Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы, «Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____20__г
Рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для обучающихся 3 «В» класса
АООП (2 вариант)
Составитель:
Учитель-логопед А.В. Дунина
г. Реж, 2025
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №
1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
Данная рабочая программа составлена на 2025/2026 учебный год для
обучающихся 3 «В» класса АООП интеллектуальные нарушения 2 вариант.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» для обучающейся определяет следующую цель и задачи:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и
зрительного восприятия, памяти, внимания.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю,
всего 68 часов. Форма проведения занятий - групповая, продолжительность 40
минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с
учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и
промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
первичной входящий аттестации
текущего мониторинга
промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу
обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в
своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение
(речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в
первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в
последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который
проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и
внеурочной деятельности один раз полугодие, а также анализа их поделок,
рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для
учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые
ниже требования по формированию результатов программы, могут быть
применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому
следует стремиться.
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.;
используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику,
графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
умеют различать речевые и неречевые звуки;
умеют подражать речевым звукам;
умеют использовать вербальные средства коммуникации.
I
На логопедических занятиях создаются
условия для предупреждения
I
или минимизации проявления
СОДЕРЖАНИЕ
трудностей
ОБУЧЕНИЯ
формирования первоначальных
навыков письма и чтения у обучающихся 3 «В» класса с системным
недоразвитием речи.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом
логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков,
самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Тематическое планирование
Дата
№
Тема
Колво
часов
1
2
Обследование звуко-произносительной стороны речи.
Обследование экспрессивной и импрессивной стороны
речи.
Двигательные упражнения для развития артикуляционной
моторики.
Артикуляционные упражнения для развития подвижности
языка.
Артикуляционные упражнения для развития подвижности
губ.
Сравнение звуков окружающей действительности.
1
1
Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а.
Конструирование буквы А, а.
Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о.
Конструирование буквы О, о.
Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе,
на доске, на парте. Шаблоны.
Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и
писать букву У, у. Конструирование буквы У, у.
Развитие фонематического слуха на гласные звуки А, О, У.
Различение гласных звуков. Закрепление звуко-буквенных
связей.
Сопоставление артикуляции звуков «а, о, у». Развитие
фонематического слуха.
Игровые упражнения со звуком М, м.
Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и
писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м.
Уточнение произнесения звука М, м.
1
17 Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки.
Составление предложений.
18 Предметы. Соотнесение предметов и их названий.
19 Умение отличать и имитировать речевые и неречевые
звуки.
20 Практическое упражнение «Слушай
и показывай
картинку».
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 Формирование понятий на основе сравнений и
классификаций. Лексика по теме: «Сезонные изменения».
22 Составление рассказа по картинному плану. Лексика по
теме: «Сезонные изменения».
23 Формирование понятий на основе абстракции и обобщения.
1
24 Составление рассказа по графическим опорам.
25 Артикуляционные упражнения для свистящих звуков.
1
1
26 Развитие фонематического восприятия на свистящие
звуки.
27 Формирование умения узнавать и писать букву С, с.
Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с.
28 Уточнение артикуляции звука С.
1
29 Формирование понятия «слово». Формирование умения
называть предметы.
30 Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».
1
31 Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с
опорой.
32 Узнавание буквы Х, х. Формирование умения узнавать и
писать букву Х, х. Конструирование буквы Х, х.
33 Развитие анализа и синтеза состава слога.
1
34 Работа со слоговыми схемами. Развитие фонематического
слуха.
35 Составление слогов со звуком С. Подбор слов и картинок.
1
36 Развитие звуко-буквенного анализа в слогах. Формирование
фонематического слуха.
37 Развитие анализа и синтеза состава слога.
1
38 Развитие анализа и синтеза состава слова.
1
39 Различение «длинных» и «коротких» слов.
1
40 Синтез слов из 3-х звуков.
1
41 Синтез слов из 3-4 звуков.
1
42 Деление предложений на слова. Ознакомление с делением
предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на
тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание
и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.
43 Упражнение в делении предложения, состоящего из двух
слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44 Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по
сюжетным картинкам.
45 Упражнение в составлении предложения из двух слов.
1
46 Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова.
1
47 Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и
писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н.
48 Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения
узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы,
ы.
49 Активизация и обогащение словаря по теме: «Овощи».
1
50 Формирование понятия «предложение».
1
51 Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л.
Конструирование буквы Л, л.
52 Узнавание буквы В,в. Умение узнавать и писать букву В,в.
Конструирование буквы В, в.
53 Игра «Соотнеси слово и картинку».
1
54 Подбор картинок к заданному предложению.
1
55 Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш.
Конструирование буквы Ш, ш.
56 Складывание букв.
1
57 Формирование умения складывать буквы из палочек,
полосок, ниток.
58 Формирование понятия «предложение».
1
1
1
1
1
1
1
59 Составление предложения по схеме.
60 Составление предложений по сюжетной картинке.
1
61 Развитие
фонематического
слуха.
Закрепление
артикуляторно-двигательных навыков.
62 Игровые упражнения для закрепления фонематического
слуха.
63 Составление предложений по картинному плану.
1
64 Составление простых предложений по сюжетным
картинкам.
65 Составление словосочетаний с опорой на предметные
картинки и опорные слова. Лексика «Раннецветущие
растения».
1
1
1
1
66 Конструирование предложений по графической схеме.
1
67 Обследование звуко-произносительной стороны речи.
1
68 Обследование экспрессивной и импрессивной стороны
речи.
1
Список используемой литературы.
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей.
– М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019
2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. СПб: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011
3. Баряева Л.Б., Лоигнова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению
грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб: «Союз»,
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и
рукотворным материалом. СПб: НОУ «Союз», 2005
5. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего»
ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии): пособие для
учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования. – Мозырь:
Белый Ветер, 2014
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развиваем речь малыша: Комплексная
методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
7. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015
8. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова Учимся говорить. 55 способов
общения с неговорящим ребенком Москва: Издательский центр «Техинформ»
МАИ, 1997