Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа
по рисованию для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
на 2025-2026 уч. год
Составитель:
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями интеллекта
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с нарушениями интеллекта одобрено Министерством Просвещения
РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО
«Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель: создание условий для коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве. Задачи:
-вырабатывать способность размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения
несложных предметов;
-учить рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, квадрате, круге с применением осевой линии;
-учить различать и правильно называть цвета, подбирать их, соблюдая
ритмическую основу узора - развитие зрительного восприятия картины,
внимания
-воспитывать любознательность, интерес к произведениям изобразительного искусства.
Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
На изучение учебного предмета по учебному плану в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год.
Содержание учебного материала
Раздел
1. Обучение композиционной
деятельности
Кол-во
часов
16
Дидактические единицы
Коррекционная работа
Совершенствование умений передавать глубину пространства:
уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с
расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних
предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний,
средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным
пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов
деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших
маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции
с использованием симметричного расположения ее частей (эле
ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной
плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом
центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения
(избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу
с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и
.т.п.).
Развитие памяти, внимания
Использование картинного
материала
Упражнения на нахождение и
исправление ошибок
Упражнение «Исключи лишнее»
Описание предметов по картинному
плану
2. Развитие у учащихся 18
умений
воспринимать
и
изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая
последовательность изображения от общей формы к деталям.
(Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа
изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы
учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в
движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и
рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и
части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа
корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в
природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной
симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные
формы растительного мира).
Рисование на тему. Изображение явлений окружающей жизни и
иллюстрирование отрывков из литературных произведений
Изображение по представлению отдельные предметы, наиболее
простые по форме и окраске.
Красота природы в разное время года.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, парная.
Этические беседы
Упражнения по ориентации в схеме
собственного тела
Выполнение упражнений с
закрытыми глазами «Что я видел
летом?»
Развитие эстетического восприятия
объектов и явлений окружающей
действительности, понимания
красоты
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-познакомятся с названиями некоторых народных и национальных -будет возможность усвоить элементарные правила передачи формы
промыслов (Хохлома и др.);
предмета и др.;
-будут знать основные особенности некоторых материалов, используемых в -будет возможность закрепить выразительные средства изобразительного
искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
рисовании;
-научатся пользоваться материалами для рисования;
-будут знать выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», -будут знать названия предметов, подлежащих рисованию;
«пятно», «цвет», объём и др.;
-научатся организации рабочего места;
-познакомятся с правилами построения орнамента и др.; -научатся
-будут рисовать по образцу;
оценивать результаты собственной изобразительной
-будут применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными
деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на красками с целью передачи фактуры предмета;
образец);
-будет возможность научится ориентироваться в пространстве листа;
-будет возможность научиться рисованию с натуры и по памяти после
размещении изображения одного или группы предметов в соответствии с
предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств
параметрами изобразительной поверхности; -научатся передавать цвета
изображаемого объекта;
изображаемого объекта
- научатся рисовать по воображению
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
осознание себя как гражданина России; формирование чувства Будет сформировано положительное отношение и интерес к
гордости за свою Родину;
рисованию - Будет возможность повторить основные правила поведения на
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и уроках рисования;
культуре других народов;
Будут проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий,
сформированность адекватных представлений о собственных поручений;
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Возможность понимание личной ответственности за свои поступки
овладение начальными навыками адаптации в динамично на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
изменяющемся и развивающемся мире;
современном обществе;
владение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление
готовности к самостоятельной жизни.
Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема
Кол-во часов
1 четверть
1.Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием.
2.Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о
художниках и их картинах.
3.Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка
4.Листья осенью. Рисование.
5.Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.
6.Веточка с листьями в тени. Рисование.
7.Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.
8.Рассматривание картин художников.
2 четверть
1
1
9.Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование.
10.Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: близко, подальше, далеко. Рисование.
11.Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит
перед елью и загораживает её.
12.Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт.
13.Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
14.Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.
15.Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
16.Нарисуй свой автопортрет.
17.Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.
18.Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.
19.Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря. Рисование.
20.Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.
21.Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
22.Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.
23.Нарисуй море. Рисование.
24.Беседа. Художник и скульпторы.
25.Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.
26.Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
27.Насекомые. Стрекоза. Лепка.
28.Насекомые стрекоза. Рисование.
29.Беседа. Народное искусство. Гжель.
30.Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда).
31.Беседа. Улица города. Люди на улице города.
32.Рисунок по описанию. Улица города.
33.Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
34.Нарисуй венок из цветов и колосьев.
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел, тема
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
Обучение композиционной
- будет возможность
- будут знать основные
Обучение композиционной деятельности – 16 ч
усвоить элементарные
особенности некоторых
1.Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная деятельности.
правила передачи формы
материалов, используемых в
Совершенствование умений
аппликация с дорисовыванием.
предмета и др.; -будет
рисовании;
2.Что изображают художники? Как они изображают? Что передавать глубину
возможность закрепить
-будут знать выразительные
они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их пространства посредством:
средства изобразительного
выразительные средства
уменьшения величины
картинах.
искусства: «изобразительная
изобразительного
удалённых
предметов
по
3.Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры).
поверхность», «точка»,
искусства:
«точка»,
сравнению
с
расположенными
Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка.
«линия», «штриховка»,
«линия», «штриховка»,
вблизи от наблюдателя;
4.Листья осенью. Рисование.
«контур», «пятно», «цвет»,
загораживания одних предмет «пятно»;
5.Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.
объём и др.;
ов
другими.
-научатся
пользоваться
6.Веточка с листьями в тени. Рисование.
Планы в пространстве: передн материалами для
-познакомятся с правилами
7.Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с
рисования;
ий, задний, средний
построения орнамента и др.;
дорисовыванием.
(использование макета и панно -будут знать названия
-научатся оценивать
8.Рассматривание картин художников.
предметов, подлежащих
«В деревне» с изображённым
результаты собственной
9.Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко,
пейзажем на переднем, заднем рисованию;
изобразительной
подальше и совсем далеко. Рисование.
и среднем планах, с
-научатся организации
деятельности и
10.Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: вариантами изображения
рабочего места; -будут
одноклассников (красиво,
близко, подальше, далеко. Рисование.
домов деревенского типа и
рисовать по образцу;
некрасиво, аккуратно,
11.Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже
деревьев, разных по
похоже на образец);
расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и величине).
загораживает её.
12.Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй
похоже. Это натюрморт.
13.Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
14.Изображать человека, чтобы получилось похоже.
Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.
15.Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
16.Нарисуй свой автопортрет.
Обучение приёму построения - будут применять приёмы - познакомятся с названиями
Развитие у обучающихся умений воспринимать и
сюжетной и декоративной
работы карандашом,
некоторых народных и
изображать форму предметов, пропорции,
композиции с использованием гуашью, акварельными
национальных промыслов
конструкцию - 18 ч
1.Создание
открытки.
Раскрась
картинку.
Напиши поздравление.
2.Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.
3.Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря.
Рисование.
4.Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.
5.Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
6.Беседа о художниках и их картинах. Художники,
которые рисуют море.
7.Нарисуй море. Рисование.
8.Беседа. Художник и скульпторы.
9.Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.
10.Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
11.Насекомые. Стрекоза. Лепка.
12.Насекомые стрекоза. Рисование.
13.Беседа. Народное искусство. Гжель.
14.Украшать изображение росписью.
Роспись
вазы (чашки, блюда).
15.Беседа. Улица города. Люди на улице города.
16.Рисунок по описанию. Улица города.
17.Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
18.Нарисуй венок из цветов и колосьев.
симметричного расположения
её частей (элементов),
позволяющему достигать
равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения
композиции в прямоугольнике
с учетом центральной
симметрии.
красками с целью передачи
фактуры предмета; -будет
возможность научится
ориентироваться в
пространстве листа,
размещении изображения
одного или группы
предметов в соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
-научатся передавать цвета
изображаемого объекта
(Хохлома и др.); - будет
возможность
научаться
рисованию с натуры и по
памяти
после
предварительных
наблюдений, передача всех
признаков
и
свойств
изображаемого объекта; научатся рисовать
по
воображению
Материально техническое обеспечение и лииература
Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». — М., 2002.
Гусакова М. А. «Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ». — М.: Просвещение, 1987.
Корнеева Г. М. «Бумага. Играем, вырезаем, клеим». — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
рисование 4 класс М.Ю.Рау М.А.Зыкова "Просвещение", 2021 год
Ноутбук, интерактивная доска
Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)