Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________20__г. Секретарь ____________ «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________ Шляпникова Н.И. «____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по чтению для 9 класса Автор-составитель: Смирнова О.Г. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В., М. «Просвещение», 2013г., адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, материально-технических условий школы, ресурсных возможностей родителей, условий региона. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе решаются образовательные, коррекционные, воспитательные задачи. Цель – создать условия для повышения общего уровня развития учащихся через формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи и воспитание нравственных качеств личности. Задачи: формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; расширение кругозора учащихся, обогащение их познаниями об окружающей действительности; коррекция познавательных процессов; развитие всех сторон речи учащихся: орфоэпического произношения, словарного запаса, синтаксического строя речи; воспитание у учащихся таких нравственных качеств как доброта, честность, дружба, привитие норм общественного поведения. Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении следующих разделов и тем (произведений): Патриотизм Раздел «Устное народное творчество» темы: Былина «На заставе богатырской», «Пословицы»; раздел «Русская литература 20 века» темы: В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», М.А.Шолохов «Судьба человека», Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»; раздел «Зарубежная литература» тема Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд». Социальная солидарность Раздел «Устное народное творчество» тема Былина «На заставе богатырской»; раздел «Русская литература 19 века» тема И.А.Крылов Басни, А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка», А.П.Чехов «Злоумышленник», «Пересолил». Гражданственность Раздел «Устное народное творчество» тема «Русские народные песни»; раздел «Русская литература 19 века» тема М.Ю.Лермонтов «Тучи»; раздел «Русская литература 20века» темы М.Горький «Песня о Соколе», М.А.Шолохов «Судьба человека», К.Г.Паустовский «Стекольный мастер». Семья Раздел «Русская литература 19 века» темы В.А.Жуковский «Три пояса». Труд и творчество Раздел «Устное народное творчество» тема «Русские народные песни»; раздел «Русская литература 19века» тема И.А.Крылов «Басни»; раздел «Русская литература 20века» темы К.Г.Паустовский «Стекольный мастер», Е.И. Носов «Трудный хлеб». Искусство и литература Раздел «Русская литература 19века» тема А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»; раздел «Русская литература 20века» тема К.Г.Паустовский «Стекольный мастер». Природа Раздел «Русская литература XIX века» стихи Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.А.Бунина; раздел «Русская литература XX века» стихи С.А.Есенина, Н.А. Заболоцкого. Человечество Раздел «Русская литература XX века» стихи Н.А. Заболоцкого; раздел «Зарубежная литература». Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения, умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий: словарная работа, многократное чтение текста разными способами, составление плана прочитанного, пересказ, составление вопросов по содержанию прочитанного и другие. Основным видом чтения на уроках является чтение вслух, так как дети с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. На уроках используются наглядные средства: портреты писателей, картины, иллюстрации к произведениям. В старших классах (7, 9 классы) предусмотрены уроки литературного чтения. В программу включены биографические сведения об авторе, некоторые литературные понятия. Среди них: жанры устного народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказок (зачин, присказка, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Дети учатся характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную мысль произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительного чтения. Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год. Содержание программы предмета Программа создана из расчёта 3 часа в неделю и рассчитана на 102 часа. № п/п Название темы Кол-во часов 1 Устное народное творчество. 10 2 Русская литература 19 века. 48 3 Русская литература 20 века. 35 4 Зарубежная литература 9 Устное народное творчество Устное народное творчество и литература. Русские народные песни, сказки, былины, баллады, пословицы и поговорки. Исторические предания Среднего Урала. Русская литература XIX века В.А.Жуковский (сказки), А. С. Пушкин (поэзия, проза), М. Ю. Лермонтов (поэзия), М. В. Гоголь (повести), И. А. Крылов (басни), Н. А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А.А.Фет (поэзия), И. С. Тургенев (отрывки из прозы), А. П. Чехов (короткие рассказы), Л. Н. Толстой (рассказы, отрывки), И. А. Бунин (поэзия, рассказы), А. И. Куприн (рассказы). Русская литература XX века С.А.Есенин (поэзия), А.Ахматова (поэзия), К.Г.Паустовский (сказки), М.М.Зощенко (Рассказы), В.В.Набоков (поэзия), П.П.Бажов (сказки), Н.А.Заболоцкий (поэзия) М.А.Шолохов (рассказы), В.М. Шукшин (рассказы), В.П.Астафьев (рассказы), В.П.Быков (отрывок из баллады), Ю.И.Коваль (рассказы), и др. Зарубежная литература Жизнь и творчество зарубежных писателей: Р.Л.Стивенсона, Э.СетонТомпсона, Д.Даррелла. Личностные результаты Осознание базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Готовность и способность к реализации социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования. Соблюдение правил школьного взаимодействия; осознание ответственности за свои поступки. Выполнение моральных норм;, нравственная оценка своих и чужих Поступков. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; принятию ответственности за их результат. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. Неравнодушие к жизненным проблемам других людей. Уважительное отношение к родителям, к старшим; заботливое отношение к младшим. Понимание ведущей роли образования и труда в жизни человека. Способность к преодолению трудностей. Ценностное отношение к России, государственной символике. Ценное отношение к природе. Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей. Представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. Метапредметные результаты Познавательные действия Умение добывать и работать с информацией самостоятельно. Умение составлять план действий, работать по плану самостоятельно. Умение выделять главное, делать умозаключение. Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать самостоятельно. Умение устанавливать аналогии и переносить опыт в новую ситуацию. Регулятивные действия Умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность. Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности. Проявление собственной инициативы, самостоятельности в деятельности. Коммуникативные действия Способность к творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию. Умение выстраивать отношения в совместной творческой деятельности. Предметные результаты Достаточный уровень Читать вслух правильно, выразительно, бегло; Читать про себя доступные по содержанию тексты; Выделять идею произведения; Называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения; Самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их; Ставить вопросы к тексту и задавать их классу; Выделять незнакомые слова, опираясь на контекст; Использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе; Выучить наизусть 10 стихотворений. Минимальный уровень Читать целыми словами, трудные слова по слогам; Читать про себя, выполнять задания к проанализированному тексту; Выделять тему произведения (с помощью учителя); Определять черты характера главных героев, выражать своё отношение к их поступкам; Пересказывать отдельные части произведения; Учить наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений). Тема раздела (количеств о часов) I. Устное народное творчество (10ч.) Дата Тема урока Цель, задачи 1. Пословицы - Обобщить и поговорки. знания учащихся о жанрах устного народного творчества, особенностях народных сказок; связи устного 2. Русские народного народные творчества и песни. авторского творчества; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительно го чтения; 3. Былины. формировать Анализ былины «На умения выделять заставе богатырской» главную мысль . произведения; давать характеристи ку главным 4. Выразительн действующим лицам, ое чтение былины «На оценивать их поступки; заставе богатырской» передавать содержание . произведения; выделять 5. Сказки. Аналитическ реплики героев и слова ое чтение «Сказки про автора при чтении по Василису Премудрую». ролям; - развивать внимание, творческое мышление, Форма проведения, элементы содержания, методические приёмы Планируемые результаты освоения программы -систематизация знаний об УНТ (по курсу прошлых классов); -работа с пословицами и поговорками, прямое и переносное значение; -работа с учебником: комментированное чтение статьи, запись основных сведений; -вступительное слово учителя: повествование об особенностях народных песен; -работа с учебником выразительное чтение текста песен с соблюдением характерной интонации; -выделение характерной лексики в текстах песен; -обобщение знаний учащихся о жанре «былины»; - словарная работа; - чтение и анализ былины; -коллективная работа: характеристика главного героя; -выразительное чтение былины «На заставе богатырской»; -работа с иллюстрацией; -соотношение текста и иллюстрации; -краткий пересказ текста былины; -фронтальный опрос учащихся о систематизации знаний по сказкам; -выразительное чтение сказки; -объяснение учителем композиции сказки; -работа по вопросам в учебнике; Знания жанров устного народного творчества, видов и особенностей народных сказок. Умения читать правильно, осознанно, выразительно; ориентироваться в тексте; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев, оценивать их поступки; составлять план, пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения из текста; читать по ролям. связную речь, память; - воспитывать умение 6. Чтение по дружить, сочувствовать ролям отрывков из ; интерес к «Сказки про народному творчеству, Василиу Премудрую» русской словесности; . любовь к Родине. 7. Аналитическ ое чтение русской народной сказки «Лиса и тетерев». 8. Чтение и пересказ русской народной сказки «Самое дорогое». 9. Исторически е предания Среднего Урала. Экскурсия 10. Обобщающи й урок по теме «Устное народное творчество». II. Русская литература 19 века (35) 1. Жизнь и творчество В.А.Жуковск ого. Познакомить с жизнью и творчеством писателей: В.А.Жуковско го, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, 2. Знакомство М.Ю.Лермонт -комментирование иллюстрации к тексту; -пересказ фрагментов сказки; -выразительное чтение отрывков из сказки по ролям; -деление сказки на части, составление плана сказки; -краткий пересказ по плану. -выразительное чтение сказки; -чтение сказки по ролям; -работа по вопросам в учебнике; -комментирование иллюстрации к тексту; -пересказ сказки; - знакомство со сказкой, беседа по содержанию; - выделение главной мысли; - чтение сказки по ролям; - краткий пересказ сказки; - знакомство с фольклором Урала; - чтение и анализ произведений «О первых уральских заводчиках», «О горных богатствах края»; - самостоятельная работа с заданиями творческого характера и в виде теста; - чтение дополнительной литературы. -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Жуковского, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -чтение сказки по Знание основных сведений из жизни писателей 19 века. Умения анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев и их поступки; пересказывать со сказкой ова, «Три пояса». Н.В.Гоголя, И.С.Тургенев а, Н.А.Некрасов а, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, 3. Выразительн А.П.Чехова, А.И.Куприна, ое чтение отрывков из И.А.Бунина; сказки «Три совершенство пояса». вать навыки чтения, соблюдение логических пауз; 4. Жизнь и творчество И.А.Крылова. формировать умения анализироват ь прочитанное, составлять вопросы к тексту; 5. Аналитическ выделять главную ое чтение басни «Кот и мысль произведения; повар». характеризова ть главных героев и их поступки; делить текст на части, составлять 6. Чтение по план; ролям басни пересказывать прочитанное с «Волк и использовани Ягнёнок». ем слов и выражений, взятых из текста; выразительно читать лирическое произведение; 7. Жизнь и заучивать творчество А.С.Пушкина наизусть; цепочке с обращением внимания на языковые средства; -соотношение устаревшей лексики со словами современного литературного языка; -краткое воспроизведение сказки (коллективная работа); -работа по вопросам в учебнике; -работа с иллюстрацией к сказке; -обсуждение авторской позиции; - пересказ сказки; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Крылова, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; - воспроизведение знаний о жанре «басня»; -показательное чтение учителем басни; -анализ басни по вопросам в учебнике; -определение смысла слов: нравоучение, мораль (работа со словарём); -выразительное чтение басни учащимися; - чтение и анализ басни; - определение смысла басни, выделение строк, которые стали пословицей; - чтение басни по ролям; - чтение басни «Волк и Кот», сравнение поведения Волка в разных баснях; - чтение по ролям; -воспроизведение ранее полученных знаний о Пушкине; прочитанное с использованием слов и выражений, взятых из текста; составлять вопросы к тексту; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение; заучивать наизусть. - развивать внимание, мышление, память, связную речь, коммуникати вные способности; - воспитывать интерес к русской литературе; любовь к Родине, родному 8. Аналитическ языку, родной ое чтение 1- природе; трудолюбие; ой главы умение поэмы дружить; «Руслан и уважение к Людмила». старшим, сострадание. . 9. Аналитическ ое чтение 2ой главы поэмы «Руслан и Людмила». 10. Аналитическ ое чтение 3ей главы поэмы «Руслан и Людмила». 11. Знакомство с повестью «Барышнякрестьянка» -чтение статьи в учебнике о жизни и творчестве А.С.Пушкина с дополнительными комментариями учителя; -коллективное, аналитическое обсуждение прочитанного; -краткое конспектирование новых фактов из жизни и творчества поэта по статье; -выразительное чтение учащимися 1-ой главы поэмы; -нахождение в тексте устаревших слов, замена их на современные; -анализ главы по вопросам в учебнике; -работа с иллюстрациями; -определение отношения автора к герою; -выразительное чтение учащимися 2-ой главы поэмы; - анализ главы по вопросам в учебнике; -коллективная работа: деление главы на части; -сжатый пересказ главы; - выразительное чтение учащимися 3-ей главы поэмы; - анализ главы по вопросам в учебнике; -чтение по ролям диалога Руслана и головы; -определение роли автора в произведении; своего отношения к произведению; -вступительное слово учителя об истории создания повести «Барышня-крестьянка»; -выразительное чтение по цепочке 1-ой главы 12. Выборочное чтение 1-ой части повести «Барышнякрестьянка». 13. Выразительн ое чтение 2ой части повести «Барышнякрестьянка». 14. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин». 15. Обобщающи й урок по творчеству А.С.Пушкина . 16. Жизнь и творчество М.Ю.Лермон това. повести; -нахождение в тексте устаревших слов, определение их лексического значения; -анализ главы по вопросам в учебнике; -коллективное воспроизведение прочитанного 1-ой главы; -чтение разговора Лизы и Насти по ролям; - пересказ отрывка; -выразительное чтение по цепочке 2-ой главы повести; - составление характеристики главной героини Лизы по плану; -чтение по ролям диалога отца и дочери Муромских; - пересказ отрывков из повести «Барышнякрестьянка»; - чтение и анализ отрывков из романа «Евгений Онегин»; - картины описания природы поэтом в разное время года- заучивание отрывков на выбор; - чтение наизусть стихов А.С.Пушкина - викторина по произведениям А.С.Пушкина. -воспроизведение ранее полученных знаний о Лермонтове; -чтение статьи в учебнике о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова с дополнительными комментариями учителя; -обсуждение прочитанного; -краткое конспектирование новых фактов из жизни и 17. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть стихотворени я «Тучи». 18. Выразительн ое чтение стихотворени я «Баллада». 19. Выразительн ое чтение стихотворен ия «Морская царевна». 20. Аналитическ ое чтение отрывка из поэмы «Мцыри». 21. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница ». Аналитическ ое чтение главы «Ганна». 22. Выразительн ое чтение главы «Утопленниц а». творчества поэта по статье; -сжатый пересказ биографии Лермонтова; -показательное чтение стихотворения «Тучи» учителем; -анализ стихотворения; -выразительное чтение стихотворения учащимися; - заучивание наизусть; -самостоятельное знакомство со стихотворением; -чтение стихотворения вслух; -анализ стихотворения; -работа над выразительным чтением; -знакомство со стихотворением; -анализ текста по вопросам в учебнике; -деление на смысловые части, подготовка к выразительному чтению; - выразительное чтение; -общее знакомство с поэмой «Мцыри»; -чтение и анализ отрывка; -выразительное чтение отрывка из поэмы. -вступительное слово учителя об истории создания книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»; -чтение главы «Ганна»; -анализ повести по вопросам в учебнике; -работа с иллюстрацией; -чтение диалога Левко и Ганы по ролям; -повторение прочитанной повести «Ганна»; -выразительное чтение главы повести «Утопленница»; -обсуждение прочитанного; 23. Выборочное чтение главы «Пробуждени е». -краткое воспроизведение сюжетной линии повести; -чтение и анализ главы «Пробуждение»; -пересказ отрывка; 24. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Некрасова, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -особенности лирики Некрасова; -обучающее чтение стихотворения учителем; -выразительное чтение вслух 2-3 человек по желанию; -анализ стихотворения по вопросам; -высказывание своего отношения к прочитанному стихотворению; -уточнение понятия поэмы как жанра; -выразительное чтение поэмы «Саша»; -анализ поэмы по вопросам; -своё отношение к прочитанному; - заучивание отрывка; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Фета, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -знакомство с особенностями лирики 25. Выразительн ое чтение стихотворени я «Рыцарь на час». 26. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть отрывка из поэмы «Саша». 27. А.А.Фет. Жизнь и творчество. 28. Выразительн ое чтение и анализ стихотворени й А.А.Фета. 29. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть стихотворени я «Помню я: старушка няня …» 30. А.П.Чехов. Жизнь и творчество. 31. Чтение по ролям рассказа «Злоумышле нник». 32. Деление рассказа «Пересолил» на части по плану. 33. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть стихотворени я «Нет солнца, но светлы пруды». 34. Главная Фета; -выразительное чтение стихов Фета из сборников; -обсуждение прочитанного; - выразительное чтение стихотворений А.А.Фета; - чтение и анализ стихотворения «Помню я: старушка няня …»; - заучивание наизусть стихотворения; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Чехова, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; - чтение и анализ рассказа «Злоумышленник»; - выборочное чтение по вопросам; - выразительное чтение по ролям; - знакомство с рассказом «Пересолил»; - анализ текста; - чтение по ролям отрывка; -коллективная работа: деление рассказа на части по предложенному плану; - пересказ по плану; - знакомство с поэзией И.А.Бунина; - выразительное чтение стихотворения «Нет солнца, но светлы пруды»; - заучивание наизусть; - чтение и анализ тема стихотворени я «Вечер». III. Русская литература 20 века (48ч) 35. Обобщающи й урок по теме «Русская литература 19 века». 1. М.Горький. Жизнь и Познакомить творчество. с жизнью и творчеством М.Горького, В.В.Маяковск ого, М.И.Цветаево й, К.Г.Паустовс кого, С.А.Есенина, А.Блока, М.М.Зощенко 2. Аналитическ , В.В.Набокова, ое чтение Н.А.Заболоцк «Песни о ого, соколе», В.М.Шукшин выделение а, главной М.А.Шолохов мысли. 3. П.П.Бажов а, В.В.Быкова, Е.И.Носова, «Каменный Н.М.Рубцова, цветок». Ю.И.Коваля; Знакомство со сказкой. совершенство вать навыки чтения; - развивать 4. Выборочное умения чтение сказки работать с текстом: «Каменный выделять цветок». главную мысль; 5. Пересказ отрывков из характеризова ть героев и сказки оценивать их «Каменный поступки; цветок». стихотворения «Вечер»; - выделение главной мысли стихотворения; -выразительное чтение стихотворения; - беседа по прочитанным произведениям; - работа с кроссвордом, тестом; - чтение дополнительной литературы. -вступительное слово учителя об особенностях русской литературы 20 века; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Горького, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; - чтение и анализ произведения; - выделение главной мысли; -выразительное чтение произведения; -подготовка к пересказу; -пересказ текста; - жизнь и творчество П.П.Бажова; - экскурс по произведениям писателя; - знакомство со отрывком из сказки «Каменный цветок»»; - чтение 2 отрывка сказки, беседа по содержанию; - выборочное чтение по вопросам; - чтение по ролям; - чтение и анализ 3 отрывка сказки; - выборочное чтение и пересказ фрагментов сказки; Знание основных сведений из биографии и творчества писателей 20 века. Умения анализировать прочитанный текст; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев, оценивать их поступки; пересказывать прочитанное с использованием слов и выражений, взятых из текста; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение, заучивать наизусть. 6. В.В.Маяковс кий. Жизнь и творчество. 7. Выразительн ое чтение стихотворени й В.Маяковско го. 8. Аналитическ ое чтение стихотворени я «Необычайно е приключение …». 8. М.И.Цветаев а. Жизнь и творчество. 9. Выразительн ое чтение стихотворени я «Красною кистью…». Заучивание наизусть. 10. делить текст на части, составлять план; пересказывать текст с использовани ем слов и выражений, взятых из текста; передавать эмоционально е состояние героев при чтении по ролям; - развивать внимание, образное мышление, память, связную речь, коммуникати вные способности; - воспитывать интерес к русской литературе; любовь к Родине, родному языку, родной природе; трудолюбие; уважение к людям, совершающи м благородные и героические поступки; умение дружить; сострадание. - характеристика героев; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Маяковского, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -знакомство с особенностями лирики Маяковского; -выразительное чтение стихотворений разной тематики из сборников; -обсуждение прочитанного, высказывание своего отношения; -обучающее чтение стихотворения учителем; -выразительное чтение вслух 2-3 человек по желанию; -анализ стихотворения по вопросам; -высказывание своего отношения к прочитанному стихотворению; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Цветаевой, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -знакомство с особенностями лирики Цветаевой; -обучающее чтение стихотворения учителем; -выразительное чтение стихотворения учащимися; -обсуждение, впечатление; -учить наизусть; -обучающее чтение Аналитическ ое чтение стихотворени я «Вчера». 11. К.Г.Паустовс кий. Жизнь и творчество. 12. Аналитическ ое чтение рассказа «Стекольный мастер». 13. Чтение по ролям отрывков из рассказа «Стекольный мастер». Пересказ отрывка. 14. С.А.Есенин. Жизнь и творчество. 15. Выразительн ое чтение и заучивание наизусть стихотворени я «Нивы сжаты…». 16. стихотворения учителем; -выразительное чтение вслух 2-3 человек по желанию; -анализ стихотворения по вопросам; -высказывание своего отношения к прочитанному стихотворению; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Паустовского, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -выразительное чтение рассказа «Стекольный мастер»; -анализ рассказа по вопросам; -выборочное чтение; -пересказ отрывков из рассказа несколькими учащимися; -выделение главной мысли; -чтение по ролям отрывков; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве С.А.Есенина, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; -знакомство с особенностями лирики С.А.Есенина; -выразительное чтение стихотворения «Ночь»; - анализ стихотворения; - заучивание наизусть; -обучающее чтение Выразительн ое чтение стихотворени я «Собаке Качалова». 17. Аналитическ ое чтение стихотворени я «Письмо матери». 18. Поэзия А.Блока 19. Аналитическ ое чтение стихотворени я «Россия». 20. М.М.Зощенк о «Любовь», выделение главной мысли. 21. Творчество В.В.Набокова . 22. Н.А.Заболоцк ий «Журавли», выделение главной стихотворения учителем; -выразительное чтение вслух 2-3 человек по желанию; -анализ стихотворения по вопросам; -высказывание своего отношения к прочитанному стихотворению; - обучающее чтение стихотворения учителем; - анализ стихотворения по вопросам; - выразительное чтение стихотворения; - жизнь и творчество А.Блока; - чтение и анализ стихотворения «О, весна, без конца и без краю»; - выразительное чтение стихотворения; - чтение стихов А.Блока из сборника; - анализ стихотворения «Россия»; - выразительное чтение; - жизнь и творчество М.М.Зощенко; - самостоятельное знакомство с рассказом; - анализ по вопросам; - выделение главной мысли; - чтение по ролям отрывков; - жизнь и творчество В.В.Набокова; - чтение и анализ стихов «России», «Простая песня, грусть простая»; - выразительное чтение; - заучивание наизусть понравившегося стих-я; - жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого; - чтение и анализ стихотворения «Журавли»; - выделение главной мысли. 23. Выразительн ое чтение стихотворени я «Оттепель». 24. В.М.Шукшин «Стенька Разин», аналитическо е чтение. 25. М.А.Шолох ов. Жизнь и творчество. 26. Аналитическ ое чтение рассказа «Судьба человека». 27. «Судьба человека», выборочное чтение, пересказ отрывка. 28. Изложение эпизода из рассказа по плану «Судьба человека». 29. Тема мысли произведения; - выразительное чтение; -Н.Заболоцкий. Из воспоминаний «Ранние годы»; -чтение и анализ стихотворения «Оттепель»; -подготовка к выразительному чтению стихотворения; - жизнь и творчество В.М.Шукшина; - аналитическое чтение рассказа «Стенька Разин»; Составление характеристики главного героя рассказа; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Шолохова, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; - общее знакомство с рассказом «Судьба человека»» - чтение отрывков из рассказа учащимися; - анализ текста по вопросам; - выборочное чтение по вопросам; - подготовка к пересказу, пересказ отрывка из рассказа; -прочтение текста учителем; -определение главной мысли; -выделение словарных слов; -пересказ по плану; -итоговое прочтение текста; -изложение текста; - жизнь и творчество войны в творчестве А.А.Ахмато вой. 30. Е.И.Носов. Жизнь и творчество. 31. Самостоятел ьное знакомство с рассказом «Трудный хлеб». 32. «Трудный хлеб», составление характерист ики героя. 33. Е.И.Носов «Варька», знакомство с рассказом 34. Выборочное чтение рассказа «Варька». 35. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», выразительн ое чтение. А.А.Ахматовой (презентация); -чтение стихов А.А.Ахматовой «Мужество», «Прошло пять лет», «Щели в саду вырыты»; -выразительное чтение стихотворения (на выбор); -сообщение темы урока, запись в тетрадь; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Носова, анализ статьи, пересказ, самостоятельное конспектирование статьи учащимися; - самостоятельное знакомство с рассказом; - анализ текста по вопросам; - выборочное чтение рассказа; -коллективное составление характеристики героя по предложенному плану; - запись характеристики в тетрадях; - выражение собственного отношения к герою; -коллективное чтение рассказа, беседа по вопросам; -работа с иллюстрациями в книге, презентацией; -выборочное чтение рассказа по вопросам; -характеристика героев; -пересказ отрывков; - чтение статьи о жизни и творчестве Рубцова, анализ пересказ, самостоятельное конспектирование; - чтение и анализ 36.Аналитич еское чтение стихотворен ия «Русский огонёк». 37.Выразите льное чтение и заучивание наизусть стихотворен ия «Зимняя песня». 38. Природа Урала в творчестве разных поэтов. 39. Экскурсия «Природа Урала в творчестве поэтов». 40. Ю.И.Коваль «Приключен ия Васи Куролесова» , чтение по ролям 1 главы. 41. Выборочное чтение 2 главы стихотворения; - работа с репродукцией картины И.Левитана «Озеро», сравнение сюжета; - выразительное чтение; -чтение и анализ стихотворения; -характеристика героини; - выразительное чтение стихотворения; -обучающее чтение стихотворения учителем; -выразительное чтение вслух 2-3 человек по желанию; -анализ стихотворения по вопросам; -высказывание своего отношения к произведению; - заучивание наизусть; -знакомство с творчеством уральских поэтов А.Л.Решетова, К.А.Некрасовой, Ф.И.Васильева; -выразительное чтение стихов (на выбор) -инструктаж учащихся; -экскурсия; -беседа по наблюдениям; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Коваля, анализ статьи, самостоятельное конспектирование; - знакомство с рассказом «Приключения Васи Куролесова», чтение 1 главы, анализ; - чтение по ролям отрывка; -выразительное чтение ,,2 главы рассказа «Приключения Васи Куролесова»; рассказа «Приключен ия Васи Куролесова» . 42. Аналитическ ое чтение 3,4 глав рассказа «Приключен ия Васи Куролесова» . 43. Аналитическ ое чтение 5, 6, 7 глав рассказа «Приключен ия Васи Куролесова» . 44. Ю.Казаков «Тихое утро», знакомство с рассказом. 45. Чтение по ролям отрывков из рассказа «Тихое утро». 46. Экскурсия «Герои великой победы». 47. В.Ф.Потани н «Подари мне сизаря», выборочное чтение. 48. Обобщающи й урок по -анализ рассказа по вопросам, выборочное чтение отрывков; -подготовка к пересказу; -выразительное чтение 3,4 глав рассказа «Приключения Васи Куролесова»; -анализ рассказа по вопросам; -выборочное чтение отрывков; -выразительное чтение 5,6,7 глав рассказа «Приключения Васи Куролесова»; -анализ рассказа по вопросам; -пересказ отрывков; -жизнь и творчество Ю.Казакова (презентация); -коллективное чтение рассказа, беседа по содержанию; -выборочное чтение рассказа по вопросам; -характеристика героев; -чтение по ролям отрывков из рассказа; Инструктаж учащихся. Тема и цель экскурсии. Экскурсия к памятнику ветеранам Великой Отечественной войны. -жизнь и творчество В.Ф.Потанина (презентация); -чтение и анализ рассказа; -отношение автора к главному герою рассказа; -пересказ отрывка; - беседа по содержанию прочитанных произведений; IV. Зарубежна я литература (9ч) теме «Русская литература 20 века». 1. Р.Л.Стивенс он «Вересковы й мёд», аналитическ ое чтение. Познакомить с жизнью и творчеством зарубежных писателей: Р.Л.Стивенсо на, Э.СетонТомпсона, Д.Даррелла. совершенство вать навыки 2. И.В.Гёте чтения; «Лесной умения царь», выразительн работать с текстом: ое чтение выделять главную мысль, 3. Э.Сетонопределять Томпсон. тему, «Снап», выборочное высказывать собственное чтение 1 отношение к части. героям произведения 4. Аналитическ и их поступкам, ое чтение 2 пересказывать части ; рассказа - развивать «Снап». связную речь, творческое 5. Аналитическ воображение, коммуникати ое чтение 3 вные навыки; части - воспитывать рассказа интерес к «Снап». зарубежной 6. Составление литературе, чувство плана патриотизма, рассказа любовь к «Снап», животным. пересказ. самостоятель ности мышления, - выполнение теста; - чтение дополнительной литературы; -сообщение темы урока, запись в тетрадь; - знакомство с жизнью и творчеством Стивенсона, записи в тетрадях; - чтение и анализ баллады «Вересковый мёд»; - основная идея произведения; - выразительное чтение; -жизнь и творчество И.В.Гёте; -литературная баллада; -чтение и анализ баллады; -чтение баллады по ролям; - чтение статьи о жизни и творчестве СетонаТомпсона, анализ статьи, записи в тетради; - знакомство с 1 частью рассказа «Снап»; - выборочное чтение -выразительное чтение 2 части рассказа «Снап»; -анализ рассказа по вопросам; - работа с иллюстрацией; -чтение отрывка по ролям; -выразительное чтение 3 части рассказа «Снап»; -анализ рассказа по вопросам, выборочное чтение; - пересказ отрывков; -повторение содержания рассказа; -коллективное составление плана рассказа и записывание его; -самостоятельная работа: озаглавливание частей текста по плану; Знание основных сведения из биографии и творчества Стивенсона, Э.Сетон- Томпсона, Д.Даррелла. Умения работать с текстом: выделять главную мысль, определять тему, высказывать собственное отношение к героям произведения и их поступкам, пересказывать. устной речи. 7. Д.Даррелл «Живописн ый жираф», знакомство с рассказом. 8. Составление сравнительн ой характерист ики героев по плану. 9. Обобщающи й урок по теме «Зарубежная литература». - пересказ по плану; -работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве Даррелла, анализ статьи, записи в тетради; - знакомство с рассказом; - анализ текста; -повторение темы, идеи рассказа «Живописный жираф»; - выборочное чтение по вопросам; -коллективное составление плана для характеристики героев по плану; - беседа по содержанию прочитанных произведений; - чтение и анализ дополнительной литературы. Формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Текущий контроль (освоение материала по теме) осуществляется в форме беседы, опроса, самостоятельной работы, работы с карточкой, теста проверки выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.). Итоговый контроль (проверка техники чтения) проводится три раза в год: начало учебного года, в конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки техники чтения подбираются незнакомые, но доступные по содержанию тексты. При оценке учитываются все качества чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность. знает Уровни качества образованности Отлично «5» - содержание ответа соответствует поставленному вопросу; -знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно Хорошо «4» - при ответах на вопросы и воспроизведении содержания текста допускает неточности; - недостаточно хорошо знает наизусть текст, допускает ошибки Удовлетворительно «3» - ответ на вопрос содержит ошибки, которые искажают содержание текста; - не знает наизусть части текста, допускает много ошибок понимает применяет оценивает - обнаруживает понимание текста, выделяет основную мысль произведения; - передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно - читает правильно, бегло, выразительно (допускаются ошибки при соблюдении смысловых пауз, логических ударений) - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки; - объективно оценивает свои возможности - затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос; - излагает содержание недостаточно полно и последовательно; - допускает неточности в выделении главной мысли, делении на части, озаглавливании - читает недостаточно бегло, допускает ошибки; - делает некоторые ошибки в речи - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки с помощью педагога; - оценивает свои возможности с организующей помощью педагога - не умеет объяснить материал по заданному вопросу; - затрудняется в выделении главной мысли произведения; - испытывает трудности в понимании текста; - излагает содержание неполно, непоследовательно допускает искажение смысла произведения - читает медленно с большим количеством ошибок; - затрудняется самостоятельно выполнять действия (деление на части, озаглавливание), нуждается в помощи учителя; - допускает ряд ошибок в речи - затрудняется назвать главных действующих лиц, характеризовать их поступки; - не всегда адекватно оценивает свои возможности Критерии оценивания При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их с минимальной помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно; допускают одну-три ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; Оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с максимальной помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно. Учебно-методические средства обучения Учебники: Чтение. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. – 11 издание. – М.; «Просвещение», 2018. Материально-техническое обеспечение: Ноутбук Проектор Интерактивная доска Методическое обеспечение: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006; Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007; Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.) общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014; Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.) образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013; Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2009; Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2010;