Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____2025г
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога
для обучающихся 6 класса
Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина
г. Реж — 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель программы:
Формирование психологического базиса для полноценного развития личности
ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков
интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным
поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу
диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный год - 68 учебных часов (2 часа в неделю.).
Структура программы
Программа состоит из трех основных блоков:
1. «Личность» - направлен на осознание обучающимися своих личностных
особенностей и оптимизацию отношения к себе;
2. «Деятельность» - осознание себя в системе учебной деятельности;
3. «Общение» - осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Структура занятия
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся
определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной
части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.
Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания,
используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности,
выполнять творческие упражнения.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия, обсуждение результатов
работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении
заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем
же они занимались и чему научились на данном уроке.
Планируемые результаты
В результате обучения будут сформированы следующие умения:
умение анализировать особенности своего характера; характеризовать другого
человека, его поступки; анализировать отношение других людей к самому себе;
анализировать мотивы своего и чужого поведения; организовывать поведение в
социальных ситуациях разного типа; предупреждать и разрешать конфликты; выявлять
причины, управлять своим настроением; регулировать свое поведение и поступки;
определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели; умение
выбирать свою будущую профессию.
В программе предлагаются следующие методы:
Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа,
объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.
Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частичнопоисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм,
анализ конкретных ситуаций.
Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.
Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы
аутотренинга.
Календарно – тематическое планирование
№
Разделы
1
Вводное
занятие
2
Общение
3
4
Ощущение и
восприятие
Внимание
Тематика
Всего Из них
количе
ство
часов
Формы
контроля
теория
практика
2
1
1
Язык жестов и движений
(пантомимика).
4
2
2
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Язык эмоций и чувств
(мимика).
6
3
3
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Мое настроение.
2
1
1
Деловое общение.
2
1
1
Целостность восприятия.
2
1
1
Восприятие времени и
пространства.
2
1
1
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Устойчивость внимания.
4
2
2
Развивающие
игры
Переключение внимания.
4
2
2
Развивающие
игры
5
6
7
Распределение внимания.
4
2
2
Объем внимания
4
2
2
Полнота и точность
представлений.
4
2
2
Зрительная и слуховая память. 6
3
3
Продуктивность запоминания. 4
2
2
Логическая память.
4
2
2
Развитие словеснологического 4
мышления
2
2
Развитие мыслительных
операций
4
2
2
Решение логических задач
4
2
2
Мои
достижения
2
1
1
Всего
68
34
34
Память
Мышление
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Развивающие
игры
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Развивающие
игры
Развивающие
игры,
проверочные
упражнения
Содержание.
Тема 1 «Вводное занятие» 2 часа (1/1)
Понятия:
Психика и мозг человека.
Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану:
внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не
люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
Тема 2 «Общение» 14 часов (7/7)
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия:
"Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот",
"Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .
Тема 3 «Ощущение и восприятие» 4 часа (2/2)
Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные,
осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных,
тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие
ощущений и восприятий различной модальности.
Тема 4 «Внимание» 16 часов (8/8)
Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный
человек.
Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и
непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости,
распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и
невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на
развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства
личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось
в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
Тема 5 «Память» 18 часов (9/9)
Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание,
сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие,
смысловая связь, последовательность, понимание.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры
проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по
содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение
конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых
связей и их последовательности;
понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»;
«Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и
сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»;
«Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
Тема 6 «Мышление» 12 часов (6/6)
Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;
«Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь,
рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Тема 7 «Мои достижения» 2 часа (1/1)
Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что
изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару».
Список литературы
1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС,
2003
2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель,
1999.
4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС",
2007.
5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников".
- КЛИО, 1997.
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в
сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. М.: Новая школа, 1994.
8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения,
техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия
развития", 2006.
11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить,
оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК,
2009.
12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович,
1998 г.
14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового
взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 г.
16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". М.: 1995.
17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары:
"КЛИО", 1994.
18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997