Рабочая программа по коррекционному курсу Логопедические занятия для 7В класса на 2025-2026 год, учитель-логопед Дунина А.В.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные
программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №___от «__» ______2025г

Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающихся 7 «Б» класса
АООП (2 вариант)

Составитель: Дунина А.В.
Учитель - логопед

Реж – 2025
2

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
Данная рабочая программа составлена на 2025/2026 учебный год для
обучающихся 7 «Б» класса АООП интеллектуальные нарушения 2 вариант.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для
обучающейся определяет следующую цель и задачи:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной
и
импрессивной
речевой
деятельности
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и
зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68
часов. Форма проведения занятий - групповая, продолжительность 40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом
классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и
промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

первичной входящий аттестации

текущего мониторинга

промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу
обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём
развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое
представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели
сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая
(с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется
через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за
обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие, а
3

также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде
рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по
формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем
обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
- понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий и т.д.;
- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику,
графические изображения, коммуникативные тетрадями;
- умеют различать речевые и неречевые звуки;
- умеют подражать речевым звукам;
- умеют использовать вербальные средства коммуникации.
II Содержание программы
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических
средств языка. Учить понимать в речи отдельные порядковые числительные (один,
много), согласовывать числительные с существительными с продуктивными
окончаниями (много столов, много грибов т.д.) Учить понимать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -к. Учить дифференцировать
названия предметов по категории одушевленности \ неодушевленности. Учить
понимать некоторые наиболее часто употребляемые глаголы. Формировать
первоначальные навыки произношения. Учить понимать некоторые названия
геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.), основные цвета (красный,
синий, зеленый, черный).
Развитие произносительной стороны речи. Учить различать речевые и
неречевые звуки. Учить определять источник звука. Учить дифференцировать
звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков,
имеющихся в речи ребенка. Учить вызывать отсутствующие звуки. Учить
отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Учить
запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным
ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов,
состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пэ).
4

5

№
п\п

1-4

5-7

Дата
проведения
План
Факт

Календарно – тематическое планирование
(68 часов)
Наименование разделов, тем уроков
Кол-во
Содержание коррекционной работы
часов
Обследование экспрессивной речи;
Обследование общей координации;
Обследование мелкой моторики;
Обследование строения мышц
артикуляционного аппарата;
Обследование произносительной
стороны речи
1. Мы знакомимся «Имя».
2. Мы знакомимся «Имя». Запоминание
имен товарищей.
3. Мы знакомимся «Имя».
Игра «Переложи игрушку»

4

Употребление в речи слов – здравствуйте, до
свидания, спасибо, меня зовут. Запоминание имен
товарищей.
Игра «Разложи» Игра «Переложи игрушки».
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих
рук)
. Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание
одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Формирование предпосылки к деловому общении.,
учить обращаться друг к ругу по имени

3

6

Примечание

8-10

1. Части тела.
2. Уход за собой
3. Органы артикуляционного аппарата

3

1113

1. Большой – маленький
2. Тепло – холодно
3. Игрушки

3

1417

Различение звуков окружающей
действительности

4

игра: «Кто быстрее»
2. «Покажи где…»
3. арт. Гимнастика упр. для выработки воздушной
струи,
Формировать представление о теле в целом, учить
соотносить образ представления с целостными
образами, реального предмета, действовать путѐм
примеривания;
Формировать представление о теле в целом, учить
соотносить образ представления с целостными
образами, реального предмета, действовать путѐм
примеривания;
Понятия: большой – маленький. Игра «Разложи»
Игра «Кукла и куколка» Игра «У кого большой
мяч?»
2. Называние игрушек. Согласование
прилагательных с существительными. Игра
«Солнышко и дождик» Игра «Чудесный мешочек»
3. Игра «Найди свою игрушку» Игра «Весѐлая
Катюша» Игра: найди свою игрушку
Дружба
Укреплять мышцы арт. аппарата, вырабатывать
воздушную струю
Отгадывание загадок. Упражнения в
звукоподражании. Называние диких животных.
Использование глаголов звучания (рычит).
Игра: На чѐм играл зайка
; Д.и. Игра «Чей голос»
Игры: Кто как кричит.
Кто тебя позвал.
Говори и слушай
Дружба
7

1821

1. Звукоподражание на звук [а]. Буква
А.
2. Уточнение артикуляции звука [а].
Артикуляционная гимнастика.
3. Узнавание буквы среди других. Игра
«Чудесный мешочек»

4

2225

1. Звукоподражание на звук [у]. Буква
У.
2. Уточнение артикуляции звука [у] .
Артикуляционная гимнастика.
3. Узнавание буквы среди других. Игра
«Чудесный мешочек»
Развитие понимания речи.

4

1. Цветное лото. Звук [м].
2. Игра «кто быстрее принесѐт
картинку». Звук [м].

4

2628

2932

3

Учить прислушиваться к неречевым звукам,
вызывать интерес и внимание к ним; показать, что
неречевые звуки могут о чѐм-то сообщать,
предупреждать.
Фрукты. Согласование прилагательного «круглый»
с названием фруктов. Школа. Класс. Учебные
принадлежности
«Покачай-передай».
«Весѐлая логоритмика. Е.Железнова» «Вместе с
нами»
«Аэробика. Е.Железнова»
Учить прислушиваться к речевым звукам,
соотносить их с предметами; учить
звукоподражанию
Составление предложений со словами,
содержащими звук У в начале слова. «Ходим,
ходим, стоп». Весѐлая логоритмика» Е.Железнова

Игра: Вперѐд! Назад! На месте!; Угадай на ощупь
П.У. Заветный мешочек
Игра: Внизу – наверху
Развивать координацию движений, общую
моторику, внимание, чувство равновесия, речь.
Учит необходимым артикуляционным
упражнениям; развивать фонематический слух;
активизировать звукоподражание Игра « Весѐлые
ладошки
игра «кто быстрее принесѐт картинку»

8

3336

1. Оденем куклу на прогулку».
Автоматизация [м] в начале слова.
2. Игра «Кто как голос подаѐт»

4

3740

1. Развитие речи на звукоподражание.
Звук [о].
2. Игрушки. Автоматизация «о» в
начале слова.

4

4144

Закрепление звуков [А] [У] [О] [М]

4

4548

1. Развитие речи на звукоподражание.
Звук [х].
2. Игра «Согрей руки» . Звук [х].
3. «Подуй на плечо» . Звук [х].

4

4951

Автоматизация [х] в начале слова.

3

Укрепить мышцы арт. аппарата; вызвать аморфные
слова со звуком Игра на развитие общей моторики;
Формирование предпосылки к деловому общении.,
учить обращаться друг к ругу по имени
Учить необходимым артикуляционным
упражнениям; развивать фонематический слух;
активизировать звукоподражание;
Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги).
Выделение ударного гласного после согласного
Игра «Море волнуется»
Формировать представление о теле в целом, учить
соотносить образ представления с целостными
образами, реального предмета, действовать путѐм
примеривания;
Выделение последнего согласного в слове.
Звуковой анализ и синтез обратного слога Дружба
«Четвертый лишний», «Найди и исправь ошибки»,
«Много-нет»
Укреплять мышцы арт. аппарата, вырабатывать
воздушную струю
Учить необходимым артикуляционным
упражнениям; развивать фонематический слух;
активизировать звукоподражание
Дружба; Учить прислушиваться к неречевым
звукам, вызывать интерес и внимание к ним;
показать, что неречевые звуки могут о чѐм-то
сообщать, предупреждать.
Выделение начального согласного перед гласным.
Звуковой анализ и синтез прямого слога Покачайпередай».CD «Весѐлая логоритмика. Е.Железнова»
«Вместе с нами» CD «Аэробика. Е.Железнова»
«Четвертый лишний», «Запомни, повтори,
9

положи» Учить прислушиваться к речевым звукам,
соотносить их с предметами; учить
звукоподражанию
5254

1.«Кто в гости пришел? »
2 Игра «Лошадка»
Игры на фонематический слух

3

Развивать устойчивость слуховосприятия,
соотношения звука с образом звучащей игрушки,
нахождение звучащего предмета на картине,
обозначать предмет облегченным словом.
Активизировать речь детей, совершенствовать
понимание речи взрослого; учить
звукоподражанию
Чистоговорки
Да-да-да, в ручейке бежит вода.
Ду-ду-ду, за водой сейчас пойду
Ды-ды-ды, принесу домой воды

5558

Развитие понимания речи
Игры: Найди игрушку для лисы
2. Помоги коту и рыбаку добраться до
дома

4

5960

Чтение русской народной сказки
«Колобок». Дидактическое упражнение
«Играем в слова»

2

6162

Звуковая культура речи: звуки п, пь.
Дидактическая игра «Ярмарка»

2

63

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

1

Закрепить гласные звуки, учить выделять их из
ряда звуков, развивать речь на звукоподражание
Игра: Угадай на ощупь
Игры: Найди игрушку для лисы , Помоги коту и
рыбаку добраться до дома
Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К.
Ушинского).
Пальчиковая гимнастика За работу Упражнять
детей в образовании слов по аналогии.
С помощью дидактической игры побуждать детей
вступать в диалог, употреблять слова со звуками п,
пь.
Наши ручки замерзают Упражнять в отчетливом и
правильном произношении звуков п, пь.
Познакомить детей с русской народной сказкой
«Снегуруш ка и лиса» (обраб. М. Булатова), с

10

64

Повторение сказки «Снегурушка и
лиса». Дидактические игры «Эхо»,
«Чудесный мешочек»

1

6566

1.Звуковая культура речи: звуки м, мь.
2. Дидактическое упражнение «Вставь
словечко»

2

67

Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога).
Дидактическое упражнение на
звукопроизношение (дидактическая
игра «Что изменилось»)
Индивидуальное обследование речи

1

68

образом лисы (отличным от лисиц из других
сказок).
Пальчикоавая гимнастика «Елка» Упражнять в
выразительном чтении отрывка — причитания
Снегурушки.
Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и
лиса».
1. Речевая зарядка «Бу-бу, я рогатый»
лит. н. потешка
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
Упражнять в произношении слов со звуком э (игра
«Эхо»), в определении качеств предметов на
ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
Дружба Упражнять детей в четком произношении
звуков м, мь в словах, фразовой речи;
способствовать воспитанию интонационной
выразительности речи.
Продолжать учить детей рассматривать сюжетную
картину, помогая им определить ее тему и
конкретизировать действия и взаимоотношения
персонажей, профессии»

1

11

Список литературы
1. Н.Г. Андреевой «Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников»под ред. Р.И. Лалаевой.— М. :Гуманитар, изд.
центр ВЛАДОС, 2006
2. А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей» - М.: «АСТ-ПРЕСС
КНИГА», 2008
3. В.Дмитриев «1000 обучающих игр и упражнений для самых умных
малышей»-М.: Астрель, СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008
4. О.В.Елецкая, Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности:
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква.
Логопедическая тетрадь. — М.: Школьная Пресса, 2005.
5. Л.Н. ЕфименковойКоррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов : пособие для логопеда — М. : Гуманитар, изд. центр
ВЛАДОС, 2006
6. Л.Н.Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», - М.:
«Просвещение», 1991 – 237с.
7. Н.С. Жукова Уроки логопеда. Исправление нарушений речи –
М.:Эскимо, 2008
8. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего
недоазвития речи у дошкольников» - М.: «Просвещение», 1990
9. О.Б. Иншакова Альбом для логопеда – М.:Гуманитар. Изд.центр
ВЛАДОС, 2008
10. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии», М.: ВЛАДОС, 2001

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».