
Д.д. №3, с.173.



алгоритм
сложения,
вычитания
дробей,
вычитания из 1 и
целого числа;
Различать
параллельные,
перпендикулярн
ы прямые,
обозначение.

К.у.
Уметь:
У.с. «Знатоки табл.
 читать, записывать
умн.»
числа в пределах
Решение примеров.
млн.;
Р.т. с.86, №271, 272,.
 выполнять
С.96, №303.
сравнение;
Индивидуальная
 анализировать,
помощь.
делать выводы;
 решать задачи на
2-3 действия с
опорой на схемы,
Правила выполнения
краткие записи,
контрольных
выделять
заданий.
главное,
Индивидуальное
сформулировать
решение
ответ;
контрольных
 использовать
заданий.
изученную
Дифференцированны
математическую
й контрольнотерминологию;
измерительный
 определять
материал.
время по часам;
 читать,
сравнивать
именованные
числа;
Взаимопроверка в
 выполнять

Вычерчивание
параллельных
и
перпендикулярных
прямых
на
плоскости

Заключительный
урок

парах.
Выполнение
упражнений по
образцу.
К.у.
У.с.
С.183, №736, 741743.
Д.д.№735.
Взаимопомощь.








К.у.
У.с.
Опрос.
Работа
в
парах.
С.187, №750, 754,
755.
Д.д.№760(1,2)
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Коллективная работа
с
комментариями.
С.190, №769.
Работа
в
парах.
№765, 766.
№770.
Д.д. №771.
Взаимопомощь.
К.у.

сокращение
дробей, выделять
целую часть;
строить,
находить в
окружении
геометрические
фигуры;
работать с
источником
знаний;
применять
знания на
практике;
работать в паре,
коллективе.

У.с.
Фронтальный опрос.
Правила округления.
Коллективная
работа.
С.222, №963 – 965.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
У.с.
Фронтальный опрос.
Коллективная
работа.
С.222,
№982,987, 995.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
У.с.
Мозговой штурм.
Чтение,
запись
дробей.
Коллективная работа
по учебнику. С.213,
№915, 916, 910, 914.
Д.д. №918.
Взаимопомощь.
К.у.
У.с.
Опрос.
Коллективная
работа. №917, 919.
№920.
Д.д.
№922.Взаимопомощь
.

К.у.
Работа на
нелинованной
бумаге.
Раздаточный
материал с
дифференцированны
м заданием.

К.у.
У.с.
Кроссворды.
Работа в парах по
карточкам.
Ребусы.
Итоги.

Геометрический материал(29ч)
Геометрически
й материал
Взаимное
положение
прямых на
плоскости и
в
пространств
е
(13ч)

1

2

Латинский
алфавит
(повторение)

Цель. Формирование
умения ориентироваться
на местности, определять
местоположение одного
объекта по отношению к
другому.
1.Ппознакомить учащихся
с понятиями
«пересекающиеся»,
«непересекающиеся»
линии; закрепить понятие
прямая линия, учить

К.у.
Знать:
Графический диктант.
 буквы
Фронтальная работа –
латинского
вычерчивание
алфавита;
геометрических фигур,
 определение
обозначение
высоты
латинскими буквами.
треугольник
Рабочая тетрадь.
а;
Индив. помощь.
 определение
 определение
параллельны
К.у.
х прямых;

Взаимное
положение
прямых
плоскости:
пересекаются

на

3
Черчение взаимно
перпендикулярны
х прямых

4

Прямоугольник,
квадрат: свойства
5
Практическая
работа

строить прямые.
2. Развивать
произвольное внимание.
3. Воспитывать
ответственность,
коллективизм,
взаимопомощь,
аккуратность,
самостоятельность,
дисциплину,
наблюдательность.

Графический диктант.
Фронтальная работа с
палочками.
Самостоятельная
работа по карточкам с
дифференцированными
заданиями.
Взаимопроверка
в
парах.





для
чего
нужны
уровень
и
отвес,
где
применяются
;
взаимное
положение
прямых
на
плоскости;

К.у.
Уметь:
Графический диктант.
 изображать
Наглядный
метод
и обозначать
объяснения.
отрезки;
Табл.-помогайка
с
 измерять их
алгоритмом построения
длину
и
перпендикулярных
строить
прямых.
отрезки
Закрепление.
С.98,
заданной
№364.
длины
с
Индивидуальная
помощью
помощь.
линейки;
 распознават
ь линии по
готовому
чертежу,
описывать их
К.у.
взаимное
Графический диктант.
расположени
Опиши фигуру
е
по
Раб. Тетр.
готовому
Рисование
предметов
чертежу;
формы прямоугольника
 чертить
Взаимопомощь.
перпендикул
ярные
К.у.
«Узнай
по
прямые
по
описанию»
алгоритму;

«Построение
прямоугольника,
квадрата»
6
Высота
треугольника,
прямоугольника
7

8

Построение
высоты
треугольника,
прямоугольника

М.ш.
Новый
материал:
наглядноиллюстративный метод
Построение
на
нелинованной бумаге.
Иллюстрация на доске.
К.у.
Графический диктант.
Наглядный
метод
объяснения.
Фронтальная работа.
Работа с учебником.
с.99, №366, 367
Взаимопомощь.








К.у.
Графический диктант.
Фронтальная работа.
Работа в паре.
Построения
на
нелинованной бумаге.
С.101, №368.
Взаимопроверка
в
парах.



Построение
треугольника

9

К.у.
Графический диктант.
М.ш.
Наглядноиллюстративный метод.
Построения
на



определять
положение
предметов с
помощью
уровня
и
отвеса;
различать
перпендикул
ярные
прямые;
Различать
точки,
принадлежа
щие данным
фигурам,
и
точки,
не
принадлежа
щие им;
определять
высоту
треугольник
а
по
готовому
чертежу.;
различать
основание,
боковые
стороны
треугольник
а
и
прямоугольн
ика;
строить
высоты
треугольник
а
и
прямоугольн
ика;

Построение
треугольника
по
трем сторонам
10
Взаимное
положение
прямых
плоскости:
пересекаются

на
не

11

12

13

Построение
параллельных
прямых

Вычерчивание
параллельных
прямых
в
заданном
расстоянии
друг

нелинованной бумаге.
Самостоятельная
работа в словариках.
К.у.
Графический диктант.
Фронтальная работа.
Самостоятельное
построение
на
нелинованной бумаге.
Дифференцированный
раздаточный материал.
Индивидуальная
помощь.
к.у.
Графический диктант.
Фронтальная
практическая работа с
предметами под рукой.
С. 102, №370.
Работа в словариках.
Взаимопомощь.
Практическая работа в
парах.
К.у.
Графический диктант.
Наглядноиллюстративный метод.
С. 103, №372, 373
Рисование
параллельных
предметов.
К.у.
Графический диктант.





определять
параллельны
е
прямые
путем
измерения
расстояния
между ними.
чертить
параллельны
е прямые на
заданном
расстоянии.

Мозговой штурм.
Работа с учебником.
С.103, №374.
Алгоритм построения.

от друга

14

Практическая
работа «Уровень и
отвес» (работа в
парах)

Геометрически
е тела (3ч)

15

16

17
Масштаб (5ч)

Экскурсия по поселку
«Положение
в
пространстве:
горизонтальное,
вертикальное,
наклонное»
Геометрические
тела – куб, брус,
шар

Цель. Формирование
понятия геометрического
тела.
1. ввести понятие
геометрического
тела; познакомить с
геометрическими
телами – куб, брус;
рассмотреть
основные элементы
и все, что с ними
связано.
2. Корректировать
устную речь
учащихся; навык
самооценивания.
3. Воспитывать
товарищество.
Вести контроль за
позой учащихся во
время работы за
партой.

К.у.
Графический диктант.
Фронтальная
работа.
С.173, №692.
Наглядноиллюстративный метод.
Уровень, отвес.
Работа в словариках.
Работа в парах. С.175.
№696.
Дифференцированная
помощь.
О.м.
Инструктаж по ПДД.
Задания на пары.
Умение договариваться.

К.у.
Графический диктант.
Фронтальная
работа.
Найти вокруг предметы
формы
куба,
шара,
бруса.
Самостоятельная
работа в словариках.
Дифференцированная
помощь.
С. 176, №697 – 702.

Различать куб и
брус.
Знать:
элементы куба,
бруса;
Уметь:
находить
предметы похожие
на куб и брус, или
содержащие
эти
тела;
выделять

Элементы
бруса

куба,

К.у.
Наглядноиллюстративный метод.
Работа в парах.
С.177, №704,
Взаимопомощь.

18
Куб,
брус
сравнение

19

-

Масштаб:
1:1000; 1:10 000

20

21

Масштаб и
практическое
применение

его

Практическая
работа
«План
кабинета»

Цель. Формирование
умения определять
истинные размеры
предметов.
1. дать понятие
масштаба; учить
используя
определение
масштаба
определять
размеры предмета;
делать чертежи.
2. Развивать глазомер;
совершенствовать
измерительные
навыки.
3. Воспитывать
точность,
аккуратность.

простейшие
геометрические
тела в реальных
деталях, их
положение.
показывать
на
модели куба, на
рисунке;

К.у.
Наглядноиллюстративный метод.
Работа в парах. С.179,
№710.
Взаимопомощь.
К.у.
Графический диктант.
Постановка проблемы.
Решение. (Число,
показывающее во сколько раз
уменьшен, изображенный
объект, есть масштаб.)
Работа с учебником.
С.179, №711, 713.
Взаимопомощь.
К.у.
Графический диктант.
Работа на нелинованной
бумаге в парах.
С.180, №716, 717.
Взаимопомощь.
К.у.
Графический диктант.
Практическая работа в
группах.

Знать:
определение
масштаба;
уметь:
 используя
определение
масштаба,
находить
расстояние
на карте;
 различать
масштаб
увеличения;
 читать
масштаб
уменьшения;
 читать
и
изображать

С. 180, №712, 714, 715
Взаимопомощь,
взаимопроверка.

Геометрически
е фигуры (7ч)

22

Масштаб
увеличения:
10:1; 100:1

К.у.
Графический диктант.
Фронтальная работа:
чтение, объяснение
масштаба уменьшения.
Объяснение нового.
Работа с учебником.
С.181, №719 -723.
Индивидуальная
помощь.

2:1;

23
Самостоятельная
работа «Масштаб»

24
Геометрические
фигуры

25
Экскурсия
«Периметр».

расстояния
согласно
масштабу.

Цель. Формирование
умения находить
периметр.
1. Тренировать в
нахождении
периметра любого
геометрического
многоугольника.
2. Способствовать
развитию
мышления.
3. Воспитывать
умение помочь
своему товарищу.

К.у.
Графический диктант.
Мозговой штурм.
Работа в группах по
карточкам с
дифференцированными
заданиями.
Взаимопомощь и
взаимопроверка в
группах.
К.у.
Графический диктант.
Мозговой штурм.
Вычерчивание линий,
фигур.
Обозначение.
С.27, №123, 124, 125.
Индивидуальная
помощь.

Различать
геометрические
фигуры.
Знать:
 определение
периметра;
 определение
периметра
многоугольн
ика;

26

27

28

Практическая
работа
«Вычисление
периметра
треугольника»
Вычисление
периметра
многоугольника

29

Периметр
многоугольника.
Решение
практических задач

Вычисление
периметра
прямоугольника
Обобщающий урок
по теме
«Периметр»

О.м.
Инструктаж
Сообщение задания в
парах
Выполнение задания
Отчет о проделанной
работе
К.у.
Графический диктант.
Мозговой штурм.
Практическим путем
вывести формулу
периметра
треугольника.
Индивидуальная
помощь.
К.у.
Графический диктант.
Мозговой штурм.
Работа в группах.
Нахождение периметра
двумя способами.
Отчет групп.
Вывод.
О.м.рефлексия.
К.у.
Арифметический
графический диктант.
(по разработке)
К.у. «Продолжи рисунок».
Графический диктант.
Повторение.
Работа над новым.
Закрепление.
Взаимопомощь.

Уметь:
 вычерчивать
с
помощью
линейки,
измерять;
 находить периметр
одним из двух
способов;
 используя знания
видов
треугольника
вычислять
периметр;
 вычислять
периметр
многоугольника.

К.у.
Графический диктант.
Тесты.
Работа по карточкам в
парах.
Взаимопомощь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».