Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для 7 классов на 2025-2026 год, педагог-психолог Дунина А.В.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____2025г

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога
для обучающихся 7 класса

Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина

г. Реж — 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель программы:
Формирование психологического базиса для полноценного развития
личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления
недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего
развития учащихся.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение
регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование
адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным
нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными
и невербальными средствами передачи информации, умение общаться
поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный год - 68 учебных часов (2 часа в
неделю.).
В рамках реализации программы коррекционного курса определены
следующие направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня
психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и
коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с
окружающими.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных
трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление

проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся;
- Формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Комплекс мероприятий программы направлен на коррекцию и развитие
самовосприятия, восприятия других, саморегуляции, формирование социальноэмоциональной коммуникации обучающихся с умственной отсталостью. Данные
факторы показывают уровень социально-психологической адаптированности
подростка.
Ожидаемые результаты реализации программы - формирование
личностных ресурсов обучающегося, таких как:
- эмоционально-положительное отношение к обучению;
- способность отвечать за своё поведение;
- самооценка себя и окружающей действительности;
- личная активность, гибкость;
- социальная компетентность;
- самоконтроль, само-регуляция;
- позитивное само-восприятие и восприятие других.
Структура программы:
I.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у
обучающихся положительного эмоционального фона, доверия.
Вводная часть – диагностический этап программы, направленный на
изучение проблемных областей в развитии обучающегося.
II.
Основная часть включает в себя беседы по теме, дискуссии,
обсуждение, психотехнические упражнения, игры и приёмы направленные
на решение основных задач программы.
III. Заключительная часть. Повторная диагностика, подведение
итогов работы. Прослеживание динамики.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема
занятия

1-6

712

1318

Колво
часо
в

Содержание

Коррекционноразвивающие задачи

Входная
диагностика

6

Диагностика
актуального
уровня
развития психических
процессов
относительно нормы

Начало года

6

Пакет методик патопсихологического
обследования (альбом А.Р. Лурия:
обобщение понятий, противоположные
понятия, сравнение понятий; таблицы
Шульте, счёт по Э. Крепелину, общая
осведомлённость
Д.
Векслера,
Исключение
слова
Р.
Амтхауэра;
Исключение предметов Б.В. Зейгарник,
Простые аналогии У. Гордона, Толкование
пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные
методики исследования эмоциональноволевой сферы (тест М. Люшера,
Несуществующее
животное
М.
З.
Дукаревич, тест «Дерево с человечками»
Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г.
Щура)
Приветствие. Беседа «как начался год?»
Беседа. Обсуждение.
Как прошло лето. Давайте знакомиться с
собой и друг с другом (рассказ о себе или о
друге по плану: внешний вид, здоровье,
черты характера, мои привычки, что мне
интересно, что я не люблю, что мне
хочется во взрослой жизни). Рефлексия.
Темы занятий:
1.Я Умею фантазировать!
2.Мои сны.
3.Я умею сочинять!
4.Мои мечты.
5.Фантазия и ложь
6.Мои мысли.
Понятия: Развитие мышления. Развитие
операций обобщения. Практическая
работа: упражнения: «Найди образец»;
«Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;
«Составление разрезных картинок»;
«Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и
запомни»; «Придумай предложение с
заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи слово».
Рефлексия

Наши
мысли

6

Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков, гармонизация
эмоционального
состояния
Развитие способности
к
классификации,
абстрагированию,
навыков
эмоционально-волевой
саморегуляции

19- Взаимосвязи
24

Темы занятий:
1.Я и моя школа
2.Я и мои родители
3.Я умею просить прощения
4.Настоящий друг
5.Ссора и драка
6.Я умею договариваться с людьми
Практическая работа: «Посмотри и
запомни»; «Четвертый лишний»; «Что
изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди
пару». Отработка навыков посредством
упражнений. Рефлексия о результатах.
Рефлексия настроения и общения
Беседа «как твои дела?».
Понятия:
зрительные,
слуховые,
двигательные, тактильные, обонятельные,
осязательные,
вкусовые ощущения,
восприятие. Изучение предметов быта,
материалов.
Рефлексия настроения

6

2530

Сенсорика

3136

Динамика

6

3744

Отгадай-ка

8

6

Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков.
Развитие
умения устанавливать
связи
между
понятиями, операций
анализа и синтеза.
Развитие способности
к
классификации,
абстрагированию
Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков, гармонизация
эмоционального
состояния,
сенсомоторное
развитие,
сенсорные эталоны

Таблицы Шульте, счёт по Э. Крепелину, Промежуточная
простые аналогии У. Гордона, рисунок диагностика
актуального
уровня
«Несуществующее животное» или др.
развития психических
процессов
относительно нормы,
сравнение с входными
данными и
результатами
наблюдения
Беседа «как твоё настроение?»
Развитие способности к
Практическая работа:
классификации,
упражнения:
«Найди
образец»;
абстрагированию,
«Отгадай слово»; «Продолжи ряд»;
навыков
«Составление разрезных картинок»;
эмоционально-волевой
«Пятый
лишний»;
«Букет»;
саморегуляции.
«Посмотри и запомни»; «Придумай
Развитие
предложение с заданным словом»;
эмоционально-волевой
«Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»;
сферы,
«Продолжи слово».
коммуникативных
навыков

4550

Концентрация

6

5156

Шестое
чувство

6

57- Вспомнить
62 всё

6

Игры - тесты на изучение образной,
словесной, логической памяти. Примеры
проявления памяти при запоминании,
узнавании
и
воспроизведении
различного по содержанию материала.
Индивидуальные особенности памяти у
учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с
опорой и без опоры.

6

Пакет методик патопсихологического
обследования (альбом А.Р. Лурия:
обобщение понятий, противоположные
понятия, сравнение понятий; таблицы
Шульте, счёт по Э. Крепелину, общая
осведомлённость
Д.
Векслера,
Исключение слова Р. Амтхауэра;
Исключение предметов Б.В. Зейгарник,
Простые
аналогии
У.
Гордона,
Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);
Проективные методики исследования
эмоционально-волевой сферы (тест М.
Люшера, Несуществующее животное М.
З.
Дукаревич,
тест
«Дерево
с
человечками» Д. Лампена, методика
«Лесенка» В.Г. Щура)

6368

Итоговая
диагностика

Индивидуальные особенности внимания.
Упражнения на развитие внимания и
анализ
ситуаций
с
проявлением
внимательности как свойства личности:
"Лабиринт", "Графический диктант",
"Корректурная проба", "Что изменилось
в
рисунках",
"Путаница",
"Кто
воспитаннее" и т. д.
Психологические игры - тесты на
изучение
зрительных,
слуховых,
двигательных, тактильных и др.,
ощущений и восприятий. Упражнения на
развитие ощущений и восприятий
различной модальности.

Развитие
произвольного
внимания и поведения,
эмоциональноволевой
саморегуляции,
коммуникативных
навыков
Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков.
Развитие
способности
к
классификации,
абстрагированию,
навыков
эмоционально-волевой
саморегуляции
Развитие
памяти,
применение
качеств
внимания,
общей
осведомлённости.
Развитие способности к
классификации,
абстрагированию,
навыков

Диагностика
актуального
уровня
развития психических
процессов
относительно нормы,
сравнение с входными
и
промежуточными
данными, результатами
наблюдения, успехами
у других специалистов
и учителей

Список литературы
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
2. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". М.: Цитадель, 1999.
3. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на Дону: "ФЕНИКС", 2007.
4. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". - КЛИО, 1997.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная
диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского.
В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ,
2004.
8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры,
упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль:
"Академия развития", 2006.
10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга.
Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб:
Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
12. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я». - М.: Генезис, 2020.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».