Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____2025г
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога
для обучающихся 8 класса
Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина
г. Реж — 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель: организация специальных образовательных условий.
Задачи:
- Развитие само-восприятия и восприятия других.
- Развитие само-регуляции.
- Формирование социально-эмоциональной коммуникации.
Программа рассчитана на 1 учебный год - 68 учебных часов (2 часа в
неделю.).
В рамках реализации программы коррекционного курса определены
следующие направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня
психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально- личностной и
коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с
окружающими.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных
трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся;
- Формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Комплекс мероприятий программы направлен на коррекцию и развитие
самовосприятия, восприятия других, саморегуляции, формирование социальноэмоциональной коммуникации обучающихся с умственной отсталостью. Данные
факторы показывают уровень социально-психологической адаптированности
подростка. Ожидаемые результаты реализации программы - формирование
личностных ресурсов обучающегося, таких как:
- эмоционально-положительное отношение к обучению;
- способность отвечать за своё поведение;
- самооценка себя и окружающей действительности;
- личная активность, гибкость;
- социальная компетентность;
- самоконтроль, само-регуляция;
- позитивное само-восприятие и восприятие других.
Структура программы:
I.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у
обучающихся положительного эмоционального фона, доверия.
Вводная часть – диагностический этап программы, направленный на
изучение проблемных областей в развитии обучающегося.
II.
Основная часть включает в себя беседы по теме, дискуссии,
обсуждение, психотехнические упражнения, игры и приёмы направленные
на решение основных задач программы.
III. Заключительная часть. Повторная диагностика, подведение
итогов работы. Прослеживание динамики.
Учебно-тематический план
Дата
Модуль
Тема
Кол-во
занятий
I. Знакомство
«Давай познакомимся»
3
II. Развитие
самовосприятия и
восприятия других
«В гармонии с собой и
другими»
20
III. Развитие
саморегуляции
«Расслабляем мышцы»
9
«Моё дыхание»
4
«Релаксация. Образное
воображение»
10
IV. Формирование
«Преодолеваем трудности
социальноэмоциональной в общении».
коммуникации
20
V. Подведение итогов.
2
Итого:
№
1
2
Рефлексия.
68
План программных мероприятий.
Тема
Всего
Содержание занятия
часов
Давай познакомимся
2
1. Психологическая диагностика.
1
1. Беседа по теме
2. Упражнение «Представление».
3. Техника «Кто я?»
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
1
1. Беседа «Как я изменился летом?»
Развитие
самовосприятия и
2. Образ и пластика настроения.
восприятия
3. Подведение итогов.
других.
4. Рефлексия.
1
1.Беседа «Кто я?»
В гармонии с собой и
2. Игра «Я люблю себя за»
другими.
3. Подведение итогов
4. Рефлексия.
1
1. Беседа, обсуждение «Расту =
взрослею?»
2. Упражнение «Портрет моего
хорошего Я».
3. Подведение итогов
4. Рефлексия
1
1. Беседа «Мои способности»
2. Упражнение «Тетрадь моих
достижений».
3. Подведение итогов
4. Рефлексия.
1
1.Беседа, обсуждение «Мои поступки»
2. Игра «Поступает хорошо, поступает
скверно».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.Подведение итогов
4.Рефлексия.
1. Притча «Ворона и
павлин»
Носсората Пезешкеяна.
2. Обсуждение
3. Подведение итогов
4. Рефлексия.
1. Беседа «Мои интересы»
2. Игра «Помогу другому».
3. Подведение итогов
4. Рефлексия.
1.Беседа «Мой внутренний мир»
2.Упражнение «Эмоции героев»
3.Подведение итогов. Рефлексия.
1.Беседа «Мой путь к успеху»
2. Игра «Заслуженная награда»
3.Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Уникальность внутреннего
мира»
2. Упражнение «Мой портрет в лучах
солнца».
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Я люблю себя»
2. Упражнение «Письмо себе
любимому».
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа
2. Упражнение «Лабиринты».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Я умею фантазировать»
Упражнение «Дорисуй девятое»
2. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Мой внутренний мир и мои
друзья»
2. Упражнение «Какие
мы в
общении?»
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1
1
1
1
1
1
3
Развитие
саморегуляции.
1
Расслабляем
мышцы.
1
1
1. Сказка «Болельщики
закрытого
города».
2. Обсуждение.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Сказка «Жили были два микроба»
С.Казарян.
2. Обсуждение
3. Упражнение «Какие
мы все
разные!»
4. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Мои друзья – девочки и
мальчики»
2. Упражнение «Что другие ценят во
мне? Что я ценю в себе?»
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Мой класс»
2. Упражнение «Эмоциональная
гимнастика».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мои одноклассники»
2. Техника «Скульптура эмоций».
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа «Мои одноклассники – какие
они?»
2.Техника «Распознавание эмоций».
3.Подведение итогов. Рефлексия
1. Беседа «Взаимопомощь в классе»
2. Упражнение «Тряпичная кукла и
солдат».
3. Подведение итогов. Рефлексия
1. Беседа «Какие ученики мои
одноклассники?»
2. Упражнение «Насос и резиновая
кукла».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Лидерство в классе»
2. Упражнение «Расслабление глаз».
3. Рефлексия.
1
1
1
1
1
1
Моё дыхание.
1
1
1
Релаксация.
Образное
воображение.
1
1.Беседа «Конфликты в классе»
2.Релаксация «Любопытная Варвара»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Настоящий друг»
2. Растяжка «Травинка на ветру»
3. Рефлексия.
1.Беседа «Умею ли я
дружить?»
2. Релаксация «Пляж»
3. Рефлексия.
1.Беседа «Трудности в
отношении с друзьями»
2. Релаксация «Поза покоя»
3. Рефлексия.
1.Беседа «Ссора и драка»
2. Релаксация «Олени»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Что такое
сотрудничество?»
2. Релаксация «Кораблик»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мое детство»
2. Упражнение «Медленное дыхание».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мое настоящее»
2. Упражнение «Стабилизирующее
дыхание».
3. Упражнение «Энергетизирующее
дыхание»
4. Рефлексия.
1. Беседа «Мое будущее»
2. Упражнение «Надуваем воздушный
шарик».
3. Упражнение «проветриваем
лёгкие».
4. Рефлексия.
1. Беседа «Мой будущий дом»
2. Упражнение «Жили
в
квартире
44…»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Моя будущая профессия»
2. Упражнение-медитация
«Скрещенные руки».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мое близкое будущее»
2.Упражнение «Мысленный портрет»
3. Рефлексия.
1.Беседа Что нового меня ждет?»
2.Упражнение «В фокусе цветок»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Я умею понимать другого»
2. Упражнение-медитация «Тёплый,
как солнце, лёгкий, как дуновение
ветерка».
3. Рефлексия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Беседа «Я умею договариваться с
людьми»
2.Упражнение-медитация «Водопад»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мы умеем действовать
сообща»
2. Упражнение «Пять этажей».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Что такое коллективная
работа?»
2. Упражнение «Вещи,
дарящие
радость».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Я умею слушать других»
2. Игра «Дотянись до звёзд».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Я умею быть
доброжелательным»
2. Игра «Спокойное
место
для размышлений».
3. Рефлексия.
1
4
в1
Формирование
социальноэмоционал
ьной коммуникации. 1
Преодолеваем
трудности в общении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Беседа «Какие качества нам нравятся
друг в друге?»
2. Упражнение «Моё личное место».
3. Рефлексия.
1. Упражнение «Рассказ по картинке»
2. Рефлексия.
1. Техника «Яблоко»
2. Рефлексия.
1. Упражнение «В тридевятом
царстве».
2. Рефлексия.
1. Упражнение «Рисуем мультфильм»:
«События дня».
2. Рефлексия.
1. Беседа «Эмоции»
2. Упражнение «Раскрашиваем
чувства».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Я
умею
просить
прощение».
2. Сказка «Принц
Эдгар»
М.Доброневский.
3. Рефлексия.
1. Упражнение «Рисуем символами и
абстракциями».
2. Рефлексия.
1. Беседа «Нравственные ценности».
2. Рефлексия.
1. «Нарисуй свой страх».
2. Упражнение «Снятие эмоционального
напряжения»
3. Рефлексия.
1. Упражнение «В тридевятом
царстве».
2. Рефлексия.
1. Беседа «Я и мои родители»
2. Упражнение «Рисуем мультфильм»:
«Мои чувства сегодня».
3. Рефлексия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Беседа «Почему родители наказывают
детей?»
2. Упражнение «Я умею понимать
другого».
3. Сказка «Путевые заметки
ОлеЛукойе» О. Юхман.
4. Рефлексия.
1. Сказка «Чтобы
тебя любили»
Н.Орешкина.
2. Рефлексия.
1. Беседа «Я умею сочинять»
2. Упражнение «Как мы переживаем
эмоции?»
3. Рефлексия.
1. Беседа «Мои мечты»
2. Упражнение «Мы умеем выражать
эмоции».
3. Игра «Калейдоскоп чувств».
4. Рефлексия.
1. Беседа «Что такое лень?»
2. Упражнение «Нарушение прав».
3. Рефлексия.
1. Беседа «Фантазия и ложь»
2. Упражнение «Самый – самый».
3. Упражнение «Я ценю себя».
4. Рефлексия.
1. Беседа «Хорошие качества людей»
2. Упражнение «Радость».
3. Упражнение «Гроза».
4. Рефлексия.
1. Беседа «Мы испытываем разные
чувства»
2. Упражнение «Удивление».
3. Упражнение «Кто я?» (подражание).
4. Рефлексия.
1
5
Подведение итогов
2
1. Упражнение «Банк переживаний».
2. Упражнение «На ошибках учатся»
3. Рефлексия.
1. Психологическая диагностика.
2. Мнение подростка по
поводу
занятий.
3. Пожелания друг другу.
.
Список литературы
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
2. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". М.: Цитадель, 1999.
3. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на Дону: "ФЕНИКС", 2007.
4. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". - КЛИО, 1997.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная
диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского.
В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ,
2004.
8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры,
упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль:
"Академия развития", 2006.
10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга.
Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб:
Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
12. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я». - М.: Генезис, 2020.
1.