Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные
основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа
по двигательному развитию 3 «В» класса
(АООП 2 вариант)
на 2025-2026уч. год
Составитель:
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика»
В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ТМНР, что может
способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так
и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца.
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности учащихся с ТМНР в процессе
восприятия музыки.
Общие задачи коррекционного курса «Ритмика»:
-
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
-
развитие выразительности движений и самовыражения;
-
развитие мобильности;
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному
воздействию музыки и движения;
-
развитие общей и речевой моторики;
-
развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. Общая характеристика и коррекционноразвивающее значение курса «Ритмика»
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» является необходимым, потому что типичная для детей
эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как
моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к
музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии),
усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память,
эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной
регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя
определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты
(последовательность движений). Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень ориентировки в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память,
способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Музыкальные произведения
подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений
подбирается в зависимости от состава учащихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.
К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика» относят:
восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух
громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух
двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в
колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное
размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном
направлении, разными видами шага; повороты);
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений,
упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах
(погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами
занимательности, соревнования); - танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев); - упражнения с детскими музыкальными
инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан,
румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
декламация песен под музыку (выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление
педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения
(плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).
3 класс ( 34 часа)
№
Тема урока
Кол-во
часов
1
2
3
4
5
Ритмико-гимнастические упражнения (7ч)
Основные движения под музыку 3/4.Ходьба, прыжки, подскоки.
Изменение темпа и характера движения.
Координация движений рук и ног на внимание.
Ходьба и бег с перестроениями на ходу, с изменением темпа движения.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений с предметами и без них.
1
1
1
1
1
6
Выполнение упражнений с мячом под музыку: бросание, катание, передача.
1
7
Выполнение упражнений со скакалкой под музыку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами(3ч)
1
8
Повторение заданного ритмического рисунка на погремушках, ложках, бубне.
1
9
10
Передача сильных и слабых долей в произведениях с использованием
Исполнение простых произведений на ложках, погремушках.
1
1
11
12
13
14
15
16
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку(7ч)
Свободные движения под музыку различного характера.
Акценты и паузы в движении и их использование.
Игры под музыку, игры с пением.
Инсценирование русских народных песен.
Подражательные движения.
Упражнения в отсроченном движении под музыку двухголосного канона.
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
Упражнения в отсроченном движении под музыку трёхголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения(17ч)
Танцевальные движения, изученные во 2 классе.
Закрепление танцевальных движений, изученных во 2 классе.
Простые танцевальные движения: простой шаг, бег на полупальцах, притопы.
21
22
23
24
25
26
27
28
Танцевальные движения: подскоки, кружения.
Приставной и переменный шаг вперёд, в сторону, назад.
Шаг вальса прямой и с поворотом.
Выполнение танцевальных движений парами.
Выполнение движений с выставлением ноги на пятку вперед -в сторону.
Поочерёдное выставление ноги на носок и на пятку.
Разучивание элементов русских народных танцев.
Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
29
30
Знакомство с новыми элементами танца и движениями: ковырялочка.
Разнообразные сочетания отработанных шагов с движениями рук и хлопков.
31 Основные шаги танца «Кадриль».
32 Разучивание танца «Кадриль».
33 Отработка танца «Кадриль».
34 Повторение изученного в 3 классе.
Итого
1
1
1
1
1
1
34
Материально техническое обеспечение и литература
Гриненко М. Ф. «Целебная сила движений».
Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой,
Санкт-Петербург, 2011.
Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», под редакцией
И. М. Бгажнокова, Москва, 2012.