Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ____ «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. от «____»___________2021г. Секретарь: «____»____________2021г. Приказ №_____ от «___»___________2021 г. Рабочая программа по предмету «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7-а; 7-б классы Автор-составитель: учитель Яковлева Галина Александровна г. Реж, 2021 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г: - Истории Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 223с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора №273 от 27.07.2021г. Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. воспитательные; гражданское воспитание учащихся, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. коррекционно – развивающие: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости. содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. расширять лексический запас, развивать связную речь. Определение места и роли учебного предмета. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося; 9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; 12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни овладения предметными результатами. Достаточный уровень Учащиеся могут узнать: - Какие исторические даты называются точными, приблизительными; -Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); -Кто руководил основными сражениями. Учащиеся могут научиться: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; - Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме. Минимальный уровень Учащиеся могут узнать: - когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя); - кто руководил основными сражениями (с помощью учителя). Учащиеся могут научиться: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя); - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов); - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя). Базовые учебные действия Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Краткий учебный курс. № Раздел Количество часов Краткое содержание курса 1 Древняя Русь. 11 2 Древнерусское государство. Киевская Русь. 12 3 Крещение Киевской Руси (X в.) Расцвет Русского государства. 16 4 Русь в борьбе с завоевателями(XIII— XV вв.) 18 5 Единое Московское государство. 11 Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева и Новгорода. Истоки славянского язычества. Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. Календарно-тематическое планирование № п/ п Раздел, тема 1 Введение (1 ч) История – наука о прошлом. Лента времени. Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом. Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России. 2 Дата Формы организации учебных занятий Работа с лентой времени Работа с картой. Практическая работа: границы современной России. Виды учебной деятельности Познакомить учащихся с термином история; формировать интерес к новому учебному предмету. Формирование представлений о ленте времени; развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. Предметные результаты Достаточный Минимальный Проявлять интерес к изучению истории. Проявлять интерес к изучению истории. БУД Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную 3 Древняя Русь (9ч) Происхождение славян. Три ветви славян. 4 В каких местах селились славяне. 5 Славяне и соседние народы Наглядноиллюстративн ый материал. Игра «Цепочка» Работа со словарем Формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; места их расположения. Формировать понятия многонациональное государство; учить уважать людей других национальностей. Работа с 1. Познакомить учащихся исторической с процессом расселения картой. восточнославянских Мозговой племён в древности; штурм Дать ученикам общее Работа со представление о словарем занятиях и быте древних славян. Формировать умение работать с картой; патриотизма. Работа с Формирование исторической представлений о картой. славянских племенах и Мозговой племенах, которые штурм населяли Европу; Работа со развитие словеснословарем логического мышления учащихся; Уметь объяснять значение словарных слов и понятий. Уметь объяснять значение словарных слов и понятий (с помощью учителя). Уметь объяснять значение словарных слов и понятий. Уметь объяснять значение словарных слов и понятий (с помощью учителя). Устанавливать причины языческих верований и обрядов. Устанавливать причины языческих верований и обрядов (с помощью учителя). организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 6 Облик славян и черты их характера. 7 Торговый путь «Из варяг в греки». формирование образов других племен: германских, печенежских, норманнов и др. Устанавливать Устанавливать НаглядноФормирование причины причины иллюстративн представлений об языческих языческих ый материал облике славян, верований и верований и Работа со характере; обрядов. обрядов (с словарем формирование помощью положительного учителя). отношения к предкам; учить детей делать вывод о сложной жизни женщин в племенах восточных славян. Работа с Учить детей Уметь работать с Уметь работать с исторической прослеживать путь по картой. картой (с картой. карте с опорой на текст. помощью Практическая учителя). работа: торговый пусть Из варяг в греки. Работа со словарем 8 Занятие восточных славян. Организация жизни славян. Мозговой штурм Наглядноиллюстративн ый материал Познакомить учащихся Уметь описывать образ жизни с хозяйством и укладом восточных славян, жизни восточных славян; формировать места расселений. представление о том, Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование Работа со словарем 9 Экскурсия по 6 участку: Современные занятия людей. Экскурсия 10 Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян Языческие традиции восточных славян. Игра «Цепочка» Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем что земледелие было основным занятием славян, раскрыть значение этого занятия на примерах и с помощью иллюстраций. Познакомить учащихся с современными профессиями людей ( магазин, аптека, школа, ДК. Уметь описывать профессии Уметь описывать профессии (по вопросам учителя) Познакомить учащихся Уметь описывать образ жизни с жилищами восточных славян; учить восточных славян, рассуждать и отвечать места расселений. на вопросы; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями. Познакомить учащихся с языческими традициями восточных славян; развитие Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых 11 12 Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований» Древнерусское государство Киевская Русь. (12ч) Как возникло древнерусское государство. Экскурсия воображения и связной речи; формирование умения делать выводы. Искать связь между сохранившимися в настоящее время традициями (празднование дня Ивана Купалы, Масленицы) с языческими традициями. Закрепить имеющиеся знания у учащихся о языческих верованиях и богах. Уметь описывать языческих богов Уметь описывать языческих богов Уметь устанавливать причины возвышения среди племен отдельных личностей (с помощью учителя). Урок беседа Работа со словарем Помочь учащимся понять, как зарождалась государственность у восточных славян, и создать конкретные представления о том, как управлялось Древнерусское государство и каковы были его особенности. Уметь объяснять возникновения государства, его структуры. Уметь объяснять причины захвата чужих земель, войн между племенами, народами. Уметь 13 О чем рассказывает древняя летопись. Мозговой штурм Работа со словарем Познакомить учащихся с «Повестью временных лет». Как князь Рюрик стал управлять Новгородом. 14 Об Наглядно- Познакомить учащихся Аскольде, учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их 15 16 Дире и их походах в Византию. Контрольная работа: Древняя Русь. Князь Олег (882 912). Правление Олега в Киевской Руси. иллюстративн с преданиями ый материал Аскольде и Дире. Контрольная работа Обобщающий урок по изученным темам. Урок обобщения и систематизац ии. Работа с лентой времени Наглядно иллюстративн ый материал Работа со словарем Практическая работа: расселение восточных славян на карте. об описывать отдельных исторических лиц (Олег, Игорь). Знать названия Познакомить учащихся древних городов с деятельностью Руси. первых русских князей (Олега); проследить начало династии Рюриковичей, проследить территорию государства в IX в. Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно Знать названия пространственную древних городов организацию. Использовать в жизни и деятельности Руси. некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) Работа со словарем 17 Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). II четверть. Наглядно Познакомить учащихся Уметь описывать иллюстративн с деятельностью отдельных ый материал первых русских князей исторических лиц Игорь). Работа с Олега, Игоря; (Олег, Знать названия лентой проследить начало древних городов времени династии Рюриковичей. Уметь устанавливать причины возникновения государства (по вопросам Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование Работа с исторической картой Работа со словарем 18 Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. 19 Как княгиня Ольга отомстила древлянам Проследить с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси. Игра Познакомить учащихся «Цепочка» с преданием о гибели Работа со князя Игоря; словарем формировать эмпатию у учащихся; развитие пространственной ориентировки и мыслительной деятельности. Мозговой Познакомить учащихся штурм с местью княгини НаглядноОльге. Учить иллюстративн рассуждать, опираясь ый материал на факты и доказывать Работа со свою точку зрения. словарем Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным учителя). Уметь объяснять Знать причины захвата исторические чужих земель, имена (Ольга). войн между племенами, народами. учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 20 Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. 21 Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. 22 Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. 23 Повторение по материалом. Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории своего отечества. НаглядноРаскрыть роль иллюстративн княжеской дружины; ый материал показать на конкретных Игра примерах укрепление «Цепочка» единой верховной Работа со власти князя. Учить словарем работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом. Практическая Развитие работа: Битвы представлений о битвах Святослава на Святослава на Балканах. Балканах. Коррекция и Работа со развитие связной словарем устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем. Урок Обобщить и Игра «Цепочка» Работа со словарем Уметь описывать Знать отдельных исторические исторических лиц имена (Ольга). (Ольга, Святослав). Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ольга, Святослав). Знать исторические имена (Ольга, Игорь, Святослав)). Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ольга, Святослав). Уметь работать с Уметь работать с теме «Древнерусское государство Киевская Русь» 24 Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (16ч). Сыновья князя Святослава. 25 Возвращение Владимира Русь. на обобщения и систематизац ии. Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Презентация Работа со словарем Игра «Цепочка» Работа со словарем систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. учебником, картой, карточками заданиями. учебником, картой, с карточками помощью учителя) Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» Уметь объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. с (с Уметь устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Уметь объяснять Уметь Личностные. Бережно Формировать развития устанавливать (по относиться к культурно представления о православия, вопросам учителя) историческому наследию сыновьях князя родного края и страны. Святослава: Ярополке, смены языческой причины: культуры на возникновения Коммуникативные. Олеге, Владимире. христианскую. государства; Организация и планирование 26 Князь Владимир Красное Солнышко. 27 Крещение Руси. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» НаглядноДать общее иллюстративн представление об ый материал учении христианства, о Мозговой значении князя штурм Владимира в крещении Работа со Руси; раскрыть словарем значение принятия христианства; Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни. НаглядноДать общее Крещения Руси. учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, Уметь объяснять Уметь классификацию, установление развития устанавливать (по аналогий, закономерностей на православия, вопросам учителя) наглядном, доступном смены языческой причины: вербальном материале, основе культуры на возникновения практической деятельности в христианскую. государства; соответствии с Крещения Руси. индивидуальными возможностями. Уметь объяснять Уметь Личностные. Бережно Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства иллюстративн ый материал Кроссворд Работа со словарем 28 Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской Экскурсия 29 Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) Работа с лентой времени Наглядно- представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства; Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни. Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике. Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях. Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления развития православия, смены языческой культуры на христианскую. Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. иллюстративн ый материал Работа со словарем 30 Русь после смерти Ярослава Мудрого. Контрольная работа: Крещение Киевской Руси. Мозговой штурм Контрольная работа Работа со словарем 31 Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 - 1125). Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Работа со словарем государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской Правды». Развивать умения работать с документами: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. Вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого. государства при Ярославе Мудром. Довести до понимания учащимся значение деятельности Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности. Воспитывать чувство гордости за народ, который упорным трудом добился Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Знать Личностные. Бережно исторические относиться к культурно имена (Ярослав историческому наследию Мудрый, родного края и страны. Владимир Коммуникативные. Мономах). Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, 32 Обобщающий урок по изученным темам. Урок обобщения и систематизац ии. высоких достижений. Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. III четверть. 33 Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. Работа с таблицей Работа со словарем 34 Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. Работа с исторической картой Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике. Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести Практическая работу над работа: распад формированием Руси на понятий отдельные «раздробленность», княжества. Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). Знать исторические имена (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь объяснять Уметь Личностные. Бережно причины распада устанавливать относиться к культурно Киевской Руси причины распада историческому наследию Киевской Руси (по родного края и страны. вопросам учителя) Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Работа со словарем 35 Новгородская республика. Господин великий Новгород Игра «Цепочка» Презентация Работа со словарем «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинноследственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу. Познакомить учащихся с единственной республикой на Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинноследственные связи; Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь описывать Знать названия нравственные городов: Киев, черты Новгород прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. 36 Занятие и торговые пути новгородцев. 37 Ростово Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157). Работа с исторической картой Познакомить учащихся с единственной республикой на Руси в Практическая 12 в. работа с Способствовать картой: запоминанию и торговые пути воспроизведению новгородцев. изученного материала, Работа со выработке умений словарем устанавливать причинноследственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. НаглядноПознакомить учащихся иллюстративн с Ростово-Суздальским ый материал княжеством. Работа с Способствовать лентой запоминанию и времени воспроизведению Работа со изученного материала, словарем выработке умений устанавливать причинноследственные связи; Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь описывать Знать названия Личностные. Бережно нравственные городов: Киев, относиться к культурно черты Новгород историческому наследию прогрессивных родного края и страны. представителей Коммуникативные. народа, Организационное планирование государства, учебного сотрудничества с религии, учителем и сверстниками. культуры. Знать Регулятивные. Осознанно расцвет культуры действовать на основе разных древней Руси видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси Знать исторические имена (Юрий Долгорукий) Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. 38 История возникновения Москвы. Культура Руси в X – XIII вв Наглядно иллюстративн ый материал Презентация Работа со словарем Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинноследственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета; показать, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри; подчеркнуть, что на русскую культуру Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь описывать Знать названия Личностные. Бережно нравственные городов: Киев, относиться к культурно черты Новгород, Москва историческому наследию прогрессивных родного края и страны. представителей Коммуникативные. народа, Организационное планирование государства, учебного сотрудничества с религии, учителем и сверстниками. культуры. Знать Регулятивные. Осознанно расцвет культуры действовать на основе разных древней Руси видов инструкций для решения Уметь описывать практических и учебных задач. нравственные Познавательные. черты Дифференцированно прогрессивных воспринимать окружающий представителей мир, его временно народа, пространственную государства, организацию. религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси оказало большое влияние византийская культура. Показать, какие здания строились в 20-21 веке. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления; в процессе сравнения зданий. 39 Экскурсия по 6 участку: архитектура 2021 века. Экскурсия 40 Повторение по изученной теме. Урок обобщения и систематизац ии. Работа со словарем Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) 41 Русь в борьбе с завоевателями (18ч). Образование монгольского государства. Практическая работа: монгольское государство на карте Руси. Сформировать Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Знать исторические имена (Чингисхан). Работа со словарем знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 42 Чингисхан и его армия. 43 Битва Калке. 44 Нашествие монголов на Русь 45 Летописи о битвах на реке политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты НаглядноСформировать знания иллюстративн об образовании ый материал монгольской державы и Мозговой основателе штурм монгольской империи – Работа со Чингисхане; раскрыть словарем завоевательный характер внешней Работа с исторической политики Чингисхана и его преемников; картой Практическая объяснить внутреннюю работа: битва политику монгольских на реке Калке. государств; Работа со способствовать словарем развитию Наглядноисторического иллюстративн мышления, умению ый материал анализировать Работа со исторические факты словарем Наглядно- Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Знать исторические имена (Чингисхан). Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Знать исторические имена (Чингисхан). Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Знать основные Знать исторические имена (Чингисхан). Знать Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. на реке Сить и героической обороне Козельска. иллюстративн ый материал Беседа Работа со словарем 46 Походы Батыя на южнорусские земли. Работа с исторической картой Работа со словарем 47 Новгородский князь Александр Невский (1236 1263). Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени почему Александр Работа со Невский стал словарем национальным героем. Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом. Продолжать развивать события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. Раскрыть качества Уметь описывать отдельных государственного деятеля, дипломатию исторических лиц полководца Александра (Александр Невского. Объяснить, Невский). исторические имена (Чингисхан). Знать исторические имена (Чингисхан). Знать исторические имена ( Александр Невский). Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2 Чингисхан и его армия. 1 Ком граммы; Установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и 48 Ледовое побоище. Работа с исторической картой Практическая работа: ледовое побоище. Работа со словарем 49 Власть Золотой Мозговой умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. Объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим свой воинский долг. Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью сему показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. Познакомиться с Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). Знать исторические имена ( Александр Невский). Уметь описывать Знать учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Орды русскими князьями. 50 над Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII XIVвв. штурм Работа со словарем Игра «Цепочка» Работа с лентой времени Работа со словарем историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголотатар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. развивать умения учащихся извлекать необходимую информацию из разных источников; соотносить единичные исторические факты и общие явления. Показать, что феодальная раздробленность на Руси не привела к хорошему, пришла пора объединятся. Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом отдельных исторические исторических лиц имена ( Александр (Александр Невский). Невский). Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). Знать исторические имена ( Александр Невский). 51 Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями. 52 Изменения Золотой Орде. в Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Контрольная работа Работа со словарем Игра «Цепочка» Работа со словарем и наглядностью. Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите. Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам. Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. Знать основные события периодов: объединение земель вокруг Москвы. 53 Обобщающий урок по изученным темам. 54 Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 1389) Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. Урок обобщения и систематизац ии. Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Работа с исторической картой Работа со словарем IV четверть. Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. Подчеркнуть важнейшие направления его политики; рассказать об укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича; подчеркнуть его заслуги в возрождении лучших традиций русского военного искусства. Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. Привлечь внимание учащихся к выдающемуся русскому полководцу. Дать краткие сведения из жизни святого Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) Уметь описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). Знать главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными Сергия Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразить с монголотатарами. Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. Воспитывать чувство восхищения личностью Сергия Радонежского, подчеркнуть его роль в развитии монашества, духовном возрождении, единении земли русской. Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно- возможностями. 55 Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти: «Герои ВОВ» 56 Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. следственные связи, представлять условия того времени. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. Раскрыть значение Куликовской битвы для развития культуры Руси. Экскурсия Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. НаглядноФормировать умение иллюстративн анализировать, делать ый материал выводы, обобщать, Работа со давать оценку схемой событиям. Развивать Работа со кругозор, устную речь, словарем творческое мышление, память, Знать даты начала и окончания Великой Отечественной войны Знать даты начала и окончания Великой Отечественной войны Уметь описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). Знать главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы 57 Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды. 58 Единое Московское государство (11ч) Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (15331584). 59 Земской собор, реформы Избранной рады. познавательный интерес. Воспитывать интерес к истории Отечества. Формировать чувство патриотизма и гражданственности. НаглядноРассказать детям о иллюстративн значении свержения ый материал правления Золотой Контрольная Орды; воспитание работа чувства патриотизма; Работа со Коррекция и развитие словарем памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. НаглядноПознакомить учащихся иллюстративн с царем Иваном ый материал Грозным (личность); Работа с Коррекция и развитие лентой памяти, зрительного и времени слухового восприятия Работа со путем работы с текстом словарем и наглядностью. Практическая Показать помощников работа: Ивана Грозного в заполнение управлении страной; таблицы разъяснить роль реформ судебника. Коррекция избранной и развитие связной Рады. устной речи через Работа со выполнение заданий в словарем Знать основные события: свержение Золотой Орды. Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. Знать главные исторические имена (Иван Грозный) Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. Знать главные исторические имена (Иван Грозный) 60 Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами. 61 Опричнина. Покорение Сибири. 62 Россия Работа с исторической картой Работа со словарем Мозговой штурм Работа со словарем Работа со словарем после Работа со учебнике и беседы с учителем. Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников; воспитание патриотизма; Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и при выражении собственного мнения. Формирование понятия опричнина и предпосылок к его появлению; формирование представлений о личности Ивана Грозного; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. Формировать Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. Знать главные исторические имена (Иван Грозный) Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. Знать главные исторические имена (Иван Грозный) Уметь объяснять Знать отдельных Ивана Грозного. Лжедмитрий I самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. 63 Минин и Пожарский: за веру и Отечество. словарем представления о Практическая личности Федора работа: Ивановича. Правление составление Бориса Годунова и схемы причины голода. правителей Показать предпосылки после Ивана для появления грозного до Семибоярщин самозванцев. Правление Лжедмитрия ы. I. Развивать причинно Работа со следственные связи и словарем зависимости. Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и ставленнике Польши и Литвы. Формирование представлений об осаде Троице-Сергиева монастыря польсколитовским войском; воспитывать чувство уважения к Михаилу Шуйскому, который снял осаду. НаглядноВыявить причины , иллюстративн которые ый материал способствовали Работа со наступлению Смутному словарем времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, причины исторических лиц Смутного времени (Минин и и народных Пожарский) волнений. Уметь описывать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский). Уметь объяснять причины Смутного времени и народных волнений. Уметь описывать отдельных исторических лиц Знать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский) 64 Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (16451676). социальный состав участников этих Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать. НаглядноРазвивать у учащихся иллюстративн устную речь, память, ый материал умение анализировать Работа с события, использовать лентой для получения знаний времени дополнительный Работа со материал. Развивать у словарем учащихся интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний уч-ся о правлении первых Романовых. Развивать навыки работы с документами, (Минин Пожарский). и Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. 65 Укрепление южных границ России. О казаках Игра «Цепочка» Работа со словарем 66 Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. Игра «Цепочка» Работа с лентой времени Работа со словарем учебником для анализа и обобщения исторических событий. Наглядно показать укрепление южных границ России. Развивать пространственную ориентировку учащихся. Коррекция и развитие связной речи при работе над деформированным текстом. Развить у учащихся интерес к русской истории, культуре; выявить характерные черты русской культуры XVII века; сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинноследственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. 67 Обобщающий урок. 68 Повторительнообобщающий урок. Викторина Работа со словарем Урок обобщения и систематизац ии. документами, иллюстрациями, схемами, таблицами; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность. Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) Обобщить и Уметь работать с Уметь работать с систематизировать учебником, учебником, знания и представления картой, картой, с учащихся о славянах, карточками с карточками (с их жизни, традициях. заданиями. помощью учителя) 68 часов График контрольных работ 7 класс № 1 2 3 4 5 Дата Сентябрь Октябрь Декабрь Март Апрель Тема Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом. Контрольная работа: Древняя Русь. Контрольная работа: Крещение Киевской Руси. Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями. Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды. График экскурсий 7 класс № 1 2 3 4 5 Дата Октябрь Октябрь Декабрь Февраль Апрель Тема Экскурсия по 6 участку: Современные занятия людей. Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований» Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской Экскурсия по 6 участку: архитектура 20-21 века. Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти: «Герои ВОВ» Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ: Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» - обнаруживает понимание материала; -обнаруживает понимание материала; -обнаруживает знание и понимание основных положений темы; -обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; -самостоятельно -самостоятельно формулирует ответы; -излагает материал формулирует ответы; -допускает единичные ошибки и сам исправляет -допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); -допускает ошибки в речи (1-2 ошибки); недостаточно полно и последовательно; -допускает ряд ошибок в речи; -затрудняется самостоятельно подтвердить пример; -допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл; -делает грубые ошибки; -не использует помощь учителя; -нуждается в постоянной помощи учителя; Письменная работа: При оценке комбинированных работ Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Оценка «1» Если вся работа выполнена без ошибок; Если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; Правильно Выполнено менее Если ученик не выполнена большая половины других приступал к часть заданий; заданий; заданию, не выполнил правильно ни одного задания; Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методический комплекс Программа И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г Учебник История Отечества учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И.М. Бгажнокова 6-е издание, М.: «Просвещение», 2021 Методическое обеспечение Рабочая тетрадь. 7 класс « История Россиz XVII -XVIII веках. И. Андреев. НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир».2015. Дидактический материал Учебные карты и атласы по истории России с конца IX века до конца XVII века. Атлас «Новая история с середины XVII века до 1870 года», Роскартография, 2010 года. ?Учебные пособия для учащихся Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века. Энциклопедия истории России 862-1917 годов Мониторинговый инструментарий Тесты по истории России с конца IX века до конца XVII века. Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения учебного процесса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. 2.Учебные пособия для обучающихся: Карточки-задания, Тесты Кроссворды 3.Методические пособия для учителя: Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика). Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 7 кл. – М.: ВАКО, 2004. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 7 кл. М.: Просвещение, 2002 Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. – М.: ВАКО, 2006. Кочетов Н.С. Новая история. 1800 – 1913. 7 кл.: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. – Волгоград: Учитель, 2006 Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. – Волгоград: Учитель, 2004 Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. – Волгоград: Учитель, 2007 Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX века. – М.: Школьная пресса, 2003 Печатные пособия Таблицы в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Технические средства обучения Мультимедийный проектор. Экранно-звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков. Видеофильмы соответствующего содержания. Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330 Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.ht Варианты контрольных работ Итоговая тестовая работа. 1. История - это наука А) О настоящем нашей Родины. Б) О прошлом нашей Родины. 2. Вече- это А) Княжеское войско Б) Народное собрание. 3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до времени. А) Земледелие. В) Рыболовство. Б) Охота. Г) Бортничество. 4. Вера в природных богов называется А) Христианская. Б) Языческая. 5. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь? 6.Как звали князя из варягов, которого призвали славяне? А) Игорь. Б) Олег. В) Рюрик. 7. Продолжи цепочку правления князей: Рюрик …………………………………………………………………. 8. Крещение Руси- это принятие … А) Языческой веры. Б) Христианской веры. 9. В каком году состоялось крещение Руси? А) 988 г. Б) 879 г. 10. Что создали Кирилл и Мефодий? А) Первые печатные книги. Б) Письменность. 11. Напиши, с какого по какой век длился период раздробленности. ________________________________________ 12.Укажи причину, которая не повлияла на распад Руси. А). Развитие городов и рост их самостоятельности. Б). Нашествие кочевников. В). Разделение княжеских уделов на более мелкие. 13. В каком веке началось монгола- татарское нашествие? А) В 5 веке. Б) В 13 веке. В) В20 веке. 14. Что такое иго? А) Угнетение. Б) Неволя. В) Вольная жизнь. 15 .На каком озере происходило ледовое побоище? А) Байкал. Б) Чудское. 16. В каком году произошло ледовое побоище? А) 1147 г. Б) 1242 г. 17. Какая битва произошла в 1380 г? А) Куликовская. Б) Сталинградская. 18. В каком году Русь окончательно освободилась от монголо – татарского ига? А). В 1380 г. Б). В 1480 г. 19. Напиши имя князя, освободившего Русь от монголо – татар. ______________________________________________________ проверочная работа по истории по теме : « ДРЕВНЯЯ РУСЬ» 1.Древляне жили вблизи А) Полей. Б) Болот. В) Лесов. 2. Вече- это А) Княжеское войско. Б) Народное собрание. 3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до нашего времени. А) Земледелие. В) Рыболовство. Б) Охота. Г) Бортничество. 4. Из каких материалов изготавливал свои изделия гончар? А) Из металла. Б) Из глины. 5. Кто изготавливал свои изделия из металла? А) Кузнец. Б) Бондарь. В) Гончар. 6. Тризна- это А) Праздник. Б) Прощальный пир. 7. Вера в природных богов называется А) Христианская. Б) Языческая. 8. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь? ____________________________________________________________ Тестовая проверочная работа по теме: « РУСЬ В БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ». 1. В каком веке началось монгола- татарское нашествие? А) В 5 веке.Б) В 13 веке.В) В20 веке. 2. Кто стоял во главе монгола- татарского войска? А) Князь.Б) Хан.В) Воевода. 3. Какой город на Руси принял первый удар монгола- татар? А) Ростов.Б) Рязань.В) Москва. 4. Что такое иго? А) Угнетение.Б) Неволя.В) Вольная жизнь. 5. Кем управлялась Новгородская земля? А) Князем.Б) Боярами.В) Вече. 6. Кто вторгся во владения Великого Новгорода? А) Немецкие рыцари Б) Шведы. В) Французы. 7.На каком озере происходило ледовое побоище? А) Байкал. Б) Чудское. 8. В каком году произошло ледовое побоище? А) 1147 г. Б) 1242 г. 9. Какая битва произошла в 1380 г? А) Куликовская. Б) Сталинградская. Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения