Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар»№__ от «___»__________20 г.
Рабочая программа по природоведению
для обучающихся 5а и 5б класса
( АООП 1 вариант)
Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель 1к.к.
Реж-2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012;
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026;
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар».
Цель: расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживойприроде;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты внатуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученнымиобъектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять
существенные
признаки
группобъектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе иобществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других
естественных наук. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность,
память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи и зависимости). Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на
разных ступенях обучения школьников. В рамках предмета расширяются знания обучающихся о разнообразии природных объектов,
полученные на уроках Мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается
2
началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о
взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития
мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким образом,
предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования
на последующих уровнях развития в процессе изучения биологии и географии. В процессе изучения природоведческого материала
обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля – оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим
изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть
Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека. Такое построение программы позволит сформировать у
обучающихся с особыми образовательными потребностями целостную картину мира, показать единство материального мира, познать
свою Родину как часть планеты Земля. Одной из задач курса « Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы,
которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. В тех случаях,
когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха,
почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели исоставляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025г. идет дифференциация обучающихся на группы.
5а
Достаточный уровень
Кривошеина Алина
Алексеев Максим
Замуруева
Смирнов
Лепинских
Воронкина
Каргапольцева
Минимальный уровень
Иванников
5б
3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила
личной гигиены, режима дня;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой инеживой природы;
установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли
в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам
(нефть – горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемойгруппе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, по-
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде вестественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
4
нимание ихзначения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения
в природе и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
− называние сходных по определенным признакам объектов
из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе
иобществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при
наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная
оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание учебного предмета
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля»,
«Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела
«Вселенная»
обучающиеся
знакомятся с Солнечной
системой:
звездами
и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на
Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению
курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала име5
ет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
№
п/п
1.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.
Название раздела
Количество
часов
Введение
Вселенная
Наш дом-Земля
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия
Повторение по курсу «Неживая природа»
Итого:
Контрольные
работы
2
7
1
10
14
15
6
13
1
68
1
1
1
1
1
1
7
Календарно-тематическое планирование-68ч
№
1
2
Тема предмета
Вводный урок. Что
такое природоведение?
Предметы
и
Колво
часов
1
явления 1
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Введение- 2 часа
Знакомство с учебным
Узнают природные явления
предметом «Природоведение».
на иллюстрациях и фотоФормирование представлений графиях, относят объекты к
о предметах и явлениях, кото- живой или неживой прирорые изучаются на уроках при- де; называют природные
родоведения
предметы и явления
Знакомство с предметами и
Узнают объекты неживой
Достаточный уровень
Выделяют
существенные
признаки объектов природы,
относят предметы к природе,
называют
природные
явления
Выделяют
существенные
6
неживой и живой природы
явлениями живой и неживойприроды.
Формирование
умения
дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы
природы на иллюстрациях
и фотографиях, относят
объекты к живой или неживой природе; называют
изученные объекты живой
и неживой природы Дописывают слова, обозначающие явления природы,
в тетради
признаки объектов живой
и неживой природы, относят объекты к живой или
неживой природе, устанавливают взаимосвязи между
живой и неживой природой. Выполняют задание в
рабочей тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой
инеживой природы»
Вселенная-7 часов
3
Небесные тела: планеты, 1
звезды
Знакомство с небесными телами: Называют изученные небесные
звёзды, Солнце, планеты.
тела. Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков с помощью учителя
4
Солнечная система. Солнце 1
Формирование представления о
Солнце как центре Солнечной
системы, о значении Солнца для
жизни на Земле. Формирование
умения
давать
краткую
характеристику
планетам
Солнечной системы
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы.
Выписывают
названияпланет
Называют
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты)
и ихпризнаки. Относят небесные тела к разным
группам на
основании признаков
Называют изученные небесные тела
– звезды,
Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3
другие планеты Солнечной системы –и их признаки; называют объекты,
которые входят в состав
Солнечной системы.
Сравнивают небесные
тела,делают вывод,
чем звезды
отличаются
от
планет,
записывают в таблицу
7
5
Исследование космоса.
Спутники.
Космические корабли
1
Ознакомление обучающихся с Узнают
искусственные
исследованиями космоса и их спутники
и
космические
значением для человечества
корабли на иллюстрациях и
фотографиях,
называют
изученные объекты
6
Полеты в космос
1
Ознакомление обучающихся
сисследованиями космоса,
формирование представления о
полетах человека в космос и
первых космонавтах
7
Смена дня и ночи
1
Формирование представлений о
суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.
8
Смена
времен
года. 1
Сезонные изменения в
природе.
Называют первого космонавтаЮ. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях
Называют части суток. Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник);
выбирают
и
подчеркивают
правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Формирование представлений о Определяют времена года на
годовом движении Земли вокруг иллюстрациях и фотографиях,
Солнца, смене времен года
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Узнают и называют
искусственные спутники и космические
корабли, называют их
назначение.
Показывают на картинках
и называют какие приборы люди используют для
исследования
космоса
Называют фамилии
первыхкосмонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современныхполетах в космос
и их значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих
тетрадях;
подбирают
проверочные
слова к новым терминам
Называют части суток,
их признаки и причины сменыдня и ночи.
Подчеркивают
название
частей суток, подбирают
обобщающее
слово
в
рабочихтетрадях
Называют признаки
времен года, осуществляют классификацию
времен годана основа8
Подписывают на
названия месяцев
9
Контрольная
«Живая
и
природа»
рисунках
нии основных признаков.
Называют причины
сменывремен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в
какиевремя года происходят природные явления
работа 1
неживая
Наш дом - Земля - 45 часов
10
Планета Земля. Оболочки 1
Земли
Закрепление
знаний
о Называют планету Земля и ее
Солнечной
системе. основные оболочки – вода,
Формирование представления о суша, воздух.
Земле как планете, отличие Вставляют в текст в рабочей
Земли
от
других
планет тетради пропущенные слова,
Солнечной системы
используя слова для справок
11
Воздух. Воздух и его 1
охрана. Значение воздуха
для жизни на Земле
Формирование представленийо воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значениивоздуха для человека,
животных и растений Формирование представленияо
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха
Рассказывают
о
значении
воздуха
для
растений,
животных и человека, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха
Узнают, чем Земля отличаетсяот других планет
Солнечной системы. Называют спутники Земли.
Описывают форму
Земли и называют основныеоболочки Земли
(твердая, воздушная,
водная).
Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради
«Чем
образованы
оболочки
Земли?»
Называют газы, которые
входят в состав воздуха и
рассказывают о его значении,о
мероприятиях, проводимых сцелью охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты
«Как почувствовать
9
12
Свойства воздуха
13
Давление
воздуха
14
Температура
Термометр.
и
1
движение 1
воздуха. 1
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствахвоздуха (прозрачность,
бесцветность,
упругость,
теплопроводность)
и
об
использовании этих свойств в
быту
Формирование представленияо свойствах (упругость,
сжатие) и движении воздуха
Формирование представления о
термометре и его устройстве,
формирование умения измерять
температуру воздуха, читать
показания термометра
и увидеть
воздух?»
Называют свойств возУзнают и называют
духа совместно с учитесвойствавоздуха после
лем последемонстрации
демонстрацииопытов;
опытов.
описывают опыты, деЗаписывают свойства воздуха в монстрирующие свойстрабочую тетрадь, используя ва воздуха; знают свойслова для справок
ства
воздуха и использование
их вбыту.
Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют рассказ, используя
опорные слова
Составляют
рассказ по
Описывают свойства возкартинкам об использовадуха (упругость, сжатие,
нии свойств воздуха в быту
теплый воздух поднимает(накачивание шин, матрася, холодныйопускается);
сов,игрушек).
называют свойства возВыполняют задание в рабодуха с опорой на иллючей тетради: «Составить и
страции или демонстризаписать предложения из перуемый опыт; умеют исрепутанныхслов»
пользовать свойства воздуха в быту.
Узнают термометр на илУзнают термометр в естелюстрациях и фотографиях,
ственных условиях, имеют
читают записанную темпепредставление о назначературу воздуха; понимают
нии термометра; умеют
положительные (со знаком
читать показание термоплюс) и отрицательные(со
метра;
знаком минус) показания
умеют использовать покатемпературы.
заниетермометра в повсеРассматривают рисунки в
дневной жизни (одежда –
10
15
Движение
воздуха
природе. Ветер.
в 1
Формирование представлений о
движении воздуха – ветре, силе
ветра и использовании ветра
человеком
16
Состав воздуха. Кислород, 1
его значение и применение.
Формирование представлений о
составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода
17
Состав
воздуха. 1
Углекислый газ и азот.
Формирование представлений о
составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах
18
Охрана воздуха
Формирование представлений о
1
рабочей тетради, подписывают, температуравоздуха).
какую температуру показывают Записывают в тетрадь с
термометры
помощью цифр и знаков
показания термометра
Узнают ветра разной силы на
Рассказывают о двииллюстрациях и фотографижении воздуха разях; называют ветра (ураган);
ной силы (ветер, ураимеют представления об исган, шторм),
пользовании силы ветра ченазывают причины появловеком.
ленияветер.
В рабочей тетради отвечают
Выписывают из слованавопрос: что может ветер?
ря в учебнике опредеВставляют недостающие слова
ления слов
«ветер», «ураган»
Называют свойства кислорода, Называют газы, входящие
относят кислород к газам, в состав воздуха; знают
входящим в состав воздуха; свойства кислорода и назнают значение кислорода для личие представлений об
человека,
животных
и использовании свойств
растений.
кислорода в быту, хозяйстве ипромышленности.
Называют газы, входящие в
Называют газы, входящие
состав воздуха (углекислый
в состав воздуха, знают
газ, азот), относят углекислый
свойствауглекислого газа,
газа и азот к газам, входящим
роль углекислого газа в
в состав воздуха.
жизни растений и имею
Рассматривают диаграмму
представления об исполь«Состав
воздуха»
и
зовании свойств углекиподписывают названия газов, слого газа в быту, хозяйиспользуя предложенный текст
стве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства
газов»
Имеют представления о знаРассказывают о роли
11
значении воздуха, его роли в чении чистого воздуха и межизни растений, животных и рах, принимаемых для его
человека. Знакомство с мерами, защиты.
принимаемыми для охраны Составляют
рассказ
по
воздуха
рисункам
«Как
человек
использует воздух»
20
Контрольная
работа 1
«Воздух»
Полезные
ископаемые. 1
Виды, значение, способы
добычи
21
Гранит, известняк
19
1
Формирование представления о
полезных ископаемых, их видах
и значении
Имеют представление о назначении
полезныхископаемых.
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей тетради
Формирование представления
Узнают полезные ископае-
воздухадля жизни на
Земле; устанавливают (с
помощью учителя) зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочейтетради: дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?»
Называют полезные ископаемые;
выделяютпризнаки полезных ископаемых; относят
полезныеископаемые к разным
группам(твердые,
жидкие, газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в
рабочей
тетради. Приводят примеры
Узнают и называют
12
о полезных ископаемых, используемых в строительстве
– граните, известняке
22
Песок. Глина
23
Горючие
полезные 1
ископаемые. Торф
1
Формирование представления
о полезных ископаемых, используемых в строительстве
– песке, глине
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
торфе
мые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел,
мрамор, гранит); называют
изученные полезные ископаемые; относят полезные
ископаемые к группе, используемых в строительстве;
имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемых.
Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок,
глина);
называют изученные полезные ископаемые; относят полезные ископаемых к группе,
используемых в строительстве; имеют представление о
назначении данной группы
полезных ископаемых.
Рассматривают рисунки и
рассказывают, что производят из песка и глины; дописывают предложения
Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называютизученные
полезные ископаемые, относят
торф к группе полезных ископаемых; имеют представление о назначении торфа.
представителей
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
выделяют
признаки
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
называют
полезные
ископаемые,
известные из других
Узнают и называют
представителей полезных ископаемых, используемых встроительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других источников;
объясняют свое решение.Заполняют
таблицу.
Сравнивают между собой
песок и глину
Узнают и называют
представителей горючихполезных ископаемых; выделяют признаки горючих полезных ископаемых и торфа,относят торф к раз13
Составляют рассказ по плакату «Что получают из торфа»
24
Каменный уголь
25
Добыча и использование 1
каменного угля
26
Нефть: внешний
свойства
1
вид
и 1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
каменном угле
личным группам с
учетом разных
классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые вкачестве удобрений).
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые;
относят
каменныйугль
к группе
полезных ископаемых.
Узнают
и называют
горючие
полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля
Формирование представлеОтносят каменный уголь к
ниео каменном угле, спосогруппе полезных ископаебах
мых; имеют представление о
добычи и значении каменного значении каменного угля.
угля
Подписывают на рисунках
способы добычи каменного
угля
Узнают и называют горючие полезные ископаемые
– каменный уголь; выделяют признаки каменного
угля; относят каменный
угль к группе полезных
ископаемых и горючих полезныхископаемых.
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
Узнают и называют горючиеполезные ископаемые;
Называют
изученные
полезные
ископаемые (нефть); относят нефть к
Относят каменный уголь
к различным группам; с
учетомразных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают
способы добычи каменного угля.
14
нефти
группе полезныхископаемых.
Описывают свойства нефти
выделяют признаки
нефти;относят нефть к
группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.
27
Добыча и использование 1
нефти
Формирование представления о
нефти, способах добычи и
значении нефти
Относят нефть к группе полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти.
Относят нефть к различнымгруппам с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные ископаемые); рассказывают о
способах
добычи нефти.
28
Природный газ. Добыча, 1
использование.
Правила
обращения с газом в быту
Называют
изученные
полезные
ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значенииприродного газа.
Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа; относят природный газ к различным
группам с учетом разных
классификаций
29
Черные
Сталь.Чугун
Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование
представление о природном
газе, способах добычии значении природного газа.
Формирование
умения
соблюдать правила безопасного
пользованиегазом в быту
Знакомство с черными металлами.Формирование представления о стали, чугуне,
способах полученияи использовании в
промышленности и в быту
металлы. 1
Называют черные металлы
Узнают и называют
(сталь, чугун), имеют
черныеметаллы – чугун
представление об иси сталь; знают способы
пользовании черных
получения черных меметаллов.
таллов; выделяютприРассматривают рисунки,
знаки черных металлов,
подчеркивают названия
свойства стали и чугуна.
предметов, изготовленных из Используя рисунки, запиметаллов, используя помощь сывают в рабочую
учителя
тетрадь названия предметов,
15
30
Цветные металлы
31
Благородные (драгоценные 1
металлы)
32
Охрана
ископаемых.
33
34
Контрольная
работа 1
«Полезные ископаемые»
Вода в природе. Роль воды 1
в
питании
живых
организмов
35
Свойства воды
1
полезных 1
1
Знакомство с цветными
металлами. Формирование представления об
алюминии имеди, способах получения и использовании в
промышленности и в быту
Формирование представления облагородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о
золоте, серебре,платине,
использовании в промышленности и в быту
Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство
с
мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых
Называют цветные металлы;
имеют представление об
использовании цветных металлов.
Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных
металлов,
составляют предложения с
этими словами
Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по
плану и с опорой на
предложения,
предложенные
учителем об охране полезных
ископаемых
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
знают способы получения
цветных
металлов;
выделяют признаки цветных
металлов
Узнают и называют
благородные (драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов
Узнают и называют полезныеископаемые; знают
способы охраны полезных
ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные
слова,
используя слова для справок
Формирование представлений о Рассказывают о воде в природе; Узнают на рисунках и
воде в природе и о значении о значении воды для растений, фотографиях и называют
водыдля растений и животных
животных, человека
воду в разных формах
существования в природе.
Формирование представлений о Называют свойства воды
Узнают и называют свой16
свойствах воды.
36
Растворимые
нерастворимые
Питьеваявода
и 1
вещества.
37
Прозрачная и мутная вода. 1
Очистка мутной воды
38
Три
состояния
Температура
и
измерение
воды. 1
ее
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Формирование представлений о Рассказывают
о
свойствах
свойствах воды, растворимых и питьевой воды и растворах,
нерастворимых веществах
называют растворы.
Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды
Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды.
Формирование представлений о различных агрегатных
состоянияхводы: твердое, газообразное, жидкое. Переход
воды из одного состояния в
другое
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
ства воды после демонстрации опытов; описывают
опыты, записывают выводы попроведенным
опытам. знают свойства
воды и использование
этих свойств вбыту.
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в естественных условиях и на
иллюстрациях и называютих; имеют представления о назначении растворов.
Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используютполученные знания при выполнении практических работ
(очистка воды отстаиванием,
фильтрованием).
Выделяют признаки воды вразных агрегатных
состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состояниемводы; умеют
использовать полученные знания при выпол17
нении практических работ совместно с учителем(измерение температуры воды).
39
Расширение
при 1
нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение
при замерзании
Формирование представлений Узнают и называют состояния
об изменении состояния воды воды
при
нагревании
и
под воздействием температуры
охлаждении.
40
Свойства
воды. 1
Лабораторная работа
41
Работа воды вприроде
1
42
Значение воды в
природе. Использование водыв быту,
промышленности
сельском хозяйстве
1
Формирование
умения Выполняют лабораторные
Выполняют лабораприменять знания о свойствах работы совместно с учиторные работы под
воды на практике, выполнять телем;
контролем учителя;
практические действия под называют свойства воды после прогнозируют
результаты
контролем учителя
проведения опыта
опытов,
описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Формирование представлений о Узнают и называют
Устанавливают взаимоработе воды в природе и последствия работы воды – зависимости между явизменениях,
которые оврагов, пещер, наводнений; лениями природы (рабопроисходятпод влиянием воды
подписывают
слова
на та воды и форма поверхрисунках
ности);называют по рисункам и подписывают
овраги, пещеры, ущелья
Формирование представлений о Знают значения воды для
Рассказывают о мерах,
значении воды для человека, жизни человека; называют
принимаемых для охразнакомство
с
мерами, (совместно с учителем)
ны воды; применяют
принимаемыми для охраны правила охраны воды в быту
знания обохране воды на
воды
(выключать воду, плотно
практике.
закрывать кран).
и
Узнают и называют состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделяют существенные признаки водыпри
замерзании и нагревании;
умеют использовать полученные знания в быту.
18
43
Вода в природе: осадки, 1
воды суши. Круговорот
воды в природе.
44
Воды суши: ручьи, реки
45
Воды суши: озера, болота, 1
пруды, водохранилища
46
Моря и океаны
1
1
Изучение значения воды в
природе.
Формирование
представлений о круговороте
воды в природе
Называют разные состояния
воды; узнают их на иллюстрациях: дождь, пар, облака,
тучи. Рассматривают схему
круговорота
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии
водына разных этапах ее
круговорота; устанавливаютпричинноследственные зависимости.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Рассказывают об образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия ручья от реки. Называют правила поведения у водоемов.
Формирование представлений о
водах суши: озера, болота,
пруды
Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях; называют изученные объекты
Рассказывают о
внешнемвиде озер,
болот, прудов,
водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании
Узнают моря и океаны на иллюстрациях и фотографиях;
называют изученныеобъекты.
Рассказывают о
внешнемвиде морей и
океанов, ихосновных
признаках, о значении
изученных водоемов.
Формирование представлений оводах суши: ручьях и
реках. Правила поведения у
водоёмов
19
47
Охрана воды
48
Контрольная
работа 1
«Вода»
Формы поверхности суши: 1
равнины, холмы,овраги
49
1
Формирование представлений Рассказывают
об охране воды и мерах, использовании воды.
принимаемых
по
охране
водоемов
об Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов;
применяют
знания об охране воды на
практике.
Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
Узнают и называют формы
поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях.
Выделяют существенные
признаки изученных форм
поверхности суши; называютхолмы и овраги, известные изличного опыта.
Выделяют существенные
признаки гор. Рассказывают о занятиях людей в
горах.
Устанавливают
простейшие
зависимости
между формой поверхности суши и
занятиями населения.
50
Горы
1
Формирование представлений
о
формах поверхности Земли.
Горы: внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в горах
Узнают и называют горы на
иллюстрациях и фотографиях. Называют занятия людей,
живущих в горах.
51
Почва – верхний слой 1
земли. Состав почвы
Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
о роли почвы в жизни растений.
52
Разнообразие почв
Формирование представлений о почве, ее образовании.
Знакомство с составом
почвы:перегной, песок,
глина, вода, воздух, минеральные соли.
Закрепление знания о роли
почвыв жизни растений
Формирование представле-
1
Называют виды почв (не
Узнают и называют почвы внатуральном виде в
естественных условиях и
на картинах. Называют
вещества, входящие в составпочвы и их значение.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Состав почвы»
Называют виды почв и
20
ний овидах почвы: черноземные, глинистые, песчаные. Знакомство с особенностями почв.
менее 2). Называют свойства
одного вида почв. Узнают
по описанию и подписывают на рисунках виды почв
53
Основное свойство почвы – 1
плодородие.
Обработка
почвы
Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении
Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки почвы для получения урожая.
54
Охрана почвы. Тест
Закрепление представлений о значении почвы.
Охрана
почв,
меры,
принимаемые для охраны почв
Рассказывают
55
Место России на
земном шаре. Знакомство с картой
1
1
о необходимости охраны
почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы.
Есть на Земле страна Россия- 13 часов
Формирование представлений о Называют название своей
России, размере территории, страны. Рассказывают, какие
климате, рельефе
формы поверхности есть в
России.
Рисуют Государственный флаг
ихосновные признаки;
выделяют существенные признаки разных
видов почв; устанавливают связи между
разными видами почв
и растительностью
Называют способы
обработки почвы в
зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи
обработки почвы с ее
плодородием;
умеют применять знания
о сезонной обработке
почвы на практике.
Называют вредные
воздействия на
почву:
костры, пожары, вырубкалесов, бытовой
мусор, химикаты, вода,
ветер; называют меры,
принимаемые для охраныпочв.
Называют особенности
климата и рельефа России; узнают на карте России рекии сушу (по цвету); устанавливают при21
России в тетради.
чинно- следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью иклиматом.
Называют моря, омывающиеберега России:
Черное море,Азовское
море, Балтийское море;
называют их основные
признаки.
Моря
и
океаны, 1
омывающие берегаРоссии
Знакомство
с
морями
и
океанами, омывающими берега
России
Рассказывают,
57
Горы и
равнины на 1
территории нашей страны
Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы
Узнают на иллюстрациях
различные
формыповерхности – горы, равнины;рассказывают,
что
натерритории России находятся горы и равнины.
Называют горы и равниныРоссии: ВосточноЕвропейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,Кавказские горы,
Уральскиегоры. Рассказывают об их основных
признаках.
58
Реки и озера России
1
Знакомство с реками и озёрами
России.
Знакомство
с
крупнейшими реками России
Узнают на иллюстрациях реки; рассказывают, что на территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Называют реки и
озераРоссии: 3–4
названия, называют
их основныепризнаки.
59
Москва – столица России
1
Называют
достопримечательности Москвы
с
опорой
наиллюстрации.
Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основныевиды транспорта
Москвы. Находят на кар-
56
Формирование представления остолице России – Москве, достопримечательности
чт
о территорию России омывают теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце,пляж).
22
60
61
Санкт-Петербург
Ярославль. Владимир.
Ростов.Города «Золотого
кольца»
1
1
Формирование представления огороде СанктПетербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
Узнают
и
называют
достопримечательности СанктПетербурга: разводные мосты,
Дворцовая
площадь
–
наиллюстрациях
и
фотографиях
Знакомство
с
городами Называют города Золотого
«Золотого кольца»: Ярославль, кольца: Ярославль,Владимир,
Владимир,
Ростов: Ростов.Рассказывают о досдостопримечательности,
топримечательностях городов
«Золотого кольца» с помощью
народные промыслы
учителя.
тинках иподписывают
достопримечательности
Москвы
Узнают и называют
Санкт- Петербург на картинках и иллюстрациях,
рассказывают об его основных
достопримечательностях
Называют города «Золотогокольца»: Ярославль,
Владимир, Ростов.
Называют основные
достопримечательности
62
Нижний Новгород, Казань, 1
Волгоград
Формирование представления огородах Нижний Новгород, Казань, Волгоград:
достопримечательности,
промышленность
Называют города НижнийНовгород, Казань, Волгоград Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь
на иллюстрации.
Узнают и называют городаНижний Новгород,
Казань,Волгоград; называют основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев
курган); называют города, известныеиз других
источников.
63
Новосибирск,Владивосток
Формирование представления огородах Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
Называют
города
Новосибирск,
Владивосток.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте
Узнают и называют города Новосибирск, Владивосток;называют основные
достопримечательности
городов; называют города,известные из дру-
1
23
гих источников.
64
Население
России
65
66
Контрольная работа « Есть 1
на Земле страна Россия»
Город, в котором мы живем 1
67
Экскурсия по городу Реж
68
и
народы 1
1
Неживая
природа. 1
Обобщающий урок
Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве
Называют
отдельных
представителей
народов
России.
Называют места, где проживает население России.Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское
население.
Формирование представлеПоказывают наиллюстрания освоей местности на
циях
основе уточнения и обобдостопримечательности
щения имеющихся знаний:
своего города с помощью
промышленность и
учителя. Называют
сельскоехозяйство,
промышленные
предприятия
достопримечательности.
своего региона
Расширение и закрепление
Называют и посещают
знанийо родном городе; о
достопримечательные места
важнейших
географических города.
объектах региона
Называют
важнейшие
географические
объекты
региона
Повторение- 1 час
Обобщение
и
закрепление Узнают и называют изупредставлений о предметах и ченные предметы неживой
явлениях неживой природы
природы на иллюстрациях, фотографиях;относят к
определенным группам.
Называют представителейнародов России.
Рассказывают о традициях,обычаях населения
России;занятиях городского и сельского населения.
Рассказывают о
достопримечательностях
своего города. Называют
промышленные предприятия
и направления сельского
хозяйства
своего региона
Рассказывают в
ходе экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем.
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах
24
и в натуральном
виде; относят
предметы неживой природык
разным группам
25
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Количество часов
Что такое природоведение?
Предметы и явления неживой и живой природы.
Небесные тела: планеты, звезды.
Солнечная система. Солнце.
Исследования космоса. Спутники. Космические корабли.
Полеты в космос.
Смена дня и ночи.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Контрольная работа « Живая и неживая природа».
Планета Земля. Оболочка Земли.
Значение воздуха для жизни на земле.
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Температура воздуха. Термометр.
1
15
Движение воздуха в природе. Ветер.
1
16
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
1
17
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
1
18
Охрана воздуха.
1
19
Контрольная работа «Воздух»
1
20
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.
1
21
1
22
Полезные ископаемые используемые в качестве строительных материалов.
Гранит. Известняк.
Песок. Глина.
23
Горючие полезные ископаемые. Торф.
1
24
Каменный уголь.
1
25
Добыча и использование каменного угля.
1
1
Дата
26
Нефть.
1
27
Добыча и использование нефти.
1
28
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.
1
29
1
30
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные
металлы. Сталь. Чугун.
Контрольная работа «Полезные ископаемые».
31
Благородные ( драгоценные) металлы.
1
32
Охрана полезных ископаемых.
1
33
Цветные металлы
1
34
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
1
35
Свойства воды.
1
36
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
1
37
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
1
38
Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.
1
39
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании.
Свойства воды.Лабораторная работа
1
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.
Воды суши: ручьи, реки.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Моря и океаны.
Охрана воды.
Контрольная работа «Вода».
Формы поверхности суши: Равнины, холмы, овраги.
Горы.
1
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Почва - верхний слой земли. Состав почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.
Охрана почвы. Тест
Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озера России.
Москва - столица России.
Санкт-Петербург.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Новосибирск, Владивосток.
Население и народы России.
Контрольная работа « Есть на Земле страна Россия»
Город, в котором мы живём.
Экскурсия по городу Реж.
Повторение по курсу: «Неживая природа».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
График экскурсий
Май
Экскурсия по городу Реж.
График контрольных работ
Контрольная работа « Живая и неживая природа».
Контрольная работа «Воздух»
Контрольная работа «Полезные ископаемые».
Контрольная работа «Вода».
Контрольная работа « Есть на Земле страна Россия»
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Март
Май
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности,
оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя,
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить
знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или
выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2
ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.
Вводная контрольная работа по предмету Природоведение 5 класс
Фамилия, имя, класс ____________________________________
1. Что такое природа
А. предметы, изготовленные человеком
Б. все, что находится вокруг нас и не создано руками человека
В. все, что нас окружает
2. Природа бывает:
А. живая
Б. неживая
В. неживая и живая
3. Сколько планет в Солнечной системе
А.7
Б.6
В.8
4. На какой планете мы живем
А.Юпитер
Б. Марс
В. Земля
5. Кто был первым космонавтом
А. Юрий Гагарин
Б. Валентина Терешкова
В. Герман Титов
6. Воздух – это:
А.Жидкость
Б. Газообразное тело
В. Твердое тело
7. При нагревании воздух:
А. Расширяется
Б. Сжимается
В. Не изменяет свой объём
8. К горючим полезным ископаемым относятся:
A. Торф, газ, нефть, каменный уголь
Б. Мрамор, песок, глина, мел
В. Известняк, гранит, песок, руда
9. К цветным металлам относятся:
A. Каменный уголь, торф
Б. Медь, золото, алюминий
В. Чугун, сталь
10. Вода в природе существует:
А. В одном состоянии
Б. В двух состояниях
В. В трёх состояниях
11. При нагревании вода:
А. Расширяется
Б. Сжимается
В. Остаётся без изменений
12. Вода начинает кипеть, когда достигнет температуры:
А. +10С
Б. +100С
В. +1000С
13. ПочваА. Верхний плодородный слой земли
Б. Полезное ископаемое
В. Минерал
14.Самая плодородная почва:
А. Песчаная
Б. Глинистая
В. Чернозёмная
Контрольная работа за 1 четверть по предмету природоведение 5 класс
Фамилия, имя, класс_________________________________________________
1.Закончи предложение:
Воздушная оболочка нашей планеты называется__________________________________
2.Что такое воздух?
_____________________________________________________________________________
3.Вставьте пропущенные слова в предложения.
Воздух – это смесь___________________________________. Он занимает_______________________
_____________________. Воздух сжимаем и ___________________.
4. Подчеркните свойства воздуха:
- воздух бесцветный
- воздух имеет запах
- воздух упругий и принимает форму предметов
- воздух имеет вкус
- воздух плохо проводит тепло
-воздух хорошо проводит тепло
5. Какое свойство воздуха используется в устройстве этих предметов:
6.Что является причиной загрязнения воздуха? (Подчеркните)
-выхлопные газы автомобилей
-выбросы ядовитых веществ промышленными предприятиями
-громкие звуки
-извержения вулканов
-полив городских улиц водой
7. (дополнительное задание)
Поразмышляйте: Воздух есть везде:в почве,горных породах,кусочке сахара, воде.Для доказательства присутствия воздуха в сахаре или почве их следует бросить в стакан с водой- начинают выделяться пузырьки воздуха. А как доказать наличие воздуха в воде?
Контрольная работа за 2 четверть по предмету природоведение 5 класс
Фамилия, имя, класс_________________________________________________
1.Полезные ископаемые – это…
а) горные породы и минералы
б) остатки сгнивших растений
в) верхний слой земли
2.Подчеркни твердые полезные ископаемые
Гранит, мрамор, каменный уголь, железная руда, песок, глина, торф, мел, нефть.
3.Подчеркни жидкие полезные ископаемые
Песок, нефть, минеральная вода.
4.Подчеркни газообразные полезные ископаемые
Природный газ, минеральная вода, нефть.
5.Месторождения – это…
а) места, где располагаются полезные ископаемые
б) предметы, изготовленные из полезных ископаемых
6.Продолжи:
Геологи - это _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.Подчеркни строительные полезные ископаемые
Гранит, известняк, песок, глина, торф.
8.Подчеркни горючие полезные ископаемые
Песок, торф, уголь, газ, нефть.
9.Подчеркни черные металлы
Железо, сталь, чугун, алюминий, медь, золото.
10.Подчеркни цветные металлы
Чугун, медь, цинк, олово, сталь, серебро, платина, железо, золото
Контрольная работа за 3 четверть по предмету природоведение 5 класс
Фамилия, имя, класс_________________________________________________
1. Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Вода ... при нагревании и ... при охлаждении. В воде растворяются^ некоторые вещества, потому что вода — хороший ... . Воду можно очистить с помощью ....
2. Какие свойства имеет вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.
Свойства
1.Не имеет цвета
2.Не имеет запаха
3.Расширяется при нагревании
4.Сжимается при охлаждении
5.Растворитель
6.Плохо проводит тепло
7.Прозрачность
8.Текучесть
3. Лед и снег - это вода:
а) в твердом состоянии
б) в жидком состоянии
в) в газообразном состоянии
4. Пар - это вода:
а) в твердом состоянии
б) в жидком состоянии
в) в газообразном состоянии
5. Что происходит с водой при нагревании?
а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит
6. Что происходит с водой при охлаждении?
а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит
7. Что происходит с водой при замерзании?
а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит
8. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется
б) вода, превращаясь в лед, сжимается
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано
9. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась
б) вода впиталась в поверхность пола
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
10. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
а) облако —» капелька воды —> поверхность океанов, морей, рек и суши —> испарение воды —» водяной пар —> облако
б) облако -» поверхность океанов, морей, рек и суши -> капельки воды —> водяной пар —» облако
в) облако —> водяной пар —> поверхность океанов, морей, рек и суши —> капелька воды —» облако
11. Как образуются овраги?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
12.Как люди борются с оврагами?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
______________
Годовая контрольная работа по предмету Природоведение 5 класс
Фамилия, имя, класс_______________________________________________________
1. Природа бывает:
А) живая
Б) неживая
В) неживая и живая
2. Из перечисленных объектов выберите объекты живой природы:
А) Б) В)
3. Какие из названных предметов изготовил человек?
А) ель
Б) олень
В) лопата
4. С чем связана смена дня и ночи?
А) с движением Земли вокруг Солнца
Б) с вращением Земли вокруг собственной оси
5. Сутки равны:
А) 12 часам
Б) 22 часам
В) 24 часам
6. Год равен:
А) 325 суткам
Б) 345 суткам
В) 365 суткам
7. Атмосферные осадки могут быть:
А) только жидкими
Б) только твердыми
В) жидкими и твёрдыми
8. На какой планете мы живем
А) Юпитер
Б). Марс
В). Земля
9. Кто был первым космонавтом
А). Юрий Гагарин
Б). Валентина Терешкова
В). Юрий Долгорукий
10. Назовите символы государства :
А) флаг
Б) Герб
В) гимн
Г) Все выше перечисленное
11. Столицей Российской Федерации является город ________________________
12. Как называются жители нашей страны:
А) Россияне
Б) Москвичи
В) Северяне
13. Кислород это:
А) самый важный газ для человека;
В) самый вредный газ для человека;
С) самый опасный газ для человека.
14. ПочваА). Верхний плодородный слой земли
Б). Полезное ископаемое
В). Минерал
15. Воздух состоит:
А) из одного газа
Б) из двух газов
В) из смеси газов
16. К горючим полезным ископаемым относятся:
А) Торф, газ, нефть, каменный уголь
Б). Мрамор, песок, глина, мел
В.) Известняк, гранит, песок, руда
17. Соедините стрелками:
Благородный металл нефть
Строительное полезное ископаемое золото
Горючее полезное ископаемое глина
нефть
золото
глина
18.Вода в природе существует:
А). В одном состоянии
Б). В двух состояниях
В). В трёх состояниях
19. Вода начинает кипеть, когда достигнет температуры:
А). +10С
Б.) +100С
В). +1000С
20.Какой отдых полезен для здоровья человека?
А) Постоянно смотреть телевизор
Б) Играть во дворе
В) Играть в компьютерные игры
21. Что можно делать в лесу?
А) Ломать ветки деревьев
Б) Собирать грибы и ягоды
В) Разорять гнезда птиц
22. Сколько градусов показывает термометр?