Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по математике (ЧФУ)
для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель:
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями
интеллекта
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с нарушениями интеллекта одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с нарушениями
интеллекта ГБОУ СО
«Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающихся, социальная
реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном
обществе Задачи обучения:
-развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. формирование знания таблицы умножения и деления.
- совершенствование умения решать задачи.
-закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры.
-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
-формирование
положительных качеств
личности, в
частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика».
На изучение учебного предмета «Математика» по учебному
плану в 4 классе отводится 1 часа в неделю, 34
учебных недели, 34 часа в год.
2
Содержание рабочей программы
Раздел
Сотня.
Нумерац
ия.
Повторение
Арифметичес
кие действия
Дидактические единицы
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9 в
пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
Решение простых задач на нахождение суммы и разности
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов устных вычислений (с записью
примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через
разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений
(с записью примера в столбик).
Коррекционная работа
Коррекция логического
мышления на основе приема
систематизации
(упорядочивание объектов по
количественному признаку).
«Продолжи
ряд
чисел»
Упражнения
«Назови
повторяющееся
число»,
«Расставь числа по порядку,
начиная
с
наименьшего
(наибольшего)
числа»
Коррекция
внимания
и
зрительного восприятия на
основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания
(устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Игра-соревнование «Берем
цифры, составляем числа»
Коррекция памяти, мышления.
«Дополни до указанного
числа» Развитие памяти,
внимания, мышления на
основе упражнения «Считай».
3
Способы проверки правильности выполнения вычислений при
сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений
приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения
перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания
обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное
свойство умножения.
Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и
деления. Умножение 1, 0,
10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы
проверки правильности выполнения вычислений при умножении и
делении чисел (на основе использования таблиц умножения и
деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и
деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной
совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной.
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка
правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента
сложения.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Название компонентов и результатов сложения и вычитания в
речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём
Коррекция внимания,
зрительной памяти. «Что
изменилось?»
Коррекция внимания и
зрительного восприятия на
основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция внимания,
зрительного восприятия,
памяти. «Какой пример
решен?»
Коррекция
развитие
правильной
математической речи,
логического
мышления, Коррекция
внимания
(устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
4
разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание
однозначных чисел из двузначных путём разложения вычитаемого
слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
5
порядку» Коррекция развитие
правильной математической
речи, логического мышления,
Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение: Развитие и коррекция
Единицы
пространственного мышления
измерения и их 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с
выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 (анализа,
сравнения,
соотношения
см 5 мм).
классификации) в процессе
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя
практической деятельности
способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого).
Коррекция
временных
Двойное обозначение времени.
представлений,
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами пространственных
стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при
представлений.
измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости,
«Назови меры времени по
времени.
6
Арифметичес
кие задачи
Геометричес
кий
материал
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в
…»). Простые арифметические задачи на нахождение цены,
количества на основе зависимости между ценой, количеством,
стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного
слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в
миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые
линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая.
Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка,
равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее
отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон
прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые
стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны
прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур
(пересечение, точки пересечения). Моделирование
взаимного положения геометрических фигур на
плоскости.
Построение
пересекающихся,
непересекающихся геометрических фигур.
Коррекция мышления, связной
речи на основе решения задач
с недостающими данными.
Коррекция
и
развитие
эмоционально- волевой сферы,
навыков самоконтроля.
Коррекция и развитие
зрительного
восприятия,
пространственных
представлений.
«Геометрические рыбки»
Коррекция и развитие
геометрических
представлений;
познавательных процессов:
произвольного внимания,
образной памяти; приемов
умственной деятельности:
анализ, синтез, сравнение,
классификация.
«Путешествие в мир звезд»
Коррекция внимания
(устойчивость).
«Найди и исправь ошибки»
Коррекция внимания и
зрительного восприятия на
основе счета по таблице
«Шульте».
Коррекция
и
развитие
эмоционально- волевой сферы,
навыков самоконтроля.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Повторение
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий
при решении примеров; чётные нечётные, однозначные
- двузначные числа;
Таблица умножения и деления
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц; Решение простых и составных задач.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
знание числового ряда 1-100 в прямом
- откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием
порядке;
счетного материала;
откладывание любых чисел в пределах 100
- понимание смысла арифметических действий сложения и
на счётах
вычитания умножения и деления;
знание порядка действий в примерах в два
- выполнение устных и письменных действия сложения и
арифметических действия;
вычитания чисел в пределах 100;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических
выполнение устных и письменных
действия;
действий сложения и вычитания чисел в
- пользование календарем для установления порядка месяцев в
пределах 100; - понимание смысла
году;
арифметических действий сложения и
- определение времени по часам (одним способом);
вычитания, умножения и деления;
выполнение решения простых
-знание и применение переместительного свойства сложения и
арифметических задач на нахождение цены,
умножения
количества на основе знания зависимости
–
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа между ценой, количеством, стоимостью;
10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления
составление задач на нахождение цены,
на 1, на 10;
количества (с помощью учителя); –
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование пользование календарем для установления
таблицами умножения на печатной основе для нахождения
порядка месяцев в году;
- определение времени по часам (одним
произведения и частного;
способом).
–
понимание смысла математических отношений «больше в
- знание таблицы умножения однозначных чисел
…», «меньше в …»; умение осуществлять в практическом плане
до 5 (до 20);
увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной
–
умение выполнить измерение длины
совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с
отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью
данной, с отражением выполненных операций в математической
числа, полученного при измерении двумя
записи (составлении числового выражения); выполнение
мерами; умение построить отрезок заданной
увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
длины (в миллиметрах, в сантиметрах и
–
знание порядка действий в числовых выражениях
миллиметрах) (с помощью учителя);
(примерах) без скобок в два арифметических действия,
–
различение замкнутых, незамкнутых
содержащих умножение и деление;
кривых, ломаных линий; вычисление длины
–
использование в собственной речи названий компонентов и
результатов умножения и деления.
ломаной;
–
составление краткой записи, выполнение решения составной –построение прямоугольника (квадрата) с
арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание,
помощью чертежного треугольника на
умножение, деление) на основе моделирования содержания
нелинованной бумаге (с помощью учителя).
задачи.
–
умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах
и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении
двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в
миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах);
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
вычисление длины ломаной;
–знание названий сторон прямоугольника (квадрата);
построение прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- узнавание, называние, построение, моделирование взаимного
положения двух геометрических фигур; нахождение точки
пересечения.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
-появится положительное отношение и интерес к
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
изучению математики;
друга;
-научатся признавать собственные ошибки. -способность к осмыслению социального окружения, своего места будет возможность участвовать в обсуждении
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
совместной работы; научатся задавать
социальных ролей; положительное отношение к окружающей
вопросы с целью получения информации;
действительности;
научатся обращаться за помощью и
-готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому принимать помощь;
ее восприятию; целостный,
-социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о этических нормах и правилах
поведения в современном обществе; готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.
Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема
Кол-во часов
1.Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду.
1
Получение следующего, предыдущего чисел.
2.Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения
1
величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин.
3.Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.
1
4.Сложение двузначных чисел (54 + 21).
1
5.Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24).
1
6.Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга.
1
7.Простые арифметические задачи
на нахождение произведения.
1
Решение задач на основе иллюстрирования содержания задачи.
8.Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических
1
действия (сложение, вычитание, умножение).
9.Таблица деления на 2.Числа четные и нечетные.
1
10.Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами
1
устных вычислений.
11.Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4, 6 в
1
пределах 100.
12.Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние.
1
Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных.
13.Переместительное свойство умножения.
1
14.Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства
1
умножения с использованием таблиц умножения.
15.Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы
1
умножения числа 4.
Дата
16.Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
17.Решение примеров на все арифметические действия.
18.Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100.
19.Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой.
20.Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100.
21.Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …».
22.Решение составных арифметических задач.
23.Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100.
24.Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
25.Составление и решение простых арифметических задач, содержащих
отношения «меньше в…», «больше в…».
26.Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100.
27.Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе
зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
28.Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный
прием) вида: 45-13.
29.Сложение двузначных чисел (письменный прием), получение 0 в разряде
единиц (36+24).
30.Геометрическая фигура: прямоугольник.
31.Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур
32.Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении
стоимости.
33.Взаимное положение на плоскости геометрических фигур: узнавание,
называние, моделирование.
34.Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х».
Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1