Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___от «___» ______
Рабочая программа по миру природы и человека
для обучающихся 3 класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ивакина Н.А.
учитель первой квалификационной категории
Реж- 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «ГБОУ «Центр «Дар»
Цель: углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
узнавать и называть изученные объекты на
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде
иллюстрациях, фотографиях;
в естественных условиях;
правильно и точно называть изучаемые
иметь представление о взаимосвязях между изученными
объекты и явления живой и неживой природы;
объектами, их месте в окружающем мире;
называть сходные объекты, отнесенные к
относить изученные объекты к определенным группам с
одной и той же изучаемой группе;
учетом оснований для классификации;
иметь представление об элементарных
давать краткую характеристику своего отношения к
правилах безопасного поведения в природе и обществе;
изученным объектам;
знать основные требования к режиму дня
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их
обучающегося и понимать необходимость его выполнения; признаки;
знать основные правила личной гигиены и
знать правила гигиены частей тела;
выполнять их в повседневной жизни;
знать отличительные существенные признаки групп
ухаживать за комнатными растениями, объектов;
кормить зимующих птиц;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в
составлять
описательный
или природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
повествовательный рассказ из 3-5 предложений
изученных объектах по предложенному плану.
об
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию
изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические
нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять
активность
в
организации
совместной
деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно
взаимодействовать с объектами окружающего мира;
использовать сформированные умения при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Будет возможность:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
- определять и высказывать под руководством педагога эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
самые простые общие для всех людей правила поведения;
сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и
воспитание эстетических потребностей видеть красоту
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые природы, ценностей и чувства любви к природе;
правила поведения, делать выбор, при поддержке других
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми
участников группы и педагога, как поступить.
в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой
- осознать себя как ученика, заинтересованного природой.
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей;
- понимать личную ответственность за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Содержание учебного курса
Раздел
Дидактические единицы
Коррекционная работа
Неживая природа
Солнце в разные времена года
Развитие навыка связного высказывания
Восход и закат
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Календарь: настенный. Отрывной
Этические беседы
Представление о воздухе и его значение
Работа с иллюстративным материалом
Термометр.
для увеличения объема внимания
Сезонные изменения.
Элементарные представления о ветре и
направление
Времена года.
Признаки
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Упражнение «Исключи лишнее» (классификация
понятий)
Слуховые диктанты, тесты
Просмотр презентаций с послед. обсуждением
Этические беседы
Составление рассказов по наблюдениям в природе
Живая природа
Части растений и сравнение Приспособление Описание предметов по картинному плану.
- Растения
к разным условиям жизни.
Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении
- Животные
Сад, огород, овощи, фрукты.
изображений предметов.
- Человек
Плоды. Ягоды. Грибы
Отгадывание загадок
Дикие и домашние животные.
Просмотр презентаций с послед. обсуждением
Значение домашних животных для человека.
Этические беседы
Птицы: перелётные. зимующие
Упражнение «Исключи лишнее» (классификация
Дыхание человека, профилактика простудных понятий)
заболеваний
Окружающая среда и здоровье
Продукты питания.
Органы пищеварения.
Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Тема
Количество часов
Дата
1. Осень. Осенние месяцы.
1
09.09
2.Растения и животные осенью.
1
16.09
3.Занятия людей осенью.
1
23.09
4. Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе.
1
30.09
5.Солнце в разные времена года
1
07.10
6.Восход, закат солнца.
1
14.10
7. Календарь
1
21.10
8. Воздух. Значение воздуха. Термометр
1
11.11
9. Ветер. Направления ветра.
1
18.11
10.Сравнение растений
1
25.11
11.Части растений
1
02.12
12.Растения сада.
1
09.12
13.Лес. Плоды и семена
1
16.12
14. Лесные ягоды
1
23.12
15.Грибы. Травы.
1
16.Дикие животные: лось, кабан, заяц
1
17.Домашние животные: корова, свинья, кролик
1
18.Птицы. Перелётные и зимующие.
1
19.Птицы. Хищные и певчие.
1
20. Зима. Зимние месяцы.
1
21.Растения и животные зимой.
1
22.Занятия людей зимой.
1
1
23 Экскурсия в парк «Быстринский». Наблюдение за изменениями в природе.
24.Дыхание человека
1
25.Профилактика простудных заболеваний. Экскурсия в мед учреждение
1
26.Кровь. Сердце. Пульс.
1
27.Окружающая среда и здоровье человека.
1
28. Питание человека
1
29. Весна. Весенние месяцы.
1
30.Растения и животные весной.
1
31. Занятия людей весной. Экскурсия в природу
1
32.Лето. Летние месяцы.
1
33. Растения и животные летом.
1
34. Занятие людей летом. Экскурсия в парк
1
Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Дата
Раздел
Тема
Содержание
Достаточный уровень
Осень (4)
1. Осень. Осенние месяцы.
2.Растения и животные
осенью.
3.Занятия людей осенью.
4. Экскурсия в лес
Наблюдение за
изменениями в природе.
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы
на вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды осенью
Рассматривают рисунки
Описывают объекты
природы по
представлениям
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассказывают о
животных и птицах
осенью
Заучивают
стихотворение
Участвуют в беседе
Высказывают свое
мнение
28.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Минимальный
уровень
Рассматривают
рисунки
Описывают
объекты природы
по рисункам
Читают часть
текста
Отвечают на
вопросы с опорой
на картинке
Рассказывают о
животных и птицах
осенью по картинке
Читают
Знакомятся с названиями
зимующих и перелетных
птиц: клест, снегирь
соловей с опорой на
ранее полученные знания
Неживая
природа (5)
5.Солнце в разные
времена года
6.Восход, закат солнца.
7. Календарь
8. Воздух. Значение
воздуха. Термометр
9. Ветер. Направления
ветра..
стихотворение
Участвуют в беседе,
дополняют
высказывания
товарищей
Знакомятся с
названиями
зимующих и
перелетных птиц: с
опорой на ранее
полученные знания
Рассматривание схем,
Просматривают видео
Просматривают
дифференциация схем,
Отвечают на вопросы с
видео
определение частей суток,
опорой на картинки
Рассматривают
времен года по схемам.
Составляют режим дня по схемы
Соотнесение схемы со
картинке самостоятельно Отвечают на
временем года. Чтение текста,
Прослушивают текст
вопросы с опорой на
ответы на вопросы.
Обсуждают и
картинки
Рассматривание иллюстраций. анализируют правила
Составляют режим
Проведение практической
хорошего сна.
дня по картинке с
работы. Отгадывание загадки.
Просматривают видео о
помощью учителя
Словарная работа – термометр, воздухе
Прослушивают текст
север, юг, восток, запад;
Читают текст
Обсуждают правила
флюгер, компас Чтение текста, Отвечают на вопросы
хорошего сна.
ответы на вопросы.
Рассматривают рисунки
Составляют
Рассматривание показаний
Выполняют
словосочетание и
термометра, дифференциация
практическую работу
предложение со
показаний
под руководством
словарным словом
учителя
– термометр с
Составляют
помощью учителя
словосочетание и
Читают текст
предложение со
Отвечают на
словарным словом вопросы о
термометр
термометре с
Читают текст
помощью учителя
Отвечают на вопросы о
Рассматривают
термометре
показания
Рассматривают показания термометра
термометра
Рассказывают о показаниях
термометра
Растения (6)
10.Сравнение растений
11.Части растений
12.Растения сада.
13.Лес. Плоды и семена
14. Лесные ягоды
15.Грибы. Травы.
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение
объекта, называние. Зарисовка
частей растения. Подпись
названия частей растения.
Составление рассказа по
последовательным схемам.
Составление описательного
рассказа
Просматривают видео
Рассматривают рисунок
Показывают и называют
3-4 вида растений в
натуральном виде
Сравнивают и
распознают растения по
их признакам: деревья,
кустарники, травы в
натуральном виде и по
картинкам
Срисовывают растения в
рабочую тетрадь
Отвечают на вопросы о
шипах на растении
Животные
(4)
16.Дикие животные: лось,
кабан, заяц
17.Домашние животные:
корова, свинья, кролик
18.Птицы. Перелётные и
зимующие.
19.Птицы. Хищные и
певчие.
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
картинок. Дифференциация и
сравнение объектов.
Составление описательного
рассказа по картинке,
отгадывание загадок
Выработка правил ухода за
домашними животными,
запись правил в тетрадь
Зарисовка объекта
Рассматривают
иллюстрации
Находят и называют 3-4
диких и домашних
животных на картинках:
кабан, лось, заяц, медведь
Составляют рассказ о
диких и домашних
животных
Записывают 2-3
названия животного в
тетрадь
Читают текст
Заучивают
стихотворение
Просматривают
видео
Рассматривают
рисунок
Показывают 2-3 вида
натуральных
растений
Сравнивают 2-3
растения по их
признакам: деревья,
кустарники, травы в
натуральном виде
Срисовывают
растения в рабочую
тетрадь
Отвечают на
вопросы с опорой на
картинки о шипах на
растении
Рассматривают
иллюстрации
Находят и
называют диких и
домашних
животных на
иллюстрациях с
помощью учителя
Составляют
краткий рассказ о
диких и домашних
животных по
картинке.
Списывают
название 1-2
Называют 3-4 детеныша
диких животных
Зима (4)
20. Зима. Зимние месяцы.
21.Растения и животные
зимой.
22.Занятия людей зимой.
23 Экскурсия в парк
«Быстринский»
Наблюдение за
изменениями в природе..
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы
на вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды зимой
Рассматривают рисунки и
схемы
Называют 3-4 признака
зимы и зимние месяцы
по картинке
Составляют рассказ о
зиме
Составляют предложения
со словарными словами:
снегопад, метель, вьюга
Читают текст
Выполняют задания по
календарю.
Сравнивают и описывают
3-4 по картинкам
Составляют рассказ о
жизни животных и птиц
зимой
Называют 3-4 зимующие
птицы по картинке
животных в
тетрадь
Читают часть
текста
Читают часть
стихотворения
Называют 2-3
детеныша диких и
домашних животных
по картинке
Рассматривают
рисунки и схемы
Называют 2-3
признака зимы и
зимние месяцы в
естественных
условиях
Составляют краткий
рассказ о зиме по
картинке
Составляют
словосочетания со
словарными
словами: снегопад,
метель, вьюга с
опорой по картинке
Читают часть текста
Выполняют задания
по календарю с
помощью учителя.
Сравнивают 2-3
растения по
картинкам с
помощью учителя
Составляют
краткий рассказ о
жизни животных и
птиц зимой по
картинке
Называют 2-3
зимующие птицы по
картинке
Человек (5)
24.Дыхание человека
25.Профилактика
простудных заболеваний.
Экскурсия в мед
учреждение
26.Кровь. Сердце. Пульс.
27.Окружающая среда и
здоровье человека.
28. Питание человека
Рассматривание картинок,
называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа
(описательного, по схеме, по
плану). Словарная работа:
трахея, бронхи, легкие.
Рассматривание схемы: показ и
называние объектов.
Называние и запоминание
правил гигиены дыхания.
Чтение стихотворений
Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Рассматривают схемы
Находят органы дыхания
человека на рисунке
Наблюдают за дыханием
человека в естественных
условиях
Проговаривают 2-3
правила проветривания
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний и питание
человека
Весна (3)
29. Весна. Весенние
месяцы.
30.Растения и животные
весной.
31. Занятия людей весной.
Экскурсия в природу
.
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков весны по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы
на вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
Наблюдают за
изменениями погоды
весной в естественных
условиях
Определяют 3-4 признака
весны по схемам,
иллюстрациям
Читают текст
Прослушивают
вводное слово
учителя
Рассматривают
рисунки
Отвечают на
вопросы с опорой на
картинки
Рассматривают
схемы
Находят на рисунке
органы дыхания
человека
Наблюдают за
дыханием человека
Проговаривают 1-2
правила
Читают часть
стихотворения
Проговаривают 1-2
правила
профилактики
простудных
заболеваний и
питание человека
Наблюдают за
изменениями погоды
весной в
естественных
условиях
Определяют 2-3
признака весны по
иллюстрациям
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды осенью
Составляют рассказ о
весне по картинкам
Называют и описывают
весенние месяцы и
занятия людей весной
Отгадывают загадки
самостоятельно
Работают с календарем по
заданиям
Лето (3)
32.Лето. Летние месяцы.
33. Растения и животные
летом.
34. Занятие людей летом.
Экскурсия.
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков лета по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы
на вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды осенью
Называют летние месяцы
и 3-4 признака лета
Определяют 3-4 признака
лета по схемам
Составляют рассказ о
лете по иллюстрациям
Работают над смыслом
поговорки
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Читают часть текста
Составляют краткий
рассказ о весне по
иллюстрациям
Называют весенние
месяцы и занятия
людей весной
Отгадывают загадки
по картинке про
животных
Работают с
календарем по
заданиям с помощью
учителя
Называют летние
месяцы и 2-3
признака лета с
помощью учителя
Определяют 2 -3
признака лета по
схемам,
иллюстрациям.
Составляют краткий
рассказ о лете по
иллюстрациям и
опорным словам
Работают над
смыслом поговорки
с помощью
наводящих вопросов
Читают часть
стихотворения
Отвечают на вопросы
с опорой на картинки
Контрольно-измерительные материалы по миру природы и человека
«Мир природы и человека», 3 класс, 1 четверть
Фамилия, имя ученика
1.
Определи и напиши времена года.
2.
Назови и напиши осенние месяцы:
,
3.
.
,
.
,
.
Назови и напиши летние месяцы:
,
6.
,
назови и напиши весенние месяцы:
,
5.
.
Назови и напиши зимние месяцы:
,
4.
,
Допиши приметы осени:
Осенью в садах созревают
.
У деревьев листья становятся
.
Зайцы и белки сменили
.
С наступлением холодов насекомые
Птицы
День становится
.
в теплые края.
, ночь становится
Мир природы и человека. 3 класс, 2 четверть.
Фамилия, имя
Сколько всего времен года?
o
3
o
4
o
5
Выбери признаки осени.
o
Часто идет дождь, и дует резкий холодный ветер.
o
Дети катаются на лыжах и коньках.
o
Птицы улетают на юг в теплые края.
o
Набухают почки, и появляются молоденькие листочки.
o
Листья на деревьях краснеют, желтеют, вянут и опадают.
o
Дети купаются в реке и загорают на солнце.
Что такое проталина?
o
Место, где растаял снег и открылась земля.
o
Трещина во льду на реке.
Что такое ливень?
o
Сильный дождь
.
o
Сильный снег
Что такое метель?
o
Снегопад и сильный ветер
o
Человек, который метет снег
Что такое листопад?
o
Явление, когда опадают листья
o
Явление, когда распускаются листья
Отметь первый весенний цветок
o
астра
o
подснежник
К какому времени года относятся понятия: "ручьи", "капель", "сосульки".
o
осень
o
лето
o
весна
o
зима
Отметьте летние месяцы.
o
Март
o
Июнь
o
Декабрь
o
Февраль
o
Июль
Что делают дети зимой на улице?
o
играют в футбол
o
строят снежную крепость
o
лепят снеговика
o
пускают кораблики в ручьях
o
собирают желуди и разноцветные листья
o
катаются на лыжах, коньках, санках
Мир природы и человека. 3 класс, 3 четверть
Фамилия, имя ученика
1.
Напиши названия частей растений.
2.
Обозначь дерево, куст, траву.
3.
Назови растения сада:
Деревья
Ягодные кустарники
Травы и цветы
4.
Назови растения леса:
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Кустарники
Травы
Лесные ягоды
5.
Назовите грибы:
Съедобные
Несъедобные (ядовитые)
«Мир природы и человека», 3 класс, 4 четверть.
Фамилия, имя ученика
1.
животных.
Вспомни, каких диких животных ты знаешь. Напиши названия трёх диких
2.
Вспомни, каких домашних животных ты знаешь. Напиши названия трёх
домашних животных.
3.
Рассмотри рисунок. Найди и напиши голову, глаз, клюв, крылья, хвост,
лапы, тело с перьями.
4.
Рассмотри рисунок и напиши, где трахея, бронхи, лёгкие.
5.
Напиши названия 3 продуктов:
Молочные продукты
Мясные продукты
Овощи
Фрукты
«Мир природы и человека». 3 класс. Итоговый тест.
Фамилия, имя ученика
1.
Вспомни и напиши времена года
2.
Вспомни и напиши зимние месяцы
3.
Вспомни и напиши летние месяцы
4.
Вспомни и напиши весенние месяцы
5.
Вспомни и напиши осенние месяцы
6.
ноября.
7.
Найди и отметь в календаре даты 23 марта, 12 июля, 18 августа, 3
Подумай и напиши, где дерево, куст, трава.
8.
Вспомни и напиши 3 названия растений:
Хвойные деревья
Лиственные деревья
Деревья сада
9.
Вспомни и напиши названия частей растений корень, стебель, лист, цветок, ствол, ветви, крона.
10.
Вспомни и напиши названия 3 диких животных.
11.
Вспомни и напиши названия 3 домашних животных
12.
Рассмотри картинку и напиши, где клюв, голова, глаз, крылья, хвост, лапы, тело с перьями.
13.
Напиши 3 названия продуктов:
Молочные продукты
Мясные продукты
Фрукты__________________
Овощи
______________________
______________________
________________
________________
Материально-техническое обеспечение и литература
- комплект наглядных материалов для организации индив., фронтальной работы
-сюжетные, предметные картинки по временам года
-домашние и дикие животные
-муляжи овощей, фруктов
- ноутбук, интерактивная доска для показа презентаций
1.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром .Ч 1 – М.: Баласс; Школьный дом,
2010.
2. Матвеева Н.Б. и др Мир природы и человека 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы в 2 частях. М.: «Просвещение» 2021 год
3 Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.:
Мозаика-Синтез, 2009
4.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды.- М.: Айрис-пресс, 2007
19