Рабочая программа, Предметно-практическая деятельность, 3 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Предметно Практические Действия
для обучающихся 3 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год

2. Пояснительная записка.
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая
деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям . Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов
заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной
отсталостью.
Цель обучения – формирование целенаправленных произвольных действий с различными материалами и предметами.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
 основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
 работа в коллективе (ученик – ученик);
 слушание и понимание инструкции педагога;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
 освоение простых действий с предметами и материалами;
 умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
 умение фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
 умение фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
 умение захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
 выполнять последовательно организованные движения;
 играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
 узнавать материалы на ощупь, по звуку.
3. Основные требования к умениям учащихся
Знать
Уметь
1-уровень
1-й уровень
 основные формы и цвета;
 узнавать
предметы по заданным






внешние признаки предмета;
как держать карандаш;
правила поведения на уроке;
звук музыкальных инструментов.








2-уровень
 основные формы и цвета;
 внешние признаки предмета;
 правила поведения на уроке.

2-уровень








признакам;
сравнивать предметы по внешним
признакам;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия
по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои
движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
классифицировать предметы по форме,
величине, цвету.
содержать в порядке свое рабочее;
узнавать предметы по заданным
признакам;
сравнивать предметы по внешним
признакам;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия
по инструкции;
классифицировать предметы по форме,
величине, цвету.

Программа формирования БУД
 Создавать благоприятный социально-психологический климат во время урока;
 умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу, подражанию;
 умение выполнять задание от начала до конца;
 умение выполнять задание с заданными параметрами;
 умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий.
4. Содержание учебного предмета
Раздел

Количество часов

Развитие моторики
10
8
Действия с предметами разного цвета
7
Действия с предметами разной формы:
5
Элементарное конструирование
4
Работа с мозаикой
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Предметно-практические действия» в 3А классе
№
Содержание
Количество
Дата проведения
п/п
часов
По плану
По
факту
I четверть - 10 часов
Развитие моторики
1. Введение. Вводный урок.
1
Инструктаж по технике
безопасности.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

Повторение и закрепление
умений, приобретенных в I и II
классах.
Сортировка мелких предметов
(гороха, крупы, бобов);
нанизывание колец пирамидки
(из 4—6 колец) с учетом
величины колец.
Нанизывание мелких бус на
шнур, леску; пристегивание
пластмассовых (деревянных)
бельевых прищепок.
Снятие предметов со стены.
Опускание объемных фигур в
соответствующие по форме
прорези коробки.
Разборка и складывание трех-,
четырех-, пятисоставной
матрешки.

1
1

1

1
1
1

8.
9.
10.

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

Перенос сосудов, наполненных
1
водой, с одного места на другое.
Выбор предмета (палки, ложки,
1
вилки) для доставания объекта из
сосуда
Нахождение в окружающей
1
обстановке предмета с заданным
признаком (определенного цвета,
формы, величины).
II четверть - 8 часов
Действия с предметами разного цвета
Определение и называние цвета
1
предмета
Соотнесение предметов по цвету
1
Составление простых сочетаний
1
из 2—3 цветов; группировка
однородных предметов по цвету.
Чередование предметов по цвету
1
через два элемента
Нахождение
предметов
по
1
указанному
цвету;
классификация предметов по
цвету.
Действия с предметами разной формы:
Формирование представлений о
1
геометрических фигурах (круг,
треугольник, квадрат);
различение
геометрических
фигур.
Составление
упорядоченного
1
ряда геометрических фигур.
Составление узоров различной
1
формы;
выкладывание
узоров
из
геометрических
фигур
по
образцу

1.
2.
3.
4.
5.

2.
4.
6.
9.

III четверть - 5 часов
Элементарное конструирование
Складывание из счетных
1
палочек: двухэтажный дом.
Складывание из счетных
1
палочек: грузовая машина.
Складывание из счетных
1
палочек: буквы алфавита.
Складывание разрезных
1
картинок из 5-6 частей
Складывание картинки из 4-х и
1
6-ти кубиков с картинками.
IV четверть – 4 часов
Работа с мозаикой
Выкладывание «чередующихся
1
рядов» из деталей трех цветов.
Дом с крышей и трубой.
1
Елочка.
1
Выкладывание хорошо знакомых
1
сюжетов по представляемому
образцу

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации
фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической
способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
8. Календарно-тематическое планирование
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебные пособия:
-Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2017. – 103с.: ил.
Программно-методическое обеспечение:
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.:
ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта
«Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
-Аппликация для малышей «По морям, по волнам». – Ростов на Дону: Проф-Пресс, 2013

-Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и
студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000.
-Левина М. 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 2000.
Оборудование и приборы:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные
коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные
пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.
Технические средства обучения:
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».