Рабочая программа по чтению Расчектаевой Валерии 3 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Актимирова Р.Р.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
» ________ 2016

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г

Рабочая программа по чтению
для обучающихся 3 класса
(АООП 1 вариант)

Составитель: Актимирова Р.Р.
учитель индивидуальноо обучения

Реж- 2025 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования ГБОУ «Центр «Дар»
Цель: учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам.
Задачи:
−
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
−
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового
чтения к чтению целым словом;
−
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя,
осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
−
развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о
непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки,
коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

Сведения о ребенке;
−
−
−
−
−
−

ФИО ребенка: Расчектаева Валерия Васильевна
Дата рождения: 07.08.2016
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж ул.Полякова дом 31
Мать: Расчектаева Екатерина Нуриксановна, тел. 89014140503
Отец: Расчектаев Василий Петрович

Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
2

Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень

правильно читать текст по слогам с

правильно читать вслух целыми словами;
постепенным переходом к правильному чтению целым

выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
словом двух- и трёхсложных слов;

давать элементарную оценку поступкам героев и событий;

отвечать на вопросы по фактическому

читать текст по ролям с использованием некоторых средств
содержанию прочитанного текста;
устной выразительности (после предварительного разбора).

определять главных действующих лиц
прочитанного произведения;

соотносить иллюстрацию с отрывком
определённого прочитанного и разобранного текста;

пересказывать текст или его часть с опорой
на картинный план или вопросы;

определять
особенности
интонации,
соответствующей характеру и поступкам героев (после
предварительного разбора);

выразительно
читать
наизусть
3-5
стихотворений.
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень

проявление эмоционального отклика на -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
произведения литературы;

способность
давать
элементарную -воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
адекватных
представлений
о
собственных

способность поддерживать коммуникацию со -сформированность
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
взрослыми и сверстниками;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

способность обращаться за помощью;

владение
разнообразными
средствами развивающемся мире;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
коммуникации;

элементарные представления о смысле взаимодействия;
некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
трудолюбие и др.), отражённых в литературных принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3

произведениях;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление

уважительное и бережное отношение к социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
людям труда и их деятельности.
разных социальных ситуациях;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
-проявление готовности к самостоятельной жизни.
Содержание учебного курса
Раздел
Дидактические единицы
Коррекционная работа
Здравствуй, школа!
Послоговое чтение трудных слов
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
Чтение стихотворений
-Работа с иллюстративным материалом
Беседы на заданную тему
-коррекция зрительного и слухового восприятия через
Чтение по ролям
узнавание, запоминание и воспроизведение алфавита;
Отгадывание загадок
-работа над коррекцией запоминания, сохранения и
Составление рассказа по данным картинкам
воспроизведения при заучивании стихотворения;
Анализ прочитанного текста
Учимся трудиться
Беседа о профессиях
-работа над выразительностью чтения;
Чтение и пересказ
-работа над коррекцией запоминания, сохранения и
Объяснение трудных слов
воспроизведения загадок, пословиц;
Заучивание наизусть
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
Подбор информации на предложенную тему
-работа с иллюстративным материалом
-упражнение «подбери слог (слово)»
Ребятам о зверятах
Чтение произведений о животных
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
Отгадывание загадок
-развитие навыка связного устного высказывания при
Заучивание наизусть
составлении ответов на вопросы;
Подбор информации на предложенную тему
-этические беседы
Чтение по ролям
Анализ прочитанного текста
Чудесный мир сказок
Чтение сказок разных народов
коррекция воображения, мышления;
Чтение по ролям
увеличение объема памяти на материале
Пересказывание сказок по картинкам
инсценирования
4

Времена года: Осень
наступила…; Зимушка –
зима;
Весна в окно стучится;
Здравствуй, лето!
Так нельзя, а так можно

Весёлые истории
Родина любимая

Анализ прочитанного текста

развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом

Заучивание наизусть
Чтение и пересказ
Ответы на вопросы после прочтения
Беседы с опорой на картинки.
Составление предложений
Чтение по ролям
Отгадывание загадок
Чтение произведений
Беседы о правильных и неправильных поступках
Составление предложений по картинкам
Подбор предложений из произведений
Анализ прочитанного текста
Составление предложений на заданную тему
Чтение рассказов, стихотворений
Пересказ
Работа с пословицами
Чтение произведений
Заучивание наизусть
Анализ прочитанного текста

-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
предложений;
-составление рассказов по наблюдениям в природе, по
сюжетным картинкам
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-развитие навыка связного высказывания
-упражнение «Исключи лишнее»
-коррекция и развитие внимания, мышления,
воображения при работе с произведениями;
-развитие навыка связного высказывания
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания при
составлении ответов на вопросы;
-этические беседы

Календарно-тематическое планирование – 136 часов
Тема

1. Правильное чтение и заучивание наизусть М. Садовский. Сентябрь. По В. Воскобойникову. Весёлая
улица
2. Осознанное чтение В. Берестов. Первое сентября. По В. Драгунскому. Завтра в школу
3.По Э. Шиму. Пятёрки
4.В.Бирюков. Кто лучшим будет
5.По В. Хомченко. Обида
6.Правильное чтение А. Аксёнова. Наша учительница
7.Здравствуй, школа! Обобщение.
8.Заучивание наизусть. О. Высотская. Осень. По Н. Сладкову.
9.По Ю. Ковалю. Последний лист.

Количество часов
1

Дата
4.09

1
1
1
1
1
1
1
1

5.09
6.09
9.09
11.09
12.09
13.09
16.09
18.09

5

10.Выразительное чтение. Обсыпается весь наш бедный сад…
11.По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе» В. Степанов. Воробей.
12.По А. Баркову. Лето на веревочке
13.Е. Благинина. Улетают, улетели … По Э. Шиму. Ворона и синица
14.По Л. Воронковой. За кормом для птиц
15.Выразительное чтение. Г. Ладонщиков. В октябре
16.По Н. Сладкову. Страшный невидимка
17.А. Заучивание наизусть. Плещеев. Осень наступила
18.По Н. Абрамцевой. Сказка об осеннем ветре
19.Н. Майданик. Доскажи словечко (Осенние загадки)
20.Осень наступила... Экскурсия в лес
21.Ю. Тувим. Всё для всех
22.По Д. Габе. Работа
23.В. Орлов. Мои помощники
24.По А. Потаповой. Бабушка и внучка
25.Б. Заходер. Повара
26.По М. Дружининой. Сюрприз
27.О. Высотская. Маргаритка
28.По В. Хомченко. Пуговица
29.Г. Ладонщиков. Портниха
30.В. Осеева. Пуговица
31.По В. Голявкину. Как я помогал маме мыть пол
32.По С. Баруздину. Как Алёшке учиться надоело
33.Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла
34.Учимся трудиться. Обобщение. Экскурсия в библиотеку
Дата

Раздел
Здравствуй,
школа! (7 ч)

Тема
1. Правильное чтение
и заучивание наизусть
М. Садовский.
Сентябрь.
По В.
Воскобойникову.
Весёлая улица

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.09
20.09
23.09
25.09
26.09
27.09
30.09
02.10
03.10
04.10
07.10
09.10
10.10
11.10
14.10
16.10
17.10
18.10
21.10
23.10
24.10
25.10
06.11

Содержание
- Слушание стихотворения.
Словарная работа. Определение
времени и места событий.
- Слушание рассказа.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении.

Достаточный уровень
Осознанно и правильно
читают текст вслух по
слогам и целыми
словами после
предварительного
анализа с соблюдением
пауз, с соответствующим

Минимальный уровень
Читают плавно по слогам.
Отвечают на вопросы
учителя.
Соотносят иллюстративный
материал с содержанием
текста с помощью учителя.
Пересказывают часть текста
6

2. Осознанное чтение
В. Берестов. Первое
сентября. По В.
Драгунскому. Завтра в
школу
3.По Э. Шиму.
Пятёрки
4.В.Бирюков. Кто
лучшим будет
5.По В. Хомченко.
Обида
6.Правильное чтение
А. Аксёнова. Наша
учительница
7.Здравствуй, школа!
Обобщение.
Экскурсия.
Осень
наступила…
(13 ч)

8.Заучивание
наизусть. О.
Высотская. Осень.
Экскурсия.
9.По Ю. Ковалю.
Последний лист.
10.Выразительное
чтение. Обсыпается
весь наш бедный
сад…
По Н. Сладкову.
11.По Н. Сладкову
«Сентябрь на дворе»
В. Степанов. Воробей.
12.По А. Баркову.
Лето на веревочке

- Слушание рассказа.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении.
- Слушание рассказа.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении
- Слушание. Словарная работа.
Высказывание своего
отношения к прочитанному.
- Слушание. Словарная работа.
- Слушание. Словарная работа.
- Слушание рассказа.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении.

- Наблюдения o характерных
сезонных изменениях в природе
осенью. Заучивание
стихотворения наизусть.
- Признаки осени. Словарная
работа.
- Словарная работа: красуются,
бедный сад. Работа над
выразительностью.
- Как сказать по-другому:
желтые метели? Беседа о
перелетных птицах.
- Как сказать по-другому:
журавли пошли в отлет,

тоном голоса и темпом
речи.
Вступают в контакт и
работают в коллективе
(учитель−ученик,
ученик– ученик, ученик–
класс, учитель−класс).
Слушают и понимают
инструкцию к учебному
заданию
Работают с несложной
по содержанию и
структуре информацией
Заучивают наизусть

по иллюстрациям.
Заучивают четверостишья
наизусть.

Слушают и понимают
инструкцию к учебному
заданию
Работают с несложной
по содержанию и
структуре информацией
Заучивают наизусть
Пересказывают
содержания
прочитанного текста по
вопросам;
Читают целыми
словами.
Знают приметы осени.
Знают авторов
изученных

Читают плавно по слогам.
Отвечают на вопросы по
иллюстрациям.
Соотносят иллюстративный
материал с текстом с
помощью учителя.
Отгадывают загадки, ищут
отгадки на картинках.
Заучивают четверостишья
наизусть.

7

13.Е. Благинина.
Улетают, улетели …
По Э. Шиму. Ворона
и синица
14.По Л. Воронковой.
За кормом для птиц
15.Г. Ладонщиков. В
октябре
16.По Н. Сладкову.
Страшный невидимка
17.А. Плещеев. Осень
наступила
18.По Н. Абрамцевой.
Сказка об осеннем
ветре
19.Н. Майданик.
Доскажи словечко
(Осенние загадки)
20.Осень наступила...
Экскурсия в природу.
Учимся
трудиться
(14 ч)

21.Ю. Тувим. Всё для
всех
22.По Д. Габе. Работа
23.В. Орлов. Мои
помощники
24.По А. Потаповой.
Бабушка и внучка
25.Б. Заходер. Повара
26.По М.
Дружининой.
Сюрприз
27.О. Высотская.
Маргаритка

журавли за собой лето тянут?
- Как сказать по-другому: аист
крылья полощет?
Знать стих. Наизусть.
Вспомнить названия птиц.
- Правильно читать слоги и
слова, отвечать на вопросы.

произведений. Слушают
объяснение учителя,
ответы товарищей,
умеют работать
самостоятельно.

- Что такое «закрома», «убрать
хлеб в закрома» (словарная
работа).
- Правила поведения в лесу, кто

такой невидимка?
- Что такое озимь? Знать
наизусть стихотворение.
- Слушают учителя, отвечают
на вопросы, работают
самостоятельно.
- Правильно читают слоги и

слова, отвечают на вопросы.
Выразительно читают.
- Объясни: ну а сапожник без
хлеба много ль нашьет,
натачает. Кров. Как сказать подругому: Шить сапоги.
- Слушать объяснение учителя,
ответы товарищей, работать
самостоятельно. Соблюдать
правильную осанку во время
работы.
- Что значит слово: посевают.
- Слушать объяснение учителя,
ответы товарищей, работать

Умеют работать с
книгой, слушать
учителя, работать по
инструкции. Правильно
читают текста.
Пересказывают
содержания
прочитанного текста по
вопросам;
Участвуют в
коллективной работе по
оценке поступков героев
и событий.

Работают с иллюстрациями к
тексту
Читают слоги и слова.

8

28.По В. Хомченко.
Пуговица
29.Г. Ладонщиков.
Портниха
30.В. Осеева.
Пуговица
31.По В. Голявкину.
Как я помогал маме
мыть пол
32.По С. Баруздину.
Как Алёшке учиться
надоело
33.Дж. Родари. Чем
пахнут ремёсла
34.Учимся трудиться.
Обобщение.
Экскурсия

самостоятельно. Соблюдать
правильную осанку во время
работы.
- Слушать объяснение учителя,
ответы товарищей, работать
самостоятельно. Соблюдать
правильную осанку во время
работы.

Умеют читать по ролям

- Слушание. Словарная работа.
Высказывание своего
отношения к прочитанному.
- Слушание стихотворения.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении
- Слушание рассказа.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении
- Слушание стихотварения.
Словарная работа. Упражнения
в выразительном чтении.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».