Рабочая программа по коррекционному курсу Логопедические занятия для 1Б класса на 2025-2026 год, учитель-логопед Дунина А.В.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные
программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №___от «__» ______2025г

Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающихся 1 «Б» класса
АООП (2 вариант)

Составитель: Дунина А.В.
Учитель - логопед

Реж – 2025
2

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
Данная рабочая программа составлена на 2025/2026 учебный год для
обучающихся 1 «Б» класса АООП интеллектуальные нарушения 2 вариант
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» для обучающейся определяет следующую цель и задачи:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю,
всего 68 часов. Форма проведения занятий - групповая, продолжительность
40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с
учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль
и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

первичной входящий аттестации

текущего мониторинга

промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу
обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в
своём развитии и на основе которого составляется логопедическое
заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация
3

проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная
аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме
практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий
мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во
время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие, а также
анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде
рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны,
приведённые ниже требования по формированию результатов программы,
могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к
которому следует стремиться.
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
- понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий и т.д.;
- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,
мимику, графические изображения, коммуникативные тетрадями;
- умеют различать речевые и неречевые звуки;
- умеют подражать речевым звукам;
- умеют использовать вербальные средства коммуникации.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание разделов
Наименование разделов
Обследование устной и письменной речи
Коммуникативное взаимодействие
Графические изображения
Выполнение простых инструкций
Развитие имитации артикуляционных упражнений
Мимика и эмоции
Подражание
Итого
4

Кол-во
часов
4
10
9
9
9
9
18
68

III. Тематическое планирование
№ п/п

Дата
план

Тема

факт

Кол-во
часов

Программное содержание

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем
речевом развитии;
- обследование речи:
-понимание обращенной речи;
- внятность речи.
-лексический строй речи.
Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации;
- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений;
- научить различать многозначность жеста;
- учить соотносить жест со словом. Уметь понимать значения жестов;
различать жесты и соотносить со словом.

1-2

Обследование
учащихся

2

3-4

Приветствие:
«Здравствуйте,
привет»

2

5-6

Приветствие:
«До свидания!»

2

Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со
словом.

7-9

Знакомство с
понятием: «Дай»
Знакомство с
понятием: «На»
Связь
указательного
жеста со словом:
форма согласия

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации;
- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и
соотносить жест со словом;
- научить различать многозначность жеста;
- воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом
общении. Развитие способности к использованию невербальных
(альтернативных) компонентов коммуникации.

10-11
12-13

2
2

5

Примечание

«ДА!»
14-15

Связь
указательного
жеста, карточек
со словом:
форма
отрицания
«НЕТ!»

2

16-17

Выражение
благодарности
«Спасибо»,
жестом, словом.

2

18-20

Выполнение
простых
инструкций:
«Посмотри на
меня» и т.д.

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации;
- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и
соотносить жест со словом;
- развивать
слуховые функции.
- расширять
рамки слухового восприятия.
Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных)
компонентов коммуникации; развитие
слухового внимания и восприятия
Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации;
- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и
соотносить жест со словом;
- развивать
слуховые функции.
- расширять
рамки слухового восприятия.
Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных)
компонентов коммуникации; развитие
слухового внимания и восприятия.
Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;
- развивать эмоциональное общение;
- побуждать к визуальному контакту;
- формировать умение слушать и слышать педагога. Развитие умения
6

Выполнение
простых
инструкций:
«Покажи
игрушку»
Имитация
элементарных
артикуляционны
х движений.
Рассматривание
фотографий.

3

обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его
интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям
взрослого.

9

Учить имитировать элементарные артикуляционные движения;
- развивать артикуляционный праксис в играх на подражание Побуждать
детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.

2

35-37

Семья
- «Показ
близких, детей,
кукол».
- «Работа над
словами: дай, на,
где, еще».

3

Учить узнавать сверстников, педагога на фотографиях.
- побуждать называть имена сверстников или указывать жестом.
Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.
Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;
- учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические
изображения, рисунки.
Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения.

38-39
40-42

Я – ребенок.
Части тела и
лица.
- «Лицо мое и
соседа».
- «Тело мое и
соседа»

2
3

43-45

Отождествление

3

21-23

24-32

33-34

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации;
-понимать графические изображения;
- учить детей пользоваться карточками и рисунками, для передачи
сообщения Формирование различных форм общения с близкими
людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный
контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании.
Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы); показывать
на себе и соседе части лица и тела.;
Учить детей отзываться на свое имя.
7

46-48

49-57

58-66

человека с
именем.
Отзывание на
свое имя.
Эмоции и
мимика:
- «Смех радость»;
- «Слезы грусть»;
- «Удивление»;
- «Злость»;
- «Страх»

Развитие
подражательноречевой
деятельности в
форме любых
звуков,
проявлений
Развитие
экспрессивной
речи.
- Подражание
крикам
животных.
- Подражание

Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку
в классе. Жест «я», «меня зовут». Дополнение недоговорённого
предложения жестом, картинкой.
3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами
коммуникации.
Научить распознавать эмоции. Учить использовать доступную мимику
для передачи сообщений.
Воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом
общении.
Учить различать и запоминать цепочки звукоподражаний. Уметь
распознать эмоции.
Уметь применять технику экспрессивного выражения эмоций.
Уметь использовать доступную мимику для передачи сообщений.
Уметь использовать ранее изученные жесты.

9

Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау, уа, ту-ту, кап-кап…»
Имитация движений под музыку. Жест «приветствие ». (Прослушивание
и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка
«Репка»)

9

Совершенствовать навыки звукоподражания;
- учить соотносить звуки с реальными Выполнение действий по образцу:
с игрушкой,
на примере предметных картинок;
работа над пониманием простых инструкций.
Показ действий в привычных ситуациях
Расширение пассивного глагольного словаря с помощью картинок:
8

67-68

музыкальным
инструментам.
-Подражание
транспортным
шумам.
Обследование

действия, совершаемые одним лицом; действия, совершаемые разными
лицами; нахождение названной или показанной картинки среди
других.предметами.

2

- обследование вербальной (невербальной) речи:
-понимание обращенной речи;
- внятность речи.
-лексический строй речи.

9

Список используемой литературы:
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.:
Дрофа, 2007
2. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с
неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ,
1997 год, 88 страниц
3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7
лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими
нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А.
Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
5. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых школьников / Книга для учителя. М., 1993.
6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для
логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.:
Издательство Гном и Д, 2008. -64 с
7. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей
с использованием инновационных технологий: [пособие для учителядефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.:
ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
8. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком. -М.: Теревинф, 2004.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».