Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор
«Утверждаю»
________
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
/Н.И.Шляпникова /
Н.И.Шляпникова
Приказ №
от
Приказ
«
№
» ___от «___» _______20__Г
________ 2016
Рабочая программа по русскому языку(ЧФУ)
для обучающихся 4 «А» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ельцова Л.И.
учитель первой квалификационной категории
Реж- 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся интеллектуальными
нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования ГБОУ «Центр «Дар»
Цель: овладение элементарными знаниями по русскому языку, воспитание интереса к родному
языку.
Задачи обучения:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений;
обучение связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных умений и
навыков;
развитие произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к
языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Место курса в учебном плане – часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный,
минимальный. На основании заседания консилиума № 250 от 13 августа 2025 года класс разделен на
два уровня: минимальный и достаточный.
К достаточному уровню относятся: Леонтьев Арсений, Санников Тимофей, Филиппова Анна
К минимальному уровню относятся: Романов Алексей, Кибардин Артём, Продан Гавриил (и.о.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
различать звуки и буквы;
различать гласные и согласные
уметь
дать
характеристику звуки и буквы; ударные и безударные гласные
гласных и согласных звуков с опорой на звуки; оппозиционные согласные по звонкостиглухости, твердости-мягкости;
образец и опорную схему;
делить слова на слоги для
списывать
рукописного
и
печатного текста целыми словами с переноса;
орфографическим проговариванием;
списывать по слогам и целыми
записывать под диктовку текст, словами с рукописного и печатного текстов с
включающий
слова
с
изученными орфографическим проговариванием;
орфограммами (30 - 35 слов);
записывать под диктовку слова и
короткие
предложения
(2 - 4 слова) с
дифференцировать и подбирать
слова различных категорий по вопросу и изученными орфограммами;
грамматическому
значению
(название
обозначать мягкость и твердость
предметов, действий и признаков предметов); согласных звуков на письме гласными буквами
составлять и распространять и буквой "ь" (после предварительной
предложение, устанавливать связи между отработки);
2
словами с помощью учителя, уметь ставить
знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
делить текст на предложения;
выделять тему текста (о чем идет
речь), выбирать один заголовка из нескольких,
подходящий по смыслу;
самостоятельная записывать 3 - 4
предложения из составленного текста после его
анализа.
дифференцировать и подбирать
слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
составлять
предложения,
восстанавливая в них нарушенный порядок слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделять из текста предложения
на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы
текста и выбора заголовка к нему.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-формирование целостного, социально
-будет положительная мотивация и
ориентированного взгляда на мир в его
познавательный интерес к изучению курса
органичном единстве природной и социальной русского языка;
частей;
-появится осознание языка как
-формирование уважительного
основного средства общения людей;
отношения к иному мнению, истории и
- будет возможность договариваться и
культуре других народов;
приходить к общему решению;
-развитие адекватных представлений о
-научатся оказывать в сотрудничестве
собственных возможностях, о насущно
необходимую помощь;
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной
жизни;
-владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
-способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем,
принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному
3
отношению к материальным и духовным
ценностям.
Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Количество
часов
1. Предложение и его схема. Распространение
1
предложений
2. Выделение в предложении названий предметов,
1
действий и признаков
3.Гласные звуки и буквы. Соотнесение кол-ва гласных
1
и слогов в слове
Тема
4. Ударные и безударные гласные. Их различение
5. Одинаковое написание гласных в ударной и
безударной позиции.
6. Различение твёрдых и мягких согласных
1
1
7. Упражнения в написании жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах.
8. Упражнения в написании гласных после шипящих.
9. Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё,
ю, я
10. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без
него
11. Различение сходных по буквам слов с
разделительным мягким знаком
12. Упражнения в написании слов с (Ь) и перенос слов
13. Наблюдение за парными согласными на конце слова
14. Название предметов, действий и признаков
предметов
15. Название предметов. Различение их по вопросам
кто? Что?
16.Выделение названий предметов из предложения
17. Различение названий предметов по вопросам кого?
Чего?
18. Различение названий предметов по вопросам кому?
Чему?
19. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
людей и кличках животных
20. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень,
улиц
21.
Распространение
предложений
словами,
обозначающими признаки предмета, по вопросам
22. Написание предлогов со словами.
23. Выделение предложения из текста
24. Завершение начатого предложения
25. .Порядок слов в предложении
26. Составление предложений из слов.
27. Связь слов в предложении
28. Вопросительные предложения
1
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
29. Восклицательные предложения
30. Правописание гласных и согласных в слове
31. Название предметов, действий, признаков
32. Предлоги.
33. Звонкие и глухие согласные.
34. Выделение предложений из текста.
1
1
1
1
1
1
Материально-техническое обеспечение:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
учебник Э. В. Якубовской, Я.В.Коршуновой «Русский язык» для 4 класса
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы М., «Просвещение», 2019г.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах
вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
5