Рабочая программа коррекционно развивающих занятий педагога-психолога для 3В класса на 2025-2026 год, педагог-психолог Дунина А.В.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____20__г

Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
для обучающихся 3 «В» класса
АООП (2 вариант)

Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина

г. Реж — 2025

I Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности
сенсорных свойств, качеств, признаков, сформировать у обучающихся правильное многогранное полифункциональное
представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе.
Задачи обучения:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов
окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного
воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения
в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и
признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного
познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов
и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.
В соответствиис учебным планом рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в ТМНР классе (2
ступень) рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:



Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

при сотрудничестве (этические нормы).


Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.



Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.



В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,

при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся должны знать:


правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.

Обучающиеся должны уметь:


владеть карандашом, ручкой, кистью;



раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;



конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;



прекращать движение в нужной точке;



рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;



согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;



последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;



выполнять творческие работы из пластилина по образцу;



конструировать несложные предметы без опоры на образец;



точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;



выполнять выразительные движения;



выполнять упражнения на дыхание и расслабление;



знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;



выполнять пальчиковые упражнения;



выполнять графические работы под диктовку;



принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;



самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;



играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;



адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.

Тактильно-двигательное восприятие

Обучающиеся должны знать:
- специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение
отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
- делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при
помощи ощупывания;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.
Восприятие особых свойств предметов
Обучающиеся должны знать:
- особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);
- продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);
- основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.
Обучающиеся должны уметь:
- различать простые запахи (приятные - неприятные);
- сравнивать и различать разные вкусы;
- определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).

Восприятие формы, величины, цвета
Обучающиеся должны знать:


различать наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);



оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;



узнавать и показывать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;



разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Обучающиеся должны уметь:


чертить основные геометрические фигуры;



выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;



определять на ощупь величину предметов;



анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);



использовать цвет по назначению;



сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине.



определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.



различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Восприятие временных отношений
Обучающиеся должны знать:


недели

меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни



единицы измерения времени (сут., нед., мес.).



часы, их составляющие (циферблат, стрелки).



соотносить времена года с названиями месяцев

Обучающиеся должны уметь:


определять времени по часам (с точностью до 1 часа).

Развитие зрительного восприятия
Обучающиеся должны знать:
- правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей,
определение их соотношений.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;
- распознавать основные эмоции;
- узнавать предмет по части;
- выделять предмет из группы;
- определять картинку к заданному эталону;
- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
Развитие слухового восприятия
Обучающиеся должны знать:

- шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.
Обучающиеся должны уметь:
- различать речевые и неречевые звуки;
- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;
-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
- различать характер мелодии (веселая – грустная).
Восприятие пространства
Обучающиеся должны знать:
- понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.
Обучающиеся должны уметь:


ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;



ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;



обозначать словом направления движения;



располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;



словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;



целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;



быстро и точно передвигаться в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и
пр.);
-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности,
материалов;
-определение времени по часам;
-описания предметов окружающей действительности;
-обогащения чувственного опыта у детей.
Содержание разделов курса (68 часов)
Раздел 1. Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (1
час)
Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация
движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие
быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки,
формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность
работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение
на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со
средней мозаикой.

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов
(вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний
— легкий).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние
конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация
движений и поз (повадки животных, природные явления).
Раздел 4. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических
ощущений) (6 часов)
Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное),
обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие
чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех
предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (16 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб,
шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина,
толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета
к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (тричетыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей
на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Раздел 6. Восприятие пространства (6 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение
словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных
предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между
конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия (6 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в
предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение
наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в
исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Развитие слухового восприятия (6 часов)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка,
ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по
характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 9. Восприятие времени (10часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки,
неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Раздел 10. Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (1 час)

Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Наименование разделов и тем
Исследование психомоторики и сенсорных процессов.
Развитие моторики, графомоторных навыков
Тактильно-двигательное восприятие
Восприятие особых свойств предметов
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Восприятие пространства
Развитие зрительного восприятия
Развитие слухового восприятия
Восприятие времени
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов
Итого:

Всего часов
1
10
6
6
16
6
6
6
10
1
68

Календарно – тематическое планирование
N
Тема
п/п
1.
Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование
групп для коррекционных занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков
2.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога,
состоящей из двух звеньев.
3.
Координация движений - игра «Тир», Координация движений - игра с
мячом.
4.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Координация
движений игра обручем.
5.
Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
6.
Развитие умения контролировать сменяемость действий.
7.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
рисование по трафарету
8.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
рисование по трафарету
9.
Штриховка в разных направлениях.
10. Работа с ножницами. Аппликация.
11. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие
12. Формирование ощущений от статических и динамических движений
различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело),

Кол часов
1
10 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 часов
1

13.

14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

вербализация ощущений.
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами
(мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы
плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.
Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Игра «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений)
Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
Вкусовые качества - сырое — вареное, сладкое – горькое. Обозначение
словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.
Сравнение трех предметов по весу -тяжелый — средний — легкий.
Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами.
Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины
(размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине,

1

1
1
1
1
6 часов
1
1
1
1
1
1
16 часов
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.

37.

38.
39.
40.

по цвету и форме).
Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из
геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из
геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из
геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с
разрезами по диагонали).
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с
разрезами по диагонали).
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с
разрезами по диагонали).
Предметно – практическое повторение.
Предметно – практическое повторение.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше;
движение в заданном направлении, обозначение словом направления

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
6 часов
1

41.
42.

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

движения.
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше;
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном
поле листа.
Словесное
обозначение
пространственных
отношений
между
конкретными объектами.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Предметно – практическое повторение.
Развитие зрительного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие
зрительной памяти.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек,
предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения).
Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной
последовательности.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Предметно – практическое повторение.
Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные
и речевые звуки).
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

1
1

1
1
1
6 часов
1
1
1
1
1
1
6 часов
1
1
1

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

68.

Различение по голосу знакомых людей.
Подражание звукам окружающей среды.
Предметно – практическое повторение.
Восприятие времени
Порядок месяцев в году.
Порядок месяцев в году
Времена года.
Времена года.
Работа с графической моделью «Времена года».
Работа с графической моделью «Времена года».
Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по
часам (с точностью до 1 часа).
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов
Исследование психомоторики и сенсорных процессов, итоговая
диагностика.

1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».