Министерство образования молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр Дар»
________________/Шляпникова Н.И./
Приказ №______от «_____»______2025г.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд»
(«Художественный труд»)
9б класс
Вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Автор и составитель
Учитель
Лебедева И. А.
г. Реж 2025.
1
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
предмету
Технология
«Художественный
труд» составлена в соответствие с
по
профилю
-Федеральным законом РФ «Об образовании»
-Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью
Федеральной адаптированной основной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной
Министерством просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022.
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр Дар»
-Учебным планом ГБОУ «Центр Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр Дар».
Характеристика предмета: Программа «Художественный труд»
предназначена дляпрофессиональной организации учащихся, которые в
силу
своегопсихофизического
состояния
не
могут
заниматься
производительным трудом,овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и
подобной по уровню сложности,поскольку это связано с довольно
серьезными физическими нагрузками и требуетвыносливости к
производственным шумам. Формирование умений учащихся включает в
себя дозированную помощьучителя в ориентировке и планировании работы.
При обучении используютсяобразцы изделий и материалов, технические
рисунки, предметно технологические карты, поясняющие пооперационное
выполнение изделия,таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а
также положения рук приработе с ножом и ножницами, схемы
оборудования. Занятия по труду проводятся в специально оборудованной
мастерской.Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Цель: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в
процессеформирования их трудовой культуры.
Задачи:
Учебный
предмет
«Профильный
способствоватьрешению следующих задач:
труд»
должен
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в
труде,трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и
т.д.);
2
― обучение обязательному общественно полезному,производительному
труду; подготовка учащихся к выполнению необходимыхи доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение
культурноисторических традициях в мире вещей;
―
расширение
знаний
технологияхиспользования;
о
материалах
и
их
знаний
о
свойствах,
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом насовременном
производстве; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями,
формированиеустойчивых интересов к определенным видам труда,
побуждение
ксознательному
выбору
профессии
и
получение
первоначальной профильной
трудовой подготовки;
―
формирование
представлений
о
производстве,
структурепроизводственного процесса, деятельности производственного
предприятия,одержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с
которымисвязаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по
различнымпрофилям и испытание своих сил в процессе практических работ
по одномуиз выбранных профилей в условиях школьных учебнопроизводственныхмастерских
в
соответствии
с
физическими
возможностями и состояниемздоровья учащихся;
―
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,технологических,
конструкторских
и
первоначальных
экономических знанийнеобходимых для участия в общественно полезном,
производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочегоместа,
планировании трудовой деятельности;
―
совершенствование
использованияразличных
деятельности;
практических
материалов
в
умений
и
навыков
предметно-преобразующей
―
коррекция
и
развитие
познавательных
психических
процессов(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
―
коррекция
и
развитие
умственной
синтез,сравнение, классификация, обобщение);
деятельности
(анализ,
3
―
коррекция
и
развитие
сенсомоторных
процессеформирование практических умений;
процессов
в
―
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающейцелеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатовдеятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности,
сразличными источниками информации;
умения
―
формирование
коммуникативной
культуры,
активности,целенаправленности, инициативности.
работать
развитие
Учебная программа рассчитана на 33 учебных недели по 7 часов в неделю.
Всего 231учебных часа.
Планируемые результаты.
Предметные планируемые результаты
Достаточный
Минимальный
Определение
(с Знание названий некоторых материалов, изделий,
помощью
которые из них изготавливаются и применяются в
педагогического
быту, игре, учебе, отдыхе;
работника)
представления об основных свойствах используемых
возможностей
материалов;
различных
знание правил хранения материалов, санитарноматериалов,
их гигиенических
требований
при
работе
с
целенаправленный
производственными материалами;
выбор (с помощью отбор (с помощью педагогического работника)
педагогического
материалов и инструментов, необходимых для
работника)
в работы;
соответствии
с представления о принципах действия, общем
физическими,
устройстве машины и ее основных частей (на
декоративнопримере изучения любой современной машины:
художественными и металлорежущего
станка,
швейной
машины,
конструктивными
ткацкого станка, автомобиля, трактора);
свойствам
в представления о правилах безопасной работы с
зависимости от задач инструментами и оборудованием, санитарнопредметногигиенических требованиях при выполнении работы;
практической
владение базовыми умениями, лежащими в основе
деятельности;
наиболее
распространенных
производственных
экономное
технологических процессов (шитье, литье, пиление,
расходование
строгание);
материалов;
чтение (с помощью педагогического работника)
планирование
(с технологической карты, используемой в процессе
помощью
изготовления изделия;
педагогического
представления о разных видах профильного труда
4
работника)
предстоящей
практической
работы;
знание оптимальных
и
доступных
технологических
приемов ручной и
машинной обработки
материалов
в
зависимости
от
свойств материалов
и
поставленных
целей;
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий
и
корректировка хода
практической
работы;
понимание
общественной
значимости
своего
труда,
своих
достижений
в
области
трудовой
деятельности.
(деревообработка, металлообработка, швейные,
малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт
и производств обуви, сельскохозяйственный труд,
автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному
достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного
рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и
чужой творческой деятельности ("нравится" и (или)
"не нравится");
организация (под руководством педагогического
работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе
выполнения
трудовых
заданий
порядка
и
аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других
обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной
форме
достижения
других
обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление
заинтересованного
отношения
к
деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке
мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении
территорий, охране природы и окружающей среды.
Личностные планируемые результаты
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебнойдеятельности и формирование личностного смысла
учения.Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных ситуациях,умений не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.Формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
5
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0баллов-нет фиксируемой динамики;
2балла-удовлетворительнаядинамика;
1балл-минимальная динамика;
3балла-значительнаядинамика.
Устный ответ
Оценка«5»ставится, если обучающийся:
полностьюизлагаетизученныйматериалвобъемепрограммыпо
умеетиспользоватьтаблицы,схемы;
швейному делу;
понимаетиобъясняеттерминологиюпредмета;
самостоятельновыстраиваетответ
Оценка«4»ставится,еслиобучающийся:
воспроизводитучебныйматериал,нодопускает1-2неточностив
фактическом вопросе:
не может самостоятельно привести пример;
отвечает на наводящие вопросы.
Оценка«3»ставится,еслиобучающийся:
обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью
демонстрирует несвязную монологическую речь;
воспроизводит
учителя.
изученный
материал
по
наводящим
вопросам
Оценка«2» ставится.
Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
умеет ориентироваться в технологическойкарте,
6
последовательноиаккуратновыполняетоперациисбумагойипластичес
кими материалами;
умеет
рассказать
практического задания;
о
последовательности
выполнения
данного
умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
соблюдает правила техники безопасности
Оценка«4»ставится,еслио бучающийся:
последовательно
выполняет
практическую
работу,
правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
соблюдает
неаккуратно выполняет машинную строчку;
незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка«3»ставится,если обучающийся:
последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
грубо нарушает пооперационнуюпоследовательность;
не умеет пользоваться технологической картой.
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
нарушает правила техники безопасности;
Оценка«2»ставится
7
Тема урока.
Количество
часов
Календарно-тематическое планирование.
Повторение. Правила поведения
в мастерской.
Вводная контрольная работа по
технике безопасности.
Введение в предмет
«Художественный труд».
1
Природный материал его виды
и свойства.
Сбор природного материала.
1
Практическая работа: Разработка
проекта для аппликации. Подбор
инструментов для работы.
2
1
1
1
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный
уровень
1 четверть 56 часов.
Повторение правил поведения в мастерской. Повторяют
правила
Инструктаж по технике безопасности
поведения
в
мастерской,
умеют
Тест по технике безопасности
организовать рабочее
Знакомство с предметом «Художественный труд». место с помощью
Просмотр видеоматериалов. Обсуждение и анализ учителя.
просмотренного фильма.
Подробный разбор видов природного материала.
Анализ свойств материала.
Сбор природного материала на пришкольном
участке.
Выбор учащихся проекта из предложенных
вариантов. Составление плана работы. Подбор и
подготовка инструментов и материалов.
Различают
виды
природного материала.
Знают
названия
некоторых
материалов.
Умеют
отбирать материалы и
инструменты
для
Достаточный урове
Знают и выполня
самостоятельно
правила поведения
мастерской.
Знакомятся
задачами обучения
классе,
с
план
работы
год.Расширяют
представление
Художественном
труде.Организуют
рабочее место
Умеют производи
самостоятельный
отбор материала
инструментов,
необходимых
д
работы,
мог
определить
0
Практическая работа:
Выполнение аппликации из
цельных форм растений.
Экскурсия на
пришкольныйучасток. Сбор
природного материала.
Техника безопасности с
колющими и режущими
предметами.
Подбор инструментов для
работы. Организация рабочего
места.
Практическая работа.
Изготовление фоторамки из
природного материала.
1
Сбор природного материала по плану. Работа с
технологическими картами.
1
Сбор природного материала. Расширение
кругозора о природных материалах.
1
Повторение
фильма.
1
Подбор и подготовка инструментов для работы.
Подготовка рабочего места.
2
Составление плана рабочего процесса. Подготовка
основания для рамки. Декорирование фоторамки
природным материалом.
Фотоискусство.
1
Инструменты и приспособления
для фотосъемки.
Техника безопасности с
электроприборами.
1
История и развитие фотоискусства. Просмотр
презентации.
Знакомство с фототехникой и приспособлениями
для съемки.
Повторение
техники
безопасности
с
электроприборами. Просмотр видеофильма.
1
техники
безопасности.
Просмотр
работы.
Умеют возможности
организовывать
различных
рабочее место.
материалов,
целенаправленный
выбор (с помощ
учителя)
соответствии
физическими,
декоративнохудожественными
конструктивными
свойствами
зависимости от зад
предметнопрактической
деятельности;−
экономно расходов
материалы;−
планировать
предстоящую
практическую работ
Имеют представления Понимают
об
основных значимость
организации
свойствах
школьного рабоче
используемых
инструментов. Знают места,
правила
хранения обеспечивающего
1
Виды съемок (портретная ,
пейзажная, архитектурная,
предметная).
Сет в фотоискусстве.
(искусственный, естественный)
Композиция в кадре.
2
Практическая работа.
Предметная съемка с
использованием искусственного
света.
Цветовые аспекты в композиции,
композиционные приемы.
1
Ракурс.
2
Позинг.
2
Практическая работа.
2
Экскурсия в фотосалон.
Ювелирное искусство.
1
1
Первые ювелиры России
1
Экскурсия в магазин.
Виды ювелирных украшений
1
1
2
1
2
Подробный разбор фотосъемок. Работа со
слайдами + работа в тетради. Практическое
подкрепление.
Освещение в кадре. Важность света. Сравнение +
практика.
Знакомство с основами композиции в кадре.
Просмотр презентации.
Отработка теоретической части. Съемка на
фотоаппарат (камеру телефона)
Знакомство с новой терминологией. Работа со
словарем + работа в тетради.Практическое
подкрепление.
Изучение понятия ракурса. Работа со словарем +
работа в тетради. Отработка ракурсов на практике.
Изучение понятия позинга. Работа со словарем +
работа в тетради. Подкрепление на практике
Фотосессия с применением полученных знаний.
Подбор выгодных фотографий. (Сохранение)
Закрепление материала.
История развития ювелирного искусства. Показ
видеофильма.
Знакомство со знаменитыми ювелирами. Обзор
работ знаменитых ювелиров ювелиров.
Обзор украшений
Знакомство с мужскими и женскими украшениями.
инструментов
и
приспособлений.
Участвуют
(под
руководством
учителя)
в
практических работах.
внутреннюю
дисциплину и умен
организовывать сво
рабочее
место.Осуществляю
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
корректировку хо
практической работ
Имеют представления
об
основных
свойствах
используемых
инструментов. Знают
правила
хранения
Понимают
значимость
организации
школьного рабоче
места,
обеспечивающего
2
Детали украшений.
1
Инструменты и материалы для
изготовления украшений.
1
Эскиз, технический рисунок,
чертеж будущего изделия.
1
Практическая работа
Практическая работа
1
6
Филигрань
1
Виды и особенности филиграни
1
Практическая работа
Изготовление колье с
элементами филиграни
6
Обзор видов украшений. Украшения со вставками.
Знакомство с составляющими частями украшения.
Замочек,
швенза,
шинка.
Использование
раздаточного материала.
Знакомство с инструментами (плоскогубцы,
круглогубцы,
бокорезы).
Знакомство
с
материалами для изготовления украшений.
(ювелирный металл, проволока, кожа, бисер,
бусины) Свойства материалов.
Знакомство с началом работы ювелирного мастера.
Изучение чертежа, технического рисунка и эскиза
изделия.
Разработка эскиза украшения. Браслет.
Изготовление браслета по эскизу. Изготовление
отдельных
элементов
из
проволоки
с
использованием различных вставок (бусин, паеток
и др.). Соединение всех элементов.
Знакомство с историей возникновения ювелирной
техники. Знакомство с основными видами
филиграни.
Знакомство с видами филиграни и особенностями
выполнения техники
Организация рабочего места.Составление плана
работы. Подбор инструментов и материалов.
Изготовление эскиза. Изготовление отдельных
частей колье с применением бусин, паеток. С
элементами филиграни. Сбор всех элементов в
инструментов
и
приспособлений.
Участвуют
(под
руководством
учителя)
в
практических работах.
внутреннюю
дисциплину и умен
организовывать сво
рабочее
мес
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
корректировку хо
практической работ
3
Творческая практическая работа.
Изготовление кольца / брелока
2
Контрольная работа за четверть.
1
Декупаж. История развития.
1
Экскурсия в музей.
Виды декупажа.
Материалы и инструменты
используемые в технике
декупаж.
Правила хранения и ухода
ручных инструментов.
Практическая работа.
Декорирование поверхности в
технике декупаж.
1
1
1
1
2
одно изделие.
Организация рабочего места, подбор инструментов
и материалов. Разработка эскиза. Изготовление
изделия с соблюдением всех правил техники
безопасности.
2 четверть (56 часов)
Знакомство со способом декорирования в технике Повторяют
правила
декупаж.
История
возникновения
техники. техники
Применение техники в современном мире.
безопасности
при
работе с
колющими
и
Знакомство с видами техники декупаж.
Знакомство с материалом для декупажа. режущими
Знают
Знакомство с инструментом длявыполнение предметами.
правила
хранения
техники.
и
Повторение
правил
ухода
и
хранения инструментов
приспособлений.
инструментов.
Составление плана работы. Подготовка рабочего Умеют
места. Подготовка инструментов, материалов, организовывать
поверхности
для
работы.
Выполнение рабочее место. Умеют
вырезать ножницами
практической работы согласно плану.
геометрические
и
другие
несложные
фигуры.
Знакомятся
с
возможным
браком
при
Знают
прави
техники безопаснос
при
работе
колющими
режущими
предметами.
Применяют в рабо
правила
хранен
инструментов,
приспособлений
материалов.
Уме
вырезать
сложн
элементы. Знакомят
с возможным брак
и умеют его отбира
4
Квиллинг
1
История возникновения. Знакомство с технологией
квиллинга.
Знакомство с инструментами для квилинга.
Инструменты и материалы для
квиллинга.
Практическая работа.
Изготовление поделки в технике
квиллинг.
1
6
Подготовка материала для квиллинга (разлиновка
бумаги, вырезание). Формирование отдельных
частей поделки. Склеивание отдельных частей в
одну композицию.
Торцевание
Повторение правил техники
безопасности
1
1
Знакомство с техникой. История возникновения.
Повторение правил техники безопасности с
колющими и режущими предметами.
выполнении работы.
Повторяют
правила
техники
безопасности
при
работе с
колющими
и
режущими
предметами.
Знают
правила
хранения
инструментов
и
приспособлений.
Умеют
организовывать
рабочее место. Умеют
выполнять
разметку
по линейке с помощью
учителя.
Умеют
вырезать ножницами
геометрические
и
другие
несложные
фигуры.Знакомятся с
возможным
браком
привыполнении
работы.
Повторяют
правила
техники
безопасности
при
Знают
прави
техники безопаснос
при
работе
колющими
режущими
предметами.
Применяют в рабо
правила
хранен
инструментов,
приспособлений
материалов.
Уме
делать разметку
линейке.
Уме
вырезать
сложн
элементы. Знакомят
с возможным брак
и умеют его отбира
Знают
прави
техники безопаснос
при
работе
5
Техника торцевания
Практическая работа.
Выполнение работы в технике
торцевания
1
4
Трудовой кодекс РФ
1
Трудовые отношения
Работодатель
Работник
Трудовой договор
Обязанности и права работника.
Обязанности и права
работодателя
1
1
1
4
Знакомство с техникой и схемой торцевания.
Подготовка рабочего пространства. Подготовка
инструментов и материалов. Выбор рисунка для
торцевания. Выполнение техники торцевания
работе с
колющими
и
режущими
предметами.
Знают
правила
хранения
инструментов
и
приспособлений.
Умеют
организовывать
рабочееместо. Умеют
вырезать ножницами
геометрические
и
другие
несложные
фигуры.
Знакомятся
с
возможным
браком
при
выполнении работы.
Знакомство с историей развития ТК РФ Показ Повторяют
правила
видеофильма.
техники безопасности
с электроприборами.
Что такое трудовые отношения
Знакомятся
с
Работа со словарем+ тетрадь.
правилами хранения
инструментов,
Знакомство с понятием Трудовой договор
и
Знакомство
с
обязанностями
и
правами приспособлений
материалов.
работодателя и работника.
Знакомятся
со
колющими
режущими
предметами.
Применяют в рабо
правила
хранен
инструментов,
приспособлений
материалов.
Уме
вырезать
сложн
элементы. Знакомят
с возможным брак
и умеют его отбира
Знают
прави
техники безопаснос
с электроприборам
Знают и применяю
правила
хранен
инструментов,
приспособлений.
Знакомятся
правилами хранен
6
3
4
Трудовая книжка
Заключение трудового договора
1
1
Документы, необходимые для
заключения трудового договора.
Культура труда.
Производительность труда
Льготы и права
несовершеннолетних
Написание заявления при
поступлении на работу.
Разновидности керамических
изделий (посуда) Технология
изготовления керамических
изделий. Повторение правил ТБ
при работе с электроприборами.
Полимерная глина.
1
1
1
1
1
Упражнение в написании заявления при приеме на
работу. Подготовка к экзаменам.
10 История возникновения керамических изделий.
Знакомство с технологиями изготовления
керамических изделий. Показ видеофильма.
Повторение ТБ с электроприборами.
1
5
Свойства и применение
полимерной глины.
1
6
7
Хранение полимерной глины.
Техники лепки из полимерной
глины.
Лабораторная работа: Отличия
полимерной глины от обычной.
1
1
8
Знакомство с понятием Трудовая книжка
Знакомство с понятием трудовой договор.
Подготовка к экзаменам
Знакомство
с
перечнем
документов
для
заключения трудового договора.
Знакомство с понятием Культуры труда.
Знакомство с понятием Производительность труда.
Знакомство со своими правами и льготами.
1
Знакомство с полимерной глиной. История
происхождения.
Использование полимерной глины в современном
мире. Основные свойства глины. Варианты
применения.
Технология хранения глины.
Знакомство с техниками лепки из полимерной
глины.
Выявление отличий обычной глины от полимерной
с использованием глины в натуральном виде и
приготовленной к лепке. Выявление схожести
свойствами
материалов.
Различают
формы
(объемные
и
плоские).Умеют
организовывать
рабочее пространство.
материалов.
Знакомятся
свойствами
материалов.
Уме
организовывать
рабочее пространст
Знают
изготавливают фор
объемные и плоские
7
9- Контрольная работа за полугодие 2
0
1- Практическая работа: Лепка из
2
2 полимерной глины
3
Пирография.
1
4
Инструменты и материалы для
пирографии.
1
5
Электровыжигатель:устройство,
действие.Подготовкаповерхности
к выжиганию
Техника безопасности при работе
с выжигателем.
1
6
78
Перевод рисунка на
поверхность с помощью
копировальной
бумаги. Работа выжигателем
9- Раскрашивание рисунка
0
1
2
2
глин. Составление таблицы, запись в тетрадь.
Тест + практическое задание
Планирование работы. Определение с видом
изделия (игрушка, брелок, цветок). Подготовка
рабочего места для выполнения работы.
Изготовление изделия.
3 четверть (70 часов)
История возникновения пирографии. Показ
видеофильма.
Знакомство с инструментами и материалами для
пирографии. Основные породы древесины для
выжигания.
Знакомство сэлектровыжигателем:
устройство,действие,правилабезопаснойработы.
Рассматривание
электровыжигателя. Подготовкаповерхности
изделия к
выжиганию с помощьюнаждачнойбумаги
Знакомство
с правилами перевода р и с у н к а
на поверхность, видами копировальной бумаги.
Выбор рисунка и перевод его с помощью
копировальной бумаги. Выжигание рисунка
Знакомство с видами красок, применяемых при
раскраске рисунков.
Раскраска рисунка гуашевыми или акварельными
красками
Знакомятся
с
электровыжигателем:
устройство, действие,
правила
безопасной
работы.Выбирают
рисунок и переводят
его
с
помощью
копировальной
бумаги.
Выжигают рисунок с
помощью
учителя.Раскрашивают
рисунок
гуашевыми
или
акварельными
красками с помощью
учителя.Повторяют
правила
безопасной работы с
лаком. Наносят лак на
Знакомятся
электровыжигателе
устройство, действи
правила безопасн
работы.
Выбира
рисунок и перевод
его
с
помощ
копировальной
бумаги.
Выжигают рисунок
строгим соблюдени
правил
техни
безопасности..
Раскрашивают
рисунок гуашевы
или
акварельны
красками. Повторя
правила
безопасной работы
8
12
Нанесение лака на
поверхность. Анализ
выполненной работы
2
Повторение правил безопасной работы с лаком.
Повторение правил нанесения лака, способы
исправления
брака.
Нанесение лака на поверхность подставки со
строгим
соблюдением правил безопасной работы.
3
Витражная живопись или
рисунки на стекле
Инструменты и материалы
применяемые в витражной
живописи.
Техника безопасности при
работе с колющими и
режущими предметами.
Свойства стекла. Соблюдение
техники безопасности при
работесо стеклом.
Практическая работа.
Изготовление рисунка на
стекле по образцу.
1
Знакомство с историей возникновения витражной
живописи.
Знакомство с материалами. Изучение свойств
материалов. Изучение инструментов для росписи
по стеклу.
Повторение техники безопасности с колющими и
режущими предметами.
92
Творческая практическая
работа. Витражная роспись
4
3
Батик
1
4
5
6
78
1
1
1
2
Знакомство со стеклом, его свойства и применение.
Знакомство с техникой безопасности при работе со
стеклом.
Подготовка поверхности. Обработка краев стекла с
соблюдением техники безопасности. Перенос
рисунка на поверхность стекла при помощи
контурной краски. Заполнение цветом рисунка.
Разработка эскиза. Перенос изображения на
рабочую поверхность. Изготовление витражной
росписи.
Знакомство с техникой рисования.
поверхность
со
строгим соблюдением
правил
безопасной работы.
лаком. Наносят лак
поверхность
строгим соблюдени
правил
безопасной работы.
9
4
Виды батика
1
5
6
Свойства материалов
Технология выполнения
техники.
Практическая работа.
Изготовление рамки для
ткани
Практическая работа
1
1
70
14
4
Выполнение рамки
Натягивание ткани.
4
Разработка эскиза рисунка. Перенос рисунка.
Нанесение контурных красок. Заливка красок.
Знакомство с плетением. История возникновения.
Знакомство с инструментами для плетения
круглогубцы, бокорезы, ножницы, линейка, лента
измерительная. Повторение техники безопасности
Знакомство с материалами для плетения (жгуты,
кожа, нитки, бумага, бисер, бусины).
Знакомство с видами и техниками плетения.
Знакомство с техникой плетения из шнура.
Отработка техники плетения по типу косы из 3,4
шнуров.
Знакомство с техникой плетения из бумаги. Работа
с технологическими картами.
Плетение корзинки из бумажных трубочек.
Подготовка бумажных трубочек. Изготовление
основы для корзинки. Формирование боковых
стенок корзинки. Плетение корзинки. Покрытие
5
6
Плетение.
Инструменты для плетения.
1
1
7
Материалы для плетения.
1
8 Виды и способы плетения.
9- Практическая работа. Плетение
0 из шнура по типу косы.
1
2
12
36
2
Практическая работа. Бумажное
плетение.
Практическая работа. Плетение
корзинки
Знакомство с основными видами батика. Показ
слайдов.
Знакомство с материалами.
Знакомство с технологией выполнения техники.
4
по
заданным
размерам.
Знакомятся с видом
деятельности.
Повторяют
правила
техники безопасности
с
колющими
и
режущими
предметами.
Выполняют плетения с
помощью учителя.
Знакомятся с вид
деятельности.
Повторяют прави
техники безопаснос
с
колющими
режущими
предметами.
Выполняютнесложн
плетения
самостоятельно.
10
7- Практическая работа. Плетение
0 браслета из шнура
1 Художественное тесто. История.
4
2
3
1
1
Виды художественного теста
Способы приготовления.
1
4- Практическая работа. Работа с
5 соленым тестом.
2
7
Бумажная пластика
1
8
Инструменты для бумажной
пластики
1
9
Материалы
1
0- Практическая работа.
1 Изготовление цветка из
гофрированной бумаги
2- Практическая работа.
3 Творческий проект.
2
2
лаком.
Знакомство с узелковым плетением. Выполнение
плетения .Оформление браслета на застежку.
Знакомство с художественным тестом. История
возникновения. Применение художественного
теста в современном мире.
Знакомство с видами художественного теста.
Изучение
способов
приготовления
художественного теста. Показ слайдов.
Организация
рабочего
пространства.
Приготовление
художественного
теста.
Изготовление поделки из художественного теста.
Знакомство с бумажной пластикой. История
развития бумажной пластики.
Повторение правил техники безопасности с
колющими и режущими предметами. Уход и
хранение инструментов.
Знакомства с видами бумаги, ее свойства и
применение.
Работа с технологическими картами.
Выбор изделия
открытка и тд)
(букет,
коробочка,
корзинка,
Повторяют
правила
техники безопасности.
Умеют
организовывать
рабочее пространство.
Знакомятся
с
приготовлением
художественного
теста. Знакомятся со
свойствами.
Различают
формы
(объемные и плоские).
Повторяют
правила
техники безопасности.
Умеют
организовывать
рабочее пространство.
Знакомятся с видами
бумаги.
Умеют
различать объемные и
плоские
фигуры.(объемные и
плоские).
Умеют
вырезать ножницами.
Знают
прави
техники
безопасности.Умею
организовывать
рабочее пространст
Знакомятся
приготовлением
художественного
теста. Знакомятся
свойствами.
Зна
формы (объемные
плоские).
Знают
прави
техники
безопасности. Уме
организовывать
рабочее пространст
Знают названия вид
бумаги.
Зна
различия
видо
Умеют
вырез
ножницами.
Выполняют сложн
сгибы
из
бума
11
Изготовление подарка из
бумажных цветов.
4- Практическая работа. Цветы из
5 бумажных полотенец
2
6- Практическая работа.
7 Изготовление цветов из салфеток
2
8- Практическая работа.
9 Изготовление гирлянды из
цветов
0 Работа с картоном.
2
1
Инструменты для работы с
картоном. Техника безопасности.
1
2
3
Контрольная работа
Практическая работа.
Изготовление поделки из
гофрированного картона
1
1
1
Выполняют несложное самостоятельно и
сгибание из бумаги при помощи учител
или
Раскрой бумажных полотенец. Складывание самостоятельно
гармошкой. Связывание по центру заготовки. при помощи учителя.
формы
Придание формы лепесткам. Создание формы Различают
(больше, меньше)
цветка
Раскрой салфеток разных цветов. Складывание
гармошки. Распределение заготовок по цветам.
Связывание по центу. Создание формы цветка.
Раскрой бумаги. Вырезание заготовок. Соединение
в цветок. Соединение цветов в гирлянду.
Знакомство с картоном. История возникновения.
Виды. Применение.
Знакомство с инструментами для работы с Повторяют
правила
картоном. Повторение техники безопасности с техники безопасности.
колющими и режущими предметами.
Умеют
организовывать
Изготовление шаблона. Перенос шаблона на рабочее пространство.
картон.
Вырезание
элементов.
Склеивание Знакомятся с видами
картона.
Умеют
элементов. Сбор поделки.
различать объемные и
плоские
фигуры.(объемные и
плоские).
Умеют
вырезать ножницами.
4 четверть (49 часов)
Повторяют прави
техники
безопасности. Уме
организовывать
рабочее пространст
Умеют планиров
свою
рабо
Знакомятся с вида
картона. Различа
виды картона и зна
его различия.
12
4- Русские народные промыслы.
5
2
6
1
Роспись. Виды росписи.
7- Экскурсия в музей народных
8 ремесел.
9 Инструменты и материалы для
росписи.
0 Техника безопасности при
выполнении работы.
1- Уральская роспись.
2
3- Практическая работа:
8 Проработка основных элементов
уральской росписи на листе
бумаги.
2
9- Практическая работа:
0 Подготовка поверхности для
росписи (разделочная доска)
2
1- Практическая работа: Нанесение
4 росписи на поверхность
4
1
1
2
6
Знакомство с русскими народными промыслами.
История возникновения. Русские народные
промыслы
в
современном
мире.
Показ
видеофильма.
Знакомство с видами росписи (уральская,
гжельская, хохлома, городецкая, палехская
живопись)
Знакомство с оформлением избы. Знакомство с
декоративно-прикладным искусством на Руси.
Знакомство с красками для росписи. Знакомство с
видами кистей для росписи.
Повторение техники безопасности с красящими
составами.
Знакомство с уральской росписью. История
возникновения. Основные элементы росписи.
Работа на бумаге. Подготовка краски. Прорисовка
элементов уральской росписи. Работа с тонкими и
широкими кистями. Работа с круглыми и плоскими
кистями. Выполнение элемента «Ягодка» и
элемента «Оживка»
Выбор формы разделочной доски. Выпиливание из
листа фанеры с соблюдением правил техники
безопасности. (мастер-класс). Обработка краев
разделочной
доски
наждачной
бумагой.
Грунтование.
Разработка
эскиза
рисунка.
Подготовка
инструментов и материалов для работы. Нанесение
Знакомятся с видами
росписи. Повторяют
инструменты
и
материалы. Повторяют
технику безопасности
с
колющими
предметами
и
красящими составами.
Читают при помощи
учителя
технологические
карты
и
схемы.
Выполняют
при
помощи
учителя
несложные элементы
росписи.
Знакомятся с вида
росписи.
Зна
инструменты
материалы.
Зна
техникубезопасност
с
колющи
предметами
красящими
составами.
Чита
технологические
карты
и
схем
Выполняют
самостоятельно
несложные элемен
росписи.
13
разделочной доски.
основных элементов (ягодок). Нанесение оживки.
Завершение работы. Покрытие изделия акриловым
лаком.
Знакомство с гжельской росписью. История
возникновения. Применение в современном мире.
Показ видеофильма. Видеоэкскурсия.
Знакомство с техникой выполнения росписи.
Прорисовка на бумаге несложных элементов
гжельской росписи по технологической карте.
Работа с широкими и узкими кистями. Работа с
гуашью.
Разработка эскиза рисунка. Разметка на бумажной
тарелке основного рисунка. Работа с цветом.
Проработка всех деталей рисунка.
Знакомство с дымковской росписью. Изучение
основных элементов росписи. Знакомство с
особенностями росписи. Показ слайдов.
На
подготовленном
рисунке
оформить
дымковскую роспись с применением основных
цветов и элементов росписи. На листе бумаги
нарисовать орнамент дымковской росписи.
5- Гжельская роспись.
6
2
7- Практическая работа:
3 Прорисовка простых элементов
гжельской росписи на листе
бумаги.
6
4- Практическая работа: Нанесение
7 гжельской росписи на
бумажную тарелку.
8- Дымковская роспись.
9
4
0- Практическая работа:
3 Прорисовка основных элементов
дымковской росписи на бумаге.
(чаше)
4
4- Экскурсия в краеведческий
5 музей.
6 Особенности выполнения
хохломской росписи.
7- Практическая работа.
2
Закрепление пройденного материала.
1
Знакомство с основными элементами росписи,
особенностями выполнения техники.
Выполнение орнамента хохломской росписи на
2
3
14
9
0- Контрольная работа
1
2
листе бумаги. Проработка простых элементов.
Разработка
эскиза.
Выполнение
орнамента
хохломской росписи на бумажной тарелочке и
бумажном стаканчике. Нанесение фона. Разметка
расположения основных элементов. Выполнение
росписи.
15