Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № __ от «___»_______20___г
Рабочая программа по математике (ЧФУ)
для обучающихся 4 «А» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ельцова Л.И.,
учитель первой квалификационной категории
Реж- 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «Центр «Дар»
Цель
обучения: повышение
уровня
общего
развития
обучающихся,
социальная
реабилитация
и
адаптация обучающихся
с интеллектуальным нарушением в современном
обществе.
Задачи обучения:
формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с
алгоритмом;
формирование знаний о геометрических фигурах, формирование умения называть их
части, строить фигуры с помощью инструментов;
формирование умения применять первоначальные математические знания для решения
учебно-познавательных и практических задач.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика». На
изучение учебного предмета «Математика» по учебному плану в 4 классе отводится 4 часа в
неделю, 34 учебных недели, 136 часов в год.
Место курса в учебном плане – часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный,
минимальный. На основании заседания консилиума № 250 от 13 августа 2025 года класс разделен на
два уровня: минимальный и достаточный.
К достаточному уровню относятся: Леонтьев Арсений, Санников Тимофей, Филиппова Анна
К минимальному уровню относятся: Романов Алексей, Кибардин Артём, Продан Гавриил
(и.о.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
знать числовой ряд 1—100 в
знать числовой ряд 1—100 в
прямом и обратном порядке, считать,
прямом порядке и откладывать, используя
присчитывая, отсчитывая по единице и
счетный материал, любые числа в пределах
равными числовыми группами по 2, 5, 4, в
100;
пределах 100; откладывать, используя счетный
знать названия компонентов
2
материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов
сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл
арифметических действий сложения и
вычитания, умножения и деления (на равные
части и по содержанию), различать два вида
деления на уровне практических действий,
знать способы чтения и записи каждого вида
деления;
знать таблицы умножения всех
однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и
деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц
умножения и деления, пользоваться
таблицами умножения на печатной основе, как
для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в
примерах в 2-3 арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство
сложения и умножения;
выполнять устные и письменные
действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знать единицы (меры) измерения
стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные
при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с
полным набором знаков в мелких мерах: 5 м
62 см, 3 м 03 см;
знать порядок месяцев в году,
номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления
порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
определять время по часам
тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все
изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать,
моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые,
незамкнутые кривые, ломаные линии,
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить,
моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников,
сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических
действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части);
знать таблицу умножения
однозначных чисел до 6; понимать связь
таблиц умножения и деления, пользоваться
таблицами умножения на печатной основе, как
для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в
примерах в два арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство
сложения и умножения; выполнять устные и
письменные действия сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения
стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные при
счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определять время по часам хотя
бы одним способом; решать, составлять,
иллюстрировать изученные простые
арифметические задачи;
решать составные
арифметические задачи в два действия (с
помощью учителя);
различать замкнутые,
незамкнутые кривые, ломаные линии,
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать
взаимное положение двух прямых, кривых
линий, фигур, находить точки пересечения без
вычерчивания;
знать названия элементов
четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника
на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различать окружность и круг,
чертить окружности разных радиусов.
3
окружностей, находить точки пересечения;
знать названия элементов
четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге;
чертить окружности разных
радиусов, различать окружность и круг.
.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
-осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
-способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей
действительности;
-готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный,
-социально ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной и социальной
частей;
-самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной
ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
Минимальный уровень
-появится положительное отношение и
интерес к изучению математики;
-научатся признавать собственные
ошибки.
-будет возможность участвовать в
обсуждении совместной работы;
научатся задавать вопросы с целью
получения информации;
научатся обращаться за помощью и
принимать помощь;
Календарно-тематическое планирование-34 ч
Календарно – тематическое планирование – 34 часа
№
Тема
Количество
Дата
часов
1 Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного
1
состава чисел (40+3, 43-3, 43-40).
2
Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение,
1
вычитание).
3
4
5
Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы и измерения
величи(меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин.
Знакомство с мерой длины –миллиметром. Запись: 1 мм.Соотношение:
1 см = 10 мм.
Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 +
45; 45 – 2).
1
1
1
4
6
Вычитание двузначных чисел(54 – 21; 54 – 24; 54 - 51).
1
7
.Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглыхдесятков (50 –
4; 50 – 24).
Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100(100 – 4; 100 –
24).
1
9
Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние,
моделирование.
1
10
Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена
сложения умножением; замена умножения сложением (впределах 20)
Порядок действий в числовыхвыражениях без скобок в 2
арифметических действия (сложение, вычитание, умножение).
Решение задач на деление по содержанию и на равные части.
1
Сложение двузначного числа соднозначным числом с переходом через
разряд (38+5)приемами устных вычислений.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через
разряд (34-5) приемами устных вычислений.
Табличное умножение числа 3 впределах 20.
1
1
18
Нахождение произведения наоснове знания переместительного
свойства умножения с использованиемтаблиц умножения.
Деление по содержанию (по 4).Дифференциация деления на равные
части и по содержанию.Решение задач.
Выполнение табличных случаевделения на 5 с проверкой.
19
Табличные случаи умножениячисла 6 в пределах 100.
1
20
Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицыпростых
арифметических задачна нахождение стоимости.
Табличные случаи умножениячисла 7 в пределах 100.
1
Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с
данной («большев…»). Составление числового выражения.
Уменьшение в несколько разпредметной совокупности, сравниваемой с
данной («меньше в…»). Составлениечислового выражения
Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение наоснове
знания закономерностей построения.
Составление и решение простых арифметических задач, содержащих
отношения «меньше в…», «больше в…».
Таблица деления на 9, еесоставление с использованием таблицы
умножения числа 9.
Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный
прием) вида: 45-13.
Письменное сложение ивычитание как способ проверкиустных
вычислений.
1
Сложение двузначного и однозначного чисел с переходомчерез разряд
(письменный прием) вида: 25+7.
Вычитание двузначного числа из круглых десятков (письменный прием)
вида: 60-23.
Вычитание однозначногочисла из двузначного числа с переходом через
разряд (письменный прием) вида: 34-5.
1
8
11
12
13
14
15
16
17
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
32
33
34
Взаимное положение наплоскости геометрических фигур: узнавание,
называние, моделирование.
Решение примеров снеизвестным слагаемым, обозначенным буквой
«х».
Простые арифметическиезадачи на нахождение неизвестного
слагаемого.
1
1
1
Материально-техническое обеспечение
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4
классы» под редакцией В.В.Воронковой М., «Просвещение», 2010 г.
Программа М. Н. Перова, В. В. Эк. Математика / Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. «Просвещение»
Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва
«Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева
Т.В., Эк В.В., Москва «Просвещение», 2018г.
Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.
6