Рабочая программа по русскому языку Расчектаевой Валерии 3 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Актимирова Р.Р.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
» ________ 2016

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» _______20__Г

Рабочая программа по русскому языку
для обучающейся 3 класса
Расчектаевой Валерии
(АООП 1 вариант)

Составитель: Актимирова Р.Р.
учитель индивидуального обучения

Реж- 2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования ГБОУ «Центр «Дар»
Цель обучения: овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями
по русскому языку, воспитание интереса к родному языку.
Задачи обучения:

уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);

формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных
задач;

коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;

развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности

. 1.Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Расчектаева Валерия Васильевна
Дата рождения: 07.08.2016
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж ул.Полякова дом 31
Мать: Расчектаева Екатерина Нуриксановна, тел. 89014140503
Отец: Расчектаев Василий Петрович
2

Характеристика ребенка
Валерия обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями (1
вариант) на индивидуальном обучении с января 2025 года. До индивидуального обучения находилась в общем классе, в котором обучалась с
1 сентября 2023г.
Причиной для перевода Валерии на индивидуальное обучение - неконтролируемое поведение (девочка может откусить карандаш,
пластмассовую ручку, кожу с пальца, все бусинки и пуговицы с кофты так же находятся во рту, грызет пластмассовый стул, парту).
За время индивидуального обучения без уважительной причины занятия не пропускала. Валерия посещала школу 3 дня в неделю по
специальному щадящему режиму.
На первых занятиях Леру было сложно привлечь к учебной деятельности, т.к. преобладала игровая деятельность. Но к концу учебного
года Валерия начала спокойно воспринимать учёбу, выполнять задания до конца. Но выполнение заданий зависит от настроения девочки.
Уровень усвоения учебного материала по предметам:
Математика: Валерия считает до 10. Писать цифры не умеет. Цвета называет. Геометрические фигуры знает, называет, находит
похожие в пространстве предметы. По образцу строит из палочек простые по строению предметы (дом, лесенка, гриб и т.д). В тетради
пишет не аккуратно. При работе «рука в руке» начинает черкать, давит карандаш, ручку.
Чтение: Не читает, но называет буквы (может путать). В начале урока выполняет артикуляционную гимнастику. Называет
окружающие предметы, предметы, изображённые на картинке. Отвечает на вопросы по картинке. Может пересказать изученную или
знакомую сказку, учит стихи наизусть.
Русский язык: Выполняет пальчиковую гимнастику под контролем учителя. Может составить предложение (из 2 слов, затем — из 3)
по картинке. Ручку и карандаш держит. Ведущая рука - правая. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру с помощью
учителя. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры под контролем.
При самостоятельной работе черкает, нажимает с силой и может порвать листы в тетради.
3

На уроках технологии обучающаяся выполняет задание с помощью педагога, но может проявить и самостоятельность, например в
работе с пластилином, или в выполнении аппликации. Ножницами пользоваться умеет, но нужна помощь педагога.
При общении со старшими использует в речи слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» после напоминания. Санитарногигиенические навыки привиты недостаточно. После окончания уроков сама собирает свои учебные принадлежности.
Для Валерии индивидуальное обучение целесообразно, т.к. появилась положительная динамика (усидчивость, интерес к учёбе,
проявление самостоятельности, пытается складывать буквы в слоги, сложение и вычитание в пределах 10 по линейке или на счётных
палочках при помощи педагога). Но настрой на учёбу зависит от настроения, в котором Лера приходит на уроки.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-записывать слова с послоговым орфографическим

списывать слова с послоговым орфографическим
проговариванием;
проговариванием с помощью учителя;

различать гласные и согласные, ударные и

различать гласные и согласные, ударные и безударные
безударные гласные;
гласные с помощью учителя;

дифференцировать оппозиционные согласные

дифференцировать оппозиционные согласные звуки с
звуки;
помощью учителя;

делить слова на слоги, переносить части слова при

делить слова на слоги, переносить части слова при
письме;
письме с помощью учителя;

списывать текст целыми словами; писать текст под

списывать текст целыми словами (10-20
слов);
диктовку
(20
-25 слов), включая слова с изученными
включая слова с изученными орфограммами;

составлять предложения, восстанавливать нарушенный орфограммами;

составлять
предложения,
восстанавливать
порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;
нарушенный порядок слов в предложении;

выделять предложения из текста;
4


уметь располагать слова в алфавитном порядке с

выделять предложения из текста, восстанавливать
опорой на наглядность с помощью учителя.
нарушенный порядок слов в предложении;

уметь располагать слова в алфавитном порядке.
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-будет положительная мотивация и познавательный интерес к
-формирование целостного, социально ориентированного
изучению курса русского языка;
взгляда на мир;
-появится осознание языка как основного средства общения
-формирование уважительного отношения к иному
людей;
мнению, истории и культуре других народов;
- будет возможность договариваться и приходить к общему
-развитие адекватных представлений о собственных
решению;
возможностях;
-научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Содержание учебного курса
5

Раздел
1.Повторение

Дидактические единицы
Наша речь. Слово, слог как часть слова,
предложение, текст. Слова, отличающиеся одним
звуком, последовательностью и количеством
звуков в слове. Слова со стечением согласных.

Коррекционная работа
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы

2. Звуки и буквы

Алфавит. Слова с гласными и, ё, е, ю, я в начале
слова и после гласных. Согласные звонкие и
глухие, Написание слов с этими согласными.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё,
ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в
середине и конце слова. Практические упражнения
в чтении и написании слов с ь и
Ударение в словах
Деление слов на слоги
Написание гласных после шипящих.
Слова, обозначающие предметы: называние
предметов, признаков предметов. и их различение
по вопросам
Предлог, как отдельное слово (в, из, на, у, с, к, по,
под, над, от).
Написание собственных имён.

Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении
изображений
Упражнения «Исключи лишнее»
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты

3. Слово

4. Предложение

Предложение и текст.
Предложение по цели высказывания
Распространение предложений

Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы
Психологический настрой
Создание «ситуации успеха»
Проблемные ситуации
Работа с бланками (рефлексия)
Работа с перфокартами
Использование сигнальных карточек, схем
Упражнения на тренировку произвольного внимания,
запоминания
Упражнения «Подбери слово»
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты
6

5. Повторение

Звуки и буквы.
Слова, обозначающие предмет, действие, признак.
Предложение, составление и дополнение
Предлоги в предложении

Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты

Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Тема
1.Выделение предложения из текста
2. Предложение и его схема
3. Предложения-вопросы и предложения – ответы
4. Завершение начатого предложения
5. Различение набора слов и предложения
6. Порядок слов в предложении.
7. Предложение. Закрепление знаний
8. Вводная контрольная работа по теме «Предложение»
9.Знакомство с алфавитом
10.Звуки гласные и согласные
11. Ударение в словах
12. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове
13. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове
14. Порядок слов в предложении
15.Деление слов на слоги
16. Деление слов на слоги
17. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

7

18.Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога
19. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Звуки и буквы» (диктант с
грамматическим заданием)
20.Перенос части слова при письме
21. Твёрдые и мягкие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными
22.Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными
23.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я
24.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я
25. Буква мягкий знак (ь) на конце слова
26.Буква мягкий знак (ь) в середине слова
27.Различение твёрдых и мягких согласных
28.Различие твёрдых и мягких согласных
29.Написание жи - ши в словах
30.Написание ча – ща в словах
31.Написание чу - щу в словах
32.Написание жи – ши, ча – ща, чу - щу
33. Составление пар звонких и глухих согласных
34. Составление пар звонких и глухих согласных
Дата
Раздел
Тема
Повторение
(8 ч)

1.Выделение
предложения из
текста
2. Предложение и
его схема
3. Предложениявопросы и
предложения –
ответы
4. Завершение
начатого
предложения
5. Различение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание

-Определять количество
предложений в тексте,
опираясь на визуально
значимые атрибуты: большая
буква в первом слове и точка в
конце предложения (2-3
коротких).
-Выделять из текста
предложение на заданную
тему (о щенке).
-Уверенно читать схему
предложения; соотносить
схему с предложением.

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Повторяют правила записи
предложения.
Различают набор слов и
предложение.
Выделяют границы предложения
в тексте. Определяют количество
предложений в тексте, опираясь
на визуально значимые
атрибуты: большая буква в
первом слове и точка в конце
предложения (2-3 коротких
предложения).
Списывают предложения с

Повторяют правила
записи предложения с
опорой на наглядность.
Составляют
предложения по
сюжетной (предметной)
картинке с помощью
наводящих вопросов
учителя.
Определяют
количество
предложений в тексте,
опираясь на визуально
8

Звуки и
буквы (26 ч)

набора слов и
предложения
6. Порядок слов в
предложении.
7. Предложение.
Закрепление
знаний
8. Вводная
контрольная работа
по теме
«Предложение»

-Различать предложения вопросы и предложения ответы.
-Соблюдать правильные
интонации при повторном
прочтении.
- Различать предложение и
набор слов, опираясь на
наглядность (предметные,
сюжетная).

печатного текста.

значимые атрибуты с
помощью учителя:
большая буква в
первом слове и точка в
конце предложения (1-2
коротких
предложения).
Списывают
предложения с
письменного текста.

9.Знакомство с
алфавитом
10.Звуки гласные и
согласные
11. Ударение в
словах
12. Гласные
ударные и
безударные.
Выделение ударной
гласной в слове
13. Гласные
ударные и
безударные.
Выделение ударной
гласной в слове
14. Порядок слов в
предложении
15.Деление слов на
слоги
16. Деление слов на
слоги
17. Гласные буквы

-Познакомиться с
орфографическим словарем;
научиться находить в нем
нужную букву, ориентируясь
на её место в алфавите (в
начале, середине, ближе к
концу, между какими буквами
находится).

Учатся работать с
орфографическим словарём
(произносят звук, читают
название буквы).
Находят в словаре нужную
букву, ориентируясь на её место
в алфавите (в начале, в середине,
ближе к концу, между какими
буквами находится).
Находят ошибки в расположении
слов по алфавиту
Записывают слова в алфавитном
порядке.
Различают на слух гласные и
согласные звуки.
Называют гласные и согласные
звуки, обозначают их буквами на
письме.
Выделяют гласные и согласные
звуки в словах с опорой на схемы
звукового анализа слова.
Находят согласные на схеме
слова, составляют схему слова.

Различают звуки и
буквы.
Находят нужную букву
в орфографическом
словаре с помощью
учителя.
Называют буквы
правильно и
располагают их в
алфавитном порядке.
Списывают слова в
алфавитном порядке.
Различают гласные и
согласные звуки и
буквы.
Называют гласные и
согласные звуки,
обозначают их буквами
на письме.
Выделяют гласные и
согласные звуки в
словах с опорой на
схемы звукового
9

е, ё, ю, я в начале
слова или слога
18.Гласные буквы
е, ё, ю, я в начале
слова или слога
19. Контрольная
работа за 1
четверть по теме
«Звуки и буквы»
(диктант с
грамматическим
заданием)
20.Перенос части
слова при письме
21. Твёрдые и
мягкие согласные.
Различение
твёрдых и мягких
согласных перед
гласными
22.Различение
твёрдых и мягких
согласных перед
гласными
23.Обозначение
мягкости
согласных на
письме буквами и,
е, ё, ю, я
24.Обозначение
мягкости
согласных на
письме буквами и,
е, ё, ю, я
25. Буква мягкий

Записывают слова в тетрадь

анализа слова и с
помощью учителя.
Списывают слова в
тетрадь

10

знак (ь) на конце
слова
26.Буква мягкий
знак (ь) в середине
слова
27.Различение
твёрдых и мягких
согласных
28.Различие
твёрдых и мягких
согласных
29.Написание жи ши в словах
30.Написание ча –
ща в словах
31.Написание чу щу в словах
32.Написание жи –
ши, ча – ща, чу - щу
33. Составление
пар звонких и
глухих согласных
34. Составление
пар звонких и
глухих согласных
.

-

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».