23.05.2023
Развитие
туризма и краеведения в Центре «Дар»
Центр «Дар» - школа специализированная,
поэтому тут учатся дети с ослабленным здоровьем. Однако это не повод лишать
воспитанников общения с природой родного края, решили учителя Центра более 20
лет назад, и начали работу по организации туристического движения в школе.
Ребята с желанием откликнулись на призыв, и первые походы по ознакомлению с
достопримечательными местами района были совершены в 2001 году.
В дальнейшем было решено перейти на
многодневные походы, связанные с преодолением более серьезных трудностей. А
потом, наравне с летними походами, начались и зимние, что требовало от туристов
еще большей выносливости, а от руководства учреждения приобретения специального
оборудования и инвентаря.
В 2004 году турклуб Центра был приглашен
на соревнования по водным видам туризма (катамараны, байдарки, каяки) на
р.Пышму (ст.Березит) по случаю Открытия водного сезона. Так как к этому времени
в школе уже сформировалась группа ребят, способных преодолевать физические и
бытовые трудности в походах, команда удачно выступила на первых таких
соревнованиях и в последующие годы была постоянным участником Открытия водного
сезона, при этом, как правило, не выходила из тройки призеров, соревнуясь с
учащимися общеобразовательных школ и группами студентов Свердловской области.
Увлечение водным туризмом привело к
организации сплавов по р.Реж, а это оказалось интересным и полезным занятием,
которое привело к более широком знакомству и с родным краем, и с особенностями данного
вида туризма, и с его любителями из других школ.
Неудивительно, что, встречаясь с
выпускниками Центра, в первую очередь слышишь вопрос о работе турклуба, а потом
начинаются воспоминания о бывших походах и соревнованиях. Приходишь к мысли,
что туристическая работа среди детей с особенностями здоровья – это нужное,
полезное дело: тут и укрепление здоровья детей, и повышение выносливости, и
привитие простейших бытовых навыков, и знакомство с правилами поведения на
природе, и отработка способности действовать в экстремальных ситуациях, и,
наконец, отвлечение от негативного влияния «улицы». Поэтому есть надежда, что
эта работа не утратит своей актуальности в учреждении.
В 2017 году, во время одного из походов,
учащиеся Центра познакомились с музеем школы с.Глинское, и на совещании
учителей была выдвинута идея создания собственного школьного музея. Было
выбрано направление этнографии (знакомство с бытом и деятельностью населения
края конца 19 - начала 20 в.). К этой работе подключился весь коллектив
учителей и учащихся учреждения: потоком поступают старинные вещи, предметы быт,
книги тех времен. Для систематизации музейных экспонатов в одном из помещений
здания начали оформлять крестьянское жилище тех времен.
Официальное открытие музея состоялось
осенью 2017 года. Это подтверждено Паспортом музея и другой необходимой
документацией. На сегодняшний день собрано более 300 предметов быта тех далеких
времен. В праздничные дни на стеллажах музея оформляются выставки, связанные со
знаменательными датами. Проводятся экскурсии по музею, открытые уроки и другие
мероприятия. Особый интерес у посетителей вызывает раздел, посвященный ВОВ, в
котором собраны материалы о родственниках учителей – участниках ВОВ: документы
о пройденном боевом пути, подлинные письма с фронта. Здесь же находит отражение
и информация о ходе СВО: оказалось, что прошлое и настоящее очень тесно
связаны. Увлекают детей и тематические выставки, которые готовят учителя, такие
как «Женщины и война», «История предметов музея» и др. Но работа по пополнению
музея продолжается, и новые экспонаты будут занимать свое место на этом
островке истории и заставлять задуматься о людях, которым они принадлежали.
Так, от турпоходов, сначала летних,
потом зимних, а впоследствии и водных, учителя и воспитанники Центра пришли к
созданию музея, и оказалось, что туризм и краеведение тесно связаны, потому что
обеспечивают воспитание патриотизма, так необходимого в наше время, не на словах, а на деле: через изучение
истории и настоящего родного края прививается любовь к малой родине, доброе
отношение ко всему живому, осознание важности защиты природы от некоторых
представителей человечества.