Рабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
Секретарь _____________
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________
Шляпникова Н.И.

«____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по русскому языку
для 7-а класса

Автор-составитель:
Полещикова Анна Геннадьевна

Реж, 2021
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы «Центр «Дар» обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); на основе программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В., М.
«Просвещение», 2014г.
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений,
материально-технических условий центра, ресурсных возможностей родителей, условий
региона.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной
школе. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Тренируясь в письменной речи, школьники
осваивают её различные виды, в частности оформление некоторых деловых бумаг (письмо,
заявление, автобиография, расписка, телеграмма и др.), что способствует подготовке их к
жизни.
Цель – создать условия для успешного умственного и речевого развития учащихся,
воспитания их личностных качеств.
Задачи:
 формирование у учащихся орфографических умений и навыков через овладение
грамматическими знаниями;
 уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
 развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их
мыслительной деятельности;
 воспитание нравственных качеств учащихся, уважительного отношения к русскому
языку;
Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении следующих
разделов и тем:
Ценность
Патриотизм

Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Традиционные российские
религии
Наука
Искусство и литература

7 класс
Раздел «Повторение» тема «Главные и второстепенные
члены предложения»; раздел «Части речи» темы
«Склонение имён существительных», «Имя
прилагательное».
Раздел «Части речи» тема «Значение глаголов в речи».
Раздел «Состав слова» тема «Окончание», раздел
«Части речи» тема «Глагол».
Раздел «Части речи» тема «Местоимения 2-го лица».
Раздел «Состав слова» тема «Сложные слова»; раздел
«Предложение» тема «Однородные члены
предложения».
Раздел «Части речи» тема «Согласование имён
прилагательных с существительными».
Раздел «Части речи» тема «Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных».
Раздел «Части речи» тема «Склонение имён
существительных во множественном числе»; раздел
«Предложение» тема «Однородные члены
2

Природа

Человечество

предложения».
Раздел «Состав слова» тема «Образование слов с
помощью приставок»; раздел «Части речи» темы
«Склонение имён существительных», «Личные
местоимения»; раздел «Предложение» тема «Сложное
Раздел «Части речи» тема «Склонение имён
существительных в единственном числе».

Рабочая программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание всех классов с
постепенным наращиванием сведений по каждой из тем. В начале учебного года в каждом
классе отведены часы на повторение пройденного материала, что способствует лучшему
восприятию и усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.
Основными формами и методами обучения являются: фронтальная и индивидуальная устная
работа, работа в группах (парах, тройках), практические задания, упражнения, объяснение
учителя, работа с книгой, дидактическая игра. Результаты обучения показывают, что данные
формы активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности,
ответственности, умения договариваться. Основными видами письменных работ являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, зрительные, творческие,
предупредительные, свободные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор,
комментированное письмо и др.
С помощью осваиваемого языкового материала дети учатся конструированию
текстов. Через все разделы программы проходит тема «Связная речь» (составление
связного рассказа, изложение, сочинение). Основой для выбора видов работы служит
отработанный на уроках русского языка материал и подготовительные упражнения —
ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа
с деформированным текстом и др. В учебно-тематическом планировании данные уроки
выделены «*».
В содержание программы включена работа с деловыми бумагами: объявление,
заявление, объяснительная записка, автобиография, расписка.
Результаты обучения за предыдущий учебный год показали разный уровень усвоения
учащимися программы по русскому языку. В рабочей программе предусмотрены два уровня
требований к предметному результату.
Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год.
Содержание программы предмета
Программа создана из расчёта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов.
№ п/п
Название раздела
1
Звуки и буквы (повторение)
2
Предложение (повторение)
3
Состав слова
4
Части речи
5
Предложение
6
Повторение
Звуки и буквы (повторение)
3

Кол-во часов
7
10
18
76
13
12

Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Парные звонкие и глухие
согласные. Разделительные ь и ъ знаки.
Предложение (повторение)
Распространённое и нераспространённое предложение. Связь слов в предложении.
Простое предложение с однородными членами. Обращение.
Состав слова
Корень, окончание, приставка, суффикс. Правописание гласных и согласных в корне
слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Сложные слова. Написание
сложных слов с соединительными гласными о, е.
Части речи
Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного: род,
число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных в
единственном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование
прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Правописание родовых окончаний
имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в
единственном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Местоимения
1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глагола по временам и числам. Значение
и правописание частицы не с глаголом. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Неопределённая форма глагола.
Предложение
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены в
качестве однородных. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом.
Изложение текста описательного характера.
Свободный диктант по тексту с элементами описания.
Изложение-повествование с элементами описания предмета.
Сочинение на материале уроков чтения.
Продолжение рассказа по данному началу.
Сочинение по картине с опорой на план и словосочетания.
Сочинение по картине с опорой на вступление, заключение и вопросы к основной части.
Письмо с элементами описания.
Деловое письмо: заявление, объяснительная записка.
Требование к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
 Мотивация к учебной деятельности; ценностное отношение к учебе как виду
творческой деятельности.
 Способность к проявлению отрицательного отношения к нарушениям правил
школьного взаимодействия.
 Принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
 Осознание принятия в обществе морально-нравственных норм.
 Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результат.
 Осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; способность
оценивать угрозу физического и нравственного здоровья.
4

 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим.
 Элементарные представления о различных профессиях.
 Способность к преодолению трудностей.
 Ценностное отношение к России, своему народу; элементарные представления о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга. Осознание себя
гражданином России.
 Ценностное отношение к природе; понимание активной роли человека в природе.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей.
 Представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры.
Метапредметные результаты
Познавательные действия
 Умение добывать информацию, и работать с ней.
 Умение работать по схемам, таблицам, учебным моделям.
 Умение выделять главное, делать выводы.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
 Умение устанавливать аналогии.
Регулятивные действия
 Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности.
 Умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
 Умение составлять план действий, работать по плану.
 Проявление собственной инициативы в деятельности, самостоятельности.
Коммуникативные действия
 Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию.
 Способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми.
 Умение выстраивать отношения в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень
 Писать под диктовку текст, применять правила правописания слов;
 Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 Различать части речи;
 Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
 Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
 Строить простое распространённое предложение, предложение с однородными
членами, сложное предложение;
 Писать изложение по данному плану с предварительной обработкой лексического
материала;
 Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
 Обозначать на письме звуки буквами;
 Дифференцировать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие;
 Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 Распределять слова по частям речи по вопросу и значению (с помощью учителя);
 Составлять предложения на заданную тему;
 Участвовать в составлении рассказов, обсуждении темы текста.
Календарно-тематическое планирование
5

Тема
раздела
(количест
во часов)
I Звуки и
буквы.
(повторени
е) (7ч)

Дата

Тема урока

1. Алфавит.
Гласные и
согласные
звуки и
буквы.

2. Разделитель
ные мягкий
и твёрдый
знаки в
словах.

Цель, задачи

- Обобщить знания о
звуках и буквах, об
алфавите;
- закреплять умения
проверять гласные и
согласные в корне
путём изменения
формы слова или
подбора родственных
слов;
- упражнять в
написании слов с
разделительным
мягким и твёрдым
знаком;
- развивать
фонематический слух,
связную речь,
мыслительную
деятельность;
- воспитывать любовь
к родному языку,
природе;
самостоятельность.

3. Правописан
ие
безударных
гласных в
словах.

4. Правописан
ие звонких и
глухих
согласных в
словах.

6

Форма проведения,
элементы содержания,
методические приёмы

Планируемые
результаты
освоения
программы
Устный опрос
Знание
учащихся по
алфавита,
уточнению функций и
отличие
признаков букв и
гласных и
звуков.
согласных
Алфавит.
звуков.
Расположение слов в
Умения
алфавитном порядке.
классифициров
Звукобуквенный анализ ать гласные и
слова.
согласные
Словарные слова.
звуки,
Проверка написания по обозначать их
орфографическому
на письме;
словарю.
проверять
гласные и
Словарный диктант.
Формулировка правила согласные в
корне путём
о применении
изменения
разделительного
формы слова
мягкого и твёрдого
или подбора
знаков.
Применение правила на родственных
слов;
практике.
Работа в парах: учитель сопоставлять
диктует слова с мягким написание слов
с
знаком; один ученик в
паре записывает слова с разделительны
м мягким и
Ь (с функцией
смягчения), а другой с твёрдым
знаком.
разделительным Ь.
Взаимопроверка.
Ударные и безударные
гласные.
Проверка безударных
гласных в корне.
Составление
предложений по
рисункам.
Деление текста на
части по плану.
Парные звонкие и
глухие согласные.
Выделение слова с
парным согласным,
требующим проверки.
Проверка парных
звонких и глухих
согласных.

5. Звуки и
буквы.
Закрепление
знаний.

6. Контрольная
работа по
теме «Звуки
и буквы».
7. Работа над
ошибками.

II
Предложен
ие (10ч)

1. Предложени
я
нераспростр
анённые и
распростран
ённые.

2. Однородные
члены
предложени
я.

Работа со словами
противоположными по
смыслу.
Словарный диктант.
Индивидуальная работа
по карточкам.
Разгадывание
кроссворда.
Составление
словосочетаний,
выделение изученных
орфограмм.
Диктант с
грамматическими
заданиями.
Сообщение результатов
контрольной работы.
Коллективная работа
над типичными
ошибками. Работа в
группах (упражнения
на закрепление
изученных орфограмм).
- Обобщить знания о
Повторение понятия
предложении,
«предложение»
- формировать умение (сравнение
составлять простое
предложения и набора
распространённое
отдельных слов).
предложение,
Наблюдение над
предложение с
распространёнными и
однородными
нераспространёнными
членами;
предложениями.
самостоятельно
Упражнение в разборе
ставить знаки
предложений.
препинания; делать
Упражнение в
синтаксический разбор распростра-нении
данных предложений; предложений с
- развивать внимание, помощью вопросов.
логическое мышление, Наблюдение над
связную устную и
однородными членами
письменную речь,
(работа со
коммуникативные
стихотворением,
способности
содержащим
учащихся;
однородные члены: С
- воспитывать любовь какой интонацией
к Родине и родному
читаем выделенные
языку,
слова? От какого слова
самостоятельность,
можно поставить
самоконтроль.
вопрос? Как
называются слова?
с.49).
7

Умения
строить
простое
распространён
ное
предложение,
предложение с
однородными
членами;
разбирать
предложение с
однородными
членами;
ставить знаки
препинания в
предложении с
однородными
членами.

Выделение в
предложениях
однородных членов,
определение их
синтаксической роли.
Словарная работа.
Сравнение
предложений с
однородными членами
с союзом и и без
союзов. Схемы
предложений.
Дополнение
предложений
однородными членами.
Написание
предложений
соответственно схемам.
Подбор предложений к
схемам.
Постановка знаков
препинания в
предложениях с
однородными членами.
Составление
предложений с
данными однородными
членами.
Текст. Части текста.
Основная мысль текста.
Подтверждение
основной мысли текста
фактами с помощью
рисунков и данных
слов.
Составление и
написание связного
рассказа.
Знакомство с текстом.
Определение признаков
текста.
Анализ текста.
Составление плана.
Выделение опорных
слов.
Пересказ текста.
Написание изложения.
Самопроверка.
Чтение предложений с
обращениями со
звательной интонацией.
Место обращения в

3. Распростран
ение
предложени
й
однородным
и членами.

4. Составление
предложени
йс
однородным
и членами.

5. Текст.
Подтвержде
ние
основной
мысли
текста
фактами.

6. Изложение с
элементами
описания
предмета*
(На севере)

7. Обращение.
Его место в
предложени
и.
8

предложении.
Постановка знаков
препинания в
предложениях с
обращениями.
Составление
предложений с
обращениями.
Дополнение диалога
обращениями.
Чтение диалогов по
ролям.
Составление текста,
содержащего диалог.
Постановка знаков
препинания.
Составление
предложений с
однородными членами.
Письменные ответы на
вопросы.
Исправление речевых
ошибок.
Повторение о
предложении.
Написание диктанта.
Проверка.

8. Употреблен
ие
обращения в
диалоге.

9. Закрепление
знаний по
теме
«Предложен
ие».

II Состав
слова (18ч)

10. Проверочны
й диктант по
теме
«Предложен
ие».
1. Корень.
Однокоренн
ые слова.

2. Приставка.

- Обобщить знания о
частях слова;
- формировать умения
образовывать слова с
помощью приставок и
суффиксов, выделять
части слова, связывать
слова в предложении с
помощью окончаний,
писать гласные и
согласные в
приставках,
определять корни в
сложных словах;
- закреплять умения
подбирать
однокоренные слова
для проверки
безударных гласных,
парных звонких и
глухих согласных,
непроизносимых
согласных в корне;
- развивать
9

Наблюдение над
однокоренными
словами (работа со
стихотворением,
назвать выделенные
слова, как они
называются).
Запись выделенных
слов, обозначение
корня.
Какие ещё знаете части
слова?
Выделение частей
слова.
Игра «Исключи лишнее
слово».
Упражнение в подборе
однокоренных слов.
Выделение в тексте
однокоренных слов.
Чем отличаются?
(приставкой).
Роль приставок в
словах. Определение.

Умения
образовывать
слова с
помощью
приставок и
суффиксов;
выделять части
слова;
связывать
слова в
предложении с
помощью
окончаний;
подбирать
однокоренные
слова для
проверки
безударных
гласных,
парных
звонких и
глухих
согласных,
непроизносимы

3. Суффикс.

зрительное и слуховое
восприятие, внимание,
логическое мышление,
творческое
воображение, связную
речь;
- воспитывать любовь
к природе, Родине;
аккуратность,
трудолюбие,
самостоятельность,
самоконтроль.

4. Окончание.

5. Безударные
гласные в
корне.

6. Звонкие и
глухие
согласные в
корне.

7. Правописан
ие гласных и
согласных в
корне.

10

Образование слов с
помощью приставок.
Словарная работа.
Работа с цепочкой
родственных слов:
книжка, книжечка,
книжонка, книжища.
Сравнение значений
слов. Определение.
Употребление слов с
уменьшительноласкательными
суффиксами.
Работа с текстом (на
доске). Выписать слово,
которое повторяется.
Что в нём изменилось?
(окончание)
Повторение понятия
«окончание», его роли
в предложении.
Упражнение в
установлении связи
слов с помощью
окончания с.34
Работа с парами
однокоренных слов.
Дифференциация
проверяемого и
проверочного слова.
Проверка написания
безударных гласных в
корне по алгоритму
(сомневаюсь –
проверяю – пишу).
Письмо по памяти.
Наблюдение над
словами с парными
согласными.
Выделение
проверочного слова и
слов, требующих
проверки.
Проверка написания по
алгоритму.
Словарная работа
Словарная работа.
Сопоставление правил
о написании гласных и
согласных в корне.
Комментированное
письмо.

х согласных;
различать
приставку и
предлог;
правильно
писать гласные
и согласные в
приставках;
определять
корни в
сложных
словах.

Работа с загадками.
Объяснить орфограмму
в слове-отгадке.
Образование слов с
приставками по схеме.
Наблюдение за
правописанием
приставок. Правило с.
52.
Упражнение в
правописании
приставок.
Разбор по составу слов
(подъезд, съезд,
безделье, веселье).
Наблюдение над
особенностями
написания буквы ъ.
Упражнение в
правописании
разделительного ъ.
Знакомство с видом
деловых бумаг –
объяснительной
запиской: назначение,
форма написания.
Упражнение в
составлении
объяснительной
записки.
Упражнение в
выделении приставок.
Объяснение орфограмм
в корне.
Составление диалога.
Диктант с
грамматическими
заданиями.

8. Гласные и
согласные в
приставках.

9. Разделитель
ный твёрдый
знак после
приставок.

10. Составление
объяснитель
ной записки.

11. Правописан
ия в корне и
приставке.
12. Контрольная
работа по
теме
«Состав
слова».
13. Работа над
ошибками.

Анализ работ.
Письмо слов с
аналогичными
орфограммами.
Упражнения на
закрепление темы.
Наблюдение.
Понятие «сложные
слова», правило с.58.
Объяснение значений
сложных слов.
Употребление сложных

14. Сложные
слова.

11

15. Правописан
ие сложных
слов.

16. Образование
сложных
слов.

17. Закрепление
знаний по
теме
«Состав
слова».

III Части
речи (76ч)

18. Свободный
диктант по
тексту с
элементами
описания *
(В родном
краю)
1. Различение
частей речи.

- Обобщить знания об
имени
существительном и
имени прилагательном
как части речи; их
грамматических
признаках;
2. Образование - дать понятие о
местоимении как
одних
частей речи части речи;
- формировать умения
от других.
определять лицо
3. Имя
существител местоимений,
употреблять личные
ьное.
местоимения в устной
Значение в
и письменной речи;
речи.
- расширить знания
учащихся о глаголе,
грамматических
признаках глаголов
- формировать умения
12

слов в тексте.
Правило написания
соединительной
гласной в сложных
словах.
Составление
словосочетаний со
сложными словами.
Упражнение в
образовании и запись
сложных слов с
соединительными
гласными о, е.
Составление
словосочетаний.
Разгадывание
кроссворда.
Упражнение в
объяснении орфограмм
в корне и приставке.
Разбор по составу.
Комментированное
письмо.
Знакомство с текстом.
Беседа по содержанию.
Работа с планом.
Запись текста по частям
с предварительным
анализом.
Самопроверка.
Повторение понятия
«части речи».
Различение частей речи
по значению и вопросу.
Составление
словосочетаний с
разными частями речи.
Различение частей
речи.
Образование одних
частей речи от других.
Выделение имён
существительных из
группы слов.
Повторение понятия
«имя
существительное».
Лексическое значение
имён существительных.
Упражнение в
классификации имён

Знание об
имени
существительн
ом, имени
прилагательно
м,
местоимении,
глаголе как
части речи.
Умения
выделять в
предложении
данные части
речи,
определять их
грамматически
е признаки;
правильно
писать
падежные
окончания

4. Использован
ие
существител
ьных для
сравнения
одного
предмета с
другим.
5. Род и число
существител
ьных

писать частицу не с
глаголом;
- развивать логическое
мышление, внимание,
память, связную речь,
коммуникативные
способности;
- воспитывать любовь
к Родине, родному
языку, природе;
чувство заботы о
близких, уважение к
старшим; трудолюбие;
аккуратность;
самостоятельность,
самоконтроль.

6. Различение
существител
ьных
мужского и
женского
рода с
шипящей на
конце.
7. Правописан
ие
существител
ьных с
шипящей на
конце.

8. Склонение
существител
ьных в
единственно
м числе.
Существител
ьные 1-го
склонения.

13

существительных по
значению.
Повторение об имени
существительном как
части речи.
Упражнение в
сравнении предметов,
выбор
существительного.
Грамматические
признаки имени
существительного:
одуш./неодуш.,
собств./нариц., род,
число.
Упражнение в
определении
грамматических
признаков.
Определение рода
существительных.
Наблюдение за
написанием мягкого
знака после шипящих.
Вывод.
Составление
предложений со
словосочетаниями.
Различение
существительных
мужского и женского
рода с шипящим на
конце.
Упражнение в
написании мягкого
знака после шипящих
на конце
существительных
мужского и среднего
рода.
Повторение понятия
«склонение». Названия
падежей, их
особенности.
Изменение
существительных по
вопросам выделение
окончаний.
Три склонения имён
существительных.
Выделение

имён
существительн
ых и
прилагательны
х,
согласовывать
прилагательны
ес
существительн
ыми в речи;
называть
личные
местоимения,
употреблять их
в устной и
письменной
речи;
дифференциро
вать глаголы
настоящего,
будущего и
прошедшего
времени,
единственного
и
множественног
о числа;
правильно
писать частицу
не с глаголами.

существительных 1-го
склонения.
Понятие начальной
формы
существительных.
Определение
склонения
существительных по
начальной форме.
Выделение
существительных 2-го
склонения.
Определение
склонения
существительных по
начальной форме.
Выделение из группы
слов существительных
3-го склонения.
Однокоренные слова.
Различение
существительных 1, 2,
3-го склонения.
Определение склонения
по начальной форме.
Знакомство с текстом.
Беседа по содержанию.
Составление плана
текста. Выделение и
запись опорных слов.
Устный пересказ по
плану и опорным
словам.
Самостоятельная
работа.
Самопроверка.
Выделение ударных и
безударных окончаний
существительных 1-го
склонения.
Сравнение. Выводы.

9. Определение
склонения
существител
ьных по
начальной
форме.
10. Существител
ьные 2-го
склонения.

11. Существител
ьные 3-го
склонения.
12. Различение
существител
ьных 1, 2, 3го
склонения.
13. Изложение
повествовате
льного текста
с
предваритель
ным
анализом*
(Сказки
Андерсена)
14. Ударные и
безударные
окончания
существител
ьных1-го
склонения.
15. Замена
существител
ьных с
ударным
окончанием
существител
ьными с
безударным
окончанием.

Упражнение в замене
существительных с
ударным окончанием
существительными с
безударным
окончанием.
Существительные,
близкие по значению.

14

16. Правописан
ие
безударных
падежных
окончаний
существител
ьных
1-го
склонения.
17. Ударные и
безударные
окончания
существител
ьных2-го
склонения.
18. Правописан
ие
безударных
падежных
окончаний
существител
ьных
2-го
склонения.
19. Ударные и
безударные
окончания
существител
ьных3-го
склонения.
20. Правописан
ие
безударных
падежных
окончаний
существител
ьных
3-го
склонения.
21. Установлени
е
последовател
ьности
фактов в
тексте.

Правило проверки
безударных падежных
окончаний
существительных
(проверочные слова).
Выделение из текста
имён существительных.
Восстановление текста.
Выделение ударных и
безударных окончаний
существительных 2-го
склонения.
Сравнение. Выводы.
Выделение
существительных 2-го
склонения.
Проверка безударных
окончаний
существительных 2-го
склонения.
Выделение ударных и
безударных окончаний
существительных 3-го
склонения.
Сравнение. Выводы.
Выделение
существительных 3-го
склонения.
Проверка безударных
окончаний
существительных 3-го
склонения.
Основная мысль текста.
Установление
очерёдности
следования фактов с
помощью слов:
сначала, потом,
затем, наконец.
Упражнение в
написании безударных
падежных окончаний
существительных 1,2,3го склонения.
Проверка написания.

22. Склонение
существител
ьных в
единственно
м числе.
15

Определение падежа.
Словарная работа.
Грамматические
признаки
существительного.
Диктант с
грамматическим
заданием.

23. Контрольная
работа по
теме «Имя
существител
ьное»
24. Работа над
ошибками.

Анализ ошибок.
Упражнение в
написании безударных
падежных окончаний
существительных в
единственном числе.
Заявление как вид
деловых бумаг.
Знакомство с
образцами заявлений.
Упражнение в
составлении и
оформлении заявления.
Упражнения на
закрепление темы «Имя
существительное».
Выделение в тексте
имён прилагательных.
Повторение понятия
«имя прилагательное».
Лексическое значение
имён прилагательных.
Упражнение в
классификации имён
прилагательных по
значению.
Работа с загадками
(назвать предметы по
их признакам).
Противоположные
прилагательные.
Словарная работа.
Описание предмета и
его частей (портретная
характеристика).
Сравнение предметов
по их признакам.
Выделение в тексте
имён прилагательных.
Составление
предложений по
рисункам.

25. Обучение
написанию
заявления.

26. Имя
прилагательн
ое. Значение
в речи.

27. Описание
предмета и
его частей.

28. Использован
ие
прилагательн
ых для
сравнения
предметов.
16

29. Изложение
текста
описательног
о характера *
(В лесу)

Знакомство с текстом.
Анализ текста.
Составление плана.
Опорные слова к
каждой части плана.
Устный пересказ по
плану и опорным
словам.
Запись текста.
Самопроверка.
Выделение в тексте
словосочетаний
сущ.+прил.
Постановка вопроса от
существительного к
прилагательному.
Вывод.
Составление
словосочетаний
сущ.+прил.
Наблюдение за
окончаниями
прилагательных.
Правило с.130.
Упражнения на
различение окончаний
прилагательных в ед. и
мн. числе –ее, -ие.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе.
Склонение имён
прилагательных
мужского и среднего
рода в ед. числе.
Постановка вопросов от
существительного к
прилагательному в
разных падежах.
Выделение окончаний.
Наблюдение за
окончаниями вопросов и
окончаниями
прилагательных.
Написание безударных
окончаний
прилагательных по
окончаниям вопросов.
Проверка безударных
окончаний
прилагательных

30. Словосочета
ния с
прилагательн
ыми.

31. Согласование
прилагательн
ого с
существитель
ным в роде и
числе.
32. Различение
окончаний
прилагательн
ых в
единственно
ми
множественн
ом числе.
33. Склонение
прилагательн
ых мужского
и среднего
рода.

34. Наблюдение
за
окончаниями
вопросов и
окончаниями
прилагательн
ых.
35. Правописани
е падежных
окончаний
17

прилагательн
ых мужского
и среднего
рода

ударными окончаниями
вопросов.
Согласование
прилагательных с
существительными.
Изменение имён
прилагательных
женского рода в ед.
числе по падежам.
Выделение окончаний.
Упражнение в
постановке вопросов от
существительных к
прилагательным в
разных падежах.
Выделение из текста
словосочетаний
существительного с
прилагательным.
Наблюдение за
окончаниями
прилагательных и
окончаниями вопросов.
Написание безударных
окончаний
прилагательных
женского рода по
окончаниям вопросов.
Проверка безударных
окончаний
прилагательных
ударными окончаниями
вопросов.
Составление вопросов
к предложениям.
Повторение
содержания повести
«Дети подземелья».
Составление
сравнительной
характеристики Сони и
Маруси по плану.
Запись текста.
Самопроверка.
Проверка падежных
окончаний
прилагательных
вопросами.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде, числе, падеже.

36. Склонение
прилагательн
ых женского
рода.
37. Постановка
вопросов от
существител
ьных к
прилагатель
ным в
разных
падежах.
38. Наблюдение
за
окончаниями
вопросов и
окончаниями
прилагательн
ых.
39. Правописани
е падежных
окончаний
прилагательн
ых женского
рода.
40. Сочинение
на материале
уроков
чтения *
(«Дети
подземелья»)

41. Правописани
е падежных
окончаний
прилагательн
ых в
единственно
м числе.
18

42. Закрепление
знаний по
теме «Имя
прилагательн
ое».

Грамматические
признаки имени
прилагательного.
Правописание
безударных окончаний
прилагательных.
Повторение об имени
прилагательном.
Правописание
безударных окончаний
прилагательных.
Написание диктанта.
Проверка.
Повторение знаний о
частях речи.
Наблюдение над
особенностями глагола
как части речи.
Семантические группы
глаголов.
Выделение глаголов в
речи.
Упражнение в
распознавании глаголов
среди других частей
речи.
Наблюдение над
синтаксической ролью
глаголов.
Сравнение предметов
по их действиям.
Близкие и
противоположные по
значению глаголы.
Наблюдение над
употреблением
глаголов в разных
временных формах.
Выбор глаголов в
группе однокоренных
слов.
Упражнение в
определении времени
глаголов.
Упражнение в
изменении глаголов по
временам (особое
значение глаголам
будущего времени).
Исправление недочётов
в предложениях
(изменение времени).

43. Проверочны
й диктант по
теме «Имя
прилагательн
ое».
44. Глагол.
Значение в
речи.

45. Использован
ие глаголов
для
сравнения
предметов.

46. Различение
глаголов по
временам.

47. Изменение
глаголов по
временам.

19

48. Различение
глаголов по
числам.

Наблюдение над
изменением глаголов
по числам. Вывод.
Упражнение в
распознавании числа
глаголов.
Упражнение в
изменении числа
глаголов. (Какие еще
части должны изменить
число?).
Исправление недочётов
в предложениях.
Работа с пословицами
(с.352, 3 кл).
Наблюдение за
глаголами прошедшего
времени в ед. числе в
мужском, женском и
среднем роде.
Сравнение с глаголами
настоящего и будущего
времени. Вывод.
Упражнение в
определении рода,
выделение родовых
окончаний.
Различение окончаний
женского и среднего
рода у глаголов в
прошедшем времени.
Сравнение с вопросом.
Работа с диалогом.
Употребление в речи
глаголов прошедшего
времени.
Постановка вопросов к
глаголам.
Наблюдение за
глаголами прошедшего
времени в ед. и мн.
числе.
Определение
грамматических
признаков глаголов.
Основная мысль текста.
Знакомство с
составным планом.
Соотнесение плана с
текстом.
Пересказ текста по
плану.

49. Изменение
глаголов по
числам.

50. Изменение
глаголов
прошедшего
времени по
родам

51. Окончания
глаголов
прошедшего
времени.

52. Время и
число
глаголов.

53. Составной
план текста.

20

54. Продолжени
е рассказа по
данному
началу*
(Сапог)

Чтение вступления к
тексту.
Устное продолжение
рассказа, отбор
лексического
материала.
Коллективное
составление плана.
Самостоятельная
работа.
Проверка.
Понятие о
неопределённой форме
глагола.
Постановка вопросов к
глаголам
неопределённой
формы.
Противоположные по
значению глаголы.
Окончания глаголов
неопределённой
формы.
Составление
предложений с
глаголами
неопределённой
формы.
Письменные ответы на
вопросы.
Употребление глаголов
в неопределённой
форме по вопросам.
Составление
предложений к
рисункам.
Наблюдение над
смысловой ролью
частицы не.
Использование частицы
не в значении
отрицания.
Наблюдение за
правописанием частицы
«не» с глаголами.
Подбор однокоренных
слов.

55. Неопределён
ная форма
глагола.

56. Правописани
е глаголов в
неопределён
ной форме.

57. Постановка
глаголов в
неопределён
ную форму.
58. Использован
ие частицы
«не» в
значении
отрицания.
59. Наблюдение
за
правописани
ем частицы
«не» с
глаголами.
60. Правописани
е частицы
«не» с
глаголами.

Употребление частицы
«не» в значении
отрицания.
Исправление речевых
21

недочётов.
Работа с пословицами.
Словарная работа.
Изменение глаголов по
временам и числам.
Постановка глаголов в
неопределённую
форму.
Работа с диалогом.
Повторение по теме.
Грамматические
задания по теме.

61. Глагол.
Закрепление
знаний.

62. Контрольная
работа по
теме
«Глагол».
63. Работа над
ошибками.

Анализ контрольных
работ.
Упражнения на
закрепление темы
«Глагол».
Комментированное
письмо.
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Наблюдения во время
экскурсии.
Выводы.
Домашнее задание.
Проверка д\з.
Рассматривание
репродукции картины
Ф.П.Решетникова
«Опять двойка».
Работа с текстом и
планом.
Дополнение текста
фактами по плану.
Самостоятельная
работа. Проверка.
Работа с текстом:
наблюдение за
существительными и
словами, которые их
заменяют.
Понятие
«местоимение».
Выделение в
предложениях
местоимений и
существительных, на
которые они
указывают.
Повторение о
местоимении как части

64. Экскурсия
«Природа
родного края.
Родники»
65. Сочинение
по картине
бытового
жанра*

66. Местоимение
. Личные
местоимения.

67. Значение
местоимени
22

й в речи.

речи.
Соотнесение
местоимений с
существительными.
Замена повторяющихся
существительных
местоимениями.
Наблюдение за
местоимениями 1-го
лица. Вывод.
Выделение
местоимений 1-го лица
ед. и мн. числа.
Употребление
местоимений в диалоге.
Наблюдение за
местоимениями 2-го
лица единственного и
множественного числа.
Вывод.
Работа с загадками.
Наблюдение за
местоимениями 3-го
лица ед. и мн. числа.
Вывод.
Употребление
местоимений 3-го лица
в речи.
Письменные ответы на
вопросы.
Местоимения
3-го лица ед. числа.
Подбор
существительных к
местоимениям 3-го
лица по рисунку с.208.
Определение рода
существительных.
Вывод.
Выделение
местоимений 3-го лица,
определение рода.
Определение лица и
числа местоимений.
Исключение «лишнего»
местоимения.
Изменение числа
местоимений.
Определение
грамматических
признаков
местоимений (лицо,

68. Лицо и число
местоимений
.
Местоимения
1-го лица.

69. Местоимения
2-го лица.

70. Местоимения
3-го лица.

71. Изменение
местоимений
3-го лица ед.
числа по
родам.

72. Различение
местоимений
по лицам и
числам.
73. Личные
местоимения.
Закрепление
знаний.
23

число, род).
Упражнение «Исключи
лишнее местоимение».
Выделение в тексте
местоимений и
существительных, на
которые они
указывают.
Замена
существительных
местоимениями.
Повторение.
Выполнение
грамматических
заданий по теме.

74. Закрепление
знаний по
теме
«Местоимен
ие».

75. Самостоятел
ьная работа
по теме
«Местоимен
ие».
76. Части речи.
Закрепление
знаний.

IV
Предложен
ие (13ч)

1. Простое
предложение
с
однородным
и членами.

2. Однородные
члены
предложени
я с союзами
а, но.

3. Однородные
члены
предложени
я с союзами
и, а, но.

- Обобщить знания о
простом предложении,
главных и
второстепенных
членах предложения;
- познакомить со
сложным
предложением;
- учить
дифференцировать
простое предложение
с однородными
членами и сложное
предложение;
- закреплять умения в
расстановке знаков
препинания в
предложениях с
однородными
членами, сложных
предложениях с
союзами и, а, но и без
союзов, предложениях
с обращением;
составлении данных
предложений;
- развивать связную
24

Дифференциация
частей речи.
Определение
грамматических
признаков
существительного,
прилагательного,
глагола, местоимения.
Повторение о
предложении.
Однородные члены
предложения без
союзов и с одиночным
союзом и. интонация
перечисление.
Схемы однородных
членов.
Наблюдение над
предложениями с
однородными членами
с союзами а, но.
Интонация
противопоставления.
Постановка знаков
препинания.
Составление схем.
Постановка запятых в
предложениях с
однородными членами.
Подбор предложений к
схемам.
Составление
предложений с
группами однородных
членов.

Знания о
простом и
сложном
предложении,
главных и
второстепенны
х членах
предложения.
Умения
строить
простое и
сложное
предложение,
предложение с
однородными
членами,
предложение с
обращением;
правильно
расставлять
знаки
препинания в
предложениях
с однородными
членами,
сложных
предложениях

4. Обращение.

5. Знаки
препинания
при
обращении.

устную и письменную
речь, внимание,
память, творческое
воображение,
коммуникативные
навыки;
- воспитывать любовь
к Родине, родному
языку; трудолюбие,
самостоятельность,
самоконтроль.

6. Простое
предложение
.
Закрепление
знаний.

7. Сочинение
по картине с
изображение
м пейзажа*

8. Сложное
предложение
.

9. Знаки
препинания
25

Наблюдение над
предложениями с
обращениями.
Значение обращений.
Выделение обращений
в устной и письменной
речи.
Правила оформления
предложений с
обращениями.
Схемы предложений с
обращениями.
Дополнение
предложений
обращениями.
Составление
предложений с
однородными членами,
с обращениями.
Постановка знаков
препинания в данных
предложениях.
Комментированное
письмо.
Рассматривание
репродукции картины
И. Шишкина «Утро в
сосновом лесу».
Подбор лексического
материала.
Составление плана.
Составление текста по
плану.
Самостоятельная
работа.
Проверка.
Наблюдение над
простыми и сложными
предложениями,
сравнение, вывод.
Выделение главных
членов в сложном
предложении.
Построение схемы
сложного предложения.
Составление сложных
предложений из
простых, постановка
знаков препинания
(упр.335).
Выделение частей в
сложном предложении

с союзами и, а,
но и без
союзов,
предложениях
с обращением.

в сложном
предложени
и.

10. Составление
сложных
предложений
.

11. Простое и
сложное
предложения
.

12. Контрольная
работа по
теме
«Предложен
ие».
13. Работа над
ошибками.

V
Повторени
е (12ч)

1. Состав
слова.

- Повторить и
обобщить знания по
основным разделам
программы;
- развивать логическое
2. Правописани мышление, память,
творческие
е гласных и
способности,
согласных в
коммуникативные
корне.
навыки, связную речь
3. Правописани учащихся;
е в приставке - воспитывать любовь
и интерес к русскому
и корне.
26

в устной и письменной
речи.
Распространение
частей сложного
предложения.
Постановка знаков
препинания в сложном
предложении.
Составление сложных
предложений из
простых,
объединённых общей
темой.
Постановка знаков
препинания в сложных
предложениях.
Повторение о простом
и сложном
предложениях.
Дифференциация
предложений,
соотнесение со
схемами.
Составление
предложений разных
конструкций.
Диктант с
грамматическими
заданиями.
Сообщение результатов
контрольной работы.
Коллективная работа
над типичными
ошибками. Работа в
группах (упражнения
на закрепление
изученного).
Части слова.
Разбор по составу.
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.
Проверка безударных
гласных в корне.
Правописание парных
звонких и глухих
согласных в корне.
Правописание
приставок.
Твёрдый знак после

Знание
изученных
понятий.
Умение
применять
полученные
знания по
основным
разделам
программы на
практике.

языку, родной
природе;
самостоятельность,
самоконтроль.
4. Имя
существител
ьное.
5. Имя
прилагательн
ое.
6. Глагол.

7. Местоимени
е.
8. Экскурсия
«Природа
родного края
весной».
9. Письмо с
элементами
описания *

10. Составление
деловых
бумаг.

11. Согласовани
е
прилагатель
ных с
существител
ьными в
роде, числе,
27

приставок.
Объяснение написания
гласных и согласных в
корне и приставке.
Повторение об имени
существительном.
Грамматические
признаки
существительного.
Повторение об имени
прилагательном.
Грамматические
признаки
прилагательного.
Глагол как часть речи.
Грамматические
признаки глагола.
Правописание
глаголов.
Местоимение как часть
речи.
Лицо и число
местоимений.
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Наблюдения за
природой во время
экскурсии.
Выводы.
Беседа по наблюдениям
после экскурсии.
Коллективное
составление текста
письма другу с
элементами описания
природы.
Самостоятельное
написание текста.
Составление деловых
бумаг: заявление и
объяснительная
записка.
Назначение деловых
бумаг.
Постановка вопросов
от существительного к
прилагательному.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде, числе, падеже.

падеже.
12. Составление
предложений
различных
конструкций.

Дифференциация
простых и сложных
предложений.
Составление
предложений
различных
конструкций (простых
с однородными
членами, с
обращением, сложных).

Формы и средства контроля
Для проверки уровня усвоения знаний и умений по предмету программой
предусмотрены контрольные и самостоятельные работы, проверочные диктанты по итогам
изучения основных тем. Контрольные работы проводятся в конце каждой темы в форме
диктантов, диктантов с грамматическими заданиями, грамматических заданий.
График контрольных работ
7 класс
№ п\п
1

Дата
Сентябрь

Тема
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» (вводная)

2

Октябрь

Контрольная работа по теме «Состав слова»

3

Декабрь

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

4

Март

Контрольная работа по теме «Глагол»

5

Май

Контрольная работа по теме «Предложение»

Контрольно-измерительные материалы.
7 класс
Контрольная работа №1
Тема: Звуки и буквы (вводная).
Диктант.
Рассвет в лесу.
Кончилась летняя ночь. Лёгкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву
на деревьях. Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала кукушка. Вот взошло тёплое,
летнее солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы. Усталый заяц вернулся с ночной
охоты. Много врагов у зайчишки. Гналась за зайцем хитрая лисица. Его пугал страшный
филин, и ловила разбойница-рысь. От всех врагов убежал маленький зайчик.
Задание:
1. Из последнего предложения выпиши слова с безударной гласной в корне, подбери
проверочные слова.
Контрольная работа №2
28

Тема: Состав слова.
Диктант
Снег
Короткие зимние дни были похожи один на другой. Все мечтали о снеге. И вот,
наконец, подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла небосвод. Большими
хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели люди на пушистые снежинки.
Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и наполнили воздух
тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал предметы и одевал землю. Я вошел в
дом.
Задание:
1. Найдите и выпишите 3 слова с приставками, приставки выделите.
2. Разберите по составу слова: зимние, снежинки.
Контрольная работа №3
Тема: Имя существительное.
Диктант
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день на старом
кресле. Дороги размыло.
По вечерам мы затапливали печь. Шумел огонь, его блики дрожали на бревенчатых
стенах, на портрете художника Брюллова. Гулял дождь по тесовой крыше. Ярко горели
лампы, и пел свою нехитрую песню самовар. Тишину нарушал стук в окно одинокой
берёзовой ветки.
После чая мы садились у печки и читали.
Задание:
1. Выпишите три существительных с окончаниями е-и, укажите склонение и падеж.
2. Разберите как часть речи существительное у печки.
Контрольная работа №4
Тема: Глагол.
1. Найди среди слов глаголы, задай к ним вопросы.
Молчание, молчать, молчаливый, молчит.
Напиши глаголы вместе с вопросами.
2. Определи время глаголов. Запиши их в три столбика.
п. в.
н. в.
б.в.
Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует,
заплачет, пошёл, прочитал, читает.
3. Запиши существительные с глаголом прошедшего времени. Объясни выбор
окончания.
Поле, трава, луг, листья (зеленел..)
4. Напиши глаголы в два столбика – по вопросу, на который они отвечают.
Что делать?
Что сделать?
Шить, прыгать, прыгнуть, сшить, кричать, крикнуть, поверить, верить, учить, выучить,
прилетать, прилететь.
5. Запиши пословицы. Вставь, где нужно, частицу «не».
Ссора до добра доведёт.
Работа сердце веселит.
Правда в огне горит и в воде тонет.
6. Найди речевые ошибки и исправь их.
Упадёт луч солнца на траву, вспыхнула трава изумрудом и жемчугом.
Кое-где на липах висит последние золотые листья.

29

Контрольная работа №5
Тема: Предложение.
Диктант
Весна идёт без остановки. Растаял снег, бежит вода по улицам. Растёт молодая зелёная
травка. У нашего воробья появилась подружка. Вместе они шныряют по двору. Тут съедят
крошку, там добудут зёрнышко. Они собирают разные редкости. В саду на лужайке схватили
прошлогоднюю травинку. Около конюшни зацепили конский волос. Из кучи сора вытащили
бумажку. Всё это они тащат в укромный уголок и делают гнездо. Пройдёт время, и в гнезде
запищат крохотные птенцы.
Задание:
1. В последнем предложении подчеркните главные и второстепенные члены, обозначьте
части речи.
2. Разберите по составу слова: зёрнышко, подружка, запищат.

оценивает

применяет

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу;
-знает грамматические
понятия соответственно
программе

Хорошо
«4»
- при воспроизведении
понятий и терминов
допускает неточности;
- знает основные
грамматические понятия

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос
содержит ошибки или
большое количество
неточностей, искажающих
содержание ответа;
- обнаруживает знание
некоторых положений
данной темы
- обнаруживает понимание - затрудняется
- не умеет самостоятельно
учебного материала;
самостоятельно дать точный объяснить материал по
заданному вопросу;
- может сформулировать
ответ на поставленный
ответ, привести примеры
вопрос;
- затрудняется подтвердить
правила примерами
- излагает материал
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности в
подтверждении правил
примерами
- применяет изученные
- умеет последовательно
- затрудняется
орфографические правила
выполнять действие по
самостоятельно выполнять
на практике;
алгоритму;
действия, нуждается в
- употребляет в речи
- делает некоторые ошибки помощи учителя;
изученные
в речи
- допускает ряд ошибок в
грамматические понятия
речи
- объективно оценивает свои - оценивает свои
- не всегда адекватно
возможности;
возможности с
оценивает свои
организующей
помощью
возможности;
- определяет качество
педагога;
выполненной работы
- исправляет недостатки с
помощью педагога
- определяет качество со
стимулирующей
организующей помощью
педагога
30









Критерии оценивания
1. При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с
текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при
помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной помощи учителя.
2. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 и более ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание
слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же
слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок
или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5
ошибок или не справляется с одним из заданий.
Учебно-методические средства обучения

Учебники:
31

Якубовская Э.В. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская,
Н.Г. Галунчикова. – 4-е издание. – М.; «Просвещение», 2021.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида» - М. «Просвещение», 2004.
Лободина Н.В. Русский язык 3-4 классы. Тренинговые карточки с упражнениями и
заданиями, контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2007.
Фролова Л.А. Русский язык. Тесты 3 класс. – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2007.
Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для начальной
школы: Пословицы и поговорки. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Местоимение и наречие. – М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Круковер В.И. Шелестова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку + игровой
материал. – М.: ВАКО, 2004.
Зикеев А. Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка» ч.1, ч.2, ч.З, ч.4 - М.
Владос, 2003.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы. Коррекционное обучение.
– Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8
вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по русскому языку.
Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2007.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
Части 2, 3; Москва «Владос», 2010.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и
чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
Родина И.О. Творческие работы по русскому языку. 4 класс. Ростов-на-Дону «Феникс»,
2010.
Сычева Г.Н. лучшие упражнения по русскому языку: 3 класс: учебное пособие. – Изд. 2-е.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
Таблицы по русскому языку:
 Разбор слова по составу
 Падежи
 Звуки и буквы \ Имя существительное
 Однородные члены предложения \ Разделительный мягкий знак
 Безударные личные окончания глаголов \ Морфологический разбор имени
существительного
 Разбор слова по составу \ Морфологический разбор имени прилагательного
 Словосочетание \ Морфологический разбор глагола
 Время глагола \ Фонетический разбор слова
 Личные местоимения \ Первое склонение имён существительных
Демонстрационный материал по русскому языку «Части речи».
Опорные таблицы по русскому языку по темам:
32






Звуки и буквы
Состав слова
Части речи
Предложение

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».