Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г
Рабочая программа по русскому языку (ЧФУ) для
обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями
интеллекта
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с нарушениями интеллекта одобрено Министерством
Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с нарушениями
интеллекта ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ
СО «Центр «Дар»
Цель обучения: выработать элементарные навыки
грамотного письма. Задачи обучения: Совершенствовать графические навыки.
-закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов;
-уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков;
-упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов;
-закрепить умения писать слова с твёрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными,
слова с разделительным Ь.
-познакомить с правилом написания гласных после шипящих
-формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и
восклицательного знаков.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана.
На изучение учебного предмета по учебному плану в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34
часа в год.
Содержание учебного предмета
Раздел
1.Повторение
Дидактические единицы
Выделение предложения из текста по заданию учителя.
Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа
с незаконченным предложением (возможность закончить
предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной
форме).
Самостоятельное составление предложений на основе картинок,
темы, собственного опыта. Графическая схема составленных
предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и
записи..
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с
соответствующей интонацией. Определение количества предложений
в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам.
Коррекционная работа
Упражнения
на
нахождение
и
исправление
ошибок
Описание предметов по
плану
Использование
картинного материала
Этические беседы
2. Звуки и буквы Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные.
Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание
гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной
гласной изменением формы слова. Объяснение написания
безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в
произношении. Обозначение
мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине
слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на
таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в
умении слышать, правильно произносить и записывать слова с
разделительнымь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих
согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на
конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой
на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение
орфограммы с опорой на таблицу.
3.Слово
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам в предложении.
Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа:
рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом,
рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков
предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия
признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал,
вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Упражнения по поиску
сходств и различий при
сравнении изображений
Упражнения
«Исключи
лишнее» Игровые
упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая
гимнастика с
речевым
сопровождением
Слуховые диктанты
Упражнения на
нахождение и
исправление ошибок
Описание предметов по
плану
Использование
картинного материала
Этические беседы
Психологический настрой
4.Предложение
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,
злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета.
Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов
одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец,
красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий. Имена
собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в
названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего
адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами.
Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении
словосочетаний с заданным словом и предлогом. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных
слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье,
квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия,
спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации
конца при выделении каждого предложения. Оформление
предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце).
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок
слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с
деформированным предложением
(слова даны в начальной форме с ударными окончаниями).
Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные,
Создание «ситуации
успеха» Проблемные
ситуации
Работа с бланками
(рефлексия) Работа с
перфокартами
Использование
сигнальных карточек,
схем Упражнения на
тренировку
произвольного внимания,
запоминания
Упражнения «Подбери
слово»
Игровые
упражнения
5.Повторение
вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос
собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и
точность интонирования реплик диалога при его чтении.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один
вопрос.
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика
с речевым
сопровождением
Слуховые диктанты
Звуки и буквы.
Слова, обозначающие предмет, действие, признак.
Предложение, составление и дополнение
Предлоги в предложении
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика
с речевым
сопровождением
Слуховые диктанты
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-будут различать звуки и буквы;
-будут различать гласные и согласные звуки и буквы;
-будут давать характеристику гласных и согласных
звуков с опорой на образец и опорную схему; Расширение представлений о праздниках: личных и
государственных, связанных с историей страны; Закрепление представлений о различных социальных
ролях: собственных и окружающих людей;
-Закрепление соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного
поведения;
-Закрепление навыков коммуникации и умений
использовать принятые нормы социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов
начального обучения);
-Закрепление социально-бытовых навыков,
используемых в повседневной жизни (в рамках
предметных результатов начального обучения). научатся списывать с рукописного и печатного текста
целыми словами с орфографическим проговариванием; научатся записывать под диктовку текст, включающего
слова с изученными орфограммами (30-35 слов); научатся дифференциации и подбору слов различных
категорий по вопросу и грамматическому значению
(название предметов, действий и признаков предметов); научатся составлению и распространению предложений,
установлению
связи между словами с помощью учителя, постановке
ударные и
безударные согласные звуки; дифференцировать согласные
по звонкости- глухости, твёрдости-мягкости;
-Будет возможность культурно общаться в различных
ситуациях;
-Научатся преодолевать собственные трудности -Будет
возможность выстраивать свои отношения на основе
уважения в процессе совместной работы -Научатся
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; научатся делению слов на слоги для переноса; научатся списыванию по слогам и целыми словами с
рукописного и печатного текста с орфографическим
проговариванием;
-научатся записывать под диктовку слова и короткие
предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами; научатся обозначению мягкости и твёрдости согласных
звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после
предварительной отработки);
-научатся
дифференцировать и
подбирать слова,
обозначающие предметы, действия, признаки;
-научатся составлению предложений, восстановлению в
них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию
сюжетных картинок;
-научатся выделять из текста предложения на заданную
тему;
знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак); научатся делить текст на предложения;
-научатся определять темы текста (о чём идет речь),
выбирать заголовка из нескольких, подходящего по
смыслу;
-будут самостоятельно записывать 3-4 предложения из
составленного текста после его анализа.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-формирование целостного, социально ориентированного -будет положительная мотивация и познавательный
взгляда на мир в его органичном единстве природной и
интерес к изучению курса русского языка;
социальной частей;
-появится осознание языка как основного средства
-формирование уважительного отношения к иному
общения людей;
мнению, истории и культуре других народов; - будет возможность договариваться и приходить к общему
развитие адекватных представлений о собственных
решению;
возможностях, о насущно необходимом
-научатся оказывать в сотрудничестве необходимую
жизнеобеспечении;
помощь;
-овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема
Кол-во часов
Дата
1.Предложение. Выделение его из текста
2.Предложение и его схема. Распространение предложений
3.Составление предложений по сюжетной картинке
4.Алфавит. Расположение слов
по алфавиту.
5.Одинаковое написание
гласных в ударной и безударной позиции
6.Правила проверки безударных гласных в слове
7.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
8.Буква мягкий знак (ь) на конце слова.
9.Написание жи-ши, ча-ща, чу- щу в словах. Активизация словаря по теме
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.Различение правил правописания в словах
11.Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я
12.Упражнения в правописании слов с разделительным мягким знаком
13.Разделительный мягкий знак.
14.Наблюдение за парными согласными на конце слова
15.Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова
16.Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных
17.Правила правописания в слове.
18.Название предметов. Различение их по вопросам кто? Что?
19.Различение названий предметов по вопросам кому? Чему?
20.Выделение названий предметов в предложении
21.Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Закрепление
22.Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой?
Какая? Какое? Какие?
23.Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал,
вкус предмета
24.Различение названий предметов, действий, признаков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.Постановка вопросов к словам в предложении
26.Распространение предложений словами, обозначающими признаки
предмета
27.Распространение предложений словами, обозначающими признаки
предмета, по вопросам
28.Предлог из со словами
29.Предлог до со словами
30.Выделение предложения из текста
31.Порядок слов в предложении.
32.Связь слов в предложении. Закрепление
33.Различение предложений по интонации.
34.Правописание гласных и согласных в слове
Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1